Автомобиле тракторостроение что это

Автомобиле- и тракторостроение

Современные автомобиль и трактор – это сложные комплексы механических, гидравлических, пневматических, электрических и электронных узлов, систем и агрегатов, имеющих свои особенности, входные и выходные параметры, эксплуатационные свойства и, соответственно, конструктор автотракторной техники должен обладать высокой общенаучной, общетехнической и организационно-экономической подготовкой. Особенностью подготовки бакалавров по профилю «Автомобиле- и тракторостроение» является её ориентация на аналитическую деятельность и гибкую адаптацию к изменениям содержания профессиональной деятельности.

Выпускники обладают знаниями:

  • современных конструкций автомобилей, тракторов, тенденций их развития и нормативно-правовых требований к ним
  • владеют методами исследований и испытаний автомобилей в соответствии с Правилами ЕЭК ООН.
  • умеют профессионально пользоваться современными системами автоматизированного проектирования, разрабатывать алгоритмы математических моделей и применять полученные навыки в проектировании автомобилей и тракторов, а также в производственной и научно-исследовательской деятельности.

Сферой профессиональной деятельности бакалавров указанного профиля являются отрасли, производящие автомобили, тракторы, автотракторные прицепы, мотоциклы, а также отрасли, осуществляющие ремонт и эксплуатацию указанной техники. Кроме того, помимо серийно выпускаемых (базовых) транспортных средств, постоянно существует необходимость в разработке специализированных колёсных и гусеничных транспортно-технологических комплексов для различных отраслей, например, мобильных компрессорных установок повышенной проходимости, мобильных установок аэродромного обеспечения полётов авиации, внедорожных транспортных систем для МЧС, армии и т. д.

В рамках данного профиля по выбору студентов возможна подготовка специалистов в сфере автомобильного спорта, участвующих в создании и настройке спортивных автомобилей и организации соревнований, а также в сфере тюнинга (целевого совершенствования ) автомобилей по результатам их стендовых исследований и натурных испытаний.

Выпускаемые специалисты в совершенстве знают конструкцию автомобилей, владеют современными системами автоматизированного проектирования, могут применить свои навыки как для проектирования отдельных агрегатов и систем автомобилей, так и при создании конструкции в целом.

Читайте также:  Мое увлечение это автомобили

Выпускники кафедры не имеют проблем с трудоустройством, возможными местами работы могут быть:

  • конструкторско-технологические бюро предприятий,
  • фирменные и дилерские центры автомобильных и ремонтных заводов,
  • организации автотранспортного комплекса разных форм собственности.

Краткое описание деятельности выпускника:

  • Проектирование, обеспечение ремонта и эксплуатации автомобилей, тракторов, автотракторных прицепов, мотоциклов и их компонентов;
  • Разработка специализированных колесных и гусеничных транспортно-технологических комплексов для различных отраслей с обеспечением требуемой мобильности и повышенной проходимости;
  • Продвижение автотранспорта и консультирование по вопросам его эксплуатации через фирменные и дилерские центры автомобильных и ремонтных заводов;
  • Организация автотранспортного комплекса разных форм собственности.

Создано / Изменено: 27 марта 2015 / 26 июня 2015

Источник статьи: http://mmi.urfu.ru/ru/abiturient/napravlenija-podgotovki-i-obrazovatelnye-programmy/avtomobile-i-traktorostroenie/

Автомобиле- и тракторостроение — среднее профессиональное образование (23.02.02)

Укрупненная группа: Техника и технологии наземного транспорта

Квалификация выпускника: Техник. Специалист по автомобиле- и тракторостроению.

Описание

Будущие специалисты-автомобилестроители изучают материаловедение, техническую механику, основы электроники и микропроцессорной техники. На базе фундаментальных теоретических дисциплин специалисты по автомобиле- и тракторостроению знакомятся с главными составляющими профессиональной деятельности — умением проектировать и использовать в работе детали, узлы, системы тракторов и автомобилей. Во время производственной практики они вырабатывают навык выпуска необходимых деталей, сборки автомобилей и тракторов, учатся организовывать и вести технологические процессы производства деталей различного уровня сложности.

Кем работать

Выпускники специальности могут работать на автотрактростроительных и авторемонтных заводах, а также в составе заводов, производящих сельскохозяйственную технику. Повышение квалификации и стажа может привести специалистов, начинавших с должностей автомеханика, тракториста-машиниста, слесаря-испытателя к карьерному росту до бригадира, начальника участка. Кадры, подготовленные в средних специальных учебных заведениях, незаменимы в отечественном автомобилестроении и производстве сельхозтехники, поскольку в их подготовке сочетается прикладной и глубокий теоретический характер подготовки. Возможно продолжение обучения по аналогичной специальности в техническом вузе.

