Автомобиль без расширительного бачка

Если у вас нет расширительного бачка

Практически все современные автомобили оборудованы расширительными бачками Если в вашей машине нет такого бачка и она часто перегревается, особенно если вы пользуетесь кондиционером в жаркий день, вы увидите жидкость, капающую из-под машины. Эта жидкость обычно имеет зеленый цвет, а иногда в ней образуется пена — это охлаждающая жидкость, выливающаяся из переливной трубки радиатора. Эта жидкость очень токсична, поэтому тщательно ее утилизируйте, следуя инструкциям из главы

Когда двигатель нагревается, давление в системе возрастает. Если это давление больше давления, которое способна выдержать крышка, и у вас нет расширительного бачка, то жидкость проходит через крышку и выходит через переливной патрубок возле заливной горловины. Эта трубка позволяет машине безопасно “выпустить пар». Конечно, если такой перелив происходит часто, машина теряет много жидкости и уровень в системе значительно снижается. Если все время доливать в систему обычную воду, снижается концентрация антифриза. Чтобы решить эту проблему, купите и установите расширительный бачок самостоятельно, следуя инструкциям, приведенным во врезке Установка расширительного бачка» главы 14 “Как уберечь машину от перегрева».

Крышки относительно недороги, но если у вас неисправная крышка или крышка другого типа, вы будете поражены количеством проблем, которые она способна создать. Например, износ прокладки (резиновое кольцо) внутри крышки приводит к снижению давления в системе, что снижает температуру кипения охлаждающей жидкости. Если крышка неисправна, то современная система охлаждения, предназначенная для работы при температурах выше 100”, заправленная антифризом, даже в идеальном состоянии будет закипать. Кипящая жидкость направится в расширительный бачок, и двигатель будет периодически перегреваться. Это может вызвать проблемы в дороге, перегрев и поломку двигателя.

Читайте также:  Автомобиль газель бизнес 27057

Чтобы быстрее охладить двигатель, который перегрелся в пути, воспользуйтесь рекомендациями из главы 21 “Что делать, если автомобиль стал и ни с места. В разделе “Что делать при хроническом перегреве” главы 14 «Как уберечь машину от перегрева” предлагается решение других проблем, вызванных перегревом.

Когда вы весело и беззаботно едете по шоссе, для охлаждения двигателя достаточно потока воздуха, проходящего через ребра радиатора, но, когда машина стоит или ползет в плотном потоке движения, поступление свежего воздуха будет ограничено. Поэтому за радиатором устанавливается вентилятор, расположенный таким образом, чтобы обдувать воздухом радиатор ( 8.1). Радиатор закрывается пластиковым кожухом, который усиливает поток воздуха, проходящего через радиатор. А у некоторых спортивных машин есть специальные воздушные заслонки, направляющие воздух к радиатору снизу.

Изначально вентилятор постоянно приводился в движение ремнем при ра- Цл» ф боге двигателя. Теперь же во многих автомобилях используется термо- муфта, которая автоматически отключает вентилятор, если температура

Водяной насос ( 8.3) выкачивает жидкость из радиатора через нижний шланг и направляет ее в двигатель, где она циркулирует по водяной рубашке вокруг камер сгорания в цилиндрах и других точек, подвергающихся повышенному нагреву. Некоторые насосы работают от вспомогательного приводного ремня, а в части верхнеклапанных двигателей насос работает от ремня привода распределительного пала

Если ваш насос работает от ремня привода распределительного вата, то он скрыт за пластмассовым кожухом ремня.

Термостат — единственная часть системы охлаждения, которая ничего не охлаждает. Напротив, он помогает жидкости в системе быстрее прогреть двигатель. Ниже объясняется, как и почему это происходит.

Термостат— это маленький металлический термочувствительный клапан ( 8.4), который обычно находится в месте, где верхний шланг радиатора примыкает к двигателю. (На некоторых машинах он расположен там, где нижний шланг радиатора примыкает к двигателю. Инструкция должна подсказать где он находится в вашей машине.) Когда термостат “чувствует”, что жидкость нагрелась, он пропускает ее, по если жидкость холодная (например, когда вы заводите машину утром), он закрывается и не позволяет жидкости циркулировать по большому контуру через радиатор ( 8.1). В итоге жидкость остается в двигателе и быстро его прогревает. В результате машина работает эффективнее и сжигает меньше топлива.

