Автомобили с грузоподъемными бортами

3 . Автотранспортные средства с грузоподъемными устройствами

К грузоподъемным устройствам относятся: УГБ — грузоподъемный борт (площадка); УКК — кран стреловой консольный; УКП — кран портальный; УКГ — устройство грузоподъемное, состоящее из двух крановых механизмов консольного типа; УВП — устройство вертикального подъема; УНС — устрой ство наклонного снятия.

Грузоподъемный борт типа УГБ устанавливается на раме автомобиля или полуприцепа и применяется при перевозке с механизированной погрузкой или разгрузкой контейнеров и других штучных грузов. В зависимости от ти поразмера установлена следующая номинальная грузоподъемность бортов- 0,63 т (УГБ-0,63), 1,0 т (УГБ-1,00) и 1,5 т (УГБ-1,5).

Грузоподъемные борта, устанавливаемые на автотранспортных средст вах, классифицируются по пяти основным признакам. Компоновочному ре­шению — встроенный, съемный (навесной). Типу подъемного механизма -тросовый, рычажный. Типу гидропривода — гидравлический, электрогидрав­лический. Типу грузонесущего узла — игольчатый, платформенный. Расположению грузоподъемного борта — сзади или сбоку автомобиля, прицепа или полуприцепа.

Автомобили-самопогрузчики с грузовыми бортами (рис. 8.2) обеспечивают погрузку и разгрузку штучных или затаренных гру зов массой одного места от 100 до 1000 кг .

Рис. 8.2. Автомобиль-самопогрузчик с грузовым бортом

Грузоподъемными бортами обычно оборудуются бортовые ав томобили и автомобили-фургоны, грузоподъемность которых более 2,5 т. Грузоподъемным является задний борт кузова. Привод этого борта обеспечивает его горизонтальное положение при подъ еме от уровня земли до уровня пола кузова и наоборот — при опускании. В транспортном положении грузовой борт закрыт. В тех случаях, когда кузов автомобиля не имеет бортов, грузоподъем ный борт выполняется в виде съемной горизонтальной площад ки, размеры которой несколько меньше борта кузова автомобиля. Привод грузоподъемного борта может быть механическим, гид­равлическим и комбинированным. Перемещение грузоподъемно го борта происходит по вертикальным направляющим стойкам или при помощи шарнирного параллелограмма. Грузоподъемность борта составляет 0,5. 1 т, погрузочная высота — 1,2. 1,4 м , вре мя подъема и опускания груза — 7. 20 с.

Читайте также:  Ф нис яруллин н кил автомобиль

Наибольшее распространение получили автомобили с задним расположением грузоподъемного борта (рис.8.3,8.4).

Рис. 8.3. Грузоподъемный борт АПС 62Ф для автомобиля-фургона ГЗСА-891:

I — грузоподъемная платформа; 2 — направляющий рычаг; 3 — подъемная рама;

4 — корпус; 5 — гидроцилиндр; 6 — кран; 7 — промежуточные звенья; 8 — защелки.

Рис. 8.4. Принципиальная схема гидропривода грузоподъемного борта (а) и конструкция гидроцилиндра (б) с гидрозамком: 1 — шестеренный насос; 2 — золотниковый распределитель; 3 — гидроци­линдр; 4 — гидрозамок; 5,6 — предохранительный клапан; 7 — шарик;8 — дрос­ сель; 9 — крестовина; 10 — пружина; 11- шарик; 12 — седло; 13 — игла; 14 — поршень гидрозамка; Б, В, Г—полость; Д, Е—канал.

Автотранспортные средства с консольными стреловыми кранами . Консольный стреловой кран типа УКК ( рис.8.5) устанавливается на раме автомобиля или полуприцепа, применяется при перевозке с механизированной погрузкой- разгрузкой малотоннажных контейнеров и других штучных грузов.

Рис. 8.5. Автомобиль-самопогрузчик со стреловым краном

В зависи мости от типоразмеров установлена следующая номинальная грузоподъем­ ность кранов: 0,63 т (УКК-0,63), 1,0 т (УКК-1,00) и 1,25 т (УКК-1,25) .

