Гонки Time Attack глазами новичка: «Не угадал с траекторией — лег на бок»
Какой водитель не любит быстрой езды? Но упражняться в прохождении поворотов на дорогах общего пользования нельзя. Во-первых, небезопасно, во-вторых, проблем с ГАИ не оберешься. Как же тогда проверить свой потенциал и возможности своего «железного коня»? Да, в общем-то, просто — достаточно принять участие в гонках на время Time Attack. Мы сами попробовали и вот что думаем об этом…
Любой мальчишка хоть раз в жизни мечтал оказаться в кресле гонщика. Впрочем, для многих мечты так и остаются мечтами, ведь кажется, что автомобильный спорт — удел богатеев, что для участия в гонках нужны огромные бюджеты. И обычно человек думает про себя: «Я отличный водитель, я бы всех там «порвал», дайте мне только Nissan GT-R!» И тут же добавляет: «Но Nissan GT-R стоит огромных денег, которых у меня нет, поэтому я не буду участвовать в гонках». Замкнутый круг…
Тем не менее автоспорт открыт для всех. Главное — захотеть разглядеть во множестве дисциплин ту, которая подойдет по всем критериям. Одной из таких дисциплин является Time Attack — разновидность шоссейно-кольцевых гонок, в которой автомобили соревнуются не в том, кто кого обгонит, а в том, кто пройдет дистанцию за наименьшее время. Чем-то Time Attack похож на трек-день, но там водитель соревнуется исключительно сам с собой, а в гонках Time Attack его результат записывается в турнирную таблицу рядом с результатами других таких же пилотов. И это, знаете ли, мотивирует лучше всего!
Раньше для участия в Time Attack требовалось очень многое: полная экипировка (шлем, подшлемник, комбинезон, перчатки и соответствующая обувь), всевозможные страховки и недешевая лицензия гонщика. Но с этого года испытать свои силы на настоящем треке может любой желающий — достаточно иметь при себе действующее водительское удостоверение, автомобиль с пройденным техосмотром и недорогую медицинскую страховку (70.000 руб.). Из экипировки для участия в любительском чемпионате достаточно только шлема, штанов и джемпера или куртки с длинными рукавами.
Стоит сразу отметить, что прошедшие в эти выходные соревнования были именно соревнованиями для участников. Отсутствие шоу-программы и достаточно большая удаленность картодрома поселка Октябрьский от столицы делали гонки интересными лишь для настоящих фанатов. Но для участников там было полное раздолье — это был некий гоночный концентрат. Несмотря на наличие около тридцати экипажей в каждой из секций, это была непрекращающаяся гоночная карусель, где перерывы даже не были заметны. Карусель до головокружения. Да, чтобы почувствовать дух Time Attack, туда надо ехать участником. Единственное, что несколько огорчало, — это техническая невозможность узнать свое точное время в процессе тренировки. В итоге участникам приходилось нащупывать оптимальную траекторию, опираясь либо на собственную интуицию, либо на товарищей по команде с секундомерами.
Time Attack — достаточно новый вид спорта для Беларуси. Тем более нова и любительская секция — она проходит второй раз. Наверное, поэтому большую часть участников любительской секции составляли достаточно опытные пилоты на весьма серьезно «заточенных» машинах. Например, Андрей Петрушеня — опытный пилот, за спиной которого картинг. Андрей ездил на белом дизельном VW Golf III, коих в Беларуси тысячи. Но под капотом его автомобиля стояло отлично настроенное «сердце», позволявшее проезжать 402 метра за 14 с лишним секунд. Само собой разумеется, такой автомобиль, управляемый опытным пилотом, показал отличное время (1:47,94), заняв второе место в классе Unlimited.
Или, например, Вячеслав Соколовский, который на своей Honda Civic занял первое место в классе Light. Человек с отличным чувством машины, который хорошо знал истину, что для таких гонок мощность не главное, — под капотом его Honda было всего 90 л.с. Но эти «лошадки» тянули первоклассно «заточенное» шасси и притянули его с результатом 1:44,61 на подиум. Для сравнения: победитель более мощного класса Street показал результат 1:47,16, а победитель профессиональной секции Light — 1:44,44. И это с учетом того, что самый слабый участник профессионального Light имел под капотом 120 л.с.
