- «Газотурбинный эксперимент»: неизвестный серийный Chrysler с ГТД
- Turbine Car
- Масштабная программа испытаний
- Тысяча градусов под капотом: как появились и почему вымерли газотурбинные легковушки?
- Газотурбинные автомобили компании Rover
- Газотурбинный уникум FIAT
- «Огненные птицы» от корпорации General Motors
- Что такое ГТД на автомобиль и двигатель
- Как расшифровывается ГТД и что это такое
- ГТД на двигатель, о чём нужно знать
- Заполнение ГТД
- ГТД на транспортное средство
- Ситуации, не требующие заполнения ГТД
«Газотурбинный эксперимент»: неизвестный серийный Chrysler с ГТД
50-е годы можно считать золотым временем газотурбинных двигателей. Они получили широкое распространение в самолетах, где демонстрировали подавляющие преимущество над традиционными поршневыми моторами. Конечно автопроизводители, не могли обойти стороной перспективную новинку и активно экспериментировали с ГТД. Одним из самых интересных проектов стал Chrysler Turbine Car.
Turbine Car
В 1962 году Chrysler разработал газотурбинный двигатель четвертого поколения A-831. Этот двухвальный ГТД имел два теплообменника, благодаря чему температура выхлопных газов снизилась до 250 градусов. Двигатель получился легче предшественника на 18 кг, но растерял 10 л.с.
Тем не менее, крутящий момент достиг внушительных 576 Нм, а скорость вращения турбины 45700 об/мин. Специально для A-831, в 1963 году специалисты Крайслер разработали автомобиль, получивший незамысловатое название Chrysler Turbine Car. В нем ГТД агрегатировался с автоматической КП, крутящий момент к которой передавался через понижающий редуктор.
За дизайн Turbine Car отвечал Элвуд Энжел и надо сказать постарался он на славу. Автомобиль выглядел необычно за счет использования в дизайне «авиационной» стилистки. Передние фары Chrysler Turbine были оформлены в виде воздухозаборников реактивного самолета, а задние, стилизованы под выпускные сопла. Кроме того, Chrysler Turbine Car имел оригинальную оранжевую окраску под названием Turbine Bronze.
Салон автомобиля также был по «самолетному» выразителен. Центральный тоннель стилизован под вал турбины, а водителя окружали различные тумблеры и переключатели. Панель приборов состояла из трех циферблатов: указателя температуры, спидометра и тахометра. Причем последний был градуирован до 60000 об/мин!
В остальном Chrysler Turbine Car представлял собой традиционный для того времени американский автомобиль. Спереди находилась независимая подвеска на двойных рычагах, сзади зависимая рессорная.
Кузова Chrysler Turbine изготавливались в итальянском ателье Carrozzeria Ghia, после чего отправлялись в США, где проходила окончательная сборка и окраска машины. Такой логистический маневр удорожал и без того недешевый автомобиль. По слухам цена одного экземпляра составляла 55 тыс. долларов, что в пересчете на современные деньги эквивалентно 450 тыс. $. Очень внушительная сумма, тем более, что Chrysler Turbine Car можно было получить абсолютно бесплатно, правда не надолго.
Масштабная программа испытаний
Тем временем, в 1963 году Chrysler изготовил 55 автомобилей, 50 из которых были подготовлены к участию в уникальной испытательной программе. В ходе нее машины передавались автомобилистам из 49 штатов, сроком на три месяца. Акция настолько заинтересовала американцев, что в общей сложности Крайслер получил несколько десятков тысяч заявок. Однако к участию допустили всего 203 человека.
В общей сложности автомобили преодолели 1 млн. 780 км. Подавляющему большинству испытателей машины очень понравились. Прежде всего они отмечали плавную без вибраций работу двигателя, и его высокую мощность. Кроме того, Chrysler Turbine Car реже нуждался в ТО и был способен потреблять керосин, неэтилированный бензин, спирт и дизельное топливо.
Между тем, недостатков также хватало. Все как один отмечали высокий расход топлива, двухсекундную задержку на педаль «газа» при старте с места и характерный свист турбины.
Тем не менее, несмотря на положительный исход программы и явный интерес потребителей, Chrysler отказался от серийного производства Turbine Car. Компания просто не смогла бы построить новый моторный завод, на фоне спада своих экономических показателей. По оценкам экспертов, затраты на серийный запуск газотурбинных автомобилей составили бы 1 млрд. долларов.
В конечном итоге все 50 автомобилей, участвовавших в программе были уничтожены, 5 других переданы в музеи.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/carshistory/gazoturbinnyi-eksperiment-neizvestnyi-seriinyi-chrysler-s-gtd-5ed5e5ab32fe955ae919be03
Тысяча градусов под капотом: как появились и почему вымерли газотурбинные легковушки?
