Бразды управления: автомобили без пилота могут выйти на дороги в этом году
Уже в этом году на дорогах общего пользования могут начать тестировать беспилотные автомобили без инженеров в кабине. Для этого нужно принять законопроект-спутник к вступающему в силу 28 января закону о регуляторных песочницах. Документ предполагает снятие законодательных ограничений для тестирования технологии. По данным источников «Известий», этот законопроект должны внести в Госдуму в ближайший месяц. Массово беспилотные автомобили без инженеров в кабине могут появиться на дорогах общего пользования в ближайшие три-четыре года, говорят в «Яндексе».
Исключения из правил
28 января 2021 года вступил в силу закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (ЭПР). Он предполагает снятие ограничительных норм для тестирования технологий.
К ЭПР относятся семь проектов, в том числе коммерческое использование беспилотного наземного транспорта, уточнили в Минэкономразвития (разработчик закона). Также это телемедицина, дистанционное заключение договоров с использованием биометрии, грузовые перевозки с использованием беспилотных авиационных систем, поддержка врачебных решений с использованием искусственного интеллекта, сервис для малого и среднего бизнеса по подбору оптимальных сфер и мест деятельности на базе больших данных и исследования повседневной клинической практики при применении лекарственных средств у пациентов.
Закон об ЭПР дает возможность предложить и апробировать подходы к регулированию новых технологий, услуг и сценариев применения этих технологий, отметил генеральный директор ассоциации AeroNext и член рабочей группы «Аэронет» Национальной технологической инициативы (НТИ) Глеб Бабинцев.
— Не меняя общее федеральное законодательство, мы получаем возможность локально отработать сразу несколько подходов, и через три года (на такой максимальный срок может быть установлен ЭПР) по результатам анализа результатов преобразовать экспериментальное регулирование в общее, — пояснил Глеб Бабинцев.
Сейчас в силу вступает правовой режим, который позволяет проводить эксперименты без долгих бюрократических процедур, объяснил пресс-секретарь НТИ AutoNet Ярослав Федосеев. Раньше для начала испытаний разработчикам требовалось постановление правительства, теперь оно не нужно, поэтому компании смогут ускорить разработку продуктов.
Отрасль ждет закон-спутник, который должен появиться в развитие закона об ЭПР, сказал Глеб Бабинцев. 24 декабря прошлого года законопроект-спутник одобрили на заседании правительства, документ готовят к внесению в Госдуму, уточнили в Минэке. По данным двух источников «Известий» в отрасли, это произойдет в ближайший месяц. В соответствии с поручением президента от 31 декабря 2020 года законопроект-спутник должен быть принят до 1 мая 2021 года, указали в АНО «Цифровая экономика».
В беспилотном движении
Президент по итогам встречи с российскими инвесторами 11 марта 2020 года поручил разработать комплекс мероприятий по тестированию и поэтапному вводу в эксплуатацию на дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств без присутствия инженера-испытателя в салоне, напомнили «Известиям» в пресс-службе Минпромторга. Ведомство сейчас готовит соответствующий комплекс мероприятий, сказали там.
Беспилотный автомобиль StarLine
Автономные технологии уже готовы к запуску, считают эксперты. Беспилотным автомобилям не нужна другая дорожная инфраструктура, кроме той, что уже есть, сказал руководитель лаборатории автономных транспортных систем Центра компетенций НТИ на базе Университета Иннополис Салимжан Гафуров. Технологии развиваются, прогресс очевиден, но беспилотники выйдут на дорогу без инженеров, когда это будет разрешено, указал он. По его мнению, с высокой долей вероятности уже в этом году такие выезды произойдут.
Нормативно-правовые акты могут вступить в силу в ближайшие несколько месяцев, и технология будет готова к началу испытаний уже без человека на месте водителя, ожидает руководитель проекта «Беспилотный автомобиль StarLine» Борис Иванов. Сегодня уже проведено большинство экспериментов и тестирований высокоавтоматизированных транспортных средств, которые пока можно проводить только при присутствии оператора за рулем, сказал он.
