Бачок гур для автомобиля

Бачок ГУРа: важная составляющая легкого управления автомобилем

Комфортное управление автомобилем сегодня не мыслится без системы, облегчающей работу водителя — гидроусилителя руля. Важное место в системе занимает бачок для рабочей жидкости. О том, что такое бачок ГУР, зачем он нужен, как устроен и работает, а также о выборе и замене этой детали читайте в статье.

Назначение и функции бачка ГУРа

Бачок ГУР — узел системы гидроусилителя руля колесных транспортных средств; емкость небольшого объема, предусмотренная в системе для хранения рабочей жидкости, компенсации ее температурного расширения и утечек.

Комфортное управление современной автотракторной техникой обеспечивается различными системами и агрегатами, в число которых входит и ГУР — гидроусилитель руля. Структурно эта система довольно проста: ее основу составляет гидравлический насос, связанный системой трубопроводов с распределителем, воспринимающим усилие от рулевого колеса, и рулевой рейкой либо рулевым механизмом, передающим усилие на рулевую трапецию и управляемые колеса. По системе циркулирует жидкость на основе масла, которая хранится в специальной емкости — бачке ГУРа.

На бачок ГУРа возлагается несколько функций:

  • Хранение жидкости и ее защита от негативных факторов окружающей среды;
  • Компенсация изменения объема жидкости при нагреве;
  • Компенсация естественной убыли количества масла вследствие неизбежных утечек в системе;
  • Защищает систему от аварийного роста давления, сбрасывая лишнюю жидкость в атмосферу;
  • Бачок из металла — охлаждение жидкости за счет интенсивного теплообмена;
  • Бачок с фильтром — удаление загрязнений, попадающих в жидкость из системы;
  • Возможность обслуживания системы — заливка жидкости, контроль ее уровня и т.д.
Читайте также:  Что делать чтобы не было пожара автомобиля

Как и любые другие автокомпоненты, бачок ГУРа подвергается различным нагрузкам и может выходить из строя, требуя ремонта или замены. Чтобы выполнить ремонт быстро и безошибочно, следует иметь основные представления о бачках, их типах, конструкции и особенностях.

Типы, конструкция и работа бачков ГУР

В настоящее время находят применение два основных типа бачков:

Детали первого типа изготавливаются из пластика, второго типа — преимущественно из металла (стали). О конструктивных особенностях каждого типа бачков рассказано ниже.
Независимо от типа, бачки ГУРа делятся на две группы по наличию фильтров тонкой очистки (ФТО):

  • Без ФТО — только со встроенным фильтром грубой очистки в виде сетки у горловины;
  • С ФТО и сетчатым фильтром.

К первой группе относятся необслуживаемые пластиковые бачки, которыми комплектуются некоторые легковые автомобили. В таких бачках нет встроенного ФТО, что снижает срок службы жидкости или требует применения отдельного фильтра. Однако даже в самых простых бачках обязательно присутствует сетчатый фильтр под заливной горловиной, который задерживает крупные загрязнения при заливке новой жидкости и просто при открывании пробки.

Ко второй группе относятся как необслуживаемые пластиковые бачки, которыми комплектуется большинство современных легковых автомобилей, так и обслуживаемые металлические бачки некоторых внедорожников, многих автобусов и грузовиков. Благодаря наличию ФТО жидкость постоянно очищается от загрязнений (продуктов износа трущихся деталей, разрушения трубопроводов и уплотнителей, и т.д.), что продлевает ее срок службы и обеспечивает надежную работу всей системы.

В свою очередь, бачки ГУРа с ФТО делятся на две категории:

  • С одноразовыми стандартизированными фильтрующими элементами;
  • С обслуживаемыми (многоразовыми) фильтрующими элементами.

В бачках относительно небольшого объема, устанавливаемых на легковые автомобили и некоторые грузовики, применяются сменные стандартные фильтрующие элементы, изготовленные из фильтровальной бумаги или нетканых материалов. Такие ФТО также устанавливаются и в необслуживаемые бачки. Наличие сменного ФТО в обслуживаемом бачке значительно упрощает уход за ним, снижая объем работ и необходимый список расходных материалов.

В обслуживаемых бачках грузовых автомобилей и автобусов обычно применяются многоразовые фильтры, конструктивно представляющие собой пакеты мелкоячеистых металлических сеток, которые при загрязнении можно разобрать и промыть. Такие ФТО надежны и эффективны, однако они требуют затрат времени на обслуживание и промывку.

Наконец, все бачки ГУРа могут иметь одно из двух исполнений:

  • С отдельной установкой от насоса;
  • Совмещенные с насосом.

