История марки Руссо-Балт
Статья опубликована 18.02.2015 18:34 Последняя правка произведена 18.02.2015 19:08
Полное название: | Русско-Балтийский вагонный завод |
Другие названия: | Руссо-Балт, РБВЗ |
Существование: | 1869 г. — наши дни. |
Расположение: | |
Ключевые фигуры: | Иван Фрязиновский (директор) |
Продукция: | Легковые и гоночные автомобили |
Модельный ряд: | Руссо-Балт К-12-20 Руссо-Балт тип С Руссо-Балт С24/30 дубль-фаэтон Руссо-Балт С24/40 Кегресс Руссо-Балт С24/55 (ч.1) / Руссо-Балт С24/55 (ч.2) Руссо-Балт С24/58 Руссо-Балт Л24/35 Руссо-Балт М24/35 Промбронь-С (1922-1926) Russo-Baltique Impression |
История автомобилей марки «Руссо-Балт» началась ещё в царские времена. Тогда в Российской империи был построен РБВЗ, что расшифровывается как «Русско-Балтийский вагонный завод». Из самого названия следует, что изначально основной продукцией завода были железнодорожные вагоны. Кроме того на РБВЗ делали машины для сельского хозяйства, аэропланы и работавшие на керосине двигатели.
Завод был очень крупным предприятием. Его отделения находились в разных городах, в том числе, в Риге, Твери, в северной столице. С развитием мощностей в 1916 году появились ещё два отделения – Таганрогское и Московское.
Первые автомобили завода
Автомобильный отдел завода был образован в 1908 г. в Риге. А в мае 1909 г. появился и первый автомобиль. Прототипом первенца послужил заграничный автомобиль неизвестной широкому кругу потребителей марки, выпускавшейся фирмой «Фондю» из Бельгии.
Для создания российского автомобиля на завод пригласили бельгийского конструктора Жюльена Поттера.
Немалый вклад в создание техники внесли и отечественные специалисты: Дмитрий Бондарев и Иван Фрязиновский. В результате тесного сотрудничества упомянутой тройки завод освоил выпуск целой серии автомобилей. На свет появились легковушки марок К-12, Е-15 и С-24. Параллельно велись разработки и грузовых машин, это: Т-40, М-24, Д-24. Наиболее востребованным стал легковой автомобиль С-24. Именно на эту марку приходилось порядка 55 % от всех выпускавшихся авто.
Руссо Балт до и после революции
Отличительными чертами выпущенных вагонным заводом автомобилей были исключительная прочность и надёжность. Российские машины участвовали в различных международных соревнованиях: пробегах и ралли. Они были в числе лучших в Монте –Карло и в Сан-Себастьян.
Когда говорят о надёжности машин, всегда вспоминают, как одна из легковушек марки С-24 выпуска 1910 г. умудрилась без серьёзных поломок пройти целых 80 тыс. км. Для того времени это было огромное достижение.
Заслуги завода были признаны на самом высоком уровне. Выразилось признание в заказе Императорским гаражом в 1913 г. двух изделий РБВЗ. Внимания удостоились С-24 и К-12. Большую часть автомобильной продукции (64 %) приобретала российская армия. Машины использовали и штабные работники, и медики. Кроме того, на шасси устанавливали бронированные кузова.
Конструкция машин была несложной, но очень прочной. Ряд основных деталей: картер двигателя, цилиндры и коробка передач изготавливались посредством литья из алюминия. Вращающиеся детали: шестерёнки передач и колёса насаживались на шариковые подшипники. Диковинка в виде отливки цилиндров совместно с блоком использовалась для К-12 и Е-15.
Выпускались автомобили большими партиями. Что примечательно, в авто одной партии детали были полностью взаимозаменяемы. А вот между партиями одной и той же модели существовали различия, притом весьма существенные. Они выражались в количестве передач, в силе двигателя, в конструкции отдельных сборочных единиц, в колёсной базе.
Для обозначения геометрических параметров деталей использовалась метрическая система.
Практически все части машин делали непосредственно на РБВЗ. Чего не выпускал вагоностроительный завод, так это шариковых подшипников и масляных манометров. Эти изделия, как и шины, приходилось приобретать на стороне.
Экипажные отделы завода располагались в Санкт Петербурге и в Риге. Каждый из отделов выпускал кузова к своим маркам машин. Если говорить о типах автомобильных кузовов, то их было несколько: сигарообразные торпедо, закрытые с жёсткой крышей лимузины, открытые с мягким верхом фаэтоны, популярные в Европе ландо и ряд других. На автовыставку 1910-го года, проходившую в Петербурге, РБВЗ направил сразу пять своих моделей. Спустя три года, на автошоу их было уже шесть штук.
Стране Советов легковые автомобили, видимо, не требовались. Их выпуск постепенно спадал и в 1926 году полностью прекратился. Заводские мощности в полном объёме перешли в подчинение оборонной промышленности.