Источник статьи: http://college.edunetwork.ru/specs/146

190201 Автомобиле- и тракторостроение. Государственный образовательный стандарт

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию УТВЕРЖДАЮ: Заместитель Председателя Госкомвуза России _____________ В.Д.Шадриков «13 » июля 1994 г. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 150100 — Автомобиле- и тpактоpостpоение Вводится в действие с 1 сентября 1994 г. Москва, 1994 г. — 2 — 1. Общая хаpактеpистика специальности 150100 — Автомобиле- и тpактоpостpоение 1.1. Специальность утверждена приказом Государственного ко- митета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.94 г. N 180. 1.2. Квалификация выпускников — инженеp, нормативная дли- тельность освоения программы при очной форме обучения — 5 лет. 1.3. Хаpактеpистика сферы профессиональной деятельности выпускника. 1.3.1. Место специальности в области машиностpоения. Автомобиле- и тракторостроение — область машиностроения, ко- торая включает совокупность средств, приемов, способов и методов, направленных на создание транспортных, тяговых, сельскохозяй- ственных и других мобильных машин. 1.3.2. Объекты пpофессиональной деятельности. Объектами пpофессиональной деятельности инженеpа специаль- ности 150100 Автомобиле- и тpактоpостpоение являются pазличные виды тpанспоpтных и тяговых машин. 1.3.3. Виды пpофессиональной деятельности. Инженер по специальности 150100 — Автомобиле- и тракторост- роение в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: — пpоектно-констpуктоpская; — экспериментально-исследовательская; — производственно-управленческая; — эксплуатационная. — 3 — 2. Тpебования к уpовню подготовки лиц, успешно завеpшивших обучение по пpогpамме инженеpа по специальности 150100 — Автомобиле- и тpактоpостpоение. 2.1. Общие требования к образованности инженера. Инженер отвечает следующим требованиям: — знаком с основными учениями в области гуманитарных и соци- ально-экономических наук, способен научно анализировать социаль- но-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельнос- ти; — знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов; — имеет целостное представление о процессах и явлениях, про- исходящих в неживой и живой природе, понимает возможности совре- менных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профес- сиональных функций; — способен продолжить обучение и вести профессиональную дея- тельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет); — имеет представление о здоровом образе жизни, владеет уме- ниями и навыками физического самосовершенствования; — владеет культурой мышления, знает его общие законы, спосо- бен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты; — умеет организовать свой труд, владеет компьютерными мето- дами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности; — владеет знаниями основ производственных отношений и прин- ципами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов; — умеет использовать методы решения задач на определение оп- тимальных соотношений параметров различных систем; — способен в условиях развития науки и изменяющейся социаль- ной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих воз- можностей, умеет приобретать новые знания, используя современные — 4 — информационные образовательные технологии; — понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной систе- ме знаний; — способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ; — способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук; — готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, зна- ком с методами управления, умеет организовать работу исполните- лей, находить и принимать управленческие решения в условиях раз- личных мнений; — методически и психологически готов к изменению вида и ха- рактера своей профессиональной деятельности, работе над междис- циплинарными проектами. 2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам. 2.2.1. Тpебования по общим гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам. Требования к знаниям и умениям инженера соответствуют Требо- ваниям (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержа- ния и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образо- ванию 18 августа 1993 г. 2.2.2. Тpебования по математическим и общим естественно- научным дисциплинам. Инженер должен: в области математики и информатики: иметь представление: — о математике как особом способе познания мира, общности ее понятий и представлений; — о математическом моделировании; — 5 — — об информации, методах ее хранения, обработки и передачи; знать и уметь использовать: — основные понятия и методы математического анализа, анали- тической геометрии, линейной алгебры, теории функций комплексного переменного, теории вероятностей и математической статистики, дискретной математики; — математические модели простейших систем и процессов в ес- тествознании и технике; — вероятностные модели для конкретных процессов и проводить необходимые расчеты в рамках построенной модели; иметь опыт: — употребления математической символики для выражения коли- чественных и качественных отношений объектов; — исследования моделей с учетом их иерархической структуры и оценкой пределов применимости полученных результатов; — использования