- Как работают подушки безопасности в современных автомобилях?
- Устройство и принцип работы подушек безопасности водителя
- Что собой представляет «аэрбег»
- Сумка
- Датчики удара
- Газогенератор
- Как происходит срабатывание «аэрбега»
- Разновидности подушек безопасности
- Фронтальные
- Боковые
- Шторки
- Коленные
- Проверяем подушки безопасности
- Зачем в машине нужны подушки безопасности: принцип работы, виды и условия срабатывания
- Когда и как появились подушки безопасности
- Устройство
- Принцип работы современных Airbag
- Виды и типы подушек безопасности
- Фронтальные
- Центральные
- Боковые
- Шторки (головные)
- Коленные
- Месторасположение в машине
- При каких условиях срабатывает система защиты
- Неисправности
Как работают подушки безопасности в современных автомобилях?
Подушка безопасности надувается за 0,03 секунды, набирая скорость 300 километров в час. Она предназначена для спасения, но может и убить. Как работают подушки безопасности? Для ответа на этот вопрос, необходимо полное понимание принципа работы подушек безопасности.
Airbag, в народе – подушки безопасности, относятся к пассивной безопасности автомобиля. Существует несколько видов подушек безопасности, мы подробно рассмотрим каждый из них.
— фронтальные подушки располагаются в передней части салона, водительская подушка находится в руле, пассажирская в торпеде. В большинстве автомобилей пассажирская подушка отключается. Фронтальные подушки срабатывают при столкновениях передней части автомобиля.
— коленные подушки безопасности. Срабатывают совместно с фронтальными, при повреждении передней части автомобиля.
— боковые подушки безопасности. Располагаются внутри сидений, защищают водителя и пассажиров от бокового столкновения. Первым производителем, выпускавшим такие автомобили был — Volvo.
— шторки безопасности. Расположены в крыше или боковых стойка автомобиля, срабатывают так же при боковых столкновениях. Защищают от осколков стекла.
Из чего состоит подушка безопасности?
Подушка безопасности состоит из трех элементов: подушка (сумка), датчики удара, газогенератор. Сумка состоит из многослойной нейлоновой оболочки, толщина которой находится в пределе 0,3-0,4 мм. Датчики удара располагаются на внешней части автомобиля. Газогенератор включает в себя 2 пиропатрона, которые «наполняют» подушку азотом.
Как срабатывают подушки безопасности?
При столкновении автомобиля на скорости больше 20 км/ч, происходит срабатывания датчика удара. Датчик удара передает сигнал в блок управления, на основании полученной информации ЭБУ приводит в действие газогенератор подушки безопасности. В газогенераторе происходит срабатывание пиропатрона, в результате химической реакции выделяется азот, который заполняет подушку (сумку). Так же в газогенераторе находится второй пиропатрон, который срабатывает при более серьезном столкновении. Наполненная азотом подушка безопасности частично сдувается, и становится мягче, тем самым минимализируя последствия ДТП.
Сколько служат подушки безопасности?
Подушки безопасности могут находиться в состоянии ожидании достаточно долго. Со временем, нейлон теряет свои свойства, а пиропатрон «закисает». Продолжительность жизни подушек в среднем составляет 10-15 лет. После этого срока, подушка может не раскрыться.
Таким образом, мы разобрали принцип работы подушки безопасности, информация не новая, но достаточно полезная.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, удачи!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c5319c7366cc900ae223ca4/kak-rabotaiut-podushki-bezopasnosti-v-sovremennyh-avtomobiliah-5c5828590f810000ad8caeee
Устройство и принцип работы подушек безопасности водителя
Дата публикации: 06 декабря 2017 .
Категория: Автотехника.
Производители автомобилей стараются заботиться о своих клиентах и оборудуют авто не только надежными ремнями безопасности, но и подушками безопасности (также их называют пневмоподушками или Airbag). При этом в современных машинах их может быть от 2 до 7. Что же собой представляют подушки безопасности в автомобиле и как они действуют? Попробуем разобраться.
Что собой представляет «аэрбег»
Устройство подушки безопасности довольно простое. Условно изделие можно разделить на три составные части: сумку, датчики удара и газогенератор (систему надува).
