3 . Автотранспортные средства с грузоподъемными устройствами
К грузоподъемным устройствам относятся: УГБ — грузоподъемный борт (площадка); УКК — кран стреловой консольный; УКП — кран портальный; УКГ — устройство грузоподъемное, состоящее из двух крановых механизмов консольного типа; УВП — устройство вертикального подъема; УНС — устрой ство наклонного снятия.
Грузоподъемный борт типа УГБ устанавливается на раме автомобиля или полуприцепа и применяется при перевозке с механизированной погрузкой или разгрузкой контейнеров и других штучных грузов. В зависимости от ти поразмера установлена следующая номинальная грузоподъемность бортов- 0,63 т (УГБ-0,63), 1,0 т (УГБ-1,00) и 1,5 т (УГБ-1,5).
Грузоподъемные борта, устанавливаемые на автотранспортных средст вах, классифицируются по пяти основным признакам. Компоновочному решению — встроенный, съемный (навесной). Типу подъемного механизма -тросовый, рычажный. Типу гидропривода — гидравлический, электрогидравлический. Типу грузонесущего узла — игольчатый, платформенный. Расположению грузоподъемного борта — сзади или сбоку автомобиля, прицепа или полуприцепа.
Автомобили-самопогрузчики с грузовыми бортами (рис. 8.2) обеспечивают погрузку и разгрузку штучных или затаренных гру зов массой одного места от 100 до 1000 кг .
Рис. 8.2. Автомобиль-самопогрузчик с грузовым бортом
Грузоподъемными бортами обычно оборудуются бортовые ав томобили и автомобили-фургоны, грузоподъемность которых более 2,5 т. Грузоподъемным является задний борт кузова. Привод этого борта обеспечивает его горизонтальное положение при подъ еме от уровня земли до уровня пола кузова и наоборот — при опускании. В транспортном положении грузовой борт закрыт. В тех случаях, когда кузов автомобиля не имеет бортов, грузоподъем ный борт выполняется в виде съемной горизонтальной площад ки, размеры которой несколько меньше борта кузова автомобиля. Привод грузоподъемного борта может быть механическим, гидравлическим и комбинированным. Перемещение грузоподъемно го борта происходит по вертикальным направляющим стойкам или при помощи шарнирного параллелограмма. Грузоподъемность борта составляет 0,5. 1 т, погрузочная высота — 1,2. 1,4 м , вре мя подъема и опускания груза — 7. 20 с.
Наибольшее распространение получили автомобили с задним расположением грузоподъемного борта (рис.8.3,8.4).
Рис. 8.3. Грузоподъемный борт АПС 62Ф для автомобиля-фургона ГЗСА-891:
I — грузоподъемная платформа; 2 — направляющий рычаг; 3 — подъемная рама;
4 — корпус; 5 — гидроцилиндр; 6 — кран; 7 — промежуточные звенья; 8 — защелки.
Рис. 8.4. Принципиальная схема гидропривода грузоподъемного борта (а) и конструкция гидроцилиндра (б) с гидрозамком: 1 — шестеренный насос; 2 — золотниковый распределитель; 3 — гидроцилиндр; 4 — гидрозамок; 5,6 — предохранительный клапан; 7 — шарик;8 — дрос сель; 9 — крестовина; 10 — пружина; 11- шарик; 12 — седло; 13 — игла; 14 — поршень гидрозамка; Б, В, Г—полость; Д, Е—канал.
Автотранспортные средства с консольными стреловыми кранами . Консольный стреловой кран типа УКК ( рис.8.5) устанавливается на раме автомобиля или полуприцепа, применяется при перевозке с механизированной погрузкой- разгрузкой малотоннажных контейнеров и других штучных грузов.
Рис. 8.5. Автомобиль-самопогрузчик со стреловым краном
В зависи мости от типоразмеров установлена следующая номинальная грузоподъем ность кранов: 0,63 т (УКК-0,63), 1,0 т (УКК-1,00) и 1,25 т (УКК-1,25) .
