Реферат: Транспортное средство — как источник повышенной опасности. Экстремальные ситуации аварийного хар
Название: Транспортное средство — как источник повышенной опасности. Экстремальные ситуации аварийного хар Раздел: Рефераты по транспорту Тип: реферат Добавлен 00:24:55 06 июля 2011 Похожие работы Просмотров: 234 Комментариев: 14 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Транспортное средство — как источник повышенной опасности.
Экстремальные ситуации аварийного характера на транспорте
( студентка БГАУ специальности финансы и кредит, 301)
Хисамов А.Ф. (доцент БГАУ)
Современный транспорт является носителем механической опасности искусственного происхождения, воздействующей на человека своей кинетической энергией и массой. В результате действия таких опасностей, связанных с использованием транспортных средств, возможны телесные повреждения различной тяжести и причинение имущественного ущерба. Жертвами аварий становятся водители, пассажиры и пешеходы.
Так, аварийность на автомобильном транспорте – одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран. По данным ВОЗ, в мире каждые 30 секунд на дорогах погибает человек. Ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся 1,2 миллиона человек и еще 20–50 миллионов получают в авариях тяжелые увечья.
Общепризнано, что безопасность движения на транспорте — одна из наиболее актуальных проблем, напрямую зависящая от так называемого человеческого фактора, удельный вес которого среди причин транспортных происшествий достигает 90% и более.
Понятие «человеческий фактор» характеризуется чрезвычайной многогранностью и сложностью. Это комплекс всех качеств человека, оказывающих влияние на безопасность жизнедеятельности, происхождение транспортных происшествий и аварий. Теоретически в это понятие также могут быть включены все явления в организации безопасности движения, так или иначе связанные с человеком.
Установлено, что более половины всех несчастных случаев происходит по вине человеческого фактора. Основной причиной аварийности на автомобильном транспорте является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении правилами дорожного движения. Массовость нарушений ПДД свидетельствует о низкой дорожно-транспортной культуре участников дорожного движения, о том, что сложившаяся система государственного и общественного воздействия на сознание участников дорожного движения на сегодняшний день малоэффективна. При этом опросы общественного мнения показывают, что общество не осознает той опасности, которая потенциально присуща дорожному движению.
Участники движения и пешеходы надеются, что опасность, которая носит вероятностный характер, их не коснется. Если водитель часто нарушает правила движения, и при этом ничего опасного не происходит, он утрачивает способность адекватно реагировать на опасность. Аналогична и реакция пешеходов. Таким образом, ситуация усугубляется низкой степенью информированности граждан о состоянии безопасности дорожного движения.
Одной из особенностей транспортных средств является высокая зависимость их функционирования от природных факторов.
Неблагоприятные метеорологические условия оказывают большое виляние на характер движения транспортного средства. Транспортная безопасность в наибольшей степени зависит от наличия и характера осадков, которые определяют дальность видимости, ухудшают сцепные качества шин с дорожным покрытием.
Для всех видов транспорта особую опасность представляет туман. Сильный туман создаёт почти полное отсутствие видимости. Скорость движения транспортных средств должна быть резко снижена. В авиации и на водном транспорте движение может быть полностью прекращено.
Одной из главных причин автотранспортных аварий являются скользкие дороги. При возникновении льда на дороге коэффициент сцепления шин с поверхностью уменьшается до 0,08 – 0,15. Это приводит к резкому снижению безопасности движения.
В авиации, сложную проблему безопасности жизнедеятельности представляет наземное обледенение самолётов, оказывающее влияние на лётно-тактические характеристики и способное вызвать авиационные происшествия. В целях обеспечения безопасности полётов, при образовании наземного обледенения любого вида, взлёт самолётов запрещается.
При эксплуатации транспортных средств в тёмное время суток, потенциальная опасность неблагоприятных метеорологических условий ещё более возрастает. Условия движения по дорогам в тёмное время суток существенно отличаются от дневных. Сокращается видимость предметов на горизонтальном участке дороги, многие предметы остаются вне зоны освещения фарами и появляются в освещённой зоне внезапно. Время реакции водителя также увеличивается в среднем в 2 раза.
Непосредственное влияние на безопасность движения оказывает рельеф местности. Повороты дороги, крутые подъемы и спуски повышают опасность в управлении транспортным средством. Такие участки характеризуются повышенным количеством дорожно-транспортных происшествий.
