- В СССР в качестве карет скорой помощи использовали «Волги»
- «Скорая» на базе ГАЗ-24 – карета скорой помощи для «небожителей» в СССР?
- Волги, Москвичи и даже Запорожцы: советские «скорые» на базе легковушек
- Москвичи и Запорожцы на службе у медиков
- Слово за ГАЗом
- «В роду все были врачами»: прошлое, настоящее и будущее медицинских автомобилей ГАЗ
В СССР в качестве карет скорой помощи использовали «Волги»
«Скорая» на базе ГАЗ-24 – карета скорой помощи для «небожителей» в СССР?
Советский Союз. Середина 80-х. На базе «советского танка» среди легковых автомобилей, как его уважительно нарекли на Женевском автосалоне 1970-го года иностранцы, на Горьковском автозаводе внедряют запоздалую рестайлинговую версию легендарной модели ГАЗ-24. Это третье по счету поколение с прибавочным индексом «10».
Этот русский автомобиль уважали даже за границей
Несмотря на оставшуюся узнаваемую форму кузова, модель претерпела значительное количество изменений. Появились модные в 80-е годы пластиковые элементы, например фальшрешетка радиатора, стиль стал строже – уменьшилось количество хромированных деталей, в том числе с бамперов ушли крупные «клыки»-отбойники. Передние стекла лишились треугольных «форточек», а двигатель прошел модернизацию, чем удалось добиться снижения уровня шумов, вибрации и приемистости.
Модель по распределительной системе пошла в массы. На базе седана создали унифицированное такси ГАЗ-24-11, модель для спецслужб ГАЗ-24-34 с V-образным восьмицилиндровым двигателем ЗМЗ-24-24 («автомобиль сопровождения»), был у ГАЗ и кузов универсал, индекс ГАЗ-24-12. На его базе продолжился выпуск кареты скорой помощи – ГАЗ-24-13. Наследников этой серии санитарных автомобилей можно встретить в разных городах России и СНГ до сих пор.
Один из вариантов цветографической схемы
Если вы интересуетесь новейшей историей, то наверняка знаете, что с середины 70-х и вплоть до середины 90-х в основном в качестве карет скорой медицинской помощи использовались не менее легендарные автомобили РАФ-2203 «Латвия». Это были микроавтобусы из латышского города Елгава.
Модель и ее модификации были настолько массовыми, что более десятилетия после упразднения Страны Советов они использовались не только на станциях скорой помощи, но и в качестве маршрутных такси и при оказании разнообразных других услуг по перевозке персонала и пассажиров.
Но если был один массовый микроавтобус, зачем использовалась легковая модель ГАЗ?
Возникает вопрос: зачем в советское время пациентов перевозили на «Волгах»?
Ведь гораздо более удобным в этом плане кажется именно микроавтобус. В нем врачам работать было явно проще, да и внутри микроавтобуса может за раз расположиться целая медицинская или реанимационная бригада, чего нельзя сказать о вместимости универсала ГАЗ-24. Даже не самый удобный в плане комфорта УАЗ-452 «Таблетка», и тот был предпочтительнее легковой «Волги»:
Только для сельской местности
Может, «Волги» в качестве показателя статуса применялись только для «особых» пациентов – руководителей и работников низшего и высшего звеньев управления: горисполкомов, исполкомов, представителей министерств, Центрального комитета наконец?
Возможно ли так, что было какое-то негласное распоряжение на выезд к работникам административного аппарата направлять автомобили, скажем так, «повышенной комфортности» со специалистами высшей квалификации? Были же «черные доктора» для высшей номенклатуры СССР на базе лимузина ГАЗ-14:
Только для престарелых членов Политбюро ЦК КПСС (всего было выпущено 4 единицы)
На самом деле хорошая теория для сторонников заговоров и адептов («Смотрите, что творилось тогда!»), но к реальности она не имеет никакого отношения. На самом деле «Волга» была массовым автомобилем скорой помощи, которая отправлялась на вызовы ко всем, так сказать, являлась народной «скорой», просто ее использование ограничивалось из-за скромных внутрисалонных габаритов и невозможности проводить реанимационные активные действия с пациентом во время движения.
