- Бронированный лимузин Сталина ЗИС-115: характеристики, фото
- Дизайн
- Габариты
- Салон
- Технические характеристики
- Коробка
- Ходовая часть
- Тормоза
- Заключение
- ЗИС-115: какие атаки был способен выдержать личный лимузин Сталина
- История создания
- Технические характеристики и описание
- Уровень защиты
- Автомобиль для товарища Сталина
Бронированный лимузин Сталина ЗИС-115: характеристики, фото
ЗИС-115 – это советский автомобиль высшего класса. Данный экземпляр производился ограниченными сериями в период с 1948-го по 1949-й год. Автомобиль предназначался для высших членов Президиума ЦК. Один из ЗИСов использовался Иосифом Сталиным. На данный момент ЗИС-115 является редкостным раритетом. Стоимость одного экземпляра на рынке ретроавтомобилей порой доходит до девяти миллионов долларов. Что являл собой ЗИС-115? Бронированный лимузин Сталина будет рассмотрен далее в нашей статье.
Дизайн
Автомобиль имеет классический дизайн 40-х – масса хромированных элементов, длинная колесная база и узкий «нос». Кстати, капот был поделен на несколько частей открывался с двух сторон. Передние крылья просто поражают своей массивностью.
Отдельно стоит сказать про кузов. По сути, эта машина не является лимузином. ЗИС-115 – это четырехдверный седан, который лишился характерной для лимузинов перегородки. Сам кузов имел особую систему бронирования, с единой оболочкой, что была обшита кузовными панелями снаружи. Сам производитель заявлял, что машина способна выдержать прямой обстрел из автоматического оружия.
Габариты
Автомобиль имеет впечатляющие размеры. Так, длина кузова составляет более шести метров.
Салон
Давайте переместимся внутрь легендарного лимузина. Дизайн интерьера на порядок отличается от обычных, гражданских автомобилей. Салон повсюду украшен деревом – на дверях, передней панели и даже в месте перегородки лобового стекла.
Обозревая лимузин Сталина, невозможно не отметить и броню кузова. Так, толщина дверей составляла 15 сантиметров. Стекла были пуленепробиваемыми, с толщиной в 4 сантиметра по бокам и 7,5 спереди. За столь многие годы часть из них помутнела. Восстановить данное покрытие довольно трудно. Поэтому даже на музейных экспонатах стекла имеют желтоватый оттенок.
Кстати, окна в машине были настолько тяжелыми, что опускались вниз за счёт собственного веса. А поднимались они при помощи гидравлических домкратов, которые были вмонтированы внутрь двери. Спереди были две форточки. Открывались они вручную. Для предотвращения несанкционированного открытия дверей в салоне предусмотрены усиленные замки и цепочки. Такие имелись на каждой двери. В машине использовался двойной пол и двойная крыша. Особенно усилена задняя стенка. Присутствовало и откидное сиденье. На нем иногда сидел Сталин (с целью конспирации) в поездках с Жуковым. Последний, кстати, располагался на заднем сиденье, где положено было быть генеральному секретарю. На перегородке присутствовали удобные ручки, о которые могли держаться задние пассажиры. В салоне отсутствовали пластиковые детали – по большей части, их заменил металл и красное дерево.
Технические характеристики
В связи с использованием усиленной брони, снаряженная масса автомобиля увеличилась до пяти тонн. Соответственно, машина нуждалась в глобальных технических доработках. Ведь на стандартном двигателе она бы просто не сдвинулась с места. Так, на ЗИС-115 Сталина устанавливался агрегат Ярославского моторного завода на восемь цилиндров. Это был бензиновый V-образный двигатель. Максимальная мощность этого мотора составляла 162 лошадиные силы. Но даже с таким мотором, динамические характеристики ЗИСа 115-й модели не впечатляли. Так, максимальная скорость автомобиля составляла 100 километров в час. На гражданской модели, за счет более легкого веса, этот параметр составлял 140 километров в час. Агрегат имел механическое питание и трамблерное, контактное зажигание. Суммарный объем цилиндров — 6007 кубических сантиметров. Мотор отличался нижним расположением распредвала. Суммарное количество клапанов – 16 (по два на каждый цилиндр).