В общем, лишь отсутствие гоночной лицензии было той тонкой гранью, которая разделяла этих «любителей» и «профессионалов». Хотя надо отметить, что были там и самые обычные автовладельцы, рискнувшие испытать свои силы на самых обычных машинах, таких как BMW 320D, Audi A6, Subaru Forester, Mazda3 и даже самый обычный ВАЗ-2107. Многие из них приехали на соревнования впервые. Кто-то выступил не очень удачно, а кто-то даже занял призовые места, как, например, Егор Немцев на Mazda3 (3-е место в классе Street Pro, 1:45,43) и Виталий Пугачев, легендарный Витамин, который решил испытать свою алую Honda Civic в качестве не только шоу-кара, но и гоночной машины. Витамин стал первым в классе Street, доказав, что аэрография, обвес и спойлер реально прибавляют сил, если за рулем правильный водитель.
Любительская секция отличалась особенным накалом страстей, который приводил иногда не к самым приятным последствиям. Еще в самом начале дня опрокинулся и сошел с дистанции Дмитрий Цыганок на Subaru Forester. Парвизу Мамедову чуть было не пришлось попрощаться с зеркалом от своей Mazda MX-5, которое он обломал о соломенный ретардер, но скотч пришел на помощь. Собственно соломенные ретардеры и стали основной сложностью трассы: боязливые там теряли драгоценные секунды, а смельчаки — части своих машин. Например, Сергей Борисов во время последнего заезда так приложился о стог сена, что не только замял пассажирскую дверь своей «девятки», но и выбил стекло.
Кроме того, любительская секция отличалась и демократичностью. Демократична она была не только в своих требованиях к участникам-«любителям». Заезды проходили «пятерками» с отрывом 10 секунд друг от друга. Но для двух участников было сделано исключение — для самого медленного ВАЗ-2107 вашего покорного слуги, которого нагоняли все, и для самого быстрого Subaru Impreza, который нагонял всех.
Профессиональная секция была другой. Даже машины там были другие. Если в любительской секции Honda Civic задавал тон точно так же, как это делают Nissan GT-R в Unlim 500+, то в профессиональной секции хотя и было преобладание автомобилей марки Honda, но они уже не ощущались такими доминирующими. Пилоты-«профессионалы» проходили трассу гораздо агрессивнее, но при этом аккуратнее: никто не перевернулся, никто не зацепил ретардеры, хотя штрафные очки за сбитые конусы «профессионалы» получали чаще «любителей». Лишь в самом конце, когда нервы пилотов были на пределе, несколько машин вынесло за пределы трассы. Но самим машинам от этого ничего не было. Лишь Ford Mustang Даниила Дроздовича после второго заезда сошел с дистанции по причине того, что одна из задних покрышек превратилась в лохмотья.
Несмотря на общую напряженность гонки, лидеры в классах определились достаточно быстро. Уже в первом заезде класса Light Андрей Шашалевич показал первоклассный результат 1:44,98, который в его классе никто побить не смог, кроме него самого — лучшее время Андрея составило 1:44,44. Довольно напряженной выглядела борьба между двумя похожими, но такими разными Mitsubishi Colt и Honda Civic. Победителем из этой борьбы вышел Colt с отрывом полторы секунды. В классе Street победитель также определился быстро — синяя Honda Civic Si Игоря Раковича раз за разом улучшала собственный результат, но в 4-м и 5-м заездах Игорь сбавил темп. Замыкал класс Street дрифтер и раллист Юрий Сплошной. Его навыки дрифтера, к сожалению, не помогли черному Cooper Clubman проехать быстрее 01:48,79. Кроме того, в классе Street участвовал Сергей Гайко — опытный пилот, знакомый многим, кто следит за белорусским скоростным маневрированием. Его Mazda 626 относилась к классу Light, но, рассчитывая на свое мастерство, Сергей заявился на класс выше. В ходе гонки он показал неплохой результат 01:44,82 — до пьедестала класса Street ему не хватило всего лишь трех сотых секунды. А если бы Сергей ездил в классе Light, то этот результат принес бы ему уверенное 2-е место.
Очень напряженной была борьба в Street Pro. В первом же заезде Павел Трухан на SEAT Leon Cupra задал довольно высокую планку — 01:39,85. И казалось, что его желтая Cupra, созданная инженерами VAG специально для трек-дней, будет непобедима. Но уже во втором заезде вперед вырвался Андрей Барановский. А в третьем заезде в классе определился лидер — им стал Валерий Зуев на Infiniti.
В классе Unlimited победитель определился уже во втором заезде. Игорь Якубович на BMW Z3M проехал дистанцию с результатом 01:36,52 — лучшим результатом всего уик-энда. Правда, в последнем заезде Игорь получил предупреждение за невнимательность — он забыл до конца закрыть капот.
