Как снимали — Вариант Омега
Вариант «Омега» (5 серий) (1975)
Режиссер Антонис-Янис Воязос
Сценаристы Николай Леонов, Юрий Костров
Оператор Владимир Трофимов
Композитор Богдан Троцюк
Текст песен Роберта Рождественского
Исполняет песни Олег Даль
В главных ролях:
Олег Даль — Сергей Скорин — Кригер
Игорь Васильев — Георг фон Шлоссер
Елена Прудникова — Лотта
Ирина Печерникова — Елена, жена Сергея
Евгений Евстигнеев — Симаков
Александр Калягин — Франц Маггиль, шеф гестапо
Вадим Яковлев — Константин Петрухин, друг Скорина
Пауль Кальде — Целлариус
Алексей Эйбоженко — Зверев
Сергей Полежаев, Федор Никитин, Виталий Коняев, Людмила Иванова, Рейно Арен, Эйнари Коппель, Михаил Бочаров, Файме Юрно, Александр Липов, Игорь Кан и др.
Производство: ТО «Экран»
В 1974 году был издан роман Николая Леонова и Юрия Кострова «Операция «Викинг», который заинтересовал руководство Гостелерадио. Действительно, тема ударная и беспроигрышная: война, наш разведчик — Сергей Скорин в поединке с умным противником бароном фон Шлоссером. Сражение характеров и интеллекта. Тем дороже победа, «наша победа» (если вы помните Кадочникова в «Подвиге разведчика»).
Ответ на вопрос, почему поручили осуществить экранизацию романа греку Воязосу, снявшему единственный полнометражный фильм «Жизнь хорошая штука, брат!» (1966), теряется в дымке времени. Сведения о нем весьма скудные: Антонис-Янис Воязос (р. 10.10.1930 в Салониках) — режиссер, сценарист. Работал токарем на Ташкентском механическом заводе, печатался в греческой эмигрантской газете. В 1957–1958 годах учился на режиссерском факультете Ташкентского театрально-художественного института имени А.Н. Островского, в 1967 году окончил ВГИК (мастерская М. Ромма).
С 1952 года — партийный работник в «странах народной демократии». Живет в Греции. (Кстати, греческий Интернет по его поводу вообще хранит молчание.) Но он взялся и снял свой самый знаменитый фильм.
На главную роль режиссеру в порядке приказа «предложили» актера Андрея Мягкова.
Но Воязос уперся: «Только Даль!» Его стали стращать: актер пьющий, с конфликтным характером. Но Воязос владел достоверной информацией, что Даль «зашился». Словом, слышать больше ни о ком не хотел, а фильм с рабочим названием «Не ради славы» уже запущен, деньги государственные «тикают», пора выезжать в экспедицию в Таллин, где разворачивается место действия фильма…
Как компромисс — он отказался от утвержденного Валентина Гафта, которого видел в образе аристократа-интеллектуала фон Шлоссера. Эту роль отдали Игорю Васильеву, и не прогадали.
Игорь Алексеевич Васильев (20.05.1938—23.12.2007) — актер и режиссер МХАТа. Снимался в фильмах: «Строится мост» (1966), «Инженер Прончатов» (1973), «Трактир на Пятницкой» (1978), «Похищение «Савойи» (1979), «Долгий путь в лабиринте» (1981), «Завещание профессора Доуэля» (1984), «Плащаница Александра Невского» (1992), «МУР есть МУР — 3» (2005), «Пером и шпагой» (2006–2007) и др.
Самой его звездной ролью так и остался немец Шлоссер.
