- Специальные пожарные и аварийно-спасательные автомобили
- Общая классификация
- Разновидности пожарных автомобилей по назначению
- Классификация по грузоподъемности
- Сверхлегкие машины
- Легкие машины
- Средний класс
- Тяжелая техника
- Сверхтяжелый класс
- Подводный телеуправляемый аппарат «Гном»
- Какие автомобили использует МЧС России
Специальные пожарные и аварийно-спасательные автомобили
Пожарные аварийно-спасательные автомобили – наземные транспортные комплексы, используемые во время чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения. Тот или иной вид техники, стоящей на вооружении у МЧС, применяется для выполнения конкретных задач:
- доставка боевого расчета к месту трагедии;
- разведывательные мероприятия с целью выявления масштабов повреждений и фиксации опасных зон;
- разбор завалов строительных конструкций и извлечение из-под них пострадавших;
- оказание медпомощи;
- поддержание радиосвязи со штабом;
- оповещение населения;
- вывоз пострадавших с места ЧС;
- купирование воспламенения;
- создание дополнительного освещения на месте работы спасателей.
Общая классификация
В основе классификации аварийно-спасательных автомобилей лежит принцип использования техники во время ЧС. Все машины, с которыми работают бойцы МЧС, разделены на четыре группы:
- собственно пожарный транспорт;
- собственно аварийно-спасательные автомобили;
- инженерная техника;
- техника, задействованная на воде и в воздухе.
По грузоподъемности боевые машины МЧС делятся на пять классов:
Разновидности пожарных автомобилей по назначению
Транспортные средства, используемые для ликвидации последствий ЧС, делятся на основные, специальные пожарно-спасательные, целевые и вспомогательные автомобили.
Группа | Подгруппа | Разновидности |
Пожарные машины | Основные | Автоцистерны, автонасосы, насосно-рукавная техника. |
Целевые | Порошкового, пенного, воздушно-пенного, комбинированного, газового, газо-водяного, аэродромного тушения, насосная станция и пеноподъемник. | |
Аварийно-спасательные | Специальные пожарные машины | Штабная техника, машины связи и освещения, установки дымоудаления, автолестницы и коленчатые подъемники, рукавные машины, газодымозащитная служба, авто отогрева, оперативно-служебная техника. |
Целевые | ТС водолазной, химической, радиационной службы. Техника для проведения взрывных работ и оказания медицинской помощи. | |
Вспомогательные | Автобусы, авторемонтные мастерские, грузовые и легковые оперативные авто, передвижные диагностические лаборатории и топливозаправщики. | |
Инженерная техника | Экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, путепрокладчики, автокраны и компрессорные станции | |
Техника, задействованная на воде и в воздухе | Самолеты, вертолеты, катера. |
Классификация по грузоподъемности
Сверхлегкие машины
Транспортные средства повышенной маневренности, которые используют для патрулирования потенциально опасных для возгорания мест и купирования огня в начальной стадии.
К сверхлегким ТС относят:
- Мобильное АСТС на базе мотоцикла «Урал». Оснащено средствами химической и радиационной разведки, набором для оказания медпомощи и средствами для подавления возгораний в их начальной стадии.
- ТС на базе снегоходов «Рысь» и «Буран» для проведения операций в отдаленных заснеженных районах.
- Машина АСМ-41-01 (ВАЗ-21310). Область применения – экстренная доставка к месту возгорания оперативных групп и спецоборудования в городской среде и горной местности. Оснащена комплектом специнструмента и противопожарного оборудования, средствами ИЗ, связи, мобильными осветительными приборами и средствами световой сигнализации.
Вес сверхлегких АСТС не превышает 1.1 т, в связи с чем они ограничены в грузоподъемности и применяются только в качестве мобильных средств экстренного реагирования на сигнал бедствия и проведения разведки на месте происшествия.
Легкие машины
АСМ легкого класса используют для экстренного реагирования и доставки боевых расчетов с минимальным противопожарным оборудованием. Эти автомобили востребованы при ЧС в городах. Они всегда идут в первом эшелоне МЧС: оборудование применяют для обследования местности, выявления потенциально опасных объектов, поисковых и спасательных операций, вывоза пострадавших в медучреждения.