К первому типу относятся бачки, которые устанавливаются в удобном месте отдельно от насоса, соединяясь с ним и рулевым механизмом с помощью шлангов или жестких трубопроводов. Ко второму — бачки, смонтированные непосредственно на корпусе насоса. Отдельные бачки удобны для ТО и ремонта, однако они несколько снижают надежность системы за счет наличия дополнительных деталей — шлангов и их соединений. Совмещенные бачки более надежны, однако их установка не всегда удобна с точки зрения обслуживания и ремонта.

Необслуживаемые бачки ГУРа, их конструкция и особенности

В простейшем случает такой бачок изготавливается из двух литых пластиковых половин, соединенных с помощью пайки или иным способом. Бачок может иметь цилиндрическую, призматическую или более сложную форму (в зависимости от конфигурации подкапотного пространства автомобиля). В нижней части изделия выполняется два штуцера, один из которых расположен в центральной части днища — от рулевого механизма, а другой сбоку на днище или боковой стенке — на насос. В верхней части бачка располагается заливная горловина с пробкой, горловина может быть винтовой или байонетной, соответственно, такого же типа используется и пробка. Под горловиной монтируется фильтр грубой очистки.

Пробки могут иметь разнообразную конструкцию, но в большинстве из них предусматриваются клапаны, обеспечивающие выравнивание давление в бачке с атмосферным и сброса давления. Нередко пробка имеет конструкцию, предотвращающую проливание жидкости при наклонах и резких толчках, также в нее может интегрироваться щуп для измерения уровня жидкости. В бачках, изготовленных из белого полупрозрачного пластика, шкала для измерения уровня жидкости может располагаться на боковой стенке.

Внутри необслуживаемого бачка ГУРа может устанавливаться ФТО, который прижимается к нижней стенке с помощью специальной пластины, зафиксированной в рабочем положении защелками или винтами. Расположение фильтра относительно штуцеров таково, что очистку проходит жидкость, поступающая из рулевого механизма через нижний штуцер, а после очистки через боковой штуцер уходит на насос.

Бачки ГУРа такого типа фиксируются в моторном отсеке с помощью хомутов, кронштейнов или проушин, монтаж шлангов также выполняется стандартными хомутами.

Обслуживаемые бачки ГУРа, их конструкция и особенности

Такие бачки состоят из двух частей, имеющих разъемное соединение: корпуса (собственно бачка) и крышки. Монтаж крышки обычно выполняется посредством шпильки, пропущенной через дно бачка, при этом герметизация обеспечивается прокладкой, а для удобства обслуживания прижим крышки выполняется гайкой типа «барашек». В бачке располагается обслуживаемый или сменный ФТО, который прижимается к днищу упирающейся в крышку пружиной — вся это конструкция выполняет функции предохранительного клапана, который при чрезмерном засорении ФТО обеспечивает беспрепятственный проход жидкости из насоса к рулевому механизму.

В крышке располагается заливная горловина с фильтром грубой очистки, также может выполняться щуп и отдельный предохранительный клапан. Используемые в таких бачках ГУРа пробки аналогичны описанным выше.

Бачки, отделенные от насоса, имеют штуцеры, а совмещенные монтируются на насос посредством коллектора — системы каналов и клапанов, расположенных в нижней части корпуса бачка. Монтаж совмещенного бачка на насос осуществляется винтами через прокладку, которая обеспечивает герметичность всей конструкции.

На металлических бачках ГУРа грузовых автомобилей могут формироваться ребра для эффективного отведения тепла от жидкости, что исключает ее перегрев и изменение характеристик (чрезмерное разжижение и термическое разложение) при высоких нагрузках.

Как правильно подобрать и заменить бачок ГУРа

В процессе эксплуатации транспортного средства бачок ГУРа подвергается вибрациям и ударам, воздействию химическим веществ и перепадам температур, что может привести к его поломке. Появившиеся трещины и повреждения пробки могут приводить к утечкам рабочей жидкости и ухудшению работы всей системы. Также нарушить работу ГУРа может чрезмерное засорение ФТО. При появлении признаков неисправности бачок следует осмотреть и, если это необходимо, выполнить его замену, либо произвести обслуживание (периодичность ТО указывается в инструкции).

На замену рекомендуется брать бачки ГУРа того типа и модели, что были установлены на автомобиле ранее, это относится и к сменным ФТО. Выполнять замену детали следует в соответствии с инструкцией по ТО и ремонту, при этом предварительно производится удаление жидкости из старого бачка или ее слив из всей системы, а после ремонта — выполняется прокачка системы для устранения воздушных пробок.

При верном подборе и ремонте, а также при своевременном обслуживании бачок ГУРа и вся система будут эффективно работать в любых условиях.

