Автомобиль специальный водометный шторм

Какие водометы на вооружении у ОМОНА и как они работают?

Наверное, найдется немного людей, не знающих, для чего применяются водомёты. Новостные ленты нередко передают репортажи с улиц того или иного города, где беспорядки достигли такого накала, при котором полиция вынуждена прибегнуть практически к последнему устрашающему, но пока ещё мирному способу воздействия. А вот о том, кто впервые додумался использовать водяные пушки в подобных «мирных целях», как работает водомёт, чем он защищён и чем наши машины отличаются от зарубежных, мало кому известно. Об этом наша статья.

История сохранила сведения о том, что в 1830 году улицы Парижа захлестнула волна беспорядков, с которыми справиться обычными средствами полиция не смогла. Тогда кому-то пришла в голову мысль о том, чтобы нарушителей порядка просто смыть при помощи пожарной техники. Так и поступили: толпу разогнали при помощи пожарных гидрантов. Спустя сто лет беспорядки на улицах Германии разгоняли уже не с пожарных, а из специально сконструированной бронированной техники с лафетным стволом.

Водомёты не раз доказывали свою эффективность в деле разгона неугодных протестантов с площадей. В связи с этим правительства многих стран приняли решения о постановки водяных пушек на вооружение полицейских подразделений.

История водометов

Итак, история водомета в современном его понимании началась в 1930 году в Берлине. Во время очередной демонстрации на улице появился броневик с цистерной и установленной на башне пушкой. Внутри находился стрелок. Его задача была наблюдать за происходящим и, в случае обострения ситуации, поливать протестующих водой. Броневик не мог одновременно двигаться и стрелять, поскольку за оба действия отвечал один мотор, мощности которого не хватало. До войны было создано и применено не так много броневиков, но именно они легли в основу новых более мощных агрегатов, которые массово стали производиться и применяться после войны и именно в Германии. Количество массовых манифестаций особенно увеличилось после разделения страны на федеративную и демократическую части.

Читайте также:  Подача автомобиля под погрузку разгрузку

Немцы массово стали производить водометную технику в обоих государствах и подошли к вопросу с немецкой обстоятельностью. Было создано множество образцов на базах Мерседес, МАНН, Магирус и др. В отличие от довоенного броневика для работы насоса был установлен дополнительный двигатель. Теперь спецавтомобиль мог стрелять и передвигаться одновременно. В период с 1950 по 1970 гг было произведено количество водометов, значительно превышающее спрос. Часть из них использовали как пожарную технику, многие ушли на экспорт.

В начале 70-х годов появились принципиально новые модели, которые в можно назвать современными. Лучшими зарекомендовали себя те, что были сконструированы на база «Мерседес», с которой, кстати, все началось (именно на её основе производились довоенные броневики). Но теперь с крыш убрали башни. Все управление осуществлялось изнутри. Модель имела две, установленные на крыше пушки, цистерну на 4,5 тонны и зарешеченные окна.

Австрийская фирма Rosenbauer, специализировавшаяся на производстве пожарной техники и автомобилей, начала выпускать водомёты и быстро стала лидером отрасли. Её лучшей моделью признана Rosenbauer RWD 10000. Она поставляется во многие страны, включая Южную Африку и Америку.

Передвижные водометные системы постоянно модернизируются. Однако делается это не для того, чтобы сделать машину более опасный, напротив, большая часть изменений касается защиты самого автомобиля и тех, кто в нём находится.

Отечественные водометы

На сегодняшний день больше всего водометов на вооружении имеет полиция Германии – 120 единиц. В России такая техника тоже есть, причем на вооружении стоят как приобретенные за рубежом, так и отечественные модели. Водометы появились в распоряжении ОМОНа ещё в 90-е году. Однако до сих пор ни один из них по назначению применён не был, хотя иногда их выгоняли на улицы, больше для устрашения. По правде, в России и ситуаций, требующих такого вооружения, не было.

В СССР водометы не производили. Этот вид «общения» с демонстрантами долгие годы подчеркнуто считался антигуманным проявлением капиталистической сущности. Однако в 80-е годы работы над созданием собственной модели водомёта все же начались. В Польше купили несколько образцов спецтехники, которая была неуклюжей и маломощной, но послужила базой для создания первого опытного отечественного водомёта Тайфун-К.

Первым вариантом, запущенным в производство, стал спецтранспорт «Лавина». Его собрали на ракетном шасси, что обеспечило высокую проходимость, и снабдили 8-тонной цистерной. В середине 90-х «Лавину» модифицировали. Её оснастили несколькими пушечными лафетами, защитили приспособлениями для создания газовой защиты и дымовой завесы. Но главное, что по сей день отличает её от любого образца зарубежной нелетальной спецтехники для разгона демонстраций – это два 3-х ствольных гранатомета и система отстрела боеприпасов. Не даром автомобиль назвали передвижной крепостью.