Сумка
Представляет собой тонкую, многослойную, нейлоновую оболочку (толщиной не более 0,4 мм) способную выдерживать большие кратковременные нагрузки. Сумка расположена в специальной шине, которая закрыта специальной накладкой из ткани или пластика.
Датчики удара
Эти компоненты, как правило, располагаются в передней части машины. Они отвечают за своевременное срабатывание подушки безопасности автомобиля, то есть именно эти сенсоры активируют ее сразу после столкновения с объектом на скорости более 20 км/ч. Однако при этом учитывается также и сила удара, поэтому пневмоподушка может сработать даже в стоящем авто, если столкновение было достаточно сильным.
Датчики устанавливаются двух типов:
- Ударные (фиксируют удар, который приходится на кузов).
- Датчики пассажирского сидения (благодаря им можно исключить срабатывание системы, если помимо водителя в машине больше никто не находится).
Помимо датчиков в системе также часто дополнительно устанавливаются акселерометры (помогают определить положение авто).
Газогенератор
Первоначально эти элементы были оснащены всего одним пиропатроном, из-за чего было очень сложно регулировать подачу газа в подушку исходя из габаритов и положения сидящего в машине человека. Однако современные «аэрбеги» имеют 2 пиропатрона. Первый (основной) выпускает 80% газа (так называемая мягкая посадка), второй подключается только в том случае, если столкновение было слишком сильным и человек нуждается в более жесткой подушке.
Все 3 составляющие пневмоподушки должны быть исправными, только в этом случае можно гарантировать, что защитные элементы сработают безотказно.
Как происходит срабатывание «аэрбега»
Принцип работы подушек безопасности можно условно разделить на несколько этапов:
- Столкновение транспортного средства с другим объектом.
- Автоматическое срабатывание электронных датчиков, которые запускают следующий механизм.
- Система получает сигнал от электронного блока управления и происходит срабатывание детонатора (заряда из таблеток натриевой кислоты), вследствие чего газ (аргон или озон) нагревается и под высоким давлением (до 250 мПа) вырывается наружу. Однако перед этим он проходит через специальный металлический фильтр и остужается.
- Происходит резкое заполнение подушки, и она раскрывается через 30 миллисекунд после того, как сработавшие датчики отправили сигнал.
- Водитель или пассажир авто ударяется головой об «аэрбег», который значительно гасит энергию полученного удара. Благодаря этому на человека приходится всего 10% остаточного удара.
- Подушка «опадает».
Говоря о том, как работают подушки безопасности, стоит учитывать конструктивные особенности автомобиля, так как в некоторых машинах есть всего 2 «аэрбега», тогда как в других аварийные элементы установлены практически в каждой плоскости.
Разновидности подушек безопасности
Сегодня автомобили могут быть оборудованы сразу несколькими типами защитных элементов.
Фронтальные
«Аэрбеги», расположенные в рулевом колесе (водительские) и в верхней части панели инструментов (пассажирские), считаются самыми распространенными. Они устанавливаются даже на самые бюджетные машины. Эти подушки отличаются друг от друга по размерам, так как расстояние от руля до водителя значительно меньше, чем от человека, сидящего рядом, до «торпедо».
Элементы срабатывают только при столкновении передней части авто. Однако уже разработана подушка безопасности водителя многоступенчатого типа, которая активируется при столкновениях разного типа и тяжести.
Важно! На передней пассажирской подушке безопасности находится кнопка отключения, которую необходимо обязательно нажимать, если на таких сидениях перевозится ребенок в специальном автокресле.
При поездке в авто с фронтальными защитными элементами нужно обязательно уточнить у водителя, есть ли в «торпедо» пневмоподушка. Если таковая имеется, то в руках нельзя перевозить сумки, пакеты и прочие предметы или упираться коленями в место, где находится airbag.
Боковые
Данная разновидность пневмоподушек обычно встречается только в «продвинутых» комплектациях авто. Такие «аэрбеги» предназначены для зашиты плеч, грудной клетки, живота и таза в случае бокового столкновения. Как правило, эти элементы размещаются внутри передних сидений, но также есть и модели для задних кресел, предназначенные для защиты людей, сидящих сзади.
Полезно! Если в авто установлены боковые подушки, то в отсеках дверей нельзя хранить крупные или острые предметы.
