Какие популярные массовые автомобили могут признать роскошью («Прайм»)
С марта 2021 года в список автомобилей, облагающихся «налогом на роскошь» по повышенной ставке, могут попасть массовые марки и модели, которые вовсе не относятся к категории люкс. Опрошенные «Прайм» эксперты считают, что это никак не отразится на продажах дорогих авто, но в очередной раз обнажит несовершенство и несправедливость данного закона.
Согласно действующему законодательству, владельцы авто стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей должны платить транспортный налог с коэффициентом 1,1 до тех пор, пока с момента выпуска машины прошло не более 3 лет. При этом владельцы машин дороже 5 млн рублей и не старше пяти лет платят налог в двойном размере, на авто ценником выше 10 млн рублей и возрастом до 10 лет – в тройном.
Применение повышающих коэффициентов осуществляется по списку Министерства промышленности и торговли, который ведомство должно обновлять каждый год. Сейчас в перечень легковых автомобилей, облагаемых налогом на роскошь, включены модели многих популярных брендов, которые давно не являются роскошными, например, KIA или Hyundai.
НЕ ТОЛЬКО PORSCHE
Так называемый «налог на роскошь» был принят в России в 2014 году, за несколько месяцев до обвала рубля по отношению к доллару. Тогда 3 миллиона рублей были серьезной суммой – эквивалентны почти 100 тысячам долларов, теперь же это меньше 50 тысяч долларов.
По старым ценам с этой суммы действительно начинались премиальные автомобили в хорошей комплектации, такие как BMW X5, Range Rover Vogue или Porsche Macan.
«Теперь же под транспортный налог с коэффициентом 1,1 подпадают и распространенные большие внедорожники, которые совсем не роскошь, а средство передвижения, а также многие седаны бизнес-класса. То есть этот налог уже не является справедливым», – считает автоэксперт Игорь Моржаретто.
ЧТО СТАНЕТ РОСКОШЬЮ
В ситуации нынешнего падения рубля к основным валютам производители, естественно, снова начнут пересматривать рекомендованные розничные цены на авто в большую сторону. Это значит, что в список роскошных автомобилей потенциально могут попасть верхние комплектации самых популярных марок и моделей.
По мнению экспертов, если порог налога останется на уровне нынешних 3 миллионов рублей, роскошными признают практически все массовые категории автомобилей кроме самого низшего сегмента.
«При текущем курсе валюты и динамике роста цен на автомобили, можно предположить, что в список войдут массовые категории авто, которые никак не относятся к сегменту роскоши», – считает исполнительный директор СберАвто Роман Абрамов.
В списке от февраля 2020 года уже были Subaru, Kia, Honda, так как даже у массового сегмента есть модели в дорогой комплектации. Также попали некоторые модели автомобилей и дорогие комплектации марок Honda, Mazda, Chrysler, Volkswagen, Nissan, Toyota. «Например, VW Touareg и Audi Q5 уже были в списке, а Audi Q3 попадала в него только в определенной комплектации. Возможно, в обновленный перечень войдет Volkswagen Tiguan в каком-то виде, а вот Audi Q3 будет присутствовать там уже довольно уверенно», – отмечает Абрамов.
И лишь стопроцентные массовые марки ― Lada, Hyundai, Renault ― мы вряд ли увидим в списке претендентов на роскошь образца 2021 года, добавляет он. Но это только временно – на фоне роста цен и они могут частично перешагнуть заветную границу в 3 миллиона рублей.
НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ ЗАКОНА
При этом закон, в противовес обычной юридической практике, имеет обратную силу. В случае, если купленный ранее автомобиль с 2021 года окажется в списке роскошных, владельцу придется оплачивать налог, пока машине не исполнится три года или продавать ее. Хотя, по мнению гендиректора сети автосалонов Fresh Auto Дениса Мигаля, логичнее было бы не распространять налог на автомобили, которые не входили в список на момент покупки.
