Автомобиль ваз 2115 бош

Контроллеры (ЭБУ) BOSCH на ВАЗ 2113-2115

Технологии прогресса

Одной из важнейших технических проблем в первые дни развития авто техники было зажигания. Решение проблемы удалось найти в 1897 г. автолюбителю по имени Robert Bosch. С того времени, название BOSCH ассоциируется с прогрессивными идеями и новшествами в развитии техники, особенно в области топливных систем.

Сегодня современные транспортные средства должны соответствовать все более высоким требованиям, включая экономию топлива, низкий уровень выбросов и высшую степень удовольствия от вождения. Чтобы соответствовать всем требованиям одновременно не достаточно разработки отдельных компонентов. Прогресс может быть достигнут только при целостном подходе — BOSCH использует систему «ноу-хау» и сложные взаимосвязи между подсистемами в масштабах всей системы для достижения новых, новаторских решений. Компания, совместно взаимодействуя с мировыми производителями авто, разрабатывает и производит комплектующие системы BOSCH, используя многолетний опыт работы и контролируемые стандарты качества. Таким образом, BOSCH представляет обширный ассортимент продукции, отличающийся высоким качеством и надежностью, а также большим охватом рынка.

Основы работы контроллера

Одним из основных элементов работы автомобилей Лада является модуль управления мотором (PCM), или электронный блок управления двигателем (ЭБУ) или контроллер. Имеет мощное ядро для обработки цифровой информации с максимальной производительностью и гибкостью настройки, используя новые разработки программного обеспечения, ускоряя процесс разработки алгоритма с помощью автоматического кода. Пользовательские функции могут быть легко сгенерированы.

Читайте также:  Полировка кузова автомобиля воском своими руками

Физическая модель модуля управления двигателем способна:

  • определить нагрузку на двигатель;
  • установить положение дроссельной заслонки;
  • обработать сигналы давления воздуха;
  • контролировать состояние смеси, руководствуясь основным сигналом относительной нагрузки;
  • считывать параметры скорости, оборотов в минуту и прочее;
  • прекращать подачи энергии при неисправностях;
  • диагностировать работу всех датчиков и основных узлов.

Модуль управления является мозгом управления двигателем, так что, когда мозг не работает — остальные системы и органы управления отказываются функционировать. Если при диагностике авто выявляются коды неисправности модуля (ЭБУ BOSCH для ВАЗ), это может означать, что он неисправен и должен быть заменен. Для пущей уверенности необходимо организовать проведение прочих диагностических тестов в подтверждение того, что проблема действительно модуль управления, а не что-то другое. Обычно они включают в себя проверку определенных входов в модуль, чтобы увидеть, что он выдает правильный ответ. Никакого ответа или неправильный ответ, как правило, не означает, что PCM вышел из строя и нуждается в моментальной замене.

Если двигатель работает неправильно, а причина не очевидна, технические специалисты могут винить компьютер. Более 50 процентов РСМ, которые возвращаются по гарантии не имеют проблем с модулем! Причиной могут быть:

  • замкнутые провода;
  • слишком большое напряжение;
  • попавшая внутрь PCM влага, вызвавшая необратимую коррозию;
  • разрушенные электронные соединения.

Термические напряжения и вибрации могут образовать микротрещины в печатных платах, снижая прочность конструкции схемы. Для проверки PCM должен быть подключен для тестирования к сложному тренажеру, осуществляющему все входные и выходные цепи авто, чтобы убедиться в правильной работе контроллера BOSCH на автомобилях ВАЗ. Определение настоящей причины неисправности модуля не всегда возможно. Иногда в транспортное средство установлен неправильный модуль, он работает, но выдает некорректные данные. PCM должен быть идентифицирован транспортным средством, соответствовать году, марке, модели и типу двигателя.

Чип модуля содержит инструкции по программированию для транспортного средства. На новых транспортах используется флэш-память. Производители авто не хотят, чтобы доморощенные техники возились с настройкой бортовых систем.

Советы по замене контроллера

Доступность модуля – проблема для некоторых авто, потому что PCM часто спрятан в приборной панели, за системой климат-контроля, у некоторых — расположен под сиденьем и требует снятия сиденья. Независимо от места расположения контроллера BOSCH на автомобилях ВАЗ, одну вещь следует сделать перед удалением старого модуля – отсоединить клеммы батареи.