Шторки
Также эти элементы часто называют головными подушками безопасности, которые по большому счету тоже предназначены для защиты пассажиров и водителя от боковых ударов, а также от осколков стекла. Они, как правило, устанавливаются либо только для передних сидений, либо для обоих рядов кресел. Размещаются эти элементы в боковых частях крыши авто (над окнами) и иногда в боковых стойках.
Коленные
Данные защитные элементы срабатывают при фронтальном ударе авто. Такие подушки устанавливаются преимущественно на автомобилях средней ценовой категории (С-класса). Как правило, защитные элементы этого типа находятся под рулем и под «торпедо».
Важно! При наличии такое пневмоподушки водитель должен отрегулировать свое кресло таким образом, чтобы от нижней части панели он был на расстоянии нем менее 10 см.
Также сегодня встречаются и менее распространенные разновидности «аэрбегов». К ним относятся задние боковые подушки и центральные пневмоподушки.
Стоит учесть, что при покупке б/у авто у многих может возникнуть логичный вопрос, как проверить подушки. Дело в том, что прежний владелец машины мог уже использовать газовый заряд устройства, но не наполнил airbag повторно (сделать это можно только в автосервисе).
Проверяем подушки безопасности
Сразу после покупки б/у авто, новый владелец железного коня должен убедиться не только в работоспособности своего приобретениея, но и проверить подушки безопасности. В первую очередь стоит убедиться в том, что они вообще предполагаются для данной модели машины. Об этом будут свидетельствовать соответствующие надписи SRS или Airbag на «баранке» и панели «торпедо». Вокруг этих аббревиатур не должно быть сколов или царапин, так как это означает, что защитный аксессуар уже был использован и не факт, что прежний владелец позаботился о дорогостоящей услуге по заполнению пневмоподушек газом. Однако, даже если переустановка изделия была все же произведена, нет гарантии, что процедура выполнена корректно.
Полезно! Срок годности подушек обычно составляет от 10 до 14 лет (в зависимости от модели, марки и года выпуска машины). После этого срока патрон разряжается и изделие приходит в негодность.
Также стоит обратить внимание на стекла (особенно на лобовое). Если они менялись, то вероятнее всего подушка безопасности уже использовалась.
Стоит обратить внимание на дату изготовления ремней безопасности. Данные должны совпадать на всех сиденьях. Если эти элементы были заменены, то возможная причина – сильный удар, который также провоцировал открытие «аэрбега».
Кроме этого, есть еще несколько способов, как проверить наличие и работоспособность подушек:
- Включить зажигание и дождаться появления на приборной панели надписи «аэрбег», которая должна исчезнуть через несколько секунд.
- Если в авто есть специальный разъем для диагностики работы систем (обычно расположен под рулем), то необходимо завести двигатель, подождать 30 секунд и закрыть контакты 4 и 13 при помощи обычной канцелярской скрепки. После этого кнопки на приборной панели должны начать моргать. Если на одной из них отображается человек с подушкой, и эта кнопка моргает чаще остальных, то это говорит об ошибке получаемого кода. Если лампочка и вовсе не подает признаков жизни, то это свидетельствует о том, что продавец авто вообще отключил этот модуль.
Источник статьи: http://avto-moto-shtuchki.ru/avtotekhnika/230-podushki-bezopasnosti-v-avtomobile.html
Зачем в машине нужны подушки безопасности: принцип работы, виды и условия срабатывания
Подушки безопасности — один из главных атрибутов современного авто. Трудно поверить, но еще 40 лет назад никто из лидеров индустрии и не думал их устанавливать, а сейчас система SRS (оф. название) обязана быть во всех выпускаемых автомобилях. По крайней мере без них сертификата NHTSA производителю не видать.
Многие автолюбители также понимают, что это устройство может спасти их жизнь и делают выбор в пользу более безопасных моделей.
Так что перед покупкой важно интересоваться, сколько подушек безопасности предусмотрено комплектацией, а чтобы быть подкованным в этом вопросе, предлагаем ознакомиться не только с сухой теорией устройства «эирбэгов», но и их видами, местами установки, возможными неисправностями и даже сроком службы (актуально при покупке б/у машины).
Когда и как появились подушки безопасности
Впервые о создании подушек задумались еще в 40-х, правда не для автомобилистов, а военных пилотов. Но дальше патентов дело не пошло. В конце 60-х Ford и Crysler также начали работать в этом направлении, но с одним огрехом — подушки воспринимались как альтернатива ремням безопасности.
