- Техника для вывоза крупногабаритных отходов
- Мусоровозы с бункером
- Крюковые погрузчики
- Мусоровозы с задней загрузкой
- Транспортировка твердых коммунальных отходов: комментарии Минтранса, Минприроды, Роспотребнадзора и судебная практика
- Правила перевозки ТКО
- Требования к автомобилям
- Требования к персоналу
- Пояснения МВД
- Пояснения Минтранса
- Классификация отходов Росприроднадзором
- Нужны ли свидетельства и маркировка?
- Судебная практика
- Перемены к лучшему
- Нормативы ТКО для юридических лиц
- Как правильно составить договор
- Штрафы
Техника для вывоза крупногабаритных отходов
Бетон и кирпич проходят через дробильные установки, картон и макулатура прессуются и вывозятся на перерабатывающие предприятия. Из отходов пластика производится вторичный гранулят, пользующийся высоким спросом на рынке.
Крупногабаритные отходы не случайно вынесены в отдельную категорию. Они не только требуют обращения по особым правилам из-за возможной опасности для окружающих, но и способны повредить современную дорогостоящую технику для транспортировки мусора, не предназначенную для перевозки крупногабаритных и тяжелых предметов.
Другая категория, требующая нестандартного подхода, это производственные отходы, среди которых могут попадаться электронное и электротехническое оборудование, аккумуляторы, автопокрышки, стекло. Более половины всех отходов, которые генерируют обрабатывающие производства, относятся к опасным. Заключение договора с оператором, который установит на площадке для сбора крупногабаритного мусора специальный контейнер или бункер-накопитель, поможет избежать многих проблем, включая штрафные санкции. Наиболее доступным способом вывоза крупногабаритных отходов является использование контейнерных мусоровозов с портальным или крюковым подъемником.
Мусоровозы с бункером
Традиционный мусоровоз с портальным (скиповым) подъемником, предназначенным для подъема и выгрузки контейнера с мусором, оборудован металлической платформой, где закрепляется контейнер на время транспортировки. В мусоровозе с крюковым подъемником для погрузки контейнера на раму шасси используется стрела. Решение о том, какой тип мусоровоза выбрать для конкретной площадки, зависит от множества факторов, включая характер материала, который должен быть утилизирован. В большинстве случаев самым простым будет использование бункеровоза, оборудованного платформой с портальным подъемником.
Одним из самых важных критериев, влияющих на эффективность работы оператора, занимающегося вывозом отходов, является скорость погрузки и выгрузки контейнера. Сокращение рабочего цикла даже на 10–20 секунд принесет хорошую экономию владельцу мусоровоза. Кроме того, большую роль играют безопасность оператора, радиус действия подъемника, устойчивость машины во время выполнения погрузочных операций. При эксплуатации бункеровозов часто возникают проблемные ситуации, связанные с перегрузкой или переполнением бункера, поэтому запас по грузоподъемности никогда не помешает.
Например, компания «Автоcпецехника» (г. Москва) предлагает компактный и маневренный бункеровоз АС-8И на шасси IVECO Eurocargo ML140E22 (колесная формула 4х2; двигатель мощностью 2170 л.с.; максимальная масса – 14 т). Мощное, надежное шасси с надстройкой MBCT-10 от испанской компании Cayvol позволяет перевозить в бункерах емкостью до 8 м 3 крупногабаритный бытовой и строительный мусор на сортировочные станции. Грузоподъемность шасси составляет 9,5 т – это хороший «запас».
Сложность скиповой погрузки связана, как правило, с крайне ограниченным пространством, в котором приходится вести работы, и с необходимостью внимательно следить за быстро меняющимися условиями окружающей обстановки, чтобы избежать аварийных ситуаций.