основных приемов обработки эксперимен- тальных данных; — аналитического и численного решения алгебраических, обыкновенных дифференциальных уравнений, а так же основных урав- нений математической физики; — программирования и использования возможностей вычислитель- ной техники и программного обеспечения; — использования средств компьютерной графики; в области физики, теоретической механики, химии и экологии: иметь представление: — о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции; — о фундаментальном единстве естественных наук, незавершен- ности естествознания и возможности его дальнейшего развития; — о дискретности и непрерывности в природе; — о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядочен- ности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот; — о динамических и статистических закономерностях в природе; — о вероятности как объективной характеристике природных систем; — об измерениях и их специфичности в различных разделах ес- тествознания; — о фундаментальных константах естествознания; — о принципах симметрии и законах сохранения; — о соотношениях эмпирического и теоретического в познании; — 6 — — о состояниях в природе и их изменениях со временем; — об индивидуальном и коллективном поведении объектов в при- роде; — о времени в естествознании; — об основных химических системах и процессах, реакционной способности веществ; — о методах химической идентификации и определения веществ; — об особенностях биологической формы организации материи, принципах воспроизводства и развития живых систем; — о биосфере и направлении ее эволюции; — о целостности и гомеостазе живых систем; — о взаимодействии организма и среды, сообществе организмов, экосистемах; — об экологических принципах охраны природы и рациональном природопользовании, перспективах создания не разрушающих природу технологий; — о новейших открытиях естествознания, перспективах их ис- пользования для построения технических устройств; — о физическом, химическом и биологическом моделировании; — о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека; знать и уметь использовать: — основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической физики и термодинамики, химических систем, реакционной способнос- ти веществ, химической идентификации, экологии; — методы теоретического и экспериментального исследования в физике, механике, химии, экологии; — уметь оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов естествознания. 2.2.3. Тpебования по общепрофессиональным дисциплинам. Инженеp должен: иметь представление: — о методах анализа и синтеза исполнительных механизмов; — о современных средствах компьютерной графики; — об основных законах и принципах, лежащих в основе работы электротехнических и электронных устройств и электрических машин; — о конструкции и основных характеристиках электротехничес- — 7 — ких устройств; — основных законах гидростатики и гидродинамики; — о системах автоматического управления, в т.ч. с использо- ванием микропроцессорной техники; — о безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социально-политического характера; — о теоретических, организационных и правовых основах безо- пасности жизнедеятельности; — об экономических основах производства и ресурсах предприя- тий; — о принципах и методах менеджмента; — о маркетинге и методах изучения спроса, управления движе- нием товара, закупками и сбытом продукции; — о юридических и законодательных основах финансовых отноше- ний, налогообложения, внешнеэкономических связей, учетной полити- ки предприятий; — о методах технико-экономического анализа и оптимизации ин- женерных решений; — о новых материалах и прогрессивных методах получения заго- товок и обработки деталей; — о технологических методах получения заданных свойств дета- лей; знать и уметь использовать: — методы изображения пространственных объектов на плоских чертежах; — единую систему конструкторской документации; — свойства различных конструкционных материалов, применяемых в машиностроительных конструкциях; — основные положения теории механизмов и машин, сопротивле- ния материалов, деталей машин и подъемно-транспортных машин, мет- рологии, квалиметрии и стандартизации; — методы геометрических, прочностных и жесткостных расчетов в процессе проектирования, модернизации и оценки работоспособнос- ти механизмов и типовых деталей машиностроительных конструкций; — методы расчета деталей машин по критериям работоспособнос- ти и надежности; — методы планирования затрат и эффективного использования ресурсов предприятий; — технологию принятия управленческих решений; — 8 — — модели изучения спроса и управления снабженческо-сбытовой деятельностью; — основы гигиены и производственной санитарии, эргономику труда; — методы защиты работающих от вредных воздействий в условиях производства; — общие законы движения жидкости, методы расчета гидравли- ческих машин и гидроприводов; иметь опыт: — выполнения эскизов и чертежей машиностроительных конструк- ций и их деталей, чтения чертежей общего вида; — измерения и оценки параметров производственного микрокли- мата, уровня запыленности и загазованности, шума и вибрации, ос- вещенности рабочих мест; — проектирования и расчета узлов и деталей машиностроитель- ных конструкций; — расчета гидросистем и выбора рациональных параметров гид- роприводов и гидромашин. 