Разработаны и выпускаются автомобили с консольными гидрокранами типа 403011, 4312, 5950, 5943 и др. (рис.8.6,8.7).

Рис. 8.6. Общий вид автомобиля с консольным краном мод 403011 .

Рис. 8.7. Механизм поворота крана: I — стойка; 2, 5 — конические подшипники; 3 — корпус; 4 — винт; б — кор­ пус крышки; 7 — поршень; 8 — гайка.

Конструкции кранов различной номинальной грузоподъемности и их гидравлические схемы аналогичны. Имеющиеся отличия связаны с необходимостью выполнения требований стандартов (например, в части вылета стрелы, расположения крюка при максимальной высоте подъема и т. п.).

Кран выполнен в виде единого блока, монтируется на раме автомобиля между кабиной и сдвинутым назад кузовом. Он включает следующие основные узлы: основание с маслобаком; колонну, нижняя часть которой является цилиндром поворота, а верхняя — цилиндром подъема; стрелу; внешние опо­ры; узел управления; гидроприводы и гидронасос, устанавливаемый на коробке отбора мощности.

Краны портального типа УКП ( рис.8.8, 8.9) устанавливаются на раме автомобиля или полуприцепа и применяются при перевозках с механи

Рис. 8.8. Автомобиль с портальным краном: 1 — портал; 2 — гидроцилиндры .

Рис. 8.9. Принципиальная схема гидропривода портального крана: 1 — насос; 2 — трёхзолотниковый распределитель; 3,4,5 — золотники; 6 -клапан ограничения давления; 7,8 — дроссели; 9 — гидрозамок; 10 — гидроци­линдр подъёма; 11 — цилиндр; 12, 13 — цилиндры поворота; 14, 15, 16, 17 — дроссели с обратными клапанами; 18 — предохранительный клапан; 19 — фильтр.

Установлена следующая номинальная грузоподъемность портальных кранов: 1,25 т (УКП-1,25), 3,0 т (УКП-3,0) и 5,0 т (УКП-5,0).

Автомобили-самопогрузчики с качающимися порталами (рис. 8 .10 ) предназначены для перевозки универсальных контейнеров массой 2,5 т. Погрузка и выгрузка контейнеров производится при помощи порталов, которыми оборудуются бортовые автомо­ били и автомобили-фургоны.

Портал шарнирно соединен с полом кузова автомобиля и имеет гидравлический привод.

Рис. 8.10. Автомобиль-самопогрузчик с качающимся порталом

При погрузке контейнер закрепляется в верхней части портала, который, наклоняясь вперед к кабине автомобиля, опускает его на пол кузова. Выгрузка контейнера производится в обратном порядке. При помощи гидравлического привода осуществляется не только подъем и опускание портала с грузом, но и фиксация его в любом промежуточном положении.

Привод гидросистемы портального крана осуществляется от шестеренного насоса, укрепленного на фланце коробки отбора мощности, которая включается рычагом из кабины водителя.

Источник статьи: http://zelentsovsa.ru/myweb1/CC%203.htm

Автотранспортные средства с грузоподъемными устройствами

К грузоподъемным устройствам относятся: УГБ — грузоподъемный борт (площадка); УКК — кран стреловой консольный; УКП — кран портальный; УКГ — устройство грузоподъемное, состоящее из двух крановых механизмов консольного типа; УВП — устройство вертикального подъема; УНС — устрой­ство наклонного снятия.

Грузоподъемный борт типа УГБ устанавливается на раме автомобиля или полуприцепа и применяется при перевозке с механизированной погрузкой или разгрузкой контейнеров и других штучных грузов. В зависимости от типоразмера установлена следующая номинальная грузоподъемность бортов-0,63 т (УГБ-0,63), 1,0 т (УГБ-1,00) и 1,5 т (УГБ-1,5).

Грузоподъемные борта, устанавливаемые на автотранспортных средст­вах, классифицируются по пяти основным признакам. Компоновочному ре­шению — встроенный, съемный (навесной). Типу подъемного механизма -тросовый, рычажный. Типу гидропривода — гидравлический, электрогидрав­лический. Типу грузонесущего узла — игольчатый, платформенный. Располо­жению грузоподъемного борта — сзади или сбоку автомобиля, прицепа или полуприцепа.

