Автомобиль не уступил дорогу при выезде с прилегающей территории

ПДД — выезд со двора

Вопросы, касающиеся передвижения по прилегающим территориям, остаются актуальными даже для опытных автомобилистов. Причина такого повышенного интереса – большое количество споров и конфликтных ситуаций, происходящих на подобных участках. Одна из частых причин разногласий – въезд во двор. О том, кто должен уступить дорогу, а кто – проехать первым, рассказано ниже.

Основные положения в Правилах дорожного движения

Требования к участникам движения, оказавшимся в ситуации въезда и выезда с придомовой территории, содержатся в пункте 8.3 ПДД. В нем прописано однозначное условие о том, что водитель выезжающий со двора должен уступить дорогу другим транспортным средствам и пешеходам. Автомобилист, въезжающий во двор, уступает только пешеходам, пересекающим его дорогу.

Таким образом, в ПДД нет никаких разногласий по этому вопросу – уступает тот, кто выезжает. Нюанс этого правила – при выезде и последующем повороте направо, требуется предоставить преимущество не только попутным автомобилям, но и встречному потоку, выехавшему на чужую полосу (например, для обгона или просто нарушителям правил).

Что считается проезжей частью во дворе

Согласно пункту 1.2 ПДД, двор не относится к проезжей части, он является прилегающей территорией (также как АЗС, парковки и другие закрытые участки). Условие такого разделения – прилегающая территория, в отличие от проезжей части, не предназначена для сквозного передвижения.

Читайте также:  Чем уберечь кузов автомобиля

Является ли выезд с дворовой территории перекрестком

Весной 2018 года в Воронеже произошло знаменательное судебное заседание. Женщина-водитель попыталась оспорить выписанный ей штраф за неправильную парковку. Она встала под знак «Стоянка запрещена», посчитав, что его действие закончилось так как рядом находился выезд со двора. Инспектор ГИБДД не расценил этот выезд как полноценный перекресток и составил протокол о нарушении.

В своем иске женщина ссылалась на Венскую конвенцию 1968 года, в которой сказано, что пересечение любых дорог уже является перекрестком. Однако, российские ПДД исключают из этого перечня выезд с прилегающих территорий. Путаница в документах произошла из-за отсутствия в Венской конвенции самого понятия «прилегающая территория». Суд постановил, что на территории России действует ПДД, а значит выезд со двора на проезжую часть перекрестком не считается.

Главное отличие перекрестка от выезда с прилегающей территории – наличие объектов инфраструктуры или жилых сооружений, непосредственно к которым ведет вторая дорога. Если такое условие присутствует, то перед водителем не пересечение двух проезжих частей, а выезд. А значит, преимуществом обладают водители, движущиеся по проезжей части.

Кто и кому должен уступить дорогу при выезде

Распространенная на практике ситуация – две машины встретились при въезде во двор. Одновременно проехать они не могут, так как ширина дороги рассчитана только на одно транспортное средство.

По умолчанию, необходимо пользоваться правилом из пункта 8.3 ПДД – пропускает тот, кто выезжает. Но на практике, оно редко бывает выполнимо.

Во-первых, выезжающий не может бесконечно пропускать всех желающих въехать. Во-вторых, въезжающий не может свернуть на прилегающую территорию, так как дорога уже занята другим автомобилем. В этом случае, автомобилисты попадают в ситуацию встречного разъезда, которая не регламентирована ПДД.

Негласные рекомендации поведения и маневрирования в условиях встречного разъезда гласят:

  • перед въездом во двор стоит пропустить все авто, уже стоящие на дороге и готовые к выезду на проезжую часть;
  • если пересечение «нос к носу» уже произошло, то сдать назад и уступить должен тот водитель, у которого есть больше пространства для маневрирования.

Что делать, если ни у кого нет явного преимущества

Основа безопасности для всех участников дорожного движения – проявление здравого смысла. К сожалению, ПДД не всегда однозначно применимы на практике, а значит следует руководствоваться правилами взаимного уважения.

