KUNST! История Lancia Stratos — автомобиля, созданного ради спорта
Lancia Stratos знаменита не только своими громкими победами в ралли. Подход к созданию этой машины позже привёл к возникновению сверхмощных турбированных монстров группы Б.
Lancia Stratos, бесспорно, является одной из самых ярких звёзд мирового ралли. Именно эта машина положила начало печально известной группе Б, существовавшей в 80-х годах в мировом чемпионате по ралли и позже запрещённой как слишком быстрая и слишком опасная. В 70-е годы, когда все автопроизводители готовили свои спортивные модели на основе серийных автомобилей, Lancia сделала необычный шаг — произвела автомобиль, единственной целью при проектировании которого были гонки!
История этого автомобиля началась с шоу-кара Bertone Stratos Zero, показанного публике в 1970 году на автосалоне в Турине. Автомобиль задумывался как футуристичного вида спортивный болид с минимальным аэродинамическим сопротивлением. Дизайн машины разрабатывал не кто иной, как маэстро Марчелло Гандини (Marcello Gandini), известный по своим Lamborghini Miura, Espada, Countach, Diablo и Bugatti EB110. Высота автомобиля составляла всего 84 см, что предполагало чуть ли не лежачую посадку. Боковых дверей не было — входить и выходить из машины предполагалось через лобовое стекло. Кстати, чтобы его открыть, надо было потянуть руль от себя, а чтобы закрыть — наоборот, на себя. Мотор V4 объёмом 1,6 литра был позаимствован у Lancia Fulvia.
Изначально автомобиль планировался в качестве дизайнерского шедевра на колёсах, без каких-либо планов насчёт производства или участия в автоспорте. Но его заметил Чезаре Фиорио (Cesare Fiorio), возглавлявший в те времена спортивную программу Lancia. Имеющиеся машины Fulvia выступали довольно успешно с 1966 года, но к тому времени уже заметно сдали под напором новых конкурентов, таких, как Renault-Alpine. И его посетила идея приспособить для участия в ралли суперкар, такой, как Stratos Zero.
В то время в ралли гонялись спортивные автомобили, сделанные на основе продающихся серийных машин. И тут Lancia создаёт уникальную машину с единственным прицелом — на участие в гонках. Это дало компании огромное преимущество, поскольку такой автомобиль можно было сделать намного более быстрым. Ведь автомобили конкурентов представляли собой хоть и сильно доработанные, но серийные машины, со всеми их «гражданскими» техническими решениями, которые были хороши с точки зрения комфорта, простоты, дешевизны производства — но не скорости! А у инженеров Лянчи практически никаких ограничений не было. Единственная проблема — чтобы получить омологацию FISA, необходимо было всё-таки произвести 500 дорожных автомобилей. В принципе, продать 500 суперкаров лишь ради омологации — не такое уж простое дело, но Lancia рискнула.
Техническим директором по созданию автомобиля был известнейший конструктор Джанпаоло Даллара (Gianpaolo Dallara), до этого работавший на Lamborghini. Автомобиль было решено сделать среднемоторным, как и концепт. Но была небольшая проблема — у Lancia не было в своём арсенале мотора, адекватного такому шасси. На Fulvia устанавливали двигатели 1,6, на Abarth — 2 литра, но и этого явно было недостаточно. Проблему решили, позаимствовав двигатель у как раз снимающейся с производства Ferrari Dino 246. Это был 12-клапанный мотор V6 объёмом 2,4 литра, развивающий свыше 250 л.с. Коробка передач была механической, пятиступенчатой. Привод — на задние колёса.
Главным дизайнером Stratos был тот же Марчелло Гандини, но финальная внешность сильно отличалась от концепта. Однако всё равно Stratos был очень хорош. Модные открывающиеся фары, панорамное остекление, выступающие колёсные арки — сейчас это бесспорная классика. Кузов, кстати, делался из стеклопластика, а оригинальное панорамное лобовое стекло вырезали целиком из огромного цилиндра, чтобы в нём не возникало искажений.
