- Таймырский прорыв
- Геологам отдыхать некогда
- Под сенью кластера
- «Зеленый» подход
- Автомобиль для нефтяного месторождения
- Готовые работы на аналогичную тему
- Структура транспортного комплекса в нефтегазовой отрасли
- Парогенераторная установка ППУА 1800/100
- «Роснефть» продаст доли в 6 проектах и купит Пайяху у Худайнатова
Таймырский прорыв
Геологам отдыхать некогда
Нефть — загадочная субстанция. Наша цивилизация широко использует ее каких-то двести лет, хотя знала о ее существовании еще с древних времен. У современной науки до сих пор нет единого мнения насчет происхождения нефти и ее реальных запасов на планете. Для всех очевидно лишь одно: нам без нее никуда. Как принято говорить про углеводородное сырье: «Это кровь экономики». России с запасами недр несказанно повезло. Хотя, возможно, это слово и не совсем здесь уместно, ведь не в лотерею же наше государство эти недра выиграло, а изучило и продолжает осваивать ценой самоотверженного труда. В свое время открытие знаменитых месторождений в Западной Сибири сделало СССР нефтяной державой первого эшелона. Теперь этот статус предстоит закрепить Таймыру.
Строго говоря, проект, получивший сейчас название «Восток Ойл», стартовал еще в прошлом десятилетии с началом промышленной эксплуатации Ванкорского нефтегазоносного месторождения в Туруханском районе. Или даже в 80-е годы прошлого века, когда геологи впервые обнаружили нефть на территории Красноярского края. Теперь Ванкор стал основой для «Восток Ойл», в рамках которого к нему присоединяются лежащие еще северней Западно-Иркинский участок, Пайяхская группа месторождений и месторождения Восточно-Таймырского кластера. Кроме того, на Западно-Иркинском участке Таймыра открыто новое месторождение. По данным Минприроды РФ, его запасы составляют около 500 миллионов тонн. Фактически это новыйВанкор. Плюс — порядка 138 миллиардов кубометров газа. Сейчас идет подготовка проектной документации для его доразведки и пробной разработки. При этом нужно еще упомянуть, что вся таймырская нефть имеет очень высокое качество: хорошую плотность и низкое содержание серы.
— Месторождения таймырского кластера едины по геологическому строению и формируют единую уникальную по запасам зону нефтенакопления. Для ее освоения будет реализован единый подход к планированию геологоразведочных работ и выбору технологий разработки. Строение таймырских месторождений аналогично месторождениям Западной Сибири. Это связано с историей их геологического развития, которая насчитывает примерно двести миллионов лет, — рассказал «РГ» главный геолог НК «Роснефть» Андрей Поляков.
Под сенью кластера
— «Легкой» нефти на планете почти не осталось. Однако технологии совершенствуются, и сейчас мы можем успешно разрабатывать месторождения, которые еще в 1990-е годы были никому недоступны. Сейчас мы становимся свидетелями рождения проекта с большим будущим, — считает генеральный директор «РН-Ванкор» Владимир Чернов.
Красноярский север ждут такие перемены, каких он еще не знал. В рамках «Восток Ойл» на Таймыре построят 15 промысловых городков, два новых аэродрома и морской порт. Из Туруханского района на север будет проложен 800-километровый магистральный трубопровод. Проект потребует построить несколько тысяч километров электрических сетей и две тысячи мегаватт генерации. Примерное число будущих рабочих мест — около ста тысяч. И ежегодное увеличение ВВП страны на два процента. Запланированный нефтегазовый прорыв тесно связан с развитием Северного морского пути. Именно углеводороды должны обеспечить его стабильную плановую загрузку — около 50 миллионов тонн нефти в год на первом этапе и до ста миллионов тонн на втором.
— Участие в проекте одного из крупнейших мировых трейдеров — компании Trafigura, свидетельствует о том, что «Восток Ойл» с его колоссальной ресурсной базой и очевидными логистическими преимуществами — это будущее мировой энергетики. Возможность поставок по Северному морскому пути на европейские и азиатские рынки является важным конкурентным преимуществом, которое вызывает повышенный интерес у инвесторов. Реализация проекта может стать настоящей революцией на глобальном рынке углеводородов, — уверен старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов.