При отсутствии явного преимущества, каждому из водителей стоит отнестись к сложившейся ситуации спокойно и решить ее вежливо, без конфликтов. Вначале, попробовать договориться жестами или световыми сигналами. Оценить не только свое положение на дороге, но и встречного автомобиля. Вероятно, что ему попросту некуда сдавать назад и он не сможет выполнить данный маневр, как предписывают правила.

Если оппонент проявляет упрямство и назревает конфликт, то лучшее решение – уступить ему дорогу и исчерпать данную ситуацию.

Предусмотрены ли штрафы за непредоставление преимущества

В КоАП РФ содержится наказание для водителя, отказавшегося уступать проезд, хотя такое требование было выдвинуто ему ПДД и у него была возможность для предоставления преимущества. Действие статей КоАП относится не только к проезжей части, но и к прилегающей территории. Размер наказания остается неизменным.

Какие предусмотрены штрафы за нарушение правил

Мера наказание зависит от типа правонарушения:

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу!

Москва: +7 (499) 110-89-42
Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34
Россия: +7 (499) 755-96-84

  1. Водитель, который при выезде с прилегающей территории не уступил дорогу другому автомобилю, обязан внести в казну государства штраф в размере 500 рублей (ст. 12.14).
  2. Если при аналогичных обстоятельствах, водитель не предоставил право преимущества велосипедисту или пешеходу, то размер денежного взыскания увеличивается – от 1500 до 2000 рублей (ст. 12.18).
  3. Непредоставление преимущества спецтранспорту, движущемуся с включенными спецсигналами, обернется штрафом в 500 рублей или лишением водительского удостоверения на три месяца.

Согласно актуальным Правилам дорожного движения, пересечение выезда с придомовой территории и проезжей части не является перекрестком. Правом преимущества в такой ситуации обладает водитель въезжающий во двор, выезжающий обязан ему уступить. Но на практике, размеры дороги не всегда позволяют в полной мере соблюсти данное правило, а значит стоит руководствоваться здравым смыслом и принципами взаимоуважения.

Источник статьи: http://autourist.expert/shtrafi/pdd-vyezd-so-dvora.html

Выезд с прилегающей территории на перекресток

Последнее обновление: 23.06.2020
Комментариев нет

  • Неосторожный выезд с прилегающей территории
  • Невнимательный выезд из двора
  • Помеха справа на прилегающей территории
  • Выезд с прилегающей территории на перекресток

Вопрос читателя: Т-образный перекресток. Главная дорога — прямая. Напротив второстепенной дороги (там стоит знак «Уступи дорогу») расположен выезд с прилегающей территории (выезд никак знаками не обозначен).

Вопрос. При одновременном выезде со второстепенной дороги и прилегающей территории кто имеет преимущество, если траектории авто пересекаются? Часто возникает конфликтная ситуация.

Ответ. Прилегающая территория (согласно определению) не имеет сквозного проезда, поэтому дорогой, как таковой, она не является.

В соответствии с пунктом 8.3 ПДД, водитель, который выезжает с прилегающей территории на дорогу, должен уступить транспортным средствам и пешеходам, движущимся по этой дороге. Это, по сути, и есть ответ на поставленный вопрос.

Водитель автомобиля, выезжающего с прилегающей территории на нерегулируемый перекресток, должен уступить всем участникам, путь которых он будет пересекать.

Однако, многообразие вариантов подобного «соседства» прилегающей территории и перекрестка достаточно велико, поэтому правила проезда такого участка дороги трактуется людьми не однозначно.

Чтобы избежать разногласий в этих обстоятельствах важное условие чтобы водитель, выезжающий с прилегающей территории (либо из двора) на перекресток понимал, что он движется именно по прил.территории! а не по второстепенной дороге.

Поскольку перекресток нерегулируемый, а главная дорога прямая (у едущих по главной дороге бесспорный приоритет), рассмотрим взаимодействие автомобилей, подъезжающих к этому перекрестку с «второстепенных сторон»: один — по второстепенной дороге, а второй — по прилегающей территории.