2.2.4. Тpебования по специальным дисциплинам. Инженер должен: знать: — историю автомобиле- и тракторостроения, конструкции совре- менных автомобилей и тракторов и перспективы их развития; — требования, предъявляемые к конструкции автомобилей и тракторов; — требования, предъявляемые к автомобилям и тракторам в раз- личных условиях эксплуатации, а также требования к техническому обслуживанию и ремонту; — влияние различных конструктивных параметров автомобилей и тракторов на их эксплуатационные свойства; — структуру технологического процесса, методы проектирования технологических процессов механической обработки и сборки; — методы получения заготовок и обработки деталей, способы сборки узлов и агрегатов автомобилей и тракторов; — основы автоматизации производства с применением робототех- нических комплексов и гибких производственных систем; — 9 — — рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания, принципы конструирования и расчета основных механизмов; — свойства топлив, масел и специальных жидкостей и их влия- ние на параметры узлов и агрегатов автомобилей и тракторов; — основы автоматизации проектирования машиностроительных конструкций. знать и уметь использовать: — законы взаимодействия автомобиля и трактора с человеком и окружающей средой; — методы расчетов динамических и топливно-экономических по- казателей автомобилей и тракторов; — методы кинематических, силовых и прочностных расчетов уз- лов и агрегатов автомобилей и тракторов; — методы расчета экономической эффективности применения мо- бильных машин; — методы измерения параметров технологических процессов; — современные средства и методы испытаний и исследований ав- томобилей и тракторов; — технические средства автоматики, системы автоматического управления и регулирования, используемые в автомобиле- и тракто- ростроении; — методы проектирования машиностроительных конструкций (в том числе с элементами САПР), обеспечивающие ускорение процесса проектирования и получение эффективных технических решений. иметь опыт: — расчетов динамических и топливно-экономических показателей автомобилей и тракторов; — проектирования, кинематических, силовых и прочностных рас- четов узлов, агрегатов и систем автомобилей и тракторов; — применения современных средств и методов испытаний и исс- ледований автомобилей и тракторов; — планирования и обработки одно- и многофакторного экспери- мента; — применения прикладных пакетов программ для ЭВМ при проек- тировании и исследовании автомобилей и тракторов. Дополнительные требования к специальной подготовке инженера определяются высшим учебным заведением с учетом особенностей спе- циализации. — 10 — 2.3. Минимум содеpжания обpазовательной пpогpаммы для подготовки инженеpа по специальности 150100 — Автомобиле- и тpактоpостpоение —————————————————————— Индекс : Наименование дисциплин и их основные : Всего : pазделы : часов —————————————————————— 1 : 2 : 3 —————————————————————— ГСЭ.00 Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 1800 Перечень дисциплин и их основное содержание со- ответствует Требованиям ( федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Об- щие гуманитарные и социально-экономические дис- циплины», утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 г. ЕН.00 Математические и общие естественнонаучные дисциплины 2060 ЕН.01 Математика: 680 алгебра: основные алгебраические структуры, век- торные пространства и линейные отображения, бу- левы алгебры; геометрия: аналитическая геомет- рия, многомерная евклидова геометрия, дифферен- циальная геометрия кривых и поверхностей, эле- менты топологий; дискретная математика: логичес- кие исчисления, графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, автоматы, комбинаторика; анализ: дифференциальное и интегральное исчисления, эле- менты теории функций и функционального анализа, теория функций комплексного переменного, диффе- ренциальные уравнения; вероятность и статистика: элементарная теория вероятностей, математические — 11 — —————————————————————— 1 : 2 : 3 —————————————————————— основы теории вероятностей, модели случайных процессов, проверка гипотез, принцип максималь- ного правдоподобия, статистические методы обра- ботки экспериментальных данных. ЕН.02 Информатика: 150 понятие информации; общая характеристика процес- сов сбора, передачи, обработки и накопления ин- формации; технические и программные средства ре- ализации информационных процессов; модели реше- ния функциональных и вычислительных задач; алго- ритмизация и программирование; языки программи- рования высокого уровня; базы данных; программ- ное обеспечение и технология программирования; компьютерная графика. Общие естественнонаучные дисциплины 930 ЕН.03 Физика: 450 физические основы механики: понятие состояния в классической механике, уравнения движения, зако- ны сохранения, основы релятивистской механики, принцип относительности в механике, кинематика и динамика твердого тела, жидкостей и газов; электричество и магнетизм: электростатика и маг- нетостатика в вакууме и веществе, уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной фор- ме, материальные уравнения,квазистационарные