9 сентября 1970 года начался серийный выпуск автомобилей ваз 2101 жигули

Копейке-50 лет! Полная история создания

19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули»

ВАЗ-2101 — это больше, чем просто машина, это легендарный «народный» автомобиль, давший возможность простым людям в СССР почувствовать свободу передвижения на новом уровне комфорта.

16 августа 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей, в его рамках был утвержден проект строительства автозавода на территории СССР .

Многие считают, что ВАЗ-2101- это полная копия Fiat 124, признанная в 1967 году европейским «Автомобилем года», но это не так.

Первые образцы Fiat 124 , полученный из Италии в 1966 году, начали сыпаться на дорогах Дмитровского полигона.

В результате испытаний, при езде по булыжникам не выдержал кузов, появлялись трещины в местах соединения крыши и стоек, износились резиновые изделия передней подвески. Из-за песка, которым посыпали зимой дорогу, тормозные колодки задних дисковых тормозов изнашивались очень быстро, дорожный просвет был недостаточным для наших дорог.

Испытания «итальянца», показали, что автомобиль требует доработки к нашим условиям.

Главное разногласие между советскими инженерами и представителями Fiat, коснулось расположения распределительного вала. В двигателе Fiat 124 распредвал располагался в блоке цилиндров, в то время советские специалисты, уже испытали первые образцы двигателей «412» для «Москвич» с верхним распределительным валом, которые продемонстрировали отличный результат.

Читайте также:  Нужно ли регистрировать автомобиль при перепродаже

Этим как раз и объяснялось категорическое нежелание отечественных инженеров устанавливать двигатель с устаревший конструкцией.

Кстати, принятая в итоге конструкция с верхним распределительным валом давала хорошую динамику, но имела конструктивные просчёты, ресурс «распредвала» истекал к 70-80 тысячам километров, при этом на «Москвичах» распредвалы служили столько же, сколько и сам двигатель. Со временем Автоваз внёс изменения в технологию изготовления и обработки деталей, благодаря которым в начале 1980-х годов ресурс распредвала стал равен официальному моторесурсу всего двигателя в 125 тысяч километров.

В итоге итальянские и советские специалисты за четыре года совместной работы, внесли около 800 изменений в конструкцию Fiat 124, в итоге которого получился серийный ВАЗ-2101.

Жигули получил более усовершенствованный мотор, усиленный кузов, задние барабанные тормоза, усиленную подвеску с увеличенным дорожный просвет, усовершенствован карданный вал, доработано сцепление и механическая коробка передач.

Благодаря этим доработкам, автомобиль адаптировался к нашим дорогам и климатическим условиям.

Два главных отличия между ВАЗ и Fiat — это конструкция двигателя и замена дисковых задних тормозов на барабанные.

ВАЗ-2101 был более комфортным для водителя и пассажиров, чем «Москвич». Более доступным по цене, чем «Волга» и намного вместительным, чем герой анекдотов «Запорожец».

В августе 1970 года, когда началось серийное производство ВАЗ-2101 , изготовление всех деталей в СССР еще не было налажено, поэтому автомобили первых лет выпуска укомплектовались деталями иностранного производства.

Отличительная внешняя особенность первых экземпляров ВАЗ-2101, это круглое зеркало, расположенное на крыле и «полумесяцы» между решеткой радиатора и ободками фар.

С 1970 по 1971 года первые модели ВАЗ-2101 , оснащались более угловатыми «клыками» бамперов производства Fiat , а также итальянским стартером, генератором, рулевым редуктором и домкратом.

В тот же период, автомобили укомплектовывались напольной педалью газа, фонарём подсветки заднего номера, задними катафотами и накладкой руля производства итальянской фирмы Stars . Из Италии в СССР, также поступали фары Carello , стеклоочистители Magnetti Marelli, карбюратор Weber . Со временем количество иностранных комплектующих заметно снизилось, в основном их использовали для экспортных Жигулей .

Оставаясь в одном классе, две отечественные модели «Жигули» и «Москвич» не составляли друг другу конкуренции, машина из Тольятти была комфортабельнее и быстроходнее, а из Москвы и Ижевска — более выносливой и неприхотливой.

Автоваз опередил Tesla ещё в 1980-1981 годах, выпуском опытно-промышленной партии электроавтомобилей с обозначением 2801.

