Ректоры подсели на колеса-люкс
Вузы продолжают тратить миллионы на покупку престижных автомобилей
Непосильную, можно сказать, задачу поставили перед собой активисты Российского студенческого союза. Они хотят изменить «барские» замашки некоторых вузовских руководителей передвигаться исключительно на иномарках представительского класса за несколько миллионов рублей.
Нет, если «люксовые колеса» являются частной собственностью высокого начальства — возражать никто не будет. Студенты против, когда дорогие машины покупаются за счет довольно скудных финансовых резервов учебных заведений.
«Заявки на приобретение автомобилей представительского класса от образовательных учреждений на сайте госзакупок — это, можно сказать, уже какое-то повальное явление, — рассказал „СП“ председатель Российского студенческого союзе Артем Хромов. — Часто незаконное, и всегда вопиюще несправедливое. Эти авто студенты уже прозвали „ректормобилями“. И о суммах, которые тратятся на них, мы неоднократно оповещали общественность».
«СП»: — Какие-то примеры конкретные привести можете?
— Вот Дальневосточный федеральный университет в прошлом году купил автомобиль за пять миллионов рублей. Государственный университет кинематографии не пожалел четырех миллионов. Есть и более свежие примеры: руководство 1-го Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова сделало заказ на поставку автомобиля за 2,5 млн руб. Автомобиль должен иметь «автоматический контроль климата, цветной бортмонитор, бортовой компьютер, датчик дождя, систему памяти в автомобиле и ключе».
Заявку на приобретение внедорожника Ford комплектации Explorer Limited Pius стоимостью 2,08 млн. рублей разместил Саратовский техникум железнодорожного транспорта. Амурский гуманитарно-педагогический госуниверситет в середине марта израсходовал 2,208 млн. рублей на покупку Ford Explorer. Но попытаемся эти закупки аннулировать.
«СП»: — Уже удавалось?
— Были случаи. За один только год прошлый мы аннулировали закупки именно дорогих машин почти на 20 млн. рублей. И будем продолжать это делать. Единственная проблема в том, что чаще всего приобретение любых люксовых иномарок руководителями вузов идет, как правило, из внебюджетных средств. То есть законно. Фонды эти формируются за счет коммерческой деятельности, в том числе за счет оплаты студентов контрактной формы обучения за образование. Но иногда пытаются потратить и бюджетные деньги. В этом случае, конечно же, вузы очень оперативно аннулируют свои заявки, когда их удается «спалить» — под уголовной статьей никто ходить не хочет. Но для нас важно, чтобы не только не были совершены противозаконные поступки. Главное — добиться все-таки справедливости. Потому что тратить миллионные средства на комфортное передвижение своей — это просто неуважение к преподавателям и студентам, которые получают мизерные зарплаты и стипендии.
«СП»: — Кому вообще по должности из вузовского руководства положен персональный автомобиль?
— У любого учебного заведения есть свой собственный автопарк, который необходим, чтобы перевозить студентов на различные мероприятия, встречать гостей, которые приезжают на конференции. Но зачастую под вывеской этих официальных дел просто-напросто покупаются люксовые автомобили, которые, конечно же, используются в быту исключительно для руководящего состава учебного заведения. Нет никаких предписаний для ректоров и проректоров о том, что им учебные заведения должны предоставить средства на автомобиль, тем более представительского класса. Бюджет государства не предусматривает такую трату. Хотя, как я уже сказал, есть средства, которые вуз, действительно, может расходовать на различные закупки. На необходимое. Никто с этим не спорит. Это законно. Вопрос — в адекватности запросов и принимаемых решений. Есть ведь и другие статьи для финансирования, более, как нам кажется, важные: «лишние» миллионы, к примеру, можно потратить на ремонт общежитий, социальную поддержку студентов, закупку учебного инвентаря…
«СП»: — На эти нужды как раз денег обычно не хватает…
— В том-то и дело. Мы видим, что жалобы на нехватку финансовых средств, и параллельное приобретение престижных иномарок, дорогой мебели, проведение евроремонтов в кабинетах руководителей, противоречат друг другу. В то же время, многих студентов сейчас волнует новый закон об образовании, в котором законодатели все-таки пролоббировали статью о том, что не будет теперь пределов стоимости проживания в общежитии. То есть, если сейчас эта стоимость составляет не более 5% от стипендии, то скоро руководители учебных заведений смогут ее повысить до нескольких тысяч, что очень серьезно ударит по карману студентов… Даже интересно, насколько повысят плату за общежития вузы, которые закупают дорогие иномарки. Нам кажется, что они в первую очередь воспользуются этой возможностью — это же те самые внебюджетные средства…
По мнению Артема Хромова, необходимо установить общественный контроль над госзакупками в сфере образования и сделать прозрачными бюджеты вузов. Тогда все вопросы отпадут сами собой.