Автомобили-самопогрузчики с грузовыми бортами(рис. 8.2) обеспечивают погрузку и разгрузку штучных или затаренных гру­зов массой одного места от 100 до 1000 кг.

Рис. 8.2. Автомобиль-самопогрузчик с грузовым бортом

Грузоподъемными бортами обычно оборудуются бортовые ав­томобили и автомобили-фургоны, грузоподъемность которых бо­лее 2,5 т. Грузоподъемным является задний борт кузова. Привод этого борта обеспечивает его горизонтальное положение при подъ­еме от уровня земли до уровня пола кузова и наоборот — при опускании. В транспортном положении грузовой борт закрыт. В тех случаях, когда кузов автомобиля не имеет бортов, грузоподъем­ный борт выполняется в виде съемной горизонтальной площад­ки, размеры которой несколько меньше борта кузова автомобиля. Привод грузоподъемного борта может быть механическим, гид­равлическим и комбинированным. Перемещение грузоподъемно­го борта происходит по вертикальным направляющим стойкам или при помощи шарнирного параллелограмма. Грузоподъемность борта составляет 0,5. 1 т, погрузочная высота — 1,2. 1,4 м, время подъема и опускания груза — 7. 20 с.

Наибольшее распространение получили автомобили с задним располо­жением грузоподъемного борта (рис.8.3,8.4).

Рис. 8.3. Грузоподъемный борт АПС 62Ф для автомобиля-фургона ГЗСА-891:

Iгрузоподъемная платформа; 2направляющий рычаг; 3 — подъемная рама;

4 — корпус; 5 — гидроцилиндр; 6кран; 7 — промежуточные звенья; 8 -защелки.

Рис. 8.4. Принципиальная схема гидропривода грузоподъемного борта (а) и конструкция гидроцилиндра (б) с гидрозамком: 1шестеренный насос; 2золотниковый распределитель; 3 — гидроци­линдр; 4 — гидрозамок; 5,6предохранительный клапан; 7 — шарик;8 — дрос­сель; 9 — крестовина; 10 — пружина; 11- шарик; 12 — седло; 13 — игла; 14 -поршень гидрозамка; Б, В, Г—полость; Д, Е—канал.

Автотранспортные средства с консольными стреловыми кранами. Кон­сольный стреловой кран типа УКК (рис.8.5) устанавливается на раме автомобиля или полуприцепа, применяется при перевозке с механизированной погрузкой-разгрузкой малотоннажных контейнеров и других штучных грузов.

Рис. 8.5. Автомобиль-самопогрузчик со стреловым краном

В зависи­мости от типоразмеров установлена следующая номинальная грузоподъем­ность кранов: 0,63 т (УКК-0,63), 1,0 т (УКК-1,00) и 1,25 т (УКК-1,25).

Разработаны и выпускаются автомобили с консольными гидрокранами типа 403011, 4312, 5950, 5943 и др. (рис.8.6,8.7).

Рис. 8.6. Общий вид автомобиля с консольным краном мод 403011.

Рис. 8.7. Механизм поворота крана: Iстойка; 2, 5 — конические подшипники; 3 — корпус; 4винт; б — кор­пус крышки; 7поршень; 8 — гайка.

Конструкции кранов различной номинальной грузоподъемности и их гидравлические схемы аналогичны. Имеющиеся отличия связаны с необхо­димостью выполнения требований стандартов (например, в части вылета стрелы, расположения крюка при максимальной высоте подъема и т. п.).

Кран выполнен в виде единого блока, монтируется на раме автомобиля между кабиной и сдвинутым назад кузовом. Он включает следующие основ­ные узлы: основание с маслобаком; колонну, нижняя часть которой является цилиндром поворота, а верхняя — цилиндром подъема; стрелу; внешние опо­ры; узел управления; гидроприводы и гидронасос, устанавливаемый на ко­робке отбора мощности.

