Автомобиль стар 660 польша
Варшава/Стараховице Польша 1948-
Автомобильный завод «Стар» из города Стараховице, наиболее крупный польский изготовитель грузовых автомобилей, всегда был главным поставщиком автотехники для Войска польского. Изготовление первого грузовика «Стар-20» началось в декабре 1948 г., причем параллельно на его основе собственными силами создавалось семейство армейских полноприводных автомобилей. Под руководством инженера Ежи Вернера (Jerzy Werner) их разработка началась в 1949 г. в Конструкторском бюро автомобильной промышленности (BKPMot) в Лодзи, а затем в Варшаве. В 1953 г. там были изготовлены первые опытные образцы «Стар-44» (4×4) и «Стар-66» (6×6) с 6-цилиндровым бензиновым мотором S44 мощностью 86 л.с. После испытаний работу продолжили только над 3-осным вариантом. В процессе доработки он получил мотор S46 (4,7 л, 102,5 л.с.) и в январе 1956 г. был готов к производству, которое развернулось в Стараховице летом 1958 г. На вооружение грузовик поступил в 1960 г. Серийный «Стар-66» оснащался 105-сильным двигателем S47, 5-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатой раздаточной, гидроприводом тормозов с вакуумным усилителем, открытой 2-местной кабиной N66 с откидным лобовым стеклом и металлическим кузовом с тентом для перевозки 24 солдат.
Стар-66, 6X6,1959 г.
Стар-660М1, 6X6,1969 г.
Стар-744, 4X4,1996 г.
Стар-266, 6X6.1978 г.
Стар-266М, 6X6,1994 г.
На шоссе его грузоподъемность составляла 4 т, на местности – 2,5 т. Он развивал скорость 74 км/ч, преодолевал подъем в 33%, брод глубиной 90 см и мог буксировать 4,5-тонный прицеп. В 1962 г. начался выпуск модели «660» с синхронизированной коробкой передач, усиленной передней подвеской, более широкими шинами с системой регулировки давления и экранированным электрооборудованием. В 60-70-е гг. появились модификации «660М1» и «660М2» с карбюраторными моторами и «660D» со 100-сильным дизелем. Они стали основными грузовиками польской армии и базой для разнообразного военного оборудования – мастерских, мостоукладчиков, пон-тоновозов, кранов и экскаваторов.
В 1999 г. появился реконструированный «Стар-660МЗ» со 170-сильным дизелем ИВЕКО (IVECO) с турбонаддувом, новыми трансмиссией и тормозной системой, развивающий скорость 110 км/ч. К первым собственным военным разработкам «Стара» относится полугусеничный артиллерийский тягач SG-160, построенный в начале 60-х гг. в одном экземпляре
В 1975 г. завод перешел на выпуск более совершенного 6-тонного гражданского грузовика «Стар-200» с польским 6-цилиндровым дизелем S359 (6,8 л, 150 л.с), который использовался в вооруженных силах ПНР на общих перевозках, а также оснащался кузовами Келецкого завода специальных автомобилей СХЛ (SHL). В 1971 г. на его основе был создан 3,5-тонный армейский грузовик «Стар-266» (6×6), выпускавшийся с 1976 г. Он получил синхронизированную 5-ступенчатую коробку передач, рулевой механизм с гидроусилителем, двухконтурную пневматическую тормозную систему, 6-тонную лебедку и закрытую 2-местную цельнометаллическую кабину со спальным местом. Грузовик мог работать при окружающей температуре от -40 до +50 °С, развивал скорость 90 км/ч, преодолевал подъемы крутизной 35′ и 1,8-метровый брод.
На его шасси предлагали военные топливозаправщики, автоцистерны, ремонтные мастерские, различные фургоны, мостоукладчики и устанавливали легкое вооружение. В 90-е гг. последний вариант «Стар-266М» получил модернизированные узлы и агрегаты шасси, а также новую переднюю облицовку.
Стар-944г 4X4, 2001
Стар-1466, 6X6, 2001 г.
Реактивная установка БМ-21 на шасси «Стар-1466DK», 6X6, 2001 г.