- Машина АСМ-41-02 на базе ГАЗ-27057. Авто для оперативной доставки бригады спасателей из 5-7 человек. Оно укомплектовано аварийно-спасательным гидравлическим инструментом, пневмодомкратом, комплектом энергоинструмента, сварочным и осветительным оборудованием, предметами для оказания первой медицинской помощи, средствами индивидуальной защиты. Из спецоборудования – раздвижная пожарная лестница 7,5 м, средства подавления огня, приборы для ведения радиационной, химической и газовой разведки. Для беспрепятственного доступа в высокогорные районы для автомобиля используют полноприводную базу.
- Машина АСМ-41-022 на базе УАЗ-3909. Авто повышенной мобильности, рассчитанное на 4 человек. Оборудование АСМ-41-022 позволяет проводить разведку на месте аварии, вести поиски попавших под завалы людей, поднимать стальные и железобетонные конструкции до 10000 кг на высоте до 260 м. Обеспечивает неотложные аварийно-спасательные работы по ликвидации локальных очагов возгорания.
- Машина АСМ-41-024 на шасси Land Rover Defender. Полноприводное авто, предназначенное для доставки группы спасателей на место происшествия. Пассажировместимость – 5 человек. Преимущество этой модели – выдвижные платформы для оборудования.
В основе характеристики пожарно-спасательных автомобилей легкого класса лежит вес транспортного средства и его грузоподъемность: собственная масса – 1.1 – 3 т, а грузоподъемность – до 1,5 т.
Средний класс
В отличие от легких, эти машины используют для техобеспечения широкого диапазона спасательных операций в ЧС природного и техногенного характера. Они работают на объектах повышенного риска. В этом классе основной единицей является АСМ-51-03 «Бизон». Благодаря шасси высокой проходимости эта машина считается незаменимой для доставки пожарной бригады и оборудования при сложных дорожных условиях. Преимущество АСМ-51-03 – наличие стеллажей и съемных контейнеров, благодаря чему в зависимости от ЧС можно менять комплект оборудования. Для погрузки тяжелого инвентаря весом до 250 кг предусмотрен электротельфер на выдвижном монорельсе.
На вооружении МЧС состоит еще одно ТС среднего класса Егерь-II на базе ГАЗ-3325 для бригады из 5 человек. Благодаря широким профильным шинам, высокому клиренсу, повышенной маневренности эту технику используют в самых сложных ситуациях, в том числе для выезда на заболоченную местность. Как и «Бизон», «Егерь-II» имеет внешнюю автономную световую башню.
К машинам среднего класса относят транспортные средства весом от 3.1 до 6 т. Пассажировместимость составляет не более 7 человек.
Тяжелая техника
По характеристикам пожарные и аварийно-спасательные автомобили тяжелого класса весят 6.1 – 10 т и вмещают экипаж не менее 9 человек с полным индивидуальным снаряжением и оборудованием для оперативного устранения последствий ЧС.
К основным пожарным и аварийно-спасательным автомобилям тяжелого класса относят:
- АСА-20 (КамАЗ-5350);
- АСМ-5827 (КамАЗ-43118);
- АСМ-45-033 (ГАЗ-3308).
Основной расчетной единицей считается АСМ-5827 на базе КамАЗ-43118 с удлиненной рамой. Среди базового оборудования – электрическая и механическая лебедка до 5 т. Модель КамАЗ-43118 переоборудована под спецтехнику и имеет цельнометаллический фургон с отсеком для аварийно-спасательного оборудования. Предусмотрена выдвижная осветительная мачта, светотехнические и громкоговорящие устройства.
Сверхтяжелый класс
Это поисково-спасательная техника для доставки к месту трагедии пожарного расчета из 9 человек. Вес таких автомобилей – более 10 т. Они используются для поиска, спасения и эвакуации пострадавших в результате ЧС в условиях бездорожья, в заболоченных лесах, на снежной целине и в акваториях рек и озер.
