Арктика. Иномарки здесь не выживут — правда о настоящих дорогах и автомобилях на Крайнем Севере
Некоторое время назад, в компании хороших знакомых за кружкой крепкого чая, произошел у меня довольно забавный и жаркий разговор.
А тема была интересная — позитивные тенденции в строительстве дорог на территории нашей необъятной страны и скорого будущего в виде электромобилей, Tesla и всего сопутствующего.
Скажу сразу, что дело происходило в Москве и большая часть людей из компании если и путешествовала по России, то только самолетами или бывала на раскрученных туристических локациях.
Послушал я аргументы своих собеседников и рассказал им небольшую историю про то, почему нам не грозит в ближайшем будущем не только нашествие Tesla, электромобилей, электробусов, но и электрогрузовиков.
Дело все в том, что площадь нашей страны 17,1 млн. кв. км., население около 144 млн. человек, а протяженность всей дорожной сети на конец 2016 года ( по данным Росавтодор ) всего 1,66 млн. км , а дорог с твердым покрытием не более 1,16 млн. км (или чуть более 69%), а остальное грейдеры, грунтовые дороги и сезонные зимние («зимники»).
Но самое интересное в другом. Если посмотреть данные Росстата за 2016 год, то Камчатка, Якутия, Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО и Чукотский АО занимают площадь в 5,2 млн. кв. км или почти 35% территории нашей страны. Только вдумайтесь, что 5 регионов страны занимают треть территории РФ.
А плотность покрытия сетью дорог с твердым покрытием (асфальт и грейдер) на трети страны не превышает 15,3 км на 1000 кв. км территории. А проживает на этой территории почти 1,9 млн. человек.
Все очень просто — значительная часть населения из этих 1,9 млн. чел. просто не имеет доступа к круглогодичным автомобильным дорогам с твердым покрытием.
По плотности сети автомобильных дорог мы даже уступаем нашим ближайшим соседям в СНГ.
Тогда закономерен следующий вопрос, а какие же там дороги на этой трети страны в подавляющем большинстве? А вот такие как на всех фотографиях в этой статье.
Такие дороги называются — зимниками.
Зимники — это временные (сезонные) дороги по болотам, рекам, тундре и вечной мерзлоте.
Обычно зимники начинают ставить в ноябре-январе и действуют они до марта-мая в зависимости от широты и региона.
Протяженность некоторых зимников может достигать 1 500-2 000 километров. Один из таких наиболее известных и протяженных зимников в стране — федеральный зимник «Арктика». Это единственная дорога по которой можно попасть на автомобиле в самый восточный регион страны — Чукотку. Действует этот зимник обычно с января по май, но бывают годы, когда он открывается только в марте и тогда это настоящая чрезвычайная ситуация.
Этот зимник берет свое начало на федеральной трассе «Колыма» посредине между Якутском и Магаданом, а заканчивается в арктическом поселке Черский в 80 километрах от Чукотки.
На этом зимнике расстояние между улусами(районными центрами), где есть хоть какие-то признаки цивилизации и заправка по 500-700 километров.
А между улусами нет ничего кроме тайги, тундры и дикой природы. Никакой связи, никаких поселков, никаких кафе, теплых туалетов, людей. Абсолютно ничего.
Представляете в таких условиях эксплуатацию электромобилей или иностранных тягачей и грузовиков? Да здесь даже бензиновым автомобилям крайне сложно и без запаса топлива в канистрах они не выходят на зимник.
Но настоящие опасности в другом. В разгар зимы — это сильнейшие морозы, который порой достигают 60 градусов в районе Верхоянского хребта и хребта Черского, коварные наледи на реках и озерах, а весной добавляются многодневные метели и пурга.
Даже суровая отечественная техника не выдерживает таких условий эксплуатации.
И тогда полевой ремонт происходит в таких суровых условиях. Наши УРАЛы и КАМАЗы водители за годы работы в таких условиях уже научились восстанавливать из подручных запчастей, которые можно достать в каждом поселке чуть ли не за «бутылку водки».
А как быть с иномарками от Volvo, MAN, Iveco, DAF, которые не приспособлены к таким условиям работы?
Как нам рассказывали обычные мужики, работающие по 6-7 месяцев на зимниках Якутии и Чукотки, полноприводные грузовые тягачи Iveco, Volvo, MAN просто не выживают в таких условиях даже одного сезона.