«Многие ректоры, кстати, согласны с тем, что лучше ограничить аппетиты, чем вызывать социальное недовольство, — говорит студенческий лидер. — Они признают: преподаватели, которые получают тысяч пятнадцать и студенты со стипендией в пару тысяч имеют право возмущаться, когда администрация приезжает к учебным заведениям на иномарках за миллионы рублей».
Удаться ли активистам Союза как-то повлиять на аппетиты вузовских бонз? На этот вопрос мы попросили ответить писателя Андрея Рубанова:
— Конечно, если студент идет заниматься в обшарпанную аудиторию и проходит мимо дорогого «мерседеса», на котором ездит ректор, это нехорошо. Студенты имеют полное право самоорганизоваться, пойти к ректору и потребовать, чтобы ситуация была изменена. Коль уж ты ездишь на «мерседесе», то у тебя должны быть деньги и на ремонт, и на учебные пособия, и на своевременную выплату стипендии.
Но если ректор по закону имеет право расходовать деньги по своему усмотрению, то студенты ничего не добьются. Понимаете, если у нас плохие законы, если хитрым образом составлен устав учебного заведения, если ректор чувствует за собой право, то он эти деньги расходует так, как хочет. Если он настолько обнаглел, что покупает себе демонстративно дорогой автомобиль, при этом здание вуза, которым он руководит, разваливается, а за общежитие студенты платят, как за гостиницу, — это безнравственно.
Источник статьи: http://svpressa.ru/society/article/65818/
Компания приобрела автомобиль бизнес-класса для директора: как оформить для целей налогообложения
Компания приобрела автомобиль бизнес-класса для директора по развитию бизнеса. Какие документы следует оформить организации в целях налогообложения прибыли для подтверждения использования директором автомобиля в интересах организации (для производственных и управленческих нужд)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Документами, подтверждающими использование автомобиля для производственных и управленческих нужд организации, могут быть путевые листы, должностная инструкция директора и др.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.
Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.
Стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизационных отчислений, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль равномерно в порядке, предусмотренном статьями 258-259.3, пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ.
Таким образом, расходы, связанные с приобретением автомобиля, списываются в налоговом учете посредством начисления амортизационных отчислений (письмо Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117).
В то же время для признания в целях налогообложения прибыли произведенные организацией расходы в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ должны быть:
1) экономически обоснованы;
2) документально подтверждены;
3) произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то он для целей налогообложения не учитывается (п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ).
В то же время, как указывает Минфин России, расходы налогоплательщика должны соотноситься с характером его деятельности, а не с фактом получения прибыли (смотрите письма Минфина России от 19.12.2011 N 03-03-06/1/833, от 20.09.2011 N 03-03-06/1/578, от 25.08.2010 N 03-03-06/1/565, от 21.04.2010 N 03-03-06/1/279, ФНС России от 21.04.2011 N КЕ-4-3/6494).
Конституционный Суд РФ в своих определениях от 04.06.2007 N 320-О-П и 366-О-П разъяснил основные моменты, связанные с толкованием понятий обоснованности и экономической оправданности расходов и применением норм ст. 252 НК РФ:
расходы оправданы и экономически обоснованы, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель деятельности, а не ее результат;
экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата — целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь сам хозяйствующий субъект, поскольку он осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск. Суды не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиком решений в сфере бизнеса;
все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказывать их необоснованность должны именно налоговые органы.