Коробка
Что касается КПП, на автомобиле использовалась механическая трехступенчатая трансмиссия. Сцепление – однодисковое, сухое. Синхронизаторы присутствовали на всех скоростях. Первые экземпляры с автоматом появились лишь в 50-х, после смерти Сталина.
Ходовая часть
Автомобиль имел классическую рамную конструкцию. Спереди использовалась независимая подвеска на винтовых пружинах. Сзади был мост с продольными рессорами и разгруженными полуосями. Подобная схема применялась обычно на грузовых автомобилях.
Тормоза
Они имели гидравлический привод и оснащались вакуумным усилителем. Сами механизмы – барабанного типа, на обеих осях. Несмотря на столь примитивную конструкцию подвески, машина обладала отменной плавностью хода. Этому способствует не только длинная база, но и тяжеловесный кузов. Подвеска отличалась высокой энергоемкостью — любые неровности поглощались ею в полной мере.
Заключение
Итак, мы выяснили, что собой представляет ЗИС-115. Фото этого автомобиля вы можете увидеть в нашей статье. Машина довольно редкая, а потому отличается высокой стоимостью. Всего на заводе было выпущено около тридцати экземпляров. По некоторым данным, до наших дней дожили всего восемь, один из которых находится в музее во Вьетнаме. Увидеть этот советский лимузин вживую очень трудно даже в качестве выставочного экспоната. Что касается стоимости, то, как было отмечено в начале статьи, она составляет около девяти миллионов долларов.
Источник статьи: http://www.syl.ru/article/337986/bronirovannyiy-limuzin-stalina-zis—harakteristiki-foto
ЗИС-115: какие атаки был способен выдержать личный лимузин Сталина
Автомобиль лидера страны – это не просто средство передвижения, а возможность демонстрации мощи и силы державы. Неудивительно, что царствующие особы, президенты и премьер-министры всего мира, как правило, передвигаются на особых, очень статусных, автомобилях. Лидеры нашей страны не были исключением. Один из самых знаменитых правительственных автомобилей был специально создан для Сталина. Это был ЗИС-115.
История создания
Первые служебные автомобили, которыми пользовался Сталин, были иностранного производства. Сначала он ездил на английской машине «Vauxhall» с кузовом от ателье «Хупер», заказанной еще для членов царской семьи. Затем он пересел на американский «Паккард». Именно американские автомобили навсегда покорили сердце вождя. Когда было решено приступить к созданию собственного, советского легкового автомобиля, за основу была взята также американская модель – «Бьюик». Он стал прототипом первого отечественного представительского автомобиля ЗИС-101. На нем разъезжали партийные руководители среднего звена.
Разработкой ЗИСов (аббревиатура от «Завод имени Сталина») начали заниматься еще перед войной, а в 1943 году руководство завода получило заказ на создание нового автомобиля представительского класса ЗИС-110, и автомобиля лично для вождя – ЗИС-115.
Война в разгаре, подавляющее большинство мужчин воюет, рабочих рук на заводах катастрофически не хватает, все силы брошены на выполнение заказов для нужд фронта, и в такой ситуации – приказ о создании автомобиля для высшего руководства. Казалось бы, нонсенс, но ничего странного в этом нет. К тому моменту уже наметился перелом, немцы были взяты в кольцо под Сталинградом, началось наступление наших войск. А это означало, что не за горами встречи на высшем уровне с дипломатами стран-союзниц по антигитлеровской коалиции, переговоры с руководством Великобритании, США. Негоже было Сталину ездить на иностранной машине. У государства, победившего Гитлера, должны были быть собственные современные автомобили.
Технические характеристики и описание
За основу ЗИС-115 был взят «Паккард», так полюбившийся вождю. Это был шестиместный лимузин, имевший четыре двери. Передние — открывались по ходу автомобиля, задние – против хода. ЗИС-115, как и ЗИС-110 располагал восьмицилиндровым двигателем (объем – 6005 куб. см, мощность – 140 л.с.).
Создатели автомобиля позаботились о невероятном по тому времени уровне комфорта. Пассажирское сиденье было набито гагачьим пухом и обтянуто дорогим сукном. В отделке салона использовалась натуральная кожа и карельская береза. Были предусмотрены цепочки на дверцах, чтобы исключить случайное открывание на ходу. Еще одна интересная особенность: приборная панель меняла цвет в зависимости от скорости. Если скорость превышала 80 километров в час, панель начинала светиться красным.