Разработаны и выпускаются автомобили с консольными гидрокранами типа 403011, 4312, 5950, 5943 и др. (рис.8.6,8.7).
Рис. 8.6. Общий вид автомобиля с консольным краном мод 403011 .
Рис. 8.7. Механизм поворота крана: I — стойка; 2, 5 — конические подшипники; 3 — корпус; 4 — винт; б — кор пус крышки; 7 — поршень; 8 — гайка.
Конструкции кранов различной номинальной грузоподъемности и их гидравлические схемы аналогичны. Имеющиеся отличия связаны с необходимостью выполнения требований стандартов (например, в части вылета стрелы, расположения крюка при максимальной высоте подъема и т. п.).
Кран выполнен в виде единого блока, монтируется на раме автомобиля между кабиной и сдвинутым назад кузовом. Он включает следующие основные узлы: основание с маслобаком; колонну, нижняя часть которой является цилиндром поворота, а верхняя — цилиндром подъема; стрелу; внешние опоры; узел управления; гидроприводы и гидронасос, устанавливаемый на коробке отбора мощности.
Краны портального типа УКП ( рис.8.8, 8.9) устанавливаются на раме автомобиля или полуприцепа и применяются при перевозках с механи
Рис. 8.8. Автомобиль с портальным краном: 1 — портал; 2 — гидроцилиндры .
Рис. 8.9. Принципиальная схема гидропривода портального крана: 1 — насос; 2 — трёхзолотниковый распределитель; 3,4,5 — золотники; 6 -клапан ограничения давления; 7,8 — дроссели; 9 — гидрозамок; 10 — гидроцилиндр подъёма; 11 — цилиндр; 12, 13 — цилиндры поворота; 14, 15, 16, 17 — дроссели с обратными клапанами; 18 — предохранительный клапан; 19 — фильтр.
Установлена следующая номинальная грузоподъемность портальных кранов: 1,25 т (УКП-1,25), 3,0 т (УКП-3,0) и 5,0 т (УКП-5,0).
Автомобили-самопогрузчики с качающимися порталами (рис. 8 .10 ) предназначены для перевозки универсальных контейнеров массой 2,5 т. Погрузка и выгрузка контейнеров производится при помощи порталов, которыми оборудуются бортовые автомо били и автомобили-фургоны.
Портал шарнирно соединен с полом кузова автомобиля и имеет гидравлический привод.
Рис. 8.10. Автомобиль-самопогрузчик с качающимся порталом
При погрузке контейнер закрепляется в верхней части портала, который, наклоняясь вперед к кабине автомобиля, опускает его на пол кузова. Выгрузка контейнера производится в обратном порядке. При помощи гидравлического привода осуществляется не только подъем и опускание портала с грузом, но и фиксация его в любом промежуточном положении.
Привод гидросистемы портального крана осуществляется от шестеренного насоса, укрепленного на фланце коробки отбора мощности, которая включается рычагом из кабины водителя.
Источник статьи: http://zelentsovsa.ru/myweb1/CC%203.htm
Автотранспортные средства с грузоподъемными устройствами
К грузоподъемным устройствам относятся: УГБ — грузоподъемный борт (площадка); УКК — кран стреловой консольный; УКП — кран портальный; УКГ — устройство грузоподъемное, состоящее из двух крановых механизмов консольного типа; УВП — устройство вертикального подъема; УНС — устройство наклонного снятия.
Грузоподъемный борт типа УГБ устанавливается на раме автомобиля или полуприцепа и применяется при перевозке с механизированной погрузкой или разгрузкой контейнеров и других штучных грузов. В зависимости от типоразмера установлена следующая номинальная грузоподъемность бортов-0,63 т (УГБ-0,63), 1,0 т (УГБ-1,00) и 1,5 т (УГБ-1,5).
Грузоподъемные борта, устанавливаемые на автотранспортных средствах, классифицируются по пяти основным признакам. Компоновочному решению — встроенный, съемный (навесной). Типу подъемного механизма -тросовый, рычажный. Типу гидропривода — гидравлический, электрогидравлический. Типу грузонесущего узла — игольчатый, платформенный. Расположению грузоподъемного борта — сзади или сбоку автомобиля, прицепа или полуприцепа.