Другими словами, «скорые» ГАЗ-24 отправлялись на вызовы к пациентам с «несложным» недугом, позволяя при необходимости транспортировать больного на носилках в больницу. Чаще всего «Волги» можно было увидеть в поликлиниках или при травмпунктах. Нередко автомобиль отправлялся в путь с детским врачом на пассажирском сидении, чтобы доставить специалиста к подхватившему простуду ребенку. Также Волжанки были неотъемлемым атрибутом любого крупного санатория.
Медики использовали в СССР «Волги» в качестве дополнительной моторизованной единицы, но главными были микроавтобусы РАФ и УАЗ
«Волга», несмотря на оставшийся вокруг нее ореол величия, в медицинской службе была лишь дополнением, позволявшим разгрузить полноценные кареты скорой неотложной помощи на базе микроавтобусов, которые могли пригодиться при действительно важном выезде. И использовали ее в таком амплуа лишь по причине вместимости по сравнению с другими легковыми автомобилями того периода. Это все же был полноценный «D»-класс, как сказали бы сейчас.
Источник статьи: http://1gai.ru/publ/522046-pochemu-v-sssr-v-kachestve-karet-skoroy-pomoschi-ispolzovali-volgi.html
Волги, Москвичи и даже Запорожцы: советские «скорые» на базе легковушек
Совсем недавно мы рассказали о первых в СССР автомобилях скорой помощи, построенных на базе грузовиков. Не надо иметь большую фантазию, чтобы представить, насколько безжалостными и беспощадными они были по отношению к пациентам: всё-таки грузовой автомобиль должен возить груз, а не живых, хоть и больных, людей. Да и обслуживание этих машин было делом не всегда лёгким и не дешёвым. Гораздо удобнее ездить на вызов на легковом автомобиле, особенно специально для этого оборудованном.
А втомобили медицинской службы на «легковой» базе можно условно разделить на три типа. Первый – обычные седаны или хэтчбеки для неотложной помощи. На этих машинах приезжают медицинские работники по срочным вызовам, когда не требуется госпитализация больного, на них объезжают участок врачи из поликлиник, на них иногда перевозят способных ходить и сидеть больных, на них возят медицинский инструмент, бельё и прочие медицинские принадлежности. Второй тип – универсалы, а иногда лимузины и даже седаны с носилками, пригодные для полноценной «скорой помощи». Нередко встречаются специальные медицинские кузова на легковых шасси. Обычно последние строят не на главном конвейере автозавода, а силами специализированных фирм. В советском автомобилестроении присутствовали все три типа.
Москвичи и Запорожцы на службе у медиков
Первый медицинский «Москвич» планировали построить ещё в 1946 году на базе деревянного кузова «Фургон» модели 400-422. Был ли построен хотя бы один опытный образец такого специального автомобиля, неизвестно. Но на базе седана «Москвич-400-420» с 1948 года завод МЗМА выпускал медицинский автомобиль, обозначавшийся в конструкторской документации как отдельная модификация 400-420М. У этой машины был свой ведущий конструктор С.Н. Лобов.
Исходно по заводским чертежам «Москвич-400-420М» предполагалось окрашивать строго в один цвет – тёмно-синий. Также регламентировались моющийся салон с обивкой синего цвета, точные места нанесения знаков Красного креста на ветровом и заднем стёклах, на передних дверях и надписи «Помощь на дому» на обоих бортах.
В 1951 году «Москвич-400-420М» упростили. Теперь кузов разрешалось красить в любой применяемый на конвейере цвет, материал обивки изменился, красные кресты наносились только на стёкла, надпись «Помощь на дому» — только по желанию заказчика. В год МЗМА выпускал примерно по 200 медицинских «Москвичей».
