Автомобили за полярным кругом

5 лучших вездеходов для Крайнего Севера

За Полярным кругом своя жизнь и свои суровые условия, для которых нужны особые автомобили. Здесь нет асфальта и дорог как таковых — в холодное время года это, в основном, укатанные зимники, летом же — топкая и оттаявшая грязь тундры. Немногие обычные внедорожники могут здесь выжить, а для того, чтобы перевозить людей и грузы круглый год, приходится выдумывать особо проходимые транспортные средства. Вспомним самых заслуженных тружеников Севера в нашем обзоре.

Трекол и Ямал

Начнем с самых простых колесных вездеходов, базирующихся на серийных компонентах джипов УАЗ. Так, «Трекол» представляет из себя обычный «Хантер» на огромных колесах низкого давления. Машина отлично едет по грязи и снегу, но на укатанных зимниках в салоне не слишком комфортно. Шасси очень тряское из-за ужасно пружинящих огромных колес — благодаря системе подкачки шин через ступицы можно спустить давление ради большего комфорта. Но тогда от мороза и нагрузки будут трескаться боковины дорогих шин. Также из-за размера «обуви» часто лопаются диски и полуоси, да и хантеровский мотор слабоват для тяжелой машины. Есть еще один вездеход под именем «Ямал» — это усовершенствованный «Патриот» на таких же колесах. Он существует в 4-х и 6-колесном исполнени, имеет более тяговитый мотор и автономную отопительную систему. Да и в целом конструкция «Ямала» более продуманная и надежная, хоть и стоит такой джип ощутимо дороже «Трекола».

Читайте также:  Устранение течи радиатора отопления автомобиля

Формально это бортовая или пассажирская «Газель», поставленная на гусеничную тягу и полюбившаяся геологам, нефтянникам и прочим энергетикам Крайнего Севера. Благодаря гусеница «Бобр» отлично едет по любой поверхности и к тому же рассчитан на работу при температурах до -50 градусов. Под капотом такого авто 2,8-литровый дизель Cummins на 130 лошадиных сил, разгоняющий «Бобра» до 65 км/ч на суше. Кроме того, вездеход не зря получил свое имя — он также умеет и плавать! Используя свои гусеницы, на воде он может развивать до 6 км/ч, перевозя по 3–4 человека. Минусом машины можно назвать ее небольшую грузоподемность и малое количество пассажирских мест. К тому же, «Бобр» стоит еще дороже «Трекола» — 2,2 миллиона рублей против 1,5 миллионов у первого участника нашей подборки.

Гость из далекой Швеции нередко встречается за Полярным кругом. Это еще более экзотичное транспортное средство, представляющее собой две спаренные гусеничные «кубышки». Машину начали проектировать еще в 1974 году для нужд шведской армии в качестве сочлененного с прицепом вездехода. В результате получилась нереально проходимая штука, которая может взять на борт до 2,5 тонн груза. Однако есть и минусы — во-первых, «Лось» не такой вместительный, как бы хотелось полярникам. Во-вторых, сочлененная трансмиссия весьма сложна в ремонте, хоть и ломается вездеход в разы меньше отечественных конкурентов. Да и цена импортного «проходимца» оставляет впечатление космической — все благодаря зарубежным комплектующим. Это дизель Mercedes-Benz на 3 литра и 136 сил, а также 5-ступенчатый «автомат» и 2-скоростная раздатка.

ГАЗ-34039

Советский ветеран, выпускавшийся аж с 1985 года и по-прежнему находящийся на слжбе полярников. Это уже полноценный гусеничный вездеход, больше напоминающий бронетранспортер. В движение этого монстра приводит 4-цилиндровый мотор на 110 «лошадей» в паре с 5-ступенчатой мехнической коробкой. Мотор оборудован системой предпускового подогрева, а коробка имеет пониженную передачу. Все это позволяет ГАЗу отлично чувствовать себя на снегу, грязи и в условиях топкой весенней тундры. Неприхотливый дизель легко переваривает любую солярку, а автономная система отопления прогревает большой салон. К слову, рассчитан он вплоть до 10 человек, кроме того, внутри можно оборудовать 4 спальных места. Из минусов можно отметить крайнюю медлительность этого вездехода и солидный возраст сохранившихся экземпляров.

