- Эволюция автомобильного бампера: от железа к пластмассе
- Как все начиналось
- Золотой век дизайна бамперов
- Безопасность выходит на первый план
- Пластик наносит ответный удар
- А что теперь?
- Зачем на внедорожники устанавливают силовой бампер?
- Силовой бампер
- Можно ли его устанавливать на машину?
- Может ли силовой бампер быть алюминиевым
Эволюция автомобильного бампера: от железа к пластмассе
Первоначальное предназначение автомобильного бампера — поглощение энергии, возникающей при столкновении на небольших скоростях. Если взглянуть на ранние автомобили, то у них бамперов мы не увидим — машин было мало, и ездили они очень медленно.
Как все начиналось
Впрочем, были производители, опережавшие свое время. На некоторых моделях Packard уже в 20-е годы бамперы были доступны в качестве дополнительного оборудования. Ну а одним из первых серийных автомобилей с бампером в «базе» оказался Ford Model A.
Его бамперы были выполнены из двух тонких металлических пластин, соединенных перемычками и упругими кронштейнами, которые при несильном ударе пружинили и сохраняли форму. Хотя впоследствии бамперы стали важной, неотъемлемой частью дизайна, поначалу они выглядели практически одинаково на машинах любых марок.
На фото: Ford Model A 1927
На фото: Duesenberg Model J 1929
Вскоре стало ясно, что возможностей таких бамперов недостаточно и их необходимо усилить. Тонкие полосы стали были заменены на массивные поперечные балки, и теперь при аварии поглощение энергии достигалось не за счет пружинного эффекта, а путем сминания металла.
Помимо улучшения утилитарных качеств, предпринимались шаги по изменению непритязательного вида конструкции в виде трансформации перемычек в солидные массивные хромированные «клыки» и изобретения монолитного бампера.
Золотой век дизайна бамперов
В 1940-х годах возникают закругления на бампере, заходящие на боковину кузова, и «фартуки» между кузовной панелью и брусом бампера, изолирующие кузов от грязи. Одним из примеров машин с «опоясывающим» бампером является Nash Ambassador с молдингами, идущими от бампера по всему кузову.
На фото: Nash Ambassador
На фото: Lincoln Continental 1942
В 50–60-х годах концепции развития формы бампера в разных частях мира разошлись. Европейцы и большая часть японских компаний продолжали эксплуатировать идею узкого бампера, украшением которого служил только хром. Чтобы оберечь блестящую поверхность от царапин, были добавлены резиновые буртики. Кроме того, в бамперы иногда встраивали повторители указателей поворотов. Практически все изменения в форме бамперов диктовались соображениями большей прочности и безопасности, а также лучшей ремонтопригодности.
На фото: Fiat 1200 1957 г.
На фото: Tatra 603 II 1968 г.
Американские модели тяготели не к безопасности, а к эстетике, поэтому в 50-х годах они щеголяли сложными, многоэтажными конструкциями бампера, включающего в себя еще и функции фальшрешетки радиатора и даже передних крыльев. Так началась эпоха интегрированных бамперов, представлявших собой кузовные панели. Как и в Европе, в бамперы встраивали «поворотники» и противотуманные фары, а поскольку бампер должен был еще и давать доступ воздуху для лучшего охлаждения двигателя, добавляли многочисленные прорези.
На фото: Hudson Hornet Sedan 1952 г.
На фото: Cadillac Sixty-Two Coupe de Ville 1956 г.
Расцвет буйства форм бамперов пришелся на 50–60-е годы. В отсутствие каких-либо требований к пассивной безопасности, производители были вольны творить, что хотели. Существовали полностью интегрированные в передок бамперы, чьи концы сильно выдавались вперед, как бы довершая линии крыльев; едва заметные защитные металлические полоски бамперов на спортивных машинах, даже не выступающие за пределы габаритов; бамперы, обрамляющие решетку радиатора и фары; пластиковые интегрированные бамперы. Некоторые спортивные японские машины также использовали американскую стилистику минималистичных бамперов в своем облике.
На фото: Chrysler Turbine Car 1963 г.
На фото: Toyota 2000GT Targa 1966 г.
Безопасность выходит на первый план
Такое разнообразие закономерно привело к тому, что бампер потерял свою первоначальную функцию и стал причиной многих неоправданных затрат после ДТП. В автомобильную индустрию вмешалось правительство США, которое постановило, чтобы с 1973 года все выпускаемые автомобили имели передний бампер, выдерживающий столкновения до 8 км/ч без последствий для фар, и задний бампер, предотвращающий разрушение фонарей и элементов топливной системы при ударах на скорости до 4 км/ч.
В 1980 году законы ужесточились, утвердив недопустимость каких-либо повреждений на скоростях до 8 км/ч более вмятины глубиной более 1 сантиметра и смещения бампера более чем на 2 сантиметра относительно штатного положения.
Новые законы были восприняты автопроизводителями неоднозначно, и в конце концов под их давлением требования для машин 1983 года выпуска смягчились: бамперы должны были выдерживать удар только на скорости до 4 км/ч.
Помимо возврата к старым нормам, вводилось ограничение высоты бампера в пределах 41-51 см над уровнем земли (любопытно, что на вэны, пикапы и SUV закон не распространялся, поскольку внедорожные способности рабочих машин могли от этого пострадать). После этого уже стали негодовать потребители и страховые компании, которым пришлось больше платить за ремонт менее прочных бамперов, но их возмущение не получило отклика. Правительство аргументировало свое решение тем, что якобы среднестатистические затраты на больший расход топлива с более массивным бампером, а также доплата за его большую себестоимость превышают затраты на стоимость ремонта при легком ДТП.
Конечно, об экзотичных вариантах бамперов теперь не было и речи. Стандарту могли соответствовать только широкие, массивные бамперы с «клыками», резиновыми накладками и демпфирующими элементами.
На фото: Oldsmobile 98 Regency Brougham Sedan 1981 г.
На фото: Chevrolet Caprice Classic 1980 г.
Пластик наносит ответный удар
Тем временем в Европе в 1976 году появляется автомобиль Simca 1308 с интегрированными пластиковыми бамперами контрастного цвета по отношению к кузову. Идею подхватывают многие европейские автопроизводители, устанавливая на свои модели неокрашенные черные или серые бамперы, а в конце 80-х годов их уже красят в цвет кузова.
Но здесь отдельно стоит (у)помянуть почившую недавно шведскую компанию SAAB, которая в 1971 году впервые ставит на свою модель 99 самовосстанавливающийся пластиковый бампер, который гарантированно выдерживал столкновение на скорости до 8 км/ч, проминался и восстанавливал форму снова. Подобные конструкции ставились впоследствии на многие машины, в том числе и на советские Москвич-2141 и все семейство Самара: ВАЗ-2108, 2109 и 21099. С точки зрения практичности решение было уникальным, но вот силу удара на средних и высоких скоростях такие бамперы поглощали плохо и постепенно сошли с автомобильной сцены.
На фото: SAAB 99 1971
На фото: Москвич 2141 Святогор
Со временем облицовка бампера начинает играть фактически декоративную функцию, а характер деформации задают металлические усилители, скрытые внутри. По мере наводнения рынка США европейскими машинами стеклопластиковые и термопластиковые бамперы распространяются и среди американских моделей, а европейские производители вынуждены оснащать машины другими бамперами для американского рынка, «заточенными» под более жесткие требования.
На фото: Lamborghini Countach US-spec
На фото: Lamborghini Countach EU-spec
А что теперь?
Сегодня наиболее распространены интегрированные бамперы, изготовленные из пластика. Обычно это цельнолитая объемная конструкция с деформируемым элементом, которая устанавливается в передней части автомобиля на двух (или большем числе) несущих кронштейнах. Объемный бампер из эластичного пластика наилучшим образом амортизирует удары, а также наносит минимальный вред ногам человека или животным при столкновении. При небольших столкновениях форма бампера на первый взгляд остается прежней, однако деформируемый элемент внутри рассыпается на части. Так что повышение пассивной безопасности оборачивается возросшей ценой восстановительного ремонта после ДТП.
Намного реже встречаются бамперы из углепластика. Обычно это прерогатива суперкаров, однако есть и сторонние компании, предлагающие заменить простой автомобильный пластиковый бампер на такой же из углеродного волокна. Карбон намного прочнее и легче любого пластика, но стоит существенно дороже.
Металлические бамперы на серийных машинах ушли в прошлое из-за особенностей дизайна современных автомобилей и новых требований к безопасности. Но что делать любителям внедорожных вылазок, если штатные крашеные пластмассовые бамперы портятся от контакта с любой веточкой?
Альтернатива — установка силового бампера. Качественные бамперы усиленного типа делаются из согнутого цельного листа металла, а крепления рассчитываются таким образом, чтобы разрушиться от сильного удара, иначе силовой бампер передаст энергию столкновения на двигатель, кузов и сидящих в нем людей. Стоит отметить, что официальный техосмотр с таким бампером пройти не удастся.
В заключение можно сказать, что современные окрашенные бамперы сложносочиненной формы не только не оберегают владельца от излишних затрат, но и прибавляют головной боли при остановке у высокого поребрика или парковке в условиях ограниченного пространства. Впрочем, способы защиты бампера всё равно есть: например, «бронирование» пленкой или даже применение малосимпатичных резиновых накладок.
Источник статьи: http://www.kolesa.ru/article/jevoljucija-avtomobilnogo-bampera-ot-zheleza-k-plastmasse-2015-02-13
Зачем на внедорожники устанавливают силовой бампер?
Многие водители регулярно встречают в городском потоке брутальные внедорожники, у которых вместо штатного переднего бампера установлена какая-то металлическая конструкция. Для большинства водителей совершенно не понятна мотивация установки подобного бампера — для чего же он нужен?
Силовой бампер
У машин, которые штурмуют непроходимые места, пластиковые бампера быстро приходят в негодность, так как они лопаются от ударов о ветки и деревья. По этой причине многие увлечённые покорением бездорожья меняют штатный бампер на металлический. Он сделан из толстой стали и надёжно крепится к раме автомобиля. Главное назначение этой конструкции – защита моторного отсека от повреждений. Также внутри этого бампера может быть установлена электрическая лебёдка. Более того, за металлический бампер можно поднимать машину домкратом, например, чтобы вытащить её из колеи.
Можно ли его устанавливать на машину?
Установка такого бампера на машину делает её достаточно узкоспециализированной. В городе ездить на такой машине просто опасно. Ведь случись какое-то происшествие с участием пешехода, то для человека удар силовым бампером гарантированно закончится серьёзными травмами. Поэтому, прежде чем ставить на свою машину такую конструкция, нужно трезво оценить целесообразность этого.
Ведь согласно новым правилам, любые изменения в конструкции нужно регистрировать в ГИБДД. Если вы будете редко выбираться на серьёзное бездорожье, то проходить все эти бюрократические круги совершенно не имеет смысла. Ведь для того чтобы легализовать тюнинг автомобиля, водителям приходится собирать множество бумажек и ходить по кабинетам. В противном случае можно нарваться на штраф за незаконные изменения в конструкции машины. Читайте также: эксперты признали внедорожники смертельно опасными авто.
Источник статьи: http://www.drivenn.ru/journal/novosti/zachem-na-vnedorozhniki-ustanavlivayut-silovoy-bamper-id36602
Может ли силовой бампер быть алюминиевым
На нашем рынке бамперы из алюминия присутствуют, правда, выбор совсем невелик. В России представлена серийная продукция всего двух производителей. И оба из Австралии: TJM и Ironman. Но, несмотря на это, перечень автомобилей, для которых есть одежка из «крылатого металла», весьма обширен. Причем для некоторых машин можно даже выбрать несколько вариантов.
СБРОСИТЬ 30 КИЛОГРАММОВ
Алюминиевые бамперы действительно намного легче стальных. Железный весит в среднем 40–50 кг и устанавливается на автомобиль минимум двумя дюжими механиками. Алюминиевый же можно поднять одной рукой: его вес колеблется от 10 до 17 кг. Но надо понимать, что алюминий – металл непрочный. Производители не рекомендуют использовать облегченные бамперы в качестве опоры для реечного домкрата, а уж о лебедке даже и думать запрещают. То есть, устанавливая подобный обвес, вы получаете красивый, устрашающий других водителей в городе вид и… в общем-то и все. Нет, он, конечно, намного прочнее пластикового, не боится царапин и легких ударов, так что кусты им гнуть можно. Даже тоненькие деревца не причинят вреда такому бамперу. А вот более серьезное испытание окажется для полированного алюминия непосильным. Даже вытягивая машину, трос надо крепить к проушинам на раме, а не к бамперу: металл может «повести». С другой стороны, если присмотреться к рекламным картинкам компании TJM, то на некоторых автомобилях с алюминиевыми бамперами видны ролики лебедки, закрепленные на передней части обвеса, сквозь которые проходит трос. Только ставить ее нужно в любом случае на специальный подрамник, крепящийся к раме, а при работе не стоит цеплять трос лебедки за дерево или куст, стоящие сильно в стороне. В противном случае трос, тянущий вбок, может прогнуть мягкий алюминий.
Кстати, отремонтировать легкий бампер совсем не легко и в любом случае не дешево. Даже если потребуется просто ликвидировать вмятины. Высокая окисляемость и отличная теплопроводность алюминия в данном случае оказываются недостатком. Если же требуется сварка, то положение осложняется еще сильнее: варить этот металл можно только на специальном оборудовании, которое на обычных сервисах встречается довольно редко.
НА ИЗОБИЛИЕ НЕ РАССЧИТЫВАЙТЕ
Если все вышеизложенное вас не напугало, вам не нужна или почти не требуется лебедка, столетние кедры валить вы не собираетесь, а вот внешний вид автомобиля важен, то алюминиевый бампер – как раз то, что нужно. Остается только выбрать, какой именно. Хотя на добрую половину внедорожников выбор ограничивается одной-единственной моделью. Правда, есть счастливчики, на которые можно примерить три разных бампера. Но в любом случае каждый производитель имеет свои особенности.
Модели TJM Т1, Т15 и Т17 изготавливаются как в стальном, так и в алюминиевом варианте. Все остальные разновидности делаются исключительно стальными. А чтобы проще было ориентироваться, разработчики на модификации из «крылатого металла» ставят пометку alloy. Форма стальных и алюминиевых вариантов практически идентична. Различия только в цвете: первые красят, а вторые полируют. Большинство моделей от TJM комплектуются блоками со вспомогательными огнями – «габаритами» и/или «поворотниками», и все – полным установочным комплектом, включающим даже стальную защиту переда днища.
Комплектация от Ironman похожа, но часто включает в себя еще и врезные противотуманные фары. А отличить алюминиевые бамперы от стальной и нержавеющей продукции этой же марки очень просто: они единственные полированы полностью.
Источник статьи: http://4×4.media/725-silovojj-bamper.html