Аудиоподготовка
Производители не всегда оснащают штатным проигрывателем сходящие со стапелей автомобили. Иногда в машине просто делают «разводку» проводов, к которым будущий владелец сам установит более подходящую ему аудиосистему.
Производители не всегда оснащают штатным проигрывателем сходящие со стапелей автомобили. Иногда в машине просто делают «разводку» проводов, к которым будущий владелец сам установит более подходящую ему аудиосистему.
Эта процедура, называющаяся «аудиоподготовка», предназначена для тех, кому небезразлично, как звучит музыка в салоне их автомобиля. Для таких людей, а также для всех, кто просто интересуется вопросами автомобильного звука, мы открываем новую рубрику, в которой будем рассказывать обо всем, что составляет этот многогранный мир, имя которому car audio.
Так уж мы все устроены, что почти всегда предпочитаем эксклюзивное и индивидуальное всему штатному, массовому и серийному. И слава Богу. Большинство штатных комплектов звучат довольно посредственно, хотя бывают приятные исключения. По-настоящему же качественный автозвук всегда требует индивидуального подхода, тщательности, внимания к мелочам, что, конечно, невозможно при конвейерной технологии сборки автомобилей.
Акустическое пространство салона автомобиля вряд ли можно назвать благоприятным для верного воспроизведения музыкальных записей. Звуковые волны, излучаемые динамиками, отражаются от стекол самым причудливым образом, сами динамики часто приходится устанавливать не там, где они будут звучать лучше всего, а там, где для них есть место, или там, где они не мешают и прилично смотрятся. Автомобильная система питания создает множество электрических наводок и шумов, которые норовят пролезть в тракт сигнала и во весь голос заявить о своем существовании. Плюс шум мотора и внешние шумы, плюс постоянные перепады температур, особенно в нашем суровом климате, плюс постоянные вибрации, плюс, наконец, необходимость каких-то мер защиты от уличных меломанов. Поэтому добиться качественного звучания в автомобиле гораздо сложнее, чем у себя дома, в гостиной, но все эти препятствия превращают создание классной автомобильной аудиосистемы в своего рода увлечение и даже спорт. В России всего за последние 3-4 года автомобильное аудио стремительно превратилось из любительского увлечения в настоящий профессиональный бизнес. Изобретательность и мастерство вкупе с дорогими материалами и компонентами позволяют создавать системы, способные удивлять и даже вызывать восхищение. При этом даже самая изощренная аудиосистема должна быть надежной, простой в управлении и безопасной: при источнике питания 12 вольт и мощных усилителях ток в десятки ампер – нормальное явление.
Что такое «качественный звук», многие автомобилисты представляют себе не так, как домашние аудиолюбители. Подавляющее большинство автомобильных аудиосистем звучит довольно агрессивно и, в первую очередь, рассчитано на воспроизведение ритмичной, неакадемической музыки. Оно и понятно – обстановка на дорогах вряд ли способствует глубокому погружению в эмоциональные лабиринты классических произведений. Но, так или иначе, тот, кто проводит за рулем довольно много времени, слушая музыку, хорошо отличает качественный звук от некачественного. Труднее проанализировать и определить, почему в салоне одной машины музыка звучит живо, динамично, объемно, а в другой тускло и неинтересно. Два главных, решающих фактора – это правильный выбор компонентов и грамотная установка с учетом особенностей автомобиля.
Основной компонент автомобильной аудиосистемы – головное устройство, или проигрыватель – обладает двумя основными характеристиками. Первая – это формат носителей, с которых проигрыватель «читает» музыку. Царивший на протяжении десятилетий аналоговый формат (обычные аудиокассеты) в двадцать первом веке активно теснят цифровые форматы СD (компакт-диски) и MD (магнитооптика). С недавнего времени цифровые форматы получили перспективное пополнение – прогрессивно развивающийся формат МP3. Вторая принципиальная характеристика – выходная мощность, которую способен выдавать проигрыватель. Среднее значение мощности для современных головных устройств – 25-35 Ватт, выдаваемое по четырем каналам. Мощность в 50 Ватт – это очень хорошо, а больше 55 – это уже hi-end. Как правило, цена проигрывателя во многом зависит от его мощности. Следующий по важности компонент – динамики, или, как говорят знатоки car audio, акустические системы, основное требование к которым – максимальное сочетание с головным устройством. При этом вовсе необязательно, чтобы головное устройство и динамики были от одной фирмы-производителя. Главное, чтобы они подходили друг к другу по мощности. Если подключить к 20-ваттной магнитоле 150-ваттные динамики, возникнут неприятные нелинейные искажения звука. И наоборот, слишком мощное головное устройство может просто сжечь слабые динамики. Акустические системы подразделяются на высокочастотные, средне- и низкочастотные. Высокочастотные динамики (твитеры, или «пищалки») размером чуть больше диаметра шарика для настольного тенниса отвечают за воспроизведение тонких подробностей звука – например, звук музыкальных тарелок или звучание флейты. Среднечастотными динамиками, которые «играют» самый рабочий звуковой диапазон, обычно комплектуют штатные аудиосистемы автомобилей мидл-класса, а низкочастотные динамики или вуферы «басят», делая звук более сочным и глубоким. С акустической точки зрения динамики правильнее было бы установить в «торпедо», но поскольку там для них не хватает места, конусные низко- и среднечастотные головки чаще всего устанавливают в дверях, где предусмотрены штатные места. «Пищалки» могут располагаться над приборной панелью, у боковых стоек. Для начального варианта будет вполне достаточно двухполосных динамиков, то есть состоящих из ВЧ и НЧ/СЧ головок, воспроизводящих свои полосы частот.