По результатам заездов таблица лидеров выглядела следующим образом:
2-й любительский этап
Класс Light
- Соколовский Вячеслав, Honda Civic — 01:44,61.
- Грунченков Дмитрий, Honda Civic — 01:47,25.
- Телегин Андрей, BMW 320D — 01:48,60.
Класс Street
- Пугачев Виталий, Honda Civic — 01:47,16.
- Мамедов Парвиз, Mazda MX-5 — 01:47,31.
- Годлевский Тимур, Honda Civic — 01:47,53.
Класс Street Pro
- Рудак Михаил, Porsche Cayman — 01:41,52.
- Поляков Иван, Nissan 350Z — 01:44,54.
- Полянский Владимир, Mazda 3 — 01:45,53.
Класс Unlimited
- Кухарчук Денис, Subaru Impreza — 01:41,92.
- Петрушеня Андрей, Volkswagen Golf — 01:47,94.
- Шиманский Никита, Honda Accord — 01:48,76.
3-й профессиональный этап
Класс Light
- Шашалевич Андрей, BMW 3 Compact — 01:44,44.
- Кузнецов Владимир, Toyota Celica — 01:45,90.
- Вихренко Дмитрий, Mitsubishi Colt — 01:48,09.
Класс Street
- Ракович Игорь, Honda Civic Si — 01:40,93.
- Рябцев Виталий, Mazda MX-5 — 01:42,93.
- Грунтов Валерий, Honda Civic — 01:44,79.
Класс Street Pro
- Зуев Валерий, Infinity G35 — 01:38,21.
- Барановский Андрей, Mini JCW — 01:39,14.
- Трухан Павел, Seat Leon Cupra — 01:39,25.
Класс Unlimited
- Якубович Игорь, BMW Z3M — 01:36,52.
- Минкевич Алексей, Mitsubishi Lancer — 01:41,35.
- Ермакович Кирилл, Subaru Impreza — 01:42,08.
Теория кунг-фу
Как я уже писал, участвовать в Time Attack гораздо интереснее, нежели просто наблюдать. Чтобы лучше почувствовать самурайский дух гонок, а это соревнование пришло к нам именно из Японии, нужно попробовать себя как участник. И я попробовал…
Юлий Цезарь говорил: «Пришел, увидел, победил». Но как побеждать без подготовки? Прежде всего нужно было «подковаться» теоретически. Первым делом я посмотрел видео on-board с картодрома Октябрьский, и мне стало жутковато: казалось, что ширина всей трассы — от силы одна полоса. Ну да ладно, а как по ней ехать? Для ответа на этот вопрос пришлось обратиться к книжкам Эрнеста Цыганкова.
Из книжек выходило следующее. Во главе угла у нас будет стоять старая школьная формула «время — это расстояние, деленное на скорость». Время у нас стремится к нулю, значит, нам нужно нарисовать как можно более короткую траекторию, на которой мы наберем максимально большую среднюю скорость. Вроде все просто, но надо помнить, что любая машина тормозит гораздо эффективнее, чем разгоняется, а повороты мешает проходить центробежная сила.
Исповедь проигравшего
Тикают стартовые часы. Три-два-один-ноль… Старт! Старенькие «жигули» проворно раскручивают первую передачу, и в апексе первого поворота я включаю вторую. Трасса в реальности примерно в два раза шире, чем на видео. Это радует. Шпилька. Реальная гонка отличалась от компьютерной в первую очередь тем, что я чувствовал машину всем телом, ощущал, как автомобиль мне сопротивлялся либо потворствовал. Ни одна клавиатура, ни один «навороченный» игровой руль с вибратором не дают такой обратной связи, когда на попытку заправить машину по нужной мне траектории в визге покрышек я отчетливо слышал ответ машины: «Не-е-е-ет, мы поедем вот сюда», а руль сопротивлялся, словно противник по армрестлингу. Поддаюсь машине, распрямляю руль. В ответ автомобиль благодарит меня уверенным разгоном. Еще одна шпилька, но более пологая. Уже зная норов машины, заправляю ее в поворот. Визга покрышек нет, но потерявшее сцепление внутреннее ведущее колесо в апексе начинает безудержно буксовать, отчего машина теряет скорость. Пологая дуга. На тахометре 6000 оборотов, на спидометре 80 км/ч. Но я чувствую, что машина идет медленнее, — слишком много такой нужной мне сейчас тяги уходит на подбуксовывающее внутреннее колесо. Шпилька. Снова дуга. И снова внутреннее, теперь уже левое колесо понапрасну расходует тягу.