У них разрывает карданы, умирают коробки передач, а дизельные двигатели после заправки из гаражных емкостей глохнут от осадка и примесей в дизельном топливе.
Ждать запчастей приходится неделями и месяцами, стоимость запчастей запредельная, а в конце зимнего сезона, когда вскрываются многочисленные озера, реки и ручьи, приходится преодолевать водные преграды с глубиной брода до 2 — 2,5 метров.
Тут никакие иномарки не выдерживают.
Вот и приходится по — привычке использовать полноприводные КАМАЗы и старые «уставшие» УРАЛы. Многие из них собраны из запчастей «доноров», отслуживших свой срок много лет назад.
Но чаще это бывают доноры из числа утонувших автомашин или перевернувшихся на зимниках. Восстанавливать такие экземпляры не имеет смысла, а на запчасти сойдет.
Фотографии, которыми со мной поделились водители с Чукотки и Якутии и которыми я делюсь с вами, наглядно показывают, какие направления вместо дорог у нас на Крайнем Севере.
И по этим направлениям идет поток грузов в «северный завоз» по многочисленным поселкам и даже городам нашей Арктики.
Везут топливо, оборудование, стройматериалы, продовольствие. Следующий шанс завезти все необходимое будет только летом с открытием речной и морской навигации.
Но в многие поселки даже летом с навигацией не удастся доставить все необходимое, особенно если поселки вдали от судоходных рек или моря.
Один рейс у этих настоящих мужиков может длиться месяц и даже полтора, если они идут в труднодоступное село, а машины ломаются.
Если поломка случается в конце зимы, то бывает, что машины бросают на зимнике до следующего сезона. С наступлением новой зимы возвращаются с запчастями, ремонтируют на месте и едут дальше. Либо разбирают на запчасти.
Тут же представил как будут бросать нежные иномарки или автомобили на электродвигателях.
Можно, конечно, предположить, что в нашей стране стремительно увеличиться скорость строительства дорог с твердым покрытием и тогда наступит новая эра.
Но пока это утопия и мечты. Уже почти 10 лет говорят о том, что начато строительство продолжения федеральной автотрассы «Колыма» на Чукотку с перспективой её доведения до Анадыря.
Но скорость строительства этой дороги настолько ничтожна, что по самым оптимистичным оценкам её доведут до Чукотки не ранее, чем через 30-40 лет. Да и там настолько глухие места и сложный рельеф, что стоимость строительства дороги просто запредельная. А ко многим якутским поселкам скорее всего при нашей жизни круглогодичных дорог не будет никогда. Тот же Депутатский, Батагай, Тикси, Среднеколымск и Зырянка.
Вот такая она правда о настоящих дорогах на Крайнем Севере и настоящих автомобилях, которые там работают и ездят. Нет, иномарки, конечно попадаются, например у Канадских компаний. Но это исключение и в обозримом будущем там так и будут ездить старые, проходимые и неприхотливые УРАЛы да КАМАЗы.
Если вам интересна тема зимних дорог и Арктики, еще несколько моих репортажей на эту тему:
Подписывайтесь на канал, делитесь с друзьями — дальше будет еще интереснее!
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram — присоединяйтесь!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/d1als/arktika-inomarki-zdes-ne-vyjivut-pravda-o-nastoiascih-dorogah-i-avtomobiliah-na-krainem-severe-5e24b0d48f011100ae67cb10
ТОП лучших автомобилей для севера
Раньше на севере машины как-то не особо выбирали, ездили на чем придется. Возле каждого подъезда снег был испещрен дырками от паяльных ламп, в багажнике валялась неизменная лопата, утро любого водителя начиналось с разогрева воды, мостов, картера.
Сегодня дороги более или менее нормальные, их чистят, машины стали доступнее и надежнее, а люди в этих регионах легко могут позволить себе иномарку.
Тем не менее, машина для северного региона должна быть теплой, проходимой, легко заводиться в мороз.
Идеальный вариант для севера — это внедорожники. В период сильных снегопадов даже в крупных городах вроде Салехарда, Ханты-Мансийска и Сургута коммунальщики не справляются с заносами во дворах и на дальних трассах. Плюс — огромные ямы на дорогах весной. А еще на внедорожнике можно съездить на рыбалку и охоту.
