Автомобиль с твердотопливным ускорителем

Содержание
  1. Самые мощные реактивные двигатели в мире
  2. Пять ракетных двигателей, создающих самую большую тягу. Каждый из них — легенда ракетостроения.
  3. #5 UA1207
  4. #3 РД-170/171
  5. #2 Боковой ускоритель МТКК Space Shuttle
  6. #1 SRB для Space Launch System
  7. Правда ли? Смертельная поездка с использованием авиационных ускорителей
  8. Ускоряемся и машем
  9. Городская легенда
  10. Все трюки выполнены профессионалами
  11. Где и на чем били рекорды скорости
  12. Каждую осень на соляном озере Бонневилль проходят Недели скорости, а в октябре — Мировой финал, где соревнуются сильнейшие гонщики и инженеры. Заезды организуют на двух «курсах». Первый длиной 8 км рассчитан для тихоходов и мотоциклов, а второй длиной 22 км — для заездов свыше 280 км/ч.
  13. Первый Blue Bird 350hp был куплен Малькольмом Кэмпбеллом у фирмы Sunbeam и оснащался авиационным двигателем V12 объемом 18,3 л мощностью 350 л. с. Автомобиль помог поставить в Пендине два рекорда: 25 сентября 1924 года Кэмпбелл разогнался до 235,22 км/ч, а 21 июля 1925 года — до 242,79 км/ч. Автомобиль сейчас хранится в музее Бьюли в графстве Хэмпшир.
  14. Автобан Франкфурт — Дармштадт в конце тридцатых годов считался главной транспортной артерией Германии. Весной и осенью здесь проходили Имперские недели скорости. Температура в 3-5 градусов считалась оптимальной для работы моторов, и заезды подгадывали к началу ночных заморозков. Для фиксации рекордов выбирался прямой участок с мерным километром посередине.
  15. Mercedes-Benz W25 Rekordwagen и Auto Union V16 Type C разрабатывались специально для рекордных заездов на базе знаменитых «Серебряных стрел». Mercedes-Benz имел меньшую парусность и жив до сих пор. А вот инженеры Auto Union погнались за скоростью и заигрались со стабилизаторами сзади. Они и среагировали на боковой порыв ветра, отбросив машину на опору моста.
  16. Шестиколесный Thunderbolt и блюдцеподобный Railton Special были последними рекордными автомобилями с приводом на колеса. Ездить свыше 400 миль/ч (655,7 км/ч) смог уже только реактивный Spirit of America Нормана Бридлоу. Правда этот трехколесный аппарат в FIA долго не хотели признавать автомобилем. Несколько лет рекорд «висел в воздухе», пока трицикл Spirit of America не зарегистрировали как мотоколяску.
  17. Добыча соли на озере Баскунчак ведется со времен Ивана Грозного. С веками технология не изменилась. Соль черпают лопатами и ковшами. Чтобы вывозить ее в крупных масштабах, в шестидесятые годы по отмелям проложили железную дорогу, которая рассекла солончаки надвое, значительно сократив пространство для рекордных заездов.
  18. В 1978 году ХАДИ-9 выставлялся на ВДНХ в Москве, а в начале восьмидесятых снимался на озере Баскунчак в фильме «Скорость». Озеро немного подсохло, и автомобиль разгоняли свыше 300 км/ч, но рекорды не регистрировались. Наевшись соли, реактивный автомобиль сгнил в хранилищах харьковского института.
  19. Помимо ракетного двигателя Budweiser Rocket был оснащен одноразовым твердотопливным ускорителем от авиационной ракеты Sidewinder и не мог совершить повторного заезда в обратную сторону по правилам FIA.
  20. Американский The Blue Flame проектировали студенты из Технологического института Иллинойса при поддержке компании Reaction Dynamics. Его ракетный двигатель работал на смеси природного газа и пероксида водорода. В октябре 1970 года в Бонневилле Гарри Габелич достиг на Blue Flame скорости в 1014 км/ч. Но автомобиль чуть не разбился, совершая 30-метровые скачки на кочках.
  21. Достигнуть 1000 миль/ч (1609 км/ч) на Bloodhound SSC проще, чем затормозить. После выдвижения аэродинамических заслонок скорость упадет до 1287км/ч и пилот испытает перегрузку в 3g. Малейшая неровность может сбить машину с трассы или подбросить в воздух. Затем на 965 км/ч выстреливает парашют, а на 400 км/ч можно прибегнуть к обычным тормозам. Длина тормозного пути — 13 км.
Читайте также:  Габариты автомобиля форд экоспорт