С развитием цифровых форматов все более популярным становится CD-чейнджер, то есть накопительное устройство для нескольких десятков компакт-дисков, которые меняются нажатием кнопки. Можно, не отвлекаясь от дороги, выбрать любой диск или задать любую программу воспроизведения. Чейнджер тоже обычно ставят в багажник и подключают к головному устройству специальной шиной. Лучше, если головное устройство и чейнджер будут одной фирмы, тогда их проще подключить друг к другу. Недостаток чейнджеров в том, что диски придется вынимать, если захочется послушать их дома, и в том, что на сильном морозе многие чейнджеры попросту замерзают.
Самая простая система включает в себя проигрыватель и несколько динамиков, но чем более «продвинута» аудиосистема, тем больше компонентов входит в ее состав. Первый признак «серьезности» системы – наличие усилителя мощности. Плоский металлический прямоугольник с ребрами радиатора располагается в багажнике (при грамотной установке не уменьшая его рабочий объем), не только усиливая мощность, что следует из его названия, но и «вытягивая» сигнал, то есть улучшая его качество за счет отсекающего лишние частоты кроссовера. Кстати, гораздо чаще кроссовер можно встретить в качестве дополнительного элемента акустической системы как разделительный фильтр, направляющий высокие частоты к «пищалкам», а низкие и средние к динамикам в дверях.
Еще один элемент полноценной автомобильной аудиосистемы – специальный динамик большого диаметра, предназначенный исключительно для воспроизведения низких частот, или сабвуфер. Сабвуфер обычно располагается в багажнике, за задним сиденьем или под одним из передних сидений, причем его местоположение не влияет на пространственную звуковую картину, поскольку низкие частоты не локализуются слухом и ощущаются скорее как перепады давления и вибрации.
Основное отличие систем класса Hi-Fi (high-fidelity) от бюджетных – стремление последних к универсальности. Производители массовой техники, в первую очередь, нацелены на эффективные маркетинговые решения: понизить себестоимость за счет более дешевых материалов и комплектации, соединить в одном устройстве функции, как минимум, трех устройств. Аудиофилы считают, что подобная деятельность, как правило, осуществляется за счет качества звука. Но нельзя отрицать, что результатом такой политики стали доступные широкому потребителю неплохие аудиосистемы Pioneer, Kenwood, Alpine, Clarion, Sony стоимостью до 1000 долларов.
Автомобильное аудио, конечно, недешевое удовольствие. Но результат часто превосходит все ожидания, и музыка, которая сама по себе движение, удивительным образом складывается с перемещением в пространстве, давая в сумме некое музыкальное путешествие с акселератором вместо дирижерской палочки. Главное – следить за темпом и правильно вести мелодию.
Источник статьи: http://www.kolesa.ru/article/61-stereo-audio-2003-10-21
Автозвук в машину: особенности установки аудиосистемы
Крутой автозвук в машину: установка автомобильной аудиосистемы
Автозвук в машину и рекомендации по установке аудио системы. Многих автовладельцев вполне устраивает звук штатной аудиосистемы их машины. Но настоящему меломану непременно захочется чего-то большего. Разберемся, как сделать, чтобы ваша машина превратилась в концертный зал на колесах, и сколько денег на это потребуется.