Политические и экономические потрясения в Польше двух последних десятилетий XX века привели к преобразованию «Стара» в акционерное общество. В середине 90-х гг. в польскую армию он поставлял новый 3,5-тонный грузовик «744» (4×4) с прежним 150-сильным дизелем, короткой или двойной кабиной. К концу 90-х гг. давно устаревшая продукция «Стара» уже не находила спроса даже в собственной стране и завод оказался на грани краха. 17 декабря 1999 г. он стал принадлежать немецкой компании МАН (MAN), превратившись в ее филиал по выпуску грузовиков модельного ряда S2000.
Через полтора года «Стар» представил свои новые тактические грузовики «944»(4×4)и «1466»(6×6) полной массой 14,2 и 22,5 т соответственно, базировавшиеся на иностранных агрегатах. Они получили дизельные двигатели МАН мощностью 155 и 220 л.с, 6-ступенчатую коробку передач и рулевой механизм ЦФ (ZF), новые ведущие мосты и тормозную систему с АБС, цельнометаллические кабины МАН L2000 в трех вариантах длины. Автомобили развивали скорость 93
105 км/ч, могли форсировать брод глубиной 1,2 м и преодолевать подъемы крутизной до 39°. Их шасси служили для установки различных кузовов и вооружения, в том числе 40-ствольной 122-мм системы залпового огня БМ-21, модернизированный вариант которой выпускает промышленный комбинат «Хута Сталёва Воля» (Huta Stalowa Wola).
Источник статьи: http://www.redov.ru/tehnicheskie_nauki/yenciklopedija_voennyh_avtomobilei_1769_2006_gg_s_ja/p47.php
Автомобили Войска Польского
Польская автомобильная промышленность считалась во времена СЭВ второй по качеству после чехословацкой. На примере: купленный, подержанный «Полонез», стоил в СССР новенькую Волгу и кучу денег. Вот такой был неофициальный курс. Поэтому в польской армии сегодня не увидишь ни ЗиЛов, ни УАЗиков (хотя они там были). Польша пользовалась военными автомобилями также своего, чехословацкого производства и производства ГДР.
Варшавского договора давно нет, но Польша не утратила связи со странами партнерами и продолжает эксплуатировать автомобильную технику производства теперь уже Чехии и Германии. Так что же для армии выпускала и выпускает сама Польша?
Пойдем от меньшего к большему.
Первый из них – это Honker. Это джип начал производится еще в социалистической Польше под именем «Тарпан» на фабрике сельскохозяйственных автомобилей в Познани. Машина относится к так званому классу джипов. Автомобиль больше нашего УАЗика и по габаритам, больше подходит к румынскому ARO 24, но в отличие от последнего обладал изначально более мощным мотором. Выпускался первоначально в двух вариантах (пассажирский и грузопассажирский). Позже к ним добавился пикап и фургон. Автомобиль обладает неплохой проходимостью. Машина с дизелем была испытана в боевых условиях Ирака, где в отличие от украинских УАЗ 3151 не перегревалась.
Также была испытана его модифицированная версия «Скорпион-3».
В современной Польше автомобиль выпускался на заводе Daewoo Motor в Люблине небольшими партиями. В связи с ликвидацией DM, было принято первоначальное решение о переносе его выпуска на территорию Украины. Но последовавший глубокий экономический кризис украинской экономики привел к отмене решения о производстве. Сейчас автомобиль опять производится в Люблине в количестве не более двухсот в год. Также есть несколько разновидностей микрогрузовичков Iveco, которые выполняют роль: санитарных, саперных и инженерных машин. Выпускаются в Кутно.
Следующий наш герой Автомобиль — STAR 660. Довольно-таки старенькая машинка (кто помнит на нем еще Электроник от банды Стампа угонял).
Но продолжает использоваться его версия в виде понтонного моста и мостоукладчика. Полноприводной. Аналог нашего ЗиЛ-157 и его ровесник (если считать со STAR 66). Двигался по пересеченке так, что за ним Studebaker US-6 еле успевал.
Самый многочисленный из грузовиков в армии это STAR 266. Ему можно провести аналог с нашим ЗиЛ-131, но он обладает дизелем. Как и русский кузен, тоже находится в тени своего предка. Палитра применения также разнообразна. От простого грузовика, до инженерных и технических машин.
