- Пожарный автомобиль порошкового тушения
- Модели пожарных автомобилей порошкового тушения
- См. также
- Примечания
- Смотреть что такое «Пожарный автомобиль порошкового тушения» в других словарях:
- Пожарные автомобили целевого применения
- Типы автомобилей целевого назначения
- Аэродромные автомобили
- Машины порошкового тушения
- Автомобили пенного тушения
- Автомобили комбинированного тушения
- Автомобили газового тушения
- Автомобили газоводяного тушения
- Автонасосные станции
- Пеноподъемники
Пожарный автомобиль порошкового тушения
Пожарный автомобиль порошкового тушения — пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара. [1]
Пожарные автомобили порошкового тушения предназначен для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной, газовой и нефтегазоперерабатывающей промышленности, электрических подстанциях и аэропортах. [2]
Основой пожарного автомобиля является установка порошкового тушения, смонтированная на стандартном шасси грузового автомобиля, которая состоит из следующих составных частей: емкости для порошка, источника сжатого газа, системы соединяющих трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры, лафетных и ручных стволов, контрольных приборов. На российских и советских автомобилях порошкового тушения источником сжатого газа являются, как правило, воздушные баллоны. [3] В качестве рабочего газа для применяются находящиеся под давлением 150—200 ати азот или воздух, обеспечивающие стабильное рабочее давление при любых колебаниях температуры. Углекислоту применять не рекомендуется, так как при выходе из баллона она может образовать снегообразную массу, создавая пробки. В присутствии щелочных металлов при температуре 700—800° С углекислота разлагается и вступает с ними в реакцию. [4] :164
Резервуары малой емкости устанавливаются на автомобилях вертикально, а резервуары большой емкости — горизонтально или на клонно под углом 6—10°. Резервуары наполняются порошком на 90—95% объема с учетом расширения порошка. [4] :164
В зависимости от способа подготовки порошка к транспортированию установки порошкового тушения, используемые на пожарных автомобилях, можно разделить на следующие типы:
- С псевдоожижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через пористый элемент (аэроднище). Псевдоожижение порошка происходит при наборе давления в сосуде. В процессе выдачи порошка подача газа в сосуд возобновляется и происходит непрерывно. В качестве аэрирующих устройств используются пористые перегородки. Истечение порошковой аэросмеси из лафетных и ручных стволов происходит под постоянным давлением в сосуде. [5] :313
- С псевдоожижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через форсунки. По режиму введения газа в сосуд аналогичны системам с аэроднищем, отличаются только аэрирующими устройствами, представляющими собой форсунки. Форсуночный способ подачи газа в сосуд получил наиболее широкое распространение при создании пожарных автомобилей порошкового тушения. [5] :313
- С совместным хранением порошка и сжатого газа в сосуде(установки закачного типа). Порошок и сжатый газ содержатся в одном сосуде под высоким давлением При работе порошковой установки истечение порошка происходит под переменным давлением. [5] :313
Модели пожарных автомобилей порошкового тушения
- Автомобиль порошкового тушения АП 500-20
- тип шасси ГАЗ-33027
- число мест боевого расчёта 3
- масса вывозимого порошка, кг 500
- максимальный расход через лафетный ствол, кг/с. 20
- мощность двигателя, л.с. 95
- масса полная, кг 3500
- Автомобиль порошкового тушения АП 1000-40
- тип шасси ЗИЛ-4327
- число мест боевого расчёта 3
- масса вывозимого порошка, кг 1000
- максимальный расход через лафетный ствол, кг/с. 40
- мощность двигателя, л.с. 108,8
- масса полная, кг 7250
- Автомобиль порошкового тушения АП 2000-60
- тип шасси ЗИЛ-4334
- число мест боевого расчёта 3
- масса вывозимого порошка, кг 2000
- максимальный расход через лафетный ствол, кг/с. 60
- мощность двигателя, л.с. 170
- масса полная, кг 10600
- Автомобиль порошкового тушения АП 4000-60
- тип шасси КамАЗ 4310
- число мест боевого расчёта 3
- масса вывозимого порошка, кг 4000
- максимальный расход через лафетный ствол, кг/с. 60
- мощность двигателя, л.с. 220
- масса полная, кг 14500
- Автомобиль порошкового тушения АП 5000-50(53215)
- тип шасси КамАЗ 53215(6х4)
- число мест боевого расчёта 3
- масса вывозимого порошка, кг 5000
- максимальный расход через лафетный ствол, кг/с. 50
- тип пожарного насоса ПН-1200ЛА, ПН-40/УВ
- масса полная, кг 18300
- габаритные размеры, м 8,2х2,5х3,3 [6]
- Автомобиль порошкового тушения АП-2(130) мод.148
- тип шасси ЗИЛ-130
- число мест боевого расчёта 3
- масса вывозимого порошка, кг 2000 [7]
- Автомобиль порошкового тушения АП-5(53213) мод. 196
- тип шасси КамАЗ 53213
- максимальный расход через лафетный ствол, кг/с. 50
- число мест боевого расчёта 3
- масса вывозимого порошка, кг 5500…6000
- максимальный расход через лафетный ствол, кг/с.
