Автомобиль для лили брик

Подарок для Лилички. Как Маяковский покупал «Рено»

Однажды Владимир Маяковский сделал Лиле Брик удивительный подарок — машину марки «Рено», которую купил за границей и переправил в Москву. Личный автомобиль в то время был роскошью, поэтому сразу же стал объектом зависти. Хозяйка научилась водить, подружилась с другими автолюбителями и как-то раз попала в ДТП. Подробности — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

«Форд» — режиссеру

Маяковский очень любил путешествовать, а еще больше — радовать свою возлюбленную и музу Лилю Брик подарками из разных стран. В 1920-е годы немногим советским гражданам разрешалось выезжать за границу, но у поэта такая возможность была. Перед каждой поездкой Лиля составляла ему список желанных вещей (чаще всего дорогое белье, духи и наряды), и Маяковский привозил все, не жалея денег.

Но в апреле 1927-го, помимо обычного списка, он получил от Брик заказ для режиссера Льва Кулешова, в которого она какое-то время была влюблена. Лиличка писала: «Очень хочется автомобильчик. Привези, пожалуйста. Мы много думали о том — какой. И решили — лучше всех Фордик».

Перед тем как определиться с маркой, Кулешов и Брик изучили состояние московских дорог, возможность приобретать запчасти. Не последнюю роль играл и внешний вид машины, а также то, насколько легко будет ею управлять. Лиля добавила: автомобиль должен быть последнего выпуска, с полным набором инструментов и запасных частей.

Читайте также:  Кто выпускает автомобили brilliance

«Рено» для Лилички

Маяковский выполнил просьбу — Кулешов получил свой форд. В Москве все с удивлением рассматривали «железное чудо», потому что личные машины были еще редкостью: после революции 1917 года все имеющиеся в стране автомобили передали в пользование партийным ведомствам. Кулешов с гордостью ездил по городу и приезжал на подмосковную дачу, где проводили лето Брик и Маяковский. Главной темой их разговоров на долгое время стала покупка автомобиля и для нее. Маяковский не мог ей отказать и решил накопить на машину. Лев Кулешов принес каталоги крупных автоконцернов, в итоге выбрали «Рено».

В 1928 году Маяковский посетил Францию и Германию. Лиля озвучила ему не только стандартный перечень нужных вещей вроде чулок, шарфов и платьев, но и пожелания относительно автомобиля: «Лучше закрытая — conduite interiere — со всеми запасными частями, с двумя запасными колесами, сзади чемодан».

Практически вся их переписка во время этой поездки была посвящена желанному «Рено». Брик не могла перестать говорить о нем, решила также, что в машине должны быть два предохранителя, электрическая щетка для лобового стекла, сзади фонарь, а сбоку дополнительный прожектор. Еще одно важное пожелание: «Только НЕ Amilcar!» Скорее всего, это связано с тем, что именно в Amilcar погибла бывшая жена Сергея Есенина танцовщица Айседора Дункан. Немного подумав, Брик добавила, что ее авто не должно быть похоже на те машины, которые московское правительство закупило для использования в качестве такси.

«Рено», а не духи и галстук

Все пошло немного не по плану: оказалось, что у Маяковского все-таки не хватает денег на покупку. Дело в том, что он рассчитывал продать пьесу французскому режиссеру Рене Клеру, но сделка не состоялась. Он отправил Лиле телеграмму: «Ввиду сего на машины пока только облизываюсь — смотрел специально автосалон».

Но и вернуться домой без обещанного подарка он не мог. В Берлине поэт заработал недостающую сумму выступлениями и тут же отправил Лиле сообщение: «Покупаю Рено. Красавец серой масти: шесть сил, четыре цилиндра, кондуит интерьер. Двенадцатого декабря поедет в Москву. Приеду около восьмого. Телеграфируй. Целую, люблю. Твой Счен». За автомобиль пришлось выложить 20 тысяч франков (в пересчете на сегодняшние деньги больше 900 тысяч рублей).

Маяковский вернулся в Москву в декабре 1928-го, а вот машину удалось доставить лишь в следующем году. На советской таможне «Рено» пропускать не хотели, пришлось обращаться в Народный комиссариат внешней и внутренней торговли, где поэту выдали разрешение на провоз «без права перевода валюты и продажи в СССР».

