- Как работает бортовой компьютер автомобиля
- Виды бортовых компьютеров автомобиля
- Функционал и принцип функционирования автокомпьютеров
- Универсальный компьютер автомобиля (карпьютер)
- Маршрутный бортовой компьютер
- Сервисный бортовой компьютер
- Управляющий бортовой компьютер
- Заключение
- Как правильно выбрать бортовой компьютер: виды, функции и возможности
- Разновидности бортовых компьютеров
- Принято выделять следующие типы бортовых компьютеров:
- Диагностические компьютеры
- С помощью такого устройства можно выполнять следующие действия:
- Маршрутные устройства
- Управляющий компьютер
- Основными функциями управляющего компьютера является следующее:
- Выводы
Как работает бортовой компьютер автомобиля
Статья о работе бортового компьютера в машине — виды компьютеров, особенности функционирования. В конце статьи — видео о бортовом компьютере для карбюраторных машин.
Содержание статьи:
- Виды бортовых компьютеров автомобиля
- Функционал и принцип функционирования автокомпьютеров
- Универсальный
- Маршрутный
- Сервисный
- Управляющий
- Видео о бортовом компьютере для карбюраторных машин
Современный автомобиль, «нафаршированный» всевозможной электроникой, с полной уверенностью можно назвать «компьютером на колесах». Различные микропроцессоры, программы и датчики призваны свести к минимуму так называемый «человеческий фактор» (ошибки человека-водителя) и сделать максимально удобным и комфортным эксплуатацию автомобиля.
И основная роль в электронном управлении автомобиля отведена «бортовому компьютеру», который является вычислительным устройством для считывания и обработки данных о работе основных систем и узлов автомобиля с последующим выводом результатов на экран монитора (или ЖК-дисплея).
Было время, когда бортовыми компьютерами оснащались только дорогие авто премиум-класса. Но технический прогресс не стоит на месте, и подобные устройства уже устанавливают серийно даже в недорогих автомобилях. Кроме того, в некоторых моделях, где «бортовик» не установлен заводом-изготовителем, его можно установить дополнительно. Ниже мы рассмотрим, какие бывают бортовые компьютеры, на что они способны и как они работают.
Виды бортовых компьютеров автомобиля
При разделении автомобильных «бортовиков» на виды, учитывается их назначение и функциональность, улучшающая работу систем автомобиля, и комфортность при его эксплуатации.
В соответствии с этим, бортовые автокомпьютеры могут быть:
- Универсальными (карпьютеры).
- Сервисными.
- Маршрутными.
- Управляющими.
Функционал и принцип функционирования автокомпьютеров
Универсальный компьютер автомобиля (карпьютер)
Этот бортовой компьютер (карпьютер) является неким гибридом и включает в себя следующий функционал:
- персональный компьютер РС;
- GPS-навигация через спутник;
- телевизор;
- плеер DVD.
Кроме того, в карпьютер может быть внедрен дополнительный функционал:
- система датчиков с исполнительной механикой для работы парктроника;
- система регулировки форсунок и опережения зажигания (для регулирования мощности и экономии топлива);
- управление двухсторонней радиосвязью.
Универсальные бортовые автокомпьютеры (карпьютеры) управляются через сенсорные ЖК-экраны размером от 7 до 15 дюймов. В качестве дополнительной опции, к универсальному компьютеру возможно подключение присоединяемой клавиатуры.
На данный момент конструкции бортовых карпьютеров не стандартизированы (за исключением ЖК-мониторов: 1DIN, 2DIN, 1/2DIN). Вследствие этого конструкция системных блоков карпьютеров может различаться. Чаще всего, универсальный «бортовик» устроен так же, как и обычный персональный компьютер, с такими же основными узлами.
Разница только в том, что в «бортовиках» системный накопитель состоит из электромеханических винчестеров в формате 2.5 дюйма. Также в них используются твердые SSD-накопители или микросхемы с электронной флеш-памятью (в старых моделях).
Карпьютер, изъятый из своей автомобильной ячейки, может быть использован как обычный ПК, от источника электропитания 12В.
Универсальный «бортовик» несложен в эксплуатации и легко устанавливается как в простой инжекторный автомобиль, так и в дизель, а также с турбонаддувом. Еще одним плюсом этого универсального устройства является то, что при смене автомобиля не нужно приобретать новый бортовой компьютер, а для успешной переустановки старого «бортовика» потребуется только обновить программное обеспечение.
Маршрутный бортовой компьютер
Узкоспециализированные (с минимальным набором функций) «бортовики-маршрутники» появились намного раньше, чем серийные автомобильные компьютеры «CarPC» от американской фирмы «Tracer», вышедшие на рынок в 2000 году. В то время, как узкоспециализированные «маршрутники» начали устанавливать на раллийных авто еще в 70-х годах прошлого столетия, в 90-х годах они уже прочно заняли свое место в серийной стандартной комплектации многих легковых автомобилей.
Кроме того, «маршрутник» оснащен графическим дисплеем с возможностью отображения на нем не только маршрутных данных, но и географической карты с указанием на ней месторасположения машины. При этом число отображаемых на дисплее параметров может быть увеличено.