Самые мощные реактивные двигатели в мире

Пять ракетных двигателей, создающих самую большую тягу. Каждый из них — легенда ракетостроения.

#5 UA1207

Замыкает пятерку самых мощных еще один американский ракетный двигатель на жидком топливе — UA1207 ( 7,116 т/с в вакууме. Его использовали для запуска ракет семейства Титан четвертого поколения; именно UA1207 вывел в стратосферу зонд Кассини, который затем продолжил путь к Сатурну.

Жидкостный ракетный двигатель F-1 был разработан и построен американской компанией Rocketdyne для ракеты-носителя Сатурн V. Чтобы поднять Сатурн, нужно было пять F-1. Каждый создавал тягу в 790 тонн в вакууме, а все пять тратили 12 710 л топлива в секунду. До того, как были разработаны три предыдущих двигателя, оставался самым мощным ракетным двигателем в мире.

#3 РД-170/171

Разработанные в КБ «Энергомаш» четырехкамерные жидкотопливные двигатели РД-170 и их последующие модификации — самые мощные двигатели, работающие на жидком топливе. Тяга в вакууме — 806,4 тс . Двигатель одной из его модификаций (РД-171М) оказался еще на 5% мощнее. С 1985 года РД-170 использовался для запуска ракеты «Зенит», а затем — «Зенит-3SL».

#2 Боковой ускоритель МТКК Space Shuttle

Боковой ускоритель МТКК Space Shuttle — 1400 тс тяги . Ускорители Space Shuttle пока удерживают титул самых мощных двигателей, побывавших в космосе. Им же принадлежит звание самой большой ракеты из тех, что построены для повторного использования.Пара таких ускорителей поднимала Space Shuttle на 46 километров. Пролетев еще 20 километров по инерции, они отделяются от шаттла и падают в океан, где их подбирает специальное судно.

#1 SRB для Space Launch System

Боковые твердотопливные ускорители SRB для Space Launch System. Разработанные для доставки грузов на ближайшие к Земле планеты, ракетне двигатель ускорителей SLS NASA дают больше тяги, чем любой другой когда-либо построенный двигатель: 1600 тс . В секунду каждый из них сжигает 5 тонн топлива .

Читайте также:  Запотевание стекол автомобиля шевроле лачетти

Если перевести тепловую энергию, которую каждый из них вырабатывает за 2 минуты работы, в электроэнергию, получится 2,3 миллиона киловатт-часов . Этого достаточно, чтобы полностью обеспечить электроэнергией город из 92 000 домов в течение дня. Два ускорителя SRB в комплекте с двигателем RS-25 будут способны поднять почти 3000 тонн груза (это около 9 Боингов-747).

Если Вам понравилась эта публикация и Вы желаете дальше следить за новостями и интересными статьями о мире авиации и авиадвигателях, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал .

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5ad5cc878c8be35be3e0c53f/samye-moscnye-reaktivnye-dvigateli-v-mire-5d072b4d86d0490da196d521

Правда ли? Смертельная поездка с использованием авиационных ускорителей

И снова в гостях у нашей рубрики только самые правдивые истории. На этот раз про использование твердотопливных ускорителей в качестве основного компонента, превращающего ваш личный автомобиль — в ракету!

И снова в гостях у нашей рубрики только самые правдивые истории. На этот раз про использование твердотопливных ускорителей в качестве основного компонента, превращающего ваш личный автомобиль — в ракету!