Точку в этом вопросе вскоре поставили GM, выпустив 10 000 автомобилей, оснащенных подушками. Статистика показала только 7 смертельных случаев (и то, один от инфаркта). Только тогда в NHTSA это восприняли, как перспективное направление и приняли закон об обязательном наличии Airbags в каждом авто.
А так как американский рынок был тогда крупнейшим, европейские и японские производители быстро подстроились и вскоре начали выкатывать собственные наработки в этом направлении.
Историю можно закончить 1981 годом. Mercedes-Benz выпускает W126, где подушки устанавливались в паре с натяжителями ремней. Такое решение позволило нивелировать до 90% от силы удара. Лучшего результата пока, увы, достичь не удалось.
Устройство
Прежде чем мы разберемся с принципом работы подушек безопасности, давайте проведем небольшой экскурс по основным элементам система SRS, так как сама подушка — это еще не все.
- Датчики удара. Их устанавливают спереди, по бокам и сзади кузова. Их задача фиксировать момент столкновения и быстро передать информацию ЭБУ;
- Газогенератор или система наддува. В ее состав входят два пиропатрона. Первый обеспечивает подачу 80% газа, наполняющего подушку, а второй 20%. Последний срабатывает только при серьезных столкновениях;
- Сумка (подушка). Это та самая белая ткань, а точнее нейлоновая оболочка. Материал выдерживает огромные кратковременные нагрузки и очень легок, благодаря чему быстро раскрывается под давлением газа.
Также в систему входит датчик пассажирского кресла, чтобы в момент столкновения система знала — нужно выпускать пассажирскую подушку или там никого нет.
Плюс иногда в состав SRS входит акселерометр, который определяет переворот авто.
Принцип работы современных Airbag
Благодаря своей толщине и мягкости, в связке с ремнями, подушка выполняет три функции:
- не позволяет человеку удариться головой о руль или торпедо;
- гасит инерционную скорость тела;
- сохраняет от внутренних травм, вызванных резким замедлением.
На последнем стоит заострить внимание. При столкновениях на высоких скоростях инерционная сила такова, что внутренние органы ударяются о кости, что вызывает их разрывы и кровоизлияния. Например, такой удар мозга о череп, зачастую, имеет фатальный характер.
Как работает система SRS уже можно догадаться по устройству, тем не менее стоит повторить:
- Во время ДТП датчик удара фиксирует столкновение и передает его ЭБУ.
- ЭБУ дает команду газогенератору.
- Вылетает помпа пиропатрона и газ под давлением подается в металлический фильтр, где остужается до нужных температур.
- Из фильтра он поступает в сумку.
- Под воздействием газа, сумка резко увеличивается в размерах, прорывает обшивку автомобиля и надувается до заданных размеров.
Все это происходит за 0.3 секунды. Этого времени достаточно, чтобы «поймать» человека.
Кстати, именно поэтому кузов авто должен деформироваться гармошкой. Так он не только гасит инерцию, но еще дает время системе SRS спасти человека от серьезных увечий.
После срабатывания, в течение пары минут подушка полностью сдуется, дабы обеспечить доступ спасательных служб или чтобы водитель смог самостоятельно покинуть салон автомобиля.
Виды и типы подушек безопасности
После 1981 года разработки подушек не закончились. Теперь, в зависимости от класса автомобиля, производители могут предложить разные варианты компоновки системы SRS, которые минимизируют травмы при разных вариантах ДТП.
Можно выделить следующие версии:
Фронтальные
Самый распространенный вид, встречающийся даже в самых бюджетных автомобилях. Как понятно по названию, они защищают водителя и пассажира спереди при фронтальном столкновении.
Главная задача этих подушек — смягчить инерцию, чтобы пассажиры не ударились о торпеду и руль. Они могут отличаться по размерам в зависимости от расстояния между торпедой и передними креслами.
Сами по себе они не откроются, даже если по ним случайно ударить. Но существует определенная техника безопасности. Например, пассажиру не стоит держать в руках поклажу, а при установке детского кресла нужно деактивировать подушку пассажира специально предусмотренной кнопкой.
Центральные
Данный вид появился несколько лет назад, и нет, подушка расположена не на центральной консоли, а между передними креслами. Таким образом она служит упругим барьером между водителем и пассажиром.