Третье поколение «Лавины», ожидаемо стало ещё более мощным и угрожающим. «Лавина-Ураган» передвигалась на базе УРАЛа, была оснащена 9-тонной цистерной, четырьмя пушками (двумя верхними и двумя нижними), видеокамерами и, конечно, же гранатомётами.

Техника бесспорно способна уже одним появлением выгнать с улиц большую часть протестующих. Однако еще во время учебных выездов оказалось, что транспорт настолько громоздок и неповоротлив, что не может передвигаться по нешироким московским улицам, только по проспектам. Другой недостаток – это низкое качество сборки и материалов (детали быстро покрывались ржавчиной, комфорт в кабине – ниже среднего), а количество необходимого для одного выезда топлива просто зашкаливало и не укладывалось ни в одну норму отделов снабжения. Результат – автомобиль не списан, но безвыездно стоит в гараже.

На смену «Лавине-Ураган» пришли более компактные «Штормы» на базе МАЗа. По отзывам полиции и экспертов, по качеству сборки они, к сожалению, уступают немецким и израильским аналогам, но вот по своим возможностям превосходят их.

Чем вооружен и как защищён водомет модификации «Шторм»?

САБР «Шторм» – самый массовый экземпляр в России. Он собран на базе МАЗа, однако узнать прототип можно только если рассмотреть кабину сбоку. Во всех остальных ракурсах – это громоздкая и тяжеловесная конструкция, защищенная со всех сторон броней, всевозможными решетками и щитами.

Лобовое и боковые стекла защищены решеткой, ниже располагается так называемая, огнестойкая маска. Она выполнена из особого пластика со специальным покрытием, выдерживающим «коктейли Молотова». Под ней установлен отбойник, который обычно используется для расчистки баррикад. Однако у «Шторма» он не играет главной роли. Он не особо массивный и с его помощью можно расчистить лишь мусор, например, кучи горящих покрышек, или сваленные в кучу мусорные баки. Однако отвал выполняет дополнительную функцию прикрытия бамперного ствола, который способен выпускать до 20 л/с и водяных коммуникаций.

Ступеньки и дверные ручки защищены накладками, чтобы не допустить проникновения снаружи. Дополнительные щиты имеются и по бокам. Они с одной стороны защищают отсек со спецжидкостями, а с другой – могут послужить прикрытием бойцов при наступлении. Защитные панели имеют также и задние колёса. Обшивка корпус автомобиля выполнена из армированного пластика, а цистерна – из углеродистой стали.

На крыше САБР смонтирована установка главного лафетного ствола, который может выдвигаться. Там же имеет и камера для точного наведения. Вообще, камер четыре и сотрудники, находящиеся внутри, имеют полную картину происходящего на 360°. Главный ствол выстреливает 40 л/с, что соответствует 11 атм. При этом пушка может бить одиночными выстрелами, очередями или непрерывно.

В боковых отсеках содержатся дополнительные средства защиты: газ (200 л), выполненный на основе перца и красящее вещество (60 л), изготовленное из свеклы. При необходимости каждое из веществ добавляется в воду и производит необходимый эффект. Слезоточивый газ отгоняет людей от техники, а краска, позволяет помечать наиболее рьяных демонстрантов и распознавать их в толпе спустя некоторое время. Краска абсолютно безвредна, но крайне сложно отмывается.

Особенности управления и применения

Управление водометом – дело не хитрое с одно стороны, но, тем не менее, требует подготовки. Проблема в том, что водяная струя, бьющая с силой в 11 атмосфер, может нанести серьезные увечья. Поэтом здесь важно строго соблюдать дистанцию и не подпускать людей ближе 20 метров. С такого расстояния человек почувствует удар, может упасть, но никаких тяжких повреждений не получит, чего нельзя сказать о дистанции, например, в 5 м. Это расстояние по-настоящему опасно для жизни. И если уж толпа подступила, использоваться придется уже защитные средства.

Теперь, когда стало ясно, как работает водомет, хотелось бы ответить на вопрос, который наверняка возникнет у многих: а нужна ли такая техника в правовом государстве. К сожалению, нужна. Водометы можно эффективно использовать как пожарную технику, когда по каким-то причинам к горящему помещению нельзя подобраться близко. Пушки некоторых установок способны бить на 50-60 м. И, во-вторых, существуют не только политические манифестации, которые чаще всего проходят мирно (если отсутствует спланированная работа провокаторов). Ещё случаются бунты в тюрьмах, время от времени на улицы разных городов выливаются толпы разъяренных спортивных болельщиков, круша все подряд. Для этих категорий граждан – прохладительный душ – это то, что надо.