Разногласия в преимуществах между этими водителями возникают тогда, когда пути их машин пересекаются.

Для водителя, который едет по второстепенной дороге, правовая ситуация более или менее понятна. Подъехав к перекрестку, он должен уступить всем ТС, которые движутся по главной дороге. Он не обязан уступать встречным машинам, которые выезжают с прил.территории, потому что он помнит о существовании пункта 8.3 ПДД.

Теперь посмотрим на этот перекресток глазами водителя, выезжающего с прилегающей территории. С этой стороны возможно два варианта событий.

Вариант 1. Водитель действует в соответствии с пунктом 8.3 ПДД. В таком случае никаких конфликтов не возникает. Он выезжает на перекресток, когда проезд свободен, и своим появлением он никому не создает помех.

Вариант 2. Водитель думает (предполагает), что и его автомобиль, и встречный автомобиль, который подъехал по второстепенной дороге, находятся в равных правах, и проезд подчиняется пункту 13.12 ПДД: при повороте налево или развороте водитель обязан уступить дорогу ТС, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

При таком рассуждении, в случае, если этот водитель выезжает с прил.территории с поворотом налево, то приоритет между встречными водителями выполняется, и разногласий между ними не возникает.

Но если водитель с прил.территории проезжает «прямо» или поворачивает направо, то при рассуждении по 2-му варианту (пункт 13.12) он искренне считает, что у него приоритет. А, ведь, его встречный оппонент, который с второстепенной дороги поворачивает налево, так не считает. Между водителями возникают разногласия. Пример на рисунке ниже.

Как избежать ДТП при возникающих разногласиях?

Правило №1: использовать свой приоритет (преимущество) целесообразно только в том случае, когда вы уверены в том, что вам уступают дорогу. При этом, в случае возникновения опасности, вы должны быть готовы остановиться (прекратить движение) в целях избежать ДТП.

При возникающих разногласиях другого способа, чтобы избежать столкновения, нет.

Еще может возникнуть следующая ситуация. Вы понимаете, что должны уступить, и выезжаете на перекресток очень медленно, т.е. не стоите на месте, а очень медленно движетесь в надежде, что встречный водитель, у которого преимущество, успеет проехать перед вами. Вы контролируете ситуацию.

Но что происходит в этот момент? Водитель встречного автомобиля вместо того, чтобы ускориться и проехать перекресток, останавливается перед вами, и начинает выражать возмущение в том, что вы ему не уступаете с его точки зрения должным образом, т.е. ваш автомобиль не стоит на месте.

Причины такого поведения лежат в области психики, но лично вас это не должно тревожить никаким образом. Все ваше внимание — на дорогу. Вы останавливаетесь, пропускаете того вперед, он вам что-то кричит, возмущается, и пусть едет с миром. Можно ему махнуть рукой, мол, проезжай, не задерживай. Все.

Проблема в том, что люди, привыкшие поучать других, сами нередко создают опасные ситуации, даже не подозревая об этом, потому что они действуют на эмоциях. А в порыве эмоций рациональная часть мозга как бы «отключается», это общеизвестный медицинский факт. Поэтому, любое событие нужно оценивать с некой долей хладнокровия.

На сайте есть статья по разбору дорожной ситуации Не договорились. Ее тема отличается от нынешней, но как пример происходящего, очень подходит. Еще пример эмоциональной реакции на ситуацию рассмотрен в статье Эмоции на дороге – плохой советчик.

Все, что изложено выше по тексту, относится к правилам выезда с прилегающей территории на нерегулируемый перекресток и проблемам безопасности в этом процессе. Но вполне реально оказаться в похожих обстоятельствах, когда выезд с прил.территории происходит на перекресток с работающим в режиме «красный-желтый-зеленый» светофором.

