Автомобиль у царской семьи

Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго

Российский император Николай IIвпервые познакомился с самоходными транспортными средствами еще летом 1895 года, когда в Петергофе ему продемонстрировали паровой трицикл «Millet» французского производства. Но на самодержца сие трехколесное чудо не произвело сильного впечатления — Их Величество остались равнодушны.

С тех пор царь неоднократно имел счастье созерцать на выставках автомобили различных конструкций, но до покупки собственного мотора так дело и не дошло. Лишь с 1903 года, благодаря князю Орлову, в царской семье начали приобщаться к самоходным повозкам. В 1903 году Владимир Николаевич Орлов впервые приехал в Александровский дворец Царского Села на своей машине. Императору очень нравились поездки на моторе — Орлов фактически превратился в его шофера, совершая автопрогулки почти каждый день.

Создание Императорского гаража

В 1905 году царь принял решение о приобретении собственных автомобилей. Выбор и покупка автомобилей была доверена, естественно, князю Орлову. Первые машины, закупленные князем, появились в Александровском дворце Царского Села уже в конце 1905 года. Это были 2 французские машины марки «Delaunay-Belleville». Покупка царских моторов обошлась казне 18 400 рублей.

Mercedes князя Орлова. 1905 год

Руководителем гаража прогнозируемо стал князь В.Н.Орлов, который, в свою очередь, пригласил понравившегося ему специалиста — 28-летнего француза Адольфа Кегресса на пост технического директора. До этого Кегресс работал техником на автозаводе российской фирмы «Лесснер».

Читайте также:  Чем отмыть герметик от стекол автомобиля

С целью обучения шоферов для царских автомобилей, князь В.Н.Орлов выступил инициатором открытия Императорской школы Шоферов, что вскоре и было выполнено.

К концу 1906 г. в царских гаражах в Петергофе и Царском Селе стояло уже шесть «железных коней», благодаря которым казна уменьшилась на 100 000 руб. К двум французским машинам марки «Delaunay-Belleville», закупленным в 1905 году, добавились еще четыре: «Delaunay-Belleville» — тройной фаэтон, «Mercedes» — лимузин синего цвета, «Mercedes» — лимузин красного цвета и темно-синий «Mercedes» с полуоткрытым кузовом. С этого времени затраты на оснащение и расширение гаражей, а также на приобретение новых автомобилей безудержно росли.

В 1907 году Император потратил на гаражи еще 77 277 руб.: на этот раз были закуплены не только иномарки, но и российский лимузин марки «Лесснер» (темно-зеленого цвета).

В 1908 году было истрачено 69 700 рублей, в 1909 году — 65 000 рублей, в 1910 году — 33 000 рублей. В 1911 году истратили рекордную сумму — 96 681 рубль, и в 1912 году — 58 600 рублей.

Императорские моторы. Поездка Царской семьи в Германию, 1910 год

На эти деньги закупались не только автомобили, но и велось строительство новых гаражных помещений. Новые гаражи появились не только в Царском Селе и Петергофе, но и в других царских резиденциях – в Зимнем и Аничковом дворцах в Петербурге, в Гатчине, в Ливадии.

К 1908 году штат гаража в Царском Селе насчитывал 26 сотрудников, а через 5 лет вырос до восьмидесяти. Это были самые лучшие высокооплачиваемые шоферы и специалисты Петербурга.

Самая роскошная машина царя

В 1909 году российский Императорский двор фирме «Delaunay-Belleville» сделал заказ на изготовление престижнейшей модели автомобиля. Она получила название «Delaunay-Belleville – 70 S.M.T.». Аббревиатура «S.M.T.» расшифровывалась как «Sa Majesti le Tsar», что переводилось с французского – «Его Императорское Величество». Это был мощный и очень качественный автомобиль, весивший около 4 тонн, с 6-цилиндровым мотором объемом 11.5 литров и мощностью 70 л.с., способный разгоняться до максимальной скорости 100 км/час. Его изготовление обошлось казне в 23 000 рублей — для сравнения, лимузин марки «Русско-Балтийский» стоил 8 400 рублей.

В 1910 году в Императорских гаражах находилось 22 автомобиля различных модификаций. Среди них – пять автомобилей, предназначенных лично для Николая II и его семьи: 4 машины марки «Delaunay-Belleville» и один «Mercedes».

Французские Delaunay-Belleville. Снизу — цесаревич Алексей за рулем

В гараже Царского Села, кроме личных автомобилей императора, находился еще десяток машин, которыми пользовались, в основном, придворные Николая II. Среди них были машины самых известных марок того времени: «Mercedes» (3 штуки), «Delaunay-Belleville», «Panhard-Levassor», «Serex», «Daimler», «Руссо-Балт» (2 штуки) и «Лесснер». Автомобили «Руссо-Балта» были самыми престижными и роскошными российскими автомобилями. На пробке радиатора этих машин завод имел право устанавливать символ Российской империи – фигурку двуглавого орла.

