Как устроен FIAT 124 1966 года
Друзья, у нас готово продолжение статьи о том, как из FIAT 124 рождался автомобиль ВАЗ-2101. В первой части вы могли посмотреть на первый образец совершенно стандартного «сто двадцать четвертого», присланного итальянцами в СССР для испытаний весной 1966 года, и почитать интересные подробности о ходе переговоров советской делегации с «фиатовскими» боссами. Если в двух словах – итальянцы очень настойчиво пытались нам «втюхать» совсем не то, что хотели получить советские заказчики. Но и наша делегация запрашивала сперва не совсем то, на что согласилась в итоге…
Текст: Николай Марков
Автомобиль FIAT 124, который итальянцы первым делом прислали для испытаний в СССР весной 1966 года, был в совершенно стандартном исполнении. Большое количество фотографий его внешнего вида было приведено в первой статье, так что здесь поставим еще лишь пару изображений внешнего вида в других ракурсах:
Основные его внешние отличия от ВАЗ-2101 знают, наверное, уже все: иные дверные ручки и клыки бамперов, отсутствие места для крепления зеркала заднего вида бросаются в глаза сразу. Еще более внимательные могут заметить и единственный поддомкратник под каждым из порогов: вон он на нижнем фото, показан стрелочкой:
А если присмотреться к фотографиям еще посильнее, то можно заметить, что в переднем бампере нет прорези под пусковую рукоятку. А на решетке радиатора в такой знакомой по форме эмблеме красуется надпись «FIAT»:
А вот сейчас мы значительно более подробно покажем устройство такого серийного автомобиля образца 1966 года. Вот пара фотографий его силового агрегата в сборе:
Это тот самый мотор объемом 1197 «кубиков» с нижним расположением распредвала и штанговым приводом клапанов, который итальянцы так настойчиво хотели нам продать (модель 124 А.000; мощность 61 л.с. при 5400 об/мин). Внешних отличий от привычного нам мотора ВАЗ-2101 – куча! В то же время, компоновочные решения повторяются: стартер, генератор и оба коллектора у него так же расположены с правой стороны, а бензонасос, трамблер, свечи и масляный фильтр – с левой. Но штуцер фильтра выведен не вбок, а вниз. А как вам карбюратор Weber горизонтального типа? Вот как смотрелся такой мотор под капотом того самого белого «ФИАТа», присланного в СССР:
Обращу ваше внимание на пару интересных деталей в моторном отсеке. Бачок с тормозной жидкостью – всего один, поскольку привод сцепления тросовый. Причем форма бачка – совсем не такая, к какой мы привыкли на «Жигулях». А заметили, где стоит концевик капота? Возле левого крыла, причем сам он – такой же, как в дверных проемах! А еще посмотрите на внутренние усилители капота: всё абсолютно не так, как у ВАЗ-2101! А в багажник ранней «сто двадцать четверки» заглянем? Непрменно!
Запасное колесо, бензобак – тут всё знакомо, один в один с ВАЗом. Даже знакомая каждому «жигулисту» серенькая пластмассовая коробочка со штатным набором инструмента и реечный домкрат закреплены на своих законных местах, возле «запаски». Мимоходом можно даже освежить в памяти содержимое этой серой коробочки:
Но как минимум три крупных отличия на фотографиях багажника, наверное, все заметили? Первое – это фиксатор крышки багажника, сделанный по образцу фиксатора капота. То есть поднимать ее нужно вручную: торсионов под задней полкой, которые «автоматически» открывали крышку багажника у «Жигулей», на этой машине еще нет. Второе отличие – обратите внимание на плоскую заднюю панель кузова без выштамповки под номерной знак. И третье – посмотрите на задние колесные арки, точнее – на «чашки», в которые на «Жигулях» упираются пружины подвески. Ого, а чего это они такие высокие? Так ведь задняя подвеска тут совершенно другая! Парой кадров показываем подробно задний мост в сборе с подвеской:
Если кратко – тут нет ничего, что было бы нам знакомо по «Жигулям», кроме скрытого от глаз редуктора главной передачи и, по-видимому, полуосей. Задняя подвеска тут только называется одинаково с «жигулевской» – зависимая пружинная, но конструктивно иная полностью! Амортизаторы помещены внутрь пружин и установлены почти вертикально, установлен стабилизатор, задняя часть карданной передачи заключена в трубу картера заднего моста. В этой схеме толкающие, тормозные и боковые усилия передавали три штанги, а реактивный момент – та самая труба. Прекрасно видны дисковые задние тормоза без какой-либо грязезащиты. Зато на схеме видно, что изначально тут уже был «колдун» – то есть регулятор тормозных сил, реагирующий на загрузку машины. Теперь пора чуть более подробно, чем в первой части статьи, заглянуть в салон FIAT 124 1966 года. Кадр номер раз:
Кто что заметил, если сравнить с «Жигулями»? Иначе выглядит лицевая сторона замка зажигания. Надписи «FIAT » на ступице руля и «ТЕМР» на указателе температуры (вместо «ВОДА»), «километры в час» у шкалы спидометра также написаны латиницей. В верхнем левом углу щитка приборов стоит логотип его производителя – итальянской компании Veglia Borletti . А заметили, что на привычном месте нет ни ручки «подсоса», ни прикуривателя? А еще у мягкой накладки панели приборов явно какой-то интересный, непривычный для нас цвет. Жаль, черно-белое фото не позволяет понять, какой именно. Но смотрим дальше:
У меня на этом кадре глаз зацепился лишь за немного иную правую подставку водительского сиденья. Если кто-то увидел что-то еще необычное – пишите в комментариях. Зато если посмотреть теперь в салон через переднюю открытую дверь…
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/mmariya/kak-ustroen-fiat-124-1966-goda-602f433d6ce3da7804092c55
Советские автомобили
Почти все автомобили, созданные в СССР были копиями иностранных моделей. Началось всё ещё с первых образцов, производимых по лицензии Ford. Время шло, копирование входило в привычку. Научно-исследовательский автомобильный институт СССР покупал на Западе образцы для изучения и через некоторое время выпускал советский аналог. Правда, к моменту выпуска оригинал уже не выпускался.
ГАЗ А — является первым массовым легковым автомобилем СССР, является лицензионной копией американского Ford-A. СССР купил у американской фирмы оборудование и документы на производство в 1929 году, через два года выпуск Ford-A был прекращен. Еще через год, в 1932 году, были выпущены первые автомобили ГАЗ-А .
После 1936 года устаревшего ГАЗ-А была запрещена. Автовладельцам предписывалось сдать машину государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М1.
ГАЗ-М-1 «Эмка» (1936-1943)
АЗ-М1 также являлся копией одной из моделей Ford — Model B (Model 40A) 1934 года.
При адаптации к отечественным условиям эксплуатации автомобиль был в основательно переработан советскими специалистами. Модель по некоторым позициям превзошла более позднюю продукцию Ford.
Л1 «Красный путиловец» (1933) и ЗИС-101 (1936-1941)
Л1 был экспериментальным легковым автомобилем, представлял почти точную копию автомобиля Buick-32-90, который по западным стандартам относился к высшему-среднему классу.
Первоначально завод «Красный путиловец» выпускал трактора Fordson. В качестве эксперимента было выпустил 6 экземпляров Л1 в 1933 г. Большинство автомобилей не смогли дойти до Москвы самостоятельно и без поломок. Доработку Л1 передали на московский «ЗиС».
Из-за того, что кузов «Бьюика» уже не соответствовал моде середины 30-x годов, на ЗиСе спроектировали его заново. Американское кузовное ателье Budd Company на основе советских эскизов подготовило современный для тех лет эскиз кузова. Работа обошлась стране в полмиллиона долларов и потребовала месяцев.
Первый советский малолитражный автомобиль, при разработке за основу был взят «Ford Prefect».
В США были изготовлены штампы и разработали чертежи кузова по моделям советского художника-конструктора. В 1940 году началось производство этой модели. Задумывалось, что КИМ-10 станет первым «народным» автомобилем СССР, но планам руководства СССР помешала Великая Отечественная война.
«Москвич» 400,401 (1946-1956)
Советская малолитражка — полный аналог немецкого Opel Kadett K38, который выпускался в 1937—1940 годах в Германии на немецком заводе Opel американского концерна General Motors. В основу легли образцы и документация, уцелевшая после войны.
Оборудование для выпуска автомобиля было частично вывезено с американской оккупационной зоне и смонтировано в СССР.
Большая часть документации и оснастки для производства была воссоздана заново, причём работы производились в Германии по заказу Советской военной администрации силами смешанных трудовых коллективов (советских и вольнонаёмных немецких специалистов), работавших в созданных после войны конструкторских бюро.
402 модель повторяла Opel Olympia Rekord (1947-1953) – преемницу Opel Kadett K38. Участие специалистов с ГАЗа, где полным ходом шла разработка «Волги» ГАЗ-21 оказало сильное влияние на проектирующийся автомобиль.
Основой для третьего поколения автомобилей «Москвич» стал Opel Kadett A (1962).
По сравнению с предшественниками, выросли длина и ширина автомобиля при одновременном значительном снижении его высоты. Ощутимо возросли вместительность и комфортабельность салона.