Теплообменник (или радиатор печки) находится внутри автомобиля между панелью приборов и перегородкой. Он похож на миниатюрный радиатор, но без горловины и крышки. Задача теплообменника — подавать тепло в салон. При работе двигателя по теплообменнику циркулирует та же самая жидкость, которую перекачивает водяной насос. Если вы замерзаете, включите внутренний вентилятор, и воздух направится через теплообменник и обогреет салон. Теплообменник относительно “пассивен», поэтому он не требует внимания (разве что при поломке).

Это все, что вам нужно знать об устройствах, задействованных в системе охлаждения, и их работе. Конечно, у некоторых машин конструкция системы охлаждения сложнее, поэтому в ней могут быть отличия. Например, существует два вентилятора, управляемых электрическими термодатчиками, которые вообще не связаны с водяным насосом. Они работают независимо и при необходимости засасывают воздух для охлаждения. Но в общем, если вы поймете работу системы охлаждения, у вас не будет проблем при обращении с ней. В главе 14 «Как уберечь машину от перегрева» приводятся инструкции по поиску неисправностей, уходу и выполнению простых ремонтов.

Кондиционер становится все привычнее, можно сказать, стандартным, а не дополнительным оборудованием. Для удаления тепла из воздуха (а не охлаждения, как принято считать!) он использует хладагент и вентилятор, который подает охлажденный воздух в салон.

До 1992 года стандартным хладагентом в машинах был CFC-12 (больше известный как фреон). Когда обнаружили, что он способствует разрушению озонового слоя Земли, начали постепенно запрещать его производство и заменили хладагентом R-134a. Производство CFC-12 прекратили в конце 1995 года, и, хотя его можно переработать, поставки его ограничены.

Если ваша машина собрана до 1992 года, то при замене хладагента возможны проблемы. Переход на альтернативный хладагент (R-134a) дорог, поэтому задумайтесь над этим фактом перед покупкой подержанной машины или перед тем, как взяться за дорогой ремонт машины, выпущенной до 1992 года.

В главе 14 рассказывается, как продлить жизнь кондиционера и сколько будет стоить переход с фреона на хладагент R-134a.

Источник статьи: http://osoko.ru/publ/esli_u_vas_net_rasshiritelnogo_bachka/1-1-0-15433

Для чего многие водители ездят с открученной крышкой расширительного бачка?

Заводская конструкция системы охлаждения двигателя на отдельных автомобилях далека от идеала. Часто отмечаются различного рода неисправности, в том числе с расширительным бачком, крышка которого не может стравливать воздух, что приводит к серьезным повреждениям радиатора и многочисленных патрубков. В качестве профилактики таких неисправностей автовладельцы вовсе используют автомобили без крышки расширительного бачка. Поговорим поподробнее о том, допускается ли подобная эксплуатация и не нанесет ли это вред автомобилю.

Открученная крышка расширительного бачка

Конструкция системы охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя обеспечивает правильную работу мотора, не позволяя ему перегреваться, исключая термические деформации силового агрегата. Циркулирующая в патрубках жидкость направляется через радиатор, где она быстро охлаждается, предупреждая закипание антифриза. Рабочая температура антифриза может достигать 90 градусов и более, в подобном случае в системе повышается давление, для сброса которого предназначен специальный клапан в крышке бачка.

Расширительный бачок с клапаном

Через такой клапан стравливается лишний воздух, что исключает повреждение трубок и радиатора распирающим антифризом.

При появлении протечек в системе существенно уменьшается объем циркулирующего по трубам антифриза, мотор начинает плохо охлаждаться, в конечном счёте, появляются трещины головки блока цилиндров, возникающие по причине её термической деформации. В последующем такой ремонт обойдется автовладельцу в круглую сумму, часто двигатель при подобных поломках уже не подлежит восстановлению. Поэтому требуется в обязательном порядке следить за состоянием всех элементов системы охлаждения, проверяя бачок и патрубки на предмет появления протечек, выполняя соответствующую диагностику и ремонт имеющихся неисправностей.

Расширительный бачок на отечественной классике

Некачественные крышки расширительного бачка

Если на дорогих иномарках подобные проблемы возникают крайне редко, то на машинах бюджетного уровня и продукции АвтоВАЗа часто отмечается такая ситуация, когда клапан в крышке перестает правильно сбрасывать давление, что приводит к появлению серьезных поломок автомобиля. Часто заводская конструкция такого клапана и крышки бачка непродуманна или автовладелец в целях экономии использует неоригинальные запчасти, которые не отличаются надежностью.

