Автопоезд. Назначение и типы автомобильных поездов
Автомобильным поездом (автопоездом) называется сочлененное транспортное средство, состоящее из автомобиля-тягача и одного или нескольких прицепных звеньев.
Автопоезда по своему назначению разделяются на:
- универсальные;
- специализированные;
- специальные.
Универсальные автопоезда (автопоезда с бортовыми платформами и универсальными фургонами) предназначены для перевозки различных грузов.
Специализированные автопоезда перевозят определенные виды грузов, их звеньями являются самосвалы, панелевозы, цистерны, фургоны-рефрижераторы и др.
Специальные автопоезда используются для перевозки постоянно смонтированного на них оборудования (передвижные электростанции, компрессорные установки и др.).
Автомобильные поезда очень разнообразны по своей конструкции. Их основное различие состоит в характере распределения тяговых усилий и вертикальных нагрузок между тягачом и прицепными звеньями.
По характеру распределения тяговых усилий различают автопоезда с пассивными прицепными звеньями (не имеющими ведущих колес) и активными прицепными звеньями (оборудованными ведущими колесами). Привод ведущих колес прицепных звеньев бывает механический, гидрообъемный и электрический.
Вертикальная нагрузка от собственного веса прицепного звена и веса перевозимого груза может передаваться на колеса прицепного звена полностью или частично. В зависимости от этого звенья соединяются друг с другом через тяговую или опорную связь.
Тяговая связь передает в основном продольные (тяговые и тормозные) усилия. Вертикальная нагрузка на связь возникает от так называемого хоботового давления при одноосном прицепе (рис. а) и от веса деталей дышла при двухосном (и более) прицепном звене (рис. б, в).
Опорная связь передает продольные и вертикальные усилия; последние — от части веса сопрягаемого звена.
По типу связи прицепные звенья автопоездов подразделяются на три основных принципиальных типа: прицеп, полуприцеп и роспуск.
Прицеп — несамоходное ТС, соединяемое с тягачом тягово-сцепным устройством, передающим тяговые и управляющие усилия, которые возникают в результате взаимодействия звеньев автопоезда.
Полуприцеп — несамоходное ТС, соединяемое с тягачом опорно-сцепным устройством, передающим тяговые и управляющие усилия и воспринимающим вертикальные усилия от части веса полуприцепа.
Роспуск несамоходное ТС, соединяемое с тягачом тягово-сцепным устройством, передающим тяговые и управляющие усилия, а также грузом, нагружающим тягач частью своего веса.
В зависимости от применяемого типа связи и числа прицепных звеньев выделяют четыре типа автопоездод; прицепные (см. рис. а—в), седельные (рис. г,д), роспуски (рис. е) и седельно-прицепные (рис. ж).
Прицепные автоподзда состоят из тягача и одного или нескольких прицепов, соединенных тяговой связью. Если тягач прицепного лвтопоезда не несет полезной нагрузки, иногда для увеличения сцепного веса он имеет балластную платформу. Такой тягач называется балластным (см. рис. в).
Седельные автопоезда состоят из седельного тягача и полуприцепа, соединенных опорной связью. Ведущее звено — седельный тягач, как правило, не имеет грузонесущей части. Полупрдцеп передней частью опирается через опорно-сцепное устройство на тягач. Разновидностью седельных автопоездов являются поезда с тягачом типа «верблюд», которые имеют между кабиной и опорно-сцепным устройством бортовую платформу или кузов7фургон (см. рис. д).
Автопоезда-роспуски состоят из тягача и прицепа-роспуска. У этих автопоездов нагрузка от собственного веса прицела полностью передается на опорную поверхность через его колеса, а от груза — через колеса прицепа и тягача. В. этом случае связь между тягачом и прицепом тяговая и опорная, а при отсутствии груза только тяговая.
В состав седельно-прицепных автопоездов входят тягач, полуприцеп и один или несколько прицепов. Между тягачом и полуприцепом связь опорная, а между полуприцепом и прицепом — тяговая.
Автомобильные поезда по сравнению с одиночными автомобилями имеют следующие преимущества:
- меньшая нагрузка на ось при одинаковой грузоподъемности
- повышенная (в 2 раза и более) производительность автопоездов (несмотря на снижение средней технической скорости их движения на 15… 20 %) по сравнению с одиночными автомобилями
- возможность в некоторых случаях получить единый технологический комплекс оборудования (например, агрегат для выполнения каких-либо операций может размещаться на автомобиле, а автономная электростанция для его питания — на прицепе).
Некоторые специальные, особенно длинномерные неделимые грузы можно перевозить только на автопоездах.
