- Обзор МАЗ-5336
- История и назначение
- Оснащение комплектаций МАЗ-5336
- Кабина
- Двигатель и КПП
- Шасси, подвеска, тормоза, рулевое
- Плюсы и минусы
- Видео
- МАЗ-5336
- Об истории модели
- Технические характеристики в цифрах
- Двигатели
- Расход топлива
- Трансмиссия грузовика
- Подвеска, ходовая часть
- Динамические характеристики
- Электрооборудование
- Устройство
- Кабина
- Весовые характеристики грузовика:
- Внутренние размеры платформы
- Модификации
- Особенности и эксплуатация
Обзор МАЗ-5336
МАЗ-5336 – это двухосевой ботовой автомобиль грузового типа, выпускаемый Минским автомобильным заводом с 1988 года. По сравнению с МАЗом 5335 версии – предшественника, новый грузовик был оснащен более мощным Ярославским двигателем, улучшенной шумо- и виброизоляцией, модернизированной системой подвески, видоизмененной кабиной и увеличенным кузовом. Такое ТС предназначено для перевозок грузов и не только.
Содержание:
История и назначение
В восьмидесятые годы Минский автомобильный завод начал серьезную работу над обновлением и расширением линейки выпускаемых моделей. Автомобиль стал преемником 5335 модели уже к 1988, а производство 5335 полностью прекратилось заводом к 1990 году. Изначально партии были малозначительными, постоянное многосерийное изготовление было налажено и постоянное производство машин дало старт.
МАЗ-5336 нашел своих покупателей не только в России, но и за границей – особая популярность авто наблюдалась в Восточной Европе. Из-за того, что новый автомобиль оказался крайне востребованным, дефицита запчастей для него не было, поэтому в ремонте проблем не возникало.
Говорить о конкретном предназначении такого МАЗурика не совсем правильно. Шасси универсально и предполагает возможность установки различных надстроек, в качестве которых могут выступать пожарное оборудование, топливозаправщики, цистерны и прочее, что делает автомобиль многопрофильным. Вопреки разнообразию сфер применения, чаще используется бортовая версия автомобиля, применяемая для перевозки грузов.
Оснащение комплектаций МАЗ-5336
- 53361 – начальная комплектация, имеющая колесную схему 4х2 и двигатель с 360 лошадиными силами. Масса грузовика без прицепа составляет 18000 килограмм, автопоездом – 40 тонн;
- 53362 – вариант с наиболее экономичным моторным агрегатом в 300 лошадиных сил. Базовая масса равна 18000 килограммам, с прицепом – примерно, 38000 килограмм;
- 53363 – движок имеет 330 лошадиных сил. Полная масса – 16200 килограмм, в составе автопоезда – около 36400 килограмм;
- 53366 – специальная версия автомобиля с двигателем ЯМЗ-238М2 (240 лошадиных сил). Масса без прицепа равна 16500 килограмм, при автопоезде – 28500 килограмм.
На сегодняшний день, данные модификации сняты с производства, их заменили МАЗ-5336А3-320 и МАЗ-5336А5-320, МАЗ-5336А3-321 и МАЗ-5336А5-321, которые оснащены наиболее подходящими по современным меркам моторными агрегатами, которые отвечают стандартам экологии «Евро-3»
Кабина
Грузовик оснащен полностью металлической кабиной с двумя дверями, оформленной в строгом неприметном стиле, свойственном заводу-изготовителю. Кабина представлена в характерном для Минского автомобильного завода стиле с грубыми и четкими линиями. Установлены большая площадь остекления, смонтированный в бампер блок фар, брутальная прямоугольная решетка радиатора. В отличие от предыдущей модели, кабина оснащена козырьком, защищающим водителя от солнечных лучей.
В салоне МАЗ-5336 присутствует два сиденья – водительское и пассажирское. Кресло водителя регулируется по высоте, по углу наклона спинки и подушки. Рулевое колесо также регулируется по высоте. Помимо кресел, в кабине предусмотрены два спальных места. По сравнению с предыдущими моделями МАЗурика, кабина просторная.