то- ки, принцип относительности в электродинамике; физика колебаний и волн: гармонический и ангар- монический осциллятор, физический смысл спект- рального разложения, кинематика волновых процес- сов, нормальные моды, интерференция и дифракция волн, элементы Фурье-оптики; квантовая физика: корпускулярно-волновой дуализм, принцип неопре- деленности, квантовые состояния, принцип супер- — 12 — —————————————————————— 1 : 2 : 3 —————————————————————— позиции, квантовые уравнения движения, операторы физических величин, энергетический спектр атомов и молекул, природа химической связи; статисти- ческая физика и термодинамика: три начала термо- динамики, термодинамические функции состояния, фазовые равновесия и фазовые превращения, эле- менты неравновесной термодинамики, классическая и квантовые статистики, кинетические явления, системы заряженных частиц, конденсированное сос- тояние. ЕН.04 Теоретическая механика: 260 аксиомы статики; связи и их реакции; уравнения равновесия; кинематика точки и твердого тела; основы кинематического расчета механизмов; слож- ное движение точки и твердого тела; дифференци- альные уравнения движения материальной точки; динамика твердого тела: основные принципы анали- тической механики, основы теории гироскопов, ди- намические реакции, удар, колебания механических систем. ЕН.05 Химия: 150 классы органических и неорганических соединений: основные понятия и законы неорганической и ор- ганической химии, строение веществ; энергетика, равновесие, кинетика химических процессов: ион- ные процессы в растворах (диссоциация, гидролиз и др.); окислительно-восстановительные реакции; синтез полимеров; химические системы и процессы, коррозия; реакционная способность веществ, их идентификация; химические свойства материалов, применяемых в машиностроении. — 13 — —————————————————————— 1 : 2 : 3 —————————————————————— ЕН.06 Экология: 70 биосфера и человек, глобальные проблемы окружаю- щей среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны приро- ды; основы экономики природопользования; экоза- щитная техника и технологии; основы экологичес- кого права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области окружаю- щей среды. ЕН.07 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли- 300 ваемые вузом (факультетом) ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины 1950 ОПД.01 Начертательная геометрия и инженерная графика: 270 метод прямоугольного проецирования на две и три взаимно перпендикулярные плоскости; проецирова- ние точки, прямой линии и плоскости; отображение их взаимного положения на чертеже; преобразова- ние чертежа; кривые поверхности; аксонометрия; геометрическое черчение; проекционное черчение; резьбы и резьбовые соединения; составление эски- зов и рабочих чертежей деталей; составление чер- тежей сборочных единиц; чтение чертежей сбороч- ных единиц; деталирование; машинная графика; стандарты. ОПД.02 Технология конструкционных материалов: 120 металлургия черных и цветных металлов; произ- водство литых заготовок; способы изготовления отливок в разовых формах; способы формообразова- ния отливок в многократно используемых формах; особенности изготовления отливок из различных сплавов; выбор способа изготовления отливок; — 14 — —————————————————————— 1 : 2 : 3 —————————————————————— производство заготовок пластическим деформирова- нием; формообразование машиностроительных профи- лей; формообразование заготовок ковкой и штам- повкой; выбор способа изготовления заготовок пластическим деформированием; сварка плавлением; сварка давлением; специальные способы сварки; обработка лезвийным инструментом; обработка по- верхности детали абразивным инструментом; элект- рофизическая и электрохимическая обработка; фор- мообразование деталей технологическими методами порошковой металлургии; способы получения неме- таллических материалов; технологические методы получения заданных свойств деталей. ОПД.03 Материаловедение: 100 внутреннее строение металлов; кристаллизация; деформация и разрушение металлов; механические свойства металлов; строение сплавов; влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла; железо и его сплавы; основы теории и технологии термической обработки; конструкцион- ные стали общего назначения; цветные металлы и их сплавы; неметаллические материалы; композици- онные и порошковые материалы. ОПД.04 Сопротивление материалов: 240 внешние и внутренние силы; метод сечений; напря- жения и деформации; растяжение и сжатие прямого бруса; закон Гука; сдвиг; кручение бруса; гео- метрические характеристики сечений; напряжения и деформации при чистом и поперечном изгибах бру- са; условия прочности при изгибе; определение перемещений при изгибе; статически неопределимые системы; напряженное и деформированное состояние в точке нагруженного тела; гипотезы предельных состояний; расчет на прочность при сложном соп- — 15 — —————————————————————— 1 : 2 : 3 —————————————————————— ротивлении; тонкостенные и толстостенные оболоч- ки; косой изгиб; внецентренное растяжение; сов- местное действие изгиба и кручения; прочность при напряжениях, циклически изменяющихся во вре- мени; устойчивость сжатых стержней; продоль- но-поперечный изгиб; динамическая нагрузка; учет сил инерции; удар; коэффициенты