Ускоряемся и машем

Звучит оригинальная легенда примерно так: бывший сержант ВВС США неустановленным путем заполучил ракету JATO ( Jet Assisted Take Off). JATO — топливные ракеты, используемые тяжёлыми транспортными самолетами ВВС для того, чтобы придать дополнительное реактивное ускорение на коротких взлетных полосах. Сержант выбрал подходящий прямой участок дороги в аризонской пустыне для проведения испытаний, вмонтировал JATO в « Шевроле Импала» 1967 года и стартовал.

Следствие установило, что водитель включил реактивное ускорение за 3,9 миль до места крушения, о чем свидетельствовали следы « тающей» резины покрышек автомобиля. Транспортное средство достигло скорости от 250 до 300 миль в час и продолжало движение с этой скоростью около 20-25 секунд. Преодолев 2,6 мили, пилот решил воспользоваться тормозом, но к тому моменту контакта покрышек с дорожным полотном почти не было.

Сержант проделал в скале тараном кратер метровой глубины, а от себя оставил коронеру на память лишь несколько зубов и фрагменты костей. Забавно, что на заднем бампере был наклеен стикер « Нравится, как я вожу? Позвони 1-800-EAT-SHIT» ( «ешь дерьмо», англ. — Прим. ред.).

Вообще, достаточно грамотная легенда. Обращает на себя внимание и множество технических деталей, придающих достоверность. Особенно радует использование мускулистого « Шевроле Импала» в версии 1965–1970 годов. Именно на таком хард-топ седане рассекают герои культового сериала « Сверхъестественное».

Огромный агрессивный седан с прикрученным к нему ускорителем — можно ли придумать что-то круче?

Технически и к ускорителям придраться сложно — разве что называть авиационный ускоритель ( JATO) топливной ракетой ну очень неправильно. Точная модель не называется, а потому попытаться проверить время работы или развиваемую мощность не получится. Выпускались они во множестве вариантов — как на основе жидкостных ракетных двигателей, так и твердотопливные. Производились для самых разных самолётов, от истребителей до военно-транспортных, и время работы у них было разное, поэтому тут проверить ничего не получится при всём желании.

Только стикер уже излишен.

Впрочем, американцы, проверяющие реалистичность нарратива, начали с самого простого — с полицейских отчетов. Увы, тут сразу и оказалось, что в реальности такой аварии, да ещё с участием авиационного ускорителя, не зафиксировано — это лишь городская легенда, впервые появившаяся в интернете в 1995 году. После этого она всплывала в Сети множество раз, незначительно меняясь в деталях. То говорилось, что реактивному водителю дали Дарвиновскую премию ( это фейк, в списке дарвиновских лауреатов товарища на « Импале» нет), то менялось место приобретения двигателя ( на складах, снял прямо с самолёта, нашёл списанный на свалке)…

Городская легенда

До 1995 года эта легенда вполне себе существовала, передаваясь из уст в уста. Ну а что вы думали — всё самое интересное только в интернете придумывают? И вот тут даже можно примерно понять, откуда же у неё ноги растут. Скорее всего, отправной точкой стало рекламное шоу компании « Крайслер» для раскрутки марки « Додж», снятое в 1958 году. В передаче кроме милых певичек и джазовых ансамблей была ещё и невероятная поездка по дну высохшего озера Эль Мираж, что в Калифорнии, на « Додж Коронет», оснащённом авиационным ускорителем. И да, тогда всё прошло более чем удачно — в чём можно самостоятельно убедиться, начав смотреть на тридцатой минуте ролика.

Технически такая поездка вполне возможна. Более того, автомобиль не самолёт, ему летать не надо, а законы физики для всех действуют одинаково.

И вот тут очень странными выглядят целых две передачи « Разрушители мифов», посвящённые этой городской легенде. В 2003 году ведущие попытались проверить, возможно ли это в принципе — посмотреть ролик в интернете было слишком сложно, а потому они пошли другим путем. Достать авиационный ускоритель не получилось, а потому они создавали свой вариант из доступных в продаже ракетных двигателей.