Двигатель и КПП
Установлены моторы дизельного типа Ярославского моторного завода (ЯМЗ).
В линейке данного автомобиля применялись следующие агрегаты:
- Четырехтактный ЯМЗ-238Б, оснащенный жидкостной системой охлаждения и турбонаддувом. Агрегат имеет восемь цилиндров, расположенных V-образно. Максимальный крутящий момент составляет 120 Нм, а номинальная мощность – 300 л.с. Объем – 14,86 л;
- Аналогичный указанному выше, двигатель ЯМЗ-238Д. Характеристики этих агрегатов отличаются только номинальной мощностью, у 238Д она составляет 330 л.с.;
- Более экономичный и надежный двигатель ЯМЗ-248М2 имеет 240 л.с. Остальные характеристики совпадают с предыдущими моделями;
- Самый мощный из предлагаемых заводом-изготовителем в линейке МАЗ-5336 двигатель обладает 360 л.с. Это дизельный двигатель с турбонаддувом, имеет V-образную 8-цилиндровую систему. Рабочий объем агрегата составляет 17,24 л.
Грузовик имеет механическую коробку переключения передач с пятью ступенями. КПП неприхотлива и не становится объектом частых поломок. Своевременный уход за коробкой позволит забыть о проблемах с переключением передач.
Шасси, подвеска, тормоза, рулевое
Рассматриваемая модель МАЗа имеет среднетоннажное шасси с двумя осями. Максимальная грузоподъемность составляет 10,9 тонн. Установлены четыре колеса, два из которых ведущие.
В целом, автомобиль оснащен надежной подвеской, похожей на ту, что устанавливалась на предшествующих моделях. Однако она была доработана и получила ряд улучшений.
Передняя подвеска грузовика МАЗ-5336 устроена на продольных полу-эллиптических рессорах. Она оснащена амортизаторами, а также стабилизаторами, которые обеспечивают поперечную устойчивость. Конструкция задней подвески сделана на двух основных и двух дополнительных рессорах. Стабилизаторы для поперечной устойчивости также присутствуют на задней подвеске. Машина имеет колеса без дисков. Шины устанавливаются с размером 11.00/R20.
Тормозная система обладает двухконтурным пневматическим приводом и механизмами с барабанами. Ручной (стояночный) тормоз также установлен.
В штатном режиме грузовик оснащен антиблокировачной системой тормозов (ABS).
Плюсы и минусы
Среди плюсов белорусского грузовика можно отметить следующее:
- Цена совершенно незавышена и многие авто категории уступают МАЗу в ценовом критерии;
- Надежность узлов и агрегатов МАЗ-5336 сводит риск поломки в дороге к минимуму;
- Отсутствие дефицита запчастей и низкие цены на них значительно упрощает ремонт автомобиля при выходе той или иной детали из строя. Конструкция достаточно проста, к тому же, большинство запчастей на автомобилях Минского завода взаимозаменяемы;
- Долгосрочный ресурс работоспособности двигателя позволяет назвать машину надежной рабочей лошадкой, которая прослужит много лет до того, как мотору потребуется капитальный ремонт;
- Среди преимуществ также выделяют хорошую переносимость и устойчивость к плохой погоде;
- Не самый большой расход топлива: он равен примерно 22-25 литрам на 100 километров пути. Такой расход, скорее, является средним для грузовых автомобилей, но большим его назвать точно нельзя;
- Множество областей, для которых пригодно ТС, благодаря универсальному шасси.
Недостатками МАЗ-5336 можно назвать такие моменты как:
- Грубый внешний вид, который разработчики делали явно не для красоты. Впрочем, на рабочие характеристики это никак не влияет;
- Низкий уровень комфортабельности в салоне. Несмотря на возможность изменять положение водительского сиденья и рулевого колеса, кабина не является самой удобной, особенно это замечается в дальних поездках.