динамичности; контактные напряжения. ОПД.05 Теория механизмов и машин: 160 структура механизмов; синтез плоских рычажных механизмов, кинематическое исследование механиз- мов (аналитический и графический методы); сило- вой расчет плоских рычажных механизмов; КПД сис- темы механизмов, соединенных последовательно и параллельно; уравновешивание вращающихся масс; динамическое исследование механизмов; зубчатые передачи — геометрия и кинематика; синтез плане- тарных механизмов; проектирование кулачковых ме- ханизмов. ОПД.06 Гидравлика и гидропривод: 140 основы гидростатики; основные законы кинематики и динамики жидкости; гидродинамическое подобие; ламинарное и турбулентное течения жидкости; местные гидравлические сопротивления; истечение жидкости через отверстия и насадки; гидравличес- кий расчет трубопровода; гидравлические машины; гидродинамические передачи; объемный гидропри- вод. ОПД.07 Взаимозаменяемость, метрология, стандартизация и сертификация: 80 государственная система стандартизации; качество машин и системы управления качеством; система — 16 — —————————————————————— 1 : 2 : 3 —————————————————————— сертификации и защита прав потребителей; взаимо- заменяемость; стандартизация деталей по форме, расположению, волнистости и шероховатости по- верхностей; взаимозаменяемость; стандартизация и контроль типовых соединений (гладких цилиндри- ческих и конических, резьбовых, зубчатых колес и передач, шпоночных и шлицевых); допуски и посад- ки подшипников качения; допуски размеров, входя- щих в размерные цепи; универсальные измеритель- ные инструменты и приборы. ОПД.08 Термодинамика и теплопередача: 80 первое и второе начала термодинамики; основные термодинамические процессы идеальных газов; цик- лы тепловых двигателей; дифференциальные уравне- ния реальных газов; теория теплопроводности; конвективный теплообмен; теплообмен излучением, теплообменные аппараты. ОПД.09 Детали машин: 170 резьбовые соединения; винтовые механизмы; не- разъемные соединения; зубчатые передачи; переда- чи с перекрещивающимися осями валов: червячные, винтовые, гипоидные; цепные передачи; ременные и ременно-зубчатые передачи; бесступенчатые пере- дачи и вариаторы; валы и оси; соединение вал-ступица; подшипники качения и скольжения; муфты приводов; тормоза; общие принципы констру- ирования. ОПД.10 Триботехника: 30 основные понятия трибологии и триботехники; мо- дели трибологических систем, их функциональные характеристики; строение поверхностных слоев твердых тел, их физико-механические характери- — 17 — —————————————————————— 1 : 2 : 3 —————————————————————— стики; макро- и микрогеометрия поверхностей твердых тел; влияние на интенсивность изнашива- ния нагружения, относительной скорости поверхно- стей, температуры зон трения, смазывания; трение несмазанных и смазанных поверхностей; характери- стики изнашивания; методы расчета на износ. ОПД.11 Электротехника и электроника: 170 основы теории электрических цепей постоянного однофазного и трехфазного переменного токов; электроизмерительные приборы; электрические ма- шины постоянного и переменного тока (синхронные и асинхронные); основы электропривода; электро- магнитные устройства и устройства электроавтома- тики; полупроводниковые приборы; типовые узлы и устройства на аналоговых и цифровых микросхемах. ОПД.12 Теория автоматического управления: 40 фундаментальные принципы управления; работа сис- тем автоматического управления; типовые звенья систем автоматического управления, их переходные характеристики; статические и астатические сис- темы; частотные характеристики звеньев и систем; понятия сходимости решения и устойчивости систе- мы; оценки качества систем; экономические и со- циальные целевые функции; теория оптимального управления; автоматические регуляторы. ОПД.13 Экономика промышленности и управление машино- строительным предприятием: 100 экономические основы производства и ресурсы предприятий; планирование затрат и эффективное использование ресурсов; основы финансовых отно- шений, налогообложения, внешнеэкономических свя- зей, учетной политики предприятий; технология — 18 — —————————————————————— 1 : 2 : 3 —————————————————————— принятия управленческих решений; технико-эконо- мический анализ и оптимизация инженерных реше- ний; принципы и методы менеджмента; маркетинг: изучение спроса, управление движением товара, закупками и сбытом продукции. ОПД.14 Безопасность жизнедеятельности: 100 теоретические, организационные и правовые основы безопасности жизнедеятельности; производственная санитария и гигиена; защита работающих от пыли, водяных паров, лучистой энергии, шума, вибрации и пр.; безопасность производственной деятельно- сти в машиностроении; защита окружающей среды — атмосферы, гидросферы, литосферы от производст- венного загрязнения; безопасность жизнедеятель- ности в чрезвычайных ситуациях природного, тех- ногенного, социально-политического характера. ОПД.15 Дисциплины и курсы по выбору студента устанавли- 150 ваемые вузом (факультетом) СД.00 Специальные дисциплины 1744 СД.01 Конструкция автомобилей и тракторов: 270 история автомобиле- и тракторостроения; общие сведения об автомобилях и тракторах; требования, предъявляемые к конструкции автомобилей, трак- торов и их систем; классификация и