Автомобили-самопогрузчики с грузовыми бортами(рис. 8.2) обеспечивают погрузку и разгрузку штучных или затаренных грузов массой одного места от 100 до 1000 кг.
Рис. 8.2. Автомобиль-самопогрузчик с грузовым бортом
Грузоподъемными бортами обычно оборудуются бортовые автомобили и автомобили-фургоны, грузоподъемность которых более 2,5 т. Грузоподъемным является задний борт кузова. Привод этого борта обеспечивает его горизонтальное положение при подъеме от уровня земли до уровня пола кузова и наоборот — при опускании. В транспортном положении грузовой борт закрыт. В тех случаях, когда кузов автомобиля не имеет бортов, грузоподъемный борт выполняется в виде съемной горизонтальной площадки, размеры которой несколько меньше борта кузова автомобиля. Привод грузоподъемного борта может быть механическим, гидравлическим и комбинированным. Перемещение грузоподъемного борта происходит по вертикальным направляющим стойкам или при помощи шарнирного параллелограмма. Грузоподъемность борта составляет 0,5. 1 т, погрузочная высота — 1,2. 1,4 м, время подъема и опускания груза — 7. 20 с.
Наибольшее распространение получили автомобили с задним расположением грузоподъемного борта (рис.8.3,8.4).
Рис. 8.3. Грузоподъемный борт АПС 62Ф для автомобиля-фургона ГЗСА-891:
I — грузоподъемная платформа; 2 — направляющий рычаг; 3 — подъемная рама;
4 — корпус; 5 — гидроцилиндр; 6 — кран; 7 — промежуточные звенья; 8 -защелки.
Рис. 8.4. Принципиальная схема гидропривода грузоподъемного борта (а) и конструкция гидроцилиндра (б) с гидрозамком: 1 — шестеренный насос; 2 — золотниковый распределитель; 3 — гидроцилиндр; 4 — гидрозамок; 5,6 — предохранительный клапан; 7 — шарик;8 — дроссель; 9 — крестовина; 10 — пружина; 11- шарик; 12 — седло; 13 — игла; 14 -поршень гидрозамка; Б, В, Г—полость; Д, Е—канал.
Автотранспортные средства с консольными стреловыми кранами. Консольный стреловой кран типа УКК (рис.8.5) устанавливается на раме автомобиля или полуприцепа, применяется при перевозке с механизированной погрузкой-разгрузкой малотоннажных контейнеров и других штучных грузов.
Рис. 8.5. Автомобиль-самопогрузчик со стреловым краном
В зависимости от типоразмеров установлена следующая номинальная грузоподъемность кранов: 0,63 т (УКК-0,63), 1,0 т (УКК-1,00) и 1,25 т (УКК-1,25).
Разработаны и выпускаются автомобили с консольными гидрокранами типа 403011, 4312, 5950, 5943 и др. (рис.8.6,8.7).
Рис. 8.6. Общий вид автомобиля с консольным краном мод 403011.
Рис. 8.7. Механизм поворота крана: I — стойка; 2, 5 — конические подшипники; 3 — корпус; 4 — винт; б — корпус крышки; 7 — поршень; 8 — гайка.
Конструкции кранов различной номинальной грузоподъемности и их гидравлические схемы аналогичны. Имеющиеся отличия связаны с необходимостью выполнения требований стандартов (например, в части вылета стрелы, расположения крюка при максимальной высоте подъема и т. п.).
Кран выполнен в виде единого блока, монтируется на раме автомобиля между кабиной и сдвинутым назад кузовом. Он включает следующие основные узлы: основание с маслобаком; колонну, нижняя часть которой является цилиндром поворота, а верхняя — цилиндром подъема; стрелу; внешние опоры; узел управления; гидроприводы и гидронасос, устанавливаемый на коробке отбора мощности.