Многоцелевой тягач легкий бронированный — именно так расшифровывается название, пожалуй, самого удачного вездехода Крайнего Севера. Машина принята на вооружение армии еще в 1964 году, но потом быстро нашла применение и у гражданских. Этот «жучок» на гусеничной тяге отлично плавает, форсирует болота и крутые подъемы, а также может взять на борт до 11 человек. Дизельный V8 развивает 240 лошадиных сил и почти 900 Нм крутящего момента, что позволяет разгонять далеко не легкий вездеход до 60–80 км/ч. Расход топлива при этом может доходить до 90 литров на 100 километров, однако с учетом огромных баков запас ход вплотную приближается к 500 километрам. Из минусов можно отметить неудачно расположенную лебедку, чей трос при обрыве прилетает прямо в лобовое стекло, и необходимость закупоривать сливные отверстия при форсировании бродов.

Источник статьи: http://www.32cars.ru/reviews/date-15-11-2018/5-vezdehodov-dlya-kraynego-severa-o-kotoryh-vy-ne-znali

Трасса М-18 «Кола». Переталкиваем автомобиль за полярный круг.

Дорога в столицу Заполярья знаменита своими видами: озера, реки, скалы и леса будут радовать весь путь. Но иногда встречаются и сюрпризы в виде диких животных. Сегодня начало фотопутешествия на Кольский полуостров. Каждую осень я люблю ездить на север снимать пейзажи, именно там можно увидеть настоящие цвета осенних красок, когда все становится красно-оранжево-желтое, окружающий мир преображается, кажется что попал в сказку, а это реально так!

Путешествие на север, как обычно началось на Мурманке. Через 50 км после Питера дорога сужается до одной полосы, и так будет до конца маршрута. Участок в Ленобласти не особо богат на красивые пейзажи, проезжаем не останавливаясь. Вскоре стемнело, из темноты выскакивают то Матросы, то Половины. Так называются населенные пункты, еще танкистов с полной не хватает! Впрочем военные здесь присутствуют, перегоняют колоны техники, потеряв пару сломавшихся боевых единиц на выезде из города. У Петрозаводска трафик поплотнее, и после него снова тишина.

Насладиться Карельской тишиной до утра решили в лесу. Свернули на Гирвас и остановились на реке Суна. Утром же оказалось, что спали на грибах. Карелия! Одна солонина – волнушки, нагрузили кадку грибов, будем торговать по дороге, если не хватит на бензин.

Кроме грибов, тут нашелся и кратер потухшего вулкана Гирвас, ученые говорят, что последние вулканические процессы происходили на нем 1,5-3 млрд. лет назад. Ну а чтобы он снова не стал активничать, его щедро поливают водой с местной ГЭС. Нам повезло застать этот процесс, получается хороший водопад, редкий случай! Обычно же здесь просто застывшая лава, и туристы ползают вдоль и поперек, делая селфи.

Возвращаемся на «Колу». Покрытие трассы практически идеальное, поворотов нет, машин мало, сильно расслабляет, кто едет в одиночку – главное не уснуть. Быстрый темп тормозят только светофоры, местами идут ремонты мостов и небольших участков. На среднюю скорость это не сильно влияет. Поставил 110 на круизе Nissan Terrano и вперед. Для примера: на обратном пути от Кандалакши до Питера 1200км, останавливаясь только на заправки и один перекус, доехали за 14часов, при скорости не больше 110км/ч, что очень хорошо!

Едем, впереди что-то бегает по дороге. Вначале казалось собака, а оказалось волк! Тормозим, пока менял на телевик, удалось сфотографировать только хвост в деревьях. За кадр спасибо участнику поездки – Алексею. Волк выглядел неважно, похоже, что он больной. Дикие животные на этой трассе не редкость, иногда выходят и медведи. Лесов много, а деревень мало. Изредка встречаются знаки: какой-нибудь населенный пункт туда, и стоит цифра пару десятков, а то и сотен километров ехать.

Главное не забывать держать всегда полным бак. Заправки после Петрозаводска встречаются редко. К тому же многие сомнительного вида, так чтобы заправиться сделали даже небольшой крюк в Сегежу. А что тут не редкость – это озера, их множество. Если посмотреть на карту со спутника – удивитесь, сколько их в северной Карелии! Очень удобно съехать от дороги и остановиться на обед среди соснового леса и куч мусора. Хотелось это зачеркнуть, но это действительно так – мусора полно вдоль дорог в популярных местах. Хоть трасса и почти европейского качества, но условия вокруг типично наши.

Что напоминает о загранице, так это новая желтая разметка. Сделана она в качестве эксперимента. Ее лучше видно в снег, и ночью. Что в условиях Заполярья важно, где полярная ночь и трехметровые сугробы. Если все пройдет хорошо, то появится и на других дорогах. А для себя я отметил, что она более фотогенично выглядит в дорожном пейзаже.