Как правило, в масс-маркете производители подбирают автозвук в машину, ориентируясь на среднего потребителя: главное, чтобы можно было слушать радио, иногда подключить телефон через Bluetooth или флешку через USB. Инженеры не рассчитывают, что вы будете слушать музыку на максимальной громкости и что у вас исключительный музыкальный слух.
Даже если производитель ставит пару дополнительных динамиков, это не приводит к существенному улучшению качества звучания. И установка владельцем автозвука в машину, или купленного в ближайшем супермаркете сабвуфера тоже не решит проблемы. Ездить, дребезжа багажником и мигая фарами от просадок напряжения в бортовой сети, совсем не круто. Аудиоподготовка в автомобиле — процесс последовательный. Сначала делают виброизоляцию, потом меняют динамики, а после добавляют сабвуфер. Если этапы поменять местами, например, поставить хорошую акустику, но не подготовить двери, эффект только ухудшится.
Виброизоляция
Первое, с чего стоит начинать, — это демпфирование и виброизоляция дверей, а также установка штатных динамиков на жесткие кольца из фанеры или МДФ. При этом остаются штатные динамики и головное устройство. Эти несложные манипуляции позволяют добавить «глубины» звучания. В среднем такая работа в мастерской обойдется в 15 000 рублей, а можно и сэкономить, сделав все самостоятельно. Потратив еще пару тысяч, можно добавить шумоизоляции: в салоне станет заметно тише.
Если планируется установка автозвука в машину с заменой динамиков и установка сабвуфера, то виброизоляцией только дверей не отделаешься, придется «укатывать» всю машину. Для дверей будет достаточно виброизоляции толщиной 2 мм, а для потолка, пола и крышки багажника желательно уже 4 мм. Такая прослойка позволит повысить жесткость поверхностей и избавиться от дребезжания металла, пластика и обшивок.
Громкая музыка сломала зеркала.
Замена аудиосистемы
Чтобы добиться улучшения качества и громкости звука и при этом обеспечить безопасную работу всей системы, требуется минимальный набор комплектующих. В него входят хорошие динамики, усилитель и три вида проводки — силовая, акустическая и межблочные кабели. Конечно, лучше будет еще и поменять «голову» — передаваемый сигнал станет чище, а более продвинутое устройство поможет точнее настроить систему под себя.
Кажется, что динамики заменить легко – выкрутил старые, поставил новые. Однако не все так просто. Чтобы заменить динамики, необходим целый комплекс работ: провести силовые кабели («+» и «–») от аккумулятора до усилителя, который, скорее всего, будет установлен в багажнике. Если в будущем планируется установка сабвуфера, то лучше взять провода сечением минимум 35 мм2, а лучше с запасом — 50 мм2, и обязательно медные — они лучше проводят ток.
К нему от «магнитолы» нужно провести межблочные кабели и уже от усилителя к динамикам акустические провода. Силовые и акустические провода можно проложить рядом, а вот межблочные кабели прокладываются отдельно — либо по другой стороне автомобиля, либо по центральному тоннелю. Можно еще провести через потолок. Это делается, чтобы избежать «наводок» — когда через динамики слышна работа генератора. Чем дальше межблочные кабели от силовых и акустических, тем лучше.
Ниша под запасное колесо
Чтобы обезопасить себя от возможного короткого замыкания, ставится предохранитель на плюсовой провод не дальше 40 см от аккумулятора. С обратной стороны, в усилителе, уже есть свой предохранитель.
Динамики лучше выбирать эстрадные. Они обладают большим запасом громкости, при этом достаточно качественно играют. Диаметр динамиков будет зависеть от возможности установки в вашем автомобиле: 16 либо 20 см. Рассчитывать стоит на сумму от 20 000 рублей, и это без учета стоимости установки.
Эстрадные динамики — это акустика, в которой все нацелено на максимальную чувствительность и, стало быть, громкость. «Эстраде» требуется относительно немного мощности, при этом вы добьетесь абсолютно недосягаемых для обычной акустики децибел. Правильно настроенные эстрадные динамики играют четко и сочно, разницы по качеству с коаксиальной акустикой вы не заметите.
Автозвук в машину и выбор сабвуфера
Сабвуферы бывают для разных целей и задач. Но никогда не стоит покупать готовые варианты со встроенным усилителем. Вы, мягко говоря, расстроитесь. Если хочется больше низких частот, можно обратить внимание на бюджетные модели размером 12 дюймов и номинальной мощностью до 1000 ватт. Усилитель к «сабу» необходимо подбирать с 1,5-кратным запасом мощности, что поможет избежать «клипа» — искаженного сигнала, который получается при работе устройства на максимуме. В специализированной мастерской вам сделают корпус для сабвуфера исходя из ваших музыкальных предпочтений. «Под ключ» с установкой выйдет еще около 30 000 рублей.