Маршрутный компьютер считает, обрабатывает и выводит на экран следующие данные:
- средний показатель скорости за конкретное время движения и за все время пути;
- среднее потребление топлива;
- продолжительность пути;
- плановое время прибытия в указанный пункт;
- сколько километров проехал автомобиль за все время поездки;
- время простоя;
- стоимость топлива, которое было израсходовано на передвижение;
- потребление топлива в различных режимах передвижения (набор скорости, движение по инерции, торможение) и другие параметры.
Полученные и обработанные маршрутным «бортовиком» данные выводятся на символьный ЖК-дисплей или OLED-индикатор. Маршрутные «бортовики» для опциональной установки (в качестве дополнительной опции) имеют меньшую функциональность, чем уже установленные в серийно производящихся автомобилях. Чаще всего «маршрутники» работают совместно с управляющими и сервисными «бортовиками».
Сервисный бортовой компьютер
Довольно часто сервисный бортовой автокомпьютер называют «диагностическим». Данный «бортовик» является клиентским блоком общей диагностической системы, выявляющей системные и узловые неисправности, что существенно облегчает их устранение в сервисных ремонтных центрах.
В качестве самостоятельного устройства сервисный «бортовик» используется крайне редко. Как правило, диагностические функции выполняет системный компьютер, под управлением которого находятся узлы и механизмы автомобиля (по принципу работы маршрутного автокомпьютера).
Сервисный «бортовик» выполняет следующую работу:
- диагностирует двигатель и сохраняет в электронной памяти код обнаруженной ошибки;
- отслеживает состояние тормозов;
- контролирует наличие масла в главных системах и узлах;
- диагностирует электрическую сеть автомобиля.
При ремонте машины на СТС находящиеся в памяти автокомпьютера коды ошибок считываются сервером ремонтно-диагностической системы. После чего на основе считанных кодов принимается решение о целесообразности ремонта или настройки узлов и агрегатов.
Управляющий бортовой компьютер
Управляющий «бортовик» является главным блоком в системном электронном управлении. Самая распространенная конфигурация управляющего бортового компьютера – единая система с множеством разветвлений и цифровым специализированным функционалом. Реже встречаются варианты с несколькими независимыми цифровыми вычислительными блоками, с датчиками и исполнительной механикой.
Основная работа управляющего «бортовика» заключается в управлении:
- форсунками;
- зажиганием;
- тормозной антиблокировкой;
- автоматической коробкой передач;
- скоростным режимом (круизный контроль);
- климат-контролем.
Кроме того, управляющий бортовой компьютер контролирует рабочие показатели двигателя (охлаждение, число оборотов коленвала, давление масла), осуществляет корректировку напряжения в элекрической сети машины и зарядного тока для аккумулятора. Это устройство также аварийно сигнализирует о перегревании двигателя, перегрузках в электросети, превышении заданного скоростного режима, движении без фиксации ремней безопасности и т. п.
Управляющий «бортовик» устанавливается в автомобилях с бензиновыми моторами инжекторного типа, а также с дизельными агрегатами, кроме ДВС с карбюраторами.
Заключение
Бортовой автокомпьютер – это, прежде всего, полезная необходимость, которая повышает безопасность и дает возможность водителю своевременно выявлять возникшие неполадки и нештатные ситуации. Полезность данного устройства трудно переоценить, так как оно позволяет избежать множественной цепной поломки нескольких деталей и узлов, что сэкономит не только средства, но и время.
Что же касается сложности работы с автомобильными компьютерами, то здесь, конечно же, будет намного легче тем, кто знаком с работой обычного домашнего персонального компьютера. Другим водителям, не имеющим опыта работы с ПК, придется немного потрудиться и потратить некоторое время на изучение «матчасти».
Видео о бортовом компьютере для карбюраторных машин:
Источник статьи: http://fastmb.ru/soveti_auto/2584-kak-rabotaet-bortovoy-kompyuter-avtomobilya.html
Как правильно выбрать бортовой компьютер: виды, функции и возможности
Сегодня в современных автомобилях используются различные модификации бортовых компьютеров, которые отличаются своими функциональными возможностями, способны управлять различными моделями и исполнительными блоками в автомобиле.
Первые бортовые компьютеры появились на современных автомобилях ещё в конце восьмидесятых годов прошлого века, и представляли собой простейшие устройства, способные лишь рассчитывать пробег автомобиля, отображать показатель расхода топлива и анализировать возможный пробег машины при текущем объеме бензина в баке. Сегодня же подобные устройства оснащены мощными процессорами, они получают данные от различных датчиков и систем в автомобиле, не только информируя водителя о наличии тех или иных неисправностей, но и полностью управляя работой двигателя, коробки передач и других важных систем в машине.
Разновидности бортовых компьютеров
Бортовой компьютер — это цифровое устройство, которое производит соответствующие вычисления на основе полученной информации от многочисленных датчиков и исполнительных устройств в автомобиле.