Все авто этого класса считаются плавающими вездеходами. К сверхтяжелым машинам относят:
- пассажирские ПСМ-1П на базе ЗИЛ-49061 и ПСМ-1С на ЗИЛ-4972;
- грузовые ПСМ-2П на ЗИЛ-4906 и ПСМ-2С на ЗИЛ-4975М2.
Сверхтяжелые АСА не исключают, а лишь дополняют основную технику, используемую при борьбе с огнем. Они отличаются расширенными техническими и функциональными возможностями. ПСА имеют собственные насосные установки по типу автоцистерн, при этом базы автомобиля недостаточно, чтобы закрепить на ней полноценный резервуар. Именно поэтому АСА используют как техническое средство оперативного реагирования в первом эшелоне расчета.
Политика МЧС России направлена на улучшение материально-технической базы, поэтому вопрос усовершенствования пожарных и аварийно-спасательных автомобилей является приоритетной темой обсуждений на ближайшие годы.
Источник статьи: http://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnye-mashiny/specialnye-pozharnye-i-avariyno-spasatelnye-avtomobili.html
Подводный телеуправляемый аппарат «Гном»
Телеуправляемый подводный аппарат «Гном» — уникальная российская разработка, не имеющая сегодня аналогов в мире. В «Гноме» использованы самые современные компьютерные и телекоммуникационные технологии, что сделало его простым в управлении, малогабаритным, легким и недорогим.
Примененные технические решения позволили использовать для связи с аппаратом тонкий (3 мм в диаметре) одножильный коаксиальный кабель, через который передаются управляющие команды, электропитание и видеосигнал.
«Гном» весит всего 2 кг и имеет размер 2-литровой пластмассовой бутылки. Управляется при помощи обыкновенного джойстика или пульта от игровой телеприставки «Сони». Вся система, включающая в себя сам «Гном», катушку кабеля длиной 150 м, пульт управления с блоком сетевого и батарейного питания со встроенным аккумулятором и плоским ЖК-дисплеем, размещена в двух пластмассовых кейсах, и весит 18 кг. Она может транспортироваться одним человеком в поезде или в самолете, ее можно брать на катер или даже на простую лодку, не имеющую электропитания, и развертывать в рабочее состояние в течение нескольких минут.
С помощью «Гнома» можно производить дистанционные подводные видеосъемки, забираться в места, недоступные аквалангистам и водолазам, например, в затонувшие суда. «Гном» может не только осматривать их снаружи, но и проникать внутрь, чего не делает ни один из существующих в мире подводных аппаратов.
С помощью «Гнома» можно обследовать подводные пещеры, одновременно привлекательные и опасные для дайверов. Он может использоваться и в промышленности для обследования подводных сооружений, труб нефте-газопроводов, состояния днищ судов, танков с водой. «Гном» может также пригодиться при аварийно-спасательных работах на акваториях, для изучения и наблюдения за рыбами и другими морскими обитателями. Максимальная глубина, на которую он погружается — 150 м.
«Гном» награжден золотой медалью на Всемирной выставке изобретений «Эврика-2000» в Брюсселе, демонстрировался в российской экспозиции всемирной выставки «Экспо-2000» в Ганновере.
Технические параметры
1. Число движителей — 4. Тип электродвигателя ДП -20. Применена магнитная муфта для передачи вращения на ось с пропеллером. Имеется автоматическая защита останов моторов при попадании в них предметов, мешающих вращению пропеллеров.
T горизонтального движения — до 1 м/с
T вертикального движения — до 0,5 м/с.
3. Рабочая глубина — 100 м, предельно допустимая — 150 м.
4. Длина кабеля — до 200 метров
5. Тип кабеля — телевизионный РК50, специально упрочненный кевларом в полиэтиленовой оболочке, плавучесть кабеля отрицательная.
6. Диаметр кабеля — 3.5 мм.
7. Усилие на разрыв — 90 кг, функциональные повреждения наступают при усилии больше 25 кг.