Краны портального типа УКП (рис.8.8, 8.9) устанавливаются на раме автомобиля или полуприцепа и применяются при перевозках с механи зированной погрузкой-разгрузкой средне- и малотоннажных контейнеров, штучных грузов, в том числе пакетированных.
Рис. 8.8. Автомобиль с портальным краном: 1 — портал; 2 — гидроцилиндры.
Рис. 8.9. Принципиальная схема гидропривода портального крана: 1 — насос; 2 — трёхзолотниковый распределитель; 3,4,5 — золотники; 6 -клапан ограничения давления; 7,8 — дроссели; 9 — гидрозамок; 10 — гидроцилиндр подъёма; 11 — цилиндр; 12, 13 — цилиндры поворота; 14, 15, 16, 17 — дроссели с обратными клапанами; 18 — предохранительный клапан; 19 — фильтр.
Установлена следующая номинальная грузоподъемность портальных кранов: 1,25 т (УКП-1,25), 3,0 т (УКП-3,0) и 5,0 т (УКП-5,0).
Автомобили-самопогрузчики с качающимися порталами(рис. 8.10) предназначены для перевозки универсальных контейнеров массой 2,5 т. Погрузка и выгрузка контейнеров производится при помощи порталов, которыми оборудуются бортовые автомобили и автомобили-фургоны.
Портал шарнирно соединен с полом кузова автомобиля и имеет гидравлический привод.
Рис. 8.10. Автомобиль-самопогрузчик с качающимся порталом
При погрузке контейнер закрепляется в верхней части портала, который, наклоняясь вперед к кабине автомобиля, опускает его на пол кузова. Выгрузка контейнера производится в обратном порядке. При помощи гидравлического привода осуществляется не только подъем и опускание портала с грузом, но и фиксация его в любом промежуточном положении.
Привод гидросистемы портального крана осуществляется от шестеренного насоса, укрепленного на фланце коробки отбора мощности, которая включается рычагом из кабины водителя.
Разработаны и выпускаются автомобили с портальными кранами на базе автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ и др. Принцип действия портальных кранов различной грузоподъемности одинаков.
Источник статьи: http://helpiks.org/6-45258.html
Автомобили-самопогрузчики с грузоподъемными бескрановыми устройствами
Автотранспортные средства с грузоподъемными бескрановыми устройствами в зависимости от направления перемещения груза можно разделить на две группы. Первую группу составляют АТС, грузоподъемные устройства которых производят погрузку-разгрузку груза за счет его горизонтального продольного (относительно базового шасси) перемещения. Во вторую группу входят АТС с устройствами для вертикального перемещения груза.
Эти АТС предназначены для доставки съемных кузовов, крупнотоннажных контейнеров,и других крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Большее распространение получили автомобили со съемными кузовами.
Съемный кузов – это быстро отделяемое от базового шасси грузонесущее устройство, устанавливаемое на опорные стойки, грузовую рампу, другое транспортное средство или дорожнуюповерхность. Существует большое количество различных типов съемных кузовов, отличающихся назначением, приводом, системой съема и установки, принципом центрирования, и другими характеристиками.
Съемные кузова бывают универсальными и специализированными и выполняются в виде открытых платформ, фургонов, емкостей для сыпучих или жидких грузов, монтируемых на шасси АТС, представленных на рисунке 7.7. Широкому распространению автомобилей-самопогрузчиков со съемными кузовами способствует то обстоятельство, что на одном базовом шасси поочередно могут устанавливаться различные.
Рисунок 7.6- Съемные кузова для автомобилей- самопогрузчиков с грузоподъемными устройствами бескранового типа: а, б- универсальная платформа и платформа для легковесных грузов; в, г- цистерны для топлива и битума соответственно; д- базовое шасси; е- контейнер для пищевых отходов.
Кроме того, при организации доставки грузов с использованием нескольких оборотных съемных кузовов, время просит АТС в погрузочно-разгрузочных пунктах значительно сокращается.
