- Колонка рулевая ГАЗель: маневренность и легкость управления «рабочей лошадки»
- Общее устройство рулевого управления автомобилей «ГАЗель»
- Устройство и работа рулевой колонки автомобилей «ГАЗель»
- Вопросы ТО и ремонта рулевой колонки
- Устройство рулевого управления
- Особенности конструкции рулевого управления автомобиля Газель
- Газель
- Устройство системы управления
- Обслуживание главных узлов
- Регулировка рулевой колонки Газель перед эксплуатацией
- Рулевая рейка Газели
- Процедура снятия и разборки
Колонка рулевая ГАЗель: маневренность и легкость управления «рабочей лошадки»
В автомобилях «ГАЗель» рулевое управление построено по традиционной для Горьковского автозавода схеме, которая на протяжении многих десятилетий доказывает свою надежность. Об устройстве рулевого управления «ГАЗелей», а также отдельно о рулевой колонке, ее работе, обслуживании и ремонте читайте в статье.
Общее устройство рулевого управления автомобилей «ГАЗель»
В коммерческих автомобилях семейства «ГАЗель» нашли применение те же технические и конструктивные решения, которые ранее использовались на автомобилях семейства «Волга». В частности, эти машины комплектовались одинаковыми моторами, коробками передач и т.д. На одинаковых принципах построены и системы рулевого управления «ГАЗелей» и «Волг».
Рулевое управление всех модификаций автомобилей «ГАЗель» имеет одинаковое устройство, при этом используется два типа систем:
- Рулевое без ГУР;
- Рулевое с ГУР.
Актуальные модели грузовиков чаще оснащаются современными системами с ГУР, которые значительно облегчают управление. Относительно простой переход на рулевое с гидроусилителем обусловлен тем, что это требует минимальных доработок всей системы.
В состав рулевого управления коммерческих автомобилей «ГАЗель» входит три основных компонента:
- Рулевая колонка с установленным на нее рулевым колесом;
- Рулевой механизм;
- Привод рулевого управления.
Все элементы играют свою роль в системе.
Рулевой механизм. Предназначен для преобразования крутящего момента от руля (который создается руками водителя) в поступательное движение соединенной с механизмом рулевой сошки и перемещение рулевых тяг. В «ГАЗелях» используется механизм с двумя рабочими парами — винт-гайка на циркулирующих шариках и вал-сектор. Момент от рулевого колеса посредством вала подается на винт, на котором находится гайка (для снижения трения между винтом и гайкой находятся стальные шарики), на гайке выполнен ряд зубцов, которые постоянно зацеплены с зубцами сектора. Сектор через короткий вал соединен с рулевой сошкой. Таким образом, при вращении руля происходит перемещение гайки и поворот сектора, а с ним — перемещение сошки и тяг.
Рулевой механизм с ГУР имеет похожую конструкцию, однако в этом случае винт серьезно отличается — он выполнен в виде поршня (поэтому его часто называют винтом-рейкой — по аналогии с рулевыми рейками), а картер механизма играет роль цилиндра. Винт выполнен полым и в нем расположен золотник распределителя, а сам гидравлический распределитель установлен на месте крышки верхнего подшипника винта. При повороте руля гидравлический распределитель направляет рабочую жидкость в одну или в другую полость цилиндра, облегчая перемещение винта-рейки.
Привод рулевого управления. В «ГАЗелях» используется два неодинаковых по конструкции привода — простой и сложный. В первом случае привод состоит из одной продольной тяги, маятникового рычага (или поворотного рычага, который жестко соединен непосредственно с поворотным кулаком одного из колес), двух рычагов рулевой трапеции и поперечной тяги. Работает такой привод просто: усилие от сошки через продольную тягу передается на поворотный рычаг, обеспечивая поворот одного из колес (с которым соединен данный рычаг). Поворотное усилие на второе колесо передается посредством рулевой трапеции, которая состоит из рычагов и одной поперечной тяги.
Во втором случае привод содержит два маятниковых рычага, имеющих свои опоры, две составные боковые рулевые тяги (они изменяемые по длине, что позволяет производить различные регулировки), одну поперечную тягу, одну продольную тягу (она шарнирно соединена с сошкой и маятниковым рычагом) и два рычага рулевой трапеции, соединенные с боковыми тягами и поворотными кулаками. В такой системе усилие от сошки подается не непосредственно на поворотные кулаки колес, а через сложную рулевую трапецию.
