- Шесть самых известных автомобилей, поставляемых по ленд-лизу в СССР
- Сколько техники СССР получил по ленд-лизу от Союзников
- Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
- Военизированные коммерческие грузовики
- Austin К30/К2 (Великобритания)
- Bedford OXD/OYD (Великобритания)
- Ford 2G8T/G8T (США)
- Dodge Т110L (Канада)
- International K/KR (США)
- Albion BY3 (Великобритания)
- Leyland Retriever (Великобритания)
- Austin К6 (Великобритания)
Шесть самых известных автомобилей, поставляемых по ленд-лизу в СССР
Сейчас, наверное, даже специалист затруднится сказать, сколько марок автомобилей поступало по ленд-лизу в СССР, но лишь несколько из них завоевали популярность и известность. Самыми известными автомобилями являются «Студебеккер» и «Виллис». Во многом это произошло благодаря советским военным фильмам, в которых нередко появлялись эти машины
Одним из наиболее известных автомобилей поставляемых по ленд-лизу в СССР является Студебекер-US6. Этот грузовик, широко известный и популярный в СССР, для США и западноевропейских стран считался заурядной машиной. Для них модель этого грузовика осталось почти неизвестной. 86% этих выпущенных машин, более 187.000 были поставлены в СССР по ленд-лизу. При этом значительная часть этих машин собирались на заводах СССР из запчастей и комплектующих, поставляемых из США.
Наверное, самым распространенным автомобилем Второй мировой войны является «Виллис». Производством этого легендарного автомобиля в США занимались сразу несколько компаний. Наиболее известной моделью является «Виллис — MБ». В СССР по ленд-лизу поступила чуть менее 50 тысяч автомобили этого класса. Массовая поставка этих машин в СССР началась весной 1942 года. На базе «Виллиса» была создана амфибия. Их в СССР поступило около трех тысяч.
На фоне «Виллисов» и «Студебекеров» автомобили фирмы «Шевроле» «G7107» и «G7117» остались в тени, хотя их в СССР была поставлена более 47.000 , что составляло 42% от всего количества этих выпущенных машин. Из главных недостатков этого автомобиля можно отметить требовательность качеству бензина. В годы Великой Отечественной войны в СССР часто приходилось использовать низкосортное горючее. Это снижало мощность двигателя и значительно сокращает его моторесурс.
В СССР эти автомобили известны как «Форд-6». В Советский Союз поступали модели «2G8T» и «G8T». Этих автомобилей в СССР было поставлено более 80.000. Большое количество автомобилей «G8T» было собрано на советских заводах. В связи с этим хотелось бы отметить то, что значительно часть комплектующих для автомобилей, собираемых на наших линиях, производилась в Советском Союзе.
Автомобили «Додж-WF32» чем-то напоминающие «Форд-6» также по ленд-лизу поставлялись в Советский Союз. Большинство этих автомобилей для Советского Союза собирались в Иране, где находились американские автосборочные предприятия. Всего было поставлено чуть менее 10.000 автомобилей этой модели, и в последующем в последующем от их поставки отказались, отдав предпочтение автомобилю «Форд-6».
Этих автомобилей по некоторым данным было поставлено в СССР около 25.000, но по своей популярности он не уступал «Студебекеру» и «Виллису». Это автомобиль, «Додж-Т214» который, благодаря своей грузоподъемности 750 кг, у нас стали называть «Додж три четверти». В СССР поставлялись различные модификации этого автомобиля. Поставки начались в 1943 году. Машин с грузоподъемностью подобного типа в нашей стране ещё не было. Можно сказать, что это был многоцелевой автомобиль. Его использовали все рода войск. Им буксировали противотанковые орудия, подвозили боеприпасы, перевозили личный состав. Автомобиль обладал отличной проходимостью, что для армии является одним из важнейших критериев.
Автомобили, представленные здесь, это самые популярные модели, поставляемые в СССР по ленд-лизу союзниками. В СССР поступали и другие модели автомобилей, но в связи с немногочисленностью они остались малоизвестными.
