- ПТС – передвижная телевизионная станция. История, возможности, наши дни.
- История
- Интерьер
- Современные методы трансляции. ПТС Матч ТВ и Первого канала.
- Телевизионная техника для внестудийных передач
- Автомобиль для тв трансляций
- Флагманы телевизионного флота История передвижных телевизионных станций (ПТС)
- Черно-белое телевидение
- Цветное телевидение
ПТС – передвижная телевизионная станция. История, возможности, наши дни.
Передвижная телевизионная станция (Outside Broadcasting, или Ob van на английском) – комплект оборудования на базе автомобиля для проведения трансляции на выездных мероприятиях (обычно для освещения новостей или спортивных событий). Видео и аудио-сигнал поступает в специальный фургон для обработки, записи и передачи. Вещание в большинстве случаев происходит через спутник, далее уже сигнал попадает в телецентр. На западе такой автомобиль называют «производственный грузовик», «сканер» (термин BBC), «мобильный блок», «дистанционный грузовик», «живой грузовик», в России называют сокращенно «ПТС».
История
Первая передвижная телевизионная станция компании BBC – грузовик MCB 1 (сокращение от «Mobile Control Room» или «Мобильная диспетчерская») построен компанией Marconi-EMI и доставлен на BBC как раз вовремя, чтобы транслировать Коронацию короля Георга VI в мае 1937 года.
Вторая модель MCR 2 идентична первой и поставлена компании летом 1938 года. MCR обслуживали три камеры. Изначально использовались камеры Эмитроны (англ. Emitrons), а затем Супер Эмитроны (англ. Super Emitrons), которые при слабом освещении работали намного лучше. MCR были построены на основе одноэтажного автобуса AEC Regal.
Во время развития цветного телевидения в середине 1960-х годов BBC начала создавать парк передвижных станций CMCR (Color Mobile Control Room), способных к цветному вещанию. CMCR сначала оснащались камерами Pye PC80, которые вскоре были заменены цветными камерами EMI 2001 года. Эти грузовики оставались в эксплуатации до середины 1980-х годов. В течение этого времени они будут применяться в некоторых из самых престижных программ BBC, например, Royal Events, Dr Who, Wimbledon Tennis и Question Time.
Машина для телетрансляции 1949 года
CMCR были сделаны на основе грузовых автомобилей, однако в них было невероятно тесно, так как внутри умещалась целая студия телевещания, которая состояла из трех разделов:
– Раздел для размещения блоков управления камерой, а также оборудования для мониторинга камеры. Будучи такими большими и сложными, старые камеры требовали команды опытных инженеров, чтобы поддерживать работу. Во время съемок оператор камеры контролировал панораму и фокусировку, а инженер – экспозицию и цветовой баланс;
– Секция для съемочной группы во главе с режиссером, который руководил всем производством;
– Секция для звуковой бригады, в которой размещался микшерный пульт и другое звуковое оборудование. Отсюда звуковая команда контролировала не только звук программы, но и все производственные коммуникации между членами съемочной группы. Без чего производство, несомненно, остановится.
Интерьер
Типичный современный фургон обычно делится на пять частей.
Интерьер передвижной телевизионной станции (ПТС)
В самой большой части расположена телевизионная группа и видеокоммутатор. Режиссер, технический директор, помощник режиссера, оператор графической системы и продюсеры сидят перед стеной с мониторами, которые показывают все видеопотоки из различных источников: системы компьютерной графики, видеокамер, видеомагнитофонов и устройств замедленного воспроизведения.
Стена также содержит монитор предварительного просмотра, показывающий, каким может быть следующий источник, и монитор, показывающий, что на данный момент идет в эфир. Видеокоммутатором управляет технический директор, он переключает источники, идущие в эфир.
Во второй части фургона расположен звуковой микшер, где звукорежиссер и аудиоинженер контролируют какие аудиоканалы пойдут в эфир. В их обязанности также входит синхронизация аудио и видеопотоков, совмещение звуковых дорожек полевых микрофонов и микрофонов репортеров или комментаторов.
Третья часть грузовика – зона видеомонтажа, в которой отвечают за заставки перехода на рекламу, повторы важных и захватывающих моментов, и показ основных событий в конце передачи.
В четвертой части сидят операторы, отвечающие за экспозицию, балансировку и фокус всех камер.
Пятая часть – зона инженеров, которые направляют телесигнал и контролируют его качество.
Современные методы трансляции. ПТС Матч ТВ и Первого канала.