Цена на новый автомобиль в базовой комплектации берет свое начало от 2 миллионов рублей.
Не составляет трудности найти подержанный грузовик. В данном случае цена будет зависеть от года выпуска, пробега и состояния машины. Для сравнения, авто 1998 года выпуска в не самом хорошем состоянии, с пробегом равным примерно, 137 тысяч километров стоят около 200 тысяч рублей. Авто 2011 года, повидавшее пробег 120 тысяч километров, входит в категорию от 600-700 тысяч рублей. 2004 год с пробегом 345 тысяч километров стоит приблизительно 250 000 рублей.
В целом МАЗ-5336 является универсальной грузовой машиной, которая может применяться в различных отраслях: от обычной перевозки крупногабаритных грузов от точки «А» к точке «Б» до использования в пожаротушении. Это автомобиль, который соответствует всем нормам и требованиям международной таможенной системы «TIR». При надлежащем уходе за машиной, она прослужит много лет и будет верным и надежным партнером в работе.
Видео
Основатель нескольких автомобильных интернет-проектов с большим автомобильным опытом и полученными знаниями
Источник статьи: http://wikitrucks.ru/maz/maz-5336.html
МАЗ-5336
Автомобиль «МАЗ-5336» – одна из получивших самое широкое распространение на постсоветском пространстве моделей Минского автомобильного завода. Это универсальное среднетоннажное двухосное шасси, максимальная техническая грузоподъемность которого установлена в 10,9 тонн. Колёсная формула – 4х2. С успехом используется для установки разнообразного специального оборудования и надстроек. Однако основным применением семейства стало использование в составе автопоезда, на «дальнобойных» грузоперевозках.
Об истории модели
Период с 1981 по 1988 годы стал для Минского автозавода временем широкомасштабной реконструкции, когда была полностью обновлена вся линейка выпускаемой продукции. Новые кабины с откидными решётками передней панели и другой приборной доской; модернизированные передние оси, задние мосты, иные рама и тормозная система… С конца 80-х годов начался период серийного производства обновлённых, модернизированных семейств «МАЗ»ов, в числе основных из них – и «МАЗ-5336».
Данную модель можно назвать в линейке предприятия преемником «МАЗ-5335», который стоял на конвейере Минского автомобильного завода с 1977-го года. Это также одно из базовых семейств предприятия, поэтому его изменения прорабатывались особенно тщательно. Новый автомобиль «МАЗ-5336» уже полностью соответствовал современным нормам Международной таможенной системы «T.I.R.», предусматривающей транспортировку грузов на транзитных перевозках, в том числе и в составе автопоезда.
Главными отличиями «МАЗ-5336» от его предшественника стали: набор более мощных двигателей; модернизированная, более мягкая подвеска; увеличенная грузоподъёмность; улучшенные показатели экономичности, усовершенствованные вибро- и шумоизоляция, более просторный грузовой отсек и увеличенная, изменённая в соответствии с велениями времени, кабина. А также наличие уже в базовой комплектации солнцезащитного козырька J. В 1990 году «МАЗ-5335» уже окончательно уступил своё место на конвейере Минского автомобильного завода семейству «МАЗ-5336».
Технические характеристики в цифрах
- Длина – 8,6 м; ширина – 2,57 м; высота – 3,16 м.
- Колёсная база – 4,9 м;
- Дорожный просвет – 230 мм;
- Минимальный радиус поворота – 9,1 м;
- Площадь платформы – 14.35 кв.метров;
- Внутренние размеры платформы – 6,1 х 2,42 х 2,330 метра;
- Штатный объём стандартной платформы – 34,5 кубических метра.
- Масса снаряженного автомобиля – 8,2 тонн;
- Штатная допустимая грузоподъёмность – 9,8 тонн;
- Допустимая полная масса автопоезда – 40 тонн;
- Допустимая полная масса автомобиля – 18 тонн;
- Распределение полной массы: на переднюю ось – 6,5 тонн; на заднюю ось – 11,5 тонн.