Когда автомобиль появился на улицах, многие стали обвинять поэта в буржуазности. Тогда же он написал строки:

Не избежать мне сплетни дрянной,

Ну что ж, простите, пожалуйста,

Что из Парижа привез Рено,

А не духи и галстук!

Брик за рулем

Лиле Брик мало было просто иметь автомобиль — она хотела сама его водить. Права она получила в июне 1929 года: «Я, кажется, была единственной москвичкой за рулем, кроме меня управляла машиной только жена французского посла».

Правда, не обошлось без ДТП. Однажды на мостовой начинающая автоледи сбила восьмилетнюю девочку, которая вместе с мамой переходила дорогу в неположенном месте. Авария была не очень серьезной: автомобиль лишь слегка толкнул ребенка. Пострадавшая отделалась легким испугом, но милицию все равно вызвали. Дело дошло до суда, однако нерадивую водительницу оправдали. В качестве небольшой моральной компенсации она подарила девочке пуловер.

Маяковский тоже пользовался машиной — если она в этот день не была нужна Лиле. Правда, сам за руль он не садился — нанимал шофера.

«Несостоявшееся путешествие»

Лиля Брик серьезно увлеклась вождением: завязала знакомства с другими автолюбителями, заказала специальную одежду для поездок за рулем и выписала из Франции автоаксессуары — шапку и перчатки. Ее друг фотограф Александр Родченко, которому она не раз позировала, хотел, зная о ее новой страсти, устроить ей фотосессию у автомобиля.

Брик как раз собиралась поехать на «Рено» в Ленинград и предложила Родченко сделать снимки на московских дорогах, а через «верст двадцать» разойтись — она поедет по намеченному маршруту дальше, а он вернется обратно.

Брик подготовилась основательно — приобрела специально для съемки несколько нарядов. Фотографировались на Земляном Валу, у обочин, в самом автомобиле. Но в процессе Лиля все же побоялась ехать в Ленинград одна и решила вернуться. Потом они с Маяковским между собой так и называли эту серию снимков — «Несостоявшееся путешествие».

Через год после смерти поэта Брик решила продать машину. Этим занялся друг семьи финансист Лев Гринкруг. В конце 1980-х автомобиль пытались найти, но не получилось — его следы были безвозвратно утеряны.

Источник статьи: http://www.mos.ru/news/item/81989073/

Автомобиль любовницы Маяковского

Владимир Маяковский был не только авангардным поэтом и очень творческой личностью, но еще и небедным человеком. Во всяком случае, своей музе и даме сердца Лиле Брик он преподнес шикарный по тем временам подарок — французский автомобиль Renault NN.

Не буду углубляться в амурные дебри, расскажу сначала про машину. Renault NN выпускался с 1926 по 1930 год. Он имел объем двигателя 951 см³, трехступенчатую коробку передач и развивал скорость 70 километров час. Машина была надежной и крепкой. В январе 1927 года автомобиль этой марки проехал 17000 километров через пустыню Сахара без особых поломок.

Renault NN очень узнаваем по своему носу. На капоте уже тогда был фирменный реношный ромб.

Автомобиль Маяковский купил в Париже. Лиля Брик очень хотела автомобиль и написала в письме четкие требования : «1) предохранители спереди и сзади, 2) добавочный инжектор сбоку, 3) электрическую прочищалку для переднего стекла, 4) фонарик сзади с надписью „стоп“».

Поэт не мог не выполнить просьбу (или требование?) Лили, хотя это было очень непросто в те времена. Маяковскому пришлось обращаться за разрешением на покупку в Народный комиссариат внешней и внутренней торговли СССР.

Впоследствии он даже написал стихотворение про эту машину под названием «Ответ на будущие сплетни» . Примечательно, что впервые стих был опубликован в журнале «За рулём». Там есть такие строки (прошу прощения, но по ходу в редакторе тут сбивается фирменная лесенка):

Я рифм
накосил
чуть-чуть не стог,
аж в пору
бухгалтеру сбиться.
Две тыщи шестьсот
бессоннейших строк
в руле,
в рессорах
и в спицах.

Не избежать мне
сплетни дрянной.
Ну что ж,
простите, пожалуйста,
что я
из Парижа
привез Рено,
а не духи
и не галстук.