В прошлом для прямых трансляций многие ПТС использовали спутниковые каналы связи. Преимущество такого метода – возможность установки в любом месте, в зоне действия геостационарных спутников. Однако это дорогой метод, а задержка сигнала находится в диапазоне от 240 до 280 миллисекунд. Тем не менее, спутниковые каналы используются до сих пор. Более современным способом является передача данных через Интернет. Новейшие методы, например, использование аппаратных и программных IP-кодеков, позволяют использовать публичные сети 3G и 4G для трансляции видео- и аудиоданных. Задержка 3G сети составляет 100-500 мс, а 4G – менее 100 мс.
Федеральные каналы часто используют оптоволоконные магистрали для передачи данных с машины ПТС. У нас на сайте есть статья, в которой рассказано о производстве спортивных трансляций на телеканале Матч ТВ. Переходите по этой ссылке, если Вам интересна эта тема.
В дополнение еще видео, в котором подробно рассказывают о вещании с помощью машины ПТС на гонках и параде ВМФ 2018 в Санкт-Петербурге.
Надеемся, что статья была интересной и полезной! Если вам нужно взять в аренду оборудование для онлайн-трансляции или полноценную ПТС — переходите по ссылке и бронируйте!
Источник статьи: http://stream-park.ru/blog/peredvizhnaya-televizionnaya-stantsiya/
Телевизионная техника для внестудийных передач
Передвижная телевизионная станция (ПТС)
ПТС — комплекс телевизионной аппаратуры, смонтированный в транспортном средстве, для проведения внестудийные передач. В задачи ПТС входит расширение тематики телевизионных программ, обеспечение прямых трансляций с удаленных от телецентра событий.
Первые эксперименты с передачей радиосигнала из передвижной студии начал Г. Маркони в 1898 г. в Англии, для этого он использовал большой автомобиль с паровым двигателем, на крыше которого была смонтирована огромная антенна. Ему же принадлежит первенство в разработке передвижной телевизионной станции, благодаря чему была осуществлена трансляция берлинской Олимпиады 1936 г., а англичане смотрели матч с Уимблдонского турнира в 1937 г.
Сегодня трудно представить, что немногим более полувека назад было почти невозможно осуществить внестудийную съемку. Телекамеры требовали огромного количества света, а мобильных радиоканалов требуемой широты не существовало. В 1948 г. инженеры Московского телецентра С. В. Новаковский и Л. Н. Шверник доставили из США новое оборудование фирмы RCA, в телевизионных камерах которого использовались очень чувствительные, по тем временам, передающие трубки «суперортикон», позволявшие работать при обычном дневном освещении.
Для трансляции первой внестудийной передачи со стадиона «Динамо» (2 мая 1949 г.) под трибуной установили передатчик с водяным охлаждением радиоламп. Но специалистам хотелось поставить аппаратуру на колеса, для чего был приобретен автобус фирмы «Шкода». Приемную антенну расположили на отметке 150 м Шуховской башни, а на крыше автобуса расположили параболическую антенну. Для передачи ТВ-сигнала требовалась прямая (оптическая) видимость между антеннами (о ретрансляторах на спутниках еще и не мечтали), для чего организатор программы рассматривал приемную антенну в бинокль, после чего осуществлялась настройка направленности передающей антенны. Любопытно, что для передачи звукового сопровождения в первое время тянули «времянку» (кабель). Первую в СССР ПТС для передачи черно-белого изображения изготовили в Ленинграде в 1954 г. во ВНИИ телевидения, в 1968 г. была построена ПТС для трансляции цветных изображений.
Стандартных ПТС не существует, каждая телекомпания дает производителю индивидуальный заказ. Внешне это большой автобус, стены которого в рабочем состоянии могут раздвигаться на ширину до 7 метров. Температуру внутри салона поддерживает мощная система отопления-кондиционирования. «Передвижка» может питаться электричеством от внешней сети, но при ее отсутствии обеспечивает себя энергией от встроенного дизельного электрогенератора, так что всегда есть возможность автономной работы. В зависимости от размера в ПТС может быть различное количество рабочих отсеков: режиссерский, звукорежиссерский, инженерный, монтажный (в малых и средних ПТС они могут быть объединены). Каждая ПТС характеризуется максимальным временем развертывания (от остановки перед объектом съемки до приведения в полную телевизионную готовность).
К механическим характеристикам транспортного средства предъявляются самые высокие требования, так как, простаивая, многомиллионная ПТС принесет ощутимые убытки любой телекомпании. Двигатель должен быть надежным и некапризным к качеству топлива, так как работать приходится в самых удаленных уголках страны. Для этого он оборудуется специальными фильтрами и системами подогрева. Подвеске необходимо удерживать многотонную конструкцию и при этом не разбить уникальное оборудование на ухабах. В рабочем состоянии вся конструкция фиксируется специальными гидравлическими домкратами. В ПТС используют даже крышу, там оборудуют площадку для камеры (вдруг удастся остановиться близко от места съемки), там же находится и основная часть передающей системы — антенна, в современных условиях всегда спутниковая (видеосигнал распространяется только в зоне прямой видимости).