Многие автовладельцы не заморачиваются вопросами надежности клапана, они просто ездят без крышки бака, что позволяет избежать проблем с разрывом всей системы по причине повышенного давления. Статистика показывает, что если передвигаться на автомобиле в спокойном и размеренном ритме, избегая частых пробуксовок, то антифриз не закипает, соответственно его не выбрасывает из бачка, поэтому использовать крышку в подобном случае не требуется.

Расширительный бачок

Конечно, специалисты не рекомендуют постоянно ездить без крышки в бачке системы охлаждения, однако какие-либо серьезные поломки в подобном случае большая редкость. В то же время необходимо учитывать, что закрученная крышка обеспечивает герметичность системы, защищая антифриз от попадания в него грязи и пыли. Соответственно, если автовладелец всё время эксплуатирует машину с открытым расширительным бачком, это приводит к тому, что менять антифриз требуется едва ли не ежегодно. Подобное существенно увеличивает расходы на эксплуатацию автомобиля, при этом таких затрат можно было бы избежать, своевременно приобретая качественную и оригинальную крышку, имеющую полностью рабочий клапан.

Подведём итоги

Допускается эксплуатация автомобиля без крышки расширительного бачка системы охлаждения. В подобном случае при размеренном стиле управления практически отсутствует опасность появления каких-либо серьезных неисправностей двигателя. Нужно лишь помнить, что в подобных случаях в антифриз попадает грязь и пыль, ухудшаются его первоначальные свойства, что приводит к необходимости частой замены охлаждающей жидкости, увеличивая расходы автовладельца.

Если ездить без крышки в расширительном бачке системы охлаждения, можно решить проблемы с повреждением радиатора и патрубков из-за увеличенного давления распирающего антифриза.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник статьи: http://4kolesa.mirtesen.ru/blog/43647276708/Dlya-chego-mnogie-voditeli-ezdyat-s-otkruchennoy-kryishkoy-rassh

Расширительный бачок системы охлаждения двигателя — устройство и принцип работы

Система охлаждения современного автомобиля включает в себя несколько элементов, без которых её нормальное функционирование невозможно. К таковым относится и расширительный бачок, устанавливаемый в разных местах подкапотного пространства в зависимости от марки авто. Незамысловатый пластиковый резервуар с пробкой играет важную роль в работе охлаждающего контура двигателя и требует периодического контроля со стороны владельца машины.

Назначение расширительной ёмкости

В системах охлаждения различных автомобилей содержится от 5 до 20 и более литров незамерзающей жидкости — антифриза (тосола). В процессе эксплуатации двигатель, а вместе с ним и антифриз разогревается от низкой температуры зимой до высокой в летний период.

Перепад температур может достигать 100 °С и более. Например, при эксплуатации машины в северных регионах, где прогрев мотора начинается от минус 20 °С и заканчивается рабочей температурой 90 °С, эта разница составит 110 °С.

Во время работы двигателя в расширительном баке возникает давление около 1 Бар

Поскольку любая жидкость расширяется в объёме при нагревании, в охладительном контуре авто образуется излишек, который нужно куда-то направить. Антифриз является средой несжимаемой, поэтому при расширении он создаст в системе высокое давление, способное разорвать патрубки и соты радиаторов. И наоборот, при охлаждении жидкость уменьшится в объёме и создаст разрежение (вакуум), воздействующий с такой же силой.

Чтобы обеспечить нормальную работу системы охлаждения силового агрегата и избежать скачков давления, в неё интегрирован расширительный бачок. Его функции следующие:

  • воспринимать дополнительный объём антифриза, расширяющегося при нагреве;
  • сбрасывать излишки давления через пробку со встроенным предохранительным клапаном;
  • отдавать жидкость обратно в систему при остывании мотора, препятствуя возникновению воздушных пробок.

На грузовиках применяются расширительные баки больших размеров

Антифриз, являющийся смесью дистиллированной воды с этиленгликолем (иногда — пропиленгликолем), при нагревании от нуля до 100 °С прибавляет в объёме порядка 5%. В контуре, рассчитанном на 10 л тосола, после полного прогрева образуется целых 500 мл, которые уходят в расширительный бачок.