Территории, где будут действовать экспериментально-правовые режимы, определят в рамках процедуры согласования программы ЭПР в правительстве, отметили в «Яндексе». Сейчас беспилотники компании можно встретить на дорогах Москвы (в том числе на территории «Сколково») и Иннополиса (Татарстан). Но в салоне машины «Яндекса», перемещающейся по дорогам общего пользования, сегодня всегда находится страхующий водитель, напомнили в компании. Текущий уровень развития технологии позволяет начинать использование беспилотников в полностью автономном режиме (без человека в салоне) в условиях небольшого города, сказали в корпорации.
— По нашим расчетам, на решение самой сложной задачи — безопасного и эффективного движения в центре большого города в час пик — может потребоваться еще три-четыре года разработки, — указали в пресс-службе «Яндекса».
В случае ДТП по вине беспилотника без человека в салоне ответственность будет нести разработчик конкретного транспортного средства, отметил Ярослав Федосеев. В крупных городах инфраструктура для перемещения таких машин по городу уже готова. Единственный барьер — законодательство, которое не допускает поездки автомобилей без водителя. Но в ближайшие несколько лет в правовой системе произойдут фундаментальные изменения, ожидают в AutoNet.
Все желающие могут подать заявку в Минэкономразвития на установление экспериментального правового режима (ЭПР), рассказали «Известиям» в пресс-службе ведомства. В министерство продолжают поступать заявки, а АНО «Цифровая экономика» консультирует участников по подаче заявок на включение в ЭПР. Для этого на сайте некоммерческой организации размещена основная информация о целях и порядке установления ЭПР, а также организован прием инициативных предложений.
Роль организации «Цифровая экономика» в процессе установления ЭПР — не только выступать партнером государства по акселерации подачи заявок, но и через механизмы обсуждения предложений с предпринимательским сообществом не допустить запуска неконкурентных песочниц для одного игрока и апробации неэффективных, устаревших или нереализуемых технологий, подчеркнул заместитель генерального директора, директор по направлению «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов.
Источник статьи: http://iz.ru/1117123/anna-ustinova/brazdy-upravleniia-avtomobili-bez-pilota-mogut-vyiti-na-dorogi-v-etom-godu
Беспилотные автомобили последние новости
Итоги 2020: российские беспилотные авто к поездкам готовы, дело за малым
Беспилотные автомобили в 2020 году были одним из наиболее заметных технологических направлений, однако несмотря на активное развитие и тестирование, массово пока так и не выехали на дороги общего пользования — по крайней мере, в России. В целом по миру аналитики прогнозируют рост сегмента беспилотного транспорта, однако горизонт этих прогнозов как правило достаточно далек.
Например, в исследовании Markets and Markets говорится, что объем мирового рынка наземного беспилотного транспорта вырастет с $2,3 млрд в 2020 году до $4,5 млрд к 2030-му.
Ожидания экспертов от сегмента беспилотного транспорта также достаточно туманны. Подводя итоги уходящего года, ICT.Moscow попросил участников рынка рассказать о главных событиях в развитии беспилотного транспорта в России. Своими мнениями поделились представители НТИ Автонет, Сбербанка и компании «Яндекс Беспилотные Технологии».
Главное за год
В начале апреля президент РФ Владимир Путин поручил правительству до 31 мая проработать дорожную карту тестирования и внедрения беспилотных транспортных средств в России. Проект документа, поддержанный Минэкономразвития, был представлен уже через месяц. В частности, в нем предполагалось до конца года расширить возможности тестирования беспилотников (в том числе без водителя-испытателя за рулем), а также разрешить коммерческую эксплуатацию автономных автомобилей.
Однако принять дорожную карту в течение 2020 года так и не удалось: сначала ее утверждение было отложено до 31 августа из-за пандемии, затем — еще на неопределенный срок. По данным The Bell, причина заключается в разногласиях между двумя ключевыми исполнителями проекта — Минтрансом и Минпромторгом.
Тем не менее, отрасль продолжает развиваться, и на арену выходят новые игроки. В 2020 году к гонке беспилотников, например, подключился Сбербанк, что отмечают в том числе и эксперты. В частности, представитель НТИ Автонет Ярослав Федосеев назвал участие нового игрока одним из двух наиболее важных событий уходящего года.
Первое серьезное событие, которое оказало значительное влияние на формирование рынка беспилотных автомобилей — появление нового игрока, Сбербанка. В настоящий момент они разрабатывают новое беспилотное транспортное средство, которое проходит тестирование на закрытых полигонах.