Уровень защиты
Но самой главной особенностью ЗИС-115 был, разумеется, уровень защиты. Корпус автомобиля представлял собой настоящую бронекапсулу. Это была клепано-сварная конструкция, вокруг которой «наращивались» прочие необходимые для автомобиля детали и узлы. На заводе эту «бронекапсулу» именовали «изделие-100». Каждую часть конструкции проверяли на прочность выстрелом в упор. Все детали приваривали друг к другу лишь после того, как они благополучно пройдут эти испытания. На каждой стоял серийный номер и было указано имя мастера-изготовителя.
Особой прочностью отличались стекла. Они были многослойные, с использованием разных сортов стекла – вязкого, которое гасило бы кинетическую энергию выстрела, и специального каленого, получившего название «сталинит», призванного погасить остаточную энергию. Слои были проклеены специальным клеем, носившим название «канадский бальзам». Между слоями были оставлены воздушные прослойки. Чтобы избежать появления влаги и запотевания стекол изнутри, были встроены трубочки с порошком, вбирающем в себя сырость. Общая толщина конструкции достигала 75 миллиметров.
После того, как машина была собрана, состоялось ее испытание. По легенде проходило оно так: главного инженера завода, главного конструктора и других ответственных сотрудников посадили в салон, и открыли по автомобилю стрельбу из боевого оружия. Никто не пострадал, и даже с сиденьями тоже было все в порядке, поскольку инженеры и другие создатели авто были уверены в своем детище.
Автомобиль ЗИС-115 должен был выдержать атаку из любого стрелкового оружия, будь то винтовка, автомат или пулемет. Кроме того, днище машины осталось бы целым даже в случае подрыва под ним РГД-33 – наиболее распространенной в СССР ручной гранаты.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/russian7/zis115-kakie-ataki-byl-sposoben-vyderjat-lichnyi-limuzin-stalina-5e8a36b9c7e7594682b1570b
Автомобиль для товарища Сталина
В прошлой публикации я рассказал о своих впечатлениях от знакомства с новыми президентскими автомобилями, разработанными в ФГУП НАМИ. Но интересно вспомнить, какие автомобили использовались первыми лицами СССР много лет назад. Пожалуй, самым ярким из них был ЗИС-110С, он же ЗИС-115, о котором и пойдет речь ниже.
Созданный коллективом московского завода ЗИС-110 был прекрасным и современным по тому времени представительским автомобилем. Однако, панически боявшийся покушений Сталин, поставил задачу разработки сверхбезопасного варианта этого автомобиля. Поэтому параллельно с выпуском серийного ЗИС-110 велась работа над созданием бронированной версией лимузина специально для товарища Сталина. Первоначально эта модель получила наименование ЗИС-110С, а затем ЗИС-115. К 1947 году работы над созданием шестиместного автомобиля скрытого бронирования были завершены.
При создании ЗИС-115 в первую очередь учитывалось пожелание Сталина о том, чтобы броневой защите автомобиля не страшны были автоматный и пулеметный огонь, а также осколки мин и гранат. При этом бронированная версия не должна ничем отличаться от серийного ЗИС-110.
Производство ЗИС-115 было строго засекречено. Вначале изготавливалась так называемая бронекапсула, затем к ней приваривались все составляющие кузова. Бронекапсула под грифом «Изделие №100» изготавливалась на военном заводе недалеко от Подольска. При этом использовался самый лучший на тот момент броневой лист. Броневая защита проходила предварительные испытания на полигоне, затем только передавалась сборщикам.
Утверждается, что Сталин проявил особый интерес к броневой защите автомобиля. На его вопрос о гарантиях защиты, конструкторы ответили, что броня машины «согласно проведенным расчетам» выдержит обстрел из автоматического оружия.
Тогда советский лидер предложил конструкторам, находясь внутри, самим испытать надежность защиты. Машину с конструкторами обстреляли из автоматов, после чего в кузове не было найдено ни одной пули. В результате комиссия сразу приняла ЗИС-115.