Он считает, что налог на роскошные автомобили стал экономически выдуманным и неэффективным. По его мнению, нецивилизованно называть роскошью то, что может быстро потерять в цене. При этом рубль дешевеет, а налоговая ставка остаётся прежней.
«За первые два года остаточная стоимость автомобиля может составить немногим больше половины первоначальной цены. Не совсем правильно называть роскошью, машину, которую клиент купил за 3 миллиона, если спустя некоторое время ее цена равна 1,5 миллионам», – пояснил Мигаль.
Недостатком является и то, что этот налог считается не от реальной стоимости, которая зафиксирована в договоре купли-продажи, а от рекомендованной розничной цены, которая зачастую может отличаться до 20% от реальной сделки, добавляет он.
Если вы планируете купить хороший автомобиль, но не готовы внезапно попасть с ним в список роскоши в следующем году, эксперты советуют брать модификацию по цене не более 2,7 миллиона рублей.
Впрочем, эксперты не ожидают снижения продаж в данной категории. Люди, которые готовы купить автомобиль стоимостью выше 3 миллионов рублей, как правило все-таки состоятельные и осознают сумму налога, которую придется оплачивать ежегодно, считает Моржаретто. По его мнению, этот налог скорее откажет давление на покупателей, которые обращают внимание на мощность двигателя.
Источник статьи: http://www.autostat.ru/articles/46045/
Инициатива Минтранса может снова превратить автомобиль в роскошь
Деньги из-под колес
Очередное проявление явно набирающего популярность в государстве Российском подхода «люди — новая нефть» случилось в Министерстве транспорта, где разродились «стратегией», предполагающей взимание платы за проезд абсолютно по всем дорогам и улицам страны поголовно с владельцев транспортных средств. Чиновники, видимо, приложив титанические умственные усилия, придумали еще один, уже совершенно беспардонный способ залезть в карман абсолютно всех автомобилистов. И замаскировали его безобидным названием «Проект транспортной стратегии России на период до 2035 года».
Фото: Наталия Губернаторова
Цели заявлены, как водится, в духе «за все хорошее против всего плохого», однако добиваться их на дорогах предлагается, делая скорее плохо, чем хорошо. Как уже писал «МК», в разделе документа, касающемся автомобильного транспорта, декларируется задача ввести полностью бесплатный проезд на общественном транспорте. Но взамен будет создан механизм «пользователь платит» для всех автомобилистов. Это означает, что уже с 2025 года за проезд по всем трассам регионального значения со всех автовладельцев начнут брать деньги. А с 2035-го и за движение вообще по любым дорогам, включая, судя по всему, улицы городов придется раскошеливаться.
При этом чиновникам Минтранса, судя по всему, недостаточно, что каждый автомобилист уже сейчас, помимо транспортного налога, постоянно платит государству топливный акциз — примерно по 28–30 рублей с каждого литра горючего, залитого в бак. По сути, это и есть самая непосредственная реализация принципа «пользователь платит». Сколько бензина залил в бензобак — столько и проехал.
Авторами инициативы, надо полагать, видится введение еще одного поголовного «оброка». Вероятно, подразумевается создание некоей системы привязанных к номерам машин счетов, с которых будут списываться денежки — в дополнение к топливному акцизу — при проезде каждого транспортного средства под какими-либо контрольными приборами. А за неоплату, разумеется, штраф!
Просто гениальная идея, браво! Ведь помимо радужной перспективы непрерывно «сосать бабло» как минимум с 50 млн жителей страны, установка контрольных устройств для осуществления этого процесса по всей нашей необъятной потребует огромных затрат со стороны федерального бюджета. И, соответственно, гигантскую возможность «освоить» столь лакомый финансовый кусок для дружественных конкретным чиновникам компаний.
Между тем затраты окажутся велики, даже если механизм «пользователь платит» будет реализован через сведения о перемещениях машины посредством модулей ЭРА-ГЛОНАСС в некий центр обработки данных. Ведь к 2035 году «живых» автомобилей, не оснащенных такими терминалами, практически не останется. Впрочем, как рассказала порталу «АвтоВзгляд» представитель АО «ГЛОНАСС» Элеонора Ершова, «никаким образом система не может следить за автомобилем, пока вручную не нажата кнопка SOS или она не сработала автоматически при серьезном ДТП, технически отслеживать автомобиль и его перемещения с помощью модуля невозможно». Правда, по мнению независимых экспертов, при желании и должных инвестициях модернизировать софт никакого труда не составит.