Сам Даль сильно сомневался, стоит ли связываться с неизвестным режиссером и этим фильмом: свежа была горечь «Земли Санникова», которую он, несмотря на зрительский успех, считал халтурой. После этой картины он от многих предложений стал отказываться. Не сыграл Лукашина у Эльдара Рязанова в «Иронии судьбы, или С легким паром». Сначала согласился, а потом отказался от Хлестакова в картине «Инкогнито из Петербурга» Леонида Гайдая, хотя до этого снялся у него в фильме «Не может быть». Анастасия Вертинская ездила к нему домой уговаривать согласиться на роль учителя Миррою (которую впоследствии сыграл Игорь Костолевский) у Михаила Козакова в «Безымянной звезде», — напрасно… Можно представить, от чего отказывался Даль: играть у талантливых и знаменитых…
Даль серьезно поговорил с Янисом Воязосом и результатом беседы остался доволен. Более того, стал надеяться, что сможет, наконец, создать лучший образ киногероя в своей биографии. В одном из редких интервью он сформулировал свое отношение к роли: «Я поставил своей задачей сыграть себя, Даля Олега, в 1942 году, в таких обстоятельствах, в каких очутился Скорин. Здесь все поступки — мои, слова — мои, мысли — мои… Скорин мне интересен своей парадоксальностью. Он не супермен. Просто человек, отстаивающий свои убеждения… В моем Скорине — та самая прелестная «страннинка», которая привлекает меня в людях».
Судя по восторженному приему фильма зрителями, роль Скорина получилась, остряки сразу переиначили название фильма в «Вариант Олега».
Где он, этот день,
И на каком календаре отмечен он чертою,
Где он, этот день?
В каких краях искать, в каком году,
Где он, этот день, мы заплатили за него
Давным-давно с лихвою.
Что -ж он не приходит,
этот самый долгожданный заревой Победный день,
— негромко, без пафоса поет Олег Даль. Он вообще умел все делать очень профессионально, но не выпячивая свои таланты. Михаил Козаков вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвело пение Даля под гитару на Дина Рида.
Тот спросил: «Где купить ваши диски?» Негде… Ни где… Как ни скажи — ответ один: так мало сумел реализоваться этот талантливый человек.
Но хоть один-единственный дивиденд с этой роли поимел: впервые с этим фильмом его выпустили на фестиваль за границу, хотя это и была социалистическая Прага.
Источник статьи: http://newsland.com/community/129/content/kak-snimali-variant-omega/6862952
«ВАРИАНТ «ОМЕГА». Пара досадных ляпов в замечательном фильме.
Пересмотрел недавно великолепный советский фильм «Вариант «Омега» (СССР, 1975 г., Творческое объединение «Экран», реж. Антонис-Янис Воязос)… Сюжет, сценарий, режиссура, актерская игра – все потрясающе!
Если кто не помнит содержание, напомню: летом 1942 года в оккупированный Таллин направляется советский разведчик Сергей Скорин (Олег Даль) залегендированный под выздоравливающего после ранения капитана Вермахта Пауля Кригера. Его задача – знакомство с майором Абвера, разведчиком-интеллектуалом бароном Георгом фон Шлоссером (Игорь Васильев). Далее Скорину следовало «проколоться», выдать в себе советского разведчика, позволить себя задержать, вступить в игру с Абвером с целью передачи стратегической дезинформации.
Скорин знакомится со Шлоссером и за обедом в ресторане выдает себя – пытается расплатиться с официантом до окончания обеда, разминает пальцами сигарету (как беломорину) и пр. Проницательный Шлоссер сразу распознает в нем советского человека. А дальше начинается игра умов.
Вот только Скорин-Кригер вряд ли добрался бы до Шлоссера, просто времени бы не хватило. Шпиона в нем распознал бы не Шлоссер, а первый встречный патруль. И попал бы он не к утонченному германскому барону, а мяснику-гестаповцу штурбанфюреру СС Францу Магелю (Александр Калягин). И виной тому были бы не плохое знание Скориным немецкого языка, германской культуры, обычаев и традиций. Виной тому были бы… исторические консультанты и костюмеры Творческого объединения «Экран».