Руссо-Балт возвращается
Решение о возрождении почти забытой марки было принято в 2003 г. Эмблемой Руссо-Балт начала прошлого века будут украшать эксклюзивные машины, которые планируется выпускать мелкими партиями. «Первой ласточкой» станет «Russo-Baltique Impression» с кузовом «купе». Новинка рассчитана на состоятельных коллекционеров. Планируемое к выпуску количество авто всего 1015 штук.
Марка Руссо-Балт восстала из прошлого благодаря автоателье A:Level.
В самом начале двухтысячных A:Level получило заказ на создание автомобиля в стиле ретро. Дизайн авто отбирали по конкурсу. Лучшим с точки зрения обеих сторон (заказчика и производителя) признали проект Звияда Циколия. «Приложил руку» к созданию авто и Владимир Пирожков – дизайнер фирмы «Тойота».
Изначально ателье планировало отметить Impression собственной эмблемой. Намерения изменились после приобретения компанией марки Руссо-Балт.
К производству машины приступили на Подмосковной базе компании. Прикупили агрегаты знаменитого «немца» Mercedes-Benz CL65 AMG и работа закипела. Однако, труженикам A:Level пришлось признать, что воплотить в жизнь задуманное без посторонней помощи не удастся. Руку помощи протянула компания GERG. Эта немецкая фирма имеет огромный опыт в строительстве компонентов болидов Формулы-1 и DTM. Производство на территории нашей страны было свёрнуто и полностью перенесено в Германию.
Разработчики считают, что никакого противоречия между названием авто и местом его изготовления не существует. С одной стороны, они причисляют Германию к странам Балтии, а с другой говорят, что штаб квартира РБВЗ находилась в Риге, которая в настоящее время никакого отношения к России не имеет.
Источник статьи: http://autohis.ru/sovietauto/russo-balt.php
История первого русского серийного автопроизводителя Руссо-Балт. Как всё начиналось
Марка автомобилей Руссо-Балт появилась не просто так, а в результате простаивания мощностей Русско-Балтийского Вагонного Завода (РБВЗ) в Риге.
Завод РБВЗ появился в 1869 году и его задачей было обеспечение вагонами и составами железных дорог Урала и Транссибирской магистрали, соединяющей центральную часть страны с Владивостоком. После окончания строительства Транссиба, спрос на вагоны снизился и завод переключился на изготовление обозов (в том числе железнодорожных) для нужд Армии. Но после окончания Русско-Японской войны (1904-1905 годы) спрос на продукцию завода снизился и мощности вновь оказались недозагруженными. Благодаря этим обстоятельствам и началась история автомобилей Руссо-Балт.
Необходимо было срочно начать выпуск какой-то гражданской продукции и тогдашний председатель совета директоров М.В. Шидловский предложил [это 1908 год] развернуть производство самых востребованных автомобилей.
Тут следует сказать, что Шидловский по воспоминаниям Игоря Ивановича Сикорского был человеком выдающегося ума и высоких моральных принципов, он вызывал всеобщее восхищение и уважение. Его слово пользовалась непререкаемым авторитетом среди знакомых и было более надежным, чем документы и контракты, составленные лучшими юристами. К тому же РБВЗ в то время был одним из крупнейших предприятий страны наравне с Путиловским и Сормовским заводами.
По опросу, проведенному журналом «Автомобиль» (ответы прислали 205 заинтересованных автомобилистов) было решено наладить выпуск автомобиля на 4-6 мест с 4-цилиндровым мотором мощностью 20-40 л.с. с водяным насосом и вентилятором (среди пожеланий так же были 4-ступенчатая коробка передач, карданная передача, кузова Фаэтон с дверьми по бокам и многие другие характеристики.
Редактором первого русского автомобильного журнала «Автомобиль» был А.Нагель. Он был большим энтузиастом русского автопрома. Именно по его идее был проведен опрос о предпочтениях автомобилистов (таким образом он принял участие в разработке автомобиля, так как отлично понимал, какой автомобиль нужен России с её ужасными дорогами). Затем он был одним из владельцев самого массового автомобиля Руссо-Балт С-24, на котором без больших поломок и капитального ремонта он преодолел за 4 года (с 1910 по 1914 годы) 80 000 км, что стало хорошей рекламой надежности машин Руссо-Балт.
Главными конструкторами и инженерами были назначены И. Фрязиновский, Ж. Поттера и Д. Бондарев. Но тут стоит пояснить. Иван Александрович Фрязиновский был опытным коммерсантом и входил в правление РБВЗ, именно ему было поручено создание в 1908 году автомобильного отдела. Кроме автомобилей Руссо-Балт Фрязиновский запомнился ещё тем, что купил в 1910 «Экипажную фабрику Фрезе и К». Но это было потом.
