Автомобиль как средство для реабилитации инвалидов

Автомобиль как средство для реабилитации инвалидов

Автомобиль как средство реабилитации

Сергей КНЯЗЬКОВ.


— Галина Васильевна, давайте в начале нашей беседы напомним читателям «Красной звезды», какие задачи выполняет Бюро медико-социальной экспертизы г. Москвы.

— Бюро медико-социальной экспертизы — государственная служба. В настоящее время она занимается обеспечением мероприятий реабилитации инвалидов. Мы решаем вопрос, являются ли граждане инвалидами по состоянию здоровья, по степени выраженности функций, а также нарушений жизнедеятельности.
При установлении инвалидности с участием самого инвалида, с учетом его пожеланий разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.
Есть три раздела реабилитации: медицинская, социальная и профессиональная. Это те основные направления, с которыми работаем мы.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих видах реабилитации.

-Что касается медицинской реабилитации, то мы решаем вопрос, в каких медицинских мероприятиях нуждается инвалид. Это могут быть какая-то реконструктивная хирургия, какие-то восстановительные виды лечения, может быть протезирование, ортезирование, санаторно-курортное лечение.
Далее принимается решение, на каком уровне будет проходить реабилитация: в условиях амбулатории, стационара или в санаторно-курортном учреждении.
Как правило, для решения вопроса медицинской реабилитации инвалидов мы просим коллег-медиков, чтобы они высказали свои рекомендации. И они составляют план мероприятий комплекса медицинской реабилитации.
Каждые три года в Москве разрабатывается базовая целевая программа реабилитации инвалидов. Есть гарантированный Перечень бесплатных мероприятий, услуг и технических средств реабилитации в интересах инвалидов. Все мероприятия этой программы обеспечены финансово. Этот перечень фактически является законом.

Читайте также:  Сколько надо материал для шумоизоляции автомобиля

— Что такое профессиональная реабилитация?

— Здесь мы сотрудничаем со службой занятости населения, системой высшего, среднего, средне-специального, школьного образования и учреждениями дошкольного воспитания.
Что необходимо для инвалида? Профессиональное консультирование, профессиональное ориентирование, может быть переобучение или какая-то особая стажировка. Если требуется более серьезное обучение, мы записываем, какую профессию желает приобрести инвалид, смотрим на возможности государства помочь ему в этом с учетом физических и психических возможностей человека.

— Что означает социальная реабилитация?

— За нее отвечают органы социальной защиты населения.
Система социальной реабилитации начинается с обеспечения инвалидов самыми необходимыми вещами, например средствами технической реабилитации.

— Что это может быть?

— Это могут быть костыли, тросточки или кресла-коляски. Если инвалид, к примеру, не может самостоятельно передвигаться, его для начала должны обеспечить как минимум тремя инвалидными колясками.
Есть еще коляски с электроприводом — ими в основном обеспечиваются инвалиды из числа бывших военнослужащих, получившие в ходе боевых действий тяжелые ранения.

— Они тоже относятся к техническим средствам реабилитации инвалидов. Это своеобразный вид «протезирования» — автомобиль — для восстановления функции передвижения.

— А как давно в нашей стране инвалиды стали получать в свое распоряжение автомобили?

— История обеспечения инвалидов транспортными средствами относится к послевоенным годам. Первоначально речь шла о мотоколясках, в настоящее время — это, как правило, автомобиль «Ока», но в прошлом году, например, Москва выдавала инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны «Жигули» и другие марки автомобилей.

— В редакцию «Красной звезды» обратился полковник в отставке Василий Михайлович Семенцов. 7 сентября он вызван на медико-социальное освидетельствование на предмет получения справки, дающей право на автомобиль. Он спрашивает, на основе какого документа эксперты будут выносить свое решение?

— С 70-х годов прошлого века мы работаем согласно Перечню медицинских показаний на обеспечение инвалидов автомобилями. Он утвержден Советом Министров СССР и был разработан Минздравом и Министерством соцобеспечения. В 80-е годы ХХ века в него были внесены кое-какие изменения, но в целом это и есть наш базовый документ.

— Какие нужны медицинские показания для обеспечения инвалида автомобилем?

— Прежде всего серьезные заболевания опорно-двигательного аппарата. То есть первой строкой идут ампутационные культи, затем — тяжелая патология суставов и сосудов нижних конечностей. Причем, подчеркну, именно очень тяжелая.

-Где можно ознакомиться с этим перечнем?