Аналогичные модификации присутствовали во всех семействах «Москвичей» следующего поколения: 402-425М, 407М, 403М. Медицинская модификация с моющимся салоном была даже у полноприводного седана – «Москвич-410М». А когда завод освоил выпуск универсала «Москвич-423», из него попробовали сделать полноценную «скорую помощь» с носилками. Их уложили вдоль правого борта, и они заняли место от пятой торцевой двери до приборной панели. В салоне осталось место только для двух сидений – переднее для водителя, заднее – для сопровождающего больного медицинского работника. Такие медицинские универсалы построили в двух экземплярах, оба обслуживали заводскую больницу. Решение о серийном выпуске медицинского универсала принято не было.
Когда в ОГК МЗМА проектировали микролитражную модель для Запорожского автозавода, по отработанной схеме предусмотрели вариант для медиков. Такой автомобиль «Запорожец» ЗАЗ-965М выпускался серийно.
В типаже санитарных машин, разработанном в НАМИ в 60-х, предусматривалась даже медицинская модификация «нового легкового автомобиля» – будущих «Жигулей». В таблице этой машине придали странный вид – компактного хэтчбека. Парадокс объясняется просто – Главный конструктор НАМИ по легковой теме Б.М. Фиттерман активно продвигал идею выпускать на будущем ВАЗе не FIAT-124, a переднеприводный Autobianchi Primula.
Впоследствии модификация седана для развоза врачей присутствовала во всех последующих «Москвичах»: 408М, 412М, 21381, 21401. По словам бывалых заводчан, для «медпомощи» отбирали самые худшие экземпляры автомобилей, сошедшие с конвейера с откровенными техническими неисправностями. Устранять их приходилось уже на местах автобазам санитарного транспорта. В службе медицинской помощи успели поработать даже АЗЛК-2141 и ИЖ-2126.
На базе переднеприводного «Москвича» Киевский авторемонтный завод небольшими сериями производил универсал повышенной вместимости АЗЛК-2901 с удлинённым задним свесом, увеличенной высотой крыши и носилками за спиной водителя. А в начале 1990-х на автобазе московского «Сантранса» ещё работал последний «Москвич-21381» с 408-м двигателем.
Слово за ГАЗом
Первую машину «скорой помощи» изготовил Горьковский кузовной завод ещё на шасси легкового ГАЗ-А. Считалось, что такой автомобиль значительно экономичнее, чем медицинская машина на базе «полуторки» ГАЗ-АА. Но дальше постройки одного опытного образца дело не пошло. Сохранились фотографии медицинских универсалов с носилками на основе ГАЗ-М1. Но эти автомобили изготовлены автобазами и ремонтными заводами. Ни сам ГАЗ, ни его филиалы таких кузовов не делали.
После войны предпринимались попытки установить медицинские носилки в обычный кузов «Победы». Его длина позволяла это сделать. Носилки складывались пополам, и вместо них могло освободиться одно сиденье для больного или сопровождающего. Есть снимки машины, похожей на универсал, на базе «Победы» ГАЗ-М-20. Но это были конструкции, тоже изготовленные вне ГАЗа.
ГАЗ М-20 «Победа» ‘1944–1945
А сам ГАЗ в 1952 году выпустил заводскую машину «скорой помощи». Она была выполнена на базе ЗИМ ГАЗ-12. Очертания кузова остались серийные. Но были изменены петли багажника. На смену большим внутренним механизмам открывания пришли маленькие внешние петли. Носилки с больным приходилось задвигать в багажник трехобъёмного седана, но это был оправданный компромисс. Легковой автомобиль ЗИМ представлял больному намного более комфортные условия перевозки, чем грузовая «скорая помощь» ПАЗ-653 на шасси ГАЗ-51.
В 1959 году Горьковский автозавод снял с производства пассажирскую модификацию автомобиля ЗИМ. А на следующий год был прекращен выпуск медицинского варианта. Разразился большой скандал: Министерство здравоохранения СССР лишилось комфортабельного медицинского автомобиля на «легковом» шасси.