Важнейшим для эксплуатации свойством автопоездов является их делимость, которая позволяет применять один тягач поочередно с несколькими прицепными звеньями. В некоторых случаях делимость автопоезда может ускорить погрузочно-разгрузочные работы. Преимущества делимости автопоездов в большей степени проявляются при использовании автопоездов с двумя и более прицепными звеньями.
Наряду с автомобильными поездами существуют поезда, в состав которых входят гусеничные ТС.
Видео: Самый длинный автопоезд
Ответы на вопросы
Что такое автопоезд?
Автопоезд — поезд, состоящий из автомобиля-тягача и прицепа (прицепной автопоезд) или полуприцепа (седельный автопоезд), комбинированное многозвенное транспортное средство.
Что такое автопоезд в ПДД?
Согласно ПДД, автопоезд — это механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами). Под механическим транспортным средством подразумевается транспортное средство, приводимое в движение двигателем.
Какая максимальная разрешенная длина автопоезда?
Без наличия специальных разрешительных документов, максимально возможная длина автомобильного поезда не должна превышать 20 метров.
Источник статьи: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/bez-rubriki/naznachenie-i-tipy-avtomobil-ny-h-poezdov/
Транспорт в строительстве, его особенности. Строительные грузы, их транспортабельность. Виды и классификация транспорта в строительстве
Под транспортом в строительстве понимают перемещение строительных грузов от места их изготовления или добычи до строительной площадки и далее к месту укладки или установки.
Особенностями транспорта в строительстве являются необходимость перемещения значительного количества грузов в сравнительно короткие сроки и на дальние расстояния. Поэтому от правильной организации работы транспорта в строительстве могут в значительной степени зависеть технико-экономические показатели последнего.
К строительным грузам относятся: навалочные (грунты, щебень, гравий, песок и др.); порошкообразные (цемент, известь, гипс и др.); мелкоштучные (кирпич, рулонные материалы и др.); вязкопластичные (растворные и бетонные смеси и др.); жидкообразные; длинномерные и др.
Непременным условием эффективности перевозки грузов является обеспечение их первоначального качества. Поэтому, при выборе транспортных средств и маршрутов перевозок должна учитываться степень транспортабельности данного груза. Транспортабельностью называют способность груза в процессе перевозки сохранять свое первоначальное качество. Так, например, бетонные и растворные смеси при перевозке подвержены расслаиванию, потере пластичности, выплескиванию, а в зимних условиях замораживанию. Поэтому, для их перевозки необходимо использовать специализированный технологический транспорт, например, автобетоносмесители, бетоновозы, растворовозы и др. При этом пребывание транспортных средств в пути должно быть ограничено по времени, исключающим схватывание смесей.
Рис. 2.1 Автобетоновоз
По своему назначению транспорт подразделяют на внешний и внутрипостроечный. К первому относятся перевозки строительных грузов, поступающих на строительную площадку извне, по путям общего пользования, ко второму — перемещения грузов внутри строительной площадки.
Для строительства используются различные виды транспорта: рельсовый (железнодорожный), безрельсовый (автомобильный, тракторный), водный, воздушный, специальный (трубопроводный, канатные подвесные дороги, конвейерный). Водный транспорт наиболее дешевый, однако по условиям размещения строительной площадки не всегда может быть применим.
Железнодорожный транспорт широкой колеи, автомобильный и водный чаще всего используются как внешние виды транспорта для перевозки грузов на значительные расстояния. Автомобильный транспорт получил наибольшее распространение в строительстве, так как обладает рядом достоинств, например, высокой мобильностью и маневренностью, сравнительной простотой управления и др. Воздушный транспорт (вертолеты, самолеты) используются сравнительно редко из-за дороговизны.
Железнодорожный транспорт узкой колеи, автомобильный и тракторный, а также специальные используются как внутрипостроечный транспорт. Трубопроводный транспорт часто используется для перемещения растворных и бетонных смесей с помощью бетононасосов, растворонасосов и пневмонагнетателей.
Рис. 2.2 Автобетононасос
Помимо специализированных видов транспорта (с использованием одного вида транспорта) в строительстве широко применяются смешанные виды транспорта: автомобильно-железнодорожный, железнодорожно-водный и др.
Рельсовый транспорт.
Железнодорожный транспорт может быть широкой и узкой колеи, Первый используется как внешний вид транспорта, второй — как внутрипостроечный.
Рельсовые дороги разделяются на дороги широкой колеи (расстояние между внутренними гранями головок рельсов — 1524 мм) и узкой колеи (750 мм). При большой интенсивности движения устраивают двухпутные дороги, при малой — однопутные. По сроку службы железнодорожные пути бывают постоянные и временные. Последние рассчитываются обычно на период строительства.