Toyota
Это самое популярное и проверенное решение для севера. Тойоты на бензине легко заводятся в холода, пластик выдерживает и морозы за -40. Проходимые, грамотно спроектированные автомобили, надежные и комфортные.
СЛАБЫЕ МЕСТА : ЛКП, помпа, форсунки, рулевая рейка, сальники редуктора, механизм управления блокировками и раздаткой.
Тойота для северян большую часть моделей снабжает механической КПП. Да еще и блокировки дифференциала у многих есть. А это очень важно, когда автомобиль буксует (без риска спалить коробку), и вылазит из снежной ловушки (а летом из торфяной или песчаной колеи).
Mitsubishi
Еще в 90-х, когда на север приехали первые Мицубиси Паджеро, это был неимоверный прорыв в плане комфорта и мощности, особенно на фоне УАЗ-469. Расстояния в ЯНАО и ХМАО немаленькие, попробуй проедь на “козлике” 300 км по разбитой бетонке, а после Паджеро можно было даже сесть за работу. Сегодняшние Mitsubishi не такие, как раньше, но держат марку. К тому же они на порядок дешевле Тойоты.
СЛАБЫЕ МЕСТА : вариатор, нагар в EGR, балансировочный ремень, шумоизоляция, стойки кузова.
В Сибири Паджеро, Аутлэндер и Л200 – на пике популярности. Эти машины покупают даже предприятия, они выдерживают коммерческую эксплуатацию. Вот только, если брать б/у, можно крепко встрять на деньги, особенно, если кроссовер или пикап поменял многих хозяев. Кроме того, при покупке нового авто российской сборки нужно быть готовым к некоторым огрехам конструкции.
Nissan
Третья по популярности марка японских авто для северных территорий. Ниссан Патрол первых партий, которые завозились на север после перестройки, до сих пор встречаются на дорогах. Очень живучие машины, многие покупают даже дизельные и умудряются на них ездить, но все-таки для морозов лучше бензин.
СЛАБЫЕ МЕСТА: CVT, покрытие кузова, выпускной коллектор, расход бензина, раздатка, ГУР.
До -30 большая часть Nissan легко заводится, некоторым нужно произвести некоторую манипуляцию педалью газа. И еще — дает о себе знать российская сборка. По отзывам даже на Мурано владельцы протягивают подвеску.
УАЗ и НИВА
Сегодня люди обленились, не хотят чинить машины сами. Но на севере наибольшую свободу дают именно Нива и УАЗ. Можно греть лампой. Можно подкрашивать из баллончика. Запчастей навалом. Психологическая проходимость отменная – не страшно поцарапать о ветки. Весь ремонт изучен вдоль и поперек.
СЛАБЫЕ МЕСТА: расход топлива, качество сборки, качество запчастей, необходимость постоянного мелкого ремонта, недостаток мощности.
Это лучшие машины для севера до 1 миллиона рублей в условиях российских реалий, но только при условии, что владелец сам занимается доводкой узлов и агрегатов. Тот же УАЗ сразу после покупки нуждается в обработке кузова, переделке проводки, есть много мелких недочетов вроде сквозных дыр в днище и замков, открываемых пальцем. Лада-Нива качеством получше, но тоже не обойтись без доработок. Кому-то это в удовольствие, кому-то – в наказание.
Это был ТОП самых популярных автомобилей для эксплуатации на севере. Пишите в комментариях свое мнение о том, какая машина для севера наиболее приемлемая.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5cdb52ae1fe8c300b262baf2/top-luchshih-avtomobilei-dlia-severa-5d0de23bddbc2700af117fc7
5 лучших вездеходов для Крайнего Севера
За Полярным кругом своя жизнь и свои суровые условия, для которых нужны особые автомобили. Здесь нет асфальта и дорог как таковых — в холодное время года это, в основном, укатанные зимники, летом же — топкая и оттаявшая грязь тундры. Немногие обычные внедорожники могут здесь выжить, а для того, чтобы перевозить людей и грузы круглый год, приходится выдумывать особо проходимые транспортные средства. Вспомним самых заслуженных тружеников Севера в нашем обзоре.