Первый прототип был представлен в 1971 году, а в 1972-м первые Lancia Stratos потихоньку начали выступать в гонках, пока — в зачёте прототипов. С ходу Stratos, конечно же, выигрывать не стал — сперва нужно было довести конструкцию. В течение первых нескольких гонок Stratos сходил с дистанции из-за проблем с подвеской, иногда отказывали моторы. Но вопрос надёжности решили, и уже на следующий год к Stratos пришли первые успехи — пилоты выиграли несколько гонок и были частыми гостями подиума.
Серийное производство автомобиля началось в 1973 году и вышло на полную мощность к середине 1974-го. К этому моменту требования FISA по количеству произведённых автомобилей для омологации были снижены до 400. Кузова производились на заводе Bertone в пригороде Турина, откуда доставлялись на завод Лянчи для окончательной сборки. Причём, сколько автомобилей, в конце концов, было произведено, до сих пор точно не знает никто. Официальное число — 492 штуки, хотя многие эксперты утверждают, что, скорее всего, оно завышено. А на самом Bertone говорят, что сделали 502 кузова. Ясно одно — с бухгалтерией у итальянцев не очень.
А пока шло производство, раллийные Стратосы наконец-то поехали во всю силу. Победы посыпались на Лянчу как из рога изобилия, а соперники оставались далеко позади. В результате кубок мирового чемпионата в 1974-м был выигран Стратосом. Как, впрочем, и в 1975, и в 1976. Поражения были в основном, скорее, случайными. Например, в 1975 году на Ралли Англия у автомобиля сломался карданный вал, и механики полностью удалили задние навесные панели для облегчения ремонта. Неисправность устранили, и машина не только добралась до финиша, но и выиграла 40 из 72 спецучастков! Но после финиша её дисквалифицировали — за то, что во время перегона между СУ по дорогам общего пользования,на автомобиле не было задних фар и номерного знака!
Самым успешным для Стратоса был 1976 год, когда оппонентов крушили не только пилоты заводской команды, но и многочисленные частные команды, также выступающие на Стратосе. Такими были, например, французская Chardonnet of France. Её пилот Бернар Дэрниш (Bernard Darniche) вообще стал самым успешным гонщиком на Stratos — на его счету было 33 победы за рулём этого автомобиля. Для сравнения, у «заводского» гонщика Сандро Мунари (Sandro Munari) их было только 13.
В 1977 году спортивные команды Lancia и Fiat были преобразованы в одну, и фиатовские маркетологи посчитали, что для лучшего рекламного эффекта стоит выступать больше на Fiat 131, чем на Стратосе. А в 1978 году 131-й стал практически основной «боевой» моделью. И, конечно же, тонкие расчёты повысили спрос на машины Fiat, но, увы, не позволяли Stratos ехать как прежде. Однако они всё равно умудрились выиграть 13 гонок, даже при почти полном отсутствии финансирования. В 1979-м на нём продолжали ездить уже только частные команды, причём ездить по-прежнему успешно! Но полного превосходства «частных» Стратосов, конечно же, не было.
В 1981 году Lancia наконец-то представила достойную замену — модель Lancia Rally 037. Но та была уже не столь успешна. И дело вовсе не в самой машине, а в… полноприводной Audi Quattro. Впрочем, это уже совсем другая история. А Стратос… его жизнь была короткой и яркой. Этот автомобиль не только стал очень успешным, но и повлиял на развитие всего ралли на ближайшие десять лет. Именно под влиянием Стратоса в 80-е образовалась новая группа Б, где выступали 500-сильные среднемоторные монстры, лишь слегка напоминающие дорожные машины. Ведь он был первым сверхмощным автомобилем, изначально заточенным под ралли.
Источник статьи: http://www.drive.ru/kunst/lancia/4efb32b800f11713001e1e11.html
Lancia Stratos HF: королева ралли 1970-х
Lancia Stratos самый успешный раллийный автомобиль 70-х. Он разработан командой талантливейших людей из Lancia, Bertone и Ferrari. Да всем известны выдающиеся результаты которые показала Lancia Stratos. Но его разработка была сопряжена с такими трудностями, что можно назвать чудом появление этого автомобиля на свет.
Lancia Stratos Zero — впечатляющий прототип
В конце 1960-х руководитель Gruppo Bertone, Джузеппе Бертоне узнал, что Lancia думает о том, чтобы заменить свою успешную, но уже морально устаревшую Lancia Fulvia.