Полезные опции, которые предлагают некоторые производители, позволят взвесить контейнер с отходами, не останавливая рабочий процесс, синхронизировать или управлять отдельно ходом подъемных гидроцилиндров и аутригеров. Для изготовления бункеров-накопителей используется высокопрочная листовая сталь, а для элементов каркаса для обвязки профиль и уголок. Бункеры должны оснащаться тентовым укрытием или крышкой для вывоза легковесных отходов. Под действием влаги и в тяжелых условиях эксплуатации бункер или контейнер быстро разрушаются. Для продления срока службы их рекомендуется регулярно подкрашивать. Ключом к успешному выбору оборудования для вывоза мусора будет анализ максимального набора опций и последующий выбор компонентов, которые максимизируют полезность оборудования в конкретных рабочих условиях. Стоимость услуг оператора обычно зависит от объема отходов, расстояния от объекта до полигона, а также от периода времени, в течение которого произойдет заполнение бункера.
Набирающая обороты реформа в сфере обращения с отходами вызвала повышение спроса на специальную технику со стороны операторов. Производители не остаются в стороне. Некоторые из них осваивают новые продукты, а другие работают над расширением своих линеек. Так, например, новое направление осваивают специалисты «Галичского автокранового завода», где подготовлен к серийному выпуску бункеровоз с портальным погрузчиком МК7-1-06, смонтированный на компактном 2-осном шасси КАМАЗ-43255. Машина позволяет одновременно перевозить до трех пустых контейнеров объемом 8 м 3 или до четырех контейнеров объемом 6 м 3 . Максимальная масса перевозимых отходов составляет 7 т. В рамках инвестиционного проекта начать выпуск современных бункеровозов планируется также и на Камышинском крановом заводе.
Компания «Луидор-Тюнинг» оснащает шасси ГАЗон NEXT С41R13 портальной надстройкой собственного производства. На новом бункеровозе можно доставлять сразу два бункера, а также выгружать мусор самосвальным методом. В конструкции стрелы и опор использованы современные подшипники скольжения, продлевающие срок службы машины и обеспечивающие низкий уровень шума при работе. Силовая рама надстройки выполнена из высокопрочной стали 09Г2С. Мусоровоз полной массой 8,7 т, грузоподъемностью 3,8 т может обрабатывать бункеры объемом до 8 м 3 . Грузоподъемность портального подъемника составляет 5 т. Цепи, так же как и перемещаемые упоры для фиксации разных контейнеров, можно отрегулировать по длине.
Шести тонн грузоподъемности подъемного оборудования бункеровоза на базе шасси Isuzu ELF с компактной колесной базой более чем достаточно для обработки стандартного контейнера объемом 8 м 3 , рассчитанного на загрузку 5000 кг. На платформе с надстройкой MBCT-6 испанской компании Cayvol можно перевозить сменные бункеры разных типов. Большой клиренс и отсутствие выступающих снизу деталей позволяют бункеровозу перемещаться на труднопроходимых полигонах ТКО.
В скиповом погрузчике Hiab Futura использовано множество инноваций, среди которых модульная конструкция, система дистанционного управления, система динамического взвешивания, интеллектуальное управление стрелой и аутригерами. Безопасность оператора и окружающих обеспечивается с помощью гидравлических боковых упоров, гидравлической блокировки контейнера и точной системы управления со встроенной системой защиты.
Крюковые погрузчики
Стандартный бункер может иметь широкий спектр применения, тем не менее для вывоза некоторых видов отходов или при их большом объеме требуется крюковой погрузчик с контейнером. По сравнению с подъемом бункера с отходами и вывешиванием его на цепях с помощью гидравлики, в крюковых погрузчиках загрузка реализована более эффективно. Чтобы сдвинуть или затянуть контейнер на раму грузового шасси, гидравлическая стрела работает на подъем только одной стороны контейнера. В то время как передняя часть поддерживается с помощью стрелы, задняя часть бункера легко перемещается по поверхности земли на стальных роликах. Таким образом, эта система больше использует скольжение и качение, чем подъем, и поэтому она обеспечивает намного большую грузоподъемность.
