- Цистерна для нефтепродуктов — виды и объем
- Применение
- Виды автомобильных цистерн
- Устройство бензовоза
- Сколько литров вмещает бензовоз
- Особенности каждой модели автозаправщиков
- Статьи
- Требования к автоцистернам для перевозки нефтепродуктов
- Виды автоцистерн, перевозящих нефтепродукты
- Характеристики
- Транспорт для особых условий перевозки
- Другие особенности автоцистерн
- Требования к транспортировке
- Автомобильные средства транспортирования горючего
- Автомобильные средства транспортирования горючего
- Допустимая полная масса,т
- Автомобильная цистерна АЦ-8,7-5320
- Гидравлическая система автоцистерны
Цистерна для нефтепродуктов — виды и объем
Современная цистерна – это специальный грузовой прицеп, основой которого является цилиндрический котел с днищем сферического типа. Когда речь идет о транспортировке нефтяных продуктов, в дело вступают цистерны общего назначения. Только такие емкости обеспечивают должный уровень безопасности, и даже многодневная поездка происходит без происшествий.
Применение
Автоцистерна для нефти и ее производных является специальным видом транспорта, грузовая часть которого адаптирована под перевозку пожароопасных веществ. В рабочем обиходе такие машины называют проще – бензовоз. Но стоит понимать, что альтернативное название применимо лишь к вариантам, предназначенным для транспортировки светлых нефтепродуктов.
Когда речь заходит о вариантах для темных нефтепродуктов, в силу вступает другое наименование – битумовоз. Каждая нефтяная цистерна рассчитывается для загрузки вязких тягучих сред.
Виды автомобильных цистерн
Для нефтяных веществ цистерна определяется видом транспорта, используемого для перевозки наполненного контейнера с опасным грузом. Различают 2 основных типа:
- Цистерны для нефтепродуктов общего назначения, которые также называют универсальными;
- Емкости железнодорожного предназначения.
Универсальные модели (номер 1 в списке выше) подразделяются еще на 2 класса:
- Для светлых нефтепродуктов. В таких емкостях перевозятся дизельные составы, нефть, бензин (а также его разновидности), керосин и производные субстанции более узкого назначения. Для пущей безопасности такие модели оснащаются системами верхнего слива жидкости колпачного типа. Они не оборудуются механизмами подогрева для заливки или слива среды при изменяющихся показателях температуры воздуха;
- Для темных нефтепродуктов. Модели применяются в транспортировке вязких составов, таких как битум, мазут, нефть, минеральное масло и других. Система для слива жидкости в таких емкостях устанавливается в нижней части. Такие контейнеры имеют встроенные системы подогрева. Уровень в 250 градусов по Цельсию исключает всевозможные задержки слива, даже если температура окружающей среди низкая. Также данная функция помогает битумовозам без труда перевозить грузы на дальние расстояния.
Справедливо будет отметить, что газ – это такой же востребованный нефтепродукт. Он тоже перевозится в специализированных емкостях, но под постоянным давлением. Это еще один класс оборудования, который используется не менее часто.
Важно: в производстве моделей для светлых нефтепродуктов всегда удовлетворяются самые жесткие требования к правилам безопасности. Классическая цистерна для перевозки бензина за 1 рейс способна транспортировать до 5-ти вариаций горючей жидкости.
Устройство бензовоза
Поскольку нефть и ее производные относятся к 3-му классу опасности, бензовозы должны быть собраны в соответствии со всеми требованиями пожарной безопасности. Для этого в устройстве цистерны предусмотрено сразу несколько факторов:
- Наличие специализированных донных клапанов в цистерне. Большую часть времени поездки они герметично закрыты, дабы предотвратить утечку жидкости из бака. Также клапаны защищают бензиновые трубы от механических повреждений.
- Экранированная система проводки. Несмотря на то, что электронных элементов в машине очень много, попадание искры в емкость невозможно. Чтобы обеспечить безопасность, на специализированной технике устанавливаются проблесковые маячки.
- Тягачи, на которых устанавливается полуприцеп цистерна для нефтепродуктов, работают на базе экологичного двигателя 3-го класса. Выхлопная система выведена таким образом, чтобы исключить ее контакт с заполненной цистерной в процессе движения. Варианты монтажа: передний в правой части, а также правый боковой сразу за кабиной. На каждую выхлопную трубу обязательно надевается искрогаситель.
- На борту бензовоза должен быть огнетушитель и емкости для песка. Это первые инструменты, способные остановить горение нефти, а также предотвратить растекание жидкости в случае возникновения протечки.
Сколько литров вмещает бензовоз
Объем цистерны бензовоза определяется требованиями со стороны заказчика. Назначение и нюансы в процессе выполнения технического задания играют решающую роль для производителя, чтобы достичь максимальной безопасности в процессе перевозки горючих жидкостей.
