- Легковой автомобиль (амортизационная группа, ОКОФ)
- Обоснование
- Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?
- До 2017 года
- Советуем прочитать
- Публикации
- Амортизационная группа: автомобиль легковой
- Амортизационная группа автомобиль легковой
- Похожие публикации
- Амортизационная группа: автомобиль легковой
- К какой амортизационной группе относится легковой автомобиль
- Амортизационные группы по автотранспортным средствам легкового назначения. Таблица
- Амортизируем дорогой автомобиль
Легковой автомобиль (амортизационная группа, ОКОФ)
Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.
Большая часть легковых автомобилей относится к третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).
В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.
Данные о типе транспортного средства, объеме двигателя, разрешенной массе указываются в ПТС (паспорте тренспортного средства).
Обоснование
К третьей амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).
К коду ОКОФ 310.29.10.2 относятся:
— 310.29.10.2 Автомобили легковые
— 310.29.10.21 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1500 см3, новые
— 310.29.10.22 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, новые
— 310.29.10.23 Средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые
— 310.29.10.24 Средства автотранспортные для перевозки людей прочие
К Четвертой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
— Средства автотранспортные для перевозки людей прочие (автомобили легковые малого класса для инвалидов) (код ОКОФ 310.29.10.24)
К Пятой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
— Средства автотранспортные для перевозки людей прочие (автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса) (код ОКОФ 310.29.10.24).
Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?
Нормативные документы применяют это понятие (например, ОКОФ, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@ указывается на отсутствие значение термина «Автомобили легковые высшего класса» и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств» . В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.
В отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей. Всего выделяется шесть классов A, B, C, D, E, F. Из них к высшему классу относится класс F («люкс», «представительский класс»):
Класс мини (А) — малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более — 1,6 м.
Малый класс (В) — малогабаритные автомобили длиной 3,6 – 3,9 м, шириной 1,5 – 1,7 м.
Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 – 4,4 м, ширина — 1,6 – 1,75 м.
Средний класс (D) — длина 4,4 – 4,7 м, ширина 1,7 – 1,8 м.
Верхний средний класс (Е) («бизнес-класс»). Длина 4,6 – 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.
Высший класс (F) («люкс», «представительский класс»). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.
До 2017 года
До 01.01.2017 (с этой даты изменилось нормативное регулирование вопроса)
К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
Автомобили легковые (Код ОКОФ 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 — 15 3410141).
Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.
Автомобили легковые малого класса для инвалидов (Код ОКОФ 15 3410114) — такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) — (Код ОКОФ 15 3410130) — такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410131) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые высшего класса — (Код ОКОФ 15 3410140) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410141) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Рубрики:
Советуем прочитать
Третья амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.
Четвертая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.
Пятая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.
Грузовой автомобиль — Относится к амортизационным группам в зависимости от грузоподъемности и типа. Большая их часть грузовых автомобилей относятся к 3 – 5 амортизационным группам.
Публикации
Типовая ситуация: Амортизационная группа для автомобиля (Издательство «Главная книга», 2021)
Источник статьи: http://taxslov.ru/ag/ag13.htm
Амортизационная группа: автомобиль легковой
Амортизационная группа автомобиль легковой
Похожие публикации
Использование легкового транспорта в деятельности организации обязывает его владельца начислять износ. Как определить амортизационную группу автомобиля? Какой срок полезного использования установить при вводе транспорта в эксплуатацию? Ответы на эти и другие злободневные вопросы далее.
Амортизационная группа: автомобиль легковой
Основная амортизационная группа для автомобиля легкового типа – это третья группа со сроком использования свыше 3, но меньше 5 лет, то есть от 37 мес. по 60 мес. включительно. Для определения точной группы необходимо обратиться к нормам Классификации по основным средствам, утв. Правительством Российской Федерации в постановлении № 1 от 01.01.02 г.
Важно! С 2017 г. действует отредактированная редакция Классификации с поправками согласно постановлению правительства № 640 от 07.07.16 г. Руководствоваться обновленными нормами следует при введении в эксплуатацию объектов в 2017 г. В отношении объектов, которые предприятие начало использовать до указанной даты, действуют старые правила определения амортизационных групп и сроков полезного использования (СПИ).
К какой амортизационной группе относится легковой автомобиль
Распределение легкового транспорта по соответствующим группам зависит от класса автомобиля, объема двигателя, предназначения. Грамотное определение того, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, позволит бухгалтеру точно рассчитать сумму износа, а значит, начислить налоговые платежи в бюджет согласно требованиям налогового законодательства РФ.