Емкие контейнеры подходят для крупных проектов, где необходимо перевозить большие объемы материала: для отходов, образующихся при сносе зданий, а также для промышленного использования, когда необходимо тщательно контролировать расходы. Одна перевозка большого контейнера заменяет несколько рейсов с использованием бункеров традиционных размеров. Задние и боковые двери, входящие в конструкцию, облегчают загрузку с помощью вспомогательных средств. Крюковые погрузчики могут быстро менять навесное оборудование. Вместо контейнера можно установить самосвальный кузов или, например, бетономешалку. Современные крюковые погрузчики поставляются с системами управления различных типов, от пневматического управления до программируемых логических контроллеров.
Линейка крюковых погрузчиков PALFINGER РН, которая производится на российской площадке PALFINGER – заводе «ВЕЛМАШ-С», представлена тремя моделями грузоподъемностью 15, 20 и 26 т. Для 20-тонной модели PALFINGER PH T20Pi подойдет шасси с тремя осями и полной массой более 26 т. Относительно небольшой собственный вес установки позволяет увеличить полезную нагрузку, а телескопическая система погрузчика дает возможность работать со сменными кузовами длиной от 4,5 до 7 м, а также размещать кузова на прицепе. Погрузка кузова занимает 44 секунды, а опрокидывание – 49 секунд. Пневматическая система управления, по мнению производителя, более надежна в российских условиях.
Группа компаний KROMANN (Москва) предлагает большой модельный ряд крюковых погрузчиков различных серий грузоподъемностью от 4 до 32 т на любых шасси с колесными формулами 4х2, 4х4, 6х4, 6х6 и 8х4. Отличной альтернативой мусоровозу является готовое решение от KROMANN – мультилифт на базе КАМАЗ 65115-3094 с установкой KROMANN средней серии ML16S.54.6 с контейнером 32 м 3 . Такой автомобиль позволяет вывозить КГМ из городских кварталов на пересыпку или близлежащие полигоны, при этом соблюдая все требования российского законодательства в части требований по разрешенной полной массе автомобиля и нагрузкам на оси. Приемлемая стоимость крюкового погрузчика и давно испытанная в российских условиях надежность и простота эксплуатации позволяют мультилифту занять достойное место среди мусоровывозящей техники, эксплуатируемой в городских условиях.
Специалисты KROMANN могут также предложить более дешевый вариант с установкой KROMANN итальянского производства – короткобазный мультилифт КАМАЗ 65115-3082 с шарнирно-сочлененной башней ML16A.48(50).6 c контейнером 27 м 3 . Такой мультилифт представляет собой более компактный автомобиль, позволяющий на стесненной территории забирать контейнер практически из-под шасси. Также мультилифт позволяет повысить эффективность своего использования за счет вывоза не только КГМ, но и строительного мусора или других видов отходов. Торговая марка KROMANN уже много лет поставляет на российский рынок готовые решения для транспортировки отходов, при этом высококачественное оборудование доступно российскому потребителю по невысокой цене и в максимально быстрый срок – до одного месяца.
Коммунальная машина «Мультилифт» МК-8561-02 («Мультилифт» МЛ-6) на базе шасси ISUZU с захватом грузоподъемностью 6 т была спроектирована «Ряжским авторемонтным заводом» в ответ на растущий спрос на технику для вывоза твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора в городских районах. Небольшие габариты МК-8561-02 полной массой 8700 кг, а также небольшой радиус движения крюка при погрузке позволяют использовать эту машину в пространстве с высотой, ограниченной 3,5 м. Крюковой механизм позволяет значительно сократить время погрузки и выгрузки контейнера. Кроме вывоза отходов МК-8561-02 может использоваться как самосвал, бортовой автомобиль, фургон или дорожная машина.
