Автомобиль пенного тушения 8т311м

Машины войск химической защиты на шасси ЗИЛ-131

Машины войск химической защиты на шасси ЗИЛ-131

8Т311М (1967—1990 гг.) — серийная обмывочно-нейтрализационная машина многоцелевого назначения на шасси ЗИЛ-131 или ЗИЛ-131Н с лебедками или без них. Являлась модернизированным вариантом первой модели 8Т311 на базе ЗИЛ-157 и выпускалась заводом «Пожтехника» из Торжка. Использовалась для проведения обмывочных операций при работе с высокоагрессивными жидкостями, нейтрализации различных машин и вооружения от остатков окислителя и пенного тушения мелких возгораний. В ее состав входили цистерна на 1900 л воды и баки для щелочи и пенообразователя вместимостью 150 и 100 л соответственно. Вариант 8Т311МЭ снабжался электрическим розжигом форсунок. Полная масса машины — 10 159 кг, расчет — три человека. В 1990-е годы ее оборудование монтировалась на шасси ЗИЛ-4334.

ДДА-3 — дезинфекционно-душевая установка на шасси автомобиля ЗИЛ-131 со специальным кузовом и двухосным прицепом-шасси CM3-8326. Принята на вооружение в апреле 1980 года. Изготовитель — пермское ПО «Автомедтехника». Конструктивно являлась развитием станций ДДА-2 и ДДА-66 и применялась для дезинфекции и дезинсекции обмундирования личного состава и помывки в полевых условиях в любое время года. Машина позволяла развернуть палаточный пункт обработки с помывочным отделением на 18 душевых сеток, двумя дезинфекционными камерами объемом по 2,4 м 3 и парогенератором, работавшим на жидком топливе. В летнее время ее пропускная способность по помывке достигала 144 человек, зимой — 96 человек. Длина автопоезда в походном положении — 12,8 м, полная масса — 14 275 кг.

Читайте также:  Авто место для автомобиля размеры

АРС-14 — авторазливочная станция на шасси серии ЗИЛ-131 без лебедки. Использовалась для транспортировки, временного хранения, перекачивания и распределения по поверхности воды, различных составов и химических растворов. Главное назначение станции — дегазация, дезактивация и дезинфекция вооружения и военной техники, а также дегазация и дезинфекция отдельных участков местности и дорог при движении с рабочей скоростью 3 — 4 км/ч. Станция использовалась также для тушения мелких пожаров и поливки улиц. Снабжалась эллиптической цистерной вместимостью 2700 л, баками для спецсоставов, горизонтальным винтовым насосом 2,5ВС-ЗА с приводом от коробки отбора мощности, обеспечивавшим подачу 18 м 3 жидкостей в час на высоту до 20 м, комплектом рукавов и приборов. Дополнительный ручной насос БКФ-4 имел подачу 1,2 м 3 /ч. На одной заправке цистерны за 8 — 10 минут можно было обработать полосу шириной 5 м и длиной 250 м. Время заполнения цистерны с использованием механического насоса — 8 — 12 минут, ручного — 45 мин. Полная масса станции с расчетом из трех человек — 10 200 кг. Ее модернизированный вариант базировался на автомобиле КамАЗ-4310.

АГВ-ЗУ — автомобильный дегазационно-воздушный комплекс (автодегазационная станция) на четырех автомобилях ЗИЛ-131 с общим расчетом из 13 человек. Предназначался для дегазации паровоздушной аммиачной смесью, дезинфекции и дезинсекции обмундирования, обуви, снаряжения и средств индивидуальной защиты, зараженных отравляющими веществами и их парами, а также для сушки обработанного имущества горячим воздухом. Эти функции выполняли две дегазационные машины со специальными высокими кузовами-фургонами с четырьмя боковыми распашными дверями. Они оборудовались четырьмя независимыми дегазационными камерами объемом по 2 м 3 , специальным оснащением и системой управления. Источником пара и горячего воздуха являлась силовая установка, размещавшаяся в специальном фургоне с откидными боковыми стенками. В состав ее оснащения входили автономный бензиновый двигатель «Москвич», паровой котел с парогенератором, системы питания котла водой и топливом и распределения пара и воздуха, управления и контроля. Производительность пара составляла не менее 250 кг/ч, горячего воздуха — 2000 м 3 /ч. Вспомогательное съемное оборудование и материалы перевозили на подсобном грузовике ЗИЛ-131 с надставными деревянными бортами и тентом.