Первое, что режет глаз в облике офицера-фронтовика Кригера – это косая портупея через правое плечо. Действительно таковая являлась частью форменной амуниции немецкого офицера в 30-е годы. Сказалась приверженность к таким портупеям нацистского партийного руководства. Сам же офицерский состав Вермахта их терпеть не мог, считал абсолютно лишним аксессуаром, называл бюстгальтером. В польскую кампанию 1939 года немецкий офицерский состав понес значительные потери от огня снайперов. Портупея же служила для снайперов хорошо различимым опознавательным знаком. Офицеры на передовой портупеи сняли и попрятали в чемоданы. Штабисты решили от фронтовиков ничем не отличаться и тоже избавились от портупей. А ближе к концу кампании подоспел приказ командования сухопутных войск, официально отменивший ношение портупей.
Вслед за армией было отменено ношение косых портупей на полевых и повседневных мундирах офицеров СС, исключение составила только черная парадная форма – Штирлиц с Мюллером в «Семнадцати мгновениях весны» щеголяют в портупеях вполне законно. Но вот с Паулем Кригером вышла незадача – с чего это боевой офицер будет нацеплять ненавистную безделицу в 1942 году, через три года после ее отмены.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5cadd3037c62d600af7cb6bb/variant-omega-para-dosadnyh-liapov-v-zamechatelnom-filme-5d7a85af433ecc00ad2664a9
Фильм «Вариант „Омега“» глазами историка
Фильм «Вариант „Омега“» я всегда не против пересмотреть. Там не только исполняют роли многие мои любимые актеры: Владимир Васильев, Елена Сотникова, Олег Даль, Вадим Яковлев, но и сама кинокартина сделана очень качественно, работа всей съёмочной группы заслуживает наивысшей оценки.
Ну и сам просмотр фильма даёт повод поговорить о различных исторических аспектах Второй Мировой войны.
Фрегаттен-капитан Целлариус
Обычно в фильмах про наших разведчиков их немецкие визави представлены вымышленными персонажами, когда это не касается высшего руководство Третьего Рейха. Хотя и тут бывают исключения: например, в фильме «Щит и меч» фигурирует некто Вальтер Зонненберг, вместо Вальтера Шелленберга.
А вот Александр Целларуис действительно существовал и действительно возглавлял организацию под названием Abwehrnebenstelle Reval (Местная резидентура «Реваль»), находившуюся в Таллине на улице Койдула, в домах 3 и 14, и именовавшуюся в целях конспирации «Бюро по вербовке добровольцев» или просто «Бюро Целлариуса».
Эта организация действительно имела школы на территории Эстонии, которые подготовили около 150 агентов из советских военнопленных. Кроме того, готовилась и агентура из местных жителей, не только эстонцев, но и латышей. Имелась своя служба авиационной и морской разведки, средства обеспечения для высадки морского десанта, не говоря уж про мощные радиостанции и собственные радиопеленгаторные установки.
Интересно, что пункт морской разведки находился под Ленинградом, в Дудергофе. Вроде бы и далеко от моря, но там находится не просто высшая точка Ленинградской области, а отлично просматривается Финский залив и Кронштадт.
Интересной личностью был сам Целлариус. В числе его талантов было владение многими иностранными языками. Пишут, что кроме немецкого он знал русский, английский, финский, шведский, эстонский и латышский. Хотя правильнее было бы писать «кроме русского», поскольку родился он в Оренбургской губернии. Правда, есть версия, что на самом деле родился он в Санкт-Петербурге 2-го февраля 1898 года, но корни его в любом случае из Оренбуржья. Кстати, там до сих пор живет немало людей с такой фамилией.
Впрочем, уже в Первую Мировую Александр Целларуис служил в германском флоте, так как уехал в Германию в 1911 году.
В германской разведке он сыграл немалую роль, причём и после Второй Мировой. Сначала он работал на британскую разведку, затем служил в «Организации Гелена», был доверенным лицом канцлера Аденауэра в Федеральной разведывательной службе Германии. Дожил до преклонных лет и умер 5-го июля 1979 года.