Электромобиль , на базе серийного универсала ВАЗ-2102 , представлял собой закрытый двухдверный фургон с гофрированными филенками вместо задних окон. Мощность электродвигателя составляла 25 кВт , который питался от никель-цинковых аккумуляторных батарей ёмкостью 125 А·ч общим весом 380 кг , установленных на дополнительную алюминиевую раму.

Запас хода ВАЗ-2801, составлял вполне приличные даже по современным меркам 130 км, при этом фургон грузоподъемностью 320 кг мог развивать максимальную скорость 87 км/ч, потом проект посчитали бесперспективным и свернули.

ВАЗ-2101- стал основателем, так называемого «классического» семейства ВАЗ, которое находилось на конвейере до 2012 года.

ВАЗ-2101 , усовершенствованный советскими инженерами Fiat-124 , с двигателем 1,2 литра продержался на конвейере 13 лет, с 1970 до 1983 года.

ВАЗ-21011 , как бы сейчас написали, рестайлинговая версия ВАЗ-2101 , производилась паралельно с 1974 году и просуществовала до 1983 года.

Усовершенствованная версия получила более мощный 69 -сильный двигатель рабочим объёмом 1,3 литра. Внешне, отличалась решёткой радиатора с более частыми вертикальными прутьями, в нижней части панели передка появились четыре дополнительных прорези, для лучшего воздухопритока к радиатору системы охлаждения, в последствии появились на ВАЗ-2101 более поздних выпусков.

Бамперы лишились «клыков», а в замен получили по периметру резиновые накладки. На задних стойках кузова расположились отверстия вентиляции салона, которые прикрывали оригинальными решётками.

В задней части автомобиля, отражатели переместились на ставшие плоскими задние фонари, появился фонарь заднего хода, в ВАЗ-2101 он был под бампером и устанавливался только с 1976 года.

Салон получил более удобные по форме передние сиденья и несколько изменённые органы управления. Гофрированные серебристые вставки на приборной панели уступили место вставкам «под дерево», спидометр получил чёрную подложку вместо белой, а руль лишился хромированного кольца и получил надпись «ВАЗ».

ВАЗ-21013 , модель стала на конвейер в 1977 году, главное отличие от ВАЗ-21011 , это двигатель меньшей мощности, с рабочим объёмом 1,2 литра от ВАЗ-2101 , данная модификации «копейки» продержалась дольше всех, вплоть до 1988 года.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/autosoroka/kopeike50-let-polnaia-istoriia-sozdaniia-5e99f9cd2ac69319dfc62c73

Как «копейка» стала народным автомобилем

9 сентября 1970 года – знаменательная дата в истории советского автопрома. В этот день начался серийный выпуск автомобиля ВАЗ-2101, прозванного в народе «копейкой»

Уверенная поступь социализма

Идея о том, что стране необходим большой автомобильный завод, появилась в 1960-е годы, и родилась она на самом верху. Впервые с таким предложением выступил председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин. У части советских людей скопилось большое количество денег, которые не обеспечивались товарами. Власти пришли к выводу, что массовый автомобиль частично решит эту проблему. Была ещё и надежда, что машина будет пользоваться спросом за рубежом, что позволит укрепить валютные запасы.

Первая машина ВАЗ-2101

Поиски партнёров шли непросто, но в результате государственное дело доверили итальянскому концерну Fiat («Фиат»). Его условия оказались самыми выгодными, а ещё положительную роль сыграл тот факт, что в 1966 году «Фиат-124» стал лучшим автомобилем в Европе. Был и ещё один фактор, очень важный в те годы. В Италии всегда было сильное левое движение, особенные симпатии связывали коммунистов обеих стран, и это тоже сыграло роль при определении исполнителя важного правительственного заказа.

Как и положено, сначала в 1966 году ЦК КПСС и советское правительство приняли необходимое решение, а через год, в 1967 году, в Москве был подписан контракт с итальянскими бизнесменами. Концерн «Фиат» должен был создать в Тольятти автозавод с полным производственным циклом. Примечательно, что для стройки выбрали именно этот город. Ранее он носил имя Ставрополь-на-Волге, а в 1964 году был переименован и стал носить имя скончавшегося лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти.