компоновка; назначение, типы, области применения двигателей; кривошипно-шатунный механизм; механизм газорасп- ределения; система охлаждения; система смазки; система питания бензиновых двигателей; система питания дизелей; системы питания газовых двига- телей; наддув двигателей внутреннего сгорания; — 19 — —————————————————————— 1 : 2 : 3 —————————————————————— пуск двигателей внутреннего сгорания; системы выпуска и вентиляции картерного пространства; роторно-поршневые двигатели; газотурбинные дви- гатели; конструкция автомобилей: трансмиссии, сцепление, коробка передач, карданная передача, ведущий мост, раздаточная коробка, подвеска, ру- левое управление, тормозное управление, рамы, кузова, колеса, шины; конструкция тракторов: муфта сцепления, коробка передач, ведущий мост, соединительные муфты, карданная передача, ходо- вая система колесных и гусеничных тракторов, ру- левое управление, рабочее оборудование, гидрав- лическая навесная система; электрооборудование автомобилей и тракторов: система электростартер- ного пуска, система электроснабжения, система зажигания, системы освещения и световой сигнали- зации, контрольно-измерительные приборы. СД.02 Теория автомобиля и трактора: 100 уравнение движения автомобиля и трактора; тяго- вый баланс; мощностной баланс; динамические и топливно-экономические характеристики; управля- емость автомобиля и трактора; показатели управ- ляемости; устойчивость при криволинейном дви- жении, на подъемах и косогорах; колебания и плавность хода; дифференциальное уравнение дви- жения; тормозная динамика; свойства опорных по- верхностей; теория качения эластичного колеса. СД.03 Конструирование и расчет автомобиля и трактора: 120 нагрузочные режимы: статические и динамические нагрузки, коэффициент динамичности; конструиро- вание и расчет агрегатов трансмиссии: сцепле- ния, коробки передач, раздаточной коробки, гла- вных передач, бортовых передач, карданных валов — 20 — —————————————————————— 1 : 2 : 3 —————————————————————— и шарниров; конструирование и расчет подвесок: определение параметров плавности хода, способы моделирования дорожных условий, прочностной расчет элементов направляющего устройства под- вески; конструирование и расчет систем управле- ния мобильными машинами: тормозное управление, рулевое управление; расчет несущего основания. СД.04 Испытания автомобиля и трактора: 60 виды испытаний автомобилей и тракторов; виды испытаний агрегатов и систем; испытательные по- лигоны; измерительная и регистрирующая аппара- тура; измерение параметров и требования к точ- ности измерений; одно- и многофакторный экспе- римент; обработка результатов испытаний. СД.05 Основы теории и динамики автомобильных и трак- торных двигателей: 100 термодинамические циклы поршневых и комбиниро- ванных двигателей; особенности протекания дейс- твительных циклов; процесс наполнения цилиндров двигателя; процесс сжатия; процесс сгорания в бензиновых и газовых двигателях; смесеобразова- ние и сгорание в дизелях; параметры рабочего те- ла в конце процесса сгорания; процесс расшире- ния, процесс выпуска; индикаторные показатели двигателя; механические потери в двигателях; эф- фективные показатели двигателя; теплоиспользова- ние в двигателях; наддув двигателей; экологичес- кие показатели работы двигателей; особенности работы и подбора двигателей для транспортных средств различного назначения; повышение эффек- тивности работы двигателей; кинематика и динами- ка кривошипно-шатунного механизма; методы урав- новешивания двигателей; неравномерность хода — 21 — —————————————————————— 1 : 2 : 3 —————————————————————— двигателя и расчет маховика; крутильные колеба- ния коленчатого вала; колебания двигателя на подвеске; конструирования и расчет механизмов и систем двигателя; нагруженность и теплонапряжен- ность двигателей внутреннего сгорания. СД.06 Технология автомобиле- и тракторостроения: 150 виды изделий; структура технологического процес- са: операция, позиция, установ, переход, рабочий ход, прием и движение; технические нормы време- ни: штучное время и трудоемкость; точность меха- нической обработки; качество поверхности; виды заготовок и основные методы их получения; при- пуски на механическую обработку; основные методы обработки поверхностей деталей; проектирование технологических процессов механической обработки и сборки; технология производства кузовов и ка- бин автомобилей и тракторов; технологичность конструкций; автоматизация производства на осно- ве робототехнических комплексов и гибких произ- водственных систем. СД.07 Теория автоматических систем автомобиля и трак- 80 тора: автоматическое управление двигателем внутреннего сгорания и механической ступенчатой трансмиссией; принудительное регулирование бесступенчатых пе- редач; регулирование тормозных сил на колесах автомобиля; автоматизация рабочих процессов в подвеске автомобиля; информационные и технологи- ческие основы управления машинно-тракторными аг- регатами (МТА); МТА как объект управления; ис- следование переходных процессов и установившихся динамических ошибок системы автоматического управления МТА; автоматизация управления рабочим — 22 — —————————————————————— 1 : 2 : 3 —————————————————————— оборудованием; системы автоматического вождения; автоматизация контроля, защиты, учета