Вместе с тем Конституционный Суд РФ указал, что нормы, содержащиеся в ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (смотрите также письмо Минфина России от 19.01.2015 N 03-03-06/1/882).
Под документально подтвержденными расходами в соответствии с четвертым абзацем п. 1 ст. 252 НК РФ понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
При этом НК РФ не устанавливает конкретного перечня документов, которые необходимо оформить для подтверждения расходов.
Вами правильно было замечено, что из имеющихся в организации документов должно следовать, что приобретенный автомобиль используется в интересах организации, в служебных, производственных целях, для управленческих нужд. Например, на служебном автомобиле директор по развитию бизнеса может ездить на деловые встречи, переговоры, в госорганы, банк.
По мнению Минфина России и налоговых органов, документом, который подтверждает использование автотранспорта в производственных целях, является путевой лист (письма Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 14.11.2006 N 20-12/100253, от 13.11.2006 N 20-12/100253, от 19.06.2006 N 20-12/54213@).
Заметим, Минфин России в письме от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129 указал на то, что «отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции» (смотрите также постановление АС Московского округа от 08.04.2015 N Ф05-3450/15 по делу N А40-108772/2014).
Таким образом, путевые листы не только обосновывают расходы на ГСМ, но и в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность затрат, связанных с использованием автотранспорта. При этом нетранспортные компании могут разработать форму путевого листа самостоятельно с учетом требований приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее — Приказ N 152), в которой должны быть отражены все обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и оформлять его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца (пункт 10 Приказа N 152, письма Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51, от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129 и др., УФНС по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115253, от 13.10.2009 N 16-15/107268).
В письмах УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007413@, от 31.03.2006 N 18-11/3/25186 отмечено, что помимо путевых листов документами, которые подтверждают использование в производственных (служебных) целях приобретенного автомобиля и его пробег до места назначения и обратно, могут являться договоры с поставщиками (покупателями, заказчиками), акты о показаниях спидометров и т.д.
По нашему мнению, документами, подтверждающими использование автомобиля в интересах организации, в первую очередь, могут быть оформленные должным образом путевые листы и должностная инструкция директора (например, если его работа по роду производственной (служебной) деятельности связана со служебными разъездами в соответствии с должностными обязанностями) и др.
Например, в постановление ФАС Московского округа от 17.08.2009 N КА-А40/7936-09 судами установлено и подтверждается материалами дела, что экономическая целесообразность использования в производственной деятельности служебного автотранспорта (в том числе представительского класса) обусловлена объемной договорной деятельностью и видами деятельности предприятия, которое осуществляет оперативное взаимодействие с отраслевыми диспетчерскими управлениями, службами и профильными центрами, информационно-технологическое взаимодействие с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, издает периодическое печатное издание, отдельные графические и фотографические материалы, оказывает услуги по производству, размещению и распространению рекламы, участвует в специализированных выставках, ярмарках, конференциях, семинарах и конкурсах и т.д. В результате суды сделали вывод об экономической целесообразности понесенных предприятием расходов на содержание и ремонт автотранспортных средств.
Полагаем, организация может использовать также аргументацию, что приобретенный автомобиль бизнес-класса необходим для повышения деловой репутации общества, для статуса компании в глазах партнеров (потребителей, в том числе потенциальных). При этом обосновать свою аргументацию организации лучше в письменном виде в локальном нормативном акте (приказе, распоряжении и т.п.). Также в трудовом договоре (в дополнительном соглашении к нему) лучше оговорить условия предоставления должностному лицу (директору по развитию бизнеса) автомобиля (постановления ФАС Московского округа от 16.12.2009 N КА-А40/14090-09-П, ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2006 N Ф04-5366/2006(25680-А27-15)).
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств за плату;
— Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;
— Энциклопедия решений. Путевой лист;
— Энциклопедия решений. Признание расходов в целях налогообложения прибыли;
— Энциклопедия решений. Документальное подтверждение расходов в целях налогообложения прибыли;
— Энциклопедия решений. Форма соглашения об изменении условий трудового договора и порядок его заключения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Источник статьи: http://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a8/927371.html