Краны портального типа УКП (рис.8.8, 8.9) устанавливаются на раме ав­томобиля или полуприцепа и применяются при перевозках с механи зирован­ной погрузкой-разгрузкой средне- и малотоннажных контейнеров, штучных грузов, в том числе пакетированных.

Рис. 8.8. Автомобиль с портальным краном: 1 — портал; 2 — гидроцилиндры.

Рис. 8.9. Принципиальная схема гидропривода портального крана: 1 — насос; 2 — трёхзолотниковый распределитель; 3,4,5 — золотники; 6 -клапан ограничения давления; 7,8 — дроссели; 9 — гидрозамок; 10 — гидроци­линдр подъёма; 11 — цилиндр; 12, 13 — цилиндры поворота; 14, 15, 16, 17 — дроссели с обратными клапанами; 18 — предохранительный клапан; 19 — фильтр.

Установлена следующая номинальная грузоподъемность портальных кранов: 1,25 т (УКП-1,25), 3,0 т (УКП-3,0) и 5,0 т (УКП-5,0).

Автомобили-самопогрузчики с качающимися порталами(рис. 8.10) предназначены для перевозки универсальных контейне­ров массой 2,5 т. Погрузка и выгрузка контейнеров производится при помощи порталов, которыми оборудуются бортовые автомо­били и автомобили-фургоны.

Портал шарнирно соединен с полом кузова автомобиля и име­ет гидравлический привод.

Рис. 8.10. Автомобиль-самопогрузчик с качающимся порталом

При погрузке контейнер закрепляется в верхней части портала, который, наклоняясь вперед к кабине автомобиля, опускает его на пол кузова. Выгрузка контейнера производится в обратном порядке. При помощи гидравлического привода осуществляется не только подъем и опускание портала с грузом, но и фиксация его в любом промежуточном положении.

Привод гидросистемы портального крана осуществляется от шестеренно­го насоса, укрепленного на фланце коробки отбора мощности, которая вклю­чается рычагом из кабины водителя.

Разработаны и выпускаются автомобили с портальными кранами на базе автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ и др. Принцип действия портальных кранов различной грузоподъемности одинаков.

Источник статьи: http://helpiks.org/6-45258.html

Автомобили-самопогрузчики с грузоподъемными бескрановыми устройствами

Автотранспортные средства с грузоподъемными бескрановыми устройствами в зависимости от направления перемещения груза можно разделить на две группы. Первую группу составляют АТС, грузоподъемные устройства которых производят погрузку-разгруз­ку груза за счет его горизонтального продольного (относительно базового шасси) перемещения. Во вторую группу входят АТС с устройствами для вертикального перемещения груза.

Эти АТС предназначены для доставки съемных кузовов, крупнотоннажных контейнеров,и других крупногабаритных и тяжело­весных грузов. Большее распространение получили автомобили со съемными кузовами.

Съемный кузов – это быстро отделяемое от базового шасси грузонесущее устройство, устанавливаемое на опорные стойки, грузовую рампу, другое транспортное средство или дорожнуюпо­верхность. Существует большое количество различных типов съемных кузовов, отличающихся назначением, приводом, системой съема и установки, принципом центрирования, и другими характе­ристиками.

Съемные кузова бывают универсальными и специализиро­ванными и выполняются в виде открытых платформ, фургонов, ем­костей для сыпучих или жидких грузов, монтируемых на шасси АТС, представленных на рисунке 7.7. Широкому распространению автомобилей-самопогрузчиков со съемными кузовами способствует то обстоятельство, что на одном базовом шасси поочередно могут устанав­ливаться различные.

Рисунок 7.6- Съемные кузова для автомобилей- самопогрузчиков с грузоподъемными устройствами бескранового типа: а, б- универсальная платформа и платформа для легковесных грузов; в, г- цистерны для топлива и битума соответственно; д- базовое шасси; е- контейнер для пищевых отходов.

Кроме того, при организации доставки грузов с использованием нескольких оборотных съемных кузовов, время просит АТС в погрузочно-разгрузочных пунктах значительно сокращается.

Существуют различные системы съема и установки кузовов на шасси автомобиля, в том числе:

скатывания (скольжения) — сталкивания с использованием на­клоняющихся направляющих, представленных на рисунке 7.7

Рисунок 7.7- Автомобиль-самопогрузчик с наклоняющейся рамой.