Читайте также:  Старинный автомобиль с клаксоном

На автомобиле ЗИЛ-131 с фургоном К-131 и на прицепе-шасси CM3-8326 с кузовом КП-2 базировалась также автомобильная радиометрическая и химическая лаборатория АЛ-4М для определения степени зараженности машин и местности ядовитыми и радиоактивными веществами.

Источник статьи: http://tehimpex.kiev.ua/articleview.php?id=605

Парк «Патриот», г.Энгельс. 8Т311М на базе ЗиЛ-131

Среди экспонатов энгельсского Парка Патриот, помимо «привычных» танков-самолётов и прочего такого, хватает не слишком часто встречающейся военной спецтехники.

Про машину с занятно звучащим названием «авторазливочная станция» мы уже говорили. Недавно к ней присоединилась машина, называемая не менее забавно – обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311М на базе ЗиЛ-131.
В общем, уже разлито, пора это дело обмывать.

Первоначально эти обмывочно-нейтрализационные машины выпускали на том же шасси ЗиЛ-157, что и стоящая рядом авторазливочная станция. Потом, с появлением ЗиЛ-131, стали делать уже на их базе. Авторазливочные станции, кстати, тоже перешли на новое шасси. Тут, в Парке, стоит как раз более ранний вариант такой авторазливочной, и более поздний — нейтрализационной.

Чтобы никто не сомневался, что это за штука, название агрегата выведено на борту огромными буквами. Заодно, написано и название части, откуда этот экспонат прибыл – всё тот же, неоднократно мной поминаемый 511-й Гвардейский Смоленский Краснознамённый ордена Суворова, трижды ордена Кутузова и ордена Богдана Хмельницкого зенитный ракетный полк. Да ещё с уточнением – техническая батарея. Сзади ещё и бумажечка приклеена с номером в/ч 40218 — это 511-й «и так далее» полк и есть.

На изрядной части местных экспонатов либо нанесено полное название, либо просто приклеена бумажечка с номером этой воинской части. Впрочем, находящееся там же грозное предупреждение «Собственность Министерства Обороны Российской Федерации» некоторых нехороших посетителей не останавливает. К примеру, в кабине именно этой машины свили себе гнёздышко местные детишки. Дверцы кабины, кстати, изначально были прихвачены сваркой, но что такое сварка? Она от взрослых-то не защитит, от детей – тем более.

Наличие такой «химзащитной» машины в зенитном подразделении не удивительно. Где зенитные ракеты, там и топливо с окислителем. А, как известно, как не герметизируй токсичные и агрессивные компоненты, их всё равно кто-нибудь, да разольёт.

Основная емкость на 1,9 кубометра воды, бак для щёлочи на 150 литров и бак для пенообразователя на 100 литров. Водичку внутри цистерны можно согреть. И можно не только токсичные компоненты нейтрализовывать, но и людей помыть. А можно пожар тушить. Или полить самолёт антиобледенительной жидкостью. В общем, многоцелевая машина.

Видок у машины изрядно помятый и обшарпанный. То ли её так интенсивно эксплуатировали, то ли так плохо хранили. А может и то, и другое. Главное, чтобы тут, в Парке, её не доломали.

Источник статьи: http://erofey-manager.livejournal.com/245110.html

Пожарные автомобили целевого применения

Основные пожарные автомобили общего и целевого применения – техника для доставки боевого расчета и оборудования к месту ликвидации возгораний и проведения аварийно-спасательных работ. В городской среде по вызову выезжают ПА общего применения. Техника, задействованная при тушении пожаров на промышленных предприятиях, аэропортах, объектах социально-культурного назначения, относится к категории основных пожарных автомобилей целевого назначения. Их задача – доставка личного состава и ПТВ под нужды конкретно возникшей ситуации.

Типы автомобилей целевого назначения

Основные пожарные автомобили целевого применения по базовому конспекту МЧС условно делятся на 8 подвидов:

  • аэродромные, имеющие маркер АА;
  • пожарные машины порошкового тушения (АП);
  • автомобили пенного тушения (АПТ);
  • машины комбинированного тушения (АКТ);
  • пожарные автомобили газового тушения (АГТ);
  • машины газоводяного тушения (АГВТ);
  • автонасосные станции (ПНС);
  • пеноподъемники (ППП).

Аэродромные автомобили

При возгораниях и ЧС на аэротранспорте применяют специальные машины, оборудованные техническими средствами для эвакуации пассажиров и экипажа, а также для локализации возгораний на взлетных полосах с целью предупреждения распространения огня на соседние крылатые машины. Нередко задачей бойцов становится тушение разлитого по взлетному полю топлива.

