Охота на «аварийку». Как ухватить историю за хвост
Сегодня у нас очередная публикация из цикла «Тематический споттинг в Беларуси». Расскажем о том, чем могут «зацепить» неприметные на первый взгляд авто аварийных служб.
Кратко напомню для тех, кто, может быть, не в курсе: одним из моих хобби является фотосъемка грузовиков в «естественных условиях обитания», наблюдение за ними и систематизация знаний. Транспорт аварийных служб — один из объектов такого изучения.
Конечно, райское место «охоты» — Москва. Здесь огромное количество аварийных служб и невероятное разнообразие транспорта. Причем весь такой спецтранспорт окрашен в яркую желто-красные цвета. В такой ливрее можно увидеть практически что угодно: от модного внедорожника до старого КрАЗа. А уж вариантов надстроек масса! Бывают даже аварийные цементовозы.
Исторически, еще по советскому ГОСТу, желто-красная окраска полагалась аварийной службе газа. В России и у нас эта окраска для аварийной газовой службы сохранилась по сей день.
Уже по примеру газовой службы еще при СССР начали красить технику, например, аварийной службы электросетей. По крайней мере именно в такой окраске специальные электро-«аварийки» выходили с одного из заводов, их выпускающих. Вот пример такой машины со специфическим кузовом, сделанным в Пензе.
Пензенская городская электросеть и есть то предприятие, которое выпускало аварийные автомобили для всего Советского Союза. В перестроечную эпоху и до начала «нулевых» здесь делали оригинальные машины с кузовами автобусного типа. Такие харизматичные «аварийки» встречались и в Минске. Правда, некоторые из них красили почему-то в серо-голубой.
Отдельная епархия — техника аварийной службы контактных сетей. Спецфургоны с подъемной площадкой на крыше завораживали меня еще в детстве. Помню, как на нашей улице натягивали троллейбусные провода. Это длилось несколько дней, и каждый день я бегал смотреть на те «волшебные» машины. 130-е ЗИЛы такого типа из моего детства давно не видел, а вот ЗИЛ-4331 еще работают в Минске.
Новейшее поступление Минской аварийной службы контактных сетей — среднетоннажные низкорамные МАЗ-4370 с надстройкой made in Ukraine. Делает их Луцкий завод «Коммаш». Поскольку парк такой техники обновляется крайне редко и машин таких нужно совсем немного, перед нами самый настоящий «спецтранспортовый» эксклюзив.
Но эпоха самых интересных «авариек» Минска, к сожалению, уходит. А ведь еще 15 лет назад вполне можно было встретить аварийный. троллейбус! Подобные машины оборудовали в мастерских непосредственно троллейбусных парков.
А сами троллейбусные депо Минска щеголяли друг перед другом интересной, а не унылой и однообразной, как сейчас, окраской как самих троллейбусов, так и обслуживающего спецтранспорта. Вот, например, «аварийка» 4-го троллейбусного депо. И не ленились же красиво и аккуратно раскрашивать!
Ушла и эпоха интересных аварийных машин техпомощи автобусных парков. Их тоже делали на местах, убирая «хвост» у «Икаруса»-«гармошки». Подловить такую на улице для меня считалось настоящей удачей. Несколько вариантов таких «обрезанных» «Икарусов» удалось заснять еще на пленку.
Есть в Минске стандарт окраски, который встречается только здесь и больше нигде. Желто-красный с голубой полосой — так красили свои аварийные машины Минские теплосети.
Отрадно, что традицию сохранили для машин из новых поставок. Такая окраска не ГОСТ, а «инициатива снизу», но хорошая. Этот стандарт вполне можно было принять в качестве общенационального, и тогда бы в Беларуси была некая своя транспортная достопримечательность. Увы, подобная окраска — редкость.
Еще один белорусский город уникальной окраски аварийного транспорта — столица Полесья Пинск. Только здесь аварийные машины красят в желто-зеленые цвета, причем по диагональной схеме. Любопытно, что в Пинске так красят весь коммунальный транспорт. Таким образом, в Беларуси все-таки есть регион с местной уникальной особенностью и привлекательностью для «фотоохоты».
Часто меня спрашивают: «Зачем ты вообще все это фотографируешь, какой смысл?» Возможно, мало кто понимает, но все это — часть нашей истории, которую на официальном уровне не хранят. Кто-то же должен этим заниматься. Мне интересно, нравится. В этом и есть суть споттинга — получать удовольствие от процесса.
Источник статьи: http://www.abw.by/novosti/other/204330