Существуют различные системы съема и установки кузовов на шасси автомобиля, в том числе:
скатывания (скольжения) — сталкивания с использованием наклоняющихся направляющих, представленных на рисунке 7.7
Рисунок 7.7- Автомобиль-самопогрузчик с наклоняющейся рамой.
подъем-опускания с использованием портального крана, смонтированного на автомобиле (см. выше), или откидывающихся или присоединяемых опор, на которые устанавливается предварительно поднятый кузов-контейнер и др.;
комбинированные, сочетающие в себе конструктивные решения различных систем.
Система с использованием опор получила наибольшее распространение в связи со своей конструктивной простотой. Работает эта система следующим образом: автомобиль (шасси) при погрузке кузова-контейнераподъезжает под него или выезжает из-под него при разгрузке. После заезда АТС под кузов, установленный на опорах, этот кузов опускается на раму автомобиля или за счет опор, выполненных в виде домкратов, или за счет поднимающейся при помощи гидравлических цилиндров дополнительной рамы.
При системе скатывания — сталкивания установка кузова на шасси и его снятие с шасси происходит за счет скольжения кузова по направляющим, наклон которых на угол до 25° обеспечивается, например, гидроцилиндрами, а продольное перемещение кузова – тяговой лебедкой с тросовой или цепной передачей, а также с помощью Г-образной стрелы, последовательность работы которой показана на рисунке 7.8, а – е.
Рисунок 7.8- Схема работы автомобиля-самопогрузчика с Г-образной стрелой
Привод механизмов перемещения кузова, в большинстве случаев, гидравлический. В ряде случаев, для вертикального перемещения кузова, устанавливаемого на стойках, используют пневматический привод. Управление всеми операциями, за исключением установки опорных стоек, выполняется из кабины водителем. В транспортном положении съемные кузова надежно фиксируются от смещения специальными приспособлениями.
Необходимо отметить, что большинство из рассматриваемых систем позволяют производить выгрузку грузов опрокидыванием (не снимая кузова), как у самосвалов.
Установка съемного кузова вместо обычного приводит к уменьшению грузоподъемности автомобиля. Так, например, использование съемных кузовов-контейнеров с вертикальным подъемом, имеющим гидропривод, приводит к снижению грузоподъемности шасси, по сравнению- с несъемным кузовом, для автомобилей грузоподъемностью 1. 2 т – на 15 %; 2. 5 т – на 12 %, а 5. 8 т – на 9 %. Для подъема съемных кузовом наиболее рационально использовать пневмопривод, так как он уменьшает грузоподъемность АТС всего на 6 %, а при продольном скатывании — на 11 %..
Автомобили-самопогрузчики с бесплановыми устройствами
Основными разновидностями автомобилей этого типа являются автомобили: с грузоподъемным бортом и грузоподъемным кузовом (площадкой) — автолифты.
В нашей стране из автомобилей-самопогрузчиков с бескрановыми устройствами для вертикального перемещения груза наибольшее распространение получили АТС с грузоподъемным бортом, представленном на рисунке 7.10. Причиной этому является простота, универсальность, незначительные изменения в самой конструкции автомобиля, а также сравнительно низкие эксплуатационные затраты.
Автомобили с грузоподъемным бортом применяют для погрузки-разгрузки и перевозки тарно-упаковочных и штучных грузов, а также грузов на поддонах и в контейнерах на колесах (массой до 2 т). Грузоподъемный борт обычно монтируют сзади кузова автомобиля (встречаются АТС, у которых грузоподъемные борта расположены сбоку). При погрузке борт такого автомобиля превращается в подъемную площадку, поднимающуюся от уровня земли до уровня пола кузова автомобиля,сохраняя при этом горизонтальное положение. При транспортировке грузов грузоподъемный порт устанавливается в вертикальное положение и в том случае, если он выполнен во всю ширину и высоту заднего дверного проема кузова автомобиля, выполняет функции борта (дверей у фургонов).
Рисунок 7.9- Автомобиль с грузоподъемным бортом
Грузоподъемныеборта устанавливают на автомобилях модельного ряда УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ и др. Если раньше грузоподъемные борта устанавливались на автомобили среднего тоннажа грузоподъемностью преимущественно от 3 до 5 т, то в настоящее время достаточно часто бортами подобного типа оборудуются автомобили и малой грузоподъемности.