В бюджетном и среднем ценовом сегменте (когда, например, стоимость сабвуфера не более 20 000 рублей) не стоит обращать внимания на указанную максимальную мощность динамика – это маркетинговый ход для привлечения покупателей. При такой мощности он способен проработать всего пару секунд.
Очень рекомендуем установку вольтметра на видном месте в салоне автомобиля — это позволит следить за просадками напряжения в сети. Подключать необходимо на самый большой потребитель — усилитель для сабвуфера. Усилители работают правильно только при напряжении не менее 12 вольт. Если штатного аккумулятора не хватает, то лучше заменить на AGM. Этот тип аккумуляторов способен отдавать больший ток, и, соответственно, будет меньше просадок при нагрузке.
AGM (Absorbent Glass Mat) — это технология изготовления свинцово-кислотных аккумуляторов. Отличие батарей AGM от классических в том, что в них содержится абсорбированный электролит, а не жидкий, что дает ряд преимуществ в их работе. Минусы такого типа аккумуляторов — это цена и большой вес. Но плюсов больше: высокая отдача, очень быстрый заряд (для полной подзарядки им достаточно выходного напряжения бортовой сети 13,8–14,5 В), выносливость, способность нормально работать до –30 градусов, герметичность (можно положить на бок и не переживать о вредоносных парах кислоты, что важно при установке аккумулятора в багажнике).
Общий бюджет переделок на текущий момент составит порядка 80 000 рублей. За эти деньги вы получите очень хороший, детальный звук. Двери больше не будут подыгрывать в такт музыке. В багажнике будет установлено два усилителя — один для акустики, другой для сабвуфера. Запас громкости позволит озвучивать небольшой пляж летом, а в салоне от низких частот будет трястись зеркало заднего вида. Но если этого мало, посмотрите до чего можно дойти в поисках идеального автозвука на примере моего личного автомобиля.
Opel Astra: нет предела совершенству, или звук ценой с автомобиль
Основа всего в автозвуке — правильное питание. Большая потребляемая мощность (в этой машине суммарно около 7 кВт) требует особых условий эксплуатации. Под капотом установлен генератор повышенной производительности на 270 А (штатный выдавал всего 120 А). Заряжает он три AGM-аккумулятора суммарной емкостью 250 Ач, один под капотом и два вместо запасного колеса. На подключение аккумуляторов, генератора и усилителя ушло около 40 метров провода 50 мм2 — толщина каждого с большой палец.
Пожертвовать пришлось не только «запаской», но и целым багажником. В нем установили двойной пол. На первом «этаже» разместились усилители. Их, как аккумуляторов, три шутки — каждый на свой тип динамиков. Поверх уже установлены сабвуферы. Их два, 15 дюймов каждый.
Изначально тут стояли другие сабвуферы, менее мощные, и более слабый усилитель. Позже я заменил сабвуферы, а усилителей сменил уже три штуки. Первый был мощностью 2 кВт, теперь уже на 5,5 кВт. Сейчас звуковое давление в салоне моего автомобиля достигает 151 дБ. При таких цифрах прирост каждого децибела на слух — повышение громкости в два раза, а по деньгам сумма увеличивается в геометрической прогрессии. Например, смена усилителя на более мощный с улучшением результата на 1,5 дБ обошлась мне в 70 000 рублей.
В дверях установлена эстрадная акустика: по два среднечастотных динамика и один рупорный — отыгрывает верхние частоты. Под установку такого количества динамиков были вручную изготовлены дверные карты и обтянуты кожзамом.
Штатное головное устройство точно бы не справилось, поэтому его заменили магнитолой с процессором: он позволяет отправлять на каждый динамик тот диапазон частот, на который они рассчитаны. Система отбалансирована так, как мне нравится. Но есть специальный регулятор под рукой, позволяющий добавить низких частот, когда их не хватает.
Бюджет такой конфигурации совсем не низок. Много ручной работы, установленных профессиональных компонентов. Стоимость доработок на этот момент составила уже порядка 270 000 рублей, фактически сравнявшись с ценой самого автомобиля. Но меня эта сумма не смущает, я уже заказал другие аккумуляторы, чтобы прибавить пару десятых децибел. И пока вы читаете, сумма уже могла сильно измениться.
Источник статьи: http://usilitelstabo.ru/avtozvuk-v-mashinu-osobennosti-ustanovki-audiosistemy.html