Мусоровозы с задней загрузкой
Еще одно из существующих решений для вывоза крупногабаритных отходов – это использование мусоровоза с задней или боковой загрузкой, оборудованного специальным подъемным устройством для разных контейнеров и прессующей плитой, которые позволяют загружать крупногабаритный мусор вместе с обычными отходами. Если в парке оператора есть такие мусоровозы, то можно обойтись и без бункеровозов, хотя вряд ли такой вариант можно считать бюджетным. В качестве примера можно привести продукцию голландской компании GeesinkNorba. Подъемное устройство LWS моделей серии N3 имеет короткий задний свес и очень высокую скорость разгрузки контейнеров. Кузов оборудован дополнительной ленточной лебедкой для подъема больших контейнеров с производственными отходами и встряхивающим устройством для облегчения выгрузки. Мусоровозы серии N3 c подъемником LWS могут использоваться для сбора как бытовых, так и производственных отходов на одном маршруте, что позволяет сократить затраты на использование техники.
Бункеровозы и крюковые погрузчики, выполняющие свою повседневную работу по жесткому графику, являются важным звеном в цепочке обращения с отходами. Задача операторов состоит в том, чтобы организовать этот процесс максимально эффективно и безопасно для окружающих
Источник статьи: http://os1.ru/article/24736-tehnika-dlya-vyvoza-krupnogabaritnyh-othodov
Транспортировка твердых коммунальных отходов: комментарии Минтранса, Минприроды, Роспотребнадзора и судебная практика
10 декабря 2020 г.
Транспортировка твердых коммунальных отходов (ТКО) подразумевает перемещение мусора с помощью транспортных средств от места образования до места его накопления, захоронения и утилизации.
Транспортировать ТКО может не каждый автомобиль. И к персоналу, осуществляющему перевозку, и к транспорту предъявляются строгие требования.
Необходимо наличие определенных документов и создание специальных условий. Эти требования регламентируются ст. 16 закона № 89-ФЗ:
- наличие паспорта ТКО;
- оснащение транспортных средств прессующими механизмами;
- соблюдение требований безопасности.
При транспортировке мусора необходимо исключить возможные его потери пути. Подробные требования изложены в п. 3.19 СанПиН 2.1.7.1322- 03.
Правила перевозки ТКО
Согласно действующему законодательству, отходы бытового происхождения вывозятся на основании договора регионального оператора с клиентом (заказчиком). Вывозить мусор разрешено в промежуток времени с 7:00 до 23:00, что обеспечивает жителям шумовой комфорт. Работники компании, перевозящей мусор, обязаны соблюдать чистоту, и если мусор просыпался из контейнера — должны его убрать. Также они следят за тем, чтобы не было потери отходов на пути следования к полигону или мусороперерабатывающему предприятию.
Если при перевозке требуется перегрузка, она должна быть проведена с соблюдением техники безопасности, ухудшение окружающей среды недопустимо. Контролировать процесс должен водитель транспортного средства. Он не должен допускать перемещения мусоровоза с находящимся в исходном положении кузовом или неуложенной стрелой, с людьми на платформе.
После завершения работ транспортные средства должны быть очищены и возвращены в гараж. О возникших неисправностях водитель обязан немедленно доложить руководству.
Несоблюдение перевозчиком этих правил является нарушением закона, что влечет за собой административное наказание.
Требования к автомобилям
Все виды работ, связанные с погрузкой и перевозкой мусора, должны быть максимально механизированы, а по возможности — еще и герметизированы.
Нельзя вывозить разные типы отходов одним автомобилем. Должны быть отдельные машины для вывоза мусора из торговых и жилых зданий, для специальных отходов, для крупногабаритных, опасных и т. д.
Автомобили также отличаются:
- вместимостью кузова (мини до 10 м. куб., средние — до 26 м. куб. , большегрузные — до 100 м. куб.);
- механизмами загрузки отходов (тип установки зависит от разновидности контейнеров);
- наличием оборудования для прессования мусора и типом его работы (циклический или непрерывный);
- системой выгрузки мусора.
