Урок по обществознанию «Защита прав потребителя», 9 класс
Беседа с классом Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с законами, которые защищают наши права в сфере покупки товаров. Тема нашего урока «Защита прав потребителя». Наверное, каждый из нас, когда-то сталкивался с проблемой некачественных товаров (просроченные продукты питания, брак в одежде и др.). Кто-то может привести свой личный опыт? Высказывания учеников (2-3) Как вы выходили из сложных ситуаций? Хорошо, если вы доказали свои права, но могло быть и по другому, каждый из нас не зная своих прав может пострадать. 2 слайд с эпиграфом Беседа с классом Озвучить эпиграф : «У каждого из нас есть три пути, чтобы поступать мудро и правильно: Первый самый благородный – это размышление, Второй самый легкий – это подражание, Третий самый горький – это опыт. Как это высказывание Конфуция связано с тем, о чем мы с вами говорим? Чтобы не иметь горького опыта в потреблении некачественных товаров, нужно сначала подумать. Как вы думаете, каковы будут цели нашего урока. Сегодня на уроке мы должны: Сформировать представление о правовом статусе потребителя в РФ. Усвоить навыки самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами и научиться применять их при решении практических задач. Давайте запишем план нашего урока — Сначала выясним, что означают понятия «потребитель» Для этого обратимся к Преамбуле Закона о защите прав потребителя. Скажите, будет ли потребителем человек, который купил вещи или продукты для продажи? Нет, потому что потребитель использует их для собственного потребления. Запишем это определение в тетрадь. Кто является противоположной стороной отношений? Продавец и изготовитель. Запишем и это определение. Закрепим сказанное интерактивным заданием у доски. (Схема права потребителя) Почему в Законе говорится о потребителе, как об отдельном лице, гражданине и ничего не сказано об организации? Потому что интересы организации защищает юрист, а потребитель сам защищает свои интересы. Поэтому государство предоставляет нам дополнительные способы защиты. Гарантии соблюдения прав потребителей зафиксированы в ряде нормативно-правовых актов: Гражданском кодексе РФ, Законе о защите прав потребителей. Также в нашем государстве созданы специальные организации, призванные осуществлять контроль за соблюдением этого законодательства: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), ее региональные управления (в нашем городе Торговый отдел) Если вы столкнулись с мошенничеством, обращайтесь в УБЭП, Управление по борьбе с экономическими преступлениями. Если вы не можете узнать адрес и реквизиты предприятия, работа которого вызвала нарекания – обращайтесь в налоговую инспекцию. Некачественные продукты питания необходимо отправить на экспертизу в СЭС – Санитарно-эпидемиологическую станцию. Туда же нужно обращаться, если в магазине, ресторане и прочих общественных местах вы обнаружили антисанитарную обстановку – грязь, мусор, продукты гниения, следы пребывания грызунов. Давайте попробуем разобраться с текстом закона «О защите прав потребителя» Практическая работа №1 Выполняется у доски детьми, которые по желанию подходят к доске и отвечают на вопросы, используя гиперс. Другие ребята могут помогать отвечать с места. товар, работа, услуга, при обычных условиях их использования, должны быть безопасны для жизни потребителя и окружающей среды, а также не должны причинять вред имуществу потребителя)(СТ 7) (потребитель имеет право на информацию (СТ 8) об изготовителе и продавце реализуемых товаров, о самих товарах, о месте изготовления, о режиме работы продавца. Информация должна быть переведена на русский язык 6) ( ст.15, 17 ЗПП-судебная защита, штраф в размере цены иска, компенсация морального вреда) После обсуждения пок слайды «Права потребителя», «Обязанности потребителя», можно записать (по времени) Практическая работа №2. Вижу, вы хорошо справляетесь с этой работой. Теперь задание сложнее Научимся применять свои знания на практике. Решить вместе 2 задачи, отображенные на слайдах. Потом уч-ки решают самостоятельно. (2 зад) В это время индивидуальное задание: «Экспертная комиссия» чтение этикеток, выяснение наличия в них консервантов.(2 ученика) Выбор учеников, выполнение задания. Обсуждение результатов работы. Сначала на местах, потом с этикетками. Про вредные добавки в конце (самое последнее). Обозначить на слайде, какие заболевания вызывают консерванты. Закрепление полученных знаний Молодцы, вы хорошо справились со всеми заданиями. Давайте выясним, справились ли мы с целями, поставленными перед нами в начале урока. Мы выяснили, кто такой «потребитель» и «продавец». Познакомились с правовым статусом потребителя. Научились «читать» Закон о правах потребителя и применять его на практике. Оцените, пожалуйста, сегодняшнее занятие в листах рефлексии у вас на столах. Нужно ответить на поставленные там вопросы, это не займет много времени. Возвратиться к целям Одна группа (Даньшина и др.) – Узнать как обстоят дела в магазинах города с реализацией хлебобулочных изделий: свежий ли хлеб, есть ли информация о дате выпечки, кто изготовитель? Вторая группа — проверить наличие в магазинах города « Уголков потребителя». Выяснить указаны ли там телефоны и адреса служб защиты прав потребителей, дадут ли Вам книгу жалоб. Всем спасибо за внимание. Не забывайте, если законами не пользоваться, они перестают действовать. 