— Газета «Русский инвалид» в 2000 году напечатала все документы, касающиеся данной проблемы, в том числе и перечень. Однако газета, разумеется, не могла опубликовать медицинские инструкции, на основе которых мы выносим свои решения.
Например, в перечне указано заболевание — атеросклероз сосудов нижних конечностей, и многие инвалиды считают, если у них это заболевание уже выявлено, то это явное показание на автотранспорт.
Мы вынуждены разъяснять, что согласно методическим рекомендациям показанием к выделению автомобиля является только третья степень атеросклероза. То есть это очень серьезная патология сосудов, которая приводит практически к невозможности самостоятельного передвижения человека.
Еще одно показание к выделению автомобиля — тяжелая патология позвоночника, когда резко нарушаются его функции, и человек опять же не может самостоятельно передвигаться.
Но в этот перечень включены и другие заболевания, которые не позволяют людям передвигаться нормально. Сюда относятся легочная, сердечная недостаточность, «панцирное сердце» и прочие.
В то же время в нем не числятся патологии центральной нервной системы, всевозможные атоксии, когда инвалиды не могут передвигаться самостоятельно из-за того, что у них нет координации движения либо устойчивости.

— Потому что когда этот перечень разрабатывался, основное внимание было уделено тем инвалидам, которые потеряли функцию передвижения в период боевых действий в Великой Отечественной войне. В то время фронтовики-инвалиды были в основном молодыми трудоспособными людьми, а категория пожилых инвалидов того времени к ним не имела отношения и не учитывалась как категория, которая могла бы претендовать на автомобили, как средство социальной реабилитации.
А ведь те заболевания, о которых я сказала выше и которые сейчас являются главными медицинскими показаниями для получения автомобиля, как правило, имеются у очень пожилых людей. Но сегодняшняя наша экспертиза проводится именно по тяжести функциональных нарушений, а не по заболеваниям. Подчас люди преклонного возраста не в состоянии самостоятельно передвигаться, но обеспечить их автотранспортом в настоящее время мы не можем — нормативная база этого не позволяет.
Впрочем, в Москве ситуация все-таки под контролем. Те, кому на законных основаниях отказано в личном автомобиле, могут воспользоваться услугами службы социального такси, очень дешевого и выгодного средства передвижения.

— Я понял, что основной момент при выдаче автомобиля связан с соответствующими медицинскими показаниями. А что еще влияет на принятие решения?

— Основная масса инвалидов, особенно в молодом возрасте, автомобиль должны водить сами. То есть, если они по состоянию здоровья нуждаются в автомобиле, есть к тому медицинские показания, но в то же время есть противопоказания к вождению, мы вынуждены будем отказать.
Есть такой момент: поскольку это средство реабилитации непосредственно предназначается для инвалида, у основной категории инвалидов нет права передачи вождения автомобиля в другие руки.
Такое право имеют лишь инвалиды войны, бывшие малолетние узники фашистских концлагерей, а также дети-инвалиды, но с исполнением ребенку 18 лет решается вопрос, будет он самостоятельно водить автомобиль или нет.

— Получаемые инвалидами автомобили становятся их частной собственностью пожизненно?

— Такие льготные категории, как инвалиды из числа военнослужащих Минобороны, чернобыльцев, малолетних узников, инвалиды и участники войны, которые к ним приравнены (например, «афганцы», ветераны боевых действий), получают в настоящее время автомобили сроком на семь лет, затем граждане обязаны их сдать и пройти новое переосвидетельствование. Вновь оформить все документы.
Инвалиды общих категорий, как правило, покупают машину сами в пределах сумм, которыми они располагают. После этого 60 процентов базовой стоимости автомобиля «Ока» департамент социальной защиты населения г. Москвы перечисляет им как компенсацию.

— Вообще, наверное, все, что касается вопросов выдачи инвалидам автомобилей, связано с чрезмерными нервными и физическими перегрузками?

— Это так. У нас большая очередность на освидетельствование, а возможности очень ограничены. Наши комиссии принимают людей по максимуму. В день каждое из 110 районных бюро медико-социальной экспертизы принимает до 25 человек, но это не разряжает ситуации. А тут еще нередко журналисты подливают масла в огонь.

— А что именно вызывает у вас, Галина Васильевна, претензии к СМИ?

— Очень часто журналисты берут на себя ответственность писать на тему «Инвалиды и автомобили», не вдумываясь в то, что пишут. Допустим, допускается такая фраза: «Инвалиды обеспечиваются автомобилями при наличии медицинской справки годности для вождения».
У нас есть огромное количество инвалидов, которые, имея эти справки, полученные в любой районной поликлинике, считают, что их обязаны обеспечить автотранспортом. А о том, что автомобиль в данном случае — это вид протезирования, о том, что любой протез просто так нельзя получить — на него должны быть медицинские показания, об этом люди не задумываются.
Впрочем скоро у нас не будет предмета данного спора. Сейчас в Государственной Думе подготовлен законопроект (в рамках программы замены натуральных льгот денежными выплатами), который отменяет такую меру социальной реабилитации инвалидов, как выдача автомобиля. Хотя наш город обещал сохранить те льготы, которыми москвичи пользуются в настоящее время.
(Окончание в следующем выпуске полосы «Все о льготах и правах».)

Источник статьи: http://old.redstar.ru/2004/08/28_08/7_03.html

Invaworld

Есть много способов сделать ваши возможности безграничными!