В настоящее время наибольшую популярность получили отечественные автомобили:
- Мусоровоз КО-429. Оборудован надрамником, на который установлен кузов, манипулятором, толкающей плитой, гидросистемой, коробкой отбора мощности. Кузов сзади прикрыт шарнирным бортом. Имеются два гидроцилиндра, которые открывают и закрывают борт. С правой стороны расположен манипулятор, при помощи которого оператор захватывает контейнер и загружает ТКО через отверстие в крыше кузова. После этого контейнер устанавливается на место. А в кузове мусор распределяется специальным ворошителем. Толкающая плита уплотняет отходы и перемещает их к заднему борту. Выгружаются ТКО также при помощи плиты и опрокидывания кузова автомобиля, для чего мусоровоз оборудован телескопическими гидроцилиндрами.
- Мусоровоз КО-427 оснащен гидравлическим манипулятором и специальным опрокидывателем, что дает возможность осуществлять механизированную выгрузку контейнеров различных типов. Грузоподъемность манипулятора 500 кг. Управление процессами осуществляется дистанционно, мусоровоз имеет возможность захватить контейнер, стоящий на значительном удалении слева или справа от кузова. Имеется система прессования отходов.
- Мусоровоз МКЗ-40 «Лидер». по техническому оснащению аналогичен предыдущему, но его возможности расширены универсальным захватом передвижных контейнеров вместимостью 1.1 м. куб. В то время как стандартные мусоровозы оборудованы манипулятором, способным обслуживать стационарные контейнеры вместимостью не более 0,75 м. куб.
- Мусоровозы с задней загрузкой кузова МКГ и МКЗ предназначены для бесконтейнерного сбора мусора. Отходы загружаются в кузов вручную. Разгрузка самосвальная. Автомобиль хорошо зарекомендовал себя при работе в небольших городах и поселках. Ео отличительные особенности — небольшая погрузочная высота (0.8 м) и внушительный суточный объем вывоза ТКО (до 50 м. куб).
Также правительство обязало оснастить все транспортные средства, участвующие в перевозках, системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. К системам тоже предъявляются определенные требования, изложенные уже в другом нормативно-правовом акте.
Требования к персоналу
Лица, допущенные к перевозке ТКО, обязаны иметь документальное подтверждение квалификации.
Документы выдаются по результатам прохождения профобучения. Без них работать с отходами I–IV классов опасности запрещено.
Если предстоит работать с опасными отходами, также необходимо получить лицензию.
Примечательно, что в каждом регионе требования к транспортным средствам трактуются территориальными органами Росприроднадзора неодинаково. Устанавливают эти требования Минтранс и Минприроды РФ. Однако Департамент Росприроднадзора в отдельных случаях требует наличие свидетельства о подготовке водителей машин, перевозящих опасные грузы, разрешение на движение по автомобильным дорогам, свидетельство о допуске автомобиля к перевозке опасных грузов. На этом основании — отказывает в выдаче лицензии, выдает предписания о нарушении закона.
Очевидно, что такие требования являются излишними. Согласно действующему законодательству, понятия “отходы” и “опасные грузы” не тождественны. Таким образом, чтобы считать бытовой мусор опасным грузом, мнения одного должностного лица недостаточно.
Пояснения МВД
В своем письме МВД России дает пояснения гражданам, обратившимся по вопросу необходимости маркировки автомобиля, перевозящего опасные отходы. В тексте указано, что классификация опасности отходов, регламентируемая ст. 4.1 от 24.06.1998 № 89-ФЗ не совпадает с классификацией грузов по ДОПОГ, поэтому предъявлять к автомобилям, перевозящим эти грузы, одинаковые требования, нецелесообразно. ТКО, КГО (крупногабаритные отходы), перевозимые мусоровозами или бункеровозами, не являются опасными грузами, а потому транспорт может не иметь специальной маркировки. Также для них не требуется оформлять какие-либо свидетельства, предусмотренные международным соглашением ДОПОГ.
Правила перевозки ТКО в данном случае аналогичны правилам перевозки обычных грузов. Их необходимо фиксировать, накрывать тентом и т. д.
Однако перевозить опасные грузы под видом отходов I–IV классов опасности строго запрещено.