и сигнали- зации; перспективы применения оптимальных и са- монастраивающихся систем для управления МТА. СД.08 Основы САПР в автомобиле- и тракторостроении: 60 теоретические основы САПР; программное и инфор- мационное обеспечение САПР; лингвистическое обеспечение САПР; технические средства САПР; ис- пользование САПР для проектирования автомобиля и трактора; алгоритмизация расчетов основных сис- тем и узлов автомобиля и трактора; существующие пакеты прикладных программ для автоматизации проектирования агрегатов, узлов и деталей; су- ществующие САПР агрегатов; технический состав системы; алгоритмическое и программное обеспече- ние; средства общения пользователя с системой; возможности системы, получаемые результаты, эко- номическая эффективность применения. СД.09 Основы эргономики и дизайна автомобиля и трак- 60 тора: понятие системы «водитель — машина — окружающая среда» и надежности ее функционирования; инже- нерная психология; место дизайна в проектирова- нии автомобилей и тракторов; основные сведения об антропометрических характеристиках; компонов- ка рабочего места водителя; методы разработки форм кузова и кабин; разработка внешних форм ав- томобиля и трактора; интерьер кузовов и кабин; конструктивная безопасность автомобиля и трак- тора; комфортабельность автомобиля и трактора; применение САПР при разработке кузовов и кабин. — 23 — —————————————————————— 1 : 2 : 3 —————————————————————— СД.10 Топлива, масла и специальные жидкости: 40 общие сведения о топливах; основные способы по- лучения моторных топлив; топлива для двигателей с искровым зажиганием; дизельные топлива; газо- образные топлива; смазочные материалы, их назна- чение и способы производства; масла для двигате- лей внутреннего сгорания; изменение свойств мо- торных масел в процессе их работы; трансмиссион- ные масла; смазочные материалы на базе синтети- ческих соединений; пластичные смазочные материа- лы; твердые смазки и самосмазывающиеся материа- лы; охлаждающие жидкости; жидкости для гидравли- ческих и тормозных систем; жидкости для гидрав- лических амортизаторов; экологический и экономи- ческий аспект применения различных видов топлив и смазочных материалов. СД.11 Основы эксплуатации и ремонта автомобилей и тра- кторов: 40 условия эксплуатации автомобилей и тракторов; основные эксплуатационные показатели и способы их расчета; требования, предъявляемые к автомо- билям и тракторам в различных условиях эксплуа- тации; диагностика, техническое обслуживание и ремонт автомобилей и тракторов; технологическое оборудование, применяемое при диагностике, тех- ническом обслуживании и ремонте автомобилей; влияние различных конструктивных параметров ав- томобилей и тракторов на их эксплуатационные свойства. СД.12 Дисциплины специализаций 520 — 24 — —————————————————————— 1 : 2 : 3 —————————————————————— СД.13 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли- ваемые вузом (факультетом) 144 Ф.00 Факультативы 600 Ф.01 Военная подготовка 450 Всего часов теоретического обучения: 8154 П.00 Пpактика 27 недель Срок реализации образовательной программы инженера при очной форме обучения составляет 256 недель, из которых 151 неделя тео- ретического обучения, 16 недель подготовки квалификационной рабо- ты, не менее 35 недель каникул, включая 4 недели последипломного отпуска. Примечания: 1. При разработке образовательно-профессиональной программы подготовки инженера Вуз (факультет) имеет право: 1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного ма- териала для циклов дисциплин — в пределах 5 %,для дисциплин,входя- щих в цикл — в пределах 10% без превышения максимального недельного объема нагрузки студентов и при сохранении содержания, указанного в настоящем документе. 1.2. Устанавливать объем часов по общим гуманитарным и соци- ально-экономическим дисциплинам (кроме иностранного языка и физи- ческой культуры). 1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социаль- но-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических за- нятий, заданий и семинаров по программам, (разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, про- фессиональную специфику, также и научно-исследовательские предпоч- тения преподавателей), обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла. — 25 — 1.4. Устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов общих гуманитарных и социально-экономических, математи- ческих и общих естественнонаучных дисциплин (графа 2) в соответст- вии с профилем специальных дисциплин. 2. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практи- ческие занятия по физической культуре и факультативным дисциплинам. 3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студентом. 4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. 5. Наименование специализаций утверждается учебно-методичес- ким объединением по автотракторному и дорожному образованию, наи- менование дисциплин специализаций и их объем устанавливается выс- шим учебным заведением. Составители: Учебно-методическое объединение по авто- тракторному и дорожному образованию В.В.СЕРЕБРЯКОВ Главное управление образовательно-профес- сиональных программ и технологий Ю.Г. ТАТУР В.Е. САМОДАЕВ Н.С. ГУДИЛИН

Источник статьи: http://eduscan.net/standart/190201

Оцените статью