Размещенная в следующем разделе таблица поможет вам установить, к какой амортизационной группе отнести легковой автомобиль по его основным характеристикам. Нужные сведения можно взять из документации на транспорт – ПТС (паспорт транспортного средства). При наличии разногласий и неясностей относительно типа ТС можно составить официальный запрос производителю или в территориальное подразделение ГИБДД.
Амортизационные группы по автотранспортным средствам легкового назначения. Таблица
В процессе отнесения конкретной модели авто к амортизационной группе нужно ориентироваться на объем двигателя транспорта, тип и категорию ТС. Дополнительно следует принимать во внимание общую стоимость машины, так как вряд ли получится отнести к одной амортизационной группе Ладу Ларгус и, к примеру, Lexus представительского класса.
Таблица амортизационных групп для легкового автотранспорта – по данным 2017 г.
Источник статьи: http://spmag.ru/articles/amortizacionnaya-gruppa-avtomobil-legkovoy
Амортизируем дорогой автомобиль
Т. Бурсулая, старший аудитор Группы компаний «Градиент Альфа»
У многих фирм на балансе числятся легковые автомобили или пассажирские микроавтобусы. Разберемся, в чем особенность их амортизации в налоговом и бухгалтерском учете. Как избежать возможной разницы между учетами и таким образом упростить работу бухгалтера.
Определяем срок полезного использования
Принимая автомобиль к бухгалтерскому учету, срок его полезного использования фирма устанавливает самостоятельно. Для этого определяют ожидаемое время использования автомобиля, исходя из его производительности и мощности (п. 20 ПБУ 6/01). На возможный срок использования также может повлиять, например, режим и условия эксплуатации.
В налоговом учете срок использования также устанавливает сама фирма, но она должна учесть сроки, указанные в Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1. Для этого надо определить, к какой амортизационной группе относится автомобиль (п. 3 ст. 258 НК). Затем установить конкретный срок его полезного использования в рамках тех сроков, которые указаны для данной амортизационной группы.
Считаем норму амортизации
Если в бухгалтерском учете определить срок использования автомобиля, например, 48 месяцев, то норма амортизационных отчислений для бухучета составит 2,1 процента (100% : 48 мес.) в месяц (п. 19 ПБУ 6/01). Амортизацию автомобиля начисляют начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производят до полного погашения стоимости или списания (п. 21 ПБУ 6/01).
Если в налоговом учете определить тот же срок для использования автомобиля, то ежемесячная норма амортизации в целях налогового учета (п. 4 ст. 259 НК) составит 2,1 процента (1 : 48 мес. x 100%) и будет равна норме, рассчитанной по правилам бухучета. Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором автомобиль был введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК).
Налоговый кодекс отдельно выделяет дорогие автомобили (п. 9 ст. 259 НК). К ним он относит легковые автомобили или микроавтобусы с первоначальной стоимостью соответственно более 300 и 400 тысяч рублей. Норму амортизации к такому транспорту нужно применять со специальным коэффициентом 0,5.
Порядок расчета ежемесячной нормы амортизации (для линейного метода) такой: единицу делят на срок полезного использования в месяцах, а полученный результат умножают на 100 процентов и на поправочный коэффициент 0,5 (письмо УФНС по г. Москве от 17 февраля 2005 г. № 20-12/10061). Получается, что для срока использования автотранспорта – 48 месяцев норма амортизации будет 1,05 процента.
В бухгалтерском же учете такого правила нет и в отличие от налогового понижающий коэффициент применять нельзя (письмо Минфина от 21 октября 2003 г. № 16-00-14/ 318).
Получается, что, установив в обоих учетах одинаковый срок использования дорогого автомобиля, фирма фактически для целей налогообложения будет списывать его в два раза дольше. Такое возможно, так как Налоговый кодекс указывает, что амортизация по основному средству прекращается, только если «полностью списана первоначальная стоимость либо объект выбыл из состава амортизированного имущества» (п. 2 ст. 259 НК).
Из-за понижающего коэффициента ежемесячная сумма амортизации в налоговом учете будет в два раза меньше, чем в бухгалтерском. Это приведет к возникновению разницы, которую придется учитывать по правилам ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (утверждено приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н).
Фирма имеет на балансе легковой автомобиль первоначальной стоимостью 480 000 руб. Для простоты предположим, что эта стоимость для обоих учетов одинакова.
В соответствии с Классификацией основных средств (утв. постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1) легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 3,5 литра относят к третьей амортизационной группе. Срок полезного использования такого имущества – от 3 до 5 лет включительно (от 36 до 60 месяцев). Код по Классификатору – 15 3410010.