После установки и подключении РСМ, подключаем батарею. Но работа еще не завершена. Следует пройти процедуру «переучивания» после замены и отключения от батареи для сброса системы защиты от кражи на новых авто. В некоторых случаях, может потребоваться процедура переучивания модуля ЭБУ для создания базы оборотов работы на холостом ходе и прочих параметров функционирования. На других, может быть необходимо пройти короткий тест-драйв адаптации модуля к условиям работы приборов и датчиков. Точные требования после замены модуля изложены в руководстве транспортного средства. Лучший совет, пройти тестовую поездку на авто после замены устройства.

Модуль авто продолжает самообучение и вносит небольшие коррективы в топливную смесь и другие функции с течением времени эксплуатации транспортного средства.
Помните, контроллер на автомобилях Лада – основной источник корректной работы транспорта, он нуждается во всех исходящих от датчиков данных, требует надлежащего напряжения аккумуляторной батареи для нормального функционирования.

Источник статьи: http://motorring.ru/group/1196025-kontrollery-ebu-bosch-vaz-2113-2115

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ, ЭСУД, контролер)

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) – «компьютер», управляющий всей системой автомобиля. ЭБУ влияет как на работу отдельного датчика, так и на весь автомобиль. Поэтому, электронный блок управления двигателем очень важен в современном автомобиле.

ЭБУ чаще всего заменяется следующими терминами: Электронная система управления двигателем(ЭСУД), контролёр, мозги, прошивка. Поэтому, если вы услышите один из этих терминов, то знайте, что речь идёт о «мозгах», о главном процессоре вашего автомобиля. Иными словами, ЭСУД, ЭБУ, КОНТРОЛЁР – это одно и то же.

Где находится эбу (контролёр, мозги)?

Электронная система управления двигателем (ЭБУ,ЭСУД) крепится под центральной торпедой панели приборов вашего автомобиля. Чтобы получить доступ к нему, нужно открутить крепления бокового каркаса торпеды крестовой отвёрткой.

Принцип работы контролёра (ЭБУ)

Электронный блок управления двигателем в течении всей работы двигателя получает, обрабатывает, управляет системами и датчиками, влияющими как на работу двигателя, так и на второстепенные элементы двигателя (система выхлопа).
Контролёр пользуется данными следующих датчиков:

  • ДПКВ (Датчик положения коленчатого вала).
  • ДФ (Датчик фаз).
  • ДМРВ (Датчик моментального расхода воздуха).
  • ДТОЖ (Датчик температуры охлаждающей жидкости).
  • ДПДЗ (Датчик положения дроссельной заслонки).
  • ДК (Датчик кислорода).
  • ДД (Датчик детонации).
  • ДС (Датчик скорости).
  • И другие датчики.

Получая данный от источников, перечисленных выше, ЭБУ контролирует работу следующих датчиков и систем:

  • Топливная система (Топливный насос, регулятор давления, форсунки).
  • Система зажигания.
  • Регулятор холостого хода (ДХХ,РХХ).
  • Адсорбер.
  • Вентилятор радиатора.
  • Система само диагностирования.

Так же, ЭСУД (эбу) имеет три вида памяти:

  1. Программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ); Содержит в себе так называемую прошивку, т.е. программу, в которую забиты основные показания калибровок, алгоритм управления двигателем. Данная память не стирается при отключении питании и является постоянной. Поддаются перепрограммированию, чип-тюнингу.
  2. Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ); Представляет собой временную память, в которой хранятся ошибки системы, измеряемые параметры. Данная память стирается при отключении питания.
  3. Электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ). Данный тип памяти, можно сказать, является охраной автомобиля. В ней временно хранятся коды и пароли противоугонной системы автомобиля. Иммобилайзер и ЭРПЗУ сравниваются данными, после чего возможен пуск двигателя.

Виды ЭБУ (эсуд, контролёр). Какие ЭБУ устанавливаются на ВАЗ?