Принято выделять следующие типы бортовых компьютеров:
1) узконаправленные, в том числе маршрутные, диагностические компьютеры, различные электронные блоки и системы управления отдельными узлами автомобиля;
2) универсальные бортовые компьютеры отвечают за работу мультимедиа или способны работать с данными, выполняя функции маршрутизаторов и навигаторов.
Продвинутые модели таких борткомпьютеров не только способны анализировать полученные ими данные и выводить информацию на экран монитора, но и имеют встроенный диагностический сканер, в память которого вшиты различные сценарии, которые сверяются с полученными данными, после чего система выдает соответствующее предупреждение автовладельцу.
Используемые на современных автомобилях универсальные бортовые компьютеры объединяют в себе различные функции, они отвечают за воспроизведение музыки, могут управлять работой климат-контроля и вентиляции, используются в качестве полнофункциональных навигаторов. Также такие системы отображают данные с парктроников, которые оценивают расстояние до близлежащих препятствий и формируют картинку на имеющемся дисплее бортового компьютера.
Если первоначально такие бортовые компьютеры имели небольшой дисплей, расположенный между спидометром и тахометром, то сегодня современные автомобили оснащаются функциональными сенсорными 7-10 дюймовыми экранами, которые отличаются качеством исполнения, позволяя наглядно представлять водителю различную необходимую ему информацию. По сути, такие бортовые компьютеры состоят из таких же узлов, как и стандартные стационарные ПК. Они включают дисплей, быструю память, могут работать с флеш-накопителями и различными картами, получают данные от многочисленных исполнительных устройств и датчиков по всему автомобилю.
Диагностические компьютеры
Принято выделять как встроенные в автомобиль диагностические компьютеры, так и мобильные переносные устройства, которые, по сути, представляют собой планшет с шлейфом и специальным разъемом для подключения к компьютерному мозгу автомобиля.
С помощью такого устройства можно выполнять следующие действия:
1) контролировать масло в двигателе и коробке передач;
2) оценивать состояние тормозных колодок и степень их износа;
3) проводить полную диагностику двигателя, записывая все выявленные ошибки в памяти устройства;
4) опрашивать всё электросистему, выявляя замыкания и утечки тока.
В большинстве современных автомобилей сервисные диагностические компьютеры уже изначально присутствуют в машине, однако получить к ним прямой доступ попросту невозможно. Такие системы сохраняют все коды ошибок, а при выполнении сервисных работ мастер подключает к блоку управления авто соответствующее оборудование и считывает все показатели борткомпьютера.
Маршрутные устройства
Первые маршрутные компьютеры появились в конце девяностых и начале двухтысячных годах, после чего сразу же стали пользоваться популярностью у автовладельцев. Такие приборы отвечали за предоставление информации о параметрах движения автомобиля. Так, с помощью такого устройства можно было узнать время нахождения в пути, средние показатели расхода топлива, среднюю скорость как за всю поездку, так и за определенный промежуток времени. Продвинутые устройства могли рассчитывать предполагаемые расходы на топливо или возможный пробег при текущем количестве бензина в баке.
В последующем маршрутные компьютеры получили навигационный блок с системой GPS, стали оснащаться полноценным жидкокристаллическим дисплеем, на который выводилась не только сервисная информация, но и показатели системы навигации. На многих автомобилях такой маршрутный компьютер совмещался с управляющим и сервисным блоком, отвечая за предоставление водителю нужной ему информации и оповещение о серьёзных поломках.
Управляющий компьютер
Управляющим компьютером в автомобиле принято называть блок управления, который впервые стал использоваться на автомобилях немецкой компании BMW еще в далеком 1981 году. Такое устройство получало информацию с различных датчиков, анализировало ее, после чего отправляло команды на исполнительные устройства, позволяя таким образом управлять работой всего автомобиля. Сегодня, фактически, такие управляющие компьютеры выполняют те же самые функции, однако их мощность, скорость принятия решения улучшились, а возможности существенно расширились.
Основными функциями управляющего компьютера является следующее:
1) контроль антиблокировочной системы;
2) управление форсунками и впрыском;
3) регулировка опережения зажигания;
4) диагностика и управление автоматической коробкой передач;
5) управляющий компьютер ответственен за круиз-контроль.
По сути, это центральный блок и мозг управления автомобиля, который отвечает за всю электронику, а, следственно, за двигатель, коробку передач, привод и другие многочисленные системы безопасности в современной машине. Если ранее это были достаточно простые блоки и установки, то современные управляющие бортовые компьютеры оснащаются мощными микропроцессорами, способны получать данные от сотен различных датчиков, обрабатывая за секунду огромные объемы информации.
Выводы
Представить себе современные автомобили без автоматики и разнообразных электросистем просто невозможно. Все такие датчики и исполнительные устройства управляются борткомпьютерами, которые могут анализировать данные за миллисекунды, принимая решение вместо водителя, обеспечивая тем самым комфорт и безопасность управления автомобилем. Принято выделять различные типы таких борткомпьютеров, которые могут быть управляющими, сенсорными, маршрутными или мультимедийными.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/cartechnic.ru/kak-pravilno-vybrat-bortovoi-kompiuter-vidy-funkcii-i-vozmojnosti-5d38716aa660d700b306680a