- Максимальная скорость – 100 км/час;
- Время разгона до 60 км/час – 50 секунд;
- Торможение со скорости 60 км/час до нуля – 36,7 метров.
Двигатели
Все модификации грузовиков семейства «МАЗ-5336» оснащались только дизельными двигателями «ЯМЗ» производства Ярославского моторного завода. В линейку агрегатов, устанавливаемых на данную модель грузовика, входят четырёхтактные V-образные восьмицилиндровые, 14,86-литровые, с жидкостным охлаждением и непосредственным впрыском топлива, турбированные (кроме одного) дизельные двигатели.
На «классических» «МАЗ-5336»:
- На «МАЗ-53362» – дизель «ЯМЗ-238Б», номинальная мощность – 300 лошадиных сил.
- На «МАЗ-53361» и «МАЗ-53363» – моторы «ЯМЗ-238ДЕ», номинальная мощность – 330 лошадиных сил.
- На «МАЗ-53366» – НЕтурбированный агрегат «ЯМЗ-238М2», номинальная мощность которого – 240 лошадиных сил.
На «МАЗ-5336» «XXI века»:
- На «МАЗ-5336А3-320» / «МАЗ-5336А5-320» – новые 330-сильные турбированные дизели «ЯМЗ-238ДЕ2», «ЯМЗ-6582.10Е3» («Евро-3»), с новой же коробкой передач «ЯМЗ-2381(8)».
- На «МАЗ- 5336А3-321» / «МАЗ- 5336А5-321» – новые 250-сильные дизельные моторы «ЯМЗ-6562.10Е3» («Евро-3»), также связке с МКПП «ЯМЗ-2381(8)».
Кроме того, небольшая часть «МАЗ»ов 5336-го семейства (под индексом «МАЗ 533632-321») в начале двухтысячных была выпущена с дизельными двигателями немецкого производства «Дойтц BF 6M1013 FC (Euro-3)», 245 лошадиных сил. Эти моторы работают с коробками передач «ZF 9S75».
Расход топлива
Средний расход топлива для МАЗ-5336 при скорости 60 км/час составляет 21,8 л/100 км. При скорости 80 км/час показатель увеличивается до 29,6 л. В составе автопоезда при скорости 60 км/час на 100 км автомобилю требуется 33,2 л, при скорости 80 км/час – 40,1 л.
Объем топливного бака тягача составляет 255 л.
Трансмиссия грузовика
Трансмиссия «МАЗ-5336» отличается внушительным ресурсом работы и заслуженно считается одним из наиболее надежных элементов конструкции автомобиля данного семейства. Производителем трансмиссии также является Ярославский моторный завод. В составе трансмиссии – двухдисковое сцепление, с гидроусилителем, механическим приводом выключения и периферийными пружинами; 4-х ступенчатая механическая коробка передач «ЯМЗ-2381» с демультипликатором (общее количество передач – восемь). За счёт демультипликатора, повышающего крутящий момент, число передач и увеличивается в 2 раза. Все передачи, за исключением задней, оснащены синхронизаторами.
Карданная передача представлена двумя последовательными валами с промежуточной опорой, главная передача – двухступенчатая и разнесённая. Передаточное число ведущего моста – 5,49.
Подвеска, ходовая часть
Подвеска на автомобилях «МАЗ-5336» – рессорная. Конструкция передней подвески построена на продольных полу-эллиптических рессорах. Передняя подвеска снабжена также амортизаторами и стабилизаторами, обеспечивающими поперечную устойчивость. Задняя подвеска выполнена на двух базовых и двух дополнительных рессорах, и также снабжена стабилизатором поперечной устойчивости.
