История ЗАЗ-965
ЗАЗ-965 – это легковой автомобиль советского производства, который относился к классу А и изготавливался в период с 1960 по 1963 год (965А — с 1962 по 1969 год). За 9 лет всего с конвейера сошло 322166 экземпляров, в том числе и его модификаций.
Несколько слов о предыстории автомобиля
Начиная с 1955 года в свет вышел новый Москвич-402. Не смотря на то, что он относился к бюджетному автомобилю, «для простых граждан», все-же был не по карману многим советским рабочим. Это натолкнуло правительство на поиск новых решений и разработку современных мотоколясок и малолитражек. В результате было даже выпущено несколько образцовых вариантов, например: НАМИ-031, НАМИ-059, ИМЗ-А50 «Белка», ГАЗ-18, вот только ни один из них не прошел «экзамен». Правительству не хотелось ждать несколько лет тщательных разработок и вложения в это больших средств. Ведь намного проще взять за образец уже готовый импортный автомобиль и переделать «на свой лад». Так и сделали, а «жертвой» стал малолитражный итальянец Фиат-600, который отличался легкой конструкцией и необычайной популярностью. Московским Заводом Малолитражных Автомобилей даже удалось выпустить образец, именуемый «Москвичом-444». Он имел двигатель от советского мотоцикла «Урал», механические стеклоподъёмники и колеса на 13 дюймов. Спустя некоторое время техдокументацию этой малолитражки решили передать запорожскому заводу «Коммунар», который ранее специализировался на сельскохозяйственных машинах.
Вариант будущей малолитражки ГАЗ-18
Один из вариантов гражданского вездехода НАМИ-031
Специально для этого автомобиля институтом НАМИ был разработан V-образный , 746-кубовый двигатель с 4-мя цилиндрами. Он имел оригинальную конструкцию с литыми валами. По своим характеристикам двигатель получился очень удачным и, как результат, несколько больше, чем двигатель от Фиата-600, что стало причиной для его установки сзади и образования своеобразного горба, за что «Запорожец» и удостоился клички «горбатый». Интересно и то, что сами автомобили собирались на запорожском заводе, а двигатели дорабатывались на мелитопольском МеМЗ. Перед тем, как запустить автомобили в производство, зимой 1960 года было представлено три опытных экземпляра с двигателями МеМЗ-965В. Почти три месяца проходили тяжелые внутренние испытания, где два автомобиля «наездили около 5 тыс.км., а один – целых 14. Потом их отправили к межведомственной комиссии, где испытания еще затянулись до конца июня. Окончательный вердикт был положительным, хотя комиссия упрекнула конструкторов в том, что вес все-же был завышен на почти 54 кг, да и высота салона не соответствовала чертежам почти на 30 мм. ЗАЗ разрешили пустить в производство, но только после устранения этих и еще нескольких недочетов. Кроме того, «Запорожец» побывал на смотринах даже у Хрущева, который, не смотря на свое «откормленное брюшко», без проблем сел за руль и чувствовал себя вполне удобно, а профессиональный советский автомобильный испытатель Скиданенко даже высказал свое почтение и сделал акцент на том, что такая машина обязательно должна выйти в продажу как можно быстрее с ценой, доступной любому «трудящему».
прототип «горбатого» Fiat 600
Серийное производство автомобиля официально начато в 1960 году со стартовой ценой 18 тыс. дореформенных рублей. Это был хороший показатель, ведь Москвич-407 стоил более 25 тыс., а что уже говорить об «Волге», цена которой была примерно 51 тыс.
В конце 1962 года конструкторы принялись за модернизацию «сердца» автомобиля, в результате чего цилиндры увеличились до 72 мм, рабочий объем – до 887 см³, а мощность – до 27 лошадиных сил.
Первый опытный образец Запорожца
Конструкция и дизайнерские решения автомобиля
С самых первых лет автомобиль очень хорошо воспринимался покупателями и не получал в свой адрес серьезных нареканий. Достаточно хорошо Запорожец себя зарекомендовал при езде в селах или по плохим дорогам. Высокому показателю проходимости способствует гладкое днище, независимая подвеска на все 4 колеса, а также – большая нагрузка (почти 60%) на ведущие колеса. Кстати, интересен и тот факт, что даже застряв в болоте или снегу, Запорожец не создавал особых проблем его пассажирам, ведь даже 2 человека могли легко «вытащить» из плена автомобиль, который весил всего 665 кг. Кстати, Запорожец отличался и тем, что мог без проблем ездить между грубыми колеями, оставленными на дорогах грузовиками. Этого не удавалось никаким легковушкам, даже ГАЗ-69, который должен был одной стороной въезжать в колею, а другой двигаться аккуратно по горбу перекошенным.