Уже размещены заказы на строительство десяти новых нефтеналивных танкеров. Всего же кластеру понадобится порядка пятидесяти судов различного класса. А также пятьдесят вертолетов, порядка двух с половиной тысяч большегрузных автомобилей, около шести миллионов тонн трубной продукции. Разумеется, в стороне не останется не только Енисейское речное пароходство, спрос на услуги которого резко вырастет, но и красноярские компании из самых разных отраслей. Даже коренные северные народы уже учтены в планах нефтяников: местное население сможет кормить вахтовиков своей продукцией.
— Добыча — это не только буровые установки и промысловые объекты. Это морские терминалы, резервуарные парки, аэродромы, автодороги, ледоколы, нефтетанкеры и газовозы. Инфраструктура создается с нуля, она обеспечит крупными заказами российскую промышленность, — уточняет глава Центра политической информации Алексей Мухин.
По расчетам РАН, дополнительный рост ВРП Красноярского края в результате реализации проекта составит примерно 252 миллиарда рублей. А общий эффект для экономики превысит 23 триллиона (это примерно десять годовых ВРП субъекта РФ). Что касается налоговой базы, то здесь на инвестиционной стадии с 2021-го по 2024 год чистый эффект для красноярского бюджета составит более 25 миллиардов руб-лей. Столько сейчас регион получает от действующих нефтегазовых предприятий.
Не только в краевомминфине готовятся к ошеломляющим переменам. Красноярскийминтранс также прогнозирует настоящую инфраструктурную революцию.
— Это серьезнейшие инвестиции, капитальные вложения, изменения географического пространства. Проект станет мощным драйвером развития речного судоходства и инфраструктуры вдоль Енисея. Это загрузка судоходных производств, речной ремонтной базы. Строительство современного порта в бухте Север сделает Красноярск крупнейшим логистическим хабом с выходом к северным морям. Формируется идеальное сочетание арктического хаба и транспортной меридианы Енисея. Формируется новая глобальная транспортная артерия, меняющая логистику всего евразийского континента, а для Красноярска открывается историческое окно возможностей. Также будут построены тысячи километров различных типов автомобильных дорог, железных дорог. При этом вся транспортная инфраструктура имеет неизбежный потенциал роста не только в рамках проекта «Восток Ойл», но и в процессе комплексного освоения новых северных территорий, — уверен краевой министр транспорта Константин Димитров.
«Зеленый» подход
Разумеется, в свете этих гигантских планов всех интересует вопрос: а что же будет с хрупкой арктической природой? Недавняя катастрофа в Норильске, когда из-за прохудившейся цистерны в тундру утекло свыше двадцати тысяч тонн солярки, показала на практике, какие ужасные последствия возможны. В связи с этим ЧП, кстати, Рос- технадзор и Росприроднадзор провели инспекцию всех крупных компаний, работающих на Севере. В том числе и «Роснефти» — Ванкорское месторождение. И созданная здесь промышленная инфраструктура получила самые высокие оценки экспертов по экологической безопасности. Достаточно вспомнить, что за десять с лишним лет, что ведется эксплуатация месторождения, никаких инцидентов тут не было зафиксировано.
Современные требования к охране окружающей среды — самые жесткие. Север — это всегда особые условия для работы. У компании ко всему прочему есть иностранные инвесторы, поэтому через них идет дополнительный контроль еще и со стороны международных организаций.
— Сейчас любой проект, не предусматривающий достаточных мер безопасности, не пройдет экспертизу ни нашу внутреннюю, ни тем более государственную. У нас все группы резервуаров будут обеспечены специальным «укрытием», герметичным, рассчитанным на аварийную ситуацию. Это именно специализированные мощности хранения с использованием мирового опыта безопасности, — уточняет Чернов.