Бертоне поручил своему главному дизайнеру Марчелло Гандини, автору Lamborghini Miura, создать концепт нового революционного автомобиля. А чтобы еще более впечатлить руководство Лянчи, ходовой макет предполагалась построить в натуральную величину, на агрегатах Фульвии. Работа закипела и в 1970 году, прототип получивший название Stratos Zero был готов.
Сказать что Бертоне удалось удивить босса Lancia — Пьеро Гоббато, ничего не сказать. Он был шокирован! И его можно понять. Дело в том, что в то время Гандини работал над дизайном будущего Lamborghini Countach, и некоторые свои дизайнерские наработки он применил в Стратос, правда в более гипертрофированном виде. Как бы то ни было, руководство Лянчи дало добро и к проекту подключились заводские инженеры.
Lancia Stratos HF — трудности рождения
Полные энтузиазма создать идеальный раллийный автомобиль, Марчелло Гандини и группа инженеров спортивного подразделения Лянчи принялись за работу. В качестве основы был принят первоначальный клиновидный дизайн, так как он обеспечивал отличную аэродинамику. Кроме того, кабина водителя была переработана с расчетом на обеспечение идеального обзора. В этом помогало закругленное ветровое стекло и узкие передние стойки.
В основе кузова лежал центральный монокок к которому крепились передний и задний подрамник. Такая модульная конструкция позволяла оперативно заменить поврежденную часть, что было немаловажно для раллийного автомобиля.
Сразу за кабиной находился модифицированный 2,4-литровый V6 от Ferrari Dino. Между тем, вопрос об уставке двигателя стал такой «головной болью» для Пьера Гоббато, что под угрозой находился весь проект. Чтобы уговорить Энцо Феррари поставить свои моторы, руководство Лянчи пришлось проявить немалую дипломатию. И только после твердой гарантии постройки всего 500 автомобилей (ровно столько требовали правила омологации), неуступчивый итальянец согласился.
Но в мае 1972 года, после поставки первых десяти моторов, Fiat неожиданно блокирует сделку. Впоследствии, только после личного обращения Гоббато к руководителю Фиат — Умберто Аньелли, ситуация наконец разрешилась положительно.
Королева ралли
Тем временем после решения всех проблем Lancia Stratos HF, наконец-то выходит на раллийные допы. 8 апреля 1973 года Стратос одержала свою первую победу на Firestone Rally. 15 мая она финиширует вторым на Targa Florio. 23 сентября Stratos выигрывает Tour de France Auto — первая крупная победа. Та уверенность с какой Lancia Stratos одерживала победы, дала понять что итальянцы смогли построить выдающийся автомобиль. Lancia Stratos HF выигрывала чемпионат по ралли три года подряд, с 1974 по 1976.
Прежде всего залогом успеха являлась изначальная концепция машины, согласно которой она изначально строилась для раллийных соревнований. Руководство фирмы не побоялось рискнуть, ведь коммерческих успех омологирванных автомобилей был не очевиден. Но в итоге все сложилось удачно и Lancia Stratos успешно выступала в ралли вплоть до 1981 года(!).
Появление Стратос означало начало эры новых раллийных автомобилей, а также в не малой степени повлиял на будущие автомобили Группы Б.