Серийная партия ЗАЗ-965 на производстве
Владельцы «горбатого» любили его не только за хорошую маневренность и прочный кузов (за счет только двух дверей), но и за экономичность, а также – простой в ремонте двигатель.
Во время работы над внешним видом этого автомобиля, дизайнеры не придавали особого внимания декоративным деталям или широким набором дополнительных электроприборов, ведь главной целью — было создание бюджетного гражданского «коня». Сам кузов был закрытым, несущим, из цельного метала и на вид «пухленьким». Его передняя часть подчеркивалась двумя складками оригинальной симметричной формы. Их кривые переходы имели достаточно маленькие радиусы, а колесные кромки были немного «оттопыренными». На колесном колпаке было три головки болтов, а задние колеса имели заметный развал. Так как двигатель располагался сзади, багажник был спереди, крышка которого закрывалась изнутри. Передние раздельные сиденья были передвижными и регулируемыми (в зависимости от роста человека), а задний диван вполне комфортабельным. Среди полезных «штучек» следует выделить противосолнечные козырьки, дверные карманы и 12-вольтовое электрооборудование постоянного тока, которое имело 1-проводную систему.
Передняя панель приборов ЗАЗ-965
В салоне Запорожца царил минимализм – за рулевым колесом располагалось несколько контрольных приборов, справа – зажигание, несколько кнопок управления, отопитель и радиоприемник. Лобовое стекло обеспечивало достаточно хорошую обзорность, а боковые стекла имели в передней части форточки-уголки. ЗАЗ-965 был двух дверным, но полноценным 4-х местным автомобилем, длиной всего 3.33 м. Посадка пассажиров на задний диван осуществлялась путем сгибания вперед правого переднего кресла. Днище не имело карданного вала и было идеально ровное, а длина клиренса под задней осью составляла всего 20мм, что в результате и дало Запорожцу отличную проходимость.
Салон автомобиля ЗАЗ-965
Среди недостатков ЗАЗа оставались высокая шумность двигателя и плохая звукоизоляция салона, открытие дверей «в обратную сторону», а также – расположение бензинного бака в передней части, что было очень опасно на случай столкновения. Некоторые обладатели автомобиля негативно высказывались о мощности, которой явно не хватало.
Технические характеристики «Горбатого» ЗАЗа-965
Главной деталью корпуса двигателя был картер, во внутренней перегородке которого была специальная полость для опоры подшипника. Пара подшипников цельные, а сама опора зафиксирована болтом. На стенках картера присутствуют опора для распределительного вала, а сверху картера – 4 отверстия. Они созданы для установки цилиндров, головки которых изготовлены из алюминиевого сплава и имеют охладительные ребра. Выпускных канала четыре (для каждого цилиндра), а впускных – всего два. Под свечи зажигания также предусмотрены отверстия, в которых устанавливаются дополнительно футорки.
Двигатель ЗАЗ-965, расположенный сзади
Четырехступенчатая коробка передач имела два вала и три хода. Одна передача была задней, 2-я и 3-я имели косозубые шестерни, которые были в постоянном сцеплении. Вторая, третья и четвертая передачи имели синхронизаторы, необходимые для бесшумной работы. Так как резкое и быстрое переключение передач могло вывести систему из строя, конструкция рычага позволяла двигаться ему очень сглажено и без рывков. Муфты КП перемещались с помощью трех штоков и вилок. Система охлаждения – это еще одно слабое место «горбатого», ведь система всегда перегревалась в теплое время года, особенно во время длительной езды.
Переднюю подвеску конструкторы позаимствовали у «Жука» от компании Фольксваген. Она представляла собой два торсиона поперечного типа, к которым прикреплялись 4 рычага. К рычагам дополнительно присоединялись кулаки ведущих колес с помощью узла. Задняя подвеска представляла собой два диагональных рычага с полуосями, которые качались. Эта бюджетная и простая по конструкции подвеска делала автомобиль более экономичным, хоть и не очень скоростным. В дальнейшем конструкторы все же избавились от этой конструкции, заменив ее на «косую рычажную» конструкцию, полуоси которой имели свои шарниры.