Устройства типа «грузоподъемный борт», устанавливаемые на АТС, классифицируют по следующим основным признакам:
• по компоновочному решению — встроенный, навесной (съемный);
• типу подъемного механизма — тросовый (лифтовый), рычажный;
• типу привода — гидравлический, электрогидравлический, электромеханический;
• грузонесущего узла — вильчатый, платформенный.
Источниками энергии для привода грузоподъемных бортов служат: двигатель автомобиля, аккумуляторы или электросеть обслуживаемого предприятия.
Основными характеристиками грузоподъемных бортов, являются: собственная масса, грузоподъемность и размеры (длина и ширина площадки).
Работой грузоподъемного борта управляет водитель с помощью дистанционного кнопочного пульта, подключаемого с помощью гибкого присоединительного кабеля к штепсельной розетке, устанавливаемой на автомобиле. Пульт управления грузоподъемным бортом располагают в задней части кузова с правой стороны. При движении грузоподъемный борт фиксируется в вертикальном положении специальными запорами. Кабель с кнопочным выключателем отсоединяется и хранится в инструментальном ящике водителя.
Монтаж грузоподъемного борта не представляет сложности и может выполняться непосредственно на автотранспортных предприятиях.
Для облегчениявыполнения погрузочно-разгрузочных работ (закатывания на грузоподъемный борт или скатывания с него контейнеров на колесах или ручных тележек с грузом) предусмотрен наклон борта на угол до 7 (в опущенном положении). Для предотвращения падения тележки или контейнеров с борта во время его подъема и опускания на грузовой площадке борта применят специальные фиксаторы клавишного типа.
Как было отмечено выше, еще одним представителем этого класса АТС являются автомобили с подъемными кузовами или площадками — автолифты. Они используются для перевозки и погрузки в самолеты контейнеров и поддонов с продуктами, багажом, почтой и т. д.
В качестве примера на рисунке 7.10 показан АТС с подъемной платформой АПК-10.
Рисунок 7.10- Автомобиль с подъемной платформой АПК-10 на шасси ЗИЛ-433202
Автомобиль с подъёмной платформой АПК-КМ предназначен для транспортировки авиационных контейнеров, поддонов массой до 7 т к самолету и загрузки их в самолет на нижние и верхние палубы. АПК-КМ обслуживает все типы современных самолетов, в том числе ИЛ-86, ИЛ-96, В-747. В-767, ПС-10, А-300, А-310. Подъемная платформа, установленная на шасси ЗИЛ-433202, оборудована площадкой для оператора с ограждениями, настилом и пультом управления. Помимо этого на ней размещены устройства: для реверсивного перемещения контейнеров по платформе; поперечной и угловой корректировки платформы относительно люка самолета для точного направления контейнеров; выдвижения платформы для безопасной стыковки с самолетом; направления и фиксации контейнеров. Время подъема грузов не превышает 120 с, а опускания – 100 с.
Кроме описанных выше существуют и другие погрузочно-разгрузочные механизмы и устройства (средства малой механизации), которые устанавливаются на АТС для удобства обработки грузовых единиц. К таким механизмам, прежде всего необходимо отнести:
• роликовые дорожки (слеги), устанавливаемые на пол кузова;
• напольные передвижные тележки;
• донные транспортеры (конвейерные ленты);
• бортовые погрузочные трапы;
• приспособления для подъема (опускания) и подвешивания груза (различные кран-балки и подъемники).
Средства малой механизации, при их использовании в транспортном процессе доставки мелкопартийных грузов, обеспечивают повышение производительности пунктов погрузки-разгрузки и снижение себестоимости затрат на доставку грузов. Однако их использование экономически оправдано лишь для предприятий с небольшим грузооборотом при отсутствии на них погрузочно-разгрузочных механизмов и машин.
Источник статьи: http://megaobuchalka.ru/12/37722.html