Автомобиль экспортировался во многие страны и принимал участие в боевых действиях. В Сухопутных войсках (Wojska Lądowe) он играет роль «рабочей лошадки». У него тоже есть двуосный собрат с колесной формулой 4х4 Star 244.
Давать общие автомобильные характеристики на военном сайте вроде как неправильно. Поэтому ограничимся общей информацией. С 2000 по 2006 год на заводе STAR TRUCK Sp. Для армии модернизировали грузовик до уровня STAR 266М с двигателем MAN. Всего было модернизировано около 250 автомобилей.
Это мера была предпринята с целью унификации с новой двухосной Полноприводной моделью Star 944. В соответствии с новой индексацией полноприводных моделей первая цифра округленно обозначает полную массу в тоннах, вторая — общее число колес, третья — число ведущих колес.
В Ираке также проходила службу огневая передвижная точка Star 944 «Гиена». Так же для боевых условий на территории Афганистана был разработан легкобронированный Star 944Р.
Star 944 планировался как замена 266, но оказалась не способной выполнять все задачи предшественника, поэтому была выпущена Star 1466. В армии используется как авиационный топливозаправщик, техничка, машина подвоза боеприпасов. Ожидается замена на Star 1444.
Тяжеловесами же можно назвать автомобили Jelcz. 3-осный автомобиль Jelcz P662 с двигателем Iveco Cursor используется не только по прямому назначению, но и как шасси для тяжелого вооружения и оборудования. На данный момент это: РСЗО «Лангуст» ПКР MSN, минный заградитель «Мельница». Передвижной центр метрологии, станция артиллерийской разведки «Ливец». В дальнейшем на его базе будет разработан 240-мм РСЗО «Омар» и 155-мм гаубица «Криль».
Однако, самый большой – это Jelcz 862. Этот 4-осный тягач способен выполнять любые задачи, которые не под силу его младшим соперникам. Также на его шасси будут смонтированы новые системы ПВО и ПРО.
Источник статьи: http://topwar.ru/31026-avtomobili-voyska-polskogo.html
История марки Star
История автомобильного завода Star началась сразу же с создания первого автомобиля 1946 году в мае месяце, в конструкторском бюро автомобильной промышленности (BKPMot), эвакуированном в Лодзь. Руководителем проекта был известный польский инженер Ян Вернер (Jan Werner), выбравший за основу довоенный опытный грузовик “Пэ-Зэт-Инж-713” (PZInz). Прототип нового 3,5-тонного грузовика “А20” с 6-ти цилиндровым карбюраторным мотором. “S40” мощностью 85 л.с. и 4-х ступенчатой коробкой передач был собран весной 1948 в Варшаве, а его производство решили развернуть в цехах бывшего металлургического завода, основанного еще в 1875 году в городке Стараховице близ Кельце, по названию которого автомобили получили марку “Стар”.
Пятнадцатого декабря 1948 г. там началось изготовление грузовиков “Стар-20”, получивших модернизированный двигатель “542”, выпускавшийся также на “Старе”. В 1951 г. завод, которому присвоили имя Ф.Э.Дзержинского, собрал около 2600 машин. На базе первенца предлагали седельный тягач “С60”, самосвал “W14” и различные специальные исполнения. С 1954г. выпускался 4-х тонный вариант “Стар-21” с 5-ти ступенчатой коробкой передач и тремя размерами колесной базы. Через четыре года его заменил более совершенный “Стар-25”, ставший одним из наиболее удачных и популярных польских автомобилей. Его комплектовали двигателем “S42-2” (95 л.с.) и обновленной кабиной.
В варианте седельного тягача “С25” с полуприцепом “D40” для перевозки мебели он поступал в СССР. Кроме того, на его основе предлагали длинно-базовое исполнение “25L”, самосвалы “W25” с задней и “3W25” с 3-х сторонней разгрузкой, различные фургоны, цистерны, пожарные машины, краны. С 1963 г. выпускался “Стар-27” с дизелем “553”(5,6 л., 100 л.с.), на основе которого разработали 8-ми тонные машины “А83” (6×4) и “А88” (6×2). С конца 40-х гг. на заводе проводились работы по созданию полноприводных грузовиков двойного назначения. После долгих испытаний в 1958 г. началось производство 2,5-тонного автомобиля “Стар-66” (6×6) со 105-сильным бензиновым мотором.