Источник статьи: http://www.autoars.ru/articles/?id=185

Бачок масляный гидроусилителя: хранение и защита рабочей жидкости ГУР

Большинство современных автомобилей и иной колесной техники оснащаются системой гидроусилителя руля, в которой обязательно присутствует емкость для хранения жидкости — масляный бачок ГУР. Все об этих деталях, их типах, конструкции и особенностях, а также о выборе и замене бачков — читайте в статье.

Назначение и функции бачка ГУР

Масляный бачок гидроусилителя (бачок ГУР) — емкость для хранения рабочей жидкости гидроусилителя рулевого управления колесных транспортных средств.

Современные легковые и грузовые автомобили, тракторы и иная техника в массе своей оснащается гидравлическими усилителями руля. Данная система в простейшем случае состоит из насоса, связанного с управляемыми колесами рулевого механизма и управляемого рулем распределителя. Вся система объединена в один контур, по которому циркулирует специальная рабочая жидкость (масло). Для хранения масла в ГУР вводится еще один важный элемент — масляный бачок.

Масляный бачок гидроусилителя решает несколько задач:

  • Является емкостью для хранения достаточного для функционирования системы объема масла;
  • Компенсирует сокращение объема масла вследствие утечек;
  • Компенсирует тепловое расширение рабочей жидкости;
  • Бачок с фильтром — очищает масло от загрязнений;
  • Осуществляет сброс давления при его чрезмерном росте (при повышенном объеме жидкости, засорении фильтрующего элемента, попадании в систему воздуха);
  • Металлический бачок — выступает в роли радиатора охлаждения жидкости;
  • Предоставляет различные сервисные функции — пополнение запаса рабочей жидкости и контроль ее уровня.

Бачок гидроусилителя — деталь, без которой было бы невозможно функционирование всей системы. Поэтому при появлении любых неисправностей данную деталь следует отремонтировать или заменить. А чтобы сделать это правильно, необходимо разобраться в существующих типах бачков и их конструктивных особенностях.

Классификация масляных бачков гидроусилителя

Бачки гидроусилителей классифицируются по конструкции и материалу изготовления, наличию фильтрующего элемента и месту установки.

По конструкции бачки бывают двух типов:

Неразборные бачки обычно изготавливаются из пластика, они не обслуживаются и имеют ограниченный ресурс, при выработке которого подлежат замене в сборе. Разборные бачки чаще всего изготавливаются из металла, они в процессе эксплуатации регулярно подвергаются техническому обслуживанию и могут быть отремонтированы, поэтому могут служить на автомобиле годами.

По наличию фильтра бачки делятся на две категории:

  • Без фильтра;
  • С фильтрующим элементом.

Бачки без фильтра — это наиболее простое решение, которое сегодня используется редко. Отсутствие встроенного фильтра резко сокращает срок службы рабочей жидкости и требует установки отдельного фильтра, а каждая лишняя деталь усложняет систему и повышает ее стоимость. В то же время эти емкости, как правило, имеют встроенный фильтр грубой очистки — сетку со стороны заливной горловины, которая предотвращает попадание в систему крупных загрязнений.

Бачки со встроенным фильтром — более современное и распространенное сегодня решение. Наличие фильтрующего элемента обеспечивает своевременное удаление всех загрязнений (частиц износа трущихся деталей, коррозии, пыли и т.д.) из рабочей жидкости, и, как следствие, продление срока ее службы. Фильтры могут быть двух типов:

  • Сменные (одноразовые) фильтры из бумаги и нетканых материалов;
  • Многоразовые сетчатые фильтры.


Сменный фильтр бачка ГУР


Насос ГУРа с интегрированным масляным бачком

Сменные фильтры — стандартные кольцевые, изготовленные из гофрированной фильтровальной бумаги или нетканых материалов. Такие элементы используются как в разборных, так и в неразборных бачках. Многоразовые фильтры — наборные, состоят из ряда собранных в пакет стальных сеток с мелкой ячейкой. При загрязнении такой элемент разбирается, промывается и устанавливается на место. Сменные фильтры более просты в обслуживании, чем многоразовые, поэтому сегодня они находят самое широкое применение.

По месту установки бачки гидроусилителей бывают двух типов:

  • Отдельные;
  • Интегрированные с насосом.

Отдельные бачки выполнены в виде самостоятельных блоков, которые двумя трубопроводами подключаются к насосу ГУР и рулевому механизму. Такие бачки могут устанавливаться в любом удобном месте, однако требуют труб или шлангов, что несколько усложняет систему и понижает ее надежность. Интегрированные с насосом бачки чаще применяются на грузовых автомобилях и тракторах, они монтируются непосредственно на насос, не требуя дополнительных соединений. Такие бачки обеспечивают повышенную надежность системы, однако их размещение не всегда удобно для обслуживания.