Всего в СССР по программе ленд-лиза поступило около 376 тысяч грузовых автомобилей. (Не стоит забывать, что значительно часть этих автомобилей было собрано в СССР). Советский Союз сумел за годы Великой Отечественной войны самостоятельно произвести около 265.000 грузовых автомобилей. Это означает что более половины автомобилей, поступивших Вооружённые силы СССР, нам поставили союзники. Это был весомый вклад в нашу победу.
Так как эта техника считалось арендованной, то по окончанию боевых действий она подлежала возврату стране, сдавшей ее в аренду. Американцы с этой техникой поступали своеобразно. Прямо в портах они разделывали автомобилей на металлолом, грузили на корабли и вывозили, зачастую затапливая это бесценное для истерзанного войной СССР имущество, в море.
В связи с этим, многие автомобили быстренько «демобилизовали» из армии и передали в народное хозяйство, а в документах они значились как безвозвратные потери. И это было правильно.
О том, как загоняли технику под прессы говорят много, но я не смог найти ни одной фотографии этого процесса. Имеются утверждения что СССР даже не планировали возвращать ни одни автомобиль, полученный по ленд-лизу, что и было сделано.
По закону о ленд-лизе оплачивать нужно было только уцелевшую технику. Однако не стоит забывать, что ленд-лиз не был благотворительной акцией. В годы войны СССР поставили в Соединенные Штаты стратегических материалов, стоимость которых была равна 20% поставок по ленд-лизу.
Какую сумму по ленд-лизу выставили союзники СССР, и как Советский Союз рассчитывался, это совсем другая история.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/nil/shest-samyh-izvestnyh-avtomobilei-postavliaemyh-po-lendlizu-v-sssr-5b8263dcc52e1a00a9ed9e9a
Сколько техники СССР получил по ленд-лизу от Союзников
Чаще всего, говоря о вкладе Союзников в победу во Второй Мировой войне, речь идет об открытии Второго фронта во Франции. При этом, куда более существенная помощь — поставки сотен тысяч тонн грузов в СССР или упоминаются вскользь, или полностью игнорируются. Ниже мы поговорим, какую военную технику Советский Союз получал от Запада, и какой вклад эти поставки внесли в победу над Германией.
Про ленд-лиз слышали все — это входит в курс школьной истории. Но чаще всего под ленд-лизом понимают или сдачу в аренду, или продажу товаров в кредит, что не совсем соответствует истине.
Ленд-лиз — программа США, предполагавшая поставки грузов, необходимых для ведения войны, в страны, чья обороноспособность считается жизненно важной для самих Соединенных Штатов. Грубо говоря, Америка снабжает другие страны оружием и прочими припасами, чтобы они воевали вместо самих американцев.
Еще одной особенностью ленд-лиза является то, что оплата за поставки предполагается лишь за ту технику и припасы, которые остались после войны и могут быть использованы в мирной деятельности. То есть, грубо говоря, за уничтоженную в ходе боевых действий военную технику оплата не производится. Впрочем, как и за оставшуюся после войны технику тоже, так как она имеет сугубо военное назначение. А вот за неизрасходованные медикаменты, продовольствие и прочие подобные вещи платить надо.
Хоть ленд-лиз — американская программа, в СССР шли поставки также из Канады и Великобритании.
Но давайте вернемся к основной теме. Итак, что же получил СССР за годы Второй Мировой войны.
Танки: 12199 штук . Перечислять все модели, думаю, не имеет смысла, так как какие-то танки поступали тысячами, а какие-то буквально в единичных экземплярах. Поэтому, чтобы не растягивать статью, говорить будем лишь об общем количестве. Сам же Советский Союз в период с 1941 по 1945 построил 74576 танков. Таким образом, объем поставок от Союзников составил 12,3%.
Самоходные артиллерийские установки: 1,9 тысячи. Это составило 7,8% от числа САУ, которые СССР выставил против Германии за годы войны.
Бронетранспортеры: 7185 штук . В СССР первые полноценные БТРы появились только в конце 40-х годов. Таким образом, союзинческие поставки составили 100% от их общего числа в годы войны (незначительное количество трофейных немецких БТРов в расчет брать не будем).