- масса полная, кг 17500
- габаритные размеры, м 8,6×2,5×3,325 [8]
См. также
Примечания
- ↑ ГОСТ Р 53248—2009 ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ. Номенклатура показателей — М.:Стандартинформ, 2009 с.2
- ↑ Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг. Введение
- ↑ Преснов А. И., Каменцев А. Я., Иванов А. Г., Парышев Ю. В., Бородин М. П., Фомин А. В., Бруевич Д. Е. , Талаш С. А. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. — СПб, 2006. с.40
- ↑ 12Бубырь Н.Ф. (ред.) Машины и аппараты пожаротушения. — М .: Высшая школа МВД, 1972.
- ↑ 123Безбородько М. Д. (ред) Пожарная техника. — М ., 2004.
- ↑ Степанов К. Н., Повзик Я. С., Рыбкин И. В. Справочник: Пожарная техника -М.:ЗАО «Спецтехника», 2003. с.45
- ↑ Говоруха А. Автомобили порошкового тушения//Автомобильный моделизм № 3, 2001 г. С. 9
- ↑ Ивванников В. П., Клюс П. П. Справочник руководителя тушения пожара -М.:Стройиздат, 1987 C.91
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Пожарный автомобиль порошкового тушения» в других словарях:
Пожарный автомобиль порошкового тушения — (АП) пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для огнетушащего порошка, баллонов с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно технического вооружения и… … Официальная терминология
пожарный автомобиль порошкового тушения — [ГОСТ 12.2.047 86] Тематики пожарная техника … Справочник технического переводчика
Пожарный автомобиль порошкового тушения — 13. Пожарный автомобиль порошкового тушения D. Pulverloschfahrzeug Источник: ГОСТ 12.2.047 86: Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Пожарный автомобиль порошкового тушения (А П) — 2.5. Пожарный автомобиль порошкового тушения (А П) пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для огнетушащего порошка, баллонов с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
пожарный автомобиль — 3.1. пожарный автомобиль: Оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, предназначенное для использования при тушении пожара. Источник: ГОСТ Р 12.2.144 2005: Система стандартов безопасности труда. Автомобили … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Порошковое пожаротушение — Порошковый огнетушитель Порошковое пожаротушение тушение пожара огнетушащим порошковым составом. В ряде случаев порошки являются единственным огнетушащим веществом, пригодным для тушени … Википедия
ГОСТ 12.2.047-86: Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника. Термины и определения — Терминология ГОСТ 12.2.047 86: Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника. Термины и определения оригинал документа: 63. n ходовое рукавное разветвление D. n Weg Verteiler Рукавное разветвление для разделения потока по n направлениям … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 53247-2009: Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения — Терминология ГОСТ Р 53247 2009: Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения оригинал документа: 2.37 автомобиль диагностики пожарной техники (АДПТ): Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами оценки… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 53248-2009: Техника пожарная. Пожарные автомобили. Номенклатура показателей — Терминология ГОСТ Р 53248 2009: Техника пожарная. Пожарные автомобили. Номенклатура показателей оригинал документа: 2.34 автомобиль диагностики пожарной техники (АДПТ): Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами оценки… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
НПБ 307-2002: Автомобили пожарные. Номенклатура показателей — Терминология НПБ 307 2002: Автомобили пожарные. Номенклатура показателей: 2.26. Автомобиль диагностики пожарной техники (А ДПТ) пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами оценки технического состояния пожарной техники и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1851432
Пожарные автомобили целевого применения
Основные пожарные автомобили общего и целевого применения – техника для доставки боевого расчета и оборудования к месту ликвидации возгораний и проведения аварийно-спасательных работ. В городской среде по вызову выезжают ПА общего применения. Техника, задействованная при тушении пожаров на промышленных предприятиях, аэропортах, объектах социально-культурного назначения, относится к категории основных пожарных автомобилей целевого назначения. Их задача – доставка личного состава и ПТВ под нужды конкретно возникшей ситуации.
Типы автомобилей целевого назначения
Основные пожарные автомобили целевого применения по базовому конспекту МЧС условно делятся на 8 подвидов:
- аэродромные, имеющие маркер АА;
- пожарные машины порошкового тушения (АП);
- автомобили пенного тушения (АПТ);
- машины комбинированного тушения (АКТ);
- пожарные автомобили газового тушения (АГТ);
- машины газоводяного тушения (АГВТ);
- автонасосные станции (ПНС);
- пеноподъемники (ППП).