Кстати, в рамках «Восток Ойл» инвесторы намерены максимально эффективно задействовать попутный газ и возобновляемые источники энергии (ВИЭ). В частности, ветряные станции. В силу климата этот вид генерации на Таймыре возможен почти круглый год.
Между тем
Совет Федерации РФ одобрил предложенный правительством РФ закон, по которому добытая на Таймыре нефть будет освобождена от экспортных пошлин. В силу он вступает с нового года.
Федор Войтоловский, директор Института мировой экономики и международных отношений РАН:
— Сейчас есть понимание того, что это — ресурс глобальной конкурентоспособности страны на будущее. Причем есть понимание на уровне руководства страны. Очень важно, вырабатывая государственную политику по развитию северных месторождений, по формированию инфраструктуры, учитывать, что это вопрос не сегодняшнего дня. Это вопрос стратегический. Очевидно, что именно северные месторождения станут одним из ресурсов конкурентоспособности России как мирового производителя нефти и газа. Очень много будет зависеть от того, как мы сможем выстроить государственную политику в области освоения северных месторождений, насколько сможем обеспечить импортозамещение, развивать собственные технологии и инфраструктурную базу. Реализация проекта «Восток Ойл» позволит России занять лидирующие позиции в технологической области, получить выгоды, связанные не только с развитием нефтегазовой отрасли, но и системные выгоды на уровне страны.
Источник статьи: http://rg.ru/2020/12/30/reg-sibfo/na-severe-krasnoiarskogo-kraia-dan-start-proektu-vostok-ojl.html
Автомобиль для нефтяного месторождения
Нефтегазовая отрасль – это отрасль экономики, которая занимается складированием, переработкой, добычей и транспортировкой нефти, природного газа и сопутствующих продуктов.
Производственные системы нефтегазового предприятия включают в себя огромное количество подсистем, среди которых подсистема машин или технологического транспорта. Целью технологического транспорта является процесс обеспечения бесперебойного протекания основных производственных процессов предприятия, посредством выполнения работ по транспортировке материалов, сырья, людей и других машин, оборудования и механизмов, а также технологических операций в установленных объемах и в установленный срок. На каждом нефтегазовом предприятий имеется внушительный транспортный комплекс.
Готовые работы на аналогичную тему
Транспортный комплекс нефтегазового предприятия – это совокупность транспортных средств и внутренних дорог с инфраструктурой, которые предназначены для удовлетворения потребностей других производственных систем и подсистем нефтегазового предприятия.
Перед машинами нефтегазового предприятия стоит ряд задач, которые они должны решать:
- Инженерное обслуживание и оперативная перевозка пассажиров, которая выполняется с целью доставки специалистов и рабочих на объекты предприятия для осуществления анализа и контроля технологических процессов, оказания разнообразной помощи (в том числе медицинской), а также соблюдения безопасных условий трудовой деятельности. Данная задача выполняется легковыми автомобилями либо специальной техникой в случае труднодоступности объекта.
- Выполнение дорожно-строительных и земляных работ. Эти работы реализуются дорожной техникой на колесном или гусеничном ходу (асфальтоукладчиками, буровыми установками, корчевателями, катками, грейдерами, экскаваторами, скреперами, бульдозерами и другими машинами). при обустройстве газовых и нефтяных месторождений, а также при сооружении всех видов скважин.
- Осуществление вахтовых перевозок, которые выполняются переоборудованными грузовыми автомобилями и автобусами.
- Выполнение очистительно-уборочных работ. Данная задача выполняется такими средствами, как снегоуборочные машины, снегопогрузчики, различного вида мусоровозы, поливные машины, моечные автомобили, подметально-уборочные машины, ассенизационные машины и т. д.
- Осуществление монтажных, разгрузочных, погрузочных и монтажных работ, которые выполняются крановой техникой на колесном или гусеничном ходу. К ним относятся погрузчики, трубоукладчики, автокраны и тракторные краны.
- Централизованные перевозки грузов машинами, которые работают по сдельным тарифам. Данный вид работ осуществляют машины для перевозки длинномерных грузов (плетевозы, тягачи), а также грузовые автомобили (самосвалы, цементовозы, автоцистерны и т.п.).