подъем-опускания с использованием портального крана, смон­тированного на автомобиле (см. выше), или откидывающихся или присоединяемых опор, на которые устанавливается предваритель­но поднятый кузов-контейнер и др.;

комбинированные, сочетающие в себе конструктивные реше­ния различных систем.

Система с использованием опор получила наибольшее распро­странение в связи со своей конструктивной простотой. Работает эта система следующим образом: автомобиль (шасси) при погрузке кузова-контейнераподъезжает под него или выезжает из-под него при разгрузке. После заезда АТС под кузов, установленный на опо­рах, этот кузов опускается на раму автомобиля или за счет опор, выполненных в виде домкратов, или за счет поднимающейся при помощи гидравлических цилиндров дополнительной рамы.

При системе скатывания — сталкивания установка кузова на шасси и его снятие с шасси происходит за счет скольжения кузова по направляющим, наклон которых на угол до 25° обеспечивается, например, гидроцилиндрами, а продольное перемещение кузова – тяговой лебедкой с тросовой или цепной передачей, а также с по­мощью Г-образной стрелы, последовательность работы которой показана на рисунке 7.8, а – е.

Рисунок 7.8- Схема работы автомобиля-самопогрузчика с Г-образной стрелой

Привод механизмов перемещения кузова, в большинстве слу­чаев, гидравлический. В ряде случаев, для вертикального переме­щения кузова, устанавливаемого на стойках, используют пневма­тический привод. Управление всеми операциями, за исключени­ем установки опорных стоек, выполняется из кабины водителем. В транспортном положении съемные кузова надежно фиксируются от смещения специальными приспособлениями.

Необходимо отметить, что большинство из рассматриваемых систем позволяют производить выгрузку грузов опрокидыванием (не снимая кузова), как у самосвалов.

Установка съемного кузова вместо обычного приводит к умень­шению грузоподъемности автомобиля. Так, например, использова­ние съемных кузовов-контейнеров с вертикальным подъемом, име­ющим гидропривод, приводит к снижению грузоподъемности шас­си, по сравнению- с несъемным кузовом, для автомобилей грузо­подъемностью 1. 2 т – на 15 %; 2. 5 т – на 12 %, а 5. 8 т – на 9 %. Для подъема съемных кузовом наиболее рационально использовать пневмопривод, так как он уменьшает грузоподъемность АТС всего на 6 %, а при продольном скатывании — на 11 %..

Автомобили-самопогрузчики с бесплановыми устройствами

Основными разновидностями автомобилей этого типа являют­ся автомобили: с грузоподъемным бортом и грузоподъемным кузо­вом (площадкой) — автолифты.

В нашей стране из автомобилей-самопогрузчиков с бескрановыми устройствами для вертикального перемещения груза наи­большее распространение получили АТС с грузоподъемным бор­том, представленном на рисунке 7.10. Причиной этому является простота, универсаль­ность, незначительные изменения в самой конструкции автомо­биля, а также сравнительно низкие эксплуатационные затраты.

Автомобили с грузоподъемным бортом применяют для погруз­ки-разгрузки и перевозки тарно-упаковочных и штучных грузов, а также грузов на поддонах и в контейнерах на колесах (массой до 2 т). Грузоподъемный борт обычно монтируют сзади кузова ав­томобиля (встречаются АТС, у которых грузоподъемные борта рас­положены сбоку). При погрузке борт такого автомобиля превраща­ется в подъемную площадку, поднимающуюся от уровня земли до уровня пола кузова автомобиля,сохраняя при этом горизонтальное положение. При транспортировке грузов грузоподъемный порт ус­танавливается в вертикальное положение и в том случае, если он выполнен во всю ширину и высоту заднего дверного проема кузова автомобиля, выполняет функции борта (дверей у фургонов).

Рисунок 7.9- Автомобиль с грузоподъемным бортом

Грузоподъемныеборта устанавливают на автомобилях мо­дельного ряда УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ и др. Если раньше грузо­подъемные борта устанавливались на автомобили среднего тонна­жа грузоподъемностью преимущественно от 3 до 5 т, то в настоя­щее время достаточно часто бортами подобного типа оборудуются автомобили и малой грузоподъемности.