Аэродромные автомобили
При возгораниях и ЧС на аэротранспорте применяют специальные машины, оборудованные техническими средствами для эвакуации пассажиров и экипажа, а также для локализации возгораний на взлетных полосах с целью предупреждения распространения огня на соседние крылатые машины. Нередко задачей бойцов становится тушение разлитого по взлетному полю топлива.
По уровню противопожарной защиты выделяют 9 категорий аэродромов. Каждая из них предполагает свое количество дежурных автомобилей класса АА. Минимум на каждом аэродроме должна быть одна машина целевого назначения с запасом огнетушащих веществ 8 тонн. Если объекту присвоена 9-я категория, то таких ПА должно быть уже 2. 1-4 категория предполагает дежурство дополнительных машин (1-3 единицы) с запасом ОВ по 8 т каждая.
Техника класса АА бывает двух видов:
- Стартовые машины, базирующиеся в непосредственной близости взлетных полос. Они всегда находятся в боевой готовности, а их цистерны, пенобак и насос оборудованы подогревающими устройствами. В качестве дополнительного оборудования используют переносные средства пожаротушения, порошковые огнетушители и углекислотные установки с запасом ОТВ не менее 50 кг.
- Основные ПАА, базирующиеся в пожарной части. Это машины АА-60 двух видов: 7310/160.01 и 7310/220, поставленные на шасси МАЗ. На вооружении МЧС стоят и машины на базе МЗКТ-790912, а именно АА 15/80-100/3 ПМ-539.
Основное требование, предъявляемое к технике этого класса – быстрое боевое развертывание. На это отводится не более 3 минут. Аэродромные ПА по нормам международной организации гражданской авиации должны быть высокомобильными и развивать скорость до 80 км/ч всего за 45 с. Обязательное условие – наличие полноприводного шасси 6×6 или 8×8. Важный показатель – насос. На большинстве моделей установлен тип ПН-40УВ и ПН-60Б. Последний дает при напоре 100 м расход 60 л/с.
Машины порошкового тушения
Техника, востребованная при ликвидации огня на химических и нефтеперерабатывающих предприятиях, обычных или атомных электростанциях. Основным ОТВ является порошок на основе кальцинированной соды, бикарбоната натрия, графита, стеаратов железа и алюминия. Для хранения огнетушащего порошка используются специальные резервуары. В их верхней части имеется расширение для дозаправки и проведения ТО. В нижней – люк для удаления остатков вещества.
Одна машина оснащается несколькими резервуарами. Плюс к ним устанавливаются 1-2 лафетных ствола, обеспечивающих подачу ОТВ 20-100 кг/с. К рукавным линиям можно подсоединять ручные стволы, но их производительность в разы ниже, всего 5 кг/с.
Принцип работы ПА порошкового тушения основан на принудительном пневматическом вытеснении порошка по трубопроводам или рукавным линиям. ОТВ при этом переводится в псевдосжиженное состояние и становится более текучим. Именно принцип трансформации тушащего вещества лег в основу классификации машин типа АП.
- Псевдоразжижение порошка и подача сжатого газа в резервуар через аэроднище.
- Псевдоразжижение порошка и непрерывная подача сжатого газа через форсунки.
- Одновременная закачка порошка и газа в сосуд для хранения.
В пожарной охране самым распространенным автомобилем целевого применения типа АП является АП-3(130)-148А на платформе ЗИЛ-130.
Автомобили пенного тушения
Основная сфера применения техники типа АПТ – ликвидация возгораний на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. По конструкции и принципу действия они во многом сходны с автоцистернами общего применения, благодаря чему машины можно заправить водой, если такая необходимость возникнет во время ликвидации возгораний.
На вооружении МЧС стоит два типа АПТ:
- АВ-40 (5557) на платформе Урал. Доставляет личный состав и запас пенообразователя, а также подает ПТВ в магистральные пеносмесители. Отдельная функция – забор воды из водоисточника. В базовой комплектации используется пеносмесипеть ПС-5, подающий пену низкой кратности из расчета 10-20 м 3 /мин при одномоментной работе пяти ГПС-600. Лафетный ствол выдает 20 м 3 /мин. Работает машина от дизельного мотора мощностью 230 л.с. Кабина рассчитана на 7 посадочных мест. Объем бака для пенообразователя составляет 5300 л. Производительность насоса – 40 л/с.