В состав ПТС входят:
— видео- и телекамеры (от 3 до 30 шт.);
— аппаратура обработки и преобразования сигнала;
— видеомагнитофоны (от 1 до 10 шт.);
— видеоконтрольные устройства (по количеству камер);
— видеомикшерный и звуковой микшерный пульты;
— цифровые графические станции;
— блоки бесперебойного питания и т.д.
Передающие телевизионные камеры могут удаляться от ПТС на расстояние до 2 км, хотя стандартная длина кабелей — 400 м. Режиссер, ассистент режиссера, редактор титров, оператор системы повторов (необходим при спортивных передачах) располагаются в режиссерском отсеке. Тут же находится компьютерщик, если ПТС оборудована графической станцией.
В звукорежиссерском отсеке — звукорежиссер и звукотехник.
В инженерном — оператор, контролирующий работу телекамер, видеоинженер, отвечающий за качество «картинки», начальник смены.
Если место позволяет, то режиссеры монтажа находятся в отдельном отсеке, если нет — перебираются в режиссерский.
Персонал ПТС — профессионалы высшей квалификации, способные работать в жару и стужу, при порывистом ветре и дожде: телезрителя не волнуют «объективные причины» или погодные условия.
Источник статьи: http://infopedia.su/3xa24.html
Автомобиль для тв трансляций
Кинематограф занимает особое место среди других видов искусства в нашей жизни. Он постоянно развивается и предлагает публике новые увлекательные зрелища. Для осуществления новых проектов требуется современная качественная спецтехника, которую и предлагает «Мытищинский приборостроительный завод».
Кинотехнологические спецавтомобили обеспечат работу съемочных групп при выезде на натуру или другие объекты. Они оснащены современной звукозаписывающей, операторской, осветительной аппаратурой, реквизитом, пиротехникой и другими необходимыми для киносъемок полезностями.
Передвижная телевизионная станция дает возможность проводить внестудийные репортажи из любого места, выбранного корреспондентом. Она отлично работает в широком диапазоне температуры, влажности, атмосферного давления.
Передвижной автоклуб просто необходим для проведения любых зрелищных мероприятий на улице. Он имеет автономное освещение, собственную звуковую, осветительную и другую оснастку. Такой шоумобиль быстро трансформируется в сценическую площадку, на которой могут выступать артисты, певцы, политики.
Для выездных съемок требуется создание особо комфортных условий для подготовки актеров. Гримерно-костюмерный комплекс позволяет в походных условиях наносить грим, делать прически, подбирать костюмы и даже немного отдохнуть во время перерыва. Для VIP-персон можно использовать индивидуальный актерский гримерно-костюмерный комплекс, который рассчитан на одного человека. Такой комплекс состоит из рабочей зоны, где актера готовят к роли, и зоны отдыха, где он может расслабиться, когда он не участвует в текущей работе.
Кинотехнологические автомобили, предлагаемые нашим заводом, призваны создать более комфортные условия работы и отдыха для всех служителей кинематографа, начиная от костюмера и заканчивая звездой первой величины.
Источник статьи: http://www.mpz.ru/avtomobili-dlya-televideniya
Флагманы телевизионного флота
История передвижных телевизионных станций (ПТС)
С момента своего рождения телевидение стремилось выйти из стационарных студий. Для этого требовалось создать передвижные телевизионные станции (ПТС), которые смогли бы прямо на месте событий формировать и контролировать видеосигнал со звуковым сопровождением и передавать его по радиоканалу в телецентр.
Черно-белое телевидение
Экспериментальный отечественный образец передвижной телевизионной станции ПТС-47 создали во Всесоюзном научно-исследовательском институте телевизионной техники (НИИ-380 в Ленинграде) в 1948 году под руководством А.А. Сапожникова. Первая опытная внестудийная черно-белая трансляция с помощью этой станции состоялась 1 мая 1949 года с военного парада и демонстрации, проходивших на Дворцовой площади в Ленинграде.