Видео: зачем нужен расширительный бачок

Конструкция и принцип действия

Современные расширительные ёмкости для автомобилей представляют собой резервуар, изготовленный из прочной толстостенной пластмассы с заливной горловиной и штуцерами для подключения к элементам охлаждающей системы. Форма резервуара не имеет значения в функциональном плане, так что производители подгоняют её под место установки резервуара.

Форма бачка зависит от места его установки и может быть разной — круглой, прямоугольной или плоской

Вместительность сосуда для расширяющегося тосола рассчитывается для каждой модели авто и зависит от полного объёма жидкости в патрубках и агрегатах. Причём в холодном состоянии бачок заполняется антифризом только наполовину, остальное пространство занимает воздух, способный сжиматься под давлением. Горловина резервуара закрыта пробкой со встроенным воздушным клапаном. Принцип работы ёмкости следующий:

  1. При «холодном» моторе бачок наполовину пуст — уровень антифриза находится между минимальной и максимальной отметкой на корпусе.
  2. После запуска двигателя тосол начинает расширяться и его уровень в сосуде повышается, а воздушная прослойка сжимается. Клапан крышки остаётся герметичным.
  3. При достижении жидкостью рабочей температуры 90—95 °С и максимального увеличения в объёме давление в баке достигает порога срабатывания воздушного клапана (1—1,2 Бар или 120 кПа). Он открывается и сбрасывает воздух в атмосферу.
  4. В процессе остывания мотора наблюдается обратная картина — клапан пропускает воздух в обратную сторону до тех пор, пока количество антифриза не перестанет уменьшаться. Это предотвращает появление воздушных пробок в шлангах и радиаторах.

Устройство ёмкости довольно простое — корпус бачка закрыт пробкой со встроенным клапаном

В аварийной ситуации, когда тосол или вода по разным причинам начинает кипеть, предохранительный клапан сбрасывает не только воздух, но и пар.

Встроенный датчик подаёт сигнал о недостаточном уровне жидкости на панель приборов

В некоторых моделях автомобилей, например, ВАЗ 2110—2115 ёмкость оснащена второй горловиной, куда вкручивается датчик уровня охлаждающей жидкости. Если в силу поломки либо протечки какого-то узла антифриз начнёт вытекать наружу и его уровень в ёмкости упадёт до минимума, датчик сработает и предупредит водителя сигналом соответствующей лампочки на панели приборов.

Существуют автомобили (как отечественного производства, так и импортного), в которых расширительный бачок закрывается простой пробкой, не оснащённой клапаном и сообщающейся с атмосферой. В подобных системах функцию сброса давления и обратного впуска воздуха выполняет крышка основного радиатора, а резервуар только компенсирует расширение жидкости.

Крышка радиатора снабжается перепускным клапаном, направляющим излишек тосола в расширительный бак

Место бачка в охладительной системе

Ёмкость для компенсации расширяющегося антифриза может устанавливаться в разных местах, расположение зависит от марки автомобиля. Резервуар крепится к деталям кузова — лонжеронам и салонной перегородке с помощью резинового хомута либо специального кронштейна. Как правило, бачок ставится с той стороны, где находится верхний патрубок радиатора для его подключения.

Обычно ёмкость устанавливается ближе к патрубку радиатора

Существуют ёмкости на 2 и 3 штуцера. Последние присоединяются тремя шлангами к следующим агрегатам:

  1. Толстый патрубок, подключённый к нижнему штуцеру сосуда, соединяет его с основной магистралью контура охлаждения — малым кругом циркуляции жидкости, который всегда открыт. Увеличивающийся в объёме тосол поступает в бак именно по этому шлангу.
  2. Тонкая трубка, идущая от радиатора к верхнему штуцеру. Предназначена для сброса жидкости и пара из радиатора напрямую.
  3. Второй тонкий патрубок, подсоединённый к среднему штуцеру, идёт от радиатора салонного отопителя. Его задача такая же — отвод излишков антифриза и пара в ёмкость.

В резервуар на 3 штуцера поступают излишки антифриза из трёх агрегатов

Бачки, оснащённые двумя штуцерами, присоединяются к малому контуру циркуляции и основному радиатору охлаждения, подключение к печке отсутствует.

Расширительный резервуар является самой высокой точкой системы охлаждения мотора. Это сделано для того, чтобы жидкость из бачка могла перетечь в контур по закону сообщающихся сосудов. Когда уровень антифриза в ёмкости находится на 3—4 см выше риски Min на корпусе, все патрубки и агрегаты заполнены тосолом. В том числе самый высокий из них — контур охлаждения дроссельной заслонки.