- Оперативные грузоперевозки — осуществляюся водителями на повременной оплате труда.
- Тракторные грузоперевозки осуществляются колесными или гусеничными тракторами, артиллерийскими тягачами, гусеничными тягачами, трейлерами и трелевочными тракторами.
- Технологическое обслуживание на нефтегазовом предприятии осуществляется специальной техникой на гусеничном или колесном ходу или навесной техникой, которая принимает участие в технологическом процессе. Данная задача выполняется телескопическими вышками, установками для исследования скважин, агрегатами для депарафинизации скважин, машинами для ремонта скважин, наземного оборудования, нефтегазопроводов, любого вида (текущий или капитальный), установками для подогрева скважин, машинами для наладки и монтажа средств связи и автоматики, передвижными лабораториями, промывочными, цементировочными и цементосмесительными агрегатами и т. д.
Структура транспортного комплекса в нефтегазовой отрасли
Структура парка машин нефтегазовой отрасли существенно отличается от структуры парка общего пользования и выглядит следующим образом:
- Грузовой транспорт составляет примерно 20 -25 % от общего числа машин. Сюда относятся машины и транспорт, занятые работой по оперативным и централизованным перевозкам.
- Специальный транспорт составляет около 55 – 60 % от общего числа машин. Из них 15 % приходится на машины для земляных и дорожных работ. На машины технологического обслуживания приходится порядка 40 % и 5 % на очистительно-уборочные.
- Пассажирский транспорт – его доля составляет 15-20 %.
Парогенераторная установка ППУА 1800/100
Парогенераторная установка ППУА 1800/100 предназначена для депарафизации нефти (удаление парафиновых углеводородов из нее) в призабойной зоне скважины, а также подогрева трубопроводов и другого оборудования насыщенным паром.
Технологическая схема данной установки представлена на рисунке ниже.
Рисунок 1. Парогенераторная установка ППУА 1800/100. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Анализ количества, состава и структуры используемых в нефтегазовой отрасли машин показывает, что они играют одну из ключевых ролей в деятельности предприятия, поэтому качественная организация их работы благотворно влияет на экономические показатели.
Источник статьи: http://spravochnick.ru/neftegazovoe_delo/mashiny_dlya_neftegazovoy_otrasli/
«Роснефть» продаст доли в 6 проектах и купит Пайяху у Худайнатова
«Роснефть» к началу 2021 года планирует выкупить у «Нефтегазхолдинга» Пайяхское месторождение на Таймыре с балансовыми запасами 1,2 млрд т нефти. Это месторождение станет основным для ее нового стратегического проекта «Восток Ойл» с ожидаемой добычей более 100 млн т в год.
А «Нефтегазхолдинг», принадлежащий экс-президенту «Роснефти» Эдуарду Худайнатову, может поучаствовать в покупке доли в шести ее действующих проектах (или части из них). Об этом РБК рассказали три источника, близких к участникам сделки, и федеральный чиновник. Представитель «Нефтегазхолдинга» отказался от комментариев.
В пресс-службе «Роснефти» РБК сообщили, что компания приняла решение «о продаже на рыночных условиях части активов российским нефтяным и нефтеперерабатывающим компаниям, нуждающимся в дополнительной добыче и готовым вкладываться в повышение эффективности и рост нефтеотдачи на зрелых месторождениях, а также готовым взять на себя все социальные обязательства». Речь идет об активах, расположенных на юге России, Сахалине, в Волго-Уральском регионе, Тимано-Печоре и Западной Сибири, уточнили в «Роснефти».
В компании не назвали покупателя, но пояснили, что в целях повышения качества портфеля активов и доходности бизнеса будут «стремиться замещать эти активы более качественными». «Включение Пайяхского и Западно-Иркинского месторождений в периметр «Восток Ойла» увеличит ресурсную базу проекта более чем на 2 млрд т», а «высокое качество запасов позволит снизить углеродоемкость, в том числе за счет использования альтернативных источников энергии и современных технологий», — заключили в пресс-службе «Роснефти». Западно-Иркинский участок уже принадлежит «Роснефти», а 100% Пайяхского месторождения — «Нефтегазхолдингу».