По уровню противопожарной защиты выделяют 9 категорий аэродромов. Каждая из них предполагает свое количество дежурных автомобилей класса АА. Минимум на каждом аэродроме должна быть одна машина целевого назначения с запасом огнетушащих веществ 8 тонн. Если объекту присвоена 9-я категория, то таких ПА должно быть уже 2. 1-4 категория предполагает дежурство дополнительных машин (1-3 единицы) с запасом ОВ по 8 т каждая.

Техника класса АА бывает двух видов:

  1. Стартовые машины, базирующиеся в непосредственной близости взлетных полос. Они всегда находятся в боевой готовности, а их цистерны, пенобак и насос оборудованы подогревающими устройствами. В качестве дополнительного оборудования используют переносные средства пожаротушения, порошковые огнетушители и углекислотные установки с запасом ОТВ не менее 50 кг.
  2. Основные ПАА, базирующиеся в пожарной части. Это машины АА-60 двух видов: 7310/160.01 и 7310/220, поставленные на шасси МАЗ. На вооружении МЧС стоят и машины на базе МЗКТ-790912, а именно АА 15/80-100/3 ПМ-539.

Основное требование, предъявляемое к технике этого класса – быстрое боевое развертывание. На это отводится не более 3 минут. Аэродромные ПА по нормам международной организации гражданской авиации должны быть высокомобильными и развивать скорость до 80 км/ч всего за 45 с. Обязательное условие – наличие полноприводного шасси 6×6 или 8×8. Важный показатель – насос. На большинстве моделей установлен тип ПН-40УВ и ПН-60Б. Последний дает при напоре 100 м расход 60 л/с.

Машины порошкового тушения

Техника, востребованная при ликвидации огня на химических и нефтеперерабатывающих предприятиях, обычных или атомных электростанциях. Основным ОТВ является порошок на основе кальцинированной соды, бикарбоната натрия, графита, стеаратов железа и алюминия. Для хранения огнетушащего порошка используются специальные резервуары. В их верхней части имеется расширение для дозаправки и проведения ТО. В нижней – люк для удаления остатков вещества.

Одна машина оснащается несколькими резервуарами. Плюс к ним устанавливаются 1-2 лафетных ствола, обеспечивающих подачу ОТВ 20-100 кг/с. К рукавным линиям можно подсоединять ручные стволы, но их производительность в разы ниже, всего 5 кг/с.

Принцип работы ПА порошкового тушения основан на принудительном пневматическом вытеснении порошка по трубопроводам или рукавным линиям. ОТВ при этом переводится в псевдосжиженное состояние и становится более текучим. Именно принцип трансформации тушащего вещества лег в основу классификации машин типа АП.

  1. Псевдоразжижение порошка и подача сжатого газа в резервуар через аэроднище.
  2. Псевдоразжижение порошка и непрерывная подача сжатого газа через форсунки.
  3. Одновременная закачка порошка и газа в сосуд для хранения.

В пожарной охране самым распространенным автомобилем целевого применения типа АП является АП-3(130)-148А на платформе ЗИЛ-130.

Автомобили пенного тушения

Основная сфера применения техники типа АПТ – ликвидация возгораний на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. По конструкции и принципу действия они во многом сходны с автоцистернами общего применения, благодаря чему машины можно заправить водой, если такая необходимость возникнет во время ликвидации возгораний.

На вооружении МЧС стоит два типа АПТ:

  1. АВ-40 (5557) на платформе Урал. Доставляет личный состав и запас пенообразователя, а также подает ПТВ в магистральные пеносмесители. Отдельная функция – забор воды из водоисточника. В базовой комплектации используется пеносмесипеть ПС-5, подающий пену низкой кратности из расчета 10-20 м 3 /мин при одномоментной работе пяти ГПС-600. Лафетный ствол выдает 20 м 3 /мин. Работает машина от дизельного мотора мощностью 230 л.с. Кабина рассчитана на 7 посадочных мест. Объем бака для пенообразователя составляет 5300 л. Производительность насоса – 40 л/с.
  2. АВ-40 (53215) на платформе КамАЗ. Работает на дизельном топливе, оснащен двигателем 240 л.с. В базовой комплектации имеет насос ПН-40УВ производительностью 40 л/с. Напор – 100 м. диаметр всасывающего патрубка – 125 мм. Основное оборудование – два напорных патрубка по 80 мм в диаметре каждый.