Источник статьи: http://geekometr.ru/statji/vodomet-kak-rabotaet.html

Автомобиль специальный водометный шторм

Несмотря на то, что водометные автомобили появились в полиции многих стран еще до Второй Мировой войны (впервые — в 1930 году в Германии), промышленность СССР такую технику не выпускала. Наоборот, фотографии полицейских водометов в советской прессе использовали для показа ужасов капиталистического мира. Однако после распада СССР потребность в водометах возникла и в России…

Водометный автомобиль, в первую очередь, является сильным средством психологического воздействия. Использование водомета против вооруженных групп бессмысленно, несмотря на броневую защиту кабины и кузова. А вот охладить (и в прямом, и в переносном смысле) головы разгоряченных хулиганов этой машине вполне под силу. Появление такого бронированного монстра практически всегда сводит на нет воинственный пыл желающих покуражиться личностей, зачастую угрожающих своими действиями здоровью, а иногда и жизни простых граждан. За все время службы в московском ОМОНе водометы ни разу не применялись по назначению, хотя время от времени присутствовали в качестве «превентивной меры» на различных массовых мероприятиях. Например, во время проведения крупных футбольных матчей, когда толпы разошедшихся фанатов команд были готовы пойти «стенка на стенку» друг против друга. Однако ни один матч, во время которого у стадиона дежурили водометы, не закончился фанатским погромом. Никому не захотелось оказаться под импровизированным душем…

Хотя при всей кажущейся гуманности, струя воды, вылетающая из ствола под давлением около 10 атмосфер — достаточно грозное средство воздействия. На дистанции 25-30 метров она сбивает с ног человека, не причиняя ему вреда, а вот при «выстреле» метров с пяти может очень серьезно покалечить. Поэтому операторы водометных установок проходят специальную подготовку. Их главная задача — не подпускать толпу к машине на близкое расстояние, а при критическом сокращении дистанции использовать водомет запрещено. Помимо емкостей для воды, многие водометы имеют баки для краски (концентрат на свекольной основе подмешивается в воду, чтобы помечать чересчур активных зачинщиков беспорядков) и для слезоточивого газа (тоже подмешивается в воду). К слову — во внерабочее время водомет может очень эффективно применяться на тушении пожаров, поэтому многие машины имеют еще и бак для пенообразователя.

Собственной безопасности водометного автомобиля также уделено немало внимания. Большая машина является прекрасной мишенью для камня, а то и бутылки с зажигательной смесью. Поэтому все стекла на водомете защищены решетками, а по периметру машины смонтированы форсунки системы пожаротушения. Дополнительные форсунки установлены над колесами машины — ведь поджечь резину во время беспорядков проще всего. А тех, кто пожелает штурмовать водомет приступом, остановит выпущенное через форсунки облако перцового газа, которое не даст подойти к водомету ближе чем на метр. Подача воздуха в кабину при этом будет вестись через автономную фильтрационную установку. На совсем уж крайний случай, российские водометные автомобили имеют систему для отстрела светозвуковых и слезоточивых гранат.

Как уже говорилось выше, в СССР водометные автомобили не выпускали. Поэтому потребность в них сначала удовлетворяли за счет импорта. После нескольких неудачных попыток переделать в водометы пожарные автомобили и «поставить на довольствие» разработки стран бывшего социалистического лагеря, внимание все-таки переключили на продвинутые конструкции вчерашних буржуазно-демократических противников. Перед вами — водометный автомобиль одного из мировых лидеров в этой области, израильской фирмы Beit Alfa Technologies Ltd , модель RCU 6000- 1 RU на полноприводном шасси Mercedes-Benz Axor 18 28. Цистерна емкостью 6000 литров, экипаж 2 человека. Два ствола — верхний и нижний, производительность насоса 46 л/с, максимальная дальность струи 60 метров. Бронезащита соответствует классу 2А. Странно, но машина не имеет отдельных форсунок для тушения колес, хотя по периметру кузова они установлены.

