Автомобиль для буксировки самолетов

Аэродромный тягач: обзор, особенности конструкции, технические характеристики

Многие люди наверняка задавались вопросом: как многотонные летательные аппараты перемещаются по посадочным полосам и ангарам после приземления? Ведь данная техника может весить сотни тонн, не предназначена для наземного передвижения своим ходом, так как реактивные струи двигателей могут повредить коммуникации и постройки. Для этих целей служит аэродромный тягач. Специальные машины для буксировки самолетов производятся различными компаниями. Ниже рассмотрим особенности и характеристики самого мощного современного представителя марки БелАЗ и МАЗовский прототип, который разрабатывался в 60-70-е годы прошлого столетия.

Описание

Все грузовики и спецтехника указанного направления различаются между собой по габаритным и техническим параметрам. Самым сильным буксировщиком самолетов в мире является машина БелАЗ. Для сравнения: один из самых мощных аналогов — «Дуглас Калмар TBL-600» — способен транспортировать до 48 тонн, а у техники белорусского производства этот показатель составляет 260 т.

Стоит отметить, что аэродромный тягач БелАЗ, при всей своей невероятной силе, обладает относительно скромными габаритами. Параметры:

  • длина/ширина/высота — 7500/3300/2300 мм;
  • тип двигателя — дизельный мотор проекта 8424.10-04 российского изготовления;
  • мощность номинальная — 4250 л. с;
  • оборотистость — 2100 об/мин;
  • коробка передач — гидромеханического типа;
  • рама — сварной конфигурации из высокопрочной низколегированной стали.

Конструкционные особенности

Аэродромный тягач БелАЗ-74212 оборудуется тремя кабинами. Одна из них располагается в задней части. Правый отсек справа предназначен для размещения двух человек обслуживающего персонала, остальные два — для водителей. Левая фронтальная кабина оснащена гидравлическими приспособлениями, позволяющими подниматься ей на высоту до 450 миллиметров. Несколько рабочих отсеков дают возможность технике подъезжать к летательному аппарату без необходимости разворота.

Читайте также:  Автомобиль с угольным двигателем

Кроме того что указанные машины буксируют самолеты, они способны транспортировать крупнотоннажные грузы. Основная работа буксировщика осуществляется посредством крепления специальных фиксаторов к водилу — приспособлению, имеющемуся спереди и сзади машины.

Эксплуатация

Аэродромные тягачи белорусского производства пользуются спросом в разных странах ближнего и дальнего зарубежья (Германии, России, Корее, Индии и в других). При этом производители не останавливаются на достигнутом результате. Представители белорусского автомобильного завода объявили о проектировании и разработке нового буксировщика под индексом 74270. Эта техника сможет перемещать самолеты с массой до 600 тонн. Как заверяют конструкторы, создание новой модификации выходит на финальный этап.

Аэродромный тягач МАЗ

Экспериментальный колесный буксировщик МАЗ-541 был ориентирован на перемещение транспортных и пассажирских самолетов по взлетным полосам. Технику начали разрабатывать в 50-х годах прошлого века, было в общей сложности собрано три экземпляра. Агрегаты эксплуатировались до начала 70-х, после чего были списаны. В настоящее время сохранившихся экземпляров нет.

Создание машины началось в соответствие с распоряжением Минтранспорта. Задание, стоявшее перед Минскими конструкторами, заключалось в создании аэродромного тягача, способного транспортировать летательные аппараты массой до 85 тонн. Внешний облик МАЗ-541 не имел аналогов в мире.

Экстерьер

Буксировщик оснащался уникальным цельнометаллическим кузовом. Закрытая кабина имела три секции ветрового стекла с очистителем на каждой части. Задняя стенка оформлена аналогичным образом. Вход на рабочее место выполнялся через боковые двери распашного типа. В середине размещались две пары сидений, спинками по отношению друг к другу.

На бортах инженеры предусмотрели добавочные створки, дублирующие по конфигурации двери и кабину без рамок остекления. За откидными деталями находились блоки для технического обслуживания буксировщика. В передней части разместили четыре световых элемента головного освещения. Рабочая зона подсвечивалась тремя поворотными прожекторами с кормы техники. В крыше оборудовали пару люков, улучшающих обзорность и вентиляцию.

Управление

В салоне дизельного аэродромного тягача МАЗ-541 предусмотрено два поста управления, оснащенных полным набором приборов и приспособлений, вместе с рулевыми колесами. Контрольные точки находились по диагонали, что позволяло оператору переходить от одного места к другому быстро и свободно. Конструкционные особенности давали возможность увеличить точность позиционирования техники по отношению к заднему прицепному устройству. При перемещении лайнера водитель находился на переднем контрольном посту.