Пояснения Минтранса
Похожие разъяснения дает и Минтранс, но со ссылкой на другие законы, регламентирующие правила обращения с ТКО.
Перевозка опасных грузов с помощью автотранспорта должна соответствовать требованиям приложений А и В ДОПОГ, содержащих перечисление и характеристики опасных грузов. Также требования части 9 приложения В ДОПОГ касаются конструкции транспортных средств и их допущения к перевозке опасных грузов. Для их перемещения действительно необходимо получать специальный допуск, проводить техосмотр транспортного средства (ТС), получать декларацию о соответствии требованиям ДОПОГ.
Также подразумевается, что водители ТС должны получить специальное свидетельство, разрешающее им перевозить опасные грузы, подтверждающее, что они прошли специальную подготовку.
В зависимости от результатов проведенных тестов, отходы I–IV классов опасности могут быть отнесены к классу, подклассу и-категории ДОПОГ с учетом их вида и степени опасности.
Однако стоит учитывать, что Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» требует определять класс опасности отходов на основании документа, т .е паспорта отходов, а не дифференциации с системой ДОПОГ.
Чтобы отнести класс отходов к опасным или неопасным грузам, их необходимо классифицировать как вещества опасные или безопасные для окружающей среды. Принять данное решение можно только исходя из сведений, содержащихся в паспорте отходов. Документ составляется согласно требованиям Правил проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности.
Учитывая вышеизложенные факты, если отсутствует документальное подтверждение об отнесении ТКО к веществам, опасным для окружающей среды по классификации ДОПОГ, перевозчики не обязаны маркировать транспортные средства специальными знаками. Требования ДОПОГ на мусоровозы в данном случае неприменимы.
Классификация отходов Росприроднадзором
Росприроднадзор ведет свой классификационный каталог отходов, однако он не предусматривает указание опасных свойств этих отходов. Что, собственно, и является камнем преткновения. Единой системы соответствия класса опасности грузов и отходов нет. В законе № 89-ФЗ предусмотрено 5 классов опасности отходов, а ДОПОГ этих классов опасности 9. Поэтому и требования Росприроднадзора в отождествлении этих двух категорий избыточны. Если применять требования ДОПОГ, то только пункты А и В. Каждое перевозимое вещество обязано быть идентифицировано. Для этого и нужен паспорт отходов, который составляется природопользователем на основе свойств мусора и оценки его опасности.
Для отнесения отходов к категории опасных в соответствии с положениями ДОПОГ, необходимо проведение испытаний, предусмотренных требованиями международного соглашения. По результатам испытаний ТКО могут быть отнесены к классу, подклассу и категории ДОПОГ с учетом степени опасности.
Комментируя сложившуюся обстановку, сотрудники центрального аппарата Росприроднадзора направляют организациям разъяснения о необходимости предоставления документов для выдачи лицензии, и вместе с тем — Методические рекомендации по порядку лицензирования деятельности по транспортировке отходов I–IV классов опасности, где сказано, что предоставлять такие документы необязательно.
Нужны ли свидетельства и маркировка?
Как видим, пояснения Минтранса и МВД касательно необходимости маркировки транспортных средств, перевозящих отходы I–IV классов опасности, практически совпадают. Ведомства, опираясь на разные законодательные акты, пришли к единому мнению. Что касается Росприроднадзора, с учетом вышеизложенного, очевидно, что рассмотрение вопросов, связанных с перевозкой опасных отходов, к компетенции этой федеральной службы не относится. Сотрудники Росприроднадзора не вправе запрашивать документы для проверки, а тем более отказывать на этом основании в выдаче лицензии перевозчикам. Более того, отсутствие специальной маркировки на транспортных средствах при перевозке отходов I–V классов опасности, не может рассматриваться как административное правонарушение в области обращения с отходами.
Позицию Минтранса и МВД поддерживают и другие ведомства. Ространснадзор, опираясь на Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, разъясняет, что выдача свидетельств ДОПОГ и специального разрешения автомобилям и водителям — сфера полномочий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а не Росприроднадзора.