Устройства типа «грузоподъемный борт», устанавливаемые на АТС, классифицируют по следующим основным признакам:

• по компоновочному решению — встроенный, навесной (съемный);

• типу подъемного механизма — тросовый (лифтовый), рычажный;

• типу приво­да — гидравлический, электрогидравлический, электромеханичес­кий;

• грузонесущего узла — вильчатый, платформенный.

Источниками энергии для привода грузоподъемных бортов служат: двигатель автомобиля, аккумуляторы или электросеть об­служиваемого предприятия.

Основными характеристиками грузоподъемных бортов, явля­ются: собственная масса, грузоподъемность и размеры (длина и ширина площадки).

Работой грузоподъемного борта управляет водитель с помо­щью дистанционного кнопочного пульта, подключаемого с помо­щью гибкого присоединительного кабеля к штепсельной розетке, устанавливаемой на автомобиле. Пульт управления грузоподъем­ным бортом располагают в задней части кузова с правой стороны. При движении грузоподъемный борт фиксируется в вертикальном положении специальными запорами. Кабель с кнопочным выключателем отсоединяется и хранится в инструментальном ящике водителя.

Монтаж грузоподъемного борта не представляет сложности и может выполняться непосредственно на автотранспортных пред­приятиях.

Для облегчениявыполнения погрузочно-разгрузочных работ (закатывания на грузоподъемный борт или скатывания с него кон­тейнеров на колесах или ручных тележек с грузом) предусмотрен наклон борта на угол до 7 (в опущенном положении). Для предот­вращения падения тележки или контейнеров с борта во время его подъема и опускания на грузовой площадке борта применят специ­альные фиксаторы клавишного типа.

Как было отмечено выше, еще одним представителем этого класса АТС являются автомобили с подъемными кузовами или площадками — автолифты. Они используются для перевозки и по­грузки в самолеты контейнеров и поддонов с продуктами, багажом, почтой и т. д.

В качестве примера на рисунке 7.10 показан АТС с подъ­емной платформой АПК-10.

Рисунок 7.10- Автомобиль с подъемной платформой АПК-10 на шасси ЗИЛ-433202

Автомобиль с подъёмной платформой АПК-КМ предназначен для транспортировки авиационных контейнеров, поддонов массой до 7 т к самолету и загрузки их в самолет на нижние и верхние па­лубы. АПК-КМ обслуживает все типы современных самолетов, в том числе ИЛ-86, ИЛ-96, В-747. В-767, ПС-10, А-300, А-310. Подъемная платформа, установленная на шасси ЗИЛ-433202, обо­рудована площадкой для оператора с ограждениями, настилом и пультом управления. Помимо этого на ней размещены устройст­ва: для реверсивного перемещения контейнеров по платформе; по­перечной и угловой корректировки платформы относительно люка самолета для точного направления контейнеров; выдвижения платформы для безопасной стыковки с самолетом; направления и фиксации контейнеров. Время подъема грузов не превышает 120 с, а опускания – 100 с.

Кроме описанных выше существуют и другие погрузочно-разгрузочные механизмы и устройства (средства малой механизации), которые устанавливаются на АТС для удобства обработки грузовых единиц. К таким механизмам, прежде всего необходимо отнести:

• роликовые дорожки (слеги), устанавливаемые на пол кузова;

• напольные передвижные тележки;

• донные транспортеры (конвейерные ленты);

• бортовые погрузочные трапы;

• приспособления для подъема (опускания) и подвешивания гру­за (различные кран-балки и подъемники).

Средства малой механизации, при их использовании в транс­портном процессе доставки мелкопартийных грузов, обеспечива­ют повышение производительности пунктов погрузки-разгрузки и снижение себестоимости затрат на доставку грузов. Однако их использование экономически оправдано лишь для предприятий с небольшим грузооборотом при отсутствии на них погрузочно-разгрузочных механизмов и машин.

Источник статьи: http://megaobuchalka.ru/12/37722.html

Оцените статью