Благодаря бесспорным успехам мощных газотурбинных силовых агрегатов они давным-давно вытеснили поршневые двигатели из многих смежных отраслей хозяйства и воздушного транспорта. Что же касается легковых автомобилей, то «газотурбинная эйфория», родившаяся вскоре после Второй мировой войны, через двадцать с небольшим лет тихо и навсегда скончалась, оставив истории лишь несколько единичных образцов столь необычной техники.
Это незаметное для мировой автомобильной индустрии событие выглядело тем более странным, что создание самоходных повозок с газотурбинными устройствами началось ещё в конце XVII века, и в дальнейшем, вплоть до 1950-х годов, их неспешно доделывали, превратив в особые компактные «моторы» для транспортных нужд. Примером уникальной самодвижущейся древности с такого рода «двигателем» считается тележка с паровым котлом, которую в 1672 году изобрёл фламандский миссионер и учёный Фердинанд Вербист. Его идея заключалась в направлении струи горячего пара на горизонтальное колесо с лопатками, приводившее в движение два передних колеса.
Макет самоходной повозки Фердинанда Вербиста с древним прообразом газотурбинной установки
Так что же это за уникально простой, компактный и мощный газотурбинный двигатель (ГТД) в одновальном исполнении для легковушек? В обобщенной конструктивной схеме он снабжался радиальным компрессором, засасывавшим воздух в камеры сгорания, куда впрыскивалось недорогое жидкое топливо. При воспламенении горючей смеси раскаленные газы раскручивали как компрессор-нагнетатель воздуха, так и тяговую турбину с шестеренчатым редуктором, понижавшим число оборотов до значения, приемлемого для привода колес автомобиля.
Упрощенная схема автомобильного ГТД: 1 — компрессор, 2 — тяговая турбина, 3 — турбина компрессора
Газотурбинные автомобили компании Rover
Первый в мире газотурбинный автомобиль Rover Jet-1 удивлял всех прохожих в Лондоне. 1950 год
Опробование второго более мощного турбоавтомобиля Rover Jet-1. 1952 год (фото R. Gerelli)
Публичная демонстрация автомобиля Jet-1 сопровождалась шумной рекламной кампанией (фото R. Gerelli)
Презентация Jet-1 состоялась в марте 1950 года. Через два года начались испытания модернизированного варианта с 230-сильной турбиной Т-8. Такой ГТД отличался плавностью работы, но слишком высокая рабочая температура потребовала применения редких и дорогих материалов, а расход авиационного керосина достигал 50 литров на 100 километров.
Единственная сохранившаяся машина Rover Jet-1 образца 1950 года в лондонском Музее науки (фото автора)
В 1956 году фирма Rover вернулась к ГТД второго поколения с новой 100-сильной турбиной 2S/100 и теплообменником производства компании British Leyland. Ее смонтировали в задней части полноприводного автомобиля Т-3 с двухместным стеклопластиковым кузовом на сварной раме с алюминиевыми усилителями и дисковыми тормозами. Максимальная скорость достигала 170 км/ч, расход топлива сократился до 22 литров, но в то время компания уже не могла выделить крупных средств на продолжение этих работ.
Испытания уникального полноприводного концепт-кара Rover T-3 с задней установкой ГТД. 1956 год
Газотурбинный автомобиль-купе T-3 в экспозиции Heritage Motor Centre в Гайдоне
Несмотря на огромные расходы, в 1961-м появилась переднеприводная легковушка Т-4 с 140-сильным агрегатом 2S/140 переднего расположения и четырехместным несущим кузовом для будущей серийной модели Rover-2000. Она стала самой быстроходной дорожной машиной с ГТД (около 200 км/ч) и с места до «сотни» разгонялась за восемь секунд.
Фото 1. Последняя газотурбинная машина компании Rover с кузовом, созданным для серийной модели Rover-2000
Дополнением к серии Т-4 был удлиненный приземистый спортивный вариант Rover-BRM с задним приводом и двухместным кузовом купе, созданный совместно с фирмой BRM. До середины 1970-х он служил престижным и дорогим дорожным автомобилем и участвовал в крупных международных автогонках.
Престижный дорожный вариант спортивного автомобиля Rover-BRM с газовой турбиной. 1965 год
Газотурбинный уникум FIAT
Спортивная газотурбинная машина FIAT Turbina в Museo dell’ Automobile di Torino. 1954 год
Автомобиль FIAT Turbina с задним силовым агрегатом и автоматической трансмиссией модели 8001
Главной особенностью 300-сильного ГТД заднего расположения была особая трансмиссия модели 8001, автоматически регулировавшая рабочие режимы компрессора и тяговой турбины. При этом свежий воздух засасывался спереди и подавался к заднему компрессору по центральному тоннелю.