На грузовиках «МАЗ-5336» установлены бездисковые колеса. Размер шин –«11.00/R20». Рабочая тормозная система имеет барабанные механизмы и двухконтурный пневматический привод. Подобная конструкция сокращает вероятность полного отказа тормозной системы и уменьшает тормозной путь. Стояночный тормоз, естественно, также присутствует в конструкции. Основной прицеп, применяемый для формирования автопоезда с «МАЗ-5336» – модели «МАЗ-837810».
Динамические характеристики
- Максимальная скорость движения автомобиля – 115 км/ч;
- Максимальная скорость движения в составе автопоезда – 100 км/ч;
- Разгон до 60 км/ч – 50 сек;
- Тормозной путь с 60 км/ч – 36,7 м;
- Средний расход топлива на 100 км пути – автомобилем 21,8, автопоездом 33,2;
- Радиус поворота – по внешнему колесу 8,4 м, габаритный 9,1 м.
Электрооборудование
МАЗ 5336 имеет 24-вольтовую систему электропроводки, унифицированную с основными модификациями. В качестве источников электрического тока используются две последовательно соединенные батареи типа 6-СТ182 ЭМ и генераторная установка переменного тока со встроенным выпрямительным блоком и интегрированным регулятором напряжения.
Устройство
Кузов модели МАЗ-5336 состоит из металлической платформы с открывающимися задним и боковыми бортами. Пол кузова выполнен из дерева.
Автомобиль оснащается улучшенной трансмиссией с двухдисковым сцеплением «ЯМЗ-238Н», дополненным механическим приводом выключения с установленным пневматическим усилителем и периферийными пружинами. Грузовик имеет 4-ступенчатую механическую коробку передач с демультипликатором (общее количество передач – восемь). Карданная передача представлена двумя последовательными валами с промежуточной опорой, главная передача – двухступенчатая и разнесенная.
На МАЗ-5336 устанавливаются бездисковые колеса. Передняя подвеска автомобиля монтируется на продольных полуэллиптических рессорах со стабилизатором поперечной устойчивости и амортизаторами.
Рабочая тормозная система имеет барабанные механизмы и двухконтурный пневмопривод.
Платформа МАЗ-5336 в базовом варианте не имеет тента. Он устанавливается дополнительно. Также на шасси может монтироваться и другое оборудование.
Тягач комплектуется увеличенной кабиной, которая может откидываться посредством гидропривода. Данная возможность отличает МАЗ-5336 от более старых модификаций МАЗ. Опционально предусмотрена установка двух спальных мест, что позволяет использовать автомобиль для межрегиональных перевозок. Водителей особенно порадует главное сиденье. Оно является подрессоренным и настраивается по высоте, длине и наклону спинки и подушки. Руль также оборудован средствами регулировки.
Кабина
Кабина на «МАЗ-5336» – двухместная, подрессоренная, откидываемая вперёд посредством гидроцилиндра с ручным приводом. В базовой комплектации на «МАЗ-5336» имеются ремни безопасности, антиблокировочная система торможения ABS (НП РУП «Экран»), подрессоренное водительское кресло и предпусковой подогреватель силового агрегата.
Кресло водителя грузовика не только подрессорено, но и снабжено регулировками по длине, высоте, наклону подушки и спинки. Рулевая колонка также оборудована системой регулировок. В кабине для дальних рейсов предусмотрено два спальных места. Внутреннее пространство отличается от предшествующей модели «МАЗ»а более существенным простором и множеством дополнительных полочек.
Также, кабина грузовика семейства «МАЗ-5336» оборудована задним защитным устройством; продвинутой системой шумоизоляции; электро- и пневмо- выводами.
Весовые характеристики грузовика:
- собственная масса – 8050 кг;
- общая масса – 16500 кг;
- нагрузка на переднюю ось – 6500 кг;
- нагрузка на заднюю ось – 10000 кг;
- грузоподъемность – 7700 кг;
- общая масса в составе автопоезда – 36000 кг.