Технические характеристики ЗАЗ 965
Период производства | 1960-1969 гг. |
---|---|
Цена | 18 тыс. рублей |
Кузов | 2-дверный цельнометаллический седан несущего типа |
Габариты (д/ш/в) | 3330/1395/1450 мм |
Вентиляция | Местная, бессквозняковая, |
Вес с/без нагрузки | 665/965 кг |
Распределение веса, передняя/задняя ось | 42/58% |
Колея передних/задних | 1150/1160 мм |
Дорожный просвет | 175 мм |
Минимальный радиус поворота | 5 м |
Максимальная скорость | 100 км/час |
Двигатель | Бензиновый, V-образный, четырехтактный с четырьмя цилиндрами, карбюраторный, с верхним расположением клапанов и воздушным типом охлаждения |
Вид топлива | А-72 или А-76 (ГОСТ 2084—67) |
Тип цилиндров | Чугунные, раздельные, с ребрами охлаждения |
Диаметр цилиндра | 72 мм |
Рабочий объем цилиндров | 887 см.куб. |
Степень сжатия | 6,5 |
Мощность | 30 л.с. |
Бензобак | 30 л |
Система смазки | Комбинированная (давление и разбрызгивание) |
Карбюратор | Вертикальный, с падающим потоком К-125 |
Сцепление | Однодисковое, сухое, с диаметром диска 1,7 см |
Коробка передач | 4-ступенчатая, 3-ходовая. (2-я, 3-я и 4-я с синхронизаторами) |
Дифференциал | Конический, с 2-мя сателлитами |
Руль | Глобоидальный червяк с двойным роликом |
Тормозная система | Колодочные на все колеса |
Тормозной привод (ножной/ручной) | Гидравлический/тросовой |
Шины | Бескамерные, низкого давления |
Диаметр шин | 13 дюймов |
Подвеска (передняя/задняя) | Независимая, торсионная/независимая, пружинная |
Амортизаторы | Поршневые, гидравлические, 2-стороннего действия и телескопического типа |
Модификации «Горбатого» ЗАЗа-965
ЗАЗ-965АБ – модель для инвалидов с рычагами ручного управления.
ЗАЗ-965АР – автомобиль для инвалидов у которых поврежденная только одна нога и/или одна рука.
ЗАЗ-965С – праворульный фургон с задними филенками из металла и измененной системой охлаждения, предназначенный для сбора почты.
Почтовый фургон ЗАЗ-965С
ЗАЗ-965Э «Ялта» — экспортный седан, импорт которого организовывала компания из Бельгии Scaldia-Volga и финская компания Konela. данная модификация имела хорошую шумоизоляцию, более дорогую отделку салона , а зеркало заднего вида располагалось на боковой части капота.
ЗАЗ-965Э «Ялта» в музее
965 Пикап – модификация без собственного индекса, использовался только внутри завода, а изготавливалась на основе бракованных серийных автомобилей ЗАЗ.
«Запорожец» в индустрии сувенирной продукции и кинематографа
В Советском Союзе несколько предприятий выпускали игрушки ЗАЗа в масштабе 1:43, например полтавская мастерская «ААА», херсонский завод «Киммерия» или калининградский AGD. Кстати, совсем недавно, в 2009 году, белый сувенирный «Запорожец» вышел вместе с научно-познавательным журналом «Автолегенды СССР» (изд. «ДеАгостини»). В 2010 году небольшое предприятие «Наш автопром» пустило в продажу белый и синий экспортный ЗАЗ-965Э (масштаб 1:43). В этом же году Укрпочта выпустила уникальный штемпель с изображением Запорожца, который ставился на конверты только 18.11.2010 года.
Масштабная игрушка ЗАЗ-965 в масштабе 1:43 из журнала Автолегенды СССР №131
ЗАЗ-965 можно наблюдать в таких известных советских фильмах ,как «Королева бензоколонки», «Три плюс два», «Сыщик», «Три рубля», «Акселератка». Кроме того, горбатый «снимался» в мультфильме «Зима в Простоквашино» и «Ну погоди!». Кстати те, кто смотрел фильм «Будьте моим мужем», смогли также узнать «Горбатого», из которого специально для этого фильма сделали кабриолет.
Интересные факты о «Запорожце»
- Одесситы любили называть ЗАЗ-965 «Еврейским танком».
- • Кроме того. в народе были широко распространенные и такие прозвища, как «Запор», «Зазик», Фиат Фольксвагенович, Жужик, Малыш.
- • Устойчивые к раскаленному воздуху воздухозаборники Запорожца, которые были изобретены конструктором Вассерманом, в народе назывались «тёрки Вассермана».
- Запорожец стал последним автомобилем в СССР, двери которого открывались против движения.
- • Отличаясь хорошей проходимостью, «горбатый» обзавелся известной народной шуткой-стишком: «Где иномарка тормознёт, „запор“ на пузе проползёт!».
Источник статьи: http://avtoclassika.com/e/zaz-965-history/