Толщина пуленепробиваемых стёкол равнялась 70 мм. Стёкла дверей перемещались в своих проёмах лишь наполовину, причём вниз они опускались за счёт собственного веса поворотом специального барашка, а вверх поднимались с помощью гидравлических домкратов, вмонтированных внутрь двери.
Помимо усиленных замков дверей на обеих задних и правой передней дверях имелись массивные цепочки для предотвращения нежелательного открытия.
Дверь весила около 300 кг. В некоторых лимузинах ЗиС-115 устанавливались кондиционеры. Компрессор находился под капотом, а сама установка была установлена в багажнике. Воздуховоды шли прямо в салон и располагались по обе стороны от заднего стекла. Сиденья набивались гагачьим пухом и обивались дорогим сукном. Передние сиденья были обшиты кожей.
В специальной литературе иногда говорится, что по сравнению с серийной моделью в ЗИС-115 отсутствовала стеклянная перегородка между водительским местом и салоном. Якобы Сталин при посещении завода обронил фразу: «У меня нет секретов от народа и перегородку можно не ставить». Однако, во всех сохранившихся машинах, кроме одной, хранящейся в Музее техники Вадима Задорожного, такая перегородка все-таки имеется.
Сегодня это обстоятельство позволяет предположить, что именно этот экземпляр автомобиля использовался лично И.В. Сталиным. Хотя никаких официальных подтверждений этому пока не найдено.
У автомобиля были двойное днище, двойная крыша и особо усиленная задняя стенка. Вес машины составлял примерно 5300 кг. Позднее появилась разновидность автомобиля ЗИС-110 СО ( буква «О» означала «облегченный»). Масса облегченной версии была примерно на 400 кг меньше. У ЗИС-115 была усилена подвеска, мосты имели несколько иную конструкцию, а двигатель форсирован со 140 до 162 л.с. Скорость автомобиля составляла немногим более 100 км/час, по сравнению со 140 км/час у ЗИС -110.
Внешне ЗИС-115 был мало чем отличался от серийного автомобиля ЗИС-110, за исключением некоторых деталей, которые можно было заметить лишь вблизи. У ЗИС-115 были установлены центральная противотуманная фара и два спецсигнала, кроме того, шины были увеличенного размера шин (7,50 — 17 вместо 7,50 – 16) без белых боковин, у автомобиля был большой вырез заднего крыла с внешней стороны под установку больших колес и «мутноватые» стекла. Более выпуклые колпаки колёс скрывали усиленные ступицы мостов.
VIP пассажиры чувствовали себя в салоне ЗИС-115 вполне комфортно, чего нельзя сказать о водителе. Его рабочее место было прямо скажем тесновато. Кроме того, по рассказам бывалых, толстые лобовые стекла вносили искажения и способствовали повышенной утомляемости глаз и, как следствие, быстрому ухудшению зрения.
Изготовление одного бронированного ЗИСа обходилось в астрономическую сумму около 800000 рублей. Для сравнения можно сказать, что окончательная магазинная цена автомобиля «Победа»в то же время составляла 16000 рублей. И даже эта цена была недоступна для подавляющего большинства советских граждан.
Всего было выпущено около 50 экземпляров лимузина ЗИС-115. Многие из них оказались за границей. Сталин использовал эту модель в качестве основного служебного автомобиля. Два автомобиля находились в Ленинграде, около десяти в Москве и на загородных дачах, остальные в Крыму, на Северном Кавказе, в Сочи и Закавказье. Боявшийся покушения Сталин, никогда не использовал один и тот же экземпляр автомобиля постоянно, поэтому невозможно точно сказать, на какой из сохранившихся машин он реально ездил. До наших дней сохранилось несколько экземпляров ЗИС-115. В основном они находятся в музеях и частных коллекциях. Один такой автомобиль имеется в коллекции Политехнического музея.
Недавно его потребовалось перевезти из старого подземного хранилища на территорию Открытых фондов музея в Технополис «Москва» в Текстильщиках. Для перемещения этой тяжелой машины пришлось заказывать эвакуатор повышенной грузоподъемности.
Благодарю, что дочитали мою публикацию до конца.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5cb8cc44f1852c00b3646cb3/avtomobil-dlia-tovarisca-stalina-5cd947ca7a7fdb0349670e3d