На ГАЗ срочно пришел указ разработать медицинский автомобиль на базе «Волги» ГАЗ-21. Именно для этих целей создано семейство универсалов ГАЗ-22. Первичной в нём считалась модификация ГАЗ-22Б для скорой медицинской помощи, а вторичной – базовый грузопассажирский универсал ГАЗ-22. В первой половине 1960-х в год выпускалось примерно втрое больше медицинских универсалов, чем гражданских. Проектирование универсала на базе «Волги» ГАЗ-21, изначально не предусмотренного в семействе, было сопоставимо с созданием полностью новой модели «с нуля».
Источник статьи: http://www.kolesa.ru/article/volgi-moskvichi-i-dazhe-zaporozhtsy-sovetskie-skorye-na-baze-legkovushek
«В роду все были врачами»: прошлое, настоящее и будущее медицинских автомобилей ГАЗ
На прошлой неделе мы писали о том, как автозавод ГАЗ представил обновленный автомобиль «Скорой Помощи» класса B на базе Газели-Некст. Как и вся линейка Некст, он радует глаз стремительным, динамичным, обтекаемым дизайном, массивными сигнальными фонарями. Однако, этот экспонат — не просто новый, современный автомобиль, он является преемником 80-летней династии медицинских автомобилей ГАЗ. Именно об этом старом семействе мы и поведем речь в нашем обзоре.
Родословная санитарных автомобилей ГАЗ началась с кареты «Скорой Помощи» на базе грузовика ГАЗ-АА, появившейся в 30-е годы. В первое время ее кузов переделывали в медицинский модуль в обычных автомастерских. В 1934 году был принят стандарт оборудования, и автомобиль стал полновесно использоваться на городских станциях «Скорой Помощи». ГАЗ-АА с массивным кузовом имел мягкие передние и задние рессоры, а также гидравлические амортизаторы для более плавного хода.
Аатомобиль Скорой медицинской помощи ГАЗ-АА
Салон «Скорой Помощи» ГАЗ-АА
Прошло несколько лет, и «Скорую Помощь» ГАЗ-АА «призвали» на фронты Великой Отечественной войны. К тому времени у нее появился «однокашник», ГАЗ-55, санитарный автомобиль, созданный на базе грузовика ГАЗ-ММ. В его салоне размещалось 4 лежачих и 2 сидячих больных или же 2 лежачих и 5–10 сидячих. Примечательно: в рекомендациях к использованию машины было указано, что для более мягкого хода на дно кузова следует насыпать песок толстым слоем и сверху устилать его соломой. На машину был установлен калорифер, работавший от выхлопных газов, и система вентиляции.
Санитарный автомобиль ГАЗ-55
После войны отпала необходимость перевозить большие группы больных, и санитарные кузова перекочевали на легковые шасси. Примером может служить модель ГАЗ 12-Б ЗИМ, автомобиль лимузинного типа с выдвижными носилками и раскладывающимися сидениями в задней части салона. Также под медицинские нужды перестраивались и горьковские «Победы», которые могли вмещать одного больного на носилках и имели отдвижную спинку заднего сидения. Однако, серийного выпуска автомобилей не было налажено, и в медицинские кареты легковушки превращали в больничных гаражах по чертежам завода.
АСМП ГАЗ 12-Б ЗИМ
Салон медицинского автомобиля ГАЗ 12-Б ЗИМ
В особых случаях требовались машины с большей вместимостью, потому на место ветерана ГАЗ-55 в 1956 году пришел бежевый автомобиль «Спецмедподмощи» ПАЗ-653 на шасси ГАЗ-51 и кузовом производства Павловского автобусного завода. В нем было 13 мест для сидячих пассажиров и 4 места для носилок.