Пересекаем полярный круг. По традиции, когда пересекаешь первый раз, принято перетолкать авто вручную через него. Я же был уже 3 раза, другие участники первый. Так что нарушили традиции и въехали на моторе.

В Заполярье начинается самый красивый участок дороги. Из окна открываются завораживающие пейзажи с зеркалами озер и чистых рек.

А горизонт украшают сопки. Чтобы снять красивый вид, даже не нужно ходить далеко, щелкай из окна! За красивыми осенними видами свернули в сердце Хибинских гор – город Кировск. Следующие два дня катались и ходили по округе, снимая настоящую осеннюю сказку.

Про дорогу до Мурманска через Лапландию в следующей части. Подписывайтесь, чтобы не пропустить! За лайки всем огромное спасибо! Меня это очень мотивирует писать новые интересные фоторассказы.

Смотрите также блог в Instagram и Telegram.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/skazka_travel/trassa-m18-kola-peretalkivaem-avtomobil-za-poliarnyi-krug-5a943fd39b403cd6ed9d6922

Инструкция: Кольский полуостров на машине

Многие, кто не был в Мурманской области, посчитают, что там очень холодно (круглый год), мрачно, пустынно и вообще на Кольском полуострове делать нечего. Но это совсем не так. Стоит лишь один раз побывать в тех краях, как вы полностью измените свое мнение. Рассказываю почему.

Команда и автомобиль

Смотреть красоты Кольского полуострова мы отправились втроём: один парень и две девушки. Ехали на японском Mitsubishi L200-V Diesel. Правда, в нашем случае багажник у пикапа был без кунга, все вещи мы положили прямо в салон, но он достаточно просторный, и нам было вполне комфортно втроем (а по ходу маршрута в некоторых местах и вчетвером, и впятером).

Причины для поездки

В Мурманской области до этой поездки я был неоднократно, но вот зимой — впервые. Зачем же туда ехать? Там же холодно и полярная ночь вообще. Во-первых, полярная ночь в том же Мурманске длится всего-то месяц (чуть больше) — со 2 декабря по 11 января. Во-вторых, это реальная возможность увидеть северное сияние (и увидеть его дешевле, чем если охотиться за ним в Финляндии или Норвегии). В-третьих, Кольский полуостров — кладезь природных красот, где из-за каждого поворота вам может попасться «вид вашей мечты», и вы сделаете умопомрачительное селфи. Это если вкратце. Теперь по порядку.

Северное сияние

Разноцветное свечение верхних слоёв атмосферы, Aurora Borealis или Полярное сияние, называйте, как хотите, но одно из лучших мест, чтобы его увидеть — это именно Мурманская область. В сравнении с другими северными местами, где его можно наблюдать, сюда добраться дешевле и проще всего. Период его активности с конца августа по апрель и даже местами май. Предсказать заблаговременно и поехать именно под сияние невозможно. Но есть полезные мобильные приложения, такие как Aurora forecast ( iOs , Android ), которые дают довольно точный прогноз возникновения сияния на ближайшие часы. Важно понимать, что Aurora Borealis может «висеть» в небе над вами, но вы его все равно не увидите, если будет стопроцентная облачность. Так и произошло с нами. Расстраиваться не надо, а лучше принять это и приехать в Мурманскую область ещё раз.

КУПИТЬ БИЛЕТ ИЛИ ТУР НА КОЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ

Природа

Потрясающая природа начинается уже на самом юге Кольского полуострова. Стоит лишь добраться до города Кандалакша и отъехать на несколько километров в сторону посёлка Умба, как перед глазами встаёт красивейшая панорама Кандалакшского залива с его многочисленными островами, покрытыми хвойной растительностью. Есть несколько специальных площадок, где можно оставить машину и сделать классные снимки на память.

Едем дальше в сторону Мурманска по трассе Р-21 «Кола» и оказываемся на берегу озёра Имандра — самого крупного на Кольском полуострове. Вдали виднеются трубы Кольской АЭС, но озеро настолько огромное, что если вы не хотите на них смотреть, то просто перейдите на другую сторону дороги и любуйтесь его противоположным берегом.

Ещё рядом с Имандрой находятся горы Хибины. Они очень старые и, как результат, достаточно пологие. Чтобы их увидеть, надо приехать в город Кировск. Там есть подъёмник на гору Айкуайвенчорр, с которой открывается великолепный вид на город и его окрестности. В зимний период можно покататься на горных лыжах и сноубордах. Рядом с Кировском город Апатиты. И недавно туда запустили прямые рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга. А значит добраться до склонов и спусков ради катания не так уж и сложно, а, главное, быстро.