Платформа модели имеет следующие габариты: длина 6080 мм, ширина – 2380 мм, высота – 2540 мм.
До 60 км/час тягач разгоняется за 50 сек, тормозной путь модели на скорости 60 км/час составляет 36,7 м. Максимальная скорость машины равняется 100 км/час.
Внутренние размеры платформы
- Длина – 6080 мм;
- Ширина – 2380 мм;
- Высота бортов -700 мм.
Модификации
Выпуск МАЗ 5336 был начат в 1988 году, и за время производства, которое продолжается и в наши дни, разработано несколько десятков различных модификаций. МАЗ 5336 используется в качестве:
- Крытых тентовых фургонов;
- Самосвалов различной грузоподъемности;
- Грузовых машин с удлинённой базой;
- Грузовиков с цельнометаллическими и сварными фургонами.
В разные годы выпускались различные версии машины, отличающиеся друг от друга мощностью двигателя, типом коробки передач, объёмов грузовой платформы наличием дополнительных опций и другими параметрами.
- МАЗ-533603-220 – двухосный грузовик с платформой площадью 10 кв.м., двигателем ЯМЗ мощностью 250 л.с.(184 кВт), допустимая полная масса автомобиля 18000 кг, допустимая масса автопоезда 36000 кг;
- МАЗ-533605-220- двухосный бортовой грузовик с платформой площадью 14,5 кв.м., двигателем ЯМЗ мощностью 330 л.с. (243 кВт), допустимая полная масса автомобиля 18750 кг, допустимая полная масса автопоезда 44000 кг.
На различных модификациях МАЗ 5336 устанавливались как атмосферные дизельные силовые установки, так и турбированные версии.
Особенности и эксплуатация
МАЗ 5336 прошел проверку временем по самым различным критериям. Претерпев множество мелких доработок, машина в итоге остается надежным конкурентом на рынке автоперевозок таким гигантам автомобилестроения как Mercedes, Scania, Volvo и т.д. в своем сегменте. Машина на протяжение десятков лет выпуска комплектовалась в основном надежными силовыми установками Ярославского механического завода. На отечественных дорогах встречаются модификации, оснащенные немецкими моторами Deuts BF 6M1013FS. В качестве продолжения линейки МАЗ 5336 можно отметить МАЗ 5340 оборудованные двигателями Daimler Chlister OM501 мощностью 435 л.с. и шестнадцати ступенчатой КПП ZF. Автомобили предназначены для работы в регионах с требованиями экологической безопасности Евро-5. Автомобили с двигателями Евро-2 постепенно снимаются с производства. Современные модификации МАЗ 5336 в базовом исполнении оснащаются подрессоренным сидением водителя, ремнями безопасности, системой ABS, подогревателем двигателя, электро-пневмовыводами на прицеп и беззазорной сцепкой. В зависимости от региона эксплуатации машины, современные модификации оснащаются двигателями под требования Евро-3, Евро-4, и Евро-5. Дилерами предоставляется гарантия на автомобиль 2 года, или 200000 пробега. При этом ТО проводится при первых 20000 км пробега, ТО-1 при 15000, ТО-2 при 30000 км. Современные версии дополнительно оснащаются:
- Межколесной блокировкой;
- Независимым жидкостным подогревателем;
- Межосевой блокировкой;
- Передним и задним противоподкатным брусом;
- Цифровым тафогрофом;
- Боковым защитным устройством;
- Противооткатными упорами и т.д.
Современные версии машины являются в большей степени совместными разработками минских автомобилестроителей с немецкими и американскими фирмами. В то же время, большую часть парка машин МАЗ 5336 все же составляют автомобили собственной, постсоветской постройки. Высокая степень унификации деталей, узлов и механизмов, а также их постоянное наличие в продаже, не вызывают затруднений при организации технического обслуживания и ремонта как у крупных перевозчиков, так и у частных лиц.
Источник статьи: http://spectekhnika.info/maz-5336/