При желании на этой схеме можно разглядеть всю «механическую мельницу» машины FIAT Turbina
Автомобиль получил стальную трубчатую раму и независимую подвеску всех колес со стабилизаторами поперечной устойчивости. После испытаний и демонстрации на Туринском автосалоне в нём выявили множество недостатков, и дальнейшие работы пришлось прекратить.
«Огненные птицы» от корпорации General Motors
Известный дизайнер Харли Эрл во главе своего «огненного семейства» уникальных автомобилей Firebird
В декабре 1953 года с первой экспериментальной газотурбинной машиной Firebird XP-21 (Firebird I) сразу же произошел конфуз: ее приняли за поставленный на четыре больших колеса одноместный реактивный истребитель с короткими крылышками, хвостовым стабилизатором и задним соплом.
Странное авиационно-автомобильное сочетание по-американски — концепт-кар Firebird XP-21. 1953 год
Нелетающий истребитель GM Firebird XP-21 со спрятанным в корпусе ГТД и декоративным оперением
Но, присмотревшись, под стеклопластиковым кузовом можно было увидеть 380-сильный ГТД GT-302 компании Allison, весивший около 350 кг и разгонявший бутафорский самолет до 370 км/ч. Он снабжался по-автомобильному независимой подвеской и внутренними тормозными барабанами.
Необычный газотурбинный автомобиль-самолет Firebird I в экспозиции GM Heritage Center
Через три года был представлен более строгий четырехместный вариант Firebird II (XP-43) с новым ГТД GT-304 в 200 сил при рабочем режиме 25 тысяч оборотов в минуту и дисковыми тормозами. На этот раз он был похож на гоночный автомобиль с передним остроконечным обтекателем и упрятанными в него фарами, небольшими боковыми крыльями, прозрачной крышей-фонарём и хвостовым оперением. В отличие от первенца его напичкали мелкими оригинальностями: двухсекционные двери, бортовой компьютер, блок автоматического переключения световых приборов.
Второй газотурбинный вариант Firebird II, напоминавший рекордно-гоночный автомобиль. 1956 год
Харли Эрл с удовольствием позирует у своего уникального газотурбинного детища GM Firebird II
Вскоре за ним появилась третья приземистая шестиметровая «сказочная огненная птица» Firebird III (XP-73) с 225-сильным двигателем GT-305 и самолетным фонарём, ощетинившаяся всеми своими стеклопластиковыми кузовными панелями и ножевидными кромками дверей, крыльев и всевозможных хвостов. Для питания бортовых систем, кондиционера и круиз-контроля служил миниатюрный бензиновый движок в 10 сил.
Третий газотурбинный уникум Firebird III с уймой полезных и бесполезных крыльев и крылышек. 1958 год
Источник статьи: http://www.kolesa.ru/article/tysyacha-gradusov-pod-kapotom-kak-poyavilis-i-pochemu-vymerli-gazoturbinnye-legkovushki
Что такое ГТД на автомобиль и двигатель
Многим водителям приходилось сталкиваться с ГТД, но немногие обращают внимание на эту аббревиатуру. Еще меньшее число водителей интересуются значением этого понятия.
А зря, ведь на практике столкнуться с ГТД может каждый и нужно иметь хоть малейшее представление об этом явлении.
Часто такая аббревиатура всплывает в профессиональных кругах. Даже при покупке автомобиля можно неожиданно столкнуться с загадочным набором этих букв. С чем же мы имеем дело?
Как расшифровывается ГТД и что это такое
Знакомство нужно начать с расшифровки аббревиатуры ГТД. Ведь наверняка есть немало водителей, которым не до конца понятна суть нашего разговора. Под этими тремя буквами подразумевается грузовая таможенная декларация. Этот документ требуется для пересечения границы и въезда в другое государство. Не особо стало понятно, что такое ГТД на машину, потому разбираемся дальше в этом понятии.
В этом документе указывается информация о водителе и перевозимом грузе. Заполненный бланк подаётся в определённые контролирующие и проверяющие органы. Оформляется такая декларация в ряде случаев, которые мы рассмотрим немного позже. Благодаря этому документу таможенные органы проводят учёт и контроль экспортных и импортных товаров.
Каждая декларация имеет уникальный номер. Он складывается не из случайного набора чисел. Номер разделён на 4 части при помощи слэша. Каждая часть несёт в себе определённый смысл:
- В первой части зафиксирован 8-значный номер поста таможни.
- Дальше следует дата оформления ГТД.