Когда конкретные условия обговорены, определяется тип материала, из которого будет производиться продукт:
- Сталь (конструктивная или нержавеющая). Самые объемные цистерны для бензина изготавливаются из данного материала;
- Алюминиевый сплав;
- Стеклопластик.
Стальная модель, как правило, характерна самым большим весом (от 7-ми до 9-ти т). Вмещаемый объем – до 50.000 л продукта. Кстати, показатель объема напрямую зависит от числа резервуаров внутри: от 3-х до 5-ти. Если техника производится из нержавейки, то ее показатель вместительности становится чуть ниже – до 34.000 л. Классический вариант умещает внутри до 4-х отсеков, а весит 6,5 т.
Варианты из сплавов алюминия чуть легче (5,7 т), но вмещают больше – до 36.000 л. Что касается стеклопластиковых вариантов, то они обладают низкой стоимостью, но также наименьшей емкостью.
В зависимости от количества оборудованных отсеков, объем разнится в диапазоне 5.000-30.000 л. Все типы цистерн, за исключением последнего, подходят только для работы со светлыми нефтепродуктами. Стеклопластик рассчитан как на топливо, так и на темные горючие жидкости.
Особенности каждой модели автозаправщиков
Поскольку нефтяной рынок развивается все сильнее, существует масса производителей, предлагающих цистерны для перевозки нефтепродуктов разной цены, качества и объема. Ключевыми особенностями для каждой модели являются:
- Герметичность установленной системы для слива;
- Адаптированность к российским климатическим условиям;
- Адаптированность под условия отечественных дорог.
Только проверенный производитель может гарантировать высокое качество продукции. Каждая компания обязана приложить к товару сопроводительную документацию, вне зависимости от вида проданного оборудования. В документе прописывается назначение тары, а также информация по расположению приборов слива.
Необходимым фактором является инструкция по эксплуатации с учетом конструктивных особенностей модели, а также индивидуальных отличий (если была разработана заказная архитектурная разработка от клиента).
Источник статьи: http://naperevoz.ru/spectekhnika/tsisterna-dlya-nefteproduktov.html
Статьи
Требования к автоцистернам для перевозки нефтепродуктов
Автоцистерна представляет собой грузовой автомобиль, имеющий специальную емкость для перевозки, как правило, жидких веществ. Нефтепродукты относятся к опасным грузам, потому к транспортным средствам, перевозящим их, выдвигаются особые требования по безопасности. Все продукты нефтепереработки можно разделить на несколько категорий:
- разогретый битум;
- консистентные смазки;
- топливо разных типов;
- холодный битум и другие твердые продукты;
- жидкие смазки.
Виды автоцистерн, перевозящих нефтепродукты
Автоцистерны, предназначенные для транспортировки нефтепродуктов, можно разделить на 2 вида:
- Транспортные средства, используемые только для перевозки продуктов нефтепереработки.
- Транспортные средства, используемые для перевозки нефтепродуктов и для заправки ими другой техники.
В любом случае автоцистерны должны оснащаться всеми необходимыми средствами обеспечения безопасности. Это объясняется тем, что данный груз относится к числу взрывоопасных. Одна цистерна может использоваться для транспортировки нескольких нефтепродуктов. Это обеспечивается за счет наличия внутри нее отдельных отсеков.
Характеристики
Различное предназначение автоцистерн требует наличия определенных технических характеристик. В их число входят такие параметры:
- масса цистерны;
- предельная скорость движения (не более 70 км/час);
- объем цистерны;
- размещение технического шкафа;
- диаметр трубопровода;
- число отсеков;
- материалы, из которых изготовлена цистерна;
- форма транспортного средства.
Бензовозы могут использоваться для транспортировки не только светлых, но и темных нефтепродуктов, например, битума. Но при этом после каждой такой перевозки внутренности цистерны необходимо обработать горячим паром. Обычный бензовоз отличается от заправщика тем, что в последнем имеются раздаточный кран и сливной насос. Также часто такие транспортные средства комплектуются приборами учета топлива.
Обычно габаритные размеры автоцистерны составляют 9×2,5×4 м. Внутри она может быть разделена на несколько отсеков. В таком случае каждый из них оснащается собственным сливом, чтобы не допустить смешение разных нефтепродуктов.
Транспорт для особых условий перевозки
Чтобы транспортировать нефтепродукты в условиях бездорожья, используют более мощные автомобили, к которым присоединяют 3-осные прицепы. Такие транспортные средства оснащаются специальными шинами и дополнительными габаритными сигналами. Также обязательно имеются запасные колеса.