8. Осветители — 21 светодиод белого цвета фирмы Hewlett Packard.
9. Видеокамера — цветная PAL CCD, 1 лк, 450 твл, производство фирмы КОМКОМ (Корея) или аналогичная.
10. Питание — сеть 220В или от встроенного аккумулятора 7АЧ, напряжение батареи индицируется на экране.
11. Влажность окружающей среды — до 100%.
12. Диапазон рабочих температур — -5 . +45гр. С.
13. Конструктивное исполнение — переносное, в специальных чемоданах.
14. Вес аппарата — 2.5 кг, полной системы — 18 кг.
15. Размеры аппарата — 320х150х120 мм.
16. Имеется датчик глубины (точность 20-30 см) c выводом информации на видеомонитор в режиме «Телетекст».
Адрес Центра подводных работ особого назначения:
121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7
Источник статьи: http://www.mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/tehnika/avariyno-spasatelnye-tehnika/podvodnyy-teleupravlyaemyy-apparat-gnom
Какие автомобили использует МЧС России
Долгое время спасательные работы при ликвидации природных и техногенных катастроф в нашей стране выполнялись «случайными» силами и подручными средствами. Лишь с появлением в 1991 году Российского корпуса спасателей началось стремительное развитие производства отечественной специализированной техники.
Крупные аварии и техногенные катастрофы происходили, происходят и, как это ни печально, будут происходить всегда и везде. Катастрофы, требующие участия организованных сил для эвакуации людей, спасения потерпевших и оказания им первой помощи происходили в СССР не чаще и не реже, чем в других странах.
Населенные пункты страдали от сильнейших наводнений, в южных регионах случались землетрясения, обваливалисынахты, загорались нефтехранилища, сходили с рельсов поезда. Советские средства массовой информации старались замалчивать факты, не вписывающиеся в идеалистическую картину безоблачной жизни общества, но сами катастрофы власть не игнорировала — для спасения людей задействовались все имеющиеся ресурсы.
Увы, «ресурсы» были весьма ограниченными. Разумеется, на период чрезвычайной ситуации создавался оперативный штаб, но его функции ограничивались координацией работ и не имели директивной силы.
Более или менее организованные аварийно-спасательные службы существовали лишь на железных дорогах и в горах. На каждой дистанции железнодорожных путей дежурили специальные ремонтно-восстановительные поезда — составы с жилыми вагонами и платформами с техникой: как мобильной (бульдозеры, путевые машины), так и стационарной (мощные железнодорожные краны).
Главной задачей этих составов было обеспечение скорейшего восстановления движения поездов на аварийном участке. Поисково-спасательные работы в горах также требовали как высокой квалификации спасателей, так и специальной техники. Именно поэтому в районах, особо привлекательных для альпинистов и лыжников, дежурили отряды горных спасателей, располагавшие не только альпинистским оборудованием, но и специальными вездеходами, приспособленными для передвижения по заснеженным высокогорным кручам — так называемыми «ратраками».
Выполнение определенных функций, связанных с работой в зоне чрезвычайных ситуаций, в 70-е годы XX века было возложено на созданные регулярные формирования Гражданской обороны (ГО). До 1971 года эта организация подчинялась МВД и не располагала своими подразделениями. С сентября 1971 года непосредственное руководство системой ГО стало осуществлять Министерства обороны, и вскоре были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ.
В число возложенных на них задач входило проведение аварийно-спасательных и неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления. Несмотря на то, что эти отряды были малочисленны и расквартировывались лишь в нескольких крупных мегаполисах страны, принято считать, что они стали «предтечей» сил МЧС.
При этом до 1991 года в случае чрезвычайных ситуаций, требующих использования наземного транспорта, на месте катастрофы можно было увидеть обычные «уазики» и типичные для любой стройки грузовики, краны, экскаваторы и бульдозеры.