Федеральный надзор за безопасностью дорожного движения возложен на Госавтоинспекцию. И это ведомство также подтверждает, что получать свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов или лицензию водителям мусоровозов, имеющим паспорт отходов, не требуется.
При необходимости разъяснения данные природопользователям компетентными органами, могут служить доказательствами в суде. Такая практика прослеживается.
Судебная практика
С учетом вышеизложенных пояснений компетентных органов, понятно, что законодательство не требует наличия у водителя свидетельства о перевозке опасных грузов, если он намерен транспортировать отходы от места сбора до пункта захоронения или переработки.
Необходимо рассмотреть практику судебных решений, чтобы понять, на чьей стороне истина. Могут ли природопользователи успешно отстаивать свои позиции в судебных спорах с федеральным ведомством, в частности — Росприроднадзором.
- Одиннадцатый Арбитражный Апелляционный суд от 30 ноября 2018 года по делу № А72-7453/2018 постановил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Роспотребнадзора по Ульяновской области. Представители ведомства пытались оспорить решение суда первой инстанции, признавшего незаконным отказ в выдаче Обществу лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, оформленный уведомлением.
Говоря простым языком, спорная ситуация сложилась между Обществом и Росприроднадзором, который отказал в выдаче лицензии. Представители Общества обратились в суд и выиграли дело, Роспотребнадзор подал апелляцию — и проиграл. - Аналогичное решение принял Шестнадцатый Арбитражный Апелляционный суд 13 сентября 2018 г. по делу № А63-6699/2018. Жалоба Департамента Росприроднадзора по северо-Кавказскому федеральному округу осталась без удовлетворения. Ранее Ставропольский краевой суд признал недействительными предписания Росприроднадзора, выданные Обществу в отношении несоблюдения действующего законодательства, в частности — отсутствия на транспортных средствах, осуществляющих перевозку отходов, специальной маркировки.
- К такому же решению пришел Арбитражный суд Ставропольского края в вопросе выдачи предписаний Департаментом Росприроднадзором Обществу относительно установки специальных знаков на автомобили, осуществляющие транспортировку мусора.
- Даже в тех ситуациях, когда уже были вынесены постановления о назначении административного наказания Обществам за перевозку ТКО без установленных специальных знаков на автомобилях, суды их отменяли. Такими решениями отметились судебные заседания от 18 июля 2018 года по делам № 7–462/2018 и № 7–461/2018; от 25 июля 2018 г. по делам № 7–521/2018, № 7–520/2018, № 7–519/2018; от 01 августа 2018 г. по делу № 7–484/2018 Ставропольского краевого суда. Административные дела были прекращены, постановления о наказании отменены.
- Тот же Ставропольский краевой суд 31 октября 2018 года по делу № 7–772/2018 постановил оставить без удовлетворения жалобу Департамента Росприроднадзора по факту осуществления Обществом деятельности по перевозке ТКО без специально установленного знака. Таким образом, решение суда первой инстанции осталось неизменным.
Исходя из этих примеров, видно, что судебная практика складывается не в пользу Росприроднадзора. Конечно, споры о необходимости установки специальных знаков на автомобили, нанесение маркировки, выдаче водителям разрешений и лицензий ведутся до сих пор. Так что в скором времени на фоне “Мусорной реформы” стоит ждать поправок в действующие законы, которые внесут ясность в вопрос классификации опасных бытовых отходов и их дифференциации с опасными грузами в соответствии с приложениями ДОПОГ.
Однако избежать ответственности можно не всегда. Если для организаций, занимающихся транспортировкой мусора, еще есть варианты обойти спорные моменты, юридические лица за нарушение новых норм могут получить двойной штраф. Будет оштрафован и руководитель предприятия, и само юридическое лицо. Одно не исключает другого.
Напомним, что с 1 января в стране начали действовать новые законы, проведена так называемая “мусорная реформа”. Она коснулась практически всех аспектов, связанных с отходами — накопление, вывоз, утилизация.