Со временем император начал совершать поездки на дальние расстояния, а по протоколу его должны были сопровождать множество лиц. Тогда, наряду с обычными автомобилями, закупили четыре грузовика-трейлера с кроватями: две машины марки «Ditrich», один «Renault» и один «Daimler».

За счет российской казны приобретались автомобили для должностных лиц. Так, в распоряжении дворцового коменданта находилось два автомобиля «Mercedes». В 1910 году ежегодное содержание Императорского гаража обходилось в 126 000 рублей.

Следует отметить, что кузова для всех царских автомобилей с 1909 года, на разных шасси («Rolls-Royce», «Renault», «Peugeot», «Mercedes»), строила лишь одна французская фирма — «Keller».

Когда в Крыму велось строительство Ливадийского дворца, также был построен гараж, после чего приобрели два «Rolls-Royce SilverGhost». Эти машины использовались для автопрогулок по Крыму до революции 1917 года.

Гараж продолжал разрастаться — Николай II щедро тратил казенные деньги на расширение своего автопарка. Так, в 1912 году Его Величество пополнили гараж следующими машинами: 5 «Мерседесов», из которых 2 автобуса и один гоночный; 4 «Delaunay-Belleville» и один «Руссо-Балт». Начальник Дворца получил два новых лимузина марок «Serex» и «Мерседес».

В 1912 году в гаражах императора насчитывалось уже более 50 автомобилей. Для обслуживания автопарка были задействованы 80 человек. К водителям предъявлялись самые высокие требования – они должны были не только уметь профессионально водить автомобиль, но и быть в состоянии определить и устранить неисправность машины. Эти задачи решала Императорская школа шоферов.

Императорский вагон-гараж

Учитывая тот факт, что машины часто перевозились к месту следования Императора, в феврале 1914 г. было решено начать строительство специального вагона-гаража (сначала использовали стандартные платформы).

Погрузка царского автомобиля в вагон-гараж

Для этих целей построили два 4-осных 20-метровых вагона, а на них изготовили закрытый гараж, в который вмещалось пять автомобилей, а также спецпомещения для обслуживания, ремонта и хранения запасных частей и ГСМ. Вагон-автогараж всегда цепляли в конец состава, на котором следовал царь. Автомашины своим ходом заезжали и выезжали из него по металлическим съездам, установленным в торце вагона.

Вагон-гараж был закончен в 1915 году, что было очень важно, поскольку именно в августе 1915 г. Николай II принял на себя обязанности Верховного главнокомандующего, и ему чаще приходилось выезжать на фронт.

Автопарк царя продолжал увеличиваться и в годы войны, но не за счет престижных дорогих автомобилей, а за счет машин, которые могли понадобиться в условиях фронта. Так, зимой 1915/16 г. для царя построили автомобиль-сани в 2 экземплярах. Одну из двух изготовленных машин передали полковнику А.И.Спиридовичу, заведовавшему службой охраны царя.

Царская семья около гаража. Слева «Delaunnay-Belleville», справа «Mercedes» Ливадия, 1914 год.

К началу 1916 года в Императорском гараже находилось 56 автомобилей. Среди них – 9 личных автомобилей царя Николая, 19 автомобилей для свиты, 3 фельдъегерских автомобиля, 15 хозяйственных и 10 автомобилей для придворных.

После февральских событий 1917 года и свержения монархии все автомобили Императорского гаража были реквизированы. Позже на царских автомобилях возили вождей революции — В.И.Ленина и Л.Д.Троцкого. Во время гражданской войны большинство царских машин были уничтожены — до настоящего времени сохранились лишь несколько.

Источник статьи: http://car-day.ru/blog/43895531499/Imperatorskiy-garazh:-avtomobili-russkogo-tsarya-Nikolaya-Vtorog

Какие машины стояли в гараже Николая II, и кому достался императорский автопарк после революции

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Daimler, Rolls-Royce, Mercedes, Renault и другие, или сколько стоила императорская мечта об автопарке

Идейным вдохновителем создания царского гаража стал князь Владимир Орлов. В 1905 году первыми в коллекции государя появились машины зарубежного производства: французский фаэтон Delaunnay-Belleville и немецкие автомобили Mercedes с кузовами разных типов. На роскошном, комфортабельном «Делоне-Бельвиле» хорошо было прокатиться по городу, а быстроходные «Мерседесы» предназначались для дальних поездок. Шикарный Delaunnay-Belleville произвел такое сильное впечатление на российского императора, что он заказал компании-изготовителю два таких лимузина, обошедшиеся государственной казне почти в 18 с половиной тысяч рублей золотом.