Инициативу Минтранса раскритиковали и в Госдуме. В частности, депутат Сергей Миронов убежден в том, что, «население лишится выбора, передвижение на личной автомашине превратится в привилегию для избранных, а на долю всех прочих останутся тесные, грязные автобусы-электрички, и об этом в первую очередь стоило бы подумать авторам футурологических упражнений из Минтранса».
Нельзя не согласиться с тем, что инициаторы проекта выбрали правильное направление, а вот методы — отнюдь. Для того чтобы люди массово пересели со своих автомобилей на общественный транспорт, его следует сделать прежде всего конкурентоспособным и привлекательным. А прессовать автовладельцев — решение крайне сомнительное со всех точек зрения, кроме одной — извлечения прибыли.
Иначе говоря, после ознакомления с грядущей новацией остается, по большому счету, только один-единственный вопрос: существует ли в природе какой-то предел, который чиновники постесняются переступать в деле выкачивания средств из автомобилистов страны?
Источник статьи: http://www.mk.ru/auto/2020/09/15/iniciativa-mintransa-mozhet-snova-prevratit-avtomobil-v-roskosh.html
Автомобиль снова становится роскошью
Дешевле полумиллиона машину не найти, и это не предел
Российские цены на автомобили установили новый рекорд. А правительство тем временем предлагает поднять утилизационный сбор на четверть, что добавит к цене средней машины примерно 50 тысяч рублей. В чём логика этого решения, стоит ли покупать машину прямо сейчас?
Размытое январское подорожание
В начале января стоимость автомобилей в России обычно растёт — этой традиции много лет. Иногда для этого есть реальный повод — например, рост НДС или утилизационного сбора. Иногда повода нет, просто автомобили нового модельного года получают «улучшенные» прайсы.
Сейчас чётко выраженного новогоднего подорожания не случилось, но это не радует. Рост цен растянулся во времени — январь в этом смысле мало чем отличался от декабря, ноября или почти любого месяца прошлого года.
Так, самая доступная модель Lada Granta только за последние месяцы меняла цену трижды: в октябре, ноябре и январе. Базовая комплектация теперь стоит от 500 тысяч рублей, и эта планка задаёт уровень цен для других новых машин. В конце прошлого года такая модель стоила 445 тысяч рублей, то есть только за 2020-й прибавила 10% цены.
Вторая по востребованности модель, Vesta, тоже отметила ценовой «юбилей», и впервые стоит более 700 тысяч рублей — даже в самой доступной версии. Стоимость «Весты» за год выросла почти на 100 тысяч рублей!
Дорожает всё
АвтоВАЗ не одинок: повышение цен коснулось всех моделей без исключения, разница лишь в стратегии изменения цены. Кто-то делал это мелкими порциями в течение года, кто-то — редко, но большими шагами. Например, Nissan Qashqai сохранял цену аж с августа, что по нынешним меркам впечатляющее достижение. Сейчас, после январской накрутки, модель стоит минимум 1,4 млн. рублей.
Автомобили, которые в прежние годы мы называли бюджетными, теперь стоят в районе 1 млн. рублей. Скажем, базовый Volkswagen Polo подорожал до 908 тысяч рублей, за три месяца прибавив почти 80 тысяч. Solaris чуть дешевле, но даже самая простая версия тянет на 805 тысяч рублей.
Кроссоверы теперь сложно купить дешевле 1 млн. рублей — базовый Hyundai Creta стоит без малого 1,1 млн. рублей. На паркетники С-класса цены ещё выше: так, за Kia Sportage просят минимум 1,44 млн. рублей. А более крупную Skoda Kodiaq после декабрьского подорожания не купить дешевле 1,72 млн.