Источник статьи: http://autohs.ru/avtomobili/legkovye/lancia-stratos-hf-koroleva-ralli-1970-h.html
Lancia Stratos HF
Производитель | Lancia |
Годы пр-ва | 1972—1974 |
Иные обозначения | Lancia Stratos |
Тип(ы) кузова | 2‑дв. купе (2‑мест.) |
Компоновка | задняя среднемоторная, заднеприводная |
Колёсная формула | 4 × 2 |
Производитель: | Ferrari |
Марка: | Ferrari Dino V6 |
Тип: | бензиновый |
Объём: | 2418 см 3 |
Максимальная мощность: | 190 л. с. , при 7000 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 225 Н·м , при 4000 об/мин |
Конфигурация: | V6 |
Цилиндров: | 6 |
Клапанов: | 24 |
Диаметр цилиндра: | 92,5 мм |
Ход поршня: | 60 мм |
Степень сжатия: | 9 |
Система питания: | 3 карбюратора Weber 40 IDF 28 |
Охлаждение: | жидкостное |
Клапанной механизм: | DOHC |
Тактность (число тактов): | 4 |
Красная зона: | 7800 об/мин |
механическая 5-ступ. | |
---|---|
Тип: | механическая |
Число ступеней: | 5 |
Длина | 3708 мм |
Ширина | 1750 мм |
Высота | 1110 мм |
Клиренс | 130 мм |
Колёсная база | 2180 мм |
Колея задняя | 1460 мм |
Колея передняя | 1430 мм |
Масса | 980 кг |
Разгон до 100 км/ч | 6 с |
Макс. скорость | 230 км/ч |
Расход топлива | 16,6 л на 100 км |
Объём бака | 80 л |
Дизайнер | Марчелло Гандини (Бертоне) |
Lancia Stratos HF (от англ. high fidelity — высокая точность [ источник не указан 225 дней ] ; более известен как Lancia Stratos) — автомобиль, считающийся [ кем? ] первым в мире, изначально созданным для участия в ралли.
Содержание
История создания
Проект вели менеджер раллийной команды Lancia Чезаре Фьорио (итал. Cesare Fiorio ), британский гонщик и инженер Майк Паркс, и гонщик заводской команды Сандро Мунари. Кузов был разработан главным дизайнером кузовного ателье «Бертоне» Марчелло Гандини, первый концепт-кар на агрегатах Lancia Fulvia под названием Stratos Zero, был впервые показан на Туринском Автосалоне в 1970 году. Этот прототип позже использовался в съемках фильма Moonwalker Майкла Джексона в 1988 году и музыкального видеоклипа Smooth Criminal. Stratos Zero шокировал руководство «Лянчи», но внимание, оказанное прототипу, убедило их в необходимости продолжения работы. Воодушевлённый испытаниями Stratos Фьорио Чезаре организовал встречу Нуччио Бертоне и Уго Гоббато (итал. Pier Ugo Gobbato ), руководителя Lancia. После этой встречи Уго Гоббато открыл дорогу этому проекту.
В ноябре 1971 году Lancia представила прототип Stratos HF (шасси № 1240) флуоресцентного красного цвета, отличительной чертой которого было ветровое стекло в форме полумесяца для обеспечения максимальной видимости вперёд. В разработке кроме Марчелло Гандини принимал участие Джанпаоло Даллара (итал. Gianpaolo Dallara ), который ранее создал такие Lamborghini Miura и Lamborghini Espada.
В качестве силового агрегата после испытания нескольких вариантов было принято решение о поперечной установке двигателя V6 от Ferrari Dino 246 GT рабочим объёмом 2418 см³ [1] . Этот силовой агрегат был проверен временем, ведя свою родословную ещё с 1957 года. На двигатель были установлены вертикальные карбюраторы Weber. Основой кузова была центральная жёсткая секция-монокок, к которой сзади крепился пространственный подрамник для установки двигателя и подвески. Передняя подвеска и реечный рулевой механизм крепились непосредственно на монококе. В передней подвеске применялись поперечные рычаги неравной длины, соосные с пружиной телескопические амортизаторы и регулируемый стабилизатор поперечной устойчивости. Поначалу сзади планировалось установить аналогичную конструкцию, но теснота в подкапотном пространстве вынудила применить подвеску типа MacPherson. Кузовные детали были изготовлены из стеклопластика, спереди и сзади было применено так называемое интегральное оперение: быстросъёмные передняя и задняя панели могли целиком откидываться как на многих гоночных автомобилях для облегчения доступа к узлам и агрегатам. Радиатор был расположен спереди, там же было размещено запасное колесо, а сзади нашлось место для небольшого багажника объёмом 148 л, наличие которого обусловливалось требованиями FISA к автомобилям группы 4. Окончательный вариант Stratos был представлен на Туринском автосалоне 1972 года.