Главная загадка была: получится ли достичь скорости 500 км/ч и потеряет ли на такой скорости машина возможность тормозить или нет? Сама по себе постановка вопроса странная, ведь никто не видел, какой скорости реально достиг выдуманный гонщик из легенды, так что попытка разрушить миф выглядит не очень.

Отдельно хочется отметить интернациональность мифа о нестандартном использовании ускорителя. Автору этой статьи такую легенду рассказывали в России в 1990 году — и даже показывали взлётную полосу, где и произошёл фатальный заезд. Правда, в нашей версии ускоритель СПРД был снят то ли с истребителя Миг-21, то ли с Су-7, прикручен к мотоциклу ( наверняка красному) и использован для того, чтобы превратиться в призрачного гонщика прямо на взлётно-посадочной полосе военного аэродрома.

Изюминкой истории было описание того, как мотоциклиста закрутило и размазало о бетон полосы ( руками при этом энергично показывалось — как именно).

Как удалось присобачить немаленький по размерам ускоритель к мотоциклу, или использовался вариант с коляской — увы, узнать уже не получится.

Все трюки выполнены профессионалами

Ну что можно сказать в итоге, кроме классического: Вот американцы, например, поставили реактор на крылатую ракету. Зачем, и что из этого вышло? Сейчас расскажем.
‘ title=> « Не пытайтесь проверить эту легенду самостоятельно без присутствия взрослых!»
… Легенда в принципе осуществимая, и провернуть самовыпиливание на огромной скорости при помощи авиационного ускорителя более чем реально — может, и не до 500 километров в час, но разогнать легковой автомобиль можно без проблем.

Загвоздка тут только одна — ускорители не валяются где попало, и горячей головы, готовой проверять реактивную повозку на коротком участке дороги, заканчивающемся скалой, пока не нашлось. Может, оно и к лучшему. Берегите себя!

Источник статьи: http://warhead.su/2019/05/13/pravda-li-smertelnaya-poezdka-s-ispolzovaniem-aviatsionnyh-uskoriteley

Где и на чем били рекорды скорости

Когда группа Uriah Heep в композиции Choices провозгласила девиз Passion over Pain, редко кто задумался над масштабами вскрытого ею явления. Тысячи смельчаков, пылающих страстью к рекордам, превозмогали боль и двигали технологии вперед. В августе-сентябре на фестивалях на соляном озере Бонневилль служится месса в их честь. Но белый солончак Бонневилля — не единственное место, где кипели рекордные страсти.

С момента появления автомобиля гонщики старались утереть нос друг другу. Во Франции в 1901-1905 годах самоучки гонялись на Английской набережной в Ницце на скоростях 110-130 км/ч. А после жалоб прогуливающейся там публики рекордсмены переметнулись на дорогу вдоль канала Остенде-Нью-Поор на севере Бельгии. Но скорости росли, и в 1905 году энтузиасты облюбовали для рекордных заездов океанские пляжи во Флориде и английском Уэльсе.

Каждую осень на соляном озере Бонневилль проходят Недели скорости, а в октябре — Мировой финал, где соревнуются сильнейшие гонщики и инженеры. Заезды организуют на двух «курсах». Первый длиной 8 км рассчитан для тихоходов и мотоциклов, а второй длиной 22 км — для заездов свыше 280 км/ч.

Daytona Beach & Pendine Sands

В городке Дайтона-Бич, штат Флорида, теплый Атлантический океан раскатал приливами ровный пляж более 30 км длиной и шириной 150 м. Здесь на заре автомобильной эры и решили мериться силами гонщики. Первый серьезный рекорд Дайтоны поставил шотландец Артур Макдональд, который 25 января 1905 года на автомобиле Napier мощностью 90 л. с. достиг скорости 168,413 км/ч.