То же касается легковых автомобилей: новая Skoda Octavia обойдётся минимум в 1,4 млн. рублей. Toyota Camry за декабрь-январь дорожала дважды, и теперь стоит минимум 1,8 млн.
Почему растут цены
Причина достаточно очевидна: за год курс доллара скакнул с 62 до 74 рублей, то есть почти на 20%. Цены на автомобили зависят от валютных курсов, что справедливо и для локализованных моделей. Например, в привязке к валютам (условным единицам) номинируется стоимость сырья, скажем, стали. Игроки рынка сходятся во мнении, что подорожание машин на 7%-12% за истекший год не отыгрывает обесценивание рубля.
Ползучий рост цен продолжится и в будущем. А значит, не меняется и стратегия покупателей: если потребность в новом автомобиле существует, лучше не затягивать с покупкой — предпосылок к падению цен нет.
Чёрная полоса после белой
Впрочем, многое будет зависеть и от спроса. Прошлый год, несмотря на провальный апрель, оказался для авторынка неплохим. По итогам продажи упали лишь на 9%, хотя весной звучали прогнозы на уровне 20%-40%.
Восстановлению спроса во второй половине года способствовало как отсутствие «карантинов», так и негативные ожидания людей: они спешили купить автомобили «по старым ценам». И, кстати, оказались правы: прецеденты, когда цена падала, были, но касались в основном не востребованных и переоценённых комплектаций. В остальном же стоимость машин стабильно росла весь год, а неожиданно высокий спрос и весенние простои заводов привели к дефициту.
Однако теперь ситуация меняется: опережающий спрос в 2020 году шёл за счёт продаж 2021 года. А с учётом очередного скачка цен и падения доходов населения производителей могут ждать проблемы со сбытом.
Утилизационный сбор добавит к цене 50 тысяч
На этом фоне особенно странно выглядит инициатива правительства впервые за 8 лет поднять базовую ставку утилизационного сбора: соответствующий проект постановления опубликован на официальном портале. К цене легкового автомобиля с объемом двигателя 1−2 литра это добавляет около 50 тысяч рублей, для машин с двигателями более 3 литров — 75 тысяч.
Утилизационный сбор введён в 2012 году. Название создаёт впечатление, будто цель сбора — оплатить переработку автомобиля, когда он состарится. На деле, с задачами утилизации он не связан и нужен, чтобы уравновешивать падающие таможенные пошлины (под требования ВТО). Поэтому величина утилизационного сбора колеблется в широких пределах. Так, для новых легковушек с объемами моторов 1−2 литра он составляет 178 тысяч рублей.
Величина утилизационного сбора росла несколько раз, но всегда за счёт изменения коэффициентов на отдельные виды автомобилей — базовая ставка оставалась постоянной и равной 20 тысячам рублей. Новое постановление поднимается её на четверть, до 25 тысяч, то есть повышение коснётся и новых машин, и подержанных. Со 150 до 187,5 тысячи рублей предлагается поднять сбор и для грузовиков.
В чём логика правительства?
Для чего накручивать утилизационный сбор именно сейчас — загадка. В Минпромторге настаивают, что к фактическому повышению цен это не приведёт, так как выросшая ставка компенсируется за счёт программ помощи местным производителям. Собранные деньги планируется тратить на стимуляцию спроса за счёт льготного автокредитования (лизинга) и целевых программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».
Но цены вырастут наверняка: если не сразу, то в течение года. Не исключено, что таким образом правительство пытается окончательно добить импорт подержанных машин. Например, если сейчас за ввоз иномарки с двигателем 1−2 литра платится 314 тысяч рублей, то по новым ставкам — на 78 тысяч рублей больше.
Возможно, рост ставок необходим для банального пополнения бюджета. Так или иначе, если ставку поднимут, авторынок России ждёт тяжёлый год: опережающий спрос 2020 года вкупе с растущими ценами может серьёзно затормозить продажи в 2021-м. По сути, автомобиль опять становится роскошью.
Источник статьи: http://svpressa.ru/auto/article/287821/