Остатки воздуха из системы удаляются через патрубки подогрева дросселя

При заливке жидкости в водяную рубашку силового агрегата через расширительный бачок рекомендуется снимать патрубок охлаждения дросселя. Это позволяет вытолкнуть из магистралей и радиатора печки воздушные пробки.

Жидкости для заливки в бак

Нынешние автомобили, строящиеся с широким применением новых технологий, весьма требовательны ко всем технологическим жидкостям, в том числе и охлаждающей. Перечень требований такой:

  • жидкость должна закипать при температуре не ниже 110 °С;
  • порог замерзания — от минус 20 до —60 °С в зависимости от условий окружающей среды;
  • отсутствие пенообразования при контакте с крыльчаткой насоса, минимальная вязкость;
  • в составе жидкости должны быть неагрессивные присадки, препятствующие появлению накипи на металлических частях;
  • химический состав не должен меняться в течение 3 лет или 60 тыс. км пробега.

Тосол — чисто отечественный продукт, синтезированный во времена СССР

Всем перечисленным требованиям соответствует антифриз или тосол, что суть одно и то же. Название антифриз пошло от английского слова antifreeze, что в переводе означает «незамерзающая». Тосол — вещество, созданное на той же основе из этиленгликоля в бывшем СССР. Слово состоит из аббревиатуры ТОС (технология органического синтеза) и окончания «ол», присущего названиям химических препаратов.

Основа антифриза и тосола одинакова — вода + этиленгликоль в различных соотношениях. Отличия изделий от разных производителей может заключаться в пакете ингибирующих присадок, поэтому путать жидкости нежелательно. Фатальных последствий не наступит, но одни вещества могут нейтрализовать действие других и свойства «незамерзайки» ухудшатся. При этом цвет жидкости не играет роли — это всего лишь краситель.

Для заливки в бачок можно использовать дистиллированную воду в следующих ситуациях:

  • для разбавки концентрата антифриза до нужной температуры замерзания;
  • при аварийной ситуации — полной либо частичной потере охлаждающей жидкости в пути;
  • с целью промывки.

Окраска антифриза не влияет на его свойства, важен пакет присадок

Дистиллированная (обессоленная) вода не отвечает указанным выше требованиям: она замерзает при нулевой температуре и кипит при 100 °С. Поэтому она заливается временно либо в качестве растворителя для антифриза.

Воду из-под крана, насыщенную солями, заливать в расширительный бачок недопустимо. Исключение — поломка и потеря тосола в пути и отсутствие поблизости автомагазина. Устраните течь, заполните охлаждающую систему водопроводной водой и доберитесь до гаража или СТО, после чего её немедленно слейте. Иначе на внутренних стенках водяной рубашки двигателя и других агрегатов образуются отложения, ухудшающие теплообмен.

Видео: жидкости для заливки в контур охлаждения автомобиля

О неисправностях и ремонте ёмкости

Во время эксплуатации машины могут возникнуть следующие поломки расширительного бачка;

  • загрязнение или выход из строя перепускного клапана пробки;
  • разрыв корпуса бачка;

Стенка бачка разрывается при слишком высоком давлении изнутри

Неплотность крышки характеризуется появлением разноцветных потёков на корпусе

Большинство автолюбителей при поломке клапана или корпуса попросту меняют деталь на новую. Это оправдано отсутствием времени на ремонт и дешевизной данных запчастей. Хотя при желании лопнувший пластик резервуара можно запаять, а крышку — разобрать и прочистить.

Потёки из-под пробки возникают при неплотном прилегании либо из-за конструктивных особенностей ёмкости. К примеру, на автомобилях ВАЗ 2110 струя из верхнего малого штуцера, подключённого к радиатору, бьёт прямо в горловину, отчего возникает протечка. Способ устранения — установка более совершенного бачка от «Приоры».

Видео: ремонт корпуса бачка

Расширительный бачок автомобиля считается одной из самых надёжных деталей. Нередко они служат весь срок эксплуатации машины, особенно на иномарках. Чтобы не пришлось менять ёмкость раньше времени, рекомендуется периодически проверять состояние клапана в крышке. Если он в порядке, то и пластик сосуда не лопнет от высокого давления.

Источник статьи: http://carnovato.ru/rasshiritelnyiy-bachok-sistemyi-ohlazhdeniya/

Оцените статью