- АВ-40 (53215) на платформе КамАЗ. Работает на дизельном топливе, оснащен двигателем 240 л.с. В базовой комплектации имеет насос ПН-40УВ производительностью 40 л/с. Напор – 100 м. диаметр всасывающего патрубка – 125 мм. Основное оборудование – два напорных патрубка по 80 мм в диаметре каждый.
Автомобили комбинированного тушения
Техника, задействованная при тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС на машиностроительных предприятиях. Принцип ее действия заключается в одновременной подаче двух типов ОВ: порошка и воздушно-пенного состава. Как правило, базой для машин АКТ становятся шасси повышенной проходимости. В зависимости от этого варьируется грузоподъемность транспортного средства.
- Легкие АКТ оснащаются порошковыми и пенными установками без насоса. ОТВ при этом подаются за счет энергии сжатого газа, хранящегося в баллонах.
- Средние АКТ работают на сочетании порошковых установок и водопенных насосного типа.
К легкому типу относят модель АКТ 1/1(4320), поставленную на шасси Урал. Кабина рассчитана для перевозки только троих человек. Сосуды для пены и порошка размещаются на специальной платформе. Для подачи ОТВ используется энергия сжатого воздуха, который хранится в баллонах под давлением 15 МПа. Сосуд для порошка рассчитан на загрузку 900 кг вещества, а емкость бака для пенообразователя составляет 1000 литров. Расход порошка из лафетного ствола – 40 кг/с.
К среднему классу относится автомобиль АКТ-6/1000-80/20. Он смонтирован на шасси КамАЗ-53229, имеет пожарный центробежный насос, порошковую установку, баки для пенообразователя и цистерну для воды. Кабина машины рассчитана на доставку личного состава в количестве 7 человек. Объем цистерны составляет 6000 литров, баки для пены в количестве двух штук вмещают в себя 1000 кг вещества каждый, установка для порошка также рассчитана на 1000 кг. Производительность насоса составляет 80 л/с. Подача водяного ствола – 60 л/с, а порошкового – 20 кг/с.
Автомобили газового тушения
Техника типа АГТ используется для тушения пожаров на закрытых объектах с хранением в них материальных ценностей. Это музеи, библиотеки, склады, банки, архивы. Основным ОТВ являются инертные газы. Как правило, это двуокись углерода СО2. Газ закачивают в баллоны, количество которых зависит от модели автомобиля.
Автомобили газоводяного тушения
Машины класса АГВТ зарекомендовали себя при тушении горящих газовых и нефтяных фонтанов. Механизм тушения основан на использовании высокой скорости отработанных газов, которые срывают пламя горящего фонтана. Дополнительно для снижения температуры очага возгорания вводят струю воды. Основные требования, предъявляемые к машинам АГВТ:
- шасси повышенной проходимости;
- комплектация турбореактивным двигателем, обладающим усиленной тягой с большим количеством отработанных газов;
- наличие вертикальной и горизонтальной регулировки направления огнетушащей струи.
Вода подается в поток газов по лафетным стволам, которые крепятся на корпусе ТРД так, что водяные струи входят в газы на расстоянии 1-2 мм от сопла двигателя. Вода к стволам проходит от ПНС, насосно-рукавных автомобилей или от АЦ.
АГВТ устанавливают в непосредственной близости от зоны возгорания, поэтому защита от тепловых потоков является обязательным условием для этого типа машин. С этой целью на них устанавливают оросители щелевого типа. Их насадки направлены на кабину и баки.
Автонасосные станции
Специальные автомобили, созданные для перевозки и подачи воды по магистральным пожарным рукавам к лафетным стволам, ПА или в качестве создания резервного запаса воды в местах крупных возгораний. Преимуществом этого вида техники считается бесперебойная подача воды для 3-4 АЦ с перекачкой на расстоянии до 2 км. Машины считаются вспомогательными средствами, которые работают вместе с рукавными автомобилями, машинами водопенного тушения и автоцистернами. На вооружении МЧС стоят ПНС на базе КамАз, ЗИЛ, МАЗ. Производительность их насосов составляет 100 л/с, чаще всего это модель ПН-100.
Пеноподъемники
Машины, созданные для тушения пожаров пеной на высоте. Их конструктивная особенность – наличие поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелы с пеногенераторами. Основная сфера применения – ликвидация возгораний на зданиях и технологических установках высотой до 40 метров.
К классу ППП относят приспособленные пеноподъемники и собственно пеноподемники. Первые разработаны на базе серийных коленчатых подъемников. Их задействуют при ликвидации немасштабных пожаров. Второй тип – современные машины, созданные исключительно для подачи пены на высоту. В их основу были положены компоновочные схемы автобетононасосов.
Источник статьи: http://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnye-mashiny/pozharnye-avtomobili-czelevogo-primeneniya.html