При оснащении системой регулирования давления воздуха в шинах он получил обозначение “Стар-660”, а последующие дизельные варианты имели индексы “660М1” и “660М2”. В 1968 г. увидели свет 5-ти тонные 2-х осные грузовики – дизельный “Стар-28” (100 л.с.) и бензиновый “Стар-29” (105 л.с.), на которых впервые появилась новая кабина, ставшая основой для самой известной серии “200”. С 1975 г. ее открывал 6-ти тонный бортовой автомобиль “Стар-200” с колесной базой 3400 мм., новым польским 6-ти цилиндровым дизелем “S359” (6842 см 3 , 150 л.с.), синхронизированной 5-ти ступенчатой коробкой передач, рулевым механизмом с гидроусилителем, 2-х контурной пневматической тормозной системой и более вместительной кабиной модели “642”.
На его шасси предлагались удлиненный вариант “200L” (база 3910 мм.), полноприводная модель “244” (4×4), седельный тягач “С200”, два строительных самосвала “200S” и “3W244” и сельскохозяйственный “244RS” с высокими бортами. С середины 70-х гг. на смену серии “660” пришел грузовик “Стар-266” (6×6). К этому времени автомобильный завод “Стар” превратился в своеобразный концерн местного значения, включавший пять предприятий, на которых трудилось 25 тыс. человек, выпускавших все комплектующие изделия для своих автомобилей. В 70-е гг., во времена увлечения закупкой иностранных лицензий, “Стар” не воспользовался ни одной из них.
Когда же в Польше началась приватизация, завод стал в 1991 г. акционерным обществом, но его единственным акционером было государство. Подготовка к производству нового поколения грузовиков собственной конструкции началась в середине 80-х гг., а их изготовление продолжалось до конца 90-х гг. Принципиально новый 3,5-тонный “Стар-742” для городских и коротких местных перевозок появился на Будапештской ярмарке в 1986 г., а его производство началось три года спустя. На автомобиле был установлен польский 4-х цилиндровый дизель “Андория” (Andoria) с турбонаддувом мощностью 105 л.с., позволявший автомобилю полной массой около 7 тонн развивать скорость 98 км/ч.
Развитием этой серии стал полноприводный 3,3-тонный “Стар-744” (4×4). Наследником серии “200” являлось 6,5-тонное семейство “1142”, выпускавшееся с 1986 г. На этих машинах использовался прежний 150-сильный дизель. Его вариант с турбонаддувом устанавливался на бортовой модели “Стар-1142Т” и седельном тягаче “С1142Т” для автопоезда полной массой 27 т., развивавшего скорость 93 км/ч. Кабина этих машин оснащалась воздушными обтекателями и массивным бампером. Стремление “Стара” сохранить независимость привело к выпуску устаревшей продукции, по техническому уровню и качеству давно не соответствовавшей новым требованиям. Модели находили спрос только на внутреннем рынке, где их начали быстро теснить машины иностранного производства.
До середины 90-х гг. объем выпуска составлял 2700-3200 грузовиков ежегодно, но в 1999 г. он сократился до 1750 машин, а персонал – до 900 человек. Все это заставило завод “Стар” пойти, наконец, на сотрудничество с немецкой фирмой МАН (MAN), подписав с нею в 1998 соглашение о кооперации. Через год в программе появилась легкая серия “Стар-8.125”, представляющая собой прежнее шасси “Стар”, оснащенное кабиной и 125-сильным дизелем от серии MAN L2000. В начале 2000 г. “Стар” был присоединен к концерну МАН. В результате в Стараховицах началась сборка грузовика “Стар-12.157” со 155-сильным дизелем MAN, 6-ти ступенчатой коробкой передач ЦФ (ZF), гипоидной главной передачей, всеми дисковыми тормозами и 8 размерами базы.
©. Фотографии взяты из общедоступных источников.
Источник статьи: http://truck-auto.info/star/40-istoriya.html