Все созданные белорусскими конструкторами буксировщики окрашивались в красно-оранжевые цвета. Крыша, капот и верхушка крыльев покрывались белой краской. В дальнейшем, крылья полностью перекрасились в основной фон автомобиля. Передний бампер покрывался белым слоем с красно-оранжевыми полосами.

Технические параметры

Все элементы буксировочной машины МАЗ-541 монтируются на стальной клепаной раме, часть деталей позаимствована у серийных грузовиков. Мосты устанавливались на полуэллиптических рессорах. Для гарантированности увеличения массы, предусмотрен балласт, позволивший довести эксплуатационный вес до показателя 28,23 т.

Прочие характеристики рассматриваемого аэродромного буксировщика:

  • силовой агрегат — 12-цилиндровый дизельный мотор Д-12А с V-образной конфигурацией;
  • объем рабочий — 38800 куб.см;
  • мощность по максимуму — 300 л. с;
  • оборотистость — 1600 об/мин;
  • расход горючего — 120-130 л/100 км;
  • расположение баков — внутри кузова;
  • длина/ширина/база — 7,97/3,4/3,4 м.
  • задние/передние шины — 17,00-32/15,0-20.

Для транспортировки самолетов использовалось одновременно два дышла. Первый элемент фиксировался на оси передней стойки воздушного судна, второе приспособление цеплялось за амортизатор. На корме предусмотрена пара фаркопов, а фронтальный аналог располагался перед бампером.

Зарубежный аналог

Для сравнения изучим ТТХ аэродромного тягача немецкого производства марки Schopf. Ассортимент этой компании включает в себя несколько буксировщиков массой от 5 до 70 тонн, способных выполнять различные задачи. Компания на протяжении нескольких десятилетий выпускает технику, конкурирующую с мировыми лидирующими аналогами.

Машины ориентированы на эксплуатацию в различных климатических регионах. Одной из самой продаваемой модификации является модель Schopf F-110. Техника оснащается автоматической коробкой переключения передач, полным приводом и поворотным механизмом на все колеса. Сила тяги в 110 кН позволяет буксировать малые и средние лайнеры, взлетный вес которых не превышает 160 тонн. Электрическая вариация мощностью 60 кВт функционирует с весом до 150 тонн, не производит вредных выбросов. Емкости аккумуляторной батареи хватает для 30 транспортировок.

Источник статьи: http://fb.ru/article/441201/aerodromnyiy-tyagach-obzor-osobennosti-konstruktsii-tehnicheskie-harakteristiki

Аэродромный буксировщик: мощь и харизма

Предполетная подготовка воздушного судна — это работа десятков людей и десятков же машин. Техники, уборщики, заправщики, грузчики, а еще перонные автобусы, самоходные трапы, цистерны, вечно снующие тягачи для багажных тележек, машины кейтеринга. Но есть один автомобиль, если его можно так назвать, который абсолютно выбивается из этой более-менее быстроходной тусовки. Это аэродромный тягач.

Без него невозможно представить себе ни один аэропорт мира. Эта машина (хотя, по сути, это трактор) похожа на сильно раздавшуюся в размерах лягушку, потому что она низкая и широкая. Но без ее помощи ни один современный турбореактивный лайнер не сможет сдвинуться с места, если он припаркован у телетрапа. А причина проста: никакой Боинг, Эйрбас или Суперджет не умеет ездить задним ходом! Поэтому каждый раз, когда вы летите к бабушке в Пермь или в олл-инклюзив, знайте: от здания аэровокзала вас тащит огромная лягушка.

С водилой или без

Современные тягачи делятся на два класса: водильные и безводильные. И дело не в присутствии или отсутствии шофера, а в наличии водила. Последнее очень похоже на ту трубу, которая используется в жесткой сцепке при буксировке автомобилей. Однако, в отличие от сломанного КАМАЗа, самолет буксируют далеко не полой трубой с двумя проушинами. Эта штука снабжена колесами, поворотными замками, чтобы было удобнее «стыковаться» самолетом и амортизаторами для уменьшения толчков при буксировке.

Основное неудобство такой технологии буксирования заключается в том, что для каждого типа самолета требуется отдельное водило. В арсенале крупных аэропортов есть с десяток водил, но их цена сопоставима со стоимостью легкового авто. Поэтому человечество попыталось сэкономить и придумало безводильные тягачи. Их конструкция позволяет платформе тягача «подныривать» под носовую стойку воздушного судна. Как будто прицеп подсоединили к седлу тягача. Стойка приподнимается над землей и самолет можно буксировать. Но и тут есть пара нюансов, которые мешают подобной схеме стать массовой. Первое и самое главное — многие безводильные тягачи почти не способны совладать с огромным самолетом калибра Боинг-777 или А-380. А те, что могут, — дорогие и предназначены исключительно для таких типов судов. Ну а в наших аэропортах подобные тягачи не прижились еще и потому, что совсем не знакомы с российской и советской авиатехникой. А еще, говорят, колеса у некоторых проскальзывают в снег и дождь, а балласт положить некуда.