Цистерны-прицепы имеют определенные конструктивные особенности:
- с обеих сторон установлены винтовые домкраты;
- площадка выполняется из специализированной стали. Она комплектуется настилом, сборным ограждением и лестницей;
- горловина имеет уровнемеры для определения объема перевозимой жидкости;
- закрепляется горловина откидными болтами. В ней имеется дыхательный клапан, который регулирует испарение жидкости;
- задняя часть цистерны оснащается шаровыми кранами и отстойником с фильтром;
- для изготовления цистерны используется сталь. Сама емкость в сечении имеет форму эллипса, ее объем — порядка 40 м 3 ;
- внизу цистерны установлены 2 герметичных люка.
Другие особенности автоцистерн
Каждая автоцистерна должна выдерживать определенное давление. Его значение устанавливается правилами безопасности. В бензовозе должна быть обеспечена возможность забора проб жидкости для определения ее качества и соответствия стандартам. Чтобы произвести слив нефтепродукта из цистерны, она должна обеспечивать автоматическое нагнетание во внутреннем пространстве.
Требования к транспортировке
Транспортное средство, предназначенное для перевозки нефтепродуктов, должно соответствовать целому ряду требований. Также определенные условия выдвигаются и к водителю. Общие требования безопасности включают в себя:
- окрашивание автоцистерн для нефтепродуктов в определенные цвета;
- обеспечение пожарной безопасности;
- обеспечение водителя средствами индивидуальной защиты;
- наличие на транспортном средстве надписей, указывающих на опасность перевозимых грузов;
- оснащение транспортного средства оранжевыми сигнальными фонарями;
- наличие у водителя допуска к транспортировке опасных грузов.
Автоцистерны для транспортировки нефтепродуктов могут комплектоваться оборудованием для заправки техники, электронной пломбировкой, оборудованием для нижнего налива и т. д.
Источник статьи: http://necton-sea.ru/articles/Trebovaniya_k_avtotsisternam_dlya_perevozki_nefteproduktov/
Автомобильные средства транспортирования горючего
Автомобильные средства транспортирования горючего
Автомобильные средства транспортирования классифицируют по следующим признакам: .
- тип базового шасси;
- вид нефтепродукта;
- назначение;
- нагрузка на оси базового шасси;
- проходимость автомобильных средств;
- тип несущего элемента базового шасси.
Тип базовых шасси обуславливается моделью грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов.
Вид нефтепродукта обусловливается, как правило, плотностью, которая указывается в паспорте на цистерну. При транспортировании более тяжелых нефтепродуктов увеличиваются осевые нагрузки, что уменьшает срок службы базового шасси. Недолив цистерн при заполнении более тяжелым нефтепродуктом снижает эффективность их использования.
По назначению автомобильные средства разделяют на транспортные и заправочные. Транспортные предназначены только для перевозки. Заправочные наряду с перевозкой осуществляют выдачу топлив через специальные раздаточные системы в топливные баки автомобилей.
Параметры автомобильных цистерн регламентируются параметрами базовых шасси: грузоподъемностью, полной допустимой массой, габаритными размерами, проходимостью и т. п.
По нагрузке на оси базового шасси цистерны подразделяются на две группы: А — для эксплуатации на дорогах с капитальными покрытиями (цементобетонными, асфальтобетонными и др.); Б — для эксплуатации на дорогах общей сети.
Допустимая полная масса,т
Двухосный автомобиль-цистерна и прицеп-цистерна
Трехосный автомобиль-цистерна и прицеп-цистерна
Автопоезд в составе тягача с полуприцепом (при общем количестве осей — 3)
Проходимость автомобильных средств:
По типу несущего элемента базового шасси автомобиля различают цистерны рамной и безрамной конструкции. Подавляющее большинство цистерн установлены жестко на раме базового шасси автомобилей. Для увеличения полезной нагрузки созданы цистерны безрамной конструкции, которая имеет ряд существенных преимуществ: позволяет изменить длину и базу изделия; понизить центр тяжести; уменьшить металлоемкость. В последнее время безрамную конструкцию применяют при разработке прицепов-цистерн и полуприцепов-цистерн большой вместимости.
Автомобильные цистерны по грузоподъемности классифицируют на три класса:
- малой грузоподъемности с полной нагрузкой до 2,5 т. Они применяются для транспортирования горючего на небольшие расстояния и выдачи мелкими партиями.
- средней грузоподъемности с полезной нагрузкой от 2,5 до 5 т для массовых перевозок и выдачи большими партиями.
- большой грузоподъемности с полезной нагрузкой свыше 5 т для транспортирования горючего в отдаленные районы и осуществления междугородных перевозок.
Условные обозначения основных классификационных признаков:
- тип базового шасси: автомобиль — А, прицеп — П, полуприцеп — ПП;
- тип цистерны: транспортная — Ц, топливозаправочная — ТЗ;
- номинальная вместимость в м 3 ;
- марка базового шасси.