Бесплатная машина для инвалида и другие транспортные льготы

Те, кто давно в теме, знают, что инвалиды с 1 группой раньше получали автомобиль. И не просто получали, а еще и регулярно меняли авто по истечению гарантийного срока. Кто не хотел получать транспортное средство — получал компенсацию. Что стало со льготой «бесплатная машина для инвалида» и на что сегодня могут рассчитывать люди с группой – в этом материале Invaworld.ru.

Кому положена бесплатная машина для инвалида

На основании Постановления Правительства № 670 и Указа Президента №685 от 6 мая 2008 года бесплатные авто выдавались инвалидам, вставшим на учет по обеспечению транспортным средством до 1 января 2005 года. Тем, кто успел встать в эту очередь, полагается бесплатная машина или компенсация в размере 100 тысяч рублей. Кто не успел – увы, эта программа закончила свое существование. Вместо нее тем категориям инвалидов, которым полагались такие машины, сделали дополнительную плату. Ее включили в размер ежемесячного пособия. Для кого производятся такие доплаты: для инвалидов детства и детей-инвалидов, граждан, пострадавших на производстве, инвалидов 1 группы по общей патологии.

Кроме отмены бесплатного автомобиля для инвалидов, отменились и другие льготы, имеющие отношение к транспортному обеспечению. Правительство отменило регулярную замену бесплатного автомобиля для инвалидов, выплату компенсации и финансирование топлива, запчастей и технического обслуживания.

На сегодняшний день считается, что все, кто встал на учет до 1 января 2005 года, льготу получили и вопрос закрыт

Какие транспортные льготы для инвалидов действуют на сегодняшний день

На сегодняшний день законодательство предусматривает ряд транспортных преференций для людей с ограниченными возможностями. Их задача – оказать социальную поддержку инвалидам. Чем вы можете воспользоваться:

Льгота по транспортному налогу

В Москве инвалид имеет право не платить транспортный налог на автомобиль мощностью до 200 л.с.. Более мощная машина не попадает под налоговую льготу. Не все регионы освободили инвалидов от выплаты транспортного налога.

Для получения скидки следует обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства. Скидка представляется только на один автомобиль. Имейте ввиду: в каждом регионе могут быть свои правила по предоставлению этой налоговой преференции.

Совет! Если вы переоформляете автомобиль на члена семьи с инвалидностью, чтобы снизить налог, оформляйте договор купли-продажи, а не дарственную. В противном случае налоговые инспекторы могут придраться к вашей сделке. Укажите в договоре стоимость до 120000 рублей, и тогда не придется платить налоговый сбор.

Как только оформите договор, обратитесь в ГИБДД по месту жительства. Не забудьте, что нужно сообщить страховой компании по полису ОСАГО о смене владельца.

Современные технологии позволяют полностью адаптировать авто под возможности человека

Льготы инвалиду по ОСАГО

Льготная страховка по ОСАГО предоставляется в случае, если инвалид лично владеет автомобилем. Это правило закрепила 17 статья Федерального закона по ОСАГО. Речь идет о 50%-ной скидке при покупке полиса страхования автогражданской ответственности.

В качестве исключения допускается пользоваться автомобилем еще максимум двум гражданам, а в случае с оформлением полиса ОСАГО на ребенка-инвалида — еще и его законным представителем.

Социальное такси для инвалидов

Для решения вопросов транспортного обеспечения граждан с ограниченными возможностями во многих регионах работает услуга социального такси. Занимаются этой программой органы социальной защиты. Чтобы воспользоваться этой услугой, нужно зарегистрироваться в местном отделении общества инвалидов. Как работает социальное такси? Это специализированные машины, оборудованные для перевозки маломобильных граждан в черте города и за его пределами. Такой транспорт довезет вас до поликлиники или больницы в рабочие часы. Такси это не бесплатное, но за перевозку действуют минимальные тарифы.

О порядке пользования таким транспортом узнавайте в местном отделении общества инвалидов

Не все потеряно

На самом деле попытки вернуть программу «бесплатная машина для инвалида» не окончены. Общественные организации, защищающие интересы льготников, регулярно обращаются к законодателям с этой инициативой к законодателям. Последняя попытка была предпринята в 2016 году. Был предложен проект, по которому инвалидам полагалась бы либо машина, либо 700 тысяч компенсации. Вы думаете это много и невозможно для государства? К примеру, за один протез ноги для купания, положенный инвалиду раз в 2 года, Фонд социального страхования платит порядка 350 тысяч. А тут – машина. И пользы от нее, сами понимаете, намного больше, особенно для тех людей, которые не могут пользоваться протезированием. Так что теоретически задача выполнимая, но на практике пока законодатели не считают нужным вернуть эту программу к жизни. Будем ждать и надеяться.

Источник статьи: http://invaworld.ru/besplatnaja-mashina-dlja-invalida-i-drugie-transportnye-lgoty/

Оцените статью