Понятие твердых бытовых отходов (ТБО) в официальной документации заменено аббревиатурой ТКО — твердые коммунальные отходы. Это тот мусор, который образуется жителями домов, юридическими лицами и их сотрудниками.
Перемены к лучшему
Появилось понятие нормативов накопления мусора. И пусть это для каждого региона — свое значение, для его расчета применяется единая формула. При определении тарифа учитываются виды деятельности юридических лиц, сезонность, климатические особенности региона, проводятся опытные измерения. Каждые 5 лет планируется пересматривать показатели.
Теперь весь процесс сбора, вывоза, утилизации ТКО возложен на региональных операторов, выигравших тендеры в своем регионе. Операторы вправе обходиться своими силами или привлекать субподрядчиков. В их обязанности входит поддержание порядка на мусорных полигонах, решение вопросов с захоронением, переработкой отходов, строительством мусороперерабатывающих предприятий.
Нормативы ТКО для юридических лиц
В отличие от физических лиц, юридические вовсе не обязаны заключать с региональным оператором договор о вывозе ТКО. Достаточно обладать участком земли, на котором можно размещать ТКО можно без нарушения закона. При этом важным условием является образование отходов либо на этой же территории, либо на смежной с ней.
При расчете тарифа учитывается собранный объем ТКО, если компания обладает собственной площадкой для накопления, и общий норматив — если размещает мусор на общих контейнерных площадках. Также при расчете оплаты региональный оператор учитывает затраты на топливо, климат местности, класс опасности отходов, необходимость привлечения специальной техники и создания особых условий для утилизации мусора.
Как правильно составить договор
Юридическое лицо в обязательном порядке должно иметь экземпляр договора о вывозе ТКО. Устные договоренности не действуют.
Только документ, в котором перечислены обязанности сторон, указана стоимость услуг, поможет избежать штрафов. Помимо этого, должны быть указаны:
- адреса полигонов, куда будет вывозиться мусор;
- срок действия соглашения;
- сведения о сортировке отходов, ответственных за нее лицах;
- способы разрешения конфликтов;
- периодичность выставления закрывающих документов.
Юридические лица должны предоставить следующие сведения для внесения их в договор:
- Наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, ИНН, почтовый адрес и банковские реквизиты.
- тип мусора, для 1-3 классов опасности необходимо приложить паспорт, содержащий информацию о характеристиках отходов.
- желаемую периодичность вывоза;
- потребность в специальных условиях захоронения отходов;
- сведения о дополнительных услугах.
Если договор подписывается на основании доверенности от юридического лица, необходимо прописать ее полные реквизиты.
Действующее законодательство обязывает организации и предприятия собирать и вывозить отходы, которые образовались в результате их деятельности. Поддержание порядка на прилегающей территории — тоже обязанность юридического лица.
При составлении договора необходимо учитывать правила благоустройства земельных участков, поскольку в каждом регионе они свои.
Важно ответственно подойти к выбору организации, которая будет осуществлять вывоз ТКО, особенно если необходима утилизация отходов 1-3 классов опасности. Если компания вывозит опасные отходы, не имея на то законных прав, предприятие ждут крупные штрафы и даже приостановка деятельности на 90 дней.
Штрафы
Росприроднадзор уполномочен штрафовать организации, и это не будет превышением полномочий как в случае с отказом в выдаче лицензии компании-перевозчику. Если сотрудники Департамента установят, что юридическое лицо не утилизирует отходы должным образом, без санкций не обойтись.
Отсутствие договора на вывоз ТКО может повлечь штраф в размере до 200 тысяч рублей. При этом руководитель дополнительно обязан будет оплатить около 50 тысяч рублей. Если нарушение будет выявлено повторно, предприятие закроют на 90 дней.
Источник статьи: http://torg-koms.ru/novosti/stati/transportirovka-tverdykh-kommunalnykh-otkhodov-kom/