Независимо от типа привода, все его тяги соединены с помощью шаровых шарниров, они унифицированы и взаимозаменяемы.
При установке на «ГАЗель» рулевого с ГУР добавляются насос, бачок для рабочей жидкости и трубопроводы для циркуляции рабочей жидкости между агрегатами системы.
Следует обратить внимание на то, что в автомобилях «ГАЗель-Next» используется иное по конструкции рулевое управление с ГУР, построенное на основе современной рулевой рейки. Поэтому детали системы рулевого управления данного автомобиля (впрочем, как и основная масса других узлов и механизмов) несовместимы с аналогичными компонентами обычных «ГАЗелей».
О рулевой колонке расскажем более подробно.
Устройство и работа рулевой колонки автомобилей «ГАЗель»
Рулевая колонка выполняет три основных функции:
- Крепление рулевого колеса к кузову автомобиля;
- Регулировка рулевого колеса по высоте и углу наклона под рост и анатомические особенности водителя;
- Удобная установка органов управления осветительными приборами, приборами сигнализации, стеклоочистителями и т.д.
Колонка имеет несложное устройство. Ее основу составляет вал рулевой колонки, на который посредством шлицевого соединения и гайки установлено рулевое колесо. В нижней части вал соединен с карданным валом, между этими валами находится верхний карданный шарнир. Карданный вал через отверстие в кузове и уплотнение выходит в моторный отсек, где через нижний карданный шарнир соединен с валом винта рулевого механизма.
Вал рулевой колонки заключен в трубу, на которой жестко установлен кронштейн для монтажа колонки к кузову. Также на трубу и кронштейн смонтировано несколько узлов, в том числе механизм фиксации колонки, который обеспечивает изменение угла наклона и высоты рулевого колеса. Рукоятка данного механизма обычно выходит в нижней части колонки или с ее правой стороны. И здесь же располагаются все переключатели (осветительных приборов и фар, стеклоочистителей и стеклоомывателей) и замок зажигания. Вся электрика скрыта под разъемным пластиковым кожухом, который состоит из верхней и нижней половин.
Вопросы ТО и ремонта рулевой колонки
При регламентном ТО проводится и обслуживание рулевого управления автомобиля. В первую очередь производится проверка надежности крепления узлов и агрегатов, осевой люфт в подшипниках, а также свободный ход рулевого колеса. При наличии ГУР обязательно проводится проверка уровня рабочей жидкости в бачке, а также надежность всех соединений системы на предмет утечек.
Особое внимание уделяется люфту руля. Для микроавтобусов (модели ГАЗ-3221) люфт должен быть меньше 20°, а для остальных моделей (ГАЗ-2705, 3302 и другие) — 25°. Также следует проверить осевой и радиальный люфт винта рулевого механизма, для этого рулевое колесо следует повернуть до упора (сторона поворота не имеет значения) и покачать выступающую часть винта механизма для оценки люфта (эту работу следует проводить с помощником). В любом случае устранение люфта осуществляется изменением зазора в подшипниках винта рулевого механизма, это можно сделать без демонтажа механизма, но удобнее произвести регулировку на снятом агрегате.
При необходимости ремонта рулевой колонки можно снять только верхнюю ее часть, либо демонтировать колонку полностью вместе с карданными шарнирами. Однако первый вариант не очень удобен, так как в этом случае для разъединения рулевого вала и карданного шарнира приходится выбивать клин (он фиксирует вилку шарнира на валу) на весу. Поэтому чаще снимают колонку полностью, для чего сначала необходимо демонтировать клин, посредством которого вилка нижнего карданного шарнира крепится к винту рулевого механизма, а затем выкрутить все винты, удерживающие уплотнение рулевой колонки и саму колонку.
При правильном обслуживании и своевременном ремонте рулевое управление автомобилей «ГАЗель», в том числе и рулевая колонка, будут служить долго, обеспечивая надежное управление в любых условиях.
Источник статьи: http://www.autoars.ru/articles/?name=kolonka_rulevaya_gazel
Устройство рулевого управления
Система рулевого управления является самым важным элементом взаимодействия водителя и автомобиля. Поэтому данная система должна отвечать самым высоким современным требованиям. Стоит назвать только некоторые из них.