Как пройдет сделка
«Нефтегазхолдинг» продаст «Роснефти» 100% «Таймырнефтегаза», владеющего лицензиями на Пайяхское месторождение (включает четыре участка на Таймыре), и, в свою очередь, может претендовать на доли в «Оренбургнефти» и «Самаранефтегазе», «Варьеганнефтегазе», «Северной нефти», «Сахалинморнефтегазе» и Талинском месторождении, говорят собеседники РБК.
Источник, близкий к одной из сторон сделки, уточняет, что она будет денежной и может пройти в несколько этапов. Сначала «Роснефть» купит Пайяху, затем «Нефтегазхолдинг» может принять участие в покупке доли в двух ее добывающих активах (в начале декабря), а к началу 2021 года — еще в четырех предприятиях.
О том, что «Роснефть» планирует продать шесть активов, говорится в отчете инвесткомпании Sova Capital по итогам телеконференции с участием первого вице-президента «Роснефти» Дидье Казимиро и вице-президента — главного геолога «Роснефти» Андрея Полякова, которая состоялась во вторник, 1 декабря. Покупатель в отчете не указан. По данным Sova Capital, продажа активов с суммарной добычей около 20 млн т (менее 10% добычи «Роснефти» по итогам 2019 года) произойдет в течение следующих 18 месяцев, «в основном российским покупателям».
Самый крупный актив, долю в котором может получить «Нефтегазхолдинг», — «Оренбургнефть», работающая в Приволжском округе («Роснефть» ее приобрела вместе с другими активами ТНК-BP в 2013 году). По состоянию на 1 января 2019 года на ее балансе было 204 лицензионных участка. Компания разрабатывает 168 месторождений, по итогам прошлого года она добыла 14,5 млн т, или 6,7% всей добычи «Роснефти» (около 215 млн т). Но степень выработки запасов компании на начало 2019-го составила 56,2%.
Добыча «Самаранефтегаза», доставшегося «Роснефти» от ЮКОСа в 2007 году, в прошлом году составила 12,6 млн т. Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов, который также участвовал в телеконференции с топ-менеджерами «Роснефти», сказал РБК, что компания продает не все шесть активов целиком. По его словам, в «Самаранефтегазе» и «Оренбургнефти» она планирует продать лишь небольшую часть активов.
Добыча «Варьеганнефтегаза» (еще один актив ТНК-ВР) составляет 6,3 млн т, «Северной нефти» — 2,66 млн т, «Сахалинморнефтегаза» — 1,2 млн т. Данных по Талинскому месторождению (принадлежит «дочке» «Роснефти» компании «Няганьнефтегаз», которая также входила в состав ТНК-BP) в открытых источниках нет, консультант крупных нефтяных компаний утверждает, что там не ведется добыча нефти с 2018 года, а запасы составляют около 4 млн т.
Таким образом, на эти шесть активов в прошлом году пришлось 37,3 млн т (около 17% всей добычи «Роснефти»). Но в отчете госкомпании за третий квартал 2020 года указывалось, что добыча четырех из них — «Оренбургнефти», «Самаратнефтегаза», «Варьеганнефтегазаза» и «Северной нефти» за девять месяцев 2020 года составила 24,6 млн т (данные по добыче «Сахалинморнефтегаза» там не приводятся). С учетом сокращения нефтедобычи в 2020 году и того, что компания планирует продать только небольшую часть активов в двух крупнейших предприятиях, общей объем выпадающей добычи будет почти вдвое меньше — около 20 млн т, следует из отчетов аналитиков. В случае покупки долей во всех этих активах холдинг Худайнатова, добывавший около 2 млн т, сможет увеличить производство более чем в десять раз.
«Северную нефть» «Роснефть» купила в 2003 году у экс-заместителя министра финансов Андрея Вавилова за $600 млн. С критикой этой сделки тогда выступил экс-совладелец ЮКОСа Михаил Ходорковский на встрече бизнесменов с президентом Владимиром Путиным. В ответ на это глава государства указал на «сверхзапасы» ЮКОСа, неизвестную природу их происхождения и проблемы с уплатой налогов.