Таким образом, безопасность дорожного движения обеспечивается нормальным функционированием всех его составляющих в комплексе: человек, автомобиль, дорога, окружающая среда. Любая недостаточная надёжность одного из составляющих приводит к дорожно-транспортному происшествию.
Следовательно, опасность использования транспортных средств обоснованно отнесена к повышенной.
Источник статьи: http://www.bestreferat.ru/referat-255922.html
Автомобиль как источник повышенной опасности доклад
Бесплатная консультация автоюриста Москва и МО : +7 499 938-93-12 СПб и область: +7 812 467-39-73 Фед. номер: 8 800 350-73-54
ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня — 21, за месяц — 687, за год — 11 345
Автомобиль — источник повышенной опасности
Источниками повышенной опасности (ИПО) могут стать различного рода процессы, факторы и объекты, которые создают или могут создать опасные условия для окружающего мира, жизни и здоровья людей. На законодательном уровне перечень таких источников остается открытым.
Транспортное средство, в частности автомобиль, безусловно, может быть отнесено к ИПО. При его использовании надлежит знать правила эксплуатации, технические характеристики объекта, следить за их исправностью. Автомобиль является сложным устройством, которое обладает опасными свойствами для окружающих и в полном объеме не поддается контролю со стороны человека.
Судебный орган при определении компенсации за причиненный вред имущественного или иного характера руководствуется критериями:
— Нанесение ущерба при передвижении посредством автомобиля; — Возникновение повреждения имущества или нанесение урона жизни и здоровью человека из-за технических свойств ТС (например, неисправность какого-либо механизма);
Автомобиль, находясь в состоянии покоя не может стать ИПО. Например, на автомобильной стоянке лицо, открывшее дверь транспортного средства, повредило рядом припаркованную машину (осталась вмятина, нарушилась целостность лакокрасочного покрытия и пр.). В этом случае вред возмещается по общим основаниям в соответствии со статьей 15 ГК РФ. Однако водитель, который не смог остановить автомобиль из-за отказа тормозной системы, не справился с управлением или даже сбил пешехода, не нарушая ПДД, в результате чего нанес вред имуществу третьих лиц или жизни и здоровью человека, будет нести гражданско-правовую ответственность в соответствии со статьей 1079 ГК РФ.
Ответственность владельца объекта ИПО
Собственник отвечает за вред, причиненный таким источником во всех случаях, если не докажет следующее:
— Вред возник в случае непреодолимой силы; — Ущерб нанесен из-за умышленных действий или бездействия самого потерпевшего; — Источник выбыл из обладания ввиду противоправного деяния третьих лиц.
Под владельцем транспортного средства, как ИПО, законодатель понимает лицо, которое обладает правом собственности на указанный объект либо владеет им на ином законном основании (например, управление ТС по доверенности, использование авто по договору аренды и др.).
Последствия нанесения ущерба при использовании автомобиля, как источника повышенной опасности
Чаще всего, обстоятельством, при котором может быть нанесен ущерб субъектам и объектам окружающего мира посредством управления автомобилем, является дорожно-транспортное происшествие.
Чаще всего, ДТП является следствием нарушения ПДД одним или несколькими участниками дорожного движения, за нарушение которых российским законодательством предусмотрены следующие виды ответственности в зависимости от характера и степени причиненного вреда:
Административную и уголовную ответственность лица могут нести только в случае установления их вины в совершенном деянии. Помимо этого, положения Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации прямо предусматривают ответственность водителя и владельца транспортного средства. Например, ответственность в соответствии с УК РФ может понести только лицо, которое непосредственно находилось за рулем автомобиля в момент ДТП. Административной ответственности могут быть подвержены и водитель, и владелец ТС (передача управления транспортом лицу, находящемуся в состоянии какого-либо опьянения и, соответственно, управление ТС в состоянии опьянения).
Гражданско-правовые споры могут быть производными как из уголовных преступлений, так и на самостоятельной основе.
Гражданско-правовую ответственность, исходя из норм статьи 1079 ГК РФ, несут владельцы транспортных средств, в том числе, без установления факта их виновности в нарушении ПДД, однако должна быть причинно-следственная связь между наступившими последствиями и опасными свойствами самого объекта – автомобиля. Чаще всего деликтные обязательства подразумевают под собой возмещение:
Материального вреда; Морального вреда; Оплаты на прохождение лечения в медицинском учреждении; Затрат на лекарственные и иные средства для восстановления здоровья пострадавшего; Оплаты на погребение; Ежемесячной или разовой выплаты по потере кормильца.