Во-первых, наличие расширенного диапазона функций, обеспечивающего водителю больший комфорт и удовольствие от езды; во-вторых, возможность применять системы, помогающие водителю в управлении автомобилем; и, в-третьих, явное сокращение потребления энергии для уменьшения расхода топлива.
Система рулевого управления должна работать точно и без люфтов. Легкий ход, прямая передача, компактный размер и малый вес. Более того, система должна обеспечивать водителю превосходный контакт с дорожным полотном и не препятствовать возврату к прямолинейному движению.
Необходимо, чтобы система работала плавно, требовала минимального сервисного обслуживания и обеспечивала максимальный комфорт и безопасность. Причем все это — и на большой, и на малой скорости.
Итог: управление, безопасность и комфорт — потому что качество автомобиля зависит также и от качества системы рулевого управления.
Элементы рулевого управления с гидроусилителем: 1 – рулевое колесо; 2 – рулевая колонка; 3 – карданный вал рулевого управления; 4 – уплотнитель вала; 5 – шланг нагнетательной магистрали; 6 – шланг сливной магистрали; 7 – рулевой механизм; 8 – бачок гидроусилителя рулевого управления; 9 – шланг возврата жидкости из рулевого механизма в бачок; 10 – насос гидроусилителя рулевого управления
Рулевое управление автомобиля – с травмобезопасной рулевой колонкой. Это обеспечивается конструкцией телескопического карданного вала, состоящего из двух частей.
Рулевая колонка: 1 – вал рулевого колеса; 2 – ручка регулировки положения рулевого колеса; 3 – кронштейн крепления рулевой колонки
При аварийном наезде автомобиля на препятствие нижняя часть карданного вала входит в верхнюю – трубчатую часть. В результате длина вала рулевого управления уменьшается, что снижает вероятность получения водителем серьезных травм.
Рулевой механизм типа «винт–шариковая гайка» со встроенным гидроусилителем закреплен в моторном отсеке c левой стороны на кронштейне рамы. Рулевой механизм состоит из алюминиевого картера, винта с шариковой гайкой и вала сектора.
Карданный вал рулевого управления: 1 – верхний шарнир вала; 2 – верхняя часть вала; 3 – нижняя часть вала; 4 – уплотнитель вала; 5 – нижний шарнир
На винту установлена шариковая гайка, имеющая внутри винтовую канавку. Между гайкой и винтом размещен набор шариков.
Детали рулевого привода (вид снизу автомобиля): 1 – поворотный рычаг правого колеса; 2 – правый наконечник поперечной рулевой тяги; 3 – поперечная рулевая тяга; 4 – сошка; 5 – продольная рулевая тяга; 6 – поворотный рычаг трапеции
При вращении винта шарики перекатываются по винтовой канавке и шариковая гайка перемещается вдоль винта. При этом своими зубьями гайка поворачивает валсектор, установленный в картере на двух роликовых подшипниках. На шлицах вала-сектора закреплена рулевая сошка. Винт с шариковой гайкой и набор шариков подобраны между собой и заменяются только в сборе.
Рулевой механизм с сошкой в сборе: 1 – отверстие сливной магистрали; 2 – картер рулевого механизма; 3 – отверстие нагнетательной магистрали; 4 – сошка
Рулевой привод состоит из сошки, продольной и поперечной рулевых тяг, рычагов поворотных кулаков и шарниров рулевых тяг. Рулевая сошка продольной тягой связана с поворотным рычагом трапеции. Поперечная рулевая тяга связывает рычаги обоих передних колес. Ее длина может быть отрегулирована, что позволяет изменять угол схождения колес. Углы продольного и поперечного наклона оси поворота колеса и развал передних колес заданы конструкцией передней подвески и в процессе эксплуатации не регулируются. Все шарниры, соединяющие детали рулевого привода, неразборные и не требуют обслуживания в эксплуатации.
Гидроусилитель рулевого управления встроен в рулевой механизм. В систему гидравлического усилителя входят лопастной насос, бачок для рабочей жидкости, шланги сливной и нагнетательной магистрали. Насос приводится во вращение ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
Насос гидроусилителя рулевого управления
Усилители рулевого привода и насосы ГУР так же необходимы для автомобиля, как двигатель и колёса, а для безопасности так же важны, как и тормоза: качество автомобиля во многом зависит от качества работы системы рулевого управления.