С водильным тягачом, даже с учетом целого арсенала водил, чуть проще.

Всего 430 л.с.

Рассмотрим его функционал, а для примера возьмем один из самых популярных тягачей в своём классе, немецкий Schopf F396. Этот тягач весит около 50 тонн, но способен взять на борт еще 20 тонн балласта для буксировки тяжелых «дальнобойщиков» вроде А-380. И колеса проскальзывать не будут! Мощность двигателя здесь вроде и небольшая — всего 430 л.с. Однако полный привод, передаточные числа коробки передач и тепловозный момент делают свое дело, и тягач легко передвигает 600-тонный самолет по перрону, а без нагрузки способен разогнаться до 35 км\ч. Хотите еще цифр? Объем жидкости, необходимый для работы гидросистемы, составляет 250 литров, а объем картера трансмиссии — почти 40, что во много раз больше, чем у вашего Kia Rio. Давление в шинах — 10 атмосфер, и каждая из них сопоставима по цене с хорошим телевизором. Сам же автомобиль стоит около миллиона евро. Так что выбирайте: или Veyron, или настоящее чудо инженерной мысли.

Источник статьи: http://auto.mail.ru/article/70897-aerodromnyi_buksirovshchik_moshch_i_harizma/

Обзор техники для работы на аэродромах. Тягачи

Практически каждый из нас хотя бы раз летал на самолете, многие помнят, как рассматривали взлетную полосу из иллюминатора, следя за движением аэродромной техники. И если перронные автобусы, подвозящие людей к трапу, топливозаправщики, тележки с багажом всегда на виду, то есть аэродромная техника, работа которой незаметна для авиапассажира.

В первую очередь это аэродромные тягачи, они приступают к работе, когда пассажиры уже уселись в кресло самолета, пристегнулись и ждут взлета или только что приземлились. Или когда лайнер сам медленно рулит по аэродрому от здания аэровокзала до взлетной полосы, именно тогда и трудится буксировщик, которого попросту не видно из-за своих размеров и работы со стойкой переднего шасси под кабиной пилотов.

Производители и модели тягачей

На сегодняшний день в мире существует множество различных марок и моделей аэродромных тягачей. Все их можно разделить на две большие группы машин исходя из двух основных технологий буксировки воздушных судов – классической и безводильной. Тягачи с водилом для работы с самолетами используют собственный вес, часто их дополнительно догружают балластом для придания им устойчивости.

Безводильные тягачи используют вес самого авиалайнера, и если классические машины, оснащенные водилом, просто тянут самолет за собой, то буксировщики без него приподнимают стойку переднего шасси на несколько сантиметров над землей. Учитывая различные типы самолетов, практически все крупные аэропорты имеют в своем парке буксировщики обоих видов.

Goldhofer (Германия)

Аэродромные тягачи под брендом компании Goldhofer, обеспечивают быстрое, экономичное и прежде всего безопасное перемещение самолета на земле. Для буксировки судов с массой до 220 т предназначен безводильный тягач серии AST-3. Универсальная кабина с двумя постами управления дает возможность буксировщику одинаково хорошо двигаться и вперед, и назад, оператору нужно лишь развернуть свое кресло к нужному рулю. Для точного захвата колеса авиалайнера предусмотрено дублирующее управление снаружи, позволяющее управлять процессом захвата передней стойки шасси вне кабины.

В качестве более дешевой альтернативы предлагается недорогая модель AST-3 с индексом L с менее мощным двигателем, приводом на два колеса и меньшим тяговым усилием. Таких характеристик машины достаточно для перемещения самолета общей массой до 160 т. Безводильные тягачи Goldhofer этой серии могут буксировать различные типы воздушных судов, от небольших Embraer до Boeing 767. Под каждый тип в памяти системы имеются свои настройки, переход с одного типа самолета на другой очень прост и осуществляется обычным нажатием кнопки.

FMC (Голландия)

Компания FMC, основанная в 1928 году и ныне входящая в JBT Corporation, выпускает технику, которую можно увидеть практически в любом аэропорту мира. Серия В с водилом применяется для обслуживания самолетов больших размеров от Airbus 320 до Boeing 737. Каждая модель отличается надежной конструкцией, малым радиусом разворота и отличным обзором. Сама кабина просторная, вмещает до трех операторов, за плавность хода отвечает рессорная подвеска передней оси. Боковые отсеки обеспечивают легкий доступ для обслуживания электрических и гидравлических систем.