Отдельная причина отправиться в Мурманскую область — увидеть тундру. Она начинается уже у Мурманска. Насладиться пустынными ландшафтами, где кроме снега и небольших холмов больше ничего, можно, если съездить в Териберку. Главное, не забудьте взять с собой солнцезащитные очки, иначе глазам будет крайне тяжело в мире абсолютного белого. Летом же все вокруг в зелёных тонах. И в многочисленной мошкаре. Захватите с собой обязательно спрей от комаров. А лучше два. Или три. Много точно не будет.

Осенью тундра покрывается во все цвета радуги. Представьте, что вокруг вас ковёр из оранжевых, жёлтых, красных, белых, и зелёных мхов и лишайников. Красиво.

Мурманск

Самый крупный в мире город за Полярным кругом. Стоит вдоль фьорда на разных высотах. Из-за этого вы можете наблюдать целую стену из нависающих друг над другом домов, которые просто стоят на различном удалении от вас: какие-то выше, какие-то ниже. А ещё в Мурманске есть великолепная смотровая площадка. Она расположена рядом с памятником Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Кстати, памятник, который ещё называют Алёшей, тоже оставляет очень сильное впечатление. Музей-ледокол «Ленин» для тех, кто любит технику и атмосферу дальних северных странствий. А ещё в Мурманске есть самый северный в мире ресторан McDonald’s и очень красивый проспект Ленина с яркими разноцветными домами Сталинской эпохи.

Териберка

Этот посёлок был бы одним из десятков среднестатистических северных посёлков, если бы не фильм Звягинцева «Левиафан», который именитый режиссёр снимал именно в Териберке. Теперь это место, где можно встретить за час иностранцев из пяти разных стран (мы, кстати, подобрали одного поляка из Кракова, который ехал к своим знакомым французам, ожидавшим его уже в Териберке), отведать потрясающе вкусных крабов в местном кафе «Териберский берег», посмотреть на кладбище кораблей и, самое главное, увидеть Баренцево море. Удивительный факт, но в Мурманске вы этого не сможете сделать.

Дороги

Если кто-то говорит, что в России нет дорог, просто отправьтесь в Мурманскую область. Есть два основных маршрута на Кольский из Центральной России. Первый: проехать сначала по трассе М10 «Москва — Санкт-Петербург», а затем через Петрозаводск по Р-21 «Кола». Второй: отправиться через Ярославль и Вологду, заехав по пути в удивительный Кирилло-Белозерский монастырь. Дорога обогнёт Онежское озеро с восточной стороны и вольётся в «Колу» близ Медвежьегорска. Обе трассы отличные. Места с ямами и колдобинами — большая редкость. В основном это 1 800 — 2 000 километров идеального асфальта. Единственный сложный момент — дорога из Мурманска в Териберку. Как я уже говорил, в зимнее время её периодически может заметать и нужно быть крайне внимательным. Впрочем, на нашем Mitsubishi мы никаких проблем не испытали.

Заправки

Заправки на маршруте не всегда встречались регулярно, так что лучше не рискуйте и имейте запас топлива. Уже в Вологодской области или республике Карелии заранее смотрите карту и рассчитывайте, где будете заправляться. В Карелии рекомендую заправляться на ТНК (хотя, по факту это не всегда данная компания, а кто-то, работающий по франшизе), в Мурманской области — на Statoil. Эти норвежские заправки могут предложить туристу не только хороший бензин, но и великолепные сэндвичи и бургеры. Кстати, здесь же можно купить в качестве сувениров домой норвежские и шведские сладости.

Где поесть

В Мурманской области быстро перекусить всегда можно в том же Statoil. Хотите именно кафе? Тогда выбирайте сеть заведений под названием «Дрова». Они есть как в Мурманске, так и, к примеру, в Оленегорске, через который вы будете проезжать. Ознакомиться с меню и узнать адреса можно на их страничке в «ВКонтакте». Про Териберку я уже писал, что единственный вариант там перекусить (зато какой!) — это кафе «Териберский берег» в самом центре посёлка. Потрясающий выбор местных морских деликатесов. Если вы окажетесь в Кировске, тогда однозначно кафе «В своей тарелке» .

Где остановиться

Удобно выбрать в качестве своей базы Мурманск и оттуда совершать радиальные маршруты. Вот пара гостиниц, от которых вы останетесь в полном восторге:

  • «Азимут Отель» (Мурманск, проспект Ленина, 82).
  • Гостиница «69 параллель» . (Мурманск, Лыжный проезд, 14).

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/tu_tu_ru/instrukciia-kolskii-poluostrov-na-mashine-5b27783be3ad1700a96b1c3b

Оцените статью