Конструкция и особенности неразборных бачков гидроусилителя

Неразборные бачки изготавливаются из двух литых пластиковых половин, спаянных в одну герметичную конструкцию цилиндрической, призматической или иной формы. В верхней части бачка выполнена винтовая или байонетная заливная горловина, в которую устанавливается пробка. Под горловиной обычно устанавливается фильтрующая сетка. В нижней части бачка отливается два штуцера — выпускной (на насос) и впускной (из рулевого механизма или рейки), соединенные с механизмами системы с помощью шлангов. На дне бачка устанавливается фильтрующий элемент, он может прижиматься с помощью пластины на винте или защелках. Фильтр устанавливается так, что в него поступает отработанное масло из рулевого механизма, где очищается и далее поступает на насос.

Крышка бачка имеет встроенные клапаны — впускной (воздушный) для подачи наружного воздуха, и выпускной для стравливания чрезмерного давления и удаления излишком рабочей жидкости. В некоторых случаях под крышкой располагается щуп с отметками максимального и минимального уровня масла. В бачках из прозрачного пластика такие метки чаще всего наносятся на боковой стенке.

Для монтажа бачка используются стальные хомуты или отлитые на стенке пластиковые кронштейны. Фиксация шлангов на штуцерах осуществляется металлическими хомутами.

Конструкция и особенности разборных бачков гидроусилителя

Разборные бачки состоят из двух частей — корпуса и верхней крышки. Крышка устанавливается на корпус через резиновый уплотнитель, ее фиксация осуществляется с помощью пропущенной из дна шпильки и наворачиваемой на нее гайки (обычной или «барашка»). В крышке выполняется заливная горловина, иногда предусмотрена отдельная горловина под установку предохранительного клапана. Заливная горловина закрывается пробкой, аналогичной описанной выше.

В отдельных бачках на днище располагается фильтрующий элемент, а под заливной горловиной сетчатый фильтр. Как правило, фильтрующий элемент прижимается ко дну с помощью пружины, упирающейся в сетчатый фильтр или непосредственно в крышку заливной горловины. Эта конструкция является предохранительным клапаном, который обеспечивает поступление масла напрямую в насос при чрезмерном загрязнении фильтра (при загрязнении фильтра повышается давление жидкости, в какой-то момент это давление превышает усилие пружины, фильтр поднимается и масло свободно поступает в выпускной штуцер).

В интегрированных в насос бачках дополнительно предусмотрен коллектор — массивная деталь с каналами, расположенная в нижней части, и предназначенная для подачи масла в насос. Обычно в таких бачках фильтр располагается на шпильке, фиксирующей верхнюю крышку.

Как выбрать, отремонтировать или заменить бачок ГУР

Бачок гидроусилителя отличается высокой надежностью и долговечностью, однако его необходимо регулярно осматривать (при ТО всей системы), и при обнаружении неисправностей подвергать ремонту или менять в сборе. Периодически необходимо менять неразборные бачки и заменять/промывать фильтрующие элементы в разборных конструкциях — периодичность обслуживания указывается в инструкции, обычно межсервисный интервал достигает 40-60 тысяч км в зависимости от типа транспортного средства.

К явным признакам неисправности бачка относятся утечки масла (понижение его уровня и появление характерных лужиц под автомобилем при его стоянке), появление шумов и ухудшение работы рулевого управления. При появлении этих признаков следует проверить бачок и весь гидроусилитель, необходимо уделить внимание телу бачка и его штуцерам на предмет трещин. А в бачках, установленных на насос, нужно осматривать уплотнитель, который вследствие различных причин может дать течь. Иногда проблемы возникают и с пробками заливных горловин. При обнаружении любых неисправностей бачок ГУР следует отремонтировать или заменить в сборе.

На замену нужно брать бачки, рекомендованные для установки на автомобиль. В некоторых случаях возможна установка и других деталей, однако при такой замене возможно ухудшение работы всей системы вследствие иной пропускной способности бачка фильтра. Замена бачка выполняется в соответствии с инструкцией по ремонту и обслуживанию транспортного средства. Эти операции предваряются сливом рабочей жидкости и промывкой системы, а после ремонта необходимо залить новое масло и прокачать систему для удаления воздушных пробок.

При верном подборе бачка и грамотной его замене весь гидроусилитель будет работать эффективно и надежно, обеспечивая комфортное управление транспортным средством.

Источник статьи: http://www.autoopt.ru/articles/products/180924075

Оцените статью