Таким образом, главным критерием ответственности владельца ИПО остается выплата денежных средств в пользу пострадавших лиц, если не будет установлено иное.
Источник статьи: http://autopravoved.ru/articles/avtomobil-istochnik-povyshennoi-opasnosti.html
Что такое источник повышенной опасности?
Автомобиль — источник повышенной опасности. Каждый из нас слышал эти слова много раз, но в чем их смысл, и зачем нам это знать?
Понятие впервые появилось в Европе ещё в середине 19 века, когда с развитием техники стало очевидно, что некоторые виды деятельности опасны для человека. В начале нововведение коснулось предприятий железнодорожного транспорта. Согласно новому закону они были обязаны возмещать ущерб, причинённый деятельностью железной дороги, если только не будет доказан умысел потерпевшего, или действие непреодолимой силы.
В настоящее время мы с вами можем встретить этот термин в статье 1079 ГК РФ, где изложено примерно тоже самое: владеешь источником повышенной опасности? Будь готов нести ответственность за ущерб, причинённый этим источником, даже если ты невиновен.
Например: человек взял охотничье ружьё и умышленно застрелил другого человека. Виновен ли он? Разумеется.
Человек демонстрировал ружьё коллеге и случайно выстрелил. Виновен ли он в гибели коллеги? Ещё как, хоть это и произошло без умысла и по неосторожности.
Может ли исправное ружье выйти из под контроля и стрелять самостоятельно, без участия человека? Очевидно, что нет.
По этой причине в обоих случаях виновником будет человек, в чьих руках находилось ружьё в момент выстрела, а само ружьё источником повышенной опасности являться не будет. Опасно не само по себе оружие, а тот, кто им распоряжается.
С автомобилем немного другая история. Кроме человека автомобилем управляет кинетическая энергия, потеряв контроль над которой, водитель, сам того не желая, может причинить ущерб окружающим. Например, водитель движется по дороге с допустимой скоростью и не нарушая ПДД. Он собран и внимателен, поэтому вовремя замечает, как вне зоны действия пешеходного перехода, из-за припаркованных автомобилей на дорогу выбегает школьник. Водитель применяет экстренное торможение, но сила инерции не даёт автомобилю остановиться моментально, и он совершает наезд на пешехода. Водитель не умел умысла, и нельзя сказать, что это случилось вследствие неосторожности, просто автомобиль большой и тяжелый, и даже невысокой скорости достаточно, чтобы представлять угрозу для окружающих. В этом примере, водитель может избежать административной или уголовной ответственности, но гражданскую будет нести в любом случае, как лицо, управляющее источником повышенной опасности. Исключением будет, если водитель сможет предоставить доказательства, как пешеход прыгнул под колеса специально, как это делают автоподставщики, например.
Поэтому, сидя за рулем, важно помнить, что гражданскую ответственность вы несёте всегда, и если в ДТП эта ответственность покрывается страховкой, то при наезде на пешехода её не избежать. Просто потому, что вы управляете автомобилем.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5cb03b876257ee00b3c6afd4/chto-takoe-istochnik-povyshennoi-opasnosti-5cb19122456a7000b3a19ed1
Современный транспорт-источник повышенной опасности
Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:04, реферат
Описание работы
Современный транспорт- зона повышенной опасности. Современный транспорт является носителем механической опасности искусственного происхождения, воздействующей на человека своей кинетической энергией и массой. В результате действия опасностей, свеянных с использованием транспортных средств, возможны телесные повреждения различной тяжести и причинение имущественного ущерба. Жертвами аварий становятся водители, пассажиры и пешеходы. По статистике, на месте происшествий гибнет 65% людей, причём 2/3 погибает внутри транспортных средств. Большой процент объясняется неумением окружающих оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.
Работа содержит 1 файл
Документ Microsoft Word (2).doc
Современный транспорт- зона повышенной опасности.
Современный транспорт является носителем механической опасности искусственного происхождения, воздействующей на человека своей кинетической энергией и массой.
В результате действия опасностей, свеянных с использованием транспортных средств, возможны телесные повреждения различной тяжести и причинение имущественного ущерба. Жертвами аварий становятся водители, пассажиры и пешеходы. По статистике, на месте происшествий гибнет 65% людей, причём 2/3 погибает внутри транспортных средств. Большой процент объясняется неумением окружающих оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.
Современный общественный транспорт
Автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси и метро относятся к общественному транспорту. Аварийные ситуации при проезде в общественном транспорте чаще всего возникают в результате столкновения, резкого торможения, сходя с рельсов, падения с высоты, затопления салона и пожаров. В метро, троллейбусах и трамваях, кроме того, существует опасность поражения электрическим током.