Сбоку от меня пролетает рощица, в которую я очень боялся улететь, когда смотрел видео, — на деле она расположена достаточно далеко. Впереди переставка, ретардеры которой изготовлены из стогов сена. Оттормаживаюсь до 40 км/ч. Снова разгон. Узкий поворот на следующий круг, образованный фишками. Оттормаживаюсь, чтобы их не сбить. Первая связка поворотов, которая казалась таким страшным испытанием на видео, пролетается буквально со свистом. Но вот в зеркале появился соперник. Мне стыдно, ведь я ему мешаю. И обидно, потому что наглядно вижу, что я — медленный. Закончился первый тренировочный круг. Знакомые удивляются, как я вообще езжу на старом ВАЗе, и всерьез опасаются, что машина может «сделать уши». Но я не волнуюсь — чувствую, что машина может быстрее, но не могу разгадать как. В возможность переворота я не верю. А через несколько минут на старте происходит заминка — опрокинулся Subaru Forester. Похолодело под ложечкой, ведь у меня примерно такой же высокий центр тяжести, да и кренило меня в поворотах не меньше этого «форика»…
Проигравшие никому не интересны. Отправляясь на гонки на ВАЗе, я не рассчитывал на победу — моей задачей было почувствовать, что ощущает самый обычный водитель на самой обычной неподготовленной машине. Я надеялся на место где-то в серединке или во второй половинке класса. Но в итоге пришел последним. Кроме меня в соседних классах также были парни, впервые участвовавшие в данном соревновании. Они показали время в целом лучше моего: Денис Хоха на дизельной Audi A6, который замыкал класс Street, ехал на 10-15 секунд быстрее меня, Владимир Полянский на Mazda3 MPS смог забраться на 3-е место, а уже упомянутый Витамин вообще взял 1-е место в своем классе на своей «Витаминке». Причем Виталий, как и я, не облегчал машину — в его багажнике был балласт из мощной аудиосистемы. Все, что было сделано с его Honda, — установлена подходящая резина и диски. Ну и койловеры были выкручены «в табуретку», за счет чего машина шла по трассе как влитая.
Почему же проиграл? Чего мне не хватило: мастерства или машины? Попробуем разобраться.
Эх, «жигули»!
В первую очередь я не стал заморачиваться с облегчением автомобиля: как приехал, так и поехал. И не факт, что облегчение ведущей задней оси мне бы помогло, — запаса тяги у мотора хватало. Для сравнения: победитель моего класса был мощнее всего на 20 «лошадей». А вот чего мне реально не хватило, так это более длинной второй передачи — той самой передачи, на которой проходила вся трасса. Ведь само по себе переключение — время: переключение вниз, на первую — потеря скорости и удар по мотору: переключение вверх, на третью — потеря тяги. Удивительно, но возможностей передней подвески мне хватало. Как известно, у «жигулей» нет кастора, из-за чего радиус разворота у них такой же, как у огромного «шестисотого» «мерседеса». Но места для маневра хватало даже в самой острой шпильке. Вот только высокопрофильная резина 175/70 R13 как-то круто подламывалась, и это очень хорошо ощущалось. Самой большой сложностью было то, что дифференциал в каждом повороте перебрасывал тягу на разгруженное внутреннее колесо. Из-за чего оно бесполезно буксовало, а я терял скорость и время. Если бы на машине стоял самоблок — было бы гораздо лучше. Но это уже доработка, а я специально ехал на стоковой машине. Впрочем, можно было бы пойти другим путем: возможно, если положить в багажник мешок картошки, получится загрузить задние колеса. Но тогда надо будет как-то бороться с увеличившейся массой…
Плохому танцору…
Но нельзя во всем винить автомобиль — «жигули» могли поехать лучше, если бы пилот был проворнее или хотя бы их чувствовал. Взять, к примеру, пятый заезд. Ведь мне в нем откровенно повезло — в нем я впервые за всю гонку показал не самое худшее время, причем не только в своем классе! Но повезло мне из-за того, что большинство участников стали делать ошибки: например, мой «коллега по конюшне» на ВАЗ-2109 так приложился о ретардер, что отстал от меня на 15 секунд, хотя до этого стабильно опережал меня на эти же 15 секунд. В пятом заезде я даже смог опередить на 5 с лишним секунд Subaru Impreza из класса Unlimited и приблизиться к результату дизельного Golf. Да и вообще в пятом заезде 8 участников не смогли выйти из двух минут. А мне повезло — зная, что мне ничего не светит, я собрался и смог хотя бы не запороть дистанцию.