Выпускался в Москве на заводе МЗМА(АЗЛК). С 1964 по 1967 год он был основной моделью завода, после чего его сменил в этой роли «Москвич-412», хотя и после этого они ещё долго выпускались параллельно. Также он выпускался в Ижевске с 1966 по 1967 год, там было собрано лишь около 4000 автомобилей этой модели, после чего Ижевский завод, в отличие от МЗМА-АЗЛК, полностью перешёл на выпуск модернизированной модели «Москвич-412».
Пришел на замену устаревшей модели М-408 и стал результатом глубокой модернизации своего предшественника под вдохновением Opel Kadett B (1965).
Москвич-412 стал более престижной версией М-408: повысилась мощность двигателя и максимальная скорость, улучшилась пассивная безопасность, которая теперь соответствовала нормам ЕЭК ООН, что было подтверждено крэш-тестами во Франции.
«Москвич» 2141 (1986-1998)
Замену Москвичу-412 удалось спроектировать только в 1980-е годы, и это был уже совершенно другой автомобиль, — Москвич-2141, переднеприводный хэтчбэк, созданный на базе кузова французской «Симки» и уже устаревшего к тому времени двигателя УЗАМ. Экспортное наименование — Aleko, от Автозавод Ленинского Комсомола.
В качестве наилучшего прообраза для ускорения проектирования нового автомобиля Минавтопрому виделась недавно появившаяся франко-американская модель Simca 1308 производства европейского отделения корпорации Chrysler. Дизайнерам приказали скопировать автомобиль вплоть до «железа».
Однако в процессе разработки кузов «Москвича» был спроектирован заново, в результате чего экстерьер автомобиля существенно отличался от французского образца и, хоть и с некоторой натяжкой, но соответствовал уровню середины восьмидесятых годов.
Дизайн кузова первого советского послевоенного легкового автомобиля представительского класса практически полностью имитировал американские «Паккарды» «старших» (Senior) серий предвоенного выпуска. Вплоть до мелочей ЗИС-110 был похож на Packard 180 c кузовом Touring Sedan последней довоенном модели 1942 года. Самостоятельной советской разработке, специально предали внешность американского Паккарда в соответствии со вкусовыми предпочтениями высшего руководства страны и, главным образом, лично Сталина.
Вряд ли американской фирме нравилось подобное творческое развитие её идей в оформлении советского автомобиля, однако никаких претензий с её стороны в те годы не последовало, тем более что производство «больших» «Паккардов» после войны возобновлено не было.
ГАЗ-12 (ГАЗ-М-12, ЗИМ, ЗИМ-12) 1950-1959
Шести-семиместный легковой автомобиль большого класса с кузовом «шестиоконный длиннобазный седан» разрабатывали на основе Buick Super, серийно производился на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод Имени Молотова) с 1950 по 1959 (некоторые модификации — по 1960 год.)
Заводу настоятельно рекомендовали полностью скопировать «Бьюик» образца 1948 года, но инженеры на основе предлагаемой модели спроектировали автомобиль, максимально опирающийся на уже освоенные в производстве агрегаты и технологии. «ЗиМ» не был копией какого-либо конкретного иностранного автомобиля ни в плане дизайна, ни, в особенности, в техническом аспекте — в последнем конструкторы завода даже сумели в какой-то мере «сказать новое слово» в рамках мировой автостроительной индустрии
«Волга» ГАЗ-21 (1956-1972)
Легковой автомобиль среднего класса технически был создан отечественными инженерами и дизайнерами «с нуля», но внешне копировал преимущественно американские модели начала 1950-х годов. В ходе разработки изучались конструкции иностранных автомобилей: Ford Mainline (1954), Chevrolet 210 (1953), Plymouth Savoy (1953), Henry J (Kaiser-Frazer)(1952), Standard Vanguard (1952) и Opel Kapitän (1951).
ГАЗ-21 серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год. Заводской индекс модели — изначально ГАЗ-М-21, позднее (с 1965 года) — ГАЗ-21.
К моменту начала серийного производства по мировым меркам дизайн «Волги» уже стал как минимум рядовым, и на фоне серийных иномарок тех лет уже особо не выделялся. Уже к 1960 году «Волга» была автомобилем с безнадёжно устаревшим дизайном.
«Волга» ГАЗ-24 (1969-1992)
Легковой автомобиль среднего класса стал гибридом североамериканского Ford Falcon (1962) и Plymouth Valiant (1962).
Серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1969 по 1992 год. Внешность и конструкция автомобиля были достаточно стандартными для этого направления, технические характеристики были также приблизительно на среднем уровне. Большая часть «Волг» не была предназначена для продажи в личное пользование и эксплуатировались в таксопарках и иных государственных организациях).