10 апреля Васильев, ремонтировавший свой автомобиль, приобрел в магазине «Автозапчасти» две шаровые опоры, механизм рулевого управления, а также чехлы для сидений. Разобрав автомобиль и попытавшись установить приобретенные узлы, он выяснил, что шаровые опоры имеют нестандартный размер, а потому не могут быть установлены даже с помощью кувалды. Рулевой механизм также не подошел, поскольку был рассчитан на автомобиль более позднего года выпуска. Также Васильеву не понравились и чехлы для сидений, поскольку выяснилось, что их материал и расцветка не соответствует отделке салона. 24 апреля Васильев принес шаровую опору и рулевой механизм обратно и попросил их обменять. Однако продавец отказался произвести обмен, поскольку на шаровой опоре были видны следы от кувалды, а значит, опора уже была в употреблении. Рулевой механизм, по мнению продавца, был исправным, а потому оснований для его обмена не было. 25 апреля Васильев также попросил обменять ему чехлы для сидений на другие, однако вновь получил отказ. Васильев предъявил соответствующие требования с суд. Имеет ли право Васильев на обмен указанных товаров? Какие права имеет покупатель в случае обнаружения недостатка товара? Какая ответственность может быть возложена на магазин в случае неудовлетворения требований Васильева. ( Подсказка: см. ст. 25 ЗПП и 502 ГК РФ) Урок мне понравился, потому что… Мне показалось важным… Сегодня я научился… Самым интересным было… Универмаг продал Елисееву пианино с обязательством доставить его на квартиру покупателя. При перевозке пианино попало под сильный дождь, и было испорчено. Покупатель отказался принять пианино и потребовал возвратить деньги или доставить другой, исправный инструмент. На свое заявление Елисеев получил от администрации ответ, в котором указывалось, что покупатель, выбрав в магазине пианино и уплатив за него деньги, стал его собственником и поэтому сам должен нести последствия порчи инструмента от случайных причин. В поданном в суд исковом заявлении Елисеев просил взыскать с магазина в его пользу стоимость пианино или обязать магазин доставить другое пианино, т.к. свои обязательства по договору магазин мог считать выполненным лишь с момента надлежащей доставки вещи в квартиру. Универмаг со своей стороны просил суд обязать Елисеева принять купленное пианино. В какой момент у покупателя по договору купли – продажи возникает право собственности на товар? Можно ли считать магазин исполнившим обязанность по передаче товара покупателю? Какие требования может предъявить Елисеев к универмагу? Какие меры ответственности могут быть приняты к магазину в случае неудовлетворения требований потребителя; в случае несвоевременного удовлетворения требований потребителя? Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_po_obshestvoznaniyu_zashita_prav_potrebitelya_9_152256.html Итоговый урок-практикум по обществознанию: «Потребитель и его права»Для дошкольников и учеников 1-11 классов Рекордно низкий оргвзнос 25 Р. Итоговый урок-практикум по обществознанию: «Потребитель и его права» Цель: 1.Обобщить знания уч-ся по правам потребителя 2.Проверить умения уч-ся составлять исковые заявления, решать задачи. «Иванова Н. приобрела холодильник «ЗИЛ». Но он несколько раз ломался, и она была вынуждена обращаться в ремонтную мастерскую. Однако холодильник все равно не работал. Иванова обращалась в магазин с просьбой заменить ей холодильник на новый, но никто ее требований не выполнил. Тогда Иванова Н. подала в суд иск к производственному объединению «ЗИЛ», которое выпускает эти хо лодильники, с требованиями о замене холодильника и взыскании денежной компенсации за просрочку выполнения тре бования о замене товара ненадлежащего качества, а также о возмещении ей морального вреда. Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, удов летворил все требования Ивановой Н., учитывая, что граж данка Иванова, будучи в преклонном возрасте, неоднократно обращалась в мастерскую по поводу ремонта холодиль ника и в течение длительного времени была лишена возможности им пользоваться, что привело к ряду неудобств в хранении продуктов питания». Составьте исковое заявление на данный судебный случай. 10 апреля Васильев, ремонтировавший свой автомобиль, приобрел в магазине «Автозапчасти» две шаровые опоры, механизм рулевого управления, а также чехлы для сидений. Разобрав автомобиль и попытавшись установить приобретенные узлы, он выяснил, что шаровые опоры имеют нестандартный размер, а потому не могут быть установлены даже с помощью кувалды. Рулевой механизм также не подошел, поскольку был рассчитан на автомобиль более позднего года выпуска. Также Васильеву не понравились и чехлы для сидений, поскольку выяснилось, что материал и расцветка не соответствуют отделке салона. 