Примеры условных обозначений:
- транспортная цистерна вместимостью 8000 л, смонтированная на шасси автомобиля MA3-5334 — ALI-8-5334:
- топливозаправочная цистерна вместимостью 3800 л, смонтированная на шасси автомобиля ЗИЛ-130 — AT3-3.8-130:
- транспортная цистерна, вместимостью 5600 л, смонтированная на базе узлов колесного хода прицепа ГКБ-817 — ПП-5.6-817.
Автомобильные цистерны состоят из трех основных частей(представленный на рисунке ниже): силовой установки, шасси и специального оборудования. Прицеп и полуприцеп- цистерна состоят из элементов несущей системы и специального оборудования. В качестве элементов несущей системы используют базовые шасси прицепов, полуприцепов или саму цистерну с элементами колесного хода.
Автомобильная цистерна АЦ-8,7-5320
1 — шасси подготовленное; 2—цистерна в сборе; в — горловина; 4 —крышка горловины; 5- Указатель уровня; 6 — люк цистерны с крышкой; 7 — дыхательный клапан; 5 —маркировочная табличка; 9 — пенал для рукава; 10 — стремянка; 11 — цепь для заземления; 12 —лестница; 13 — сливной трубопровод; 14 —ящик ЗИП
Силовая установка является источником механической энергии, необходимой для движения автомобиля-цистерны и привода насоса.
Шасси представляет собой совокупность механизмов, обеспечивающих движение и управление автомобиля-цистерны, и элементов несущей системы, служащих для размещения специального оборудования.
Специальное оборудование автомобиля-цистерны включает устройства и системы, обеспечивающие сохранность качества транспортируемых топлив и сокращение затрат времени и труда на выполнение сливо-наливных операций:
- цистерна в сборе;
- крышка горловины цистерны в сборе;
- гидравлическая система с насосом и арматурой технологической обвязки;
- комплект вспомогательного оборудования (КИП, рукава, шланги, ящики, пеналы);
- комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП);
- комплект противопожарного оборудования.
Цистерну в сборе устанавливают вместо грузового кузова на раме базового шасси и закрепляют таким образом, чтобы их продольные оси находились в одной вертикальной плоскости. Это необходимо для равномерного распределения нагрузки на правый и левый лонжероны рамы. Расположением цистерны в горизонтальной плоскости рамы базового шасси достигаются допустимые нагрузки на переднюю и заднюю оси.
Цистерна крепится к раме специальными устройствами, предотвращающими возникновение в ней недопустимых крутящих моментов во время движения.
Горловина цистерны обеспечивает: доступ во внутреннюю полость цистерны для осмотра ее поверхностей и выполнения ремонтных работ; компенсацию температурного расширения транспортируемых топлив. Горловина закрывается крышкой. На крышке горловины имеются дыхательные клапаны, устройство крепления реечного указателя для замера уровня в цистерне, штуцер для подсоединения трубопроводов газовой обвязки и наливные люки. На цистерне установлены площадки и лестницы для доступа к горловине.
Гидравлическая система транспортной цистерны обеспечивает выполнение сливо-наливных операций и состоит из самовсасывающего насоса, арматуры и трубопроводов (представлена на рисунке ниже)
Гидравлическая система автоцистерны
1 — цистерна; 2 — уровнемер; 3 — горловина цистерны; 4 — указатель уровня;5 — дыхательный клапан; 6 — ограничитель налива; 7 — всасывающий трубопровод; 8 — напорный трубопровод; 9, 14 — штуцеры: 10 — моновакуумметр; 11 — насос;12-перепрускной клапан; 13- маноментр.
Самовсасывающий насос устанавливается в основном на автомобилях- цистернах и полуприцепах-цистернах. Его привод осуществляется от двигателя базового шасси через коробку отбора мощности и карданный вал. На прицепах-цистернах устанавливают ручные поршневые насосы для выдачи нефтепродуктов в мелкую тару и выполнения зачистных работ.
Комплект узлов и деталей электрооборудования обеспечивает освещение рабочих мест, сигнализацию предельного уровня нефтепродукта в цистерне, габаритное освещение и т. п.
Размещение элементов гидравлической системы и электрооборудования на автомобильных цистернах зависит от типа базового шасси, состава и размещения специального оборудования изделия и др.
Для подсоединения автомобильных цистерн к резервуарам нефтебаз и АЗС предусмотрены напорно-всасывающие рукава, которые состоят из секций и в транспортном положении укладываются в пеналы. С обоих концов рукава закрываются заглушками. Пеналы крепятся к цистерне с двух сторон на специальных кронштейнах.
Характеристики автомобилей топливозаправщиков показаны в таблице ниже.
Источник статьи: http://energomash.pro/clauses/oborudovanie-dlya-avtozapravochnykh-stantsiy/avtomobilnye-sredstva-transportirovaniya-goryucheg/