“Январь-4”, “GM-09”

Самые первые контролёры на SAMARA были Январь-4, GM – 09. Они устанавливались на первые модели до 2000 года выпуска. Данные модели выпускались как с резонансным датчиком детонации так и без него.

В таблице представлены две колонки: 1 колонка – номер ЭБУ, вторая колонка – марка «мозгов», версия прошивки, норма токсичности, отличительные особенности .

2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо (резистор), 1-я сер. версия
2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо, 2-я сер. версия
2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо, 3-я сер. версия
2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо, 4-я сер. версия
2111-1411020-20 GM,GM EFI-4 ,2111,с дк, США-83
2111-1411020-21 GM, GM EFI-4, 2111, с дк, ЕВРО-2
2111-1411020-10 GM,GM EFI-4 2111,с дк
2111-1411020-20 ч GM, рсо

Ваз 2113-2115 с 2003г. оснащаются следующими типами ЭБУ:

“Январь 5.1.х”

Различаются следующие виды аппаратной реализации:

  • одновременный впрыск;
  • попарно – параллельный впрыск;
  • фазированный впрыск.

Взаимозаменяема с “VS (Ителма) 5.1”, “Bosch M1.5.4”

2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
2111-1411020-72 Ителма,без дк,со
2111-1411020-72 Ителма,без дк,со
2111-1411020-72 Ителма,без дк,со
2111-1411020-72 Ителма,без дк,со

“Bosch M1.5.4”

Различаются следующие виды аппаратной реализации:

  • одновременный впрыск;
  • попарно – параллельный впрыск;
  • фазированный впрыск.

Взаимозаменяема с “VS 5.1”, “Январь 5.1.х”.

2111-1411020 без дк, рсо
2111-1411020 без дк, со (регулируется СО сканером)
2111-1411020-70 BOSCH, без дк,со
2111-1411020-70 BOSCH, без дк,со

“Bosch MP7.0”

Как правило данный тип контролёра выпускается на рынок, на заводе устанавливается в единичном объёме. Имеет стандартный 55-ти контактный разъём. Способен работать с перекроссировкой на других типах ЭСУД.

“Bosch M7.9.7”

Данные мозги начали входить в состав автомобиля с конца 2003г. Данный контролёр имеет собственный разъём, несовместимый с разъёмами, выпускавшимися до этой модели. Данный тип ЭБУ ставится на ВАЗ с нормой токсичности ЕВРО-2 и ЕВРО-3. Данный ЭСУД имеет более лёгкий вес и меньшие габариты, чем предыдущие модели. Так же имеется более надёжный разъём с повышенной надежностью. Имеют в своём составе коммутатор, что в целом повысит надёжность контролёра.

Данный ЭБУ никак не совместим с предыдущими контролёрами.

“VS 5.1”

Различаются следующие виды аппаратной реализации:

  • одновременный впрыск;
  • попарно – параллельный впрыск;
  • фазированный впрыск.

“VS 5.1” взаимозаменяема с “Bosch M1.5.4”, “Январь 5.1.х”.

“Январь 7.2.”

Данный вид ЭБУ выполнен на другой вид проводки (81 контактный) и аналогичен Бошевским 7.9.7+. Данный вид ЭБУ выпускается как на производстве Ителмы, так и на Автэл. Взаимозаменяемы с Бош M.7.9.7. Что касается программного обеспечения, то 7.2 является продолжением 5-го Января.

В данной таблицы представлены вариации ЭБУ BOSCH, 7.9.7, Январь 7,2, Ителма, устанавливаемых исключительно на ВАЗ 2109-2115 с двигателем 1,5л 8кл.

2111-1411020-80 BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,5 л, 1-я сер. версия
2111-1411020-80ч BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,5 л, тюнинг версия
2111-1411020-80 BOSCH,7.9.7+, Е-2, 1,5 л
2111-1411020-80 BOSCH,7.9.7+, Е-2, 1,5 л
2111-1411020-30 BOSCH,7.9.7, Е-3, 1,5 л, 1- сер. версия
2111-1411020-81 Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 1-я версия, неудачная, заменить A203EL36
2111-1411020-81 Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 2-я версия, неудачная, заменить A203EL36
2111-1411020-81 Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 3-я версия
2111-1411020-82 Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 1-я версия
2111-1411020-82 Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 2-я версия
2111-1411020-82 Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 3-я версия
2111-1411020-80 ч BOSCH, 7.9.7, без ДК, Е-2, дин,1,5 л
2111-1411020-81 ч Январь 7.2, без дк, со, 1,5 л
2111-1411020-82 ч Ителма, без дк, со, 1,5 л

Ниже представлена таблица с теми же ЭБУ, но на двигатели объёмом 1,6л 8кл.