3 января 1967 года началось строительство Волжского автозавода, ставшего Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи молодых людей всего за два года подготовили завод к эксплуатации. Многие строители по окончании стройки стали в дальнейшем автосборщиками. Оборудование для ВАЗа поставили 844 отечественных завода и 900 заводов социалистических стран, а также фирмы Италии, ФРГ, Франции, Англии и других стран.

В результате завод в Тольятти стал самым современным и передовым в СССР, неплох он был и по европейским меркам. Планы у вазовцев были гигантскими – 600 тысяч машин в год. Правда, этого всё равно оказалось мало. Дефицит личных автомобилей в СССР остался. За машиной надо было отстоять в очереди лет 5, да и цена (первоначально 5500 рублей, потом её регулярно повышали «по просьбам трудящихся») кусалась.

Тем не менее 19 апреля 1970 года с главного конвейера сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», а 9 сентября того же года началось массовое производство отечественного автомобиля.

Наша «копейка»

Даже невооружённым глазом было видно, что новая машина внешне не особенно отличается от прототипа из Италии. Разве что массивными клыками бамперов, ручками дверей и, естественно, эмблемой. Но вот внутренности были во многом другие.

Реклама нового автомобиля

Когда завод только начинал строиться, в СССР прошли испытания несколько автомобилей «Фиат-124». Испытания проходили и в Крыму, и Воркуте. Гоняли машины по полной, после чего начал рождаться новый автомобиль «Фиат-124R» (R – значит Russia), который стал значительно отличаться от стандарта. В конструкцию было внесено около 800 изменений. За четыре года (1966–1970) было изготовлено 9 серий и 35 образцов будущих ВАЗ-2101.

Всесторонние тесты и 2,5 млн километров испытаний позволили окончательно добиться оптимального результата. ВАЗ получил более прочный, чем у «Фиата», кузов, новые подвески, увеличенный клиренс. Двигатель тоже претерпел заметные изменения: он превратился из нижневального в верхневальный, машина прибавила в весе и стала на 90 кг тяжелее.

Сбылась мечта советского руководства: автомобиль получил европейский уровень. Модель экспортировалась не только в соцстраны, но и в ФРГ, Австрию, Францию, Швейцарию, Великобританию, Египет и Нигерию. О машинах, которые шли на экспорт, наши автомобилисты могли только мечтать. Они были лучше укомплектованы, да и проверка качества у них была более тщательной. Кстати, в Западной Европе до сих пор остались клубы любителей ВАЗ-2101.

Производство на конвейере

В 1982 году производство ВАЗ-2101 было прекращено, всего было выпущено 4,8 млн разных модификаций «копеек». Новые варианты воплотили в себе лучшие решения инженерной мысли, а некоторые из них были просто уникальны.

Знаменитые «Жигули» первой модели быстро примелькались на дорогах, и «копейка» стала как «народной» машиной, так и престижной: анекдоты в 1970-е годы сочиняли о «запорожцах», а не о вазовской продукции. Теперь не только на «Волге», но и на «Жигулях» могли ездить уважаемые люди. Именно «копейка» стала основной для всего семейства автомобилей ВАЗ. По данным социальных опросов, большинство россиян считает ВАЗ-2101 лучшим отечественным автомобилем XX века.

Источник статьи: http://histrf.ru/biblioteka/b/kak-kopieika-stala-narodnym-avtomobiliem

9 сентября 1970 — Начат серийный выпуск автомобилей «ВАЗ-2101» — «Жигули» («копейка»)

Первый автомобиль – «ВАЗ-2101» («копейка») – сошел с конвейера Волжского автомобильного завода (построенного незадолго до этого события) 19 апреля 1970 года, а 9 сентября того же года начался серийный выпуск автомобилей «ВАЗ-2101».

ВАЗ-2101 «Жигули» – легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан. Эта модель оказалась маленьким шедевром: ни до, ни после «копейки» таких долговечных автомобилей советский автопром создать не смог…

Будучи изначально лицензионной копией иностранной модели «ФИАТ-124», прототип был доработан и адаптирован так, что обрел статус народного автомобиля. «Копейка» быстро стала одним из наиболее распространённых легковых автомобилей в СССР и одним из символов советского автопрома, сыграв важную роль в автомобилизации Советского Союза.

Не случайно заводская статистика знает за «копейкой» достижения, достойные книги рекордов. Капитальный ремонт, согласно испытаниям, требовался лишь после того, как автомобиль проходил расстояние, равное 10-ти путешествиям из Москвы до Владивостока. Есть случаи, когда автомобили «ВАЗ-2101» обходились без капитального ремонта и более 20 лет при постоянной эксплуатации. На спидометрах таких машин от 300 тысяч километров и больше. Они не раз «обогнули земной шар».