80-е годы были для СССР чрезвычайно тяжелыми: в это время случились особо разрушительные катастрофы, подстегнувшие государство к созданию института профессиональных спасателей. 26 апреля 1986 года произошел взрыв на Чернобыльской АЭС. В декабре 1988 года страна пережила одно из самых тяжелых землетрясений за свою историю — Спитакское землетрясение в Армении.
В районы бедствия перебрасывались спасательные силы со всей страны. В Армению были передислоцированы 8 полков Гражданской обороны. Разрушения были столь масштабны, а количество жертв настолько велико, что для спасательных работ пришлось задействовать силы и средства не только со всего Советского Союза, но и из других государств.
Сто одиннадцать стран оказали СССР помощь, предоставив спасательное оборудование, специалистов, продукты и медикаменты. Работа бок о бок с зарубежными спасателями позволила оценить эффективность использования спецсредств. Кроме того, необходимость создания регулярных профессиональных формирований «чрезвычайщиков» стала очевидной.
Некоторое время ушло на бюрократическую раскачку, однако уже 17 июля 1990 года Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР было принято решение об образовании Российского корпуса спасателей (РКС). 27 декабря того же года Постановлением Совета министров РСФСР № 606 был образован Российский корпус спасателей. Именно эта дата считается основанием МЧС России. 17 апреля 1991 года Президиум Верховного Совета утвердил назначение руководителем РКС Сергея Шойгу, а несколько позже РКС переименовали в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС).
19 ноября 1991 года на базе ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР.
10 января 1994 года Государственный комитет был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Во главе нового министерства также стоял Шойгу. Создание министерства в числе прочих благ сулило долю в государственном бюджете, позволяющую оплатить разработку и производство технических средств.
Применительно к автомобильному транспорту речь шла о модификациях автомобилей, приспособленных к перевозке личного состава спасателей и специального оборудования, а также для оказания пострадавшим первой (доврачебной) медицинской помощи. Специализированные автомобили спасателей «архитектурно» родственны пожарным машинам АПП и АБР с поправкой на специфику «профильных» техсредств.
Зарождение автопарка спасателей начиналось с переоборудованных Land Rover и «Нив»; в 1995 году спецавтомобили начали выпускать на базе УАЗов, а в 1996 году к ним присоединились «ГАЗели». Впоследствии модельный ряд базовых платформ постоянно расширялся.
В настоящее время подвижной состав сил МЧС столь обширен, что возникла необходимость подразделить его на классы: легкий — на платформе «Лада 4×4» (экс-«Нива»), например АСМ-41-011 и УАЗа-3151 (АСМ-41-013); средний — на платформе «газелей» и «соболей» (АСМ-41-02-2М), а также ульяновских «буханок» (АСМ-41-022), и тяжелый — на шасси КамАЗов, «уралов» и прочих грузовиков (АСМ-48-03 «Спасатель»), а также автобусов ПАЗ (АСМ-48-031П).
И, наконец, отдельный класс составляют машины специального назначения, предназначенные для аварийно-спасательных работ в специфических условиях. Например, в зонах радиационного и химического загрязнения (АСМ-48-031РХ).
Машины среднего класса составляют основу подразделений МЧС, выезжающих на оперативные вызовы для проведения локальных аварийно-спасательных работ. Обычно такие машины, рассчитанные на выезд бригады до 7 человек, выполняются на базе отечественных автомобилей УАЗ или «газель». При этом «газели» могут быть как в полноприводном варианте (ГАЗ-27057), так и с приводом только на заднюю ось (ГАЗ-2705).
Естественно, область применения последних намного сужается, так как по специфике своей работы аварийно-спасательным автомобилям даже в городах часто приходится съезжать с асфальта, заезжая в лесопарковые зоны, на территорию строительных объектов, да и просто удобнее подъезжать к месту чрезвычайных ситуаций через бордюры и газоны. Полный привод таким машинам жизненно необходим.
На многих оперативных автомобилях МЧС спереди стоит силовое ограждение с электрической лебедкой, что существенно увеличивает проходимость в трудных дорожных условиях и защищает машину при небольших ДТП. Кроме того, цельнометаллические «газели», как правило, оборудуются боковой подножкой, которая обеспечивает более удобный доступ экипажа в пассажирский отсек, а также защищает боковую сдвижную дверь от деформации и заклинивания в случае наезда на препятствие или ДТП.