В 1896 году был выпущен первый русский автомобиль под руководством Фрезе и Яковлева. Однако автомобиль Фрезе и Ковлева нельзя было назвать таким уж русским, а производство серийным, потому что машины делались на заказ небольшими партиями из компонентов автомобилей иностранного производство (Рено, Де Дион-Бутон и других). По большому счету их фабрику можно было бы назвать по-современному кузовным ателье. После смерти Яковлева союз предпринимателей распался и дела у фирмы шли не лучшим образом в результате чего Фрезе в 1910 году продал свой бизнес РБВЗ.
Первым делом нужен был инженер, который спроектирует автомобиль, (фабрика Фрезе могла была быть куплена и раньше, но она занималась по сути лишь созданием кузовов на готовом иностранном шасси). И тут сыграло роль деловое партнерство РБВЗ и бельгийского завода «Фондю» в Вильворде, который занимался производством железнодорожного оборудования.
Дело в том, что в 1906 году Шарль Фондю параллельно с основном бизнесом начал производство автомобилей ШФ24-30, которые с лучшей стороны зарекомендовали себя на не отличающихся качеством (в то время) бельгийских дорогах. Конструктором этой машины был швейцарец Жюльен Поттера.
Примечательно, что Жульен Поттера после работы на фабрике Фондю и РБВЗ отметился работой на руководящих должностях в целом ряде иностранных автомобильных компаний: «Панар-Левассор» (с 1912 г.), «Лоррэн-Дитрих» (с 1915 г.), «Деляае» (с 1916 г.), «Ситроен» (с 1919 г.), «Альфа-Ромео» (с 1920 г.), «Рено» (с 1930 г.).
Фондю продал лицензию на производство своих автомобилей рижскому заводу, а вместе с лицензией прислал главного конструктора Жульен Поттера. Именно этот швейцарец заложил основу всех трех моделей Руссо-Балт. Дмитрий Бондарев — донской казак и талантливый инженер — занимался адаптацией машин к российским условиям и многими другими делами, а после наладки серийного выпуска Руссо-Балта возглавил Автомобильный отдел РБВЗ.
Вскоре в 1909 году [8 июня или 26 мая по старому стилю] увидел свет первый автомобиль Руссо-Балт С-24/30. Первая партия состояла из 347 автомобилей и это было довольно большим количеством машин для начала ХХ века.
Индекс С-24/30 означала расчетную мощность 24 л.с. и максимальную мощность 30 л.с. Такую мощность выдавал 4,5-литровый мотор (105х130 мм). Причем максимальные 30 л.с. выдавались уже при 1200 оборотах в минуту. Затем двигатель дважды модернизировали, в связи с чем менялся индекс модели. У машины С-24/35 был карбюратор Zenith вместо карбюратора собственного производства (это привело к увеличению мощности до 35 л.с. при 1200 об/мин). С в 1913 году появился С-24/40, который развивал 40 л.с. при 1500 об/мин. Тогда же на машину стала устанавливаться 4-ступенчатая коробка передач вместо трехступенчатой.
Были изменения и в конструкции. Сначала, например, задний мост с полуосями разной длины, потом он стал симметричным, менялась форма крыльев, капота. Колесная база автомобиля была 3165 мм (примерно как у нынешнего длиннобазного Мерседес S-класса), но длина всего 4365 мм, как у нынешних седанов В+ и С-классов. А ширина и вовсе всего 1538 мм.
Автомобиль серии С был самым массовым, но были машины серии К и Е (К-12 и Е-15). С-24 имел 6 мест и обладал всеми характеристиками, которые так хотели видеть в своем автомобиле те самые опрошенные из журнала «Автомобиль». А К-12 был самым дешевым в модельной линейке, у него было 4 места и двухлитровый двигатель, выдававший 20 л.с.
Однако нелюбовь и недоверие российских людей ко всему отечественному не позволила завоевать Руссо-Балт отечественный рынок. Он был лишь одним из многих других автомобилей иностранного производство. Например, у модели С-24 было 15 конкурентов, а у модели К-12 было пять аналогов. Тем не менее конкурировал он с ними на ранвых без всяких преференций со стороны правительства.
На кануне Первой мировой войны 64% всех произведенных машин приобретала русская Армия. Не только как штабные и санитарные автомобили, но и как шасси для броневиков. А до этого автомобили Руссо-Балт занимали первые места в гонках и брали золото на различных выставках.
И наверняка всё было бы отлично, если бы не Первая мировая война и революция, которая за ней последовала. Но это уже совсем другая история, о которой вы можете прочитать здесь .
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/imperfect_writer/istoriia-pervogo-russkogo-seriinogo-avtoproizvoditelia-russobalt-kak-vse-nachinalos-5f2e7b68e0eadf2a732d8842