Заезды тут имеют особую специфику. У пляжа есть уклон в сторону океана, что отражается на характере управления, а встречный или попутный ветер влияет на скорость. Потому именно в Дайтоне было решено фиксировать рекорды по результатам двух заездов: туда и обратно. Эти правила действуют до сих пор, хотя надобность в таком алгоритме уже отпала.

Первый Blue Bird 350hp был куплен Малькольмом Кэмпбеллом у фирмы Sunbeam и оснащался авиационным двигателем V12 объемом 18,3 л мощностью 350 л. с. Автомобиль помог поставить в Пендине два рекорда: 25 сентября 1924 года Кэмпбелл разогнался до 235,22 км/ч, а 21 июля 1925 года — до 242,79 км/ч. Автомобиль сейчас хранится в музее Бьюли в графстве Хэмпшир.

На другом берегу Атлантики англичане тоже открыли у себя подходящий пляж — Пендин-Сэндс в Южном Уэльсе. Суровый климат с частыми ветрами сделал этот регион не настолько притягательным, как Флорида. Но здесь имелся прямой, как струнка, участок плотного песка длиной свыше 60 км. Весной ветра стихали, и находилось несколько спокойных недель для побития рекордов.

В Пендине и Дайтоне в двадцатые и тридцатые годы началась отчаянная борьба за рубежи скорости в 200 миль/ч (322 км/ч) и 300 миль/ч (480 км/ч).

Поездки по песку коварны, и, бывало, рекорды не задавались. К примеру, в феврале 1927 года Малькольм Кэмпбелл на своей «Синей Птице» сел на брюхо перед началом тестового заезда, и пришлось тянуть его лебедкой. Затем 60 человек боронили песок, выпуская излишки воды. Но Кэмпбелл довел начатое до конца и поставил рекорд в 281,434 км/ч. А вот его конкуренту Джону Парри Томасу повезло меньше. На следующий год в Пендине из-за грубого буксования на песке гонщику отсекло голову оборвавшейся цепной передачей.

На другой стороне света в Дайтоне песок менее коварен, но и там случались катастрофы. 25 апреля 1928 года автомобиль Stutz Black Hawk с пилотом Фрэнком Локхартом зацепил колесом бархан и закувыркался на виду у публики. Отважный гонщик погиб.

Но Малькольм Кэмпбелл нашел общий язык с зыбким покрытием и превратился в короля пляжей. В Дайтоне и Пендине он установил девять мировых рекордов. 24 февраля 1932 года Кэмпбелл на Blue Bird III в Дайтоне разогнался до 408,714 км/ч, впервые взяв сразу два круглых барьера — 400 км/ч и 250 миль/ч.

Автобан Франкфурт — Дармштадт в конце тридцатых годов считался главной транспортной артерией Германии. Весной и осенью здесь проходили Имперские недели скорости. Температура в 3-5 градусов считалась оптимальной для работы моторов, и заезды подгадывали к началу ночных заморозков. Для фиксации рекордов выбирался прямой участок с мерным километром посередине.

Предел скорости на автобане

Frankfurt Main — Darmstadt Autobahn

В континентальной Европе для рекордных заездов трасс не существовало. Но после ввода в строй германского автобана Франкфурт — Дармштадт в 1935 году немцы решили опробовать для этого дела именно его. За проектирование рекордных болидов взялись Mercedes-Benz и Auto Union. А главная ставка была сделана на сокращение массы автомобилей.

Тестовые испытания показали, что стратегия выбрана правильная. Гонщик Рудольф Караччиола на 833-килограммовом Mercedes-Benz W25 с 12-цилиндровым мотором мощностью 616 л. с. установил шесть мировых достижений. А его соперник Бернд Роземайер на Auto Union V16 Type C с похожими характеристиками первым на дороге общего пользования превысил скорость в 400 км/ч.