24 апреля Васильев принес шаровую опору и рулевой механизм обратно и попросил их обменять. Однако продавец отказался произвести обмен, поскольку на шаровой опоре были видны следы от кувалды, а значит, опора была в употреблении. Рулевой механизм, по мнению продавца, был исправным, а потому оснований для его обмена не было. 25 апреля Васильев также попросил обменять ему чехлы для сидений на другие, однако вновь получи отказ. Васильев предъявил соответствующие требования в суд. Имеет ли Васильев право на обмен указанных товаров? Какие права имеет покупатель в случае обнаружения недостатков товара? Какая ответственность может быть возложена на магазин в случае неудовлетворения требование Васильева? 1) Неустранимый недостаток или недостаток, который не может а) явный недостаток; б) скрытый недостаток; в) существенный недостаток. 2) Купленный миксер не работает при включении. Этот недостаток товара относится к следующему виду: 3) Период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатков изготовитель обязан удовлетворить требования потребителя, — это: а) срок годности; б) гарантийный срок; 4) Требования о соразмерном уменьшении покупной цены подлежат удовлетворению: а) в течение 10 дней со дня предъявления требования; б) в течение 20 дней со дня предъявления требования; в) в течение 30 дней со дня предъявления требования. 5) Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, в) верно отчасти. 6) Срок годности устанавливается на: а) сложную бытовую технику; в) парфюмерно-косметические товары. 7) Мама купила дочери в подарок туфли, но они оказались малы. б) 14 дней, не считая дня покупки; в) 20 дней, не считая дня покупки. 8) Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены а) 7 дней со дня предъявления требований потребителем; б) 20 дней со дня предъявления требований потребителем; 9) Информация о товарах доводится до сведения потребителей следующими способами: б) иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг); в) в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам); д) Верно все вышеперечисленное. 10) Требования потребителя в случае обнаружения им недостатков товара о замене такого товара продавец (изготовитель) обязан а) 7 дней со дня предъявления требований; б) 10 дней со дня предъявления требований; в) 14 дней со дня предъявления требований. 11) Гарантийный срок на женские сапоги исчисляется с момента: б) наступления соответствующего сезона; в) продажи товара. 12) Размер компенсации морального вреда определяет: 13) При подаче искового заявления в суд федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей, их ассоциации, союзы по искам, предъявляемым в интересах потребителя, групп потребителей: а) платят 50% государственной пошлины; б) оплачивают ее полностью; в) освобождаются от уплаты государственной пошлины. 14) Предписания и постановления о наложении штрафов федеральными органами исполнительной власти могут быть обжалованы а) одного месяца; б) шести месяцев; 15) Моральный вред — это: а) устойчивые физические страдания или нравственные переживания, вызванные нарушением здоровья, невосполнимыми имущественными потерями и т. п.; б) временные физические страдания, вызванные нарушением здоровья; в) временные нравственные переживания, вызванные невосполнимыми имущественными потерями. 16) Единственное специальное издание для потребителей в России, которое не содержит рекламы: а) журнал «Потребитель»; б) газета «Покупатель»; 17) Иск предъявляется в суд по месту: а) жительства истца; б) нахождения ответчика; в) причинения вреда. г) Верно все вышеперечисленное. Что вы будете делать, если: купленная вещь не подошла по размеру; вам был продан товар с недостатком; возник спор о причине недостатка между покупателем и продавцом; вам вовремя не сдали строительный объект; в указанный срок не отремонтировали обувь; в магазине отказались принять товар обратно; вам предлагают заплатить за разбитую при осмотре вазу (в то время, когда вам ее передавали); фирма не выполнила условия договора, указанные в рекламном объявлении; при подаче искового заявления в суд о нарушении ваших прав взимают госпошлину; часы, которые вы сдали в ремонт, пропали; рейс самолета задержан и вы можете опоздать на конференцию; без предупреждения отключили горячую воду на неопределенный срок; вы вызвали скорую помощь и за оказанную услугу (укол) вас просят заплатить; при выборе платного учебного заведения в рекламном объявлении вы прочитали о том, что вуз не выдает дипломы государственного образца; туристическая фирма не выполнила свои обязательства (вы проживали не в том классе гостиницы, отсутствовали обещанные услуги и т. д.); вы не согласны с решением суда? Если вы ответили на все 16 вопросов, ваша оценка — «отлично», 10—15 вопросов — «хорошо», 8—10 вопросов — «удовлетворительно». Источник статьи: http://infourok.ru/itogoviy-urokpraktikum-po-obschestvoznaniyu-potrebitel-i-ego-prava-3824230.html |