Активация происходит только при боковом ударе, и главная задача данной airbag не допустить, чтобы водитель и пассажир ударились головами друг об друга.
Кстати, во время испытания выяснилось еще эта подушка минимизирует травмы во время переворота авто на крышу. Но устанавливают их только на автомобили премиального класса.
Боковые
Эти airbag активируются при боковом столкновении и защищают водителя и пассажиров от травм плеч, таза и туловища. Они не такие большие, как фронтальные, но, судя по результатам краш-тестов, способны гасить до 70% силы удара.
К сожалению, на автомобилях бюджетной категории данная разновидность подушек не встречается, так как технология предусматривает сложную установку в стойки или спинки кресел.
Шторки (головные)
Шторки или как их еще называют — головные подушки, также призваны защищать участников движения от травм и осколков стёкол во время бокового удара. Их помещают вдоль оконной рамы и стоек, тем самым, прежде всего, защищая голову. Встречаются только на автомобилях премиального сегмента.
Коленные
Учитывая, что фронтальные подушки защищают только голову и туловище водителя и пассажира спереди, на ноги приходилась большая часть травм. Особенно это касалось коленей. Поэтому производители предусмотрели в этой области отдельную подушку. Они срабатывают одновременно с фронтальными подушками.
Единственное, при наличии данного виду airbag, водитель должен следить за расстоянием между коленями и торпедой. Оно всегда должно быть больше 10 см. Иначе, эффективность такой защиты будет низкой.
Месторасположение в машине
Чтобы определить, где и какие подушки есть в автомобиле, вовсе необязательно открывать техническую документацию. Правила обязывают производителей обозначать их местонахождения гравировкой или биркой.
Так, узнать, если ли те или иные подушки в вашем автомобиле можно следующим образом:
- Фронтальные обозначаются гравировкой на центральной части рулевого колеса и на щитке выше бардачка;
- Коленные обозначаются аналогично. Гравировку можно найти под рулевой колонкой и под секцией бардачка;
- Боковые подушки и шторки выдают себя биркой. Правда искать ее придется внимательно, так как производители любят их прятать в угоду эстетике.
Кстати, при покупке б/у авто не стоит ориентироваться лишь на обозначения. Подушки одноразовые, а автомобиль уже мог побывать в ДТП. Поэтому лучше смотреть на отделку салона рядом с обозначениями airbag. Если есть трещины, дырки или следы ремонта обшивки, скорее всего подушек там уже нет.
При каких условиях срабатывает система защиты
Также стоит обозначить следующий момент — подушки не срабатывают просто так. Поэтому, когда вы едете, они никогда не вылетят вам в лицо без причины. Более того, даже при ДТП на скорости до 20 км датчик не даст сигнал выпустить подушки, так как сила инерции еще слишком незначительна.
Отдельно стоит отметить случаи, когда автовладелец решит произвести ремонт обшивки салона в местах расположения подушек. Чтобы не произошло случайного раскрытия и последующей за этим травмы, следует скинуть клеммы с аккумулятора, а уже потом браться за ремонт.
Неисправности
Как и все бортовые системы, подушки привязаны к ЭБУ и диагностируются бортовой сетью. Если есть неисправность, водитель узнает об этом по мигающему значку на приборной панели.
Неисправности могут заключаться в:
- Ошибке или сбое работы системы;
- Неправильном подключении Airbag;
- Окислении проводов или контактов (частый случай после мойки);
- Выходе из строя датчика удара;
- Отсутствии сигнала от блока управления, ремней, подушек или датчика;
- Неисправности предохранителей (возможно отошел контакт);
- Неправильной установке новых подушек или рулевого колеса.
При любых неисправностях следует обращаться в сервис. Так как самостоятельно узнать реальное техническое состояние подушек можно будет только в момент аварии, что чревато печальными последствиями.
Также стоит иметь ввиду, что при покупке старого автомобиля (от 15 лет) подушки придется менять однозначно, так как заряд патрона за эти годы уже «выдохся». Сегодня замена только одной подушки стоит от 10 000 рублей. Если безопасность в приоритете, возможно стоит поискать авто по моложе.
Источник статьи: http://autovogdenie.ru/podushki-bezopasnosti-airbag-avto.html