За выпуск данной модели в мае 1972 года Волжскому автомобильному заводу была вручена Международная премия «Золотой Меркурий» – своеобразный «Оскар» европейской торговли.

За все время производства (с 1970 по 1983 годы) Волжский автомобильный завод дал жизнь 2 702 657 малолитражкам «ВАЗ-2101».

Автомобили «ВАЗ-2101» неоднократно участвовали в съемках фильмов на различных площадках страны. «Копейку» можно увидеть в кинолентах «Мимино», «Особо опасен» и многих, многих других.

Источник статьи: http://labuda.blog/445067.html

50 лет ВАЗ-2101 «Жигули»

19 апреля 1970 года, с конвейера Волжского автозавода сошли первые автомобили «Жигули». Сегодня в честь полувекового юбилея, мы вспоминаем легенду советского автопрома ВАЗ-2101.

Автомобиль комплектуется двумя металлическими ключами. Один из них открывает замки дверей и багажник (в некоторых случаях, бывало, и пробку бензобака), другой включает зажигание. Мало кто знает, что существовал и третий ключ — для извлечения радиоантенны, расположенной на переднем крыле.

Разумеется, насчёт определения классики многие могут поспорить. Однако, учитывая, что, автомобилю уже 50 лет, а последняя «копейка» сошла с конвейера в 1983 году, не думаю, что сильно ошибёмся, если ВАЗ-2101 назовём классикой. Впрочем, так называли «жигули» уже с 80-х, после выхода на рынок переднеприводных ВАЗ-2108.

Роль одного автомобиля для страны и целой эпохи

Да, «ноль первая» стала эпохальным автомобилем. Можно считать, что именно с неё начался рост автомобилизации советского общества. Она одна взяла на себя почти половину всего производства легковых автомобилей в стране, приблизив мечту о собственной машине к реальности. Если чуть углубиться в статистику, то можно оценить, насколько острым был дефицит машин — в середине 60-х Запорожский автозавод, Московский МЗМА, выпускающий «москвичи» и Горьковский ГАЗ, работая на полную катушку, могли обеспечить СССР с населением 229 миллионов человек всего 201 тысячей легковых автомобилей. В наши дни, к примеру, только в Казахстане официально продаётся 100–160 тысяч новых автомобилей в год. Несложно представить масштабы напряжёнки в то время.

В 1970 году, когда ВАЗ-2101 появился в продаже, он был современен и технологичен. К примеру, «копейка» стала первым массовым советским автомобилем с дисковыми тормозами, пружинной задней подвеской (среди машин заднеприводной компоновки). Кроме того, на ВАЗе впервые была применена электропроводка со штекерами в разъёмах. Да-да, до «жигулей» все соединения в советских машинах держались на … синей изоленте.

Сегодня уже не все могут вспомнить, как выглядит оригинальный ВАЗ-2101, особенно молодёжь. Многие путают «копьё» с «одиннадцатой» моделью и наоборот. Автомобиль, что вы видите на фотокарточках, и есть настоящий 2101. Я бы ещё добавил, что ВАЗ-2101 почти точно повторяет FIAT-124 образца 1966 года — итальянский седан, с которого и началась жизнь «жигулей», но подозреваю, что этим введу в ступор ещё сильнее.

На фото FIAT-124 — отличий, как видно, немного

Классическая форма седана в том виде, в каком его представляли в конце 60-х — начале 70-х годов — почти горизонтальные линии капота и багажника, чётко выведенный трёхобъёмный кузов.

Салон отличался от одноклассников простором. Стараниями итальянских компоновщиков конструкция кузова вышла на новый уровень: внутреннее пространство выросло в ширину, а колёсные арки помаксимуму вынесены за пределы пассажирской зоны — получились довольно большие дверные проёмы и немаленький багажник сзади, а моторный отсек, наоборот, получился компактнее. По моде пятидесятилетней давности ВАЗ-2101 обильно украшен хромированными деталями. Этим металлом покрыты бамперы, ободки фар, дверные ручки, зеркало заднего вида, молдинги на порогах и т. д. Родной хром сохранился до сих пор.