Трекол и Ямал
Начнем с самых простых колесных вездеходов, базирующихся на серийных компонентах джипов УАЗ. Так, «Трекол» представляет из себя обычный «Хантер» на огромных колесах низкого давления. Машина отлично едет по грязи и снегу, но на укатанных зимниках в салоне не слишком комфортно. Шасси очень тряское из-за ужасно пружинящих огромных колес — благодаря системе подкачки шин через ступицы можно спустить давление ради большего комфорта. Но тогда от мороза и нагрузки будут трескаться боковины дорогих шин. Также из-за размера «обуви» часто лопаются диски и полуоси, да и хантеровский мотор слабоват для тяжелой машины. Есть еще один вездеход под именем «Ямал» — это усовершенствованный «Патриот» на таких же колесах. Он существует в 4-х и 6-колесном исполнени, имеет более тяговитый мотор и автономную отопительную систему. Да и в целом конструкция «Ямала» более продуманная и надежная, хоть и стоит такой джип ощутимо дороже «Трекола».
Формально это бортовая или пассажирская «Газель», поставленная на гусеничную тягу и полюбившаяся геологам, нефтянникам и прочим энергетикам Крайнего Севера. Благодаря гусеница «Бобр» отлично едет по любой поверхности и к тому же рассчитан на работу при температурах до -50 градусов. Под капотом такого авто 2,8-литровый дизель Cummins на 130 лошадиных сил, разгоняющий «Бобра» до 65 км/ч на суше. Кроме того, вездеход не зря получил свое имя — он также умеет и плавать! Используя свои гусеницы, на воде он может развивать до 6 км/ч, перевозя по 3–4 человека. Минусом машины можно назвать ее небольшую грузоподемность и малое количество пассажирских мест. К тому же, «Бобр» стоит еще дороже «Трекола» — 2,2 миллиона рублей против 1,5 миллионов у первого участника нашей подборки.
Гость из далекой Швеции нередко встречается за Полярным кругом. Это еще более экзотичное транспортное средство, представляющее собой две спаренные гусеничные «кубышки». Машину начали проектировать еще в 1974 году для нужд шведской армии в качестве сочлененного с прицепом вездехода. В результате получилась нереально проходимая штука, которая может взять на борт до 2,5 тонн груза. Однако есть и минусы — во-первых, «Лось» не такой вместительный, как бы хотелось полярникам. Во-вторых, сочлененная трансмиссия весьма сложна в ремонте, хоть и ломается вездеход в разы меньше отечественных конкурентов. Да и цена импортного «проходимца» оставляет впечатление космической — все благодаря зарубежным комплектующим. Это дизель Mercedes-Benz на 3 литра и 136 сил, а также 5-ступенчатый «автомат» и 2-скоростная раздатка.
ГАЗ-34039
Советский ветеран, выпускавшийся аж с 1985 года и по-прежнему находящийся на слжбе полярников. Это уже полноценный гусеничный вездеход, больше напоминающий бронетранспортер. В движение этого монстра приводит 4-цилиндровый мотор на 110 «лошадей» в паре с 5-ступенчатой мехнической коробкой. Мотор оборудован системой предпускового подогрева, а коробка имеет пониженную передачу. Все это позволяет ГАЗу отлично чувствовать себя на снегу, грязи и в условиях топкой весенней тундры. Неприхотливый дизель легко переваривает любую солярку, а автономная система отопления прогревает большой салон. К слову, рассчитан он вплоть до 10 человек, кроме того, внутри можно оборудовать 4 спальных места. Из минусов можно отметить крайнюю медлительность этого вездехода и солидный возраст сохранившихся экземпляров.
Многоцелевой тягач легкий бронированный — именно так расшифровывается название, пожалуй, самого удачного вездехода Крайнего Севера. Машина принята на вооружение армии еще в 1964 году, но потом быстро нашла применение и у гражданских. Этот «жучок» на гусеничной тяге отлично плавает, форсирует болота и крутые подъемы, а также может взять на борт до 11 человек. Дизельный V8 развивает 240 лошадиных сил и почти 900 Нм крутящего момента, что позволяет разгонять далеко не легкий вездеход до 60–80 км/ч. Расход топлива при этом может доходить до 90 литров на 100 километров, однако с учетом огромных баков запас ход вплотную приближается к 500 километрам. Из минусов можно отметить неудачно расположенную лебедку, чей трос при обрыве прилетает прямо в лобовое стекло, и необходимость закупоривать сливные отверстия при форсировании бродов.
Источник статьи: http://www.32cars.ru/reviews/date-15-11-2018/5-vezdehodov-dlya-kraynego-severa-o-kotoryh-vy-ne-znali