Основные правила безопасного поведения пассажиров при пользовании этими видами транспорта заключаются в следующем:
1.ожидать маршрутные транспортные средства следует только на остановках, обозначенных указателями;
2.садиться в транспорт можно только после его полной остановки и открытия дверей;
3.не разрешается стоять на выступающих частях и подножках транспортных средств, прислоняться к дверям, отвлекать водителя разговорами во время движения, а также препятствовать закрытию дверей;
4.высаживаться из транспорта можно только после его полной остановки;
5.при движении не следует спать, по возможности нужно следить за ситуацией на дороге;
6.если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, надо принять устойчивое положение и крепко ухватиться руками за поручни (ремни); сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед; при падении группируйтесь; падая, постарайтесь упасть на бок, на сидение или на пол, это позволит избежать значительных травм;
7.при аварии троллейбуса или трамвая покидать их во избежание поражения электрическим током следует только прыжком;
8.при появлении дыма, запаха гари или очага возгорания внутри салона транспортного средства надо немедленно потребовать его остановки и покинуть его;
9.если нет возможности сесть, стойте лицом в сторону движения.
Об аварийных ситуациях в метрополитене поговорим отдельно. Они возникают из-за столкновения поездов, взрывов, пожаров, разрушения конструкций эскалаторов, падения вещей и пассажиров в пути. Наиболее опасными зонами в метро являются турникеты, эскалаторы, перроны и вагоны.
Безопасное поведение в метро заключается в выполнении следующих правил:
1.не пытайтесь пройти в метро бесплатно (удар створок турникета довольно сильный);
2.не бегите по эскалатору, не ставьте вещи на его ступеньки, не садитесь на них, не стойте спиной по ходу движения;
3.не задерживайтесь, выходя с эскалатора или входя на него;
4.не подходите к краю платформы и к вагону поезда до его полной остановки;
5.не пытайтесь достать упавшую на пути вещь, обратитесь к дежурному по станции;
6.в случае неожиданного разгона или разрушения ленты эскалатора следует перебраться на соседний эскалатор, перекатившись через ограждение.
При возникновении любой аварийной ситуации на городском общественном транспорте или в метро следует организованно и четко выполнять указания водителя, кондуктора и машиниста поезда. Если же они не в состоянии организовать спасательские мероприятия, действуйте, сообразуясь с обстановкой. Постарайтесь в первую очередь ликвидировать последствия аварии, а если это невозможно, организуйте эвакуацию пассажиров.
В условиях активизации террористической деятельности очень важно проявлять в метро бдительность. При обнаружении бесхозных вещей (сумок, коробок, пакетов, свертков и т. д.) следует немедленно сообщать об этом должностным лицам на транспорте (водителям транспортных средств, машинистам поездов, дежурным по станции) или сотрудникам милиции и действовать в соответствии с их указаниями. Держаться от таких предметов лучше подальше. Открывать сумки и смотреть содержимое не рекомендуется: детонатор может сработать, и последствия такого необдуманного шага могут быть трагическими.
Ещё хочу добавить, что в общественном транспорте надо всегда оставаться цивилизованным человеком. Многие аварийные ситуации провоцируют сами люди.
! не торопитесь занимать сиденья, сшибая с ног стариков
! не распивайте в транспорте спиртные напитки
! не конфликтуйте с попутчиками.
Рост автомобилестроения приводит к повышению интенсивности движения на дорогах. В связи с этим значительно усложняются проблемы обеспечения безопасности движения. Аварийность на автомобильном транспорте – одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран.
По данным ВОЗ, в мире каждые 30 секунд на дорогах погибает человек. Таким образом, ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся 1,2 миллиона человек и еще 20–50 миллионов получают в авариях тяжелые увечья.
Среди пострадавших в результате ДТП большую часть составляют водители и пассажиры, т.е. лица, находящиеся в транспортных средствах.
Общее количество ДТП, число погибших и раненых по Российской Федерации, Северо-Западному федеральному округу, г. С.-Петербургу за январь-июль 2004 г. составили:
ДТП
Погибло
Ранено
Тяжесть послед. ДТП
абс.
± % к АППГ
абс.
± % к АППГ
абс.