«Сахалинморнефтегаз» — одно из старейших предприятий российской нефтегазодобывающей отрасли, образованное в 1928 году, которое передали в состав «Роснефти» в 1995-м, когда та была преобразована из госпредприятия в акционерное общество. Оно ведет добычу на 30 лицензионных участках суши и шельфа севера Сахалина. В июле 2020 года стало известно, что «Сахалинморнефтегаз» приостановил добычу, чтобы «Роснефть» могла выполнить свои обязательства по сокращению производства в рамках соглашения ОПЕК+. Но в конце августа премьер Михаил Мишустин поручил Минэнерго совместно с «Роснефтью» проработать вопрос возобновления добычи на Сахалине. Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко оценивал потери регионального бюджета из-за приостановки добычи компанией в 600 млн руб.
Источник, близкий к «Роснефти», сказал РБК, что речь идет о продаже «хвостовых» активов — месторождений с падающей добычей, которые уже особо не добавляют акционерной стоимости компании. Большинство из них имеют выше 80% обводненности и истощены на 60%, отмечают аналитики Sova Сapital. Средние операционные расходы превышают $9 на баррель, общее сокращение капитальных и операционных вложений благодаря их продаже должно составить более $30 млрд до 2040 года.
«Был проведен тщательный анализ активов компании, который показал, что ключевыми факторами стоимости блока upstream (добыча. — РБК) являются основные добывающие месторождения компании, на долю которых приходится до 90% стоимости бизнеса. Остальные 10% — это большое количество истощенных, мелких и средних месторождений с высокой обводненностью и высокими затратами на добычу и управление», — отмечает пресс-служба «Роснефти».
Цена продажи активов будет достаточно низкой — $1–2 за баррель запасов, рассказали топ-менеджеры на телеконференции с аналитиками. Это объясняется тем, что активы старые, часть из них уже несколько лет не приносит существенного положительного денежного потока.
«Роснефть» планирует провести отчуждение малорентабельных активов, чтобы улучшить качество портфеля проектов и обеспечить капитал для реализации «Восток Ойла», говорится в отчете аналитиков БКС, которые также приняли участие в телеконференции с руководством компании. Эта новость «знаменует собой новый этап для компании, которая в течение последнего десятилетия имела тенденцию только приобретать активы», отмечают аналитики компании.
Зачем «Роснефти» новое месторождение
Пайяхское месторождение на Таймыре включает участки, которые структуры «Нефтегазхолдинга» получили с 1997 по 2018 год, с извлекаемыми запасами в размере 1,2 млрд т нефти (1,12 млрд т по категории С2 и 82 млн т по категории С1). Весной 2019-го Роснедра поставили их на баланс, удовлетворив заявку компании.
Это означало, что Пайяха может стать одним из крупнейших российских нефтяных месторождений в истории, сопоставимым по масштабам с Федоровским месторождением «Сургутнефтегаза» в Западной Сибири и более чем вдвое превосходящим Ванкорское месторождение «Роснефти».
«Роснефть» получает перспективный актив — Пайяхское месторождение, которое войдет в состав нового стратегического проекта «Восток Ойл», куда можно будет привлекать иностранных инвесторов, говорит источник, близкий к компании. О покупке 10% акций «Восток Ойла» недавно уже договорился международный трейдер Trafigura, один из крупнейших продавцов российской нефти. Проектом также интересовались ВР, индийские и японские компании.
Первая очередь «Восток Ойла» обеспечит транспортировку до 50 млн т нефти в год, вторая — до 100 млн т, заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин на встрече с президентом Владимиром Путиным 25 ноября. По его словам, завершены проектно-изыскательские работы по строительству магистрального трубопровода — 770 км и порта «Север».