21114-1411020-30 BOSCH,7.9.7, Е-2, 1,6 л, 1-я сер, (глючное ПО).
21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,6 л, 2-я сер
21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7+, Е-2, 1,6 л, 1-я сер
21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7+, Е-2, 1,6 л, 2-я сер
21114-1411020-20 BOSCH, 7.9.7+, Е-3, 1,6 л, 1-я сер
21114-1411020-10 BOSCH, 7.9.7, Е-3, 1,6 л, 1-я сер
21114-1411020-40 BOSCH, 7.9.7, Е-4, 1,6 л
21114-1411020-31 Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 1-я серия – неудачная
21114-1411020-31 Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 2-я серия
21114-1411020-31 Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 3-я серия
21114-1411020-31 Январь 7.2+, Е-2, 1,6 л, 1-я серия, новая аппаратная версия
21114-1411020-32 Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 1-я серия
21114-1411020-32 Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 2-я серия
21114-1411020-32 Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 3-я серия
21114-1411020-32 Итэлма 7.2+, Е-2, 1,6 л, 1-я серия, новая аппаратная версия
21114-1411020-30 ч BOSCH, дк, Е-2, дин, 1,6 л
21114-1411020-31 ч Январь 7.2, без дк, со, 1,6 л

“Январь 5.1”

Все виды контролёра своего типа построены на одинаковой платформе и имеют отличия чаще всего в коммутации форсунок и подогревателя ДК.

Давайте рассмотрим следующий пример прошивок ЭБУ Январь 5.1: 2112-1411020-41 и 2111-1411020-61. Первая версия имеет фазированный впрыск и датчик кислорода, вторая версия отличается лишь тем, что у ней параллельный впрыск. Вывод – отличие данных эбу находится только в прошивках, поэтому их можно взаимозаменять.

2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-62 Ителма, дк, Е-2
2111-1411020-62 Ителма, дк, Е-2
2111-1411020-60 ч BOSCH,без дк, рег.СО
2111-1411020-61 ч Январь5.1,без дк, со
2111-1411020-62 ч Ителма,без дк, со

Ошибочное название – Январь 7.3. Это последний тип контролёров, который по настоящее время устанавливается на АвтоВАЗе. Данный тип ЭБУ устанавливается с 2007г. на ВАЗ с нормой токсичности ЕВРО-3.

Производителями данного ЭБУ являются две российские фирмы: Итэлма и Автэл.
Ниже, в таблице представлены ЭБУ для двигателей с нормой токсичности ЕВРО-3 И Евро-4.

Euro-3 двиг 1.6, 8 кл

Автел 21114-1411020-11 E-3 1-я, 2-я и 3-я версии Итэлма 21114-1411020-12 E-3 1-я, 2-я и 3-я версии

Euro-4 двиг 1.6, 8 кл

11183-1411020-02 Самара Электронная педаль

Как определить ЭБУ?

Чтобы узнать, как определить свой контролёр, вам придётся снять боковой каркас торпеды. Запомните номер вашего ЭБУ и найдите его среди наших таблиц.
Так же, некоторые Бортовые компьютеры показывают тип ЭБУ и номер прошивки.

Диагностика ЭБУ

Диагностика ЭБУ представляет собой чтение ошибок, записанных в памяти контролёра. Чтение выполняется с помощью спец оборудования: ПК, шлейф и т.д. через диагностическую К-линию. Так же можно обойтись и бортовым компьютером, который имеет функции чтения ошибок ЭСУД.

Источник статьи: http://vaz-2114-lada.ru/2012/12/ehlektronnyjj-blok-upravleniya-dvigatelem-ehbuehsud-kontroljor/

Оцените статью