± % к АППГ
POCCИЙCKAЯ ФEДEPAЦИЯ
105955
4,2
16700
0,4
129191
5,5
11,4
Северо-Западный округ
11993
8,1
1652
4,2
14473
9,3
10,2
г. С.-Петербург
4357
13,2
401
9,0
4932
14,3
7,5
ВОЗ также подсчитала, что 90% всех ДТП случается в странах с бедной экономикой. Кроме того, эксперты вывели «портрет» среднестатистической жертвы дорожных аварий — это мужчина в возрасте от 15 до 44 лет на мотоцикле.
Главные причины аварий: превышение скорости, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, технические неисправности, нарушение правил дорожного движения.
Что делать, если авария неизбежна?
— сделать всё, чтобы уйти от встречного удара;
— управлять машиной до последней возможности;
— не покидать машину до её остановки.
Перед самым столкновением водитель должен упереться ногами в пол, упереться руками как можно сильнее в рулевое колесо, голову наклонить вперёд и расположить её между рук. Пассажир должен закрыть голову руками и завалиться на бок. Самое опасное место в автомобиле- рядом с водителем. Поэтому женщинам и детям не следует сидеть на переднем сидении, тем более что детям до 12 лет правила дорожного движения находиться там запрещают без специального устройства.
Одной из особенностей транспортных средств является высокая зависимость их функционирования от природных факторов.
Неблагоприятные метеорологические условия оказывают большое виляние на характер движения транспортного средства. Транспортная безопасность в наибольшей степени зависит от наличия и характера осадков, которые определяют дальность видимости, ухудшают сцепные качества шин с дорожным покрытием.
Для всех видов транспорта особую опасность представляет туман. Сильный туман создаёт почти полное отсутствие видимости. Скорость движения транспортных средств должна быть резко снижена. В авиации и на водном транспорте движение может быть полностью прекращено.
Одной из главных причин автотранспортных аварий являются скользкие дороги. При возникновении льда на дороге коэффициент сцепления шин с поверхностью уменьшается до 0,08 – 0,15. Это приводит к резкому снижению безопасности движения. Высота и состояние снежного покрова на дороге также создают опасность для транспорта. Наличие снега на проезжей части уже с высотой в 3 – 5 см вызывает необходимость снижения скорости движения автомобилей. При высоте свыше 25 см движение становится невозможным. Основным способом защиты дорог от снежных заносов и борьбы с наледями является снегоочистка.
При эксплуатации транспортных средств в тёмное время суток, потенциальная опасность неблагоприятных метеорологических условий ещё более возрастает.
Условия движения по дорогам в тёмное время суток существенно отличаются от дневных. Сокращается видимость предметов на горизонтальном участке дороги, многие предметы остаются вне зоны освещения фарами и появляются в освещённой зоне внезапно. Время реакции водителя также увеличивается в среднем в 2 раза. Нарушается цветовосприятие предметов, они различаются не по цвету, а по яркости. Таким образом, ограничение видимости при движении в тёмное время суток требует соблюдения безопасного скоростного режима и использования других мероприятий по повышению безопасности движения.
Непосредственное влияние на безопасность движения оказывает рельеф местности. Повороты дороги, крутые подъемы и спуски повышают опасность в управлении транспортным средством. Такие участки характеризуются повышенным количеством дорожно-транспортных происшествий. Для снижения степени риска, при проектировании и реконструкции автомобильных дорого применяют следующие решения: увеличение числа полос, выделение дополнительных полос для медленно едущих автомобилей на подъемах, нанесение разметки, регламентирующей направление движения, выравнивание и выпрямление опасных участков, установка соответствующих дорожных знаков.
Пересечение транспортными магистралями сезонных и суточных путей миграции животных представляет опасность не только для самих животных, но и может вызвать транспортные аварии и катастрофы. Особенно опасны столкновения легковых автомобилей с крупными животными. Для предотвращения наезда на животных применяются живые густые изгороди из колючих кустарников или сетчатые ограждения.
! Следует помнить, подголовники и ремни безопасности уменьшают вероятность при столкновении в три раза, а при опрокидывании в пять раз.
Здесь зонами технологической опасности являются перегоны, переезды, железнодорожные пути, вокзалы, платформы и вагоны.
По железной дороге перевозят опасные грузы от топлива, нефтепродуктов, кислот, различных газовых конденсатов до радиоактивных отходов. Смертельная опасность может возникнуть не только в результате аварии, но и попадания в опасную зону, образовавшуюся после неё.
Источник статьи: http://www.stud24.ru/life-safety/sovremennyj-transportistochnik-povyshennoj-opasnosti/243264-714196-page1.html