Уже потом, во время тренировки «профессионалов», я разговорился с командой на Ford Mustang. Нам было о чем поговорить, ведь у Mustang, как и у меня, стоит неразрезной задний мост. Мне посоветовали в первую очередь подобрать правильную резину и пружины, само собой порекомендовали разобраться с редуктором (вплоть до заварить). Но что удивило — меня отговорили от «мешка картошки», так как помимо загрузки задней оси я получу слишком большое увеличение массы и инерции. А еще несколько удивительным выглядел совет сделать отрицательное схождение передних колес.
Кроме того, Олег Рудакович любезно согласился прокатить меня пассажиром во время тренировки на своем Mustang. Каково же было мое удивление, когда я увидел, что Олег «рисует» траекторию точь-в-точь как ее рисовал я! Но тяжелый Ford реагировал совершенно иначе: там, где «жигули» злились и визжали резиной, Mustang послушно ввинчивался в поворот.
Когда я поинтересовался, в чем дело, мне сказали очень простую вещь: не всегда машине лучше ехать по той траектории, которую нарисовал для нее пилот. Машину надо слушать — она сама подскажет, как лучше ехать трассу. И действительно, я вспомнил, как на выходе из шпилек я пытался доворачивать руль внутрь, но автомобиль сопротивлялся, визжал резиной, буксовал внутренним колесом и терял скорость. Но стоило мне ослабить хват руля, как автомобиль распрямлял траекторию и ускорялся. Вспомнил я и то, что поначалу пытался пройти дуги по наименьшей траектории, по внутренней бровке. Моим врагом становилась центробежная сила — она мешала разгоняться автомобилю и разгружала внутренние колеса. Тогда я попробовал разбить дуги на ломаную линию из прямых связок, ведь на прямой автомобиль уверенно разгонялся двумя колесами. Результат не заставил себя ждать: 02:10,12 против 02:11,80!
Но был еще один фактор, который повлиял на мой результат. Меня сгубила некоторая «дорожная» аккуратность. В гонке тормозить надо резко и как можно позже, а не плавно и заранее, как в повседневной жизни, ведь тормозит машина гораздо лучше, чем разгоняется, а на трассе дорога каждая секунда, пройденная на максимально возможной скорости. Взять, например, заход на второй круг — он был достаточно узкий и образован конусами. Можно было попробовать войти в него быстрее, рискуя сбить (а может, и не сбить) конус и получить (а может, и не получить) 5 секунд штрафа. Но я предпочитал тормозить до безопасной скорости, теряя на этом секунд 7, а может, и больше. Или второй пример — те самые соломенные ретардеры. Когда я ехал в Mustang, мне стало страшно ровно один раз — когда Олег разгонялся вплоть до первого ретардера, затем резко тормозил, и когда казалось, что Ford вот-вот упрется бампером в стог, тут же сделал энергичную переставку. Я же заранее тормозил до 40 км/ч и неспешно проходил переставку. Правильно ли это было? Это лишь показало, что автоспорт — удел смелых. У меня этой смелости не было, зато уехал я с гонок без потерь, в отличие от Сергея, разбившего машину о тот самый стог, или Дмитрия Цыганка, чей автомобиль сошел с дистанции в результате опрокидывания.
Но в любом случае проигрывать неприятно. И когда видишь, что ты единственный, кто не смог выйти из двух минут, становится очень паршиво. Но белорусский Time Attack — это не голливудские фильмы и игры, где проигравших поднимают на смех. Здесь все по-другому. Еще во время гонки ко мне подходили сотрудники ГАИ (а они, как известно, хорошо знакомы с вазовской «классикой») и подбадривали, говоря, что для «жигулей» моя машина неплохо едет. А после гонки, когда участники стояли парадом на городской площади, «хондоводы» сказали по-настоящему самурайскую вещь: «Time Attack — это борьба тебя с твоим же временем. Ты узнал свои силы, понял свои ошибки, сделал выводы о возможностях своего автомобиля — чего ты жалуешься? Не смотри на результаты других — езди для себя и работай над собой».
Пожалуй, так оно и есть. Невозможно узнать, насколько ты хороший водитель, постоянно проезжая 30 км в сутки по давно изученному маршруту. Свое умение, свое чувство автомобиля можно познать только в таких соревнованиях. И это хорошо, что они есть. Я не жалею, что участвовал. Не жалею, что проиграл. Зато я знаю свое время и знаю, над чем мне предстоит поработать!
Источник статьи: http://www.abw.by/novosti/autosport/162720