На фото ниже один из таких участков. Белой стрелкой обозначено направление выезда из жилой зоны прямо на регулируемый перекресток. Особенность в том, что непосредственно сам выезд из двора или с территории НЕ регулируется светофором.

В некотором роде светофор облегчает выезд с прил.территории, потому что периодически ограничивает движение то по «прямой» главной дороге, то с примыкающей дороги. ПДД данную ситуацию не регламентируют, поэтому заехать на перекресток разрешается (не запрещено) в любом удобном случае, помня требования пункта 8.3 ПДД: не создавать помех другим ТС.

При интенсивном движении целесообразно выезжать на перекресток с прил.территории по зеленому сигналу встречного светофора, уступая дорогу встречным транспортным средствам. Если в направлении «прямо» сразу проехать не удается, то, как вариант, можно повернуть направо, затем развернуться, и подъехать к этому перекрестку уже по дороге. Далее — по сигналам светофора.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 23.06.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Источник статьи: http://avtonauka.ru/vopros-otvet/vyezd-s-prilegayushhej-territorii-na-perekrestok.html

Выезд на дорогу, когда другой автомобиль разворачивается

Последнее обновление: 14.05.2020
6 комментариев

Вопрос читателя заключается в следующем. Ситуация: одна машина выполняет разворот, а другая в это время выезжает на дорогу, и пути их, естественно, пересекаются. Кто в таком случае должен уступить дорогу?

Поскольку ситуация в вопросе не «привязана» к конкретной дорожной обстановке, на вопрос, кто в таком случае должен уступить дорогу, однозначно ответить нельзя. Правильность ответа будет зависеть от конкретных особенностей ситуации. Рассмотрим наиболее встречающиеся из них.

В вопросе присутствует термин «дорога». Дорога, согласно определению, представляет собой полосу земли или поверхность сооружения, обустроенную и приспособленную для движения транспортных средств. Дорога включает в себя разделительные полосы, проезжую часть, тротуары, обочину, трамвайные пути, если таковые есть.

Поэтому, чтобы не путаться в юридических определениях, и чтобы ответ на поставленный вопрос был понятен, из термина «дорога» возьмем только проезжую часть, поскольку вопрос касается движения и приоритета бесколесных транспортных средств.

Теме разворотов на сайте посвящены две основные статьи: разворот вне перекрестка — статья Выполнение разворота. Часть 1, разворот на перекрестках – статья Выполнение разворота. Часть 2. Есть еще серия статей Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. В этих статьях рассмотрены маневры на соответствие ПДД и некоторым правилам безопасности движения. Здесь же, отвечая на вопрос, рассмотрим приоритет участников в процессе выполнения разворота в типичных ситуациях, как вне перекрестка, так и на перекрестках.

Выезд на дорогу с прилегающей территории

Предположим, вы выезжаете с парковочной площадки на дорогу, которая пролегает рядом, а в это время, напротив выезда разворачивается автомобиль, который едет по этой дороге. Предположим, водитель выбрал для разворота именно это место, потому что здесь разворот не запрещен, дорога становится немного шире, и развернуться удобнее. Кто проедет первым?

Ответ на этот вопрос дает пункт 8.3 ПДД: «При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней …».

Автомобиль, выполняющий разворот, в этой ситуации пользуется преимуществом в движении, поскольку он уже едет по этой дороге, т.е. завершая разворот, он проезжает первым. Жилой двор также относится к прилегающей территории, поэтому, выезжая из двора, следует уступить дорогу всем участникам, которые уже по этой дороге движутся, в том числе и автомобилю, завершающему разворот через выезд со двора.

Выезд со второстепенной дороги на главную дорогу

Следующая ситуация: неравнозначный перекресток. По главной дороге на перекрестке разворачивается автомобиль, а вы, предположим, с второстепенной дороги, выезжаете на главную дорогу, и поворачиваете направо. Кто в этом случае проедет первым?