Авиация: 18,3 тысячи самолетов или же 13%. К слову говоря, большую часть поставок составляли истребители и штурмовики. Бомбардировщиков же было получено лишь 3,5 тысячи, в то время как именно в этом типе авиации больше всего нуждался Советский Союз.
8 тысяч зенитных орудий или 21% об общего их числа.
5 тысяч противотанковых орудий — 9%.
Очень заметными стали поставки г рузовых автомобилей — 430 тысяч , что составило 64% от советского автопарка, приобретенного за годы войны.
Наименее значимым стало стрелковое оружие . Поставки в размере 150 тысяч единиц винтовок, пулеметов и пистолетов-пулеметов, составили менее одного процента от общего выпуска — всего 0,75%.
Таким образом, общие поставки оружия от Союзников в СССР составили около 10% от общего количества произведенного в Союзе.
К слову говоря, историки часто обвиняют Союзников в том, что в СССР отправлялась далеко не новая и не самая совершенная техника. Впрочем, так оно и было, однако, кто бы что не говорил, влияние на исход войны она оказала.
Вместе с этим, кроме оружия, в помощь советскому поступало буквально все: сахар, медикаменты, промышленные станки, детали техники, железнодорожные рельсы, обувь одежда и так далее.
По окончанию войны, счет за американские поставки составил около 800 миллионов долларов. Однако эта сумма неоднократно пересматривалась, частично погашалась, сроки выплат сдвигались. В настоящее время Россия, как главный наследник СССР, все еще должна США 100 миллионов долларов за поставки по ленд-лизу.
Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, ваш большой палец вверх и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного об оружии в будущем. Заранее спасибо.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/wt1/skolko-tehniki-sssr-poluchil-po-lendlizu-ot-soiuznikov-5bdb749340910900aab9c210
Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
С началом Великой Отечественной войны в распоряжении Красной армии оказалось 255 тысяч простейших грузовиков ГАЗ-АА и ЗИС-5, неспособных справиться с гигантскими объёмами транспортных операций, а к осени 1941 года большинство из них были уничтожены на фронте. И тут на сцену вышли Соединенные Штаты со своим ленд-лизом, обещавшие немедленно и почти бесплатно отправить в СССР огромные количества современных грузовых машин. Причем помимо знаменитых Studebaker в поставках были десятки других моделей, которые использовались в РККА.
По договору ленд-лиза первая партия грузовиков поступила в Советский Союз в ноябре–декабре 1941 года морским путем из Великобритании, которая сама входила в число стран, получавших помощь из-за океана. В ней находились английские грузовики коммерческого типа, выпускавшиеся уже в течение нескольких лет и отправленные в СССР для замены полуторок и трёхтонок. Так, сложилось впечатление, что наши новоявленные союзники, пользуясь случаем, пытались поскорее сбыть свои старые машины, часто вообще не приспособленные к военной службе, и взамен получить более совершенную технику из Америки. С 1942 года несколько типов доработанных коммерческих грузовиков для Красной армии поступали из США и Канады.
На вооружении Северного флота состояли грузовики Ford G8T, доставленные по ленд-лизу северным морским путём
Военизированные коммерческие грузовики
Поставлявшиеся по ленд-лизу армейские варианты коммерческих автомобилей представляли собой упрощенные конструкции с задними ведущими колесами, выполненные на шасси серийных грузовиков. Обычно их оборудовали рядными шестицилиндровыми бензиновыми двигателями, четырехступенчатыми коробками передач, гидроусилителями тормозов и рессорными подвесками. Внешне они отличались открытыми кабинами, высокобортными кузовами, трубчатой защитой радиатора, светомаскировочными фарами и всеми односкатными колесами.
Упрощенный грузовичок Austin К30 образца 1939 года с открытой кабиной и дверными фартуками
Austin К30/К2 (Великобритания)
К началу Второй мировой войны известная автомобильная компания Austin предлагала гамму гражданских капотных машин, доработанных для военных нужд. Её открывал военизированный 1,5-тонный вариант К30, выпущенный в 1940-м году в количестве двух тысяч экземпляров. На нём были установлены 3,5-литровый двигатель в 60 сил, деревянный высокобортный кузов и открытая кабина с козырьком и фартуками вместо дверей.