Железные дороги состоят из нижнего и верхнего строений. Нижнее строение включает земляное полотно в насыпи или выемке, верхнее — балластный слой, шпалы и рельсы (с креплениями).
Средствами тяги в железнодорожном транспорте являются электровозы, тепловозы и мотовозы.
В качестве прицепных средств используют крытые вагоны, открытые полувагоны и платформы а также вагоны специального назначения. Крытые вагоны предназначены для перевозки извести, теплоизоляционных материалов, изделий и полуфабрикатов, требующих закрытого хранения. Крытые вагоны бывают двух- и четырехосные грузоподъемностью до 60 т. Полувагоны могут иметь различные конструкции: гондола (саморазгружающийся полувагон с открывающимися на дне поворотными люками, позволяющими высыпать груз на обе стороны пути), хоппер (саморазгружающийся полувагон для сыпучих грузов с открытым сверху кузовом в виде бункера с наклонными торцевыми стенками; разгружается через люки, расположенные в днище кузова), думпкар (полувагон с автоматически опрокидывающимся набок кузовом). Грузоподъемность полувагонов до 100 т. Предназначаются для перевозки навалочных и длинномерных грузов. Платформы используются для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих материалов, допускающих, как и полувагоны, открытое хранение. Их грузоподъемность — до 120 т. Трейлеры — многоосные платформы повышенной грузоподъемности. Специальные вагоны используются для перевозки цемента, битума, гидроизоляционных эмульсий и других материалов.
а)
б)
в)
г)
д)
Рис 2.3 Типы вагонов а) вагон-хопёр для перевозки сыпучих материалов; б) крытый вагон для перевозки холоднокатаной стали в рулонных; в) четырёхосный полувагон; г) четырёхосная платформа для перевозки крупногабаритных контейнеров; д) думкар
Прицепными средствами железных дорог узкой колеи являются платформы, полувагоны и крытые вагоны грузоподъемностью до 25 т, а также вагонетки с опрокидывающимися кузовами грузоподъемностью до 8 т.
Безрельсовый транспорт
Автомобильный транспорт является наиболее распространенным, благодаря своим достоинствам (см. выше).
Автомобильные дороги, как и рельсовые, имеют нижнее и верхнее строение. Нижнее строение имеет те же части, что и рельсовые дороги. Верхнее строение состоит из дренирующих подстилающих слоев и дорожных покрытий разного типа (бетон, асфальт, каменная мостовая и др.). Автомобильные дороги бывают постоянные и временные. Временные дороги обычно имеют покрытия из гравия. Щебня или шлака с обработкой или без обработки вяжущим. Целесообразно, особенно при больших грузопотоках, их устраивать их сборных железобетонных плит, которые по окончании строительства могут быть использованы на другом объекте.
В качестве автомобильного транспорта используют одиночные автомобили и автопоезда. К одиночным автомобилям относятся: бортовые грузовые, автосамосвалы и специальные автомобили. Бортовые грузовые автомобили предназначены для перевозки штучных материалов, материалов в упаковке, а также полуфабрикатов, строительных изделий и т.п. Их грузоподъемность — до 30 т, мощность двигателей — до 300 кВт.
Автосамосвалы выпускаются с металлическими кузовами грузоподъемностью до 75 т при мощности двигателей до 700 кВт. Они используются для перевозки навалочных грузов, бетонных и растворных смесей и особенно широко для транспортирования грунта.
Рис. 2.4 Автосамосвал
Специальные автомобили применяют для перевозки сыпучих материалов, требующих закрытого хранения, битумов и жидкостей. Они бывают чаще всего типа цистерн.
Рис 2.5 Автоцементовоз
Автопоезда могут быть двух типов: автопоезд, состоящий из автомобиля-тягача и одного или нескольких не отцепных (в процессе работы) прицепов; автопоезд, состоящий из седельного автомобиля-тягача и нескольких полуприцепов. В последнем случае автомобиль оборудован седельно-поворотным устройством, на которое опирается полуприцеп. При этом, вес груза распределяется на оси автомобиля и полуприцепа. Важным преимуществом таких автопоездов является их компактность и маневренность.
Рис. 2.6 Автопоезд
В зависимости от характера обслуживания различают автотранспорт общетранспортного назначения (грузовые бортовые машины, самосвалы, автопоезда 1 типа) и специализированный (для основных категорий строительных грузов — растворовозы, бетоновозы, автобетоносмесители, цементовозы и др.).