«Чайка» ГАЗ-13 (1959-1981)
Представительский легковой автомобиль большого класса, созданный под явным влиянием новейших моделей американской фирмы Packard, которые в те годы как раз изучались в НАМИ (кабриолет Packard Caribbean и седан Packard Patrician, оба 1956 модельного года). «Чайка» была создана с явной ориентацией на веяния американского стиля, как и вся продукция ГАЗа тех лет, но не был стопроцентной «стилистической копией» или модернизацией Пэккарда.
Автомобиль выпускался малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год. Всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.
«Чайки» использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры (преимущественно — министров, первых секретарей обкомов), который выдавался как составная часть положенного «пакета» привилегий.
И седаны, и кабриолеты «Чайка» использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения. Также, «Чайки» поступали в «Интурист», где, в свою очередь, их могли заказать все желающие для использования в качестве свадебных лимузинов.
Копирование американского дизайна на разных советских заводах привело к тому, что облик автомобиля ЗИЛ-111 создавался по тем же образцам, что и «Чайка». В результате в стране одновременно производились внешне похожие автомобили. ЗИЛ-111 часто принимают за более распространенную «Чайку».
Легковой автомобиль высшего класса стилистически представлял собой компиляцию различных элементов американских автомобилей среднего и высшего класса первой половины 1950-х годов — преимущественно напоминал «Cadillac», «Packard» и «Buick». В основу внешнего оформления ЗИЛ-111, как и «Чайки», лег дизайн моделей американской фирмы «Packard» 1955-56 годов. Но по сравнению с моделями «Packard», «ЗиЛ» был больше по всем габаритам, выглядел намного строже и «квадратнее», со спрямлёнными линиями, имел более сложный и детализированный декор.
С 1959 по 1967 годы было собрано всего 112 экземпляров этого автомобиля.
Малосерийный представительский легковой автомобиль высшего класса с кузовом «лимузин». Несмотря, на стремление отойти от американской автомобильной моды, сделанный «с нуля» ЗИЛ-114, все равно частично копировал американский Lincoln Lehmann-Peterson Limousine.
Всего было собрано 113 экземпляров правительственного лимузина.
ЗИЛ-115 (ЗИЛ 4104) (1978-1983)
В 1978 году на смену ЗИЛ-114 пришёл новый автомобиль под заводским индексом «115», впоследствии получивший официальное название ЗИЛ-4104. Инициатором разработки модели был Леонид Брежнев, любивший качественные автомобили и утомившись от десятилетней эксплуатации ЗИЛ-114. Для творческого переосмысления нашим конструкторам предоставили Cadillac Fleetwood 75, в работе отечественным автомобилестроителям помогали британцы из «Carso». В результате совместной работы британских и советских конструкторов в 1978 г. родился ЗИЛ 115. Он же по новым ГОСТам классифицировался как ЗИЛ 4104.
Интерьер создавался с учетом целевого использования автомобилей — для государственных деятелей высокого ранга.
Конец 70-х — это разгар холодной войны, что не могло не сказаться на автомобиле, перевозящем первых лиц страны. ЗИЛ – 115 мог стать убежищем на случай атомной войны. Прямое попадание он, конечно, не выдержал бы, но от сильного радиационного фона защита на автомобиле имелась. Кроме того, предусматривалась возможность установки навесной брони.
Основным прототипом микролитражки был Фиат 600.
Автомобиль проектировался МЗМА («Москвич») совместно с автомобильным институтом НАМИ, Первые образцы получили обозначение «Москвич-444», и уже значительно отличались от итальянского прототипа. Позднее обозначение сменили на «Москвич-560».
От итальянского образца автомобиль уже на самом раннем этапе проектирования отличался совершенно иной передней подвеской – как на первых спорткарах Порше и Фольксвагене-«Жуке».
Легковой автомобиль особо малого класса демонстрирует немалое сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 г.), которая в свою повторяет часто копируемый американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года.
ВАЗ-2101 «Жигули» — заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан является аналогом модели Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».
По соглашению советского Внешторга и компанией Fiat, итальянцами был создан Волжский автомобильный завод в Тольятти с полным производственным циклом. На концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.
ВАЗ-2101 был подвергнут серьезным изменениям. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R. «Русификация» Fiat 124 оказалась крайне полезной и для самой фирмы FIAT, накопившей уникальные сведения о надежности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.
Заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан. Был разработан совместно с итальянской фирмой Fiat на базе моделей Fiat 124 и Fiat 125.
Позднее, на базе ВАЗ-2103 был разработан «проект 21031» в последствии переименованный в ВАЗ-2106.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5b02bb489d5cb301fe5cc4cd/sovetskie-avtomobili-5b0f11249bd6f900a8f3f1ea