Безусловно, Delaunnay-Belleville был самым мощным, самым комфортабельным и, конечно же, дорогим в Собственном Его Величества гараже. Любимцы государя Николая Александровича – автомобили-ландо модели Delaunnay-Belleville 70 SMT (аббревиатура от Sa Majeste le Tsar – Его Величество Царь). На них были предусмотрены эксклюзивные функции: подогрев пола, оконные жалюзи, электрическое освещение салона, откидные подножки-лесенки. На крыше одного из лимузинов сделали стеклянную галерею, чтобы монарх мог стоять в салоне в полный рост.

В 1911 году в императорский парк доставили две иномарки Rolls-Royce Silver Ghost. Название «Серебряный призрак» говорило о серебристом цвете машины и тихой работе двигателя. Позже Николай II обратил внимание на продукцию ведущих компаний Renault, Daimler и менее известных Serex, Turcat-Mery.
Отечественного производителя в автопарке Николая II представляли петербургский Lessner и рижский «Руссо-Балт». За 6 лет в автопарк было вложено более полумиллиона рублей. Руководил автохозяйством князь Орлов, он же долгое время исполнял обязанности водителя венценосной семьи.

Малютка Peugeot цесаревича Алексея – инновация на мировом авторынке

В октябре 1914 года 10-летний наследник престола получил ко Дню ангела сказочный подарок – миниатюрный двухместный автомобильчик Bebe Peugeot. Пилотная одноцилиндровая модель этого транспортного средства появилась на выставке в Париже десятью годами ранее. Французская фирма Peugeot позиционировала свой новый продукт как дешёвое, предельно простое и в то же время надёжное авто, максимально адаптированное к городским условиям. После ряда модификаций «Малышка Пежо» обрела четырёхцилиндровый двигатель мощностью в 10 л .с. В таком варианте она попала в Россию на IV Международную автомобильную выставку в Санкт-Петербурге и прямо оттуда перекочевала в Императорский гараж. Лёгкий и компактный автомобиль (вес – 350 кг, длина – около 2,5 м) мог развивать скорость до 60 км/час. Цесаревич Алексей неплохо справлялся с вождением машины, однако самостоятельно ездить мальчику разрешалось только на первой передаче по парковым аллеям. Это было продиктовано заботой о безопасности больного гемофилией наследника, для которого самая незначительная травма, полученная в аварии, могла стать роковой.

На запрос руководства фирмы Peugeot о работе её продукции Управление Собственного Его Императорского Величества Гаража письменно сообщило, что приобретённые автомобили продемонстрировали превосходные эксплуатационные качества. Этот отзыв послужил отличной рекомендацией и долгое время использовался французами в качестве рекламы.

Во сколько обходилось обслуживание царских авто

По мере увеличения автопарка и расширения области применения моторов возрастало количество гаражей. Первые появились в Царском Селе, затем были построены в Санкт-Петербурге, Петергофе, Ливадии. Если государю предстояла поездка по железной дороге, то автомобили должны были следовать за ним. Сначала их перевозили на открытых платформах, а со временем выделили средства на постройку двух специальных вагонов-гаражей.

За четыре года штат обслуживающего персонала – водителей и автомехаников – увеличился втрое и составил 80 человек. Их зарплата, а также накладные расходы, затраты на горюче-смазочные материалы обходились ежегодно в сумму, эквивалентную почти миллиону долларов. Добавлялись к этому и затраты на компенсацию ущерба владельцам домашнего скота (лошадей, коров), пострадавшего в результате дорожно-транспортных происшествий, каковых в первое время случалось немало.

Кому достались элитные авто после расстрела членов императорской семьи

После революции царский автопарк перешёл в пользование новой власти. Весь транспорт был внесён в «Список автомобилей автомобильной базы рабочего и крестьянского правительства» и распределён между большевистскими вождями. Под первым номером в перечне значился Rolls-Royce, который обслуживал Льва Троцкого. Ленину предоставили два авто – Turcat-Mery и любимый императорский Delaunnay-Belleville. Однако от последнего Владимир Ильич почти сразу же отказался, объявив его непозволительно роскошным. Со временем вместо него Ленину выделили Rolls-Royce Silver Ghost. Иногда «Делоне-Бельвилем» пользовались Троцкий или Каменев, но большую часть времени царский лимузин простаивал. Машина была сложна в управлении и требовала огромного количества горюче-смазочных материалов. Это подтолкнуло объявить её непригодной для повседневной эксплуатации и продать, что и было сделано в 1928 году.

Особая судьба была уготована авто цесаревича Алексея. Bebe Peugeot в списки автобазы Временного правительства не попал по довольно курьёзной причине – малолитражную машинку приняли за игрушечную. Поэтому сначала автомобиль цесаревича служил экспонатом выставки в Александровском дворце, посвящённой быту императорской семьи. После её ликвидации был передан в кружок автомобилизма при Ленинградском дворце пионеров. Существование «Малышки» закончилось в 1942-м, после бомбёжки.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник статьи: http://kulturologia.ru/blogs/261119/44754/

Оцените статью