В особую группу специализированного транспорта можно выделить автотранспортные средства для перевозки крупногабаритных железобетонных конструкций. Для этого используют полуприцепы-платформы для перевозки в проектном положении стеновых и других панелей; полуприцепы-фермовозы, полуприцепы-сантехкабиновозы.
Принципы организации работы автомобильного транспорта. Схемы автотранспортных перевозок. Организация работы автотранспорта должна обеспечивать его наиболее экономичное использование. Экономичность работы транспорта зависит от величины грузопотока, характера груза, расстояний перевозок, качества дорог и ряда других технических и организационных факторов.
При выборе вида транспорта основным экономическим показателем является себестоимость перевозки 1 т груза:
(16)
где Сэс = себестоимость эксплуатации транспортных сооружений (временных постоянных дорог) за расчетный период, отнесенная к среднегодовому грузопотоку; Спр — себестоимость погрузочно-разгрузочных работ, отнесенная к одной тонне груза; Сэт — себестоимость эксплуатации транспортных средств, отнесенная к сменному грузопотоку.
Система централизованных перевозок — такая организация работы автотранспорта, при которой последний сосредоточен в крупных специализированных автотранспортных хозяйствах и перевозка массовых грузов (кирпича, цемента, леса и т.п.) ведется по заявкам грузоотправителей с обеспечением экспедиционных работ автотранспортными организациями. При этом расчеты за услуги также производятся в централизованном порядке. Главным преимуществом этой системы является более рациональное использование автотранспорта за счет сокращения холостых пробегов и снижения простоев на погрузочно-разгрузочных операциях.
В строительстве применяют две основные схемы автотранспортных перевозок: маятниковую и челночную. При маятниковой схеме применяются одиночные автомобили и автопоезда 1 типа (с не отцепными звеньями). При этом тягачи неизбежно простаивают у мест загрузки и разгрузки транспортных средств. Эта схема эффективна при наличии приобъектных складов или при массовом строительстве сооружений, состоящих из одинаковых конструктивных элементов.
Рис. 2.7 Графики движения транспортных машин
а – по маятниковой схеме; б – по челночной схеме; 1 – тягача; 2-4 полуприцепов
При челночной схеме один седельный тягач работает последовательно с двумя или более полуприцепами. Наибольшее распространение получила схема работы седельного тягача с тремя полуприцепами, из которых один находится под погрузкой (например, на заводе железобетонных изделий), другой — под разгрузкой на строительной площадке, а третий — в пути с тягачом.
Основные показатели работы автотранспорта. Выбор автотранспортных средств. Определение производительности автотранспорта. Основными показателями работы автотранспорта являются:
1) себестоимость перевозки 1 т груза (16);
2) коэффициент использования по грузоподъемности:
, (18)
где Рф -масса перевезенного груза,т; q- грузоподъемность транспортной единицы, т; п — число рейсов;
3) интенсивность перевозок грузов характеризуется понятиями: грузооборот и грузопоток. Грузооборот -общая интенсивность перевозки грузов (т) со склада на объект или с объекта на объект за определенный промежуток времени. Грузопоток — интенсивность перевозки грузов (т) по определенному участку пути в единицу времени;
4) сменная производительность автотранспортной единицы (одиночного автомобиля или автопоезда):
(19)
где -фактическое количество часов работы транспортной единицы (без учета времени, затрачиваемого на выезд и возвращения в гараж);
-время транспортного цикла, ч; q — грузоподъемность транспортной единицы, т;
коэффициент использования транспортной единицы по грузоподъемности.
Время транспортного цикла при маятниковой схеме, т:
, (20)
где — время разгрузки транспортной единицы, ч;
— время погрузки транспортной единицы, ч;
— время маневрирования транспортной единицы при установке под погрузку и разгрузку, ч; l — расстояние перевозок, км;
-средняя скорость движения автотранспортной единицы, км /ч.
Челночная схема (17) более эффективна, так как позволяет осуществлять перевозки с минимальными затратами времени, при этом простои тягача под погрузкой и разгрузкой исключаются, а имеют место лишь незначительные потери времени (5-7 мин), связанные с прицепкой и отцепкой полуприцепов.
Водный транспорт — наиболее экономичный вид транспорта, однако не всегда применим по условиям расположения строительной площадки.
Воздушный транспорт — наиболее дорогой вид транспорта, применяется редко.
Специальные виды транспорта. Контейнеризация строительных грузов. Механизация погрузочно-разгрузочных работ. Схемы комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ. Техника безопасности при перевозках.
Источник статьи: http://infopedia.su/17xea50.html