Второе немаловажное событие — завершение тестирования технологий на базе V2X в ряде регионов России, в рамках реализации проекта российской сервисной телематической платформы «Автодата». Система позволит беспилотным автомобилям общаться с инфраструктурой, другими транспортными средствами, светофорами, перекрестками и иными дорожными объектами.
пресс-секретарь рабочей группы НТИ Автонет
Стоит добавить, что на момент публикации материала беспилотные автомобили Сбербанка уже выехали с закрытых полигонов на улицы Москвы для тестирования. Пока компания, которая начала разработки в сфере автономного транспорта год назад, в самое ближайшее время рассчитывает вывести 10 машин.
В мае, когда информации о разработках Сбербанка в сфере автономного транспорта практически не было, по данным опроса ICT.Moscow, большинство ожидало, что первыми в Москве в коммерческий сегмент выйдет Яндекс.
Но учитывая активный интерес Сбербанка к развитию технологий, включая беспилотный транспорт, в будущем он может потеснить основного конкурента в этом сегменте. Для сравнения, на сегодняшний день флот Яндекса, разрабатывающий беспилотники с 2016 года, насчитывает 160 автомобилей, и помимо России они испытываются в Израиле и США.
Несмотря на разницу в опыте работы с технологией и в количестве машин, в сентябре обе компании одновременно объявили о том, что выделяют разработки в области беспилотных автомобилей в отдельные компании: сначала Яндекс, спустя несколько часов — Сбербанк.
При этом Яндекс видит переход от тестирования к применению технологии как тенденцию, характерную для всей отрасли — как в России, так и за рубежом.
В 2020 году в индустрии автономного транспорта произошло увеличение количества публичных сервисов: и в логистике, и пассажироперевозках. Постепенно многие производители переходят от тестирования к применению технологии. Пандемия коронавируса ускорила рост спроса на доставку, и чтобы удовлетворить его многие бизнесы начали внедрять роботов-курьеров. В России за 2020 год произошло сразу несколько запусков робота-доставщика Яндекс.Ровера. Сейчас «Роверы» возят заказы Яндекс.Еды в Москве и Иннополисе и помогают с транспортировкой документов и посылок в «Сколково».
Яндекс Беспилотные Технологии
В компании рассказали ICT.Moscow, что в 2020 году целый ряд разработчиков автономного транспорта запустили или расширили собственные публичные сервисы роботакси, причем самые значимые запуски произошли в США и Китае, где на данный момент для этого уже существует законодательная база. В качестве примера приводится американский город Феникс, где для широкой публики стал доступен первый в мире коммерческий сервис роботакси, работающий без сопровождения страхующего водителя. В Китае же запустилось сразу несколько сервисов роботакси, и сегодня они работают в целом ряде городов, включая Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и др.
На этом фоне разнятся сведения о готовности людей пользоваться беспилотным транспортом на постоянной основе. На форуме Urban Mobility в конце декабря консалтинговая компания Arthur D. Little сообщила, что в мире уровень доверия к технологии автономных автомобилей упал за последние пять лет с 64% в 2015 году до 53% в 2020-м. И только 36% россиян готовы воспользоваться беспилотным транспортом сегодня. Однако в августе этого года компания НТИ Автонет представила результаты своего опроса, согласно которому беспилотными такси сегодня готовы воспользоваться по крайней мере 77% россиян, причем этот показатель заметно вырос с 2019 года.
Тем не менее, сопоставление данных этого и еще нескольких исследований позволило выяснить, что россияне ждут появления беспилотников сильнее, чем, например, граждане США. Так, три четверти участников опроса организации Partners for Automated Vehicle Education сообщили об опасениях в незрелости технологии беспилотного транспорта на сегодняшний день.
Другие заметные события в российском сегменте беспилотного транспорта в 2020 году
В Санкт-Петербурге для тестирования на дорогах общего пользования были сертифицированы беспилотные автомобили компании StarLine.
Компания Cognitive Pilot начала применять свои беспилотные системы Cognitive Agro Pilot в сельскохозяйственной технике. Разработка была внедрена в 35 регионах, с ее помощью удалось собрать более 720 тыс. тонн урожая.
Еще одна разработка компании — Cognitive Rail Pilot — начