- Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
- Налоги
- Грузовой самосвал амортизационная группа
- К какой амортизационной группе относится Грузовой автомобиль?
- Обоснование
- КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
- 8 800 350 84 37
- Дополнительно
- К какой амортизационной группе относится Легковой автомобиль?
- Обоснование
- Дополнительно
- Четвертая амортизационная группа
- Комментарий
- Четвертая группа
- 10 амортизационных групп
- Дополнительно
- Грузовой самосвал амортизационная группа
- Организацией был приобретён грузовой самосвал HOWO: мощность двигателя — 336 л.с. (252 кВт), рабочий объем двигателя — 9726 куб. см, тип двигателя — дизель, разрешенная максимальная масса — 26 000 кг, масса без нагрузки — 12 400 кг. К какой амортизационной группе следует отнести указанный самосвал — к четвертой или к пятой?
- Вопрос: Организацией был приобретён грузовой самосвал HOWO: мощность двигателя — 336 л.с. (252 кВт), рабочий объем двигателя — 9726 куб. см, тип двигателя — дизель, разрешенная максимальная масса — 26 000 кг, масса без нагрузки — 12 400 кг. К какой амортизационной группе следует отнести указанный самосвал — к четвертой или к пятой? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2015 г.)
- ОКОФ: код 310.29.20.23
- Как определить амортизационную группу премиум-авто? Купили автомобиль: Определяем класс машины для амортизации и расчета транспортного налога.
- Срок амортизации легкового автомобиля
- Амортизационная группа грузового автомобиля
Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Вне зависимости от своей грузоподъемности все автомобили-самосвалы должны быть отнесены к четвертой амортизационной группе.
Однако, учитывая позицию налоговых органов и неоднородность правоприменительной практики, на наш взгляд, безопаснее включить приобретенный грузовой самосвал в состав пятой амортизационной группы (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно) в том случае, если для организации возникновение дополнительного налогового риска нежелательно.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1) (далее — Классификация).
Таким образом, в налоговом учёте в соответствии с Классификацией объекты основных средств распределяются по соответствующим амортизационным группам. При этом распределение по амортизационным группам производится на основании присвоенных им кодов в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее — ОКОФ).
Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ).
В ОКОФ для автомобилей выделен класс 15 3410000. Согласно Классификации данный класс распределен между третьей-пятой амортизационными группами.
Из вопроса следует, что организацией приобретено транспортное средство типа «грузовой самосвал». В ОКОФ такой вид транспортного средства как «грузовой самосвал» не поименован, однако поименованы автомобили-самосвалы (коды ОКОФ 15 3410221-15 3410226).
Мы полагаем эти наименования идентичными. Идентичность данных транспортных средств определяется ключевым словом «самосвал», т.е. наличием механизма опрокидывания кузова.
При анализе положений Классификации представляется, что отнесение автомобиля к одной из амортизационных групп определяется его скоростными характеристиками и наличием дополнительных движущихся механизмов. То есть чем более скоростное транспортное средство, тем выше его годовой пробег, соответственно, выше износ шасси и двигателя*(1) и тем самым должен быть короче срок полезного использования данного автомобиля. Наличие дополнительных механизмов у автомобиля, таких как гидроподъемники, по крайней мере, не увеличивают срок службы данного транспортного средства.
Так, например, автомобили легковые подкласса ОКОФ 15 3410010, кроме автомобилей легковых малого класса для инвалидов (код ОКОФ 15 3410114) и автомобилей легковых представительского класса (коды ОКОФ 15 3410130-15 3410141), отнесены согласно Классификации к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно).
Согласно Классификации к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно) отнесен подкласс ОКОФ 15 3410020 «Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы)».
Из данного подкласса выделены и отнесены к третьей амортизационной группе автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т (код ОКОФ 15 3410191). В то же время автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т (коды ОКОФ 15 3410195-15 3410197 и все автомобили-тягачи седельные (коды ОКОФ 15 3410210-15 3410216), относящиеся к тому же подклассу автомобилей, согласно Классификации отнесены к пятой амортизационной группе (имуществу с более высоким сроком полезного использования).
Поскольку грузоподъемность автомобиля обратно пропорциональна его скоростным качествам, из приведенного распределения автомобилей подкласса ОКОФ 15 3410020 по амортизационным группам можно сделать вывод: чем более тихоходен автомобиль, тем выше срок его полезного использования.
Отметим, что согласно Классификации вне зависимости от своей грузоподъемности все автомобили-самосвалы (коды ОКОФ 15 3410221-15 3410226) отнесены к четвертой амортизационной группе. Из этого факта можно сделать вывод, что для данного вида автомобиля не играют роли его скоростные характеристики; скорее всего, срок полезного использования в данном случае ограничен сроком службы грузоподъемных механизмов.
Таким образом, вне зависимости от своей грузоподъемности все автомобили-самосвалы должны быть отнесены к четвертой амортизационной группе.
Такой вывод поддержан примерами судебной практики.
Так, например, в постановлении ФАС Московского округа от 10.02.2014 N Ф05-15792/12 по делу N А40-12336/2012 рассматривался вопрос об определении амортизационной группы для транспортных средств МАN ТGА 41.480 8х4 ВВ-WW (самосвалов) грузоподъемностью 25 т. В данном постановлении было указано, что суд апелляционной инстанции необоснованно отнес предмет лизинга к пятой, а не к четвертой амортизационной группе, так как из четвертой амортизационной группы не исключены грузовые автомобили, отнесенные к категории «автомобили-самосвалы».
В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 N 09АП-28607/14 подтверждено, что грузовой самосвал SHANXI SX3311DT366 относится к четвертой амортизационной группе.
В постановлении ФАС Московского округа от 14.11.2012 N Ф05-12581/12 по делу N А40-14605/2012 указано, что в соответствии с Классификацией автомобили-самосвалы относятся к четвертой амортизационной группе, в которую входит имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно (автомобиль-самосвал Вольво).
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 N 15АП-934/12 судьи засвидетельствовали, что самосвал КАМАЗ-5502-053 относится к четвертой группе основных средств.
В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 05.05.2012 по делу N А27-10607/2011 вынесено решение в пользу налогоплательщика, определившего срок полезного использования 6 лет для карьерного самосвала марки БелАЗ (грузоподъемностью от 27 до 50 тонн). Правда в данном случае срок полезного использования был определен на основании технических условий и рекомендаций завода изготовителя, а также постановления Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР». Такой способ определения срока полезного использования транспортного средства был выбран налогоплательщиком в связи с тем, что в Классификации карьерный самосвал марки БелАЗ не поименован.
Однако те же примеры арбитражной практики свидетельствуют, что при решении вопроса об отнесении грузового самосвала к четвертой либо к пятой амортизационной группе налоговые органы учитывают грузоподъемность этого транспортного средства.
Грузоподъемность может быть определена на основании данных ПТС, в котором среди прочих содержатся следующие данные:
— разрешенная максимальная масса в кг — цифровое значение массы снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленной в качестве максимально допустимой;
— масса без нагрузки, кг — цифровое значение массы транспортного средства без нагрузки (п.п. 37, 38 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (приложение N 1 к приказу МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 N 496/192/134)).
Согласно заданному вопросу разрешенная максимальная масса автомобиля составляет 26 000 кг, масса без нагрузки — 12 400 кг. Тогда грузоподъемность рассматриваемого транспортного средства составит 13 600 кг (13,6 т)*(2).
Поскольку в рассматриваемой ситуации грузоподъемность самосвала превышает 5 т, по нашему мнению, не исключена вероятность, что контролирующий орган отнесет данное транспортное средство к пятой амортизационной группе.
Такой поворот усугубляет то, что, к сожалению, нам известны случаи, когда суды принимают сторону налогового органа и считают, что в соответствии с Классификацией грузовые самосвалы грузоподъемностью свыше 5 тонн относятся к пятой группе основных средств, со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
Так, например, в постановлении ФАС Московского округа от 15.05.2012 N Ф05-4008/12 по делу N А40-59187/2011 суд пришел к выводу, что автомобиль грузовой самосвал марки Shaanxi SX 3255 DR 38 4B с учетом Классификации является автомобилем грузовым общего назначения грузоподъемностью свыше 5 тонн и относится к пятой амортизационной группе со сроком полезного действия свыше 7 лет до 10 лет включительно по ОКОФ 15 3410195-15 3410197 (смотрите также постановления ФАС Уральского округа от 24.05.2013 N Ф09-2078/13 по делу N А60-24972/2012, ФАС Московского округа от 08.04.2013 N Ф05-1921/13 по делу N А40-11632/2012, от 19.02.2013 N Ф05-207/13 по делу N А40-11608/2012, от 06.02.2013 N Ф05-15792/12 по делу N А40-12336/2012, Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 N 09АП-38761/13 АП-38761/13, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 N 17АП-14432/12, Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 N 09АП-28883/12, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 N 09АП-28109/12, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 N 15АП-4654/12).
Таким образом, если организация примет решение отнести грузовой самосвал, грузоподъемность которого свыше 5 т, к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно), не исключена вероятность возникновения налогового спора. Удастся ли организации отстоять в этом случае свою точку зрения при такой неоднородности решений, выносимых судами по вопросу определения амортизационной группы для грузовых самосвалов (грузоподъемностью свыше 5 т), предугадать невозможно.
Учитывая данное обстоятельство, на наш взгляд, безопаснее включить приобретенный грузовой самосвал в состав пятой амортизационной группы (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно) в том случае, если для организации возникновение дополнительного налогового риска нежелательно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Напомним, что до введения в действие Классификации амортизацию основных средств определяли Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072. Для многих видов автомобильного транспорта нормы амортизационных отчислений устанавливались данным документом не в годовом исчислении, а в исчислении пробега.
*(2) Грузоподъемность транспортного средства определяется разницей между разрешенной максимальной массой и массой без нагрузки (смотрите, например, пп. 4.1.3 п. 4 постановления Правительства Москвы от 22.08.2011 N 379-ПП «Об ограничении движения грузового автотранспорта в городе Москве и признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Москвы», постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.03.2012 N Ф01-791/12 по делу N А43-26598/2010).
Источник статьи: http://consalting.pravovest.ru/news_open.asp?id=5100
Грузовой самосвал амортизационная группа
К какой амортизационной группе относится Грузовой автомобиль?
Грузовые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их грузоподъемности и типа. Большая их часть относится к 3 – 5 амортизационным группам.
Обоснование
С 01.01.2017
К Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:
Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.41.111)
Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.42.111)
К Четвертой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:
Средства автотранспортные грузовые автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) (Код ОКОФ 310.29.10.4).
К Пятой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:
Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.112)
Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.113)
Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.112)
Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.113)
Средства автотранспортные специального назначения автомобили-тягачи седельные (код ОКОФ 310.29.10.5)
Средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами (автогидроподъемники) (код ОКОФ 310.29.10.59.270)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки (мусоровозы) (код ОКОФ 310.29.10.59.390)
До 01.01.2017
К 3-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т (Код ОКОФ 15 3410191)
К 5-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т (Код ОКОФ 15 3410195 — 15 3410197), а именно:
15 3410195 — Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 до 8 т;
15 3410196 — Автомобили грузовые общего назначения свыше 8 до 15 т;
15 3410197 — Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 15 т.
К 5-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:
Автомобили-тягачи седельные (Код ОКОФ 15 3410210 — 15 3410216), а именно:
15 3410211 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло до 3 т;
15 3410212 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 3 до 5,4 т;
15 3410213 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 5,4 до 7,5 т;
15 3410214 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 до 12 т;
15 3410215 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 12 до 18 т;
15 3410216 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 18 т.
К 4-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:
Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) (Код ОКОФ 15 3410020) кроме транспортных средств с Код ОКОФ — 15 3410191, 15 3410195 — 15 3410197, 15 3410211 — 15 3410216.
Кроме того, могут быть специализированные автомобили.
Дополнительно
Третья амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.
Четвертая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.
Пятая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.
К какой амортизационной группе относится Легковой автомобиль?
Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.
Большая часть легковых автомобилей относится к Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).
В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.
Обоснование
С 01.01.2017
К Третьей амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).
К Четвертой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили (легковые малого класса для инвалидов, код ОКОФ 310.29.10.24)
К Пятой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили легковые большого класса ((с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса, код ОКОФ 310.29.10.24).
Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?
Нормативные документы применяют это понятие (например, ОКОФ, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/[email protected] указывается на отсутствие значение термина «Автомобили легковые высшего класса» и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств». В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.
По моему мнению, в отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей. Всего выделяется шесть классов A,B,C,D,E, F. Из них к высшему классу относится класс F («люкс», «представительский класс»):
Класс мини (А) — малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более — 1,6 м.
Малый класс (В) — малогабаритные автомобили длиной 3,6 — 3,9 м, шириной 1,5 — 1,7 м.
Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 — 4,4 м, ширина — 1,6-1,75 м.
Средний класс (D) — длина 4,4 — 4,7 м, ширина 1,7 — 1,8 м.
Верхний средний класс (Е) («бизнес-класс»). Длина 4,6 — 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.
Высший класс (F) («люкс», «представительский класс»). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.
До 01.01.2017
К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
Автомобили легковые (Код ОКОФ 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 — 15 3410141).
Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.
Автомобили легковые малого класса для инвалидов (Код ОКОФ 15 3410114) — такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) — (Код ОКОФ 15 3410130) — такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410131) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые высшего класса — (Код ОКОФ 15 3410140) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410141) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Дополнительно
Третья амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.
Четвертая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.
Пятая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.
Четвертая амортизационная группа
— имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.
Комментарий
Четвертая амортизационная группа включает в себя имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно (п. 3 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации).
Перечень основных средств, относящихся к 4-й амортизационной группе, указан в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.
Срок полезного использования
Минимальный срок полезного использования 4-й амортизационной группы — 61 месяц (5 лет и 1 месяц);
Максимальный срок полезного использования 4-й амортизационной группы — 84 месяца (7 лет).
Состав
К 4-й амортизационной группе могут относиться основные средства категории:
— Сооружения и передаточные устройства
— Машины и оборудование
— Инвентарь производственный и хозяйственный
Особенности
1) По основным средствам, относящимся к 3-7 амортизационным группам может применяться амортизационная премия в размере не более 30% (см. Амортизационная премия, п. 9 ст. 258 НК РФ).
2) С 2018 года движимое имущество этой амортизационной группы может облагаться налогом на имущество, если Субъект Российской Федерации (Москва, Московская область, Владимирская область, Красноярский край и т.д.) не принял закон о применении льготы по п. 25 ст. 381 НК РФ на своей территории (ст. 381.1. НК РФ, Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ, см. Налог на имущество организаций).
3) По основным средствам 3-7 амортизационных групп может применяться Инвестиционный налоговый вычет (ст. 286.1. НК РФ).
4) Налогоплательщики вправе применять повышенный коэффициент амортизации 2 (для налога на прибыль организаций) в отношении амортизируемых основных средств, включенных в 1 — 7 амортизационные группы и произведенных в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта (пп. 6 п. 1 статьи 259.3 НК РФ, Участники специальных инвестиционных контрактов).
К примеру, к 4-й амортизационной группе относятся:
Здания (кроме жилых) — здания из пленочных материалов (воздухоопорные, пневмокаркасные, шатровые и др.); передвижные цельнометаллические; передвижные деревометаллические; киоски и ларьки из металлоконструкций, стеклопластика, прессованных плит и деревянные (код ОКОФ 210.00.00.00.000)
Ограды (заборы) и ограждения железобетонные (код ОКОФ 220.23.61.12.191)
Линия электропередачи воздушная (на опорах из непропитанной древесины), код ОКОФ 220.41.20.20.302
Часы всех видов (часы специальные и приборы времени (часы морские и авиационные, хронометры, секундомеры, хроноскопы, хронографы, счетчики времени, реле времени); приборы контроля часов, узлов и деталей механизма часов; часы механические наручные, механические карманные, настольные, настенные, напольные, будильники; часы электронно-механические и электронные), код ОКОФ 330.26.52
Автобусы дальнего следования (код ОКОФ 310.29.10.30.112)
Выдержка из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1:
Четвертая группа
(имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно)
Здания
Код ОКОФ | Наименование | Примечание |
210.00.00.00.000 | Здания (кроме жилых) | здания из пленочных материалов (воздухоопорные, пневмокаркасные, шатровые и др.); передвижные цельнометаллические; передвижные деревометаллические; киоски и ларьки из металлоконструкций, стеклопластика, прессованных плит и деревянные |
Сооружения и передаточные устройства
Код ОКОФ | Наименование | Примечание |
220.41.20.20.300 | Сооружения топливно-энергетических, нефтехимических, газохимических и химических предприятий | скважина разведочная |
220.41.20.20.620 | Сооружения связи | мачты деревянные |
220.42.21.12.120 | Трубопровод местный для газа (газопровод) | — |
220.42.21.12.130 | Трубопровод местный для нефти (нефтепровод межпромысловый) | — |
220.42.21.12.140 | Трубопровод технологический | кроме трубопроводов внутрицеховых и наружных |
220.42.21.12.152 | Отвод от трубопровода местного (газопровода) | — |
220.42.22.1 | Сооружения коммунальные для электроснабжения и связи | электростанции передвижные; электроагрегаты питания |
220.42.22.12.111 | Линии электропередачи местные воздушные | на опорах из непропитанной древесины |
220.42.99.11.141 | Скважина газовая для разведочного бурения | — |
220.42.99.19.141 | Ограды (заборы) и ограждения железобетонные | — |
220.42.99.19.149 | Ограды (заборы) и ограждения прочие | — |
Машины и оборудование
Средства транспортные
Инвентарь производственный и хозяйственный
Код ОКОФ | Наименование | Примечание |
320.26.30 | Оборудование коммуникационное | мебель для предприятий кабельной и проводной связи |
330.26.51 | Оборудование для измерения, испытаний и навигации | оборудование испытательное |
330.26.51.32 | Столы, машины чертежные и прочие инструменты для черчения, разметки или математических расчетов | — |
330.28.99.12.119 | Оборудование наборное прочее | — |
330.32.50.30 | Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную; парикмахерские кресла и аналогичные кресла, и их части | — |
Код ОКОФ | Наименование | Примечание |
510.01.43.10 | Лошади и прочие животные семейства лошадиных живые | — |
510.01.44.10 | Верблюды и прочие животные семейства верблюдовых живые | — |
Насаждения многолетние
Код ОКОФ | Наименование | Примечание |
520.00.10.08 | Прочие культивируемые ресурсы растительного происхождения, неоднократно дающие продукцию, не включенные в другие группировки | насаждения многолетние ягодных культур, кроме земляники |
10 амортизационных групп
Амортизируемое имущество объединяется в 10 Амортизационных групп (п. 3 ст. 258 НК РФ):
Первая амортизационная группа — все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;
Видео (кликните для воспроизведения). |
Вторая амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;
Третья амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;
Четвертая амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;
Пятая амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;
Шестая амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;
Седьмая амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;
Восьмая амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;
Девятая амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;
Десятая амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.
Дополнительно
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы — нормативный документ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. В Классификации виды амортизируемого имущества распределены по амортизационным группам (10 амортизационных групп).
Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.
Амортизируемое имущество — основные средства и нематериальные активы.
Грузовой самосвал амортизационная группа
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организацией был приобретён грузовой самосвал HOWO: мощность двигателя — 336 л.с. (252 кВт), рабочий объем двигателя — 9726 куб. см, тип двигателя — дизель, разрешенная максимальная масса — 26 000 кг, масса без нагрузки — 12 400 кг. К какой амортизационной группе следует отнести указанный самосвал — к четвертой или к пятой?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Вопрос: Организацией был приобретён грузовой самосвал HOWO: мощность двигателя — 336 л.с. (252 кВт), рабочий объем двигателя — 9726 куб. см, тип двигателя — дизель, разрешенная максимальная масса — 26 000 кг, масса без нагрузки — 12 400 кг. К какой амортизационной группе следует отнести указанный самосвал — к четвертой или к пятой? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2015 г.)
Организацией был приобретён грузовой самосвал HOWO: мощность двигателя — 336 л.с. (252 кВт), рабочий объем двигателя — 9726 куб. см, тип двигателя — дизель, разрешенная максимальная масса — 26 000 кг, масса без нагрузки — 12 400 кг. К какой амортизационной группе следует отнести указанный самосвал — к четвертой или к пятой?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Вне зависимости от своей грузоподъемности все автомобили-самосвалы должны быть отнесены к четвертой амортизационной группе.
Однако, учитывая позицию налоговых органов и неоднородность правоприменительной практики, на наш взгляд, безопаснее включить приобретенный грузовой самосвал в состав пятой амортизационной группы (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно) в том случае, если для организации возникновение дополнительного налогового риска нежелательно.
В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1) (далее — Классификация).
Таким образом, в налоговом учёте в соответствии с Классификацией объекты основных средств распределяются по соответствующим амортизационным группам. При этом распределение по амортизационным группам производится на основании присвоенных им кодов в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее — ОКОФ).
Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ).
В ОКОФ для автомобилей выделен класс 15 3410000. Согласно Классификации данный класс распределен между третьей-пятой амортизационными группами.
Из вопроса следует, что организацией приобретено транспортное средство типа «грузовой самосвал». В ОКОФ такой вид транспортного средства как «грузовой самосвал» не поименован, однако поименованы автомобили-самосвалы (коды ОКОФ 15 3410221-15 3410226).
Мы полагаем эти наименования идентичными. Идентичность данных транспортных средств определяется ключевым словом «самосвал», т.е. наличием механизма опрокидывания кузова.
При анализе положений Классификации представляется, что отнесение автомобиля к одной из амортизационных групп определяется его скоростными характеристиками и наличием дополнительных движущихся механизмов. То есть чем более скоростное транспортное средство, тем выше его годовой пробег, соответственно, выше износ шасси и двигателя*(1) и тем самым должен быть короче срок полезного использования данного автомобиля. Наличие дополнительных механизмов у автомобиля, таких как гидроподъемники, по крайней мере, не увеличивают срок службы данного транспортного средства.
Так, например, автомобили легковые подкласса ОКОФ 15 3410010, кроме автомобилей легковых малого класса для инвалидов (код ОКОФ 15 3410114) и автомобилей легковых представительского класса (коды ОКОФ 15 3410130-15 3410141), отнесены согласно Классификации к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно).
Согласно Классификации к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно) отнесен подкласс ОКОФ 15 3410020 «Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы)».
Из данного подкласса выделены и отнесены к третьей амортизационной группе автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т (код ОКОФ 15 3410191). В то же время автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т (коды ОКОФ 15 3410195-15 3410197 и все автомобили-тягачи седельные (коды ОКОФ 15 3410210-15 3410216), относящиеся к тому же подклассу автомобилей, согласно Классификации отнесены к пятой амортизационной группе (имуществу с более высоким сроком полезного использования).
Поскольку грузоподъемность автомобиля обратно пропорциональна его скоростным качествам, из приведенного распределения автомобилей подкласса ОКОФ 15 3410020 по амортизационным группам можно сделать вывод: чем более тихоходен автомобиль, тем выше срок его полезного использования.
Отметим, что согласно Классификации вне зависимости от своей грузоподъемности все автомобили-самосвалы (коды ОКОФ 15 3410221-15 3410226) отнесены к четвертой амортизационной группе. Из этого факта можно сделать вывод, что для данного вида автомобиля не играют роли его скоростные характеристики; скорее всего, срок полезного использования в данном случае ограничен сроком службы грузоподъемных механизмов.
Таким образом, вне зависимости от своей грузоподъемности все автомобили-самосвалы должны быть отнесены к четвертой амортизационной группе.
Такой вывод поддержан примерами судебной практики.
Так, например, в постановлении ФАС Московского округа от 10.02.2014 N Ф05-15792/12 по делу N А40-12336/2012 рассматривался вопрос об определении амортизационной группы для транспортных средств МАN ТGА 41.480 8х4 ВВ-WW (самосвалов) грузоподъемностью 25 т. В данном постановлении было указано, что суд апелляционной инстанции необоснованно отнес предмет лизинга к пятой, а не к четвертой амортизационной группе, так как из четвертой амортизационной группы не исключены грузовые автомобили, отнесенные к категории «автомобили-самосвалы».
В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 N 09АП-28607/14 подтверждено, что грузовой самосвал SHANXI SX3311DT366 относится к четвертой амортизационной группе.
В постановлении ФАС Московского округа от 14.11.2012 N Ф05-12581/12 по делу N А40-14605/2012 указано, что в соответствии с Классификацией автомобили-самосвалы относятся к четвертой амортизационной группе, в которую входит имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно (автомобиль-самосвал Вольво).
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 N 15АП-934/12 судьи засвидетельствовали, что самосвал КамАЗ-5502-053 относится к четвертой группе основных средств.
В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 05.05.2012 по делу N А27-10607/2011 вынесено решение в пользу налогоплательщика, определившего срок полезного использования 6 лет для карьерного самосвала марки БелАЗ (грузоподъемностью от 27 до 50 тонн). Правда в данном случае срок полезного использования был определен на основании технических условий и рекомендаций завода изготовителя, а также постановления Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР». Такой способ определения срока полезного использования транспортного средства был выбран налогоплательщиком в связи с тем, что в Классификации карьерный самосвал марки БелАЗ не поименован.
Однако те же примеры арбитражной практики свидетельствуют, что при решении вопроса об отнесении грузового самосвала к четвертой либо к пятой амортизационной группе налоговые органы учитывают грузоподъемность этого транспортного средства.
Грузоподъемность может быть определена на основании данных ПТС, в котором среди прочих содержатся следующие данные:
— разрешенная максимальная масса в кг — цифровое значение массы снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленной в качестве максимально допустимой;
— масса без нагрузки, кг — цифровое значение массы транспортного средства без нагрузки (п.п. 37, 38 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (приложение N 1 к приказу МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 N 496/192/134)).
Согласно заданному вопросу разрешенная максимальная масса автомобиля составляет 26 000 кг, масса без нагрузки — 12 400 кг. Тогда грузоподъемность рассматриваемого транспортного средства составит 13 600 кг (13,6 т)*(2).
Поскольку в рассматриваемой ситуации грузоподъемность самосвала превышает 5 т, по нашему мнению, не исключена вероятность, что контролирующий орган отнесет данное транспортное средство к пятой амортизационной группе.
Такой поворот усугубляет то, что, к сожалению, нам известны случаи, когда суды принимают сторону налогового органа и считают, что в соответствии с Классификацией грузовые самосвалы грузоподъемностью свыше 5 тонн относятся к пятой группе основных средств, со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
Так, например, в постановлении ФАС Московского округа от 15.05.2012 N Ф05-4008/12 по делу N А40-59187/2011 суд пришел к выводу, что автомобиль грузовой самосвал марки Shaanxi SX 3255 DR 38 4B с учетом Классификации является автомобилем грузовым общего назначения грузоподъемностью свыше 5 тонн и относится к пятой амортизационной группе со сроком полезного действия свыше 7 лет до 10 лет включительно по ОКОФ 15 3410195-15 3410197 (смотрите также постановления ФАС Уральского округа от 24.05.2013 N Ф09-2078/13 по делу N А60-24972/2012, ФАС Московского округа от 08.04.2013 N Ф05-1921/13 по делу N А40-11632/2012, от 19.02.2013 N Ф05-207/13 по делу N А40-11608/2012, от 06.02.2013 N Ф05-15792/12 по делу N А40-12336/2012, Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 N 09АП-38761/13 АП-38761/13, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 N 17АП-14432/12, Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 N 09АП-28883/12, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 N 09АП-28109/12, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 N 15АП-4654/12).
Таким образом, если организация примет решение отнести грузовой самосвал, грузоподъемность которого свыше 5 т, к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно), не исключена вероятность возникновения налогового спора. Удастся ли организации отстоять в этом случае свою точку зрения при такой неоднородности решений, выносимых судами по вопросу определения амортизационной группы для грузовых самосвалов (грузоподъемностью свыше 5 т), предугадать невозможно.
Учитывая данное обстоятельство, на наш взгляд, безопаснее включить приобретенный грузовой самосвал в состав пятой амортизационной группы (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно) в том случае, если для организации возникновение дополнительного налогового риска нежелательно.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
*(1) Напомним, что до введения в действие Классификации амортизацию основных средств определяли Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072. Для многих видов автомобильного транспорта нормы амортизационных отчислений устанавливались данным документом не в годовом исчислении, а в исчислении пробега.
*(2) Грузоподъемность транспортного средства определяется разницей между разрешенной максимальной массой и массой без нагрузки (смотрите, например, пп. 4.1.3 п. 4 постановления Правительства Москвы от 22.08.2011 N 379-ПП «Об ограничении движения грузового автотранспорта в городе Москве и признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Москвы», постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.03.2012 N Ф01-791/12 по делу N А43-26598/2010).
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования — в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества — служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность — срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел «Правовая поддержка» (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу «Правовая поддержка» Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.
ОКОФ: код 310.29.20.23
310.29.20.23 — Прицепы и полуприцепы прочие
Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014
Код: 310.29.20.23
Наименование: Прицепы и полуприцепы прочие
Дочерних элементов: 4
Амортизационных групп: 1
Прямых переходных ключей: 31
Группировка 310.29.20.23 в ОКОФ содержит 4 подгруппировки.
- 310.29.20.23.110 — Прицепы (полуприцепы) к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадрициклам
- 310.29.20.23.120 — Прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны для перевозки нефтепродуктов, воды и прочих жидкостей
- 310.29.20.23.130 — Прицепы и полуприцепы тракторные
- 310.29.20.23.190 — Прицепы и полуприцепы прочие, не включенные в другие группировки
В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 310.29.20.23 числится в следующих группах:
Группа | Подгруппа | Сроки | Примечание |
---|
Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:
Как определить амортизационную группу премиум-авто? Купили автомобиль: Определяем класс машины для амортизации и расчета транспортного налога.
Казенное учреждение приобрело объект основных средств (легковой автомобиль), ранее бывший в эксплуатации. Как определить срок его полезного использования в целях принятия его к бюджетному учету и начисления амортизации?
В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях.
По общему правилу определение срока полезного использования объектов основных средств (включая объекты, ранее бывшие в эксплуатации) в целях принятия их к учету и начисления амортизации производится исходя из:
- информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
- рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества (при отсутствии в законодательстве РФ норм, предусматривающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации);
- принятого решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя).
В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее — Классификация ОС), легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно (код ОКОФ 15 3410010)). Согласно абз. 3 п. 44 Инструкции № 157н по объектам основных средств, включенным в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку. Поэтому срок полезного использования автомобиля составит пять лет (60 месяцев).
Следует знать, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока их полезного использования определяется с учетом срока их фактической эксплуатации (абз. 12 п. 44 Инструкции № 157н). То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
Если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превысит данный срок, учреждение вправе самостоятельно установить срок полезного использования автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов. Такой вывод основан на положениях налогового законодательства (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ). Считаем, что аналогичным образом следует определять срок полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, в целях принятия их к бюджетному учету.
Срок фактической эксплуатации б/у объекта основных средств должен быть подтвержден документально. Если документы отсутствуют, то срок полезного использования устанавливается в соответствии с Классификацией ОС, как для нового объекта основных средств (письма Минфина РФ от 16.06.2010 № 03‑03‑06/1/414, ).
Отметим, что амортизация по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, начисляется в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 85, 86 Инструкции № 157н (линейным способом начиная с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету), и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета. Расчет годовой суммы амортизации осуществляется исходя из балансовой стоимости имущества и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.
Для наглядности приведем пример.
Казенное учреждение приобрело легковой автомобиль, ранее бывший в эксплуатации, стоимостью 420 000 руб. Срок его фактической эксплуатации предыдущим собственником подтвержден документально и составляет 2 г. 8 мес. (32 мес.). Необходимо определить срок полезного использования автомобиля и сумму ежемесячных амортизационных отчислений.
Согласно Классификации ОС общий срок полезного использования легкового автомобиля равен пяти годам (60 мес.).
На момент принятия автомобиля к учету он уже эксплуатировался 2 г. 8 мес. (32 мес.), поэтому оставшийся срок его полезного использования составит 2 г. 4 мес. (28 месяцев) (5 л. (60 мес.) — 2 г. 8 мес. (32 мес.)).
Ежемесячно в течение указанного срока амортизация будет начисляться в размере 15 000 руб. (420 000 руб. / 28 мес.).
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
Посмотрите готовую таблицу, чтобы узнать, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль. В 2019 году для определения группы по автомобилю используйте обновленный справочник кодов ОКОФ.
Бухгалтеры пользуются Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1 (далее — Классификация), чтобы определить, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль. В 2018 году действует новая редакция этого документа, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 07.07.16 № 640. В новой редакции указаны новые коды ОКОФ, которые применяются с 2017 года и продолжают действовать в 2019 году. (Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008).)
Ошибка при выборе амортизационной группы для основного средства опасна доначислением сразу двух налогов — на прибыль и на имущество. Инспекторы очень часто находят такие ошибки: это недавно подтвердила ФНС в обзоре типовых нарушений. Скачайте шпаргалку, которая поможет всегда безошибочно определять амортизационную группу.
Срок амортизации легкового автомобиля
Чтобы узнать, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, заглянем в Классификацию. Легковые автомобили относятся к трем амортизационным группам. К какой группе причислить машину, зависит от ее типа. Для удобства мы составили таблицу — выберите вид автомобиля и сразу определите, к какой группе отнести автомобиль. А затем посмотрите, какой установить срок полезного использования.
Большинство легковых автомобилей относятся к третьей группе. Следовательно, срок их полезного использования составляет свыше трех лет до пяти лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев включительно.
Амортизационная группа грузового автомобиля
Мы выяснили, к какой амортизационной группе относится легковые машины. Переходим к грузовым фургонам. Грузовые автомобили отнесены в Классификации к следующим амортизационным группам.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Грузовой с максимальной массой не более 3,5 т
Источник статьи: http://xn--39-6kcan6a8aucw9jua.xn--p1ai/gruzovoj-samosval-amortizatsionnaya-gruppa/