Сильные гены
В мире существует не так много автомобилей, проживших столь долгую и насыщенную жизнь, как ВАЗ-2101. FIAT-124 дал жизнь «жигулям», которые не только сами пожили немало, но ещё и вдохнули жизнь в целый выводок последователей, выпускавшихся вплоть до 2014 года (ВАЗ-2107 в Египте). От «родителей» все они получили шасси, моторы, кузов, но отличались деталями. Им уделим внимание.

В целом сохранность «копейки» можно оценить как почти полную. Почти, потому что краска (такой синий цвет, кстати, называли васильковым) уже неродная, шины менялись и, само собой, другие расходники. Удивительного тут ничего нет: те же шины и эмаль не могут сохранить свои свойства на протяжении более сорока лет. Но при этом я бы обратил внимание, как хозяин трепетно относится к оригинальному виду. К примеру, не стал размениваться на современную резину — стоят «жигули» сегодня на редких узеньких шинах М-145 с клеймом Made in USSR.

ВАЗ-2101 как машина времени

Звук, с которым открывается дверь, уносит куда-то в годы далёкой молодости. Нет современного сочного шлепка, но есть характерный металлический щёлк. По нему всегда можно было узнать, что под окна подъехали «жигули», равно как и по закрыванию двери со второй попытки. «Жигули» на всём протяжении выпуска страдали одной болезнью — неважное срабатывание замков. Чтобы дверь закрыть, приходилось сильно хлопать. Эта особенность живёт и сегодня на ВАЗ-21214 (LADA 4×4), где механизмы замка жигулёвские.

Салон сохранил свою первозданность. Тонкий двухспицевый руль немаленького диаметра с хромированным ободком звукового сигнала выглядит как изящное произведение искусства. Да, он неудобен в руках, но разве это актуально? «Копейка» уже сегодня снова превратилась в роскошь, а не в средство передвижения. В ней приятно посидеть, вспомнить былое, провалиться в широкие сиденья, которые хоть и не обладают какой-либо боковой поддержкой, зато мягкие и уютные. Подёргать высокий рычаг КПП, переключения которого тяжеловаты, зато фиксация чёткая с характерным щелчком, знакомым всем водителям классических «жигулей».

Руль, который помнит несколько поколений водителей
Интерьер первых «жигулей» помнит, пожалуй, каждый гражданин бывшего Союза. Для кого-то ВАЗ-2101 стал первым автомобилем, а кого-то учил вождению, не говоря уж о тех, кто ездил на «запорожцах» и «москвичах» и мечтал об этой машине — техническая составляющая и интерьер «копейки» для 70-х считались передовыми.

Страну проехать вдоль и поперёк

Хорошо отрегулированный двигатель заводится с первых оборотов коленвала, и вместе с двигателем оживает вся техническая часть машины. Слышно, как крутятся валы в коробке передач, при выключенном сцеплении появляется звук вращающегося выжимного подшипника. Родные, давно забытые «мелодии». С ними мы ездили всю молодость, покоряли дороги и бездорожье некогда гигантской страны. А «жигули», надо сказать, позволяли ездить на большие расстояния. Несмотря на архаичный двигатель объёмом 1.2 л и мощностью всего 64 л. с. (по старому советскому ГОСТу), «копейка» на момент своего появления была наиболее динамичным и экономичным автомобилем в СССР. Она же пользовалась успехом и у любителей автотуризма — куда только не ездили на этих машинах. Быстрее «жигулей» разгонялись лишь «чайки» да правительственные ЗИЛы, которые, разумеется, частным лицам не продавались.

Фото из прошлого — ВАЗ-2101 на Большом Алматинском озере. И никаких джипов не требовалось

Подвеска позволяла, да и сейчас не возражает против езды по дороге с крейсерской скоростью 100–120 км/ч, причём состояние дороги особого влияния не оказывало на темп. Разбитый неровный асфальт, укатанная грунтовка — всё одно. Ведь недаром перед началом производства «копейки» советские инженеры внесли более восьмисот изменений в конструкцию итальянского прародителя FIAT-124. Изменения в том числе коснулись и подвески: передняя была просто усилена, а задняя, по сути, уже собственной разработки — более мощные амортизаторы вынесены из пружин, чулок моста стал крепиться пятью тягами вместо четырёх, увеличился дорожный просвет. Задние тормоза у советского автомобиля стали барабанными вместо дисковых, т. к. они более долговечны на плохих дорогах, увеличен размер диска сцепления. Некоторые изменения настолько понравились итальянцам, что они стали использовать накопленный в Тольятти опыт у себя на родине. Правда, ВАЗ-2101 после доработок и усилений кузова по сравнению с 124-м стал тяжелее на 90 кг. Более серьёзные изменения произошли в двигателе. У «итальянца» распредвал располагался в блоке цилиндров, а у «жигулей» его перенесли в головку блока. Кроме того, увеличили расстояние между цилиндрами, что дало возможность повышать объём двигателя расточкой.