Первым российским серийным водометом (опытный белорусский Тайфун-К на шасси МЗКТ считать не буду) стал АБС-40 Лавина на шасси БАЗ-6953 Брянского автозавода . Машину разработал Дмитровский опытно-экспериментальный завод, первый показ состоялся в 1990 году. В качестве базового шасси использовался артиллерийский тягач с колесной формулой 8×8, приводимый в движение двумя двигателями КамАЗ-740. Машина оснащалась цистерной для воды емкостью 10000 литров, двумя верхними и двумя нижними лафетными стволами с дальностью струи 60 и 30 метров соответственно. Привод насосной установки осуществлялся от собственного двигателя ЗиЛ. Машина имела автономную систему пожаротушения. В 1994 году появился модернизированный вариант Лавина-М, объем цистерны на которой уменьшили до 8000 литров, что позволило установить дополнительное оборудование. На машине появился передний отвал для преодоления завалов и баррикад, 35-литровый бачок для спецсредств и 50-литровая емкость для пенообразователя, два верхних гранатомета для отстрела слезоточивых и светозвуковых гранат, три бортовые системы отстрела боеприпасов (слезоточивых или с резиновыми пулями), кормовая установка дымовой завесы, система защиты периметра слезоточивым газом. Хотя машина и стала Лауреатом выставки Интерполитех, в 2005 году она проиграла конкурс на дальнейшее производство разработке Варгашинского завода. Лавина выпускалась на шасси военного тягача (в основном — «уволенных в запас» и отремонтированных автомобилей) и в транспортный габарит по ширине никак не вписывалась. Следовательно, ее применение в городских условиях было крайне ограничено, и должного эффекта не принесло бы. Интересная особенность: на одной из фотографий видно табличку-памятку о работе системы регулировки давления в шинах, сохранившуюся от военной службы базового шасси.

А вот и тот водомет, которому Лавина проиграла в конкурсе. Разработан он на Варгашинским заводе противопожарного и специального оборудования (ВЗППСО) совместно с ГУ НПО СТиС МВД России. Официально этот водометный автомобиль обозначался как ЛУВР-9,0-60 (532362) модель 100БВР, хотя более известен под именем Лавина-Ураган. В качестве базового шасси использован серийный Урал-532365 , так что с транспортными габаритами у этой машины все в порядке. Водомет оснащен цистерной для воды на 9000 литров, баками для красящих и активных веществ, двумя основными и двумя вспомогательными стволами, дополнительным дизелем для привода насоса. Экипаж из четырех человек (как и на Лавине) размещается в бронированной по классу 2А кабине с фильтровентиляционной установкой. Безопасность расчета обеспечивается системами пожаротушения и газовой защиты. Однако, несмотря на соответствие транспортным габаритам, Лавина-Ураган оказалась неповоротливой для городских улиц. Радиус поворота машины равен 14 метрам, что исключает свободное маневрирование на улицах. (Предсерийный образец, впрочем, был еще более «неуклюжим»).

Помимо того, полноприводный четырехосник весьма прожорлив, и за один боевой выезд способен «скушать» лимит солярки целого боевого подразделения. В общем, у ВЗППСО были все предпосылки для создания более компактной и экономичной машины.

И она вскоре появилась. В 2007 году ВЗППСО продемонстрировал водометный автомобиль Шторм АСВ-6,0-30 (53605) модель 110ВР на двухосном шасси КамАЗ-53605 . Более компактный, а следовательно и маневренный (8 метров в длину против 11 у Лавины-Урагана), обладающий меньшей массой (18,6 тонн против 26,1 соответственно), этот автомобиль гораздо более подходит для применения в условиях городской застройки. Цистерна для воды вмещает 6000 литров, баки для активных веществ, пенообразователя и краски — по 60 литров каждый. Автомобиль оснащен двумя лафетными стволами, верхним и нижним, с дальностью подачи 50 и 30 метров соответственно. В ходе многочисленных испытаний выяснилось, что если Шторм и уступает зарубежным аналогам по дизайну и качеству сборки, то по основным «боевым»характеристикам ничем не хуже, а может, и лучше.

Однако конструкторы из Варгашей не остановились на Шторме, и в 2010 году показали еще более компактный водомет на шасси ГАЗ-33106 Валдай , получивший имя Гроза АСВ-2,0-20 (3310) модель 120ВР. Достаточно компактный, очень маневренный и быстроходный, он должен стать оптимальным решением в тех ситуациях, когда гонять большой водомет нет никакого смысла. Как пошутил один из коллег, идеальная машина «для разгона пьяных драк на деревенских танцплощадках». Цистерна для воды вмещает 2000 литров, баки для активных веществ и краски по 20 литров каждый и бак для пенообразователя 30 литров. Автомобиль оснащен верхним лафетными стволом с дальностью подачи 50 метров и автономным двигателем для привода насоса.

В статье использованы фотографии, сделанные на выставке Интерполитех в 2007—2010 годы.

Другие статьи о выставке Интерполитех можно прочитать здесь .

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления .

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте .

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ .

Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

Оставить комментарий или два

Подпишись на RSS!

Подпишись на RSS и получай обновления блога!

Получать обновления по электронной почте:

Рубрики

Архивы

Март 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев Апр »
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Я на твиттере..

Самое комментируемое

Заметок на блоге: 935
Комментариев: 200

Источник статьи: http://avtoinetolko.ru/2014/03/rossijskie-vodometnye-avtomobili-istoriya-rozhdeniya/

Оцените статью