Обширное тестирование Stratos производитель провел в нескольких спортивных мероприятиях, где было разрешено участие прототипов (группа 5 в течение сезонов 1972 и 1973 гг.). Производство 400 автомобилей, необходимых для омологации в группе 4, было начато в 1973 году, и Stratos стал омологированным для участия в Чемпионате мира по ралли 1974 года (протоколом № 640 от 01.10.1974 г.) [2] . Stratos предлагался по цене 8 469 000 лир (в апреле 1974 года). Выпущенные экземпляры оставались не распроданными до 1978 года.
Производство
Двигатели Ferrari Dino V6 перестали выпускаться в 1974 году, но 500 двигателей из числа последних были доставлены производителю Stratos. Всего было изготовлено 492 экземпляра, что сделало Lancia Stratos HF очень редким автомобилем. В настоящее время Stratos HF Stradale (дорожная версия) в хорошем состоянии стоит порядка 83 000 евро, а гоночные версии оцениваются в несколько раз дороже [ источник не указан 1300 дней ] .
В автоспорте
Первое участие в соревнованиях произошло 4 ноября 1972 года на ралли Корсики (фр. Tour de Corse ). В течение сезонов 1972 и 1973 гг. Lancia Stratos HF участвовал в Чемпионате мира по ралли в рамках группы 5 (прототипы), а с 1 октября 1974 года — в группе 4 (серийные подготовленные автомобили). Первая победа на Lancia Stratos была одержана на ралли Firestone в апреле 1973 года [ источник не указан 1300 дней ] .
Для гонок двигатель был донастроен на 280 л. с. (209 кВт), а с турбокомпрессором KKK мощность достигала 560 л. с. (418 кВт). Однако двигатели с турбонаддувом допускались к участию только в группе 5, и никогда не были такими надёжными, как их атмосферные версии. В середине 1974 года на часть машин были установлены 24-клапанные головки блока цилиндров (270 л. с.). В 1975 году мощность двигателя увеличили до 260 л. с. на машинах с 12-клапанной головкой блока цилиндров [ прояснить ] и до 305 л. с. при 24-клапанном питании.
Пилотируя Lancia Stratos, Сандро Мунари и Бьорн Вальдегард (швед. Björn Waldegård ) выиграли чемпионские титулы 1974, 1975 и 1976 гг., и, возможно, продолжили бы победную серию, но группой Fiat из экономических и стратегических соображений стал продвигаться более обычный Fiat 131 Abarth. Без поддержки со стороны Fiat, и, несмотря на новые правила, которые ограничили мощность двигателя до 275 л. с., автомобиль оставался серьёзным конкурентом вплоть до 1981 года, когда ралли Корсики выиграл частный гонщик Бернар Дарниш на Stratos (на этой трассе он также побеждал на Stratos в 1976 и 1979 гг.).
Рестайлинг
Построенный компанией Pininfarina на базе Ferrari F430 Scuderia автомобиль получил значительное развитие. Его длина — 4,1 м, вес — 1247 кг. Вес распределен в соотношении 44% спереди и 56% — на заднюю ось. Соотношение веса к мощности составило 2,3 кг на одну лошадиную силу. 4,3-литровый двигатель V8 развивает мощность в 540 л. с. (на 30 л. с. больше базовой Ferrari) и более 500 Н·м крутящего момента. Автомобиль оснащен 19-дюймовыми легкосплавными дисками и шинами Dunlop Sport Maxx: спереди размерности 265/30, сзади — 315/30. Тормозная система Brembo сочетается с тормозными дисками диаметром 398 и 350 мм спереди и сзади соответственно. Инициатор возрождения Михаэль Штошек объяснил это позицией фирмы Ferrari, которая воспротивилась производству автомобилей фирмами, с которыми работает сама.
Примечания
- ↑Technical specifications of 1974 Lancia Stratos. carfolio.com. Проверено 14 февраля 2008.Архивировано 3 июля 2012 года.
- ↑Lancia/Models/Lancia Stratos. carsfromitaly.net. Проверено 24 июня 2007.Архивировано 3 июля 2012 года.
Ссылки
« предыдущий — Lancia Automobiles S.p.A., подразделение Fiat S.p.A. с 1969, модельный ряд, 1940-х — 1980-х следующий »
Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.
Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).
Источник статьи: http://wiki2.info/Lancia_Stratos_HF