Автобус «Спецмедпомощи» ПАЗ-653
Позже началась эра «Волг». ГАЗ-21, ГАЗ-22, ГАЗ-24 и наконец ГАЗ-3102 — все они, в свое время, стояли на службе здравоохранения страны. Санитарные модули на них не сильно различались между собой: два передних сидения, два задних и одно лежачее — для больного на носилках. Финская компания ТАМРО устанавливала на шасси Волги желтые фургончики, что делало машину более комфортабельной, позволяло установить носилки лучшего качества, а также шкафы для хранения мединструмента.
ГАЗ-21 «Волга» переоборудованная в «Скорую Помощь»
АСМП ГАЗ-24 «Волга»
ГАЗ-24 «Волга» с финским фургоном TAMPO
Медицинский фургон TAMPO изнутри
Автомобиль «Скорой Помощи» ГАЗ-3102 «Волга»
После распада СССР Россия лишилась основных поставщиков санитарных фургонов — латвийского автозавода RAF. «Рафики» составляли подавляющую часть автопарка «Скорой Помощи», и их ресурс год за годом истекал. Ответ на потребность в более вместительных автомобилях для «неотложки» дал завод ГАЗ в 1995 году после выпуска своей важнейшей модели — малотоннажного грузовика Газель. С того момента и по сей день именно она остается основной машиной в арсенале российских медслужб. Во второй половине 90-х «Скорая Помощь» на базе Газели имела 2 типа конструкции: модульную (с кузовом-фургоном из утепленных «сэндвич»-панелей) и цельнометаллическую (ц/м фургон). Фургон-модуль был более просторным по сравнению с цельнометаллическим фургоном, однако его изготовление обходилось дороже, тем более что фургоны заказывались в сторонних предприятиях. С 1996 года было налажено серийное производство цельнометаллических автобусов модели ГАЗ-2705, позднее — моделей ГАЗ-32214, и АСМП на их базе стали обходиться намного дешевле аналогов с кузовом. На протяжении десятилетия именно модель ГАЗ-33214 стала основой для подавляющего большинства автомобилей «Скорой Помощи». Их изготавливали различные предприятия по всей стране, различия проявлялись в качестве материалов для отделки и мелких деталях. Салон обычно насчитывал 184 см в высоту, в нем работала климатическая система, стенки имели тепло- и шумоизоляцию.
Модульная «Скорая Помощь» на базе автомобиля Газель
Что можно сказать о медицинских «Газелях» в наши дни? Прежде всего стоит упомянуть, что в 2002 г вышел государственный стандарт, утвердивший специализацию медицинских автомобилей в соответствии с европейскими стандартами — деление по классам «А», «B» и «C». Машины класса «А» применяются для транспортировки и осмотра больных в стабильном состоянии, «Скорая» класса «B» выезжает для оказания экстренной помощи и перевозки человека в больницу, класс «С» — реанимобиль, название говорит само за себя. Как уже было упомянуто, большинство автомобилей всех трех типов в России сейчас представлены маркой Газель. По существу классы «А» и «B» различаются только объемом салона, поскольку по евростандарту автомобили для оперативного оказания медпомощи должны иметь больший объем, чем машины для транспортировки больных. Внутреннее же устройство у них примерно одинаковое. Стенки салона имеют термо-шумоизоляцию, окна матированы, между кабиной и салоном есть перегородка со сдвижным окном. Электросистема имеет разводку на 12 и 220 В, в потолок вмонтированы светодиодные плафоны, область носилок подсвечивается дополнительно, снаружи на крыше установлены светодиодные сигнальные фонари синего цвета. Климатическая система включает в себя отопитель, приточно-вытяжную вентиляцию и люк с функцией аварийного выхода. Из мебели в фургоне помещается шкаф с полками, умывальник с двумя бачками воды, два кресла по правому борту и топчан для сопровождающих или для дополнительных носилок. Как было сказано, автомобиль класса «А» используется в для выезда к больным в стабильном состоянии, тем не менее он должен иметь все необходимое для оказания серьезной помощи — в ней есть и система вентиляции легких, и реанимационный набор, и обширный набор лекарств. Разместить и закрепить оборудование помогают стеновые закладные, крышный леер для инфузионной системы, держатели для газовых баллонов. По центру салона располагается тележка- каталка с носилками. В автомобиле класса «B» предусмотрен еще и кислородный шланг.