Mercedes-Benz W25 Rekordwagen и Auto Union V16 Type C разрабатывались специально для рекордных заездов на базе знаменитых «Серебряных стрел». Mercedes-Benz имел меньшую парусность и жив до сих пор. А вот инженеры Auto Union погнались за скоростью и заигрались со стабилизаторами сзади. Они и среагировали на боковой порыв ветра, отбросив машину на опору моста.

27 января 1938 года Рудольф Караччиола на автобане Франкфурт -Дармштадт взял рубеж в 432 км/ч. Позднее он вспоминал, насколько страшно ехать с такой скоростью. Окружающий лес превращается в зеленую стену, белое полотно бетонки походит на узкую тропку, извивающуюся между черными точками мостовых арок.

На следующей день на этой же трассе погиб Бернд Роземайер, который на скорости 440 км/ч врезался в бетонную опору моста. Но рекорд остался. До сих пор эта скорость является максимальной из тех, что развивались на дорогах общего пользования.

В середине XX века рост скоростей потребовал нахождения более безопасных полигонов, чем пляжи и автострады. Уже в 1935 году взоры гонщиков устремились на соленое озеро Бонневилль в штате Юта. В конце лета оно пересыхало, открывая ровную белую поверхность солончака. Там легко раскатывалась трасса длиной более 20 км неограниченной ширины. А рядом с озером проходила трансконтинентальная магистраль Сан-Франциско — Нью-Йорк, пригодная для подвоза тяжелых грузов. Рекордсмены решили, что нашли идеальную площадку для борьбы.

Поездка по соли напоминает гонки на льду. Верхний слой — хрупкая корка, превращающаяся под колесами в скользкую пыль. Поэтому в Бонневилле бесполезно газовать в полную силу. Разгон необходимо совершать медленно и тянуть его не один километр.

Первым отметился в Бонневилле опять же легендарный Малькольм Кэмпбелл, построивший «Синюю Птицу» с 12-цилиндровым компрессорным авиационным мотором Rolls-Royce R объемом 36,7 л и мощностью 2300 л. с. В 1935 году он разогнал ее в Бонневилле до 301,12 миль/ч, или 484,620 км/ч, за что и получил из рук короля Георга VI рыцарский титул.

Но уже в ноябре 1937 года на белую гладь Бонневилля выкатился настоящий монстр — шестиколесный Thunderbolt, построенный Джорджем Эйстоном и оснащенный двумя авиационными двигателями Rolls-Royce V12 общей мощностью около 5000 л. с. В первом заезде автомобиль перешагнул 500-километровый рубеж. А 16 сентября 1938 года был поставлен мировой рекорд в 575,314 км/ч.

Шестиколесный Thunderbolt и блюдцеподобный Railton Special были последними рекордными автомобилями с приводом на колеса. Ездить свыше 400 миль/ч (655,7 км/ч) смог уже только реактивный Spirit of America Нормана Бридлоу. Правда этот трехколесный аппарат в FIA долго не хотели признавать автомобилем. Несколько лет рекорд «висел в воздухе», пока трицикл Spirit of America не зарегистрировали как мотоколяску.

Эстафету подхватил Джон Кобб, построивший болид Railton Special. Его машина впервые продувалась в аэродинамической трубе и получила обтекаемый каплевидный кузов. Под ее капотом стояли два авиационных 12-цилиндровых W-образных мотора Napier Lion VIID (WD) мощностью 1500 л. с. каждый. При суммарной мощности в 2500 л. с. расчетная скорость приближалась к 700 км/ч. Рекорд на Railton Special был поставлен уже после войны, в сентябре 1947 года. В Бонневилле автомобиль разогнался до 634 км/ч.

Конструктивно рекордные автомобили с приводом на колеса пришли к порогу совершенства как раз на рубеже сороковых годов. Механика не могла перерабатывать 5000-7000 Нм крутящего момента. Поэтому рекорд Railton Special продержался долгих 16 лет. Чтобы двигаться дальше, потребовались реактивные двигатели и новые трассы.

Добыча соли на озере Баскунчак ведется со времен Ивана Грозного. С веками технология не изменилась. Соль черпают лопатами и ковшами. Чтобы вывозить ее в крупных масштабах, в шестидесятые годы по отмелям проложили железную дорогу, которая рассекла солончаки надвое, значительно сократив пространство для рекордных заездов.

Рекордные заезды проводились и в Советском Союзе. Для этих целей гонщики облюбовали соляное озеро Баскунчак в Астраханской области, примерно в 270 км к северу от Каспийского моря. Однако наше озеро не пересыхало, как Бонневилль, и больше походило на Мертвое море в Израиле. В засушливые пятидесятые годы часть отмелей Баскунчака освободились от воды и покрылись толстой соляной коркой. В 1961-1963 годах на этой площадке была проложена 13-километровая трасса шириной 8 м с мерным километром посередине.

В 1962 году автомобиль «Пионер-2М», вооруженный 160-сильной установкой с двумя турбинами, показал среднюю скорость в 311,4 км/ч. Этот всесоюзный рекорд так и не был побит.

Но самые интересные автомобили строились в студенческом конструкторском бюро Харьковского автодорожного института по инициативе преподавателя Владимира Никитина. Венцом его творчества стал ХАДИ-9 с реактивным двигателем РД-9БФ от МиГ-19 с тягой 3800 кгс. Автомобиль в шутку называли «Карандашом» за вытянутый стреловидный корпус.

В 1978 году ХАДИ-9 выставлялся на ВДНХ в Москве, а в начале восьмидесятых снимался на озере Баскунчак в фильме «Скорость». Озеро немного подсохло, и автомобиль разгоняли свыше 300 км/ч, но рекорды не регистрировались. Наевшись соли, реактивный автомобиль сгнил в хранилищах харьковского института.

ХАДИ-9 проектировался для преодоления 1000-километрового рубежа скорости. Но в 1964 году Баскунчак заполнился водой и отмели превратились в коричневую грязь. Ездить на ХАДИ-9 было негде, а везти автомобиль на американский Бонневилль по тем временам сочли некорректным.

Помимо ракетного двигателя Budweiser Rocket был оснащен одноразовым твердотопливным ускорителем от авиационной ракеты Sidewinder и не мог совершить повторного заезда в обратную сторону по правилам FIA.

Edwards Air Force Base

Но век соляных озер уже прошел. Скорости свыше 700 км/ч требовали цельнометаллических колес без шин, а соляная поверхность не выдерживала их давления. Пришлось вновь искать трассу. На помощь пришли американские военные, и для преодоления 1000-километрового рубежа скорости открыли запасные взлетные полосы авиабазы Эдвардс — Edwards Air Force Base.

База была выстроена на плато высохшего озера Роджерс. Природа создала там ровный, как стекло, рельеф, а спекшаяся земля, полная щелочных отложений, зацементировалась, как бетон. На грунтовки Эдвардса садились все типы самолетов, включая и космические корабли. В июне 2007 года там приземлился даже шаттл Atlantis с семью астронавтами на борту.

Американский The Blue Flame проектировали студенты из Технологического института Иллинойса при поддержке компании Reaction Dynamics. Его ракетный двигатель работал на смеси природного газа и пероксида водорода. В октябре 1970 года в Бонневилле Гарри Габелич достиг на Blue Flame скорости в 1014 км/ч. Но автомобиль чуть не разбился, совершая 30-метровые скачки на кочках.

Для рекордных заездов грунтовки удлинили до 20 км. Реактивный автомобиль Budweiser Rocket на дне высохшего озера Роджерс преодолел звуковой барьер и разогнался до 1190,344 км/ч, или 739,66 мили/час. Произошло это 17 декабря 1979 года под управлением Стэна Баррета. Посмотреть на заезды приехал генерал ВВС США Чарльз Йегер, который в 1947 году на самолете Bell X-1 впервые преодолел звуковой барьер. Однако американцы не удосужились позвать представителей FIA, и оба рекорда остались исключительно национальными.

На скоростях свыше 1100 км/ч Thrust SSC испытывал неоднородные нагрузки. Разные части автомобиля переваливались через звуковой барьер по очереди. Сначала нос прокалывал воздушную подушку, а затем два мотора упирались в нее и протискивались чуть боком. А это могло привести к катастрофе. Следующий автомобиль англичане решили делать одномоторным.

На скоростях свыше 1100 км/ч Thrust SSC испытывал неоднородные нагрузки. Разные части автомобиля переваливались через звуковой барьер по очереди. Сначала нос прокалывал воздушную подушку, а затем два мотора упирались в нее и протискивались чуть боком. А это могло привести к катастрофе. Следующий автомобиль англичане решили делать одномоторным.

Black Rock Desert

Международный рекорд скорости пришлось опять оформлять англичанам. А так как на секретную базу Эдвардс их не пустили, то потребовалось искать новое место для заездов. Вскоре подходящая площадка нашлась в Неваде, в пустыне Black Rock. 7000 лет назад здесь плескалось озеро Лаонтан глубиной 150 м, но оно высохло, а песок вперемешку с содой и гипсом зацементировался в твердую щелочную поверхность. Вот туда-то и отправился инженер Ричард Нобл вместе с гиперкаром Thrust SSC. Два его реактивных мотора Rolls-Royce Spey развивали суммарную мощность в 110 000 л. с., и 11-тонный болид достигал 1000 км/ч за 30 сек.

15 октября 1997 года Thrust SSC преодолел звуковой барьер и по итогам двух прогонов достиг средней скорости в 1227,986 км/ч. Рекорд фиксировался представителями FIA, засчитан и удерживается за англичанами вот уже 20 лет. Правда, последние годы эта пустыня упоминается в основном в связи с проводящимся в этих местах фестивалем Burning Man.

Достигнуть 1000 миль/ч (1609 км/ч) на Bloodhound SSC проще, чем затормозить. После выдвижения аэродинамических заслонок скорость упадет до 1287км/ч и пилот испытает перегрузку в 3g. Малейшая неровность может сбить машину с трассы или подбросить в воздух. Затем на 965 км/ч выстреливает парашют, а на 400 км/ч можно прибегнуть к обычным тормозам. Длина тормозного пути — 13 км.

Ввиду отсутствия конкурентов команда Ричарда Нобла не сидит на месте. Их цель — 1000 миль/ч, или 1610 км/ч. Но вот беда, трассы, способной принять их новый восьмитонный автомобиль Bloodhound SSC, еще не существует.

Пустыня Блэк-Рокк за двадцать лет изменилась настолько, что не пригодна для заездов. Количество осадков сократилось, и вода перестала вылизывать поверхность бывшего озера до зеркальной глади. Растрескались разломы, выперли неровности. Во время тестов пилот Энди Грин жаловался на сильную тряску и потерю управления. Пришлось вновь рыскать по земному шару в поисках какого-нибудь высохшего озера. Казалось, что планета уже не имеет площадок, удовлетворяющих амбициям рекордсменов.

Но геологи из Sheffield University по спутниковым картам помогли выбрать 14 мест с неплохим потенциалом. Лучшим из них оказалось плато Хэкскин-Пэн в Южной Африке. В 2012 году бульдозеры разровняли там 19-километровую дорожку шириной в 500 м. А волонтеры вручную убрали тысячи мелких камней. Первые тестовые заезды планировались на 2016 год, но их отложили. Плато намокло и потеряло однородность покрытия.

В общем, поиски рекордной трассы еще ведутся, а болид мощностью 135 000 л. с. пока пылится в ангарах.

Что же нам осталось от рекордов Дайтона, Пендины и Бонневилля? Скоростные надувные шины, способные преодолевать 400 км/ч, и аэродинамические кузова, прижимающие автомобили к земле. А значит, страсть к рекордам действительно изменила облик автомобильного мира.

Источник статьи: http://www.kommersant.ru/doc/3414410

Оцените статью