Директором фирмы и для бухгалтерского, и для налогового учета был установлен срок использования автомобиля – 48 месяцев.
Тогда для бухгалтерского учета норма амортизации составит 2,1 процента и ежемесячно можно будет списывать 10 000 руб.
В целях налогового учета из-за поправочного коэффициента 0,5 норма амортизации составит 1,05 процента. В качестве расхода на амортизационные отчисления фирма сможет принять только 5000 руб. в месяц.
Сумма расходов, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, на 5000 руб. меньше, чем сумма, признанная в бухгалтерском учете. Образуется вычитаемая временная разница, которая приводит к возникновению отложенного налога на прибыль (подп. 11, 14 ПБУ 18/02).
В течение первых четырех лет бухгалтер делает запись:
Дебет 09 Кредит 68
– 14 400 руб. (60 000 руб. x 24%) – отражен отложенный налоговый актив.
В течение последующих четырех лет вычитаемая временная разница будет гаситься и необходимо будет делать обратную проводку. Это связано с тем, что в налоговом учете будет продолжаться начисление амортизации по этому автомобилю, тогда как в бухгалтерском он будет уже самортизирован.
Дебет 68 Кредит 09
– 14 400 руб. – погашен отложенный налоговый актив.
В результате сальдо по счету 09 отсутствует.
Год начисления амортизации | Сумма амортизации в бухгалтерском учете | Сумма амортизации в налоговом учете | Временная разница (гр. 2 – гр. 3) | Отложенный налоговый актив (г. 3 х 24%) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1-ый год | 120 000 | 60 000 | 60 000 | 14 400 |
2-ой год | 120 000 | 60 000 | 60 000 | 14 400 |
3-ий год | 120 000 | 60 000 | 60 000 | 14 400 |
4-ый год | 120 000 | 60 000 | 60 000 | 14 400 |
5-ый год | – | 60 000 | -60 000 | -14 400 |
6-ой год | – | 60 000 | -60 000 | -14 400 |
7-ой год | – | 60 000 | -60 000 | -14 400 |
8-ой год | – | 60 000 | -60 000 | -14 400 |
Чтобы сблизить данные налогового и бухгалтерского учета, фирма может установить в бухучете для дорогих автомобилей более длительный срок полезного использования. Только не забудьте указать об этом решении в учетной политике.
Если срок завысить в два раза, то сумма ежемесячных амортизационных отчислений в целях бухгалтерского учета совпадет с ежемесячной суммой амортизации в целях налогового учета. Тогда применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» не придется.
Стоит отметить, что предложенный вариант, с одной стороны, упрощает ведение бухгалтерского и налогового учета (сумма амортизации будет одинаковой), но, с другой стороны, приводит к завышению налога на имущество. Ведь база для этого налога определяется по данным бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК).
Есть еще одно «но». С 2006 года фирма может воспользоваться правом на амортизационную премию (п. 1.1 ст. 259 НК). Это значит, что в налоговом учете единовременно можно списать на расходы до 10 процентов стоимости приобретенного основного средства, введенного в эксплуатацию. Правила бухгалтерского учета такого не предусматривают.
В этом случае никакое увеличение срока полезного использования автомобиля в бух-учете не сделает одинаковыми суммы амортизации и учета по ПБУ 18/02 бухгалтеру не избежать.
Возможна ситуация, когда первоначальная стоимость автомобиля фирмы не превышает 300 тысяч рублей. Однако впоследствии компания решает его модернизировать, например поставить кондиционер.
В налоговом учете первоначальная стоимость автомобиля увеличивается в результате модернизации (п. 2 ст. 257 НК). Если она станет выше заветных трехсот тысяч, то с первого числа месяца, следующего за месяцем окончания такой модернизации, фирме придется вдвое уменьшить норму амортизации.
Кстати, в бухгалтерском учете модернизация также увеличивает первоначальную стоимость основных средств (п. 14 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н).
В налоговом учете кроме обязательного понижающего коэффициента есть добровольные коэффициенты. Фирма сама решает, применять их или нет. Свое решение она отражает в учетной политике.
Если автомобиль работает в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, то к норме амортизации фирма может применить повышающий коэффициент – не выше 2 (п. 7 ст. 259 НК). Например, если автомобиль фактически используется более двух рабочих смен (письмо УМНС по г. Москве от 2 октября 2003 г. № 26-12/54400).
Фирма также имеет право применять более низкие нормы амортизации, чем предусмотрено статьями 258 и 259 Налогового кодекса. И это решение должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения.
Источник статьи: http://www.klerk.ru/buh/articles/46770/