Сам Маяковский прав не имел, за рулем чаще всего ездила сама Лиля Брик, которая получила водительские права и очень увлеклась вождением.

Брик очень гордилась машиной и писала, что в ту пору она была, вероятно, единственной жительницей советской столицы, сидевшей за рулём: «Кроме меня управляла машиной только жена французского посла».

Сейчас увидеть почти такой же автомобиль, как был у Лили Брик, можно на выставке в аэропорту Домодедово . Просмотр экспозиции бесплатный.

Меня зовут Александр, в соцсетях я zhzhitel. Пишу про путешествия, авиацию, технику, маркетинг.
Если эти темы интересны, жмите палец вверх 👍!
Подписывайтесь на мой канал и заходите почаще!

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/zhzhitel/avtomobil-liubovnicy-maiakovskogo-5cbc507d70f6f500b0dda9ca

История автомобиля Лили Брик

Маяковский был очень особенным поэтом для советской власти, он пользовался неограниченным доверием и лояльностью партийного руководства страны. Ведь только за границу на заработки, неслыханное дело, он выезжал девять раз, побывав почти во всех странах Европы и даже в Америке.

Даже Остапу Бендеру такое не снилось – тот смог пересечь границу только единожды и совсем неудачно. А заступниками Маяковского были «его семья» — Брики, довольно открыто сотрудничавшие с органами и имевшие обширные связи не только среди верхушки «советов» но и за границей.

Неудивительно, что именно «Лиличка» Брик стала первой советской женщиной-автомобилисткой, до нее среди женщин сидела за рулем только жена французского посла. И машину ей из-за границы привез, конечно, Маяковский, причем не только ей.

На самом деле Маяковский купил для друзей два автомобиля – первый Лиля Брик выпросила для своего тогдашнего возлюбленного, очень молодого, но уже именитого кинорежиссера Льва Кулешова. «Фордик» Кулешов получил в 1927 году, а уже в следующую поездку Лиля заказала Маяковскому машину и для себя.

Переписка Лили Брик с поэтом, который отправился зарабатывать выступлениями в Берлине и Париже на автомобиль для дорогой женщины, кажется, конечно, забавной, а может кому-то даже и возмутительной. Маяковский уехал за границу с большим и подробным списком нужных Лиличке вещей, в числе которых был и авто. «Только чтобы не была похожа на такси. Лучше всего Buiсk или Renault. Только НЕ Amilcar!», заранее писала Лиля в специальном блокноте, чтобы далекий от техники поэт ничего не напутал.

Амикар – это тот самый открытый автомобиль, в котором всего несколько лет до этого трагически погибла Айседора Дункан, конечно, такую машину Лиля не хотела. Перед поездкой все было подготовлено – усилиями Лили Маяковский получил еще одно, после «Фордика» Кулешову, разрешение Комиссариата внешней торговли на покупку и ввоз легкового автомобиля.

В этот раз Маяковскому все не удавалось достаточно заработать – он искал случая продать что-то из своих сценариев, но все не склеивалось, об этом он писал в Москву Лиле. Но она уже выучилась водить и отступать не желала: «Ууууууу-у-у-у. Неужели не будет автомобильчика! А я так замечательно научилась ездить. Пожалуйста, привези автомобильчик. »

С автомобилем все сложилось, был куплен Рено «серой масти» с черными крыльями, «очень стильный». Машина приехала в Москву на поезде, очень долго проходила таможню, и была вручена Лиле в начале 1929 года.

Лиля недолго ездила сама – сбила девочку, к счастью, обошлось без увечий и судебного обвинения, и решено было нанять водителя. Официально автомобиль принадлежал самому Маяковскому, но водить он не учился и не стремился, а если нужно было его куда-то с помощью нанятого шофера отвезти, просил разрешения у Лили.

А сама Лиля каталась с огромным удовольствием и шиком. До своей смерти Маяковский успел еще раз съездить за границу, и снова привез под заказ огромное количество модных аксессуаров стильной автоледи, в которых Лиля блистала. Сохранилось очень много снимков Лили Брик со своим «автомобильчиком» — она специально брала в поездки знакомого фотографа и охотно фотографировалась на стоянках и прямо на ходу.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/dombusin_ru/istoriia-avtomobilia-lili-brik-5fd53b3b0b82510af5ce5bc3

Даешь автомобиль! Симпатичный!