Экипажи спасательных машин с соответствующим спасательным оборудованием могут обеспечивать широкий спектр спасательных работ: от эвакуации пострадавших из очагов разрушений, в том числе с объектов высотой до 50 метров (17-этажный дом) с применением альпинистских технологий, до остановки течи в трубопроводах с помощью пневмопластырей.
Для перемещения и разрушения силовых элементов конструкций (металл, бетон и т.д.) на борту каждой машины имеется комплекс малогабаритных гидравлических инструментов. Это кусачки, резаки, ножницы, расширители, домкраты. В распоряжении спасателей, как правило, имеется еще пневмо- и электроинструмент, питающийся от автономных источников на борту машины.
С помощью этих инструментов спасатели могут быстро извлекать пострадавших из искореженных в ДТП автомобилей, вскрывать металлические двери в квартирах и подъездах, перекусывать металлические стержни арматуры до 32 мм, приподнимать бетонные плиты и другие грузы весом до 10 тонн на высоту до 260 мм или расширять узкие проемы в завалах до 790 мм.
В спасательных машинах также имеются специальные укладки для хранения и транспортирования набора лекарственных средств, медицинских инструментов, перевязочного материала и других изделий медицинского назначения, используемых при оказании экстренной медицинской помощи пострадавшим (до 50 человек).
Экипаж машины может с помощью специального оборудования вести радиационную и химическую разведку (изменение мощности экспозиционной дозы, экспрессная оценка химических загрязнений воздуха, воды, сыпучих материалов и почвы, овощей и фруктов, определение наличия взрывоопасных газов), а также производить тушение небольших очагов возгорания.
На борту каждой машины находятся прожектора для освещения мест проведения аварийно-спасательных работ в темное время суток, оборудование для ограждения опасных мест и шанцевый инструмент (лопаты, топоры и т.д.). На крыше машины установлена площадка, на которой закрепляется трехколенная лестница (до 7,5 метров).
При проведении спасательных работ решающим является не только способность автомобиля как можно быстрее прибыть на место чрезвычайной ситуации, но и время его развертывания. Обычно на это отводится не более двух минут. Грузовой отсек оборудован стеллажами с выдвижными полками для размещения оборудования, крепление которого производится с помощью ремней, стяжек и шнуровых амортизаторов.
Гидравлический инструмент уже подключен к насосной станции и может работать без выноса последней из машины. Аналогичным образом подключен электроинструмент и электроосветительное оборудование. При этом конструкторы спасательных машин стараются так распределить пространство внутри машины, чтобы в грузовом отсеке оставалось место для размещения дополнительного крупногабаритного оборудования. Индивидуальные дыхательные аппараты, медицинское оборудование и ряд приборов стараются хранить не в кузове, а в кабине экипажа, что позволяет повысить их готовность к применению.
Все автомобили МЧС с 1995 года получили специальную окраску — белый кузов с оранжево-синими полосами. Обычно на боковины машин также нанесена эмблема МЧС России с девизом: предотвращение, спасение, помощь. Иногда на спасательных машинах синим шрифтом указывают место приписки, например, «Мособлспас» или «Центральный региональный центр МЧС России». Совсем редко на машинах встречаются надписи, сообщающие о специализации автомобиля, например, «Радиационный мониторинг» или «Передвижная химическая лаборатория».
При этом все оперативные автомобили МЧС в обязательном порядке оборудуются синими проблесковыми маячками и громкоговорящими установками, которые могут также использоваться для оповещения населения о ЧП на расстоянии до 500 метров. Оборудованы автомобили и стационарными радиостанциями УКВ-диапазона с дальностью работы до 20 километров, а также носимыми радиостанциями с дальностью работы 2-3 километра.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/carakoom/kakie-avtomobili-ispolzuet-mchs-rossii-5bac882c1c5a9600aa6bc50d