Автомобиль «Скорой Помощи» класса «B» Газель
Самый серьезный медицинский автомобиль — это «реанимобиль», или Скорая помощь класса «С». Реанимобили используются в работе кардиологии, медицине катастроф и других сферах, когда требуется неотложная помощь специалистов «здесь и сейчас». Салон реанимобиля оборудован таким же образом, как и салон «B», однако реанимационная бригада использует дополнительные специальные инструменты. Среди них — пульсоксимер, монитор, отображающий ход вливания лекарств, наборы для операций на спинном мозге и на сердце. Борта реанимобиля окрашены в ярко-желтый цвет, сигнально-громкоговорящее устройство усилено по сравнению с линейными АСМП.
Почему именно Газели завоевали доверие медицинских служб в нашей стране? Решающее значение имеют отличные ходовые качества, доступность и ремонтопригодность. У муниципальных служб редко находятся средства на своевременное обновление автопарка, поэтому возможность быстро отремонтировать машину здесь особо ценится. Модель ГАЗ-3221 за 18 лет существования как никто другой приспособилась к российским дорогам и климату. Габаритные размеры цельнометаллического фургона Газель не намного превышают среднестатистический легковой автомобиль, поэтому, он без затруднений лавирует в городском потоке, и вместе с тем места внутри хватает для размещения всего необходимого.
До недавнего времени на рынке медицинских автомобилей было мало альтернатив Газели-Некст. Однако, и вскоре положение дел может измениться благодаря выходу серии автомобилей Газель-Некст. Уже представлено два АСМП на этом шасси: в мае на выставке «Комплексная безопасность-2013» ГАЗ представил реанимобиль Некст, а в недавно, в октябре на заседании Наблюдательного совета АНО «Новая скорая и неотложная помощь» была продемонстрирована «Скорая Помощь» на шасси Некст класса «B». Первое, что отличает обе машины — возвращение к модульной конструкции: на шасси устанавливается полностью оборудованный медицинский фургон, утепленный панелями «сэндвич». Этот принцип многое меняет: теперь фургоны будут намного просторнее, медикам станет удобнее работать, внутри поместится больше оборудования. И выглядит Реанимобиль Некст изнутри как целая комната: на весь левый борт растянулся сплошной стеллаж со шкафами, с правого борта — два откидных сидения, посередине — фиксатор со складной «каталкой». Любопытно отметить, что вместо обычной перегородки между кабиной и салоном теперь сделали прямой проход. У «Скорой Помощи-Некст» есть своя характерная черта: часть оборудования (баллоны, носилки и т.д.) можно взять из салона снаружи, через дополнительные люки. Очевидно, что Скорая Некст имеет мало общего со своей предшественницей, и ее по праву можно назвать медицинским автомобилем нового поколения. Внедрение этих машин на станции «неотложки», по всей видимости, начнется скоро, поскольку в мае этого года вышло предписание Президента о замене «отжившего» автопарка, согласно которому в стране планируется заменить около 10000 автомобилей.
Газель-Некст — АСМП класса «B»
Внутреннее устройство реанимобиля «Некст»
Автомобили ГАЗ всегда стояли на службе здравоохранения страны. Они были с народом и в войну, и в мирное время, под «Скорую Помощь» переделывали почти все популярные горьковские модели. В наши дни автомобили Газель-Бизнес практически полностью удовлетворяют потребность в санитарном транспорте, и любой город невозможно представить без белых «газовских» фургонов с красными крестами. На подходе новые модели, и в истории медицинских автомобилей ГАЗ появится еще много новых глав.
Источник статьи: http://gazavtomir.ru/news/review/asmp_gaz