Рабочая жидкость из бачка подается насосом под высоким давлением к распределительному устройству (распределителю), расположенному в картере рулевого механизма и механически соединенному с винтом рулевого механизма. При отказе гидравлического усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.
Уровень жидкости в бачке должен находиться между двумя рисками
Бачок гидроусилителя рулевого управления установлен в моторном отсеке на кронштейне и закреплен хомутом. В крышке бака имеется указатель уровня жидкости.
УГЛЫ УСТАНОВКИ ПЕРЕДНИХ КОЛЁС
Источник статьи: http://gazel-rukovodstvo.ru/GAZ/rulevoe.html
Особенности конструкции рулевого управления автомобиля Газель
Газель
Коммерческий транспорт предполагает интенсивное использование, поэтому здесь зачастую агрегаты работают на пределе, что приводит к их поломке. Особые нагрузки приходятся на органы управления, в том числе рулевую колонку автомобиля Газель. Большинство опытных водителей справляются с ремонтом самостоятельно, используя накопленный опыт коллег по цеху.
Устройство системы управления
Инженерами автозавода «ГАЗ» разработана система, основанная на конструкции «винт-шариковая гайка» и состоящая из:
- руля;
- карданного вала и шарнира;
- вала сошки с зубчатым сектором;
- трубы колонки;
- подшипников;
- сальников.
Вал колонки вращается на двух подшипниках, которые в ходе эксплуатации не нуждаются в регулировках. Колесо управления ставится на конические шлицы вала и закрепляется стопорной шайбой и гайкой.
Обслуживание главных узлов
Состояние узлов одной из важнейших систем самым прямым образом влияет на безопасность движения. Те, кто уделяют данному вопросу должное внимание, заранее могут предусмотреть неприятности в пути следования и избежать непоправимого. Осмотр и контроль основных параметров не займет много времени, но сохранит жизнь.
Что нужно проверить прежде всего:
- крепление основных узлов;
- свободный ход «баранки»;
- осевой люфт в подшипниках;
- зазор зубчатой передачи.
Помимо этого следует провести смазочные работы агрегатов в соответствии с картой смазки автомобиля. Если свободный ход колеса управления превышает 25° для ГАЗ-2705 и ГАЗ-2705 (для автобусов 20°), то нужно отрегулировать затяжку подшипников и зубчатого механизма. На машинах с гидроусилителем обязательно проверить уровень рабочей жидкости в специальном бачке.
Регулировка рулевой колонки Газель перед эксплуатацией
Рулевая рейка Газели
Если стопор перестал выполнять свое предназначение, то необходимо двумя ключами на «13» отвернуть контргайку и затянуть крепеж рукоятки. После чего закрутить контргайку и поставить кожух на штатное место.
Характерные неисправности узлов управления автомобилем
Неполадки этих агрегатов, прежде всего, имеют внешние признаки, которые выражены в:
- посторонних стуках;
- увеличении люфта;
- тугом управлении;
- вибрации;
- подтекании жидкости;
- шуме при работе гидроусилителя.
Причинами вышеописанных неполадок могут быть нарушения правил эксплуатации и неквалифицированное обслуживание. Наиболее часто встречающийся дефект – люфт рулевой колонки Газель, для устранения которого нужно заменить втулки подшипников вала. Для этого узел требуется демонтировать, о чем ниже.
Процедура снятия и разборки
Для начала отключим АКБ и установим передние колеса в положение «прямо». Далее работа идет по пунктам:
- Снять накладку и отвернуть гайку крепления руля баллонным ключом на «24».
- Демонтировать РК со шлицев вала специальным съемником.
- Снять нижнюю часть кожуха, отвернув два винта.
- Поставить колонку в верхнее положение и снять верхнюю часть кожуха.
- В моторном отсеке вынуть шплинт клина и отвернуть гайку на «13».
- Выбить клин с помощью латунной оправки и снять вилку шарнира.
- Демонтировать пружинные фиксаторы уплотнителя.
- Отвернуть 4 болта крепления колонки и снять с карданным валом.
- Снять вилку крестовины с вала и отсоединить.
- Демонтировать кронштейн – отвернуть болт и вытащить втулку.
Сборка и установка происходит в обратном порядке. Перед тем, как ставить «баранку», следует убедиться в прямом положении колес. Для выполняющих подобные работы не лишним будет напомнить о соблюдении правил техники безопасности.
Источник статьи: http://mashinapro.ru/211-rulevaya-kolonka-gazel.html