Renault 6CV 4cyl type NN

«В час 50 километров пру, а за меня зевак обкладывает сирена…», — сам он за рулем никогда не ездил, эти яркие строки, скорее всего, о его любимой музе Лили — первой среди женщин СССР получившей водительские права. Она всегда была чуть впереди, и автомобили интересовали ее как мощная струя нового стиля жизни, который пришел вместе с двадцатым веком.

201004291837_untitled_scanned_02

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Этот новый стиль, как во все времена, остро чувствовали дамы, стоявшие рядом и может быть даже немного впереди своих мужчин — лучших представителей того времени.

Они быстро стали захватывать места за рулем, своими нарядами и шляпками демонстрируя мирное назначение автомобиля — украшать их жизнь. Поначалу они слегка боялись, взбираясь на раскладную подножку. Усаживались на высокое обитое кожей сиденье, лицо закутывали несколькими слоями вуали…

Одной из таких муз в конце 20-х годов был очарован лучший пролетарский «поэт-горлан-главарь» Владимир Маяковский. Если Лили Брик и была его путеводной звездой, то только сидящей на водительском сиденье автомобиля. Сам он за руль не садился. Но ему импонировали технические новинки. Он предсказывал, что «вечное перо», пишущая машинка и автомобиль станут рабочим инструментом писателя. Восторгаясь техникой, в ней он понимал мало, отдавая здесь инициативу любимой «ЛЮ».

«Еду я в автомобиле, катя мимо ветра запевшего…», — Маяковский и его стихи Лили нравились, но она по моде того времени чувствовала себя свободной женщиной. Первое авто было приобретено Маяковским при ее деятельном участии для известного кинорежиссера Льва Кулешова, который был, естественно покорен и вдохновлен Лили. Весной 1927 года Маяковский поехал за границу. Кроме обычных заказов на одежду и духи для Музы было дано главное задание — купить «автомобильчик» — «Фордик». Было объяснено почему: лучше для плохих дорог (а какие же они еще?), легче с запчастями, а главное — «им легче управлять, а я хочу управлять обязательно сама». У Льва Кулешова уже был мотоцикл.

201004291402_mayak_2

Для Кулешова велено было купить все по особому списку, «так как мы (в смысле с Кулешовым — авт.) много на нем ездим». В те идиллические времена было интересно просто кататься по Москве. Моторные экипажи были редкостью, еще процветали извозчики, которые шарахались при виде машин.

Пролетарский поэт был щедрым человеком, старался прощать увлечения Лили, и, действуя по ее указаниям, купил спортивную модель «Форда». А теперь представим себе 1927 год в СССР. Не будем отвлекаться на иностранных красоток в автомобиле.

Hispano-Suiza H6b Cabriolet de Ville, 1928

Купить у нас такую неслыханную роскошь и идеологически подозрительную вещь могли себе позволить немногие. Но к Маяковскому от железной Музы поступает новый заказ. Она твердо решила сесть за свой отдельный руль, без Кулешова. Здесь нет ничего удивительного. У Пушкина даже старуха у разбитого корыта чувствовала себя музой. А тут Лили, которая умеет носить модную обувь и хорошее белье, а главное расточать похвалы своим любимым мужчинам. Лев Кулешов принес каталоги автомобильных фирм — «Рено», «Ситроена», «Форда». Лили очень загорелась, она любила все модное и передовое, представляла себя за рулем: «это будет очень современно».

Маяковский обращается в Народный Комиссариат Внешней и Внутренней Торговли с просьбой разрешить ему приобрести во Франции автомобиль. Разрешение было получено 26 сентября 1928 года. В нем говорится: «Учетно-Лицензионный отдел УЗО НКТорга СССР разрешает Вам закупку во Франции, под контролем Торгпредства, одного легкового автомобиля марки „Бьюик“ с запасными частями стоимостью 3 500 рублей или марки „Форд“ стоимостью 1 500 рублей без права перевода валюты и продажи в СССР.

Настоящее разрешение должно быть обменено на ввозное свидетельство в Торгпредстве СССР во Франции. Лицензионный сбор взимается в Торгпредстве. Действительно в течение 3-х месяцев со дня выдачи».