- В третьей части ГТД содержится порядковый номер декларации. В качестве первого символа может использоваться буквенное обозначение «П», всего в этой части номера содержится 7 символов.
- Четвёртая часть обозначает номер товара.
А что же собой представляет ГДТ на мотор или кузов автомобиля? И вновь возникает много вопросов, а ситуация по-прежнему остаётся непонятной.
ГТД на двигатель, о чём нужно знать
Силовой агрегат любого автомобиля также является товаром, как и все другие. Следовательно, при экспорте/импорте силового агрегата также является обязательным оформление ГТД на двигатель. При этом неважно о каком агрегате идёт речь: новом или бывшем в употреблении. В любом случае требуется оформлять ГТД. Этот документ является подтверждением страны-происхождения двигателя и факта прохождения таможенного контроля.
Без ГТД на двигатель невозможно будет оформить замену силового агрегата на авто. К ГТД на двигатель по правилам должна прилагаться обязательная документация. Только в этом случае возможно проведение регистрации нового агрегата.
Через границу России может ввозиться кузов автомобиля. При такой ситуации также является обязательным оформление ГТД на кузов ТС. Часто автомобиль ввозится по запчастям, а затем собирается заново. Очень важно при покупке автомобиля бывшего в употреблении проверять соответствие номеров на кузове, силовом агрегате и ПТС.
Заполнение ГТД
Ответственно и серьёзно нужно отнестись к процессу заполнения грузовой таможенной декларации. Документ должен содержать подробную информацию о водителе и транспортируемом грузе. Заполнение этого заявления осуществляется на двух бланках: ТД1 и 2. Первый бланк считается основным листом, второй выполняет роль добавочного.
ТД1 состоит из нескольких листов с самокопирующимися свойствами:
- первый лист забирают себе таможенные органы;
- второй — используется для ведения статистического учёта;
- третий лист возвращается водителю, который подаёт ГТД;
- последний, четвёртый, лист принимается за региональный экземпляр.
При перевозке через госграницу груза, состоящего из нескольких наименований, на помощь приходит ТД2. Без этого дополнения ГТД не используется.
ГТД на транспортное средство
Отдельного внимания заслуживает ГТД на автомобиль, которая оформляется при ввозе/вывозе ТС. Чаще всего, конечно, оформление грузовой декларации требуется при покупке автомобиля в другой стране. Этот документ в обязательном порядке предоставляется в органы ГИБДД для оформления автомобиля и постановки его на учёт.
Оформлением грузовой таможенной декларации занимается распорядитель груза. Дальше следует процесс заверения документа, который ложится на плечи инспектора таможенной службы. В случае покупки автомобиля юридическим лицом продавец выдаёт покупателю копию ГТД, предварительно заверенную. От покупателя требуется внимательность и дотошность. Он должен тщательно проверить VIN-код с автомобиля и сверить его с данными из ПТС. Любая ошибка и неточность станут серьёзной проблемой и не позволят поставить автомобиль на учёт в родной стране.
При покупке физлицом автомобиля из-за границы в добавок к ГТД и ПТС добавляется приходный ордер. Этот документ, как и два остальных, обязательно должен предъявляться органам таможни и сотрудникам ГИБДД.
Ситуации, не требующие заполнения ГТД
Грузовая таможенная декларация — это особый транспортный документ, который состоит из нескольких листов. В обязательном порядке к этому документу прилагается ДТС. За этой аббревиатурой скрывается декларация таможенной стоимости. Это приложение закрепляется за тем грузом, который облагается НДС, акцизом и таможенными пошлинами.
Если рассматривать автомобиль в качестве груза, то к нему должна прилагаться ДТС. Но имеются некоторые исключения, которые прописаны в законодательных актах. Список таких исключений выглядит следующим образом:
- Таможенная стоимость груза находится ниже 5 тыс. долларов. По отношению к такому грузу не применяются экономические меры. Это исключение действует в том случае, если не имеют место многоразовые поставки груза по одному контракту.
- Перевозка груза осуществляется физическим лицом, которое не преследует коммерческих целей.
- Грузы, по отношению к которым не применяются пошлины, установленные налоговым законодательством.
- Действие особенных таможенных режимов, при которых возможно отсутствие налогообложения. Примером такого исключения является Таможенный союз.
Грузовая таможенная декларация — важная составляющая для ввоза и вывоза товаров. К ней нужно относиться серьёзно и ответственно подходить к оформлению необходимой документации, чтобы в дальнейшем не возникало проблем. Правильное оформление, составление и заполнение грузовой таможенной декларации — основа для международных транспортных отношений.
Источник статьи: http://drivertip.ru/osnovy/chto-takoe-gtd-na-mashinu.html