Под капотом двигатель 2101 объёмом 1.2 литра

По современным меркам подвеска «копейки» работает беззвучно. Глотает любую мелочь, а кузов плавно покачивается на мягких пружинах. Сейчас такие не делают. Современные малолитражки жёсткие и шумные. Пусть навороченные и более устойчивые в повороте, но бездушные.

«Жигули» первых моделей на дорогах Казахстана хоть и редко, но ещё встречаются. Подавляющее большинство их вызывает сожаление своим внешним видом. Наша же модель неизменно привлекала окружающих. Да что говорить, только во время съёмок автомобиля двое поинтересовались: «А за сколько продаёте?»

Но не продаётся «копейка». Её реально нельзя продать. Ну или как минимум непросто оторвать от сердца такую память. Или же заплатить за неё очень большие деньги. Кстати, в 1973 году ВАЗ-2101 в СССР стоил 5 500 рублей, что по курсу того времени было $6 700. А средняя зарплата в стране составляла 125 рублей.

Нынешний владелец держит в сохранности даже сервисную книжку от машины, где указаны дата покупки, город и магазин «Динамо» в Павлодаре

Понравилось:

  • вменяемая эргономика
    Казалось бы, какая может быть эргономика в автомобиле полувековой давности. А на самом деле — вполне нормальная. То ли из-за малого количества опций, то ли ещё по какой причине, но все необходимые органы управления расположены на привычных и сегодня местах.
  • хорошая обзорность
    Тонкие стойки кузова и низкая подоконная линия — и вы просто царь парковки, никаких камер не надо! Зеркала справа только не хватает, да и водительское маловато…
  • энергоёмкая подвеска
    Да, непостижимым образом полвека назад удалось сделать машину, которая, с одной стороны, едет плавно, с другой — отрабатывает едва ли не любые неровности на дорогах.
  • простота конструкции
    Как раз тот случай, когда машина чинится с помощью кувалды и «какой-то матери».
  • просторный салон
    Четыре человека среднего роста в классических ВАЗах вполне комфортно себя чувствовали, даже запас места в ногах задних пассажиров оставался, да и высокая крыша на макушки не давила.

Не понравилось:

  • невнятные тормоза
    Педаль тяжёлая, усилителя явно не хватает, эффективность далеко не самая выдающаяся.
  • тяжёлый руль
    Крутить баранку на стоящей машине — и тренажёра не надо.
  • сильные крены
    У «жигулей» по современным меркам очень мягкая и валкая подвеска. Плюс комфорту и энергоёмкости, минус управляемости и устойчивости на дороге.
  • высокий уровень шумов
    Знакомые с детства звуки, приятные слуху. Но ненадолго хватает ностальгирования. Потом захотелось более тихого салона.
  • большая погрузочная высота
    Багажник «жигулей» для того времени считался вместительным. И чего только в нём не возили! Неудобен был лишь процесс погрузки и разгрузки.
  • примитивная печка и вентиляция
    В морозы задние пассажиры могли и подмёрзнуть, в то время как пальцы ног водителя уже чуть ли не раскалялись докрасна. Печка и её управление не славятся надёжностью, а запотевшие стёкла в холода — нормальное явление.

Вехи истории

История самого популярного автомобиля в истории СССР началась в 1966 году. В апреле Межведомственная комиссия СССР провела переговоры с концерном FIAT о разработке и последующем выпуске автомобиля на территории нашей страны. 20 июля того же года правительство приняло постановление о строительстве завода в городе Тольятти. А 15 августа 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянцами и советским Внешторгом, которое на первый период производства определяло три модели: седан ВАЗ-2101, пятидверный универсал ВАЗ-2102 и люксовую модификацию ВАЗ-2103 с более мощным мотором. В июле 1966 года советские инженеры начали проводить испытания итальянской малолитражки в наших условиях, после чего выявляли узлы и агрегаты, которые оказались очень слабыми и требовали переделки. Всего в конструкцию «фиата» было внесено более 800 изменений. По сути, ВАЗ-2101 и FIAT-124 настолько отличаются между собой в техническом плане, что можно смело сказать: это две разные машины. Поэтому утверждения о том, что в первые несколько лет в Тольятти выпускали итальянские «жигули», не более чем слухи.