При покупке Пайяхи «Роснефти» не придется увеличивать долговую нагрузку — сделка будет финансироваться за счет продажи ее действующих активов, а также 10% «Восток Ойла», отмечают аналитики Merril Lynch в обзоре по итогам телеконференции с топ-менеджерами компании. К тому же, эти средства пойдут на первоначальные капзатраты нового проекта.
Какие активы войдут в «Восток Ойл»
Пайяхское месторождение войдет в новый проект «Роснефти» «Восток Ойл» в Арктике, получивший ряд налоговых льгот. Планируется, что он станет одним из основных отправителей грузов по Северному морскому пути — 30 млн т к 2024 году. В «Восток Ойл» также должны войти Лодочное, Тагульское и Ванкорское месторождения (входят в Ванкорский кластер, их добыча в 2019 году составила 18,17 млн т) и Западно-Иркинский участок. Потенциальные запасы этого кластера «Роснефть» оценила в 37 млрд баррелей нефтяного эквивалента.
В отличие от Ванкорского кластера на Пайяхе еще не ведется добыча. В первый год пробной эксплуатации на этом месторождении предполагается достигнуть проектного уровня в 1,16 млн т, в течение семи лет добыча должна вырасти почти в 35 раз, до 40,2 млн т, сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на проект разработки месторождения от августа 2020 года. Максимальный уровень нефтедобычи — 50 млн т — ожидается на десятый год разработки месторождения, то есть не раньше 2030-го. Однако сроки начала разработки в проекте не указаны. Ранее предполагалось, что добыча начнется в 2023 году.
Почему «Роснефть» делает ставку на Пайяху
Если подходить с точки зрения добычи «Восток Ойла» в будущем (50 млн т в 2025 году и 100 млн в 2030-м), выкуп Пайяхи у «Нефтегазхолдинга» и продажа ему части существующих активов представляется привлекательной сделкой для «Роснефти», отмечает глава аналитического управления по России Wood & Co Ильдар Давлетшин. Но вызывает вопросы ставка на колоссальную добычу в 2030 году и более долгосрочную перспективу в обмен на действующие активы, добавляет он, замечая, что сейчас, на фоне декарбонизации по всему миру, мейджоры вкладываются в зеленую энергию, а не в новые добывающие активы, и не берут на себя обязательств по таким долгосрочным проектам.
Пока о Пайяхе слишком мало публичной информации (на начало 2020 года на ней было пробурено 13 скважин при плане более 3,3 тыс. скважин за семь лет), ее разработка потребует дополнительных инвестиций и сопряжена с геологическими и инженерными рисками, как и любой новый проект, предупреждает Давлетшин.
Но, по словам источника РБК в «Нефтегазхолдинге», международная компания DeGolyer & MacNaughton уже подтвердила запасы месторождения по категории 2P (доказанные и вероятные запасы) на уровне 850 млн т нефти. В марте 2019 года запасы проекта составляли лишь 266 млн т (по той же категории 2P).
Согласно отчетам Goldman Sachs и Bank of America (есть у РБК), оценка «Восток Ойла», в который войдет Пайяха, колеблется от $70 млрд (Bank of America) до $100 млрд (Goldman Sachs). Рост добычи всего «Восток Ойла» на 100 млн т выглядит очень амбициозно — это почти 50% добычи «Роснефти» в 2019 году, замечает Давлетшин. Наличие уже добывающих активов (Ванкорский кластер) и увеличение ресурсной базы за счет Пайяхи может сделать проект более привлекательным для потенциальных международных инвесторов, говорит он: это ложится в стратегию «Роснефти» по повышению монетизации недооцененных запасов.
При этом Bank of America считает, что стоимость бурения скважин на всем проекте «Восток Ойл» обойдется в $40–50 млрд. В материалах «Нефтегазхолдинга» от марта в 2019 году инвестиции в Пайяху оценивались в 2 трлн руб. (более $31 млрд по средневзвешенному курсу доллара к рублю на тот момент). Компания уже пыталась привлечь в проект инвестиции британской BP и средства инвесторов из Катара, но эти сделки не состоялись.
Источник статьи: http://www.rbc.ru/business/02/12/2020/5fbe77ef9a79473c10d84507