Даже по нынешним меркам за три месяца обернуться с покупкой автомобиля за рубежом не так просто, а Маяковский успел. В октябре 1928 года он едет в Берлин и Париж с целью, помимо всего прочего, приобрести автомобиль. На этот раз в специальном блокноте, кроме «вязаного костюма, размер 44, темно-синего, 2-х забавных шерстяных платьев, тонких чулок, не слишком светлых», было дано подробное описание желаемого авто. «Лучше закрытая — conduite interiere — со всеми запасными частями, с двумя запасными колесами, сзади чемодан». Кроме того необходимы : игрушка для заднего окошка, часы с заводом на неделю и автомобильные перчатки, всякая мелкая автомобильная одежда.

Затем уже письмом поэт получил дополнительные инструкции: «Про машину не забудь. 1. предохранители спереди и сзади, 2.добавочный прожектор сбоку, 3.электрическую прочищалку для переднего стекла, 4. фонарик сзади с надписью „стоп“, 5. обязательно стрелки электрические, показывающие, куда поворачивает машина, 6. теплую попонку, чтобы не замерзала вода. Только, чтобы не была похожа на такси. Лучше всего „бьюик“ или „Рено“. Только не „амилкар“!

Проехав по многим автосалонам, с помощью сестры Лили и одной знакомой дамы поэт справился и телеграфировал: «Покупаю „Рено“. Красавец серой масти 6 сил 4 цилиндра…» Это была недорогая модель Renault 6CL 4 cyl type NN за 20 тыс. франков.

201004291402_mayak_4

В январе 1929 года она уже была в Москве. А летом Лили получила права. Сам Маяковский машину не водил, прибегая к услугам двух шоферов — А. К. Афанасьева и В.И. Гамазина. И каждый раз спрашивал разрешения ЛЮ — не нужна ли машина ей. Сохранился один деловой автограф Владимира Владимировича в соглашении: «…между Маяковским и Афанасьевым в том, что Афанасьев обязуется с 5 февраля по 5 апреля на время отъезда В. Маяковского следить за машиной, обучать езде (Лили, разумеется — авт.) и выполнять шоферскую работу. Маяковский обязуется за эту работу платить 350(триста пятьдесят руб.) по 175 р. 5 числа каждого месяца. 14/02.29 г.». Бензин для автомобиля известной пары отпускался по фактуре-счету Московского райуправления Нефтяного синдиката СССР по цене 5 р. 50 к. за 25 л.

Теперь Лили Брик гордо летала по Москве: «Я, кажется, была единственной москвичкой за рулем, кроме меня управляла машиной только жена французского посла. Мостовые были в ужасающем состоянии, но ездить было легко, т.к. транспорта было мало. И тем не менее я ухитрилась сбить на дороге восьмилетнюю девочку. Они с матерью переходили мостовую в неположенном месте, испугались, застыли как вкопанные, заметались, словно куры, и разбежались в разные стороны. Я резко затормозила, но все же слегка толкнула девочку и она упала. Она даже не ушиблась, но все мы страшно перепугались, а ее мать заголосила как по покойнице». В нарсуде Лили оправдали, она купила потерпевшей теплый пуловер.

201004291402_mayak_5

На одной из фотографий Лили сидит в раздумье на подножке — ехать ли? Дорога ужасная, машина начала чихать и вообще одной ехать далеко скучно и опасно… Пример стиля породил подражание. Правда медленно, но зато к нашему времени дамы со всем справились. А поэт и его муза получили удовольствие и вдохновение — каждый по-своему. Он привез из Парижа «…не духи и не галстук, а автомобиль „Рено“. Все остальные автомобили, лучшая часть из которых приведена внизу на фото, Владимир Маяковский для своей музы купить не успел. А жаль!

P.S. «Она вошла в моторный лимузин, эскизя страсть в корректном кавалере…» — в наше время кажется, что лучшие стихи уже написаны, и самые красивые автомобили уже сделаны. Но, может быть, как раз сейчас в начале нового века у новых муз рождаются новые заказы?

201004291401_img_1717

Благодарю: Государственный музей В.В Маяковского, Представительство «Рено» в России, Бенгта Янгфельдта, автора книги «Ставка-жизнь», В.В. Катаняна, автора книги «Лиля Брик» за помощь в организации материала.

Источник статьи: http://www.zr.ru/content/articles/236146-dajesh_avtomobil_simpatichnyj/

Оцените статью