Ту самую редкую эмблему главред Kolesa.kz отыскал на «ноль первой», которая выставлена в холле здания заводоуправления АВТОВАЗа в Тольятти, во время визита на завод

Первые шесть пилотных автомобилей ВАЗ-2101 были выпущены 19 апреля 1970 года, а с 18 августа началось серийное производство. До конца года сделали 21 530 «копеек», в 1971 году — уже 172 175 автомобилей, а пик выпуска ВАЗ-2101 пришёлся на 1973 год, когда было собрано 379 007 экземпляров. На проектную мощность 660 тысяч автомобилей в год завод вышел в 1974 году.

Последняя «копейка» сошла с конвейера в 1982 году. Всего было произведено более 2.7 миллиона ВАЗ-2101, а с учётом её модификаций почти 4.8 миллиона штук.

В 2000 году «ноль первая» на референдуме, проведённом журналом «За рулём», получила звание «Лучший российский автомобиль XX столетия».

Шасси

Передняя подвеска независимая пружинная, на сдвоенных рычагах. Задняя пружинная зависимая — жёсткий мост на четырёх продольных штангах с одной поперечной тягой Панара. Рулевое управление типа винт—гайка, без усилителя. Тормоза — дисковые спереди, барабанные сзади. Тормозная система также не имеет усилителя.

Моторная гамма и модификации

Базовый ВАЗ-2101 «Жигули» оснащался четырёхцилиндровым бензиновым карбюраторным двигателем объёмом 1.2 л, мощностью 60 л. с. По существующим тогда нормам модификации автомобиля получали собственный индекс и выдавались за отдельную модель. Так, в 1974-м появился ВАЗ-21011 с немного изменённым кузовом, улучшенным салоном и мотором объёмом 1.3 л (65 л. с.). Установка на «ноль одиннадцатую» двигателя от «копейки» дала жизнь ВАЗ-21013 (внешне при этом ничем от 21011 не отличавшейся). Кстати, она стала долгожительницей — выпуск «ноль тринадцатой» прекратился только в 1988 году.

Для экспорта в страны с левосторонним движением выпускались праворульные ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014 (на базе ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011).

Кроме массовых машин, завод собирал несколько модификаций специальных, как правило, для силовых структур. Самым распространённым был ВАЗ-21015 «Карат», оснащённый двигателем ВАЗ-2106 объёмом 1.6 л (76 л. с.), дополнительными бензобаком и аккумулятором, более жёсткими пружинами задней подвески от универсала ВАЗ-2102, точками для установки спецоборудования.

Также были версии с роторными двигателями: ВАЗ-21018 (односекционный двигатель ВАЗ-311 мощностью 70 л. с.) и ВАЗ-21019 (двухсекционный РПД ВАЗ мощностью 120 л. с. — на фото).

О безопасности

Испытания на безопасность ВАЗ-2101, скорее всего, проводились, но не публичные, а заводские или для сертификации. Впрочем, даже если их данные существовали и были обнародованы, результаты тестов нам сегодня ни о чём бы не сказали, т. к. раньше во внимание принимались совсем не те стандарты, на которые опираются сегодня. И вообще, в то время гораздо весомее были другие аргументы: выносливость, проходимость, долголетие — именно им уделялось большее внимание. А пассивная безопасность «копейки», какую мы знаем сегодня, можно сказать, отсутствует. Из средств, оберегающих от увечий в случае аварии, у ВАЗ-2101 только ремни, но и те обычные, которые необходимо регулировать под себя, как в самолётах, без инерционной катушки.

Подушки безопасности в 70-х только-только стали появляться на зарубежных автомобилях, и то в качестве опытных. Та же история и с активной безопасностью — ABS были в то время никому не известной технологией.

Источник статьи: http://kolesa.kz/content/test-drive/vaz-2101-zhiguli/

Оцените статью