Отличительными особенностями таких буксировщиков являются функции автоматического распознавания воздушного судна, «умная» тормозная система, стабилизирующая движение, исключающая рыскание при торможении. Управление интеллектуальное, с подробными пошаговыми инструкциями по подбору операций для оператора. FMC предлагает кроме стандартных моделей специальные электрические версии своих аэродромных тягачей, отличающиеся наличием буквы «е» в наименовании модели, с необслуживаемым электродвигателем и батареей емкостью до 930 А.ч.

TLD (Франция)

Логотип компании TLD также можно часто видеть на аэродромных тягачах в аэропортах всего мира. Этот производитель предлагает как безводильные буксировщики, так и машины с водилом. Среди первых самая большая модель — TPX-500, тягач, предназначенный для буксировки всех широкофюзеляжных воздушных судов. Диапазон обслуживаемых типов самолетов широк и охватывает практически все модели Boeing от 747 до 787 и Airbus от 310 до 350-й модели. Конструкция тягача максимально проста – тут нет никаких видеокамер и минимум гидрооборудования.

TMX-650 – старшая модель в линейке тягачей с водилом – предназначена для выполнения операций по буксировке среднефюзеляжных и больших самолетов. Автоматический контроль цикла погрузки/ разгрузки позволяет сделать работу с воздушными судами максимально безопасной. Дизельный двигатель мощностью 250 л. с. позволяет TMX-650 проводить буксировку самолетов на скорости до 25 км/ч. Для удобства работы оператора предусмотрены два поста управления, расположенные по разные стороны машины, позволяющие двигаться вперед и назад по взлетной полосе без разворота.

Douglas (Великобритания)

Английская компания Douglas с 2015 года производит свои аэродромные тягачи в составе корпорации Textron. Младшая в гамме продукции TUG GT-35 способна работать с самолетами до 120 т, такими как Airbus 319, 320; Boeing 727, 737, 757; а также Ту-134; -154 и -204. Двигатель мощностью в 102 л. с. обеспечивает скорость буксировки самолета до 19,3 км/ч. При поставке буксировщика в страны СНГ тягач дополнительно оснащается закрытой кабиной с системой антиобледенения стекол, «зимним пакетом», включающим обогрев фильтров, аккумуляторов, а также цепями на колеса для езды по льду и снегу.

Из безводильных моделей наиболее часто в российских аэропортах встречается Douglas TBL-280. Этот аэродромный тягач может «рулить» как передними, так и задними или даже всеми четырьмя колесами одновременно. Работа оператора проста и удобна: для контроля над захватом стойки шасси его кресло поворачивается вместе с рулем, педалями и приборной панелью на 180 градусов. Турбированный дизельный двигатель рабочим объемом 7 л развивает мощность в 257 л.с. и способен без проблем буксировать со скоростью до 30 км/ч почти любые типы самолетов массой до 400 т.

БЕЛАЗ (Беларусь)

Буксировщики БЕЛАЗ выпускаются уже несколько десятилетий, завод из Беларуси на сегодняшний день имеет в линейке аэродромных тягачей две основные серии этих машин. БЕЛАЗ-74270 является одним из самых мощных аэродромных тягачей в мире и может буксировать воздушные суда со взлетной массой до 600 т. Ему по плечу работа с авиалайнерами типа Boeing 747, Airbus A-380, Ан-124. Кабина трехместная, регулируемая по высоте, с панорамным стеклом и кондиционером. Для улучшения обзорности на машине установлена камера заднего вида.

Для безопасности есть бортовая система пожаротушения с дистанционным включением. БЕЛАЗ-74270 с колесной формулой 4х4 оснащен дизельным двигателем Deutz мощностью 443 л. с. Машина может оборудоваться цепями противоскольжения и буксировать авиалайнеры по снегу и льду. Ведущие управляемые мосты с многодисковыми тормозами в масляной ванне позволяют управлять движением, выбирая из четырех возможных вариантов: поворот только передними колесами, поворот только задними колесами, поворот и передними, и задними колесами в одну сторону для движения боком, поворот передними и задними колесами для малого радиуса поворота.

Постоянный рост авиаперевозок, а также увеличение количества типов самолетов представляют собой постоянную проблему для логистики современных аэропортов. И для осуществления наземных маневров с воздушными судами без буксировщиков не обойтись ни сейчас, ни в обозримом будущем.

Современная техника для буксировки самолетов позволяет значительно снизить шум и загрязнение воздуха вблизи аэропорта, а также уменьшить неэффективный расход ресурса авиационных двигателей и обеспечить значительную экономию авиационного топлива при перемещении воздушного судна по аэродрому на тяге собственных двигателей.

В обзоре использованы материалы с официальных сайтов компаний-производителей и портала о спецтехнике «Основные средства».

Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»

Источник статьи: http://perevozka24.ru/pages/obzor-tehniki-dlya-raboty-na-aerodromah.-tyagachi

Оцените статью