Наиболее распространенный военизированный автомобиль Austin К2 с цельнометаллической кабиной
За ним следовал 63-сильный двухтонный грузовик К2 с одно- или двускатными колесами и разными типами кабин. Известность ему принесла созданная на его базе санитарная машина с закрытым кузовом и характерным жёстким навесом, способная одновременно перевозить четырех человек на носилках или 8-10 сидячих раненых. Одна из них в 1940 году была захвачена немецко-фашистскими войсками, потом «воевала» на Восточном фронте и затем вернулась на Западный. В августе 1944-го этот автомобиль стал трофеем британских войск, продолжив свою военную службу под именем Кэти. Завершала эту небольшую гамму трёхтонка К3.
Типовая английская санитарная машина на базе Austin К2, подаренная жителям Сталинграда в 1943 году
В общей сложности автомобилей серии К30/К2 собрали 15 тысяч экземпляров, из них по ленд-лизу Красная армия получила 147 грузовиков и 12 санитарных машин.
Сохранившиеся автомобили компании Austin, поставлявшиеся по ленд-лизу
Санитарный «Остин», воевавший на двух фронтах и ставший легендой британских вооруженных сил
Компактный двухтонный военизированный грузовичок Austin K2 с закрытой кабиной
Длиннобазный трёхтонный армейский автомобиль Austin К3 с 63-сильным бензиновым двигателем
Bedford OXD/OYD (Великобритания)
Осенью 1939 года автомобильная компания Bedford приступила к выпуску максимально унифицированных военных грузовиков серий ОХ и OY с односкатными колесами, созданных на коммерческом шасси модели О. Несмотря на разное назначение и параметры, они снабжались одинаковыми агрегатами, кабинами и даже шинами, а отличались сугубо армейской непритязательной внешностью с плоской передней панелью со встроенными одной или двумя фарами и сеткой радиатора.
Компактный грузовичок Bedford OXD с колесной базой всего 2,8 метра демонстрирует британские авиабомбы
Седельный тягач Bedford OXС с одноосным бортовым полуприцепом грузоподъёмностью шесть тонн
Эту гамму возглавила компактная 1,5-тонная машина OXD с верхнеклапанным 3,5-литровым двигателем мощностью 72 л.с. и многоцелевым бортовым кузовом. В ходе войны на таком шасси монтировали водяные и топливные цистерны, аэродромные заправщики и стартеры. Одним из вариантов был седельный тягач ОХС, работавший с несколькими видами военных одноосных полуприцепов с разной высотой грузовой платформы. В первой ленд-лизовской поставке в СССР числилось 110 машин серии OXD.
Удлиненный грузовик Bedford OYD со всеми односкатными колесами при разгрузке транспортного судна
Шасси Bedford OYD с компактной цистерной на 1600 литров воды и съёмным маскировочным тентом
Одновременно в производстве находился военизированный трёхтонный грузовик Bedford OYD с той же «неповторимой» внешностью, который от модели OXD отличался усиленной и удлиненной рамой, установкой вакуумного усилителя тормозов, люком в крыше и вместительным деревометаллическим кузовом с высокими бортами и брезентовым тентом. Автомобиль полной массой 6,5 тонн развивал максимальную скорость 65 км/ч.
Из 72 тысяч выпущенных грузовиков OYD по ленд-лизу в СССР была отправлена достаточно крупная партия из 1662 машин, из которых до места назначения добрались лишь 1387 автомобилей.
Миниатюрный тягач Bedford OХС с шеститонным бортовым полуприцепом с двухскатной ошиновкой
Самый распространенный британский военизированный грузовик Bedford OYD длиной более шести метров
Грузовой автомобиль Bedford OYD с запасом хода 450 километров в пробеге исторической военной техники
Ford 2G8T/G8T (США)
Благодаря добрым отношениям Советского Союза с корпорацией Ford Motor Corporation в конце 1941 года на базе рядового 1,5-тонного коммерческого автомобиля с задними ведущими двускатными колесами была построена военизированная машина, впоследствии прославившаяся огромными объёмами производства и ленд-лизовских поставок.