На этот вопрос отвечает пункт 13.9 ПДД: «На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения …»

Таким образом, выезжая с второстепенной дороги на главную, следует уступить всем, кто движется по главной дороге, в т.ч. водителю, завершающему разворот на этом перекрестке с главной дороги.

Далее, точно такая же ситуация с разворотом на перекрестке, как рассмотренная выше, только перед вами равносторонний перекресток или перекресток равнозначных дорог. Вам нужно повернуть направо и вы подъезжаете к перекрестку по одной дороге, а с другой дороги на него, по отношению к вам с правой стороны, уже заехал для разворота еще один автомобиль. Кто кому в этой ситуации должен уступить дорогу?

На равнозначном перекрестке все дороги равны по значению, на таком перекрестке водители должны руководствоваться пунктом 13.11 ПДД: «На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа …»

Из этого правила следует, что, выехав первым по праву на перекресток для разворота, тот водитель обязан остановиться, пропустить вашу машину вперед, (уступить вам дорогу как помехе справа), после чего, завершить свой разворот.

Эта же ситуация глазами водителя, выполняющего разворот: он подъезжает к перекрестку: справа у него помехи нет – выезжает на перекресток для разворота, начинает разворот, и видит ваш автомобиль, который теперь уже, после разворота, оказывается у него с правой стороны (вы заезжаете на перекресток для поворота направо). В этом месте он должен остановиться и уступить вам дорогу (уступить право первому проехать свой участок перекрестка).

Все перечисленное выше относится к ситуациям, когда участники подъезжают к перекрестку с разных дорог, но они могут встретиться на перекрестке, подъехав по одной дороге, но с прямо противоположных сторон. В этом случае в зависимости от типа перекрестка действуют разные пункты правил: пункт 13.4 – если перекресток регулируемый, и 13.12 – если перекресток нерегулируемый.

Суть у этих правил одна – когда участники встречаются на одной дороге, тогда в соответствии с упомянутыми выше пунктами уступить должен тот автомобиль, который разворачивается.

Правила определяют, как должно быть, а в реальности действия водителей не всегда полностью соответствуют пдд. Одной из причин является некая уверенность, что удастся завершить маневр раньше, т.е. до встречи с оппонентом.

На этот счет существует одно неписаное правило: преимущество определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП. Чтобы гарантировать себе безаварийный проезд и избежать ДТП нужно постоянно следить за обстановкой вокруг своего автомобиля.

Для наглядного примера и понимания того, о чем изложено выше по тексту, рекомендую ознакомиться со статьей Ситуация разъезда с автомобилем, выполняющим разворот.

Теперь, ситуация на регулируемом перекрестке. Здесь все просто: одним участникам сигнал светофора разрешает движение, другим – его запрещает. Единственный спорный момент — разворот на регулируемом перекрестке на смене сигналов светофора, будет выглядеть как завершение проезда перекрестка. В соответствии с пунктом 13.8 ПДД следует уступить дорогу участникам, завершающим проезд перекрестка.

Также нужно уступить дорогу участнику, завершающему разворот, да и вообще проезд перекрестка, когда ваш въезд на перекресток происходит на зеленую «стрелку», включенную одновременно с желтым или красным сигналом светофора (пункт 13.5).

Вот, собственно, почти все типичные, т.е. часто встречающиеся ситуации взаимодействия участников движения, один из которых осуществляет разворот на дороге. Но всегда необходимо помнить о безопасности осуществления любого маневра. Что это значит?

С одной стороны, есть юридическое преимущественное право на проезд, т.е. право на первоочередный проезд в соответствии с каким-то пунктом Правил. Но в реальной ситуации это право вроде бы есть, а возможности воспользоваться этим правом здесь и сейчас по разным обстоятельствам может не быть. Поэтому, использовать свой приоритет следует только тогда, когда есть уверенность в том, что вам уступают дорогу.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 14.05.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Источник статьи: http://avtonauka.ru/vopros-otvet/vyezd-na-dorogu-kogda-drugoj-avtomobil-razvorachivaetsya.html

Оцените статью