«Вы передали стратегическую дезинформацию»
Как вы помните, сюжет фильма крутится вокруг стремления Абвера «втюхать» нам стратегическую дезинформацию о том, что Япония якобы вступит в войну. Я не случайно употребил выше грубое словечко, но то, как изображена эта операция не может не вызвать ничего кроме смеха. Сами подумайте: вдруг из Таллина какой-то разведчик сообщает, что Япония решила начать войну с СССР. И что должны сделать в Кремле? Начать двигать армии? Даже если бы такое доложил самый лучший наш штирлиц, то его донесение просто подшили в папку.
Впрочем, написать я хотел о другом. О том, что в нашей истории до сих пор очень много мифов про роль нашего Дальневосточного театра военных действий во Второй Мировой войне. У нас регулярно повторяют одно и тоже про полуторамиллионную Квантунскую армию японцев, лучше всех других в Японии вооруженную и обученную, с тысячами танков и самолётов, которая пять лет нависала над нашими границами, и которую лихо разгромили в 45-м.
Хотя даже в 41-м году Квантунская армия была вдвое меньше по численности (включая марионеточную армию Маньчжоу-Го и пр.) и значительно уступали количественно и (особенно) качественно силам Красной Армии на Дальнем Востоке и в Забайкалье. А к 45-му году Квантунская армия состояла из малобоеспособных дивизий, укомплектованных теми, когда нельзя было направить в районы боевых действий, имела немногим более 300 000 человек, с десятком танков и самолётов, которые бы даже по меркам 41-го года считались безнадежно устаревшими (почему они, собственно, там и оставались). И переброска сил из Квантунской армии на другие участки фронта началась уже в 42-м году.
И у нас, и на Западе, любят вспоминать про разработанный японским командованием план под названием «Особые маневры Квантунской армии», в котором действительно предусматривался захват нашего Дальнего Востока. На самом деле это не название плана, но не суть. В целом, японский Генштаб действительно готовил несколько планов войны против СССР с 39-го по 42-й годы. Только мне кажется, их никто внимательно не читал, не говоря уж про подробный анализ. Если кратко, то для реализации этого плана японская армия должна была выставить 45-50 дивизий, 1,5 миллиона человек, не менее 2 000 танков и 2100–3100 боевых самолетов, 40 000 грузовиков и 450 000 лошадей. Поскольку японцы, особенно по опыту боёв на Халхин-Голле, считали, что им нужно иметь не менее чем двойное превосходство в силах над Красной Армией.
И тут есть два момента. Во-первых, указанное количество войск Япония, теоретически бы могла выставить против СССР (только танков не было в таком количестве, не говоря уж про их качество), но при этом пришлось бы свернуть войну в Китае, не говоря уж про военные действия против США. Во-вторых же, необходимого преимущества над РККА всё равно бы достичь не удалось. Поскольку всю войну мы держали на Дальнем Востоке группировку, превосходящую японцев значительно, даже с учетом их амбициозных планов. И во время битвы за Москву, и во время Сталинградской битвы, группировка эта наша никак не уменьшалась. Действительно под тот же Сталинград перебрасывались дивизии из Сибири и Дальнего Востока, но это были вновь сформированные там соединения, а не снятые с границы.
Так что советское руководство вполне обеспечило страну от всяких «неожиданностей» со стороны Японии, а потому всякая информация про вдруг собравшуюся напасть Японию в 42-году (когда она уже вовсю воевала с США), едва ли вызвала серьёзные последствия. Хоть на Дальнем Востоке, хоть под Сталинградом, хоть под Ржевом.
. и для тех, кто любит читать
Детективные фильмы и кино про шпионов всегда интересно (да и полезно) ещё и «прочитать», то есть почитать самое литературное произведение, по которому фильм поставлен.
«Вариант „Омега“» не является исключением — это экранизация повести Николая Леонова и Юрий Кострова. Но искать в магазинах книгу с названием «Вариант „Омега“» — напрасный труд, поскольку повесть носит название «Операция «Викинг»».
Почитать, как мне кажется, стоит.
А кому интересно больше прочитать про нашу возможную войну с Японией, рекомендую мои статьи:
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/cyrilsh/film-variant-omega-glazami-istorika-5fc78cf7b693be65e8fee55a