Один из прототипов грузовика Ford G8T – типично американский короткобазный вариант Ford 2GT-86
Колонна военизированных гражданских автомобилей Ford 2G8T с простейшими бортовыми кузовами
Изначально в программе компании Ford на 1942 год появился обычный гражданский грузовик Ford 2G8T с шестицилиндровым 3,7-литровым мотором мощностью 81 л.с., вакуумным усилителем в гидроприводе тормозов и несколькими вариантами деревянных кузовов с откидными бортами.
Многоцелевой военизированный коммерческий автомобиль Ford 2G8T с высокобортным деревянным кузовом
Его характерной отличительной чертой была непритязательная узнаваемая внешность с широкими «надутыми» крыльями и покатой передней облицовкой из вертикальных стальных прутков. Зимой 1941-1942 года машинокомплекты этого грузовика стали поступать по ленд-лизу в СССР. Местом их сборки был определен Горьковский автозавод.
Армейский вариант Ford G8T с деревометаллическим кузовом и надставными решётчатыми бортами
Восстановленный транспортный военизированный автомобиль Ford G8T вооруженных сил США
И только в 1943-м в производство пошёл доработанный военный вариант Ford G8T, которому впоследствии в СССР присвоили индекс «Форд-6» (по количеству цилиндров). Его оборудовали деревометаллической грузовой платформой с продольными откидными скамьями, съёмными решетчатыми боковинами и тентом, защитными прутками фар и усиленными креплениями колес.
Грузовик Ford 2G8T первого выпуска на службе в вооруженных силах Америки
Ленд-лизовский грузовик Ford G8T второго выпуска на службе в Красной армии
В отличие от гражданского прототипа грузовик имел дополнительный бензобак, гидроамортизаторы двухстороннего действия в подвеске, буксирный крюк, многослойные шины и даже экранированное оборудование. Максимальная скорость этой версии сократилась с 88 до 77 км/ч.
Грузовики Ford G8T с типовыми кузовами-фургонами для авторемонтных мастерских и радиостанций
Советские солдаты-миномётчики на ленд-лизовских грузовиках Ford G8T в освобождённой Вене
Военизированный грузовик Ford 2G8T Красной армии перевозит бывших узников немецких концлагерей
Огромный успех автомобилей Ford стал поводом к созданию в США подобных 1,5-тонных гражданских и военизированных машин. В течение четырех военных лет концерн General Motors выпускал 85-сильный грузовик Chevrolet MS4403 со всеми агрегатами и параметрами, практически идентичными «Форду». Несмотря на стальной кузов, он оказался на 230 килограммов легче, чем модель G8T.
Пока не восстановленный грузовой автомобиль Chevrolet MS4403 на съезде старинной техники
На южном фронте колонна ленд-лизовских грузовиков Dodge WF32 с пушками и боевыми расчётами
В 1942-1944 годах выпускался удлиненный коммерческий грузовик Dodge WF32, оборудованный двигателем в 90 сил, гипоидной главной передачей и грузовой платформой с высокими надставными бортами. Его максимальная скорость достигала 86 км/м. В общей сложности обе фирмы отправили по ленд-лизу более трёх тысяч машин.
Dodge Т110L (Канада)
С 1940 года канадский филиал компании Dodge выпускал целое семейство 95-сильных трёхтонных капотных автомобилей Т110L с характерной остроносой передней облицовкой, расширенными крыльями, несколькими размерами колесной базы и вариантами кузовов.
Редкий канадский трёхтонный автомобиль Dodge T110L-9 с высокобортным деревянным кузовом
Базовый грузовик T110L-9 (D60L) оборудовали одно- или двускатными задними колесами с шинами оригинальных размеров 10,50-16 и 7,50-20, а также различными многоцелевыми кузовами британского образца. Специально для самосвалов с задней разгрузкой служило короткое шасси T110L-6 (D60S) с двухступенчатой главной передачей заднего моста. В 1942 году в СССР было отправлено 157 автомобилей этой серии.