Одновременно с ними ПТС собрали в Московском телевизионном центре на Шаболовке (МТЦ). Мобильное ТВ-оборудование для нее приобрели в США на фирме RCA и разместили в специально приобретенном на выставке большом городском автобусе Škoda. Все работы по ПТС-МТЦ велись под руководством главного инженера МТЦ С.В. Новаковского. С этой станции 29 июня 1949 года провели первую трансляцию футбольного матча со стадиона «Динамо» в Москве. Историческая ПТС-МТЦ проработала в Москве до 1963 года и была передана в Московский энергетический институт (МЭИ) в учебную студию телевидения.
За время эксплуатации опытных ПТС назрела необходимость в создании типовых образцов передвижных телевизионных станций для телецентров крупных городов Советского Союза. ПТС с тремя камерами КТ-5 начали разрабатывать в 1952 году во ВНИИ телевидения и к 1954 году изготовили первый образец под наименованием ПТС-52. Все оборудование станции разместили в одном автобусе ЗИС-155. Специфика работы станции подразумевала не только перевозку телевизионного оборудования к месту событий, но и работу видеорежиссера и видеотехника внутри станции непосредственно во время трансляции передачи, поэтому салон автобуса подходил для такой работы. Кроме того, ровную крышу автобуса можно использовать как площадку для установки передающих телевизионных камер во время массовых мероприятий на улице.
Первый образец ПТС-52 (одиночная машина) был поставлен в Киев, и с его помощью осуществили передачу демонстрации с Крещатика, посвященную празднованию 300-летия воссоединения Украины с Россией. Но практика показала, что размещение всего оборудования станции в одном автобусе усложняет работу из-за стесненных условий. Поэтому второй и третий образцы ПТС-52 изготовили в Ленинграде уже в двухмашинном варианте, которые были поставлены в Ригу (в 1955 году) и в Москву (в 1956-м).
В первом автобусе разместили аппаратуру для внестудийных передач и оборудование радиолинии, во втором – аппаратуру звукового сопровождения, кабельное и другое имущество.
В процессе эксплуатации этих ПТС стало ясно, что размещение рабочего оборудования в двух автобусах ЗИС-155 усложняет развертывание станции, это требовало увеличения обслуживающего персонала. Неудобным оказалось и размещение в одном автобусе режиссерского и технического персонала, да и стандартные автобусы нуждались в доработках для размещения ПТС. У них возникали проблемы с отоплением и шумоизоляцией салона от улицы во время работы.
С целью устранения выявленных недостатков вместо ПТС-52 в 1958 году во ВНИИ телевидения (которое к тому времени имело уже секретное название п/я 431) была разработана станция ПТС-3, сохранившая все технологическое оборудование предыдущей модели, но размещавшаяся теперь в одном автобусе ЗИЛ-158. Серийное производство станции началось в Ленинграде 1960 году. В процессе производства она постоянно совершенствовалась, а в 1964 году на станцию поставили новую радиолинию, и теперь ее можно было настроить на одну из десяти фиксированных частот, что обеспечивало возможность одновременной работы шести ПТС в одном городе. Станцию начали комплектовать более совершенными передающими телевизионными камерами КТ-27Ю, которые позволили значительно повысить качество передаваемой картинки. Модернизированная станция получила наименование ПТС-3У и оказалась последней телевизионной станцией, разработанной на базе ламповой техники.
В том же 1964 году начались работы по проектированию ПТС с максимальным использованием полупроводниковых приборов и с максимальной унификацией ее оборудования с телевизионной техникой второго поколения строившегося телецентра в Останкино. В 1972 году в Шяуляе на телевизионном заводе изготовили первые два экземпляра такой станции под наименованием ПТС-4. Всю аппаратуру станции разместили в специальном фургоне ЛиАЗ-5930, созданном чуть ранее для цветной станции «Лотос». Кроме основной машины в состав станции входил вспомогательный автобус ЛиАЗ-677. В нем перевозили передатчики и антенны радиолиний, дополнительные силовые и камерные кабели, звуковые и связные кабели, выносные блоки.
У телевизионной станции ПТС-4 было четыре камерных канала, а ее радиолиния обеспечивала на прямой видимости связь в любое время года и суток до 50 километров. Для своего времени станция ПТС-4 была достаточна совершенной, но ее серийное производство пришлось свернуть в 1977 году, так как эра черно-белого телевидения уже заканчивалась.
Цветное телевидение
Первая внестудийная цветная трансляция состоялась 7 ноября 1967 года с Красной площади. Она была проведена с помощью экспериментального образца ПТС-ЦТ, разработка которого осуществлялась во ВНИИ телевиденья в очень сжатые сроки (8 месяцев), что было достигнуто благодаря высокой степени унификации с ранее разработанной черно-белой станцией ПТС-3У. Экспериментальная станция ПТС-ЦТ размещалась в двух автобусах ЛиАЗ-158 и была рассчитана на работу с тремя передающими камерами типа «Спектр-4П».
Разработка и опытная эксплуатация экспериментальной станции явились основой для создания серийного образца ПТСЦТ под названием «Лотос». В 1969 году в Шяуляе было изготовлено два первых образца «Лотоса». Аппаратура станции размещалась в специально разработанном для нее фургоне ЛиАЗ-5930, где все телевизионное и вспомогательное оборудование станции удалось разместить по отсекам: аппаратная видеорежиссера, аппаратная техническая, аппаратная звукорежиссера, багажные отсеки. В ЛиАЗ-5930 особое внимание уделили теплоизоляции, вентиляции и отоплению кузова. Кроме этого на машине устанавливали два кондиционера с питанием от внешней электросети. В состав станции входил вспомогательный автобус (сначала на базе ЛиАЗ-158В, а потом на базе ЛиАЗ-677), на котором перевозилось дополнительное и выносное оборудование, а также разнообразные кабели. И хотя «Лотос» был унифицирован по основной аппаратуре (система электропитания, система синхронизации и др.) с черно-белой станцией ПТС-4, оказался очень капризным в эксплуатации, поэтому выпускался недолго – до 1977 года.
В год шестидесятилетия Великого Октября на Шяуляйском телевизионном заводе начался серийный выпуск новой передвижной телевизионной станции цветного телевидения третьего поколения – ПТС-ЦТ «Магнолия», которую разработали на базе студийной аппаратуры «Перспектива-ЦТ». В аппаратуре «Магнолия» широко использовались интегральные микросхемы и она могла работать с четырьмя камерными каналами и передающими камерами КТ-132. По остальным техническим параметрам «Магнолия» практически соответствовала «Лотосу». Аппаратуру «Магнолии» разместили в фургоне ЛиАЗ-5932, а вспомогательное оборудование (кабели и выносное оборудование) в специально переоборудованном автобусе ЛиАЗ-677.
Появление ПТС-ЦТ «Магнолия» оказалось кстати, так как близились XXII Олимпийские игры 1980 года, проводимые в СССР, и потребность в новых телевизионных станциях была огромной. Только для обеспечения трансляций во время Олимпиады требовалось не менее 40 новых ПТС. Причем требовались станции с расширенными возможностями, поэтому специально к Олимпиаде разработали модернизированную машину «Магнолия-80», которая могла работать с девятью (вместо пяти) внешними каналами и могла формировать одновременно помимо одной основной две дополнительные программы.
На конец 1981 года парк ПТС периферийных ТВ-центров составляли 45 ПТС «Магнолия» и «Магнолия-80» и 42 ПТС «Лотос», из них в РСФСР по 19 станций двух типов.
В 1983 году ПТС-ЦТ «Магнолия-80» была еще раз модернизирована и получила обозначение «Магнолия-83». Она была рассчитана на работу с четырьмя камерами КТ-178 и одной дополнительной репортажной камерой КТ-190. Сначала станцию разместили в том же кузове ЛиАЗ-5932, но впоследствии специально для нее финская фирма Carrus-Ajokki разработала более удобный и вместительный кузов автобусного типа на шасси КамАЗ-53213, и с 1985 года все новые ПТС стали монтироваться только в этом кузове и получили обозначение «Магнолия-83А». Эта модификация строилась серийно до середины 1990-х годов.
Передвижные телевизионные станции – флагманы специального телевизионного транспорта, но у них много недостатков. Они не могут работать на большом удалении от телецентра из-за ограниченных возможностей радиолиний, к тому же высотные здания и сооружения способны создавать вокруг ПТС отраженный сигнал, что значительно влияет на качество передаваемого изображения и звука. У огромных ПТС малая маневренность и проходимость, они требуют большого количества персонала и много времени для развертывания. Учитывая перечисленные недостатки, телевизионные бригады со временем стали использовать и другие специальные машины, сначала передвижные видеозаписывающие станции ПВС, которые могли работать в паре с ПТС и записывать «картинку» на видеомагнитофон, а после совмещенные по этим функциям универсальные передвижные телевизионные видеозаписывающие станции ПТВС. Кроме того, был создан класс малогабаритных и высокоманевренных автономных репортажных телевидеозаписывающих станций РТВС и всевозможные дополнительные коммутационные (ПКС) и контролирующие станции (ПТКС), речь о которых пойдет в следующем выпуске.
Источник статьи: http://www.gruzovikpress.ru/article/3481-istoriya-peredvijnyh-televizionnyh-stantsiy-pts-flagmany-televizionnogo-flota/