Автомобили комбинированного тушения

Техника, задействованная при тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС на машиностроительных предприятиях. Принцип ее действия заключается в одновременной подаче двух типов ОВ: порошка и воздушно-пенного состава. Как правило, базой для машин АКТ становятся шасси повышенной проходимости. В зависимости от этого варьируется грузоподъемность транспортного средства.

  1. Легкие АКТ оснащаются порошковыми и пенными установками без насоса. ОТВ при этом подаются за счет энергии сжатого газа, хранящегося в баллонах.
  2. Средние АКТ работают на сочетании порошковых установок и водопенных насосного типа.

К легкому типу относят модель АКТ 1/1(4320), поставленную на шасси Урал. Кабина рассчитана для перевозки только троих человек. Сосуды для пены и порошка размещаются на специальной платформе. Для подачи ОТВ используется энергия сжатого воздуха, который хранится в баллонах под давлением 15 МПа. Сосуд для порошка рассчитан на загрузку 900 кг вещества, а емкость бака для пенообразователя составляет 1000 литров. Расход порошка из лафетного ствола – 40 кг/с.

К среднему классу относится автомобиль АКТ-6/1000-80/20. Он смонтирован на шасси КамАЗ-53229, имеет пожарный центробежный насос, порошковую установку, баки для пенообразователя и цистерну для воды. Кабина машины рассчитана на доставку личного состава в количестве 7 человек. Объем цистерны составляет 6000 литров, баки для пены в количестве двух штук вмещают в себя 1000 кг вещества каждый, установка для порошка также рассчитана на 1000 кг. Производительность насоса составляет 80 л/с. Подача водяного ствола – 60 л/с, а порошкового – 20 кг/с.

Автомобили газового тушения

Техника типа АГТ используется для тушения пожаров на закрытых объектах с хранением в них материальных ценностей. Это музеи, библиотеки, склады, банки, архивы. Основным ОТВ являются инертные газы. Как правило, это двуокись углерода СО2. Газ закачивают в баллоны, количество которых зависит от модели автомобиля.

Автомобили газоводяного тушения

Машины класса АГВТ зарекомендовали себя при тушении горящих газовых и нефтяных фонтанов. Механизм тушения основан на использовании высокой скорости отработанных газов, которые срывают пламя горящего фонтана. Дополнительно для снижения температуры очага возгорания вводят струю воды. Основные требования, предъявляемые к машинам АГВТ:

  • шасси повышенной проходимости;
  • комплектация турбореактивным двигателем, обладающим усиленной тягой с большим количеством отработанных газов;
  • наличие вертикальной и горизонтальной регулировки направления огнетушащей струи.

Вода подается в поток газов по лафетным стволам, которые крепятся на корпусе ТРД так, что водяные струи входят в газы на расстоянии 1-2 мм от сопла двигателя. Вода к стволам проходит от ПНС, насосно-рукавных автомобилей или от АЦ.

АГВТ устанавливают в непосредственной близости от зоны возгорания, поэтому защита от тепловых потоков является обязательным условием для этого типа машин. С этой целью на них устанавливают оросители щелевого типа. Их насадки направлены на кабину и баки.

Автонасосные станции

Специальные автомобили, созданные для перевозки и подачи воды по магистральным пожарным рукавам к лафетным стволам, ПА или в качестве создания резервного запаса воды в местах крупных возгораний. Преимуществом этого вида техники считается бесперебойная подача воды для 3-4 АЦ с перекачкой на расстоянии до 2 км. Машины считаются вспомогательными средствами, которые работают вместе с рукавными автомобилями, машинами водопенного тушения и автоцистернами. На вооружении МЧС стоят ПНС на базе КамАз, ЗИЛ, МАЗ. Производительность их насосов составляет 100 л/с, чаще всего это модель ПН-100.

Пеноподъемники

Машины, созданные для тушения пожаров пеной на высоте. Их конструктивная особенность – наличие поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелы с пеногенераторами. Основная сфера применения – ликвидация возгораний на зданиях и технологических установках высотой до 40 метров.

К классу ППП относят приспособленные пеноподъемники и собственно пеноподемники. Первые разработаны на базе серийных коленчатых подъемников. Их задействуют при ликвидации немасштабных пожаров. Второй тип – современные машины, созданные исключительно для подачи пены на высоту. В их основу были положены компоновочные схемы автобетононасосов.

Источник статьи: http://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnye-mashiny/pozharnye-avtomobili-czelevogo-primeneniya.html

Оцените статью