International K/KR (США)
С 1940 года компания International Harvester активно насыщала свои вооруженные силы многочисленными двух- и трёхосными грузовиками коммерческой серии К с характерным округлым стилевым оформлением передка. Наиболее популярными были трехтонные машины К6 и К7 с шестицилиндровыми двигателями в 84-88 сил, которых в разгар войны сменила серия KR. Из неё по ленд-лизу в СССР было отгружено 1235 пятитонных грузовиков и самосвалов KR11, внешне напоминавших будущие советские грузовики ЗИС-150.
Военизированный пятитонный 126-сильный грузовик International KR11 на пробеге старинной автотехники
Типично британский трёхосный бескапотный грузовик семейства Albion BY с задними ведущими колёсами
Albion BY3 (Великобритания)
В 1938 году компания Albion взялась за создание гаммы многоцелевых бескапотных грузовиков BY с задней ведущей тележкой, выполненных в типично британском стиле. Через два года она начала выпуск трёхтонного варианта BY3 с нижнеклапанным мотором в 80 сил собственного производства, всеми односкатными колесами с 21-дюймовыми шинами, открытой кабиной и многоцелевым бортовым кузовом с брезентовым верхом.
Шасси Albion BY3 без кузова, поступившее по ленд-лизу в СССР и переданное для изучения в НАТИ (фото НАМИ)
Автомобиль-шасси Albion BY1 для доставки и перегрузки двух понтонов с ручными лебёдками
Автомобиль применялся в инженерных частях для перевозки мостовых секций и понтонов, а также для установки вместительных кузовов для различных мастерских и лабораторий. В одной из первых поставок в СССР находилось 35 таких машин, применявших в понтонных частях.
Leyland Retriever (Великобритания)
В 1939-м на базе трёхосного бескапотного коммерческого грузовика компания Leyland создала трёхтонный военизированный вариант Retriever WLW2А с верхнеклапанным четырехцилиндровым двигателем мощностью 73 л.с., восьмиступенчатой трансмиссией, вакуумным усилителем привода тормозов, односкатными колесами с одинаковой колеёй и открытой кабиной.
Бескапотный армейский автомобиль Leyland Retriever WLW2А с открытой кабиной с брезентовым навесом
Шасси Leyland Retriever для перегрузки двух понтонов посредством четырёх лебёдок и тросов внутри стоек
Специализированные версии таких шасси с валами отбора мощности, электрогенераторами и лебёдками служили для установки фургонов с оснащением ремонтных мастерских, зенитных прожекторов и стреловых кранов, а также перевозки понтонов и мостовых секций. По ленд-лизу было отправлено лишь несколько пробных машин.
Austin К6 (Великобритания)
С 1942 года фирма Austin собирала трёхосный капотный грузовик К6 с новым шестицилиндровым верхнеклапанным мотором (4,0 л, 82 л.с.), дополнительным двухступенчатым редуктором в трансмиссии, главными червячными передачами, гидроприводом тормозов с вакуумным усилителем и 12-вольтным электрооборудованием. Трёхтонное шасси использовалось как для монтажа кузовов со штабным и медицинским оборудованием, так и многочисленного семейства армейских спецнадстроек. Часть машин с пятитонными лебёдками использовалась в качестве балластных тягачей для буксировки транспортных самолетов.
Трёхтонный односкатный грузовик Austin K6 с полностью металлической конструкцией кабины и кузова
Шасси Austin K6 с трёхтонным поворотным армейским краном Coles с максимальной длиной стрелы шесть метров
В разгар войны в Советский Союз отправили партию из 333 машин К6, которые планировалось использовать для установки аэростатных лебёдок и реактивных боевых систем БМ-13.
В завершении следует упомянуть две с половиной сотни единичных образцов двух- и трёхосных грузовых машин, поставленных по ленд-лизу и учтённых по наименованиям смонтированных на них надстроек.
На заглавной фотографии – весьма экзотичный для военных целей британский грузовик Bedford OYD с примитивной внешностью, плоской передней панелью, задрапированным кузовом и мотком колючей проволоки на двери кабины.
Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц.
В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.
Источник статьи: http://www.kolesa.ru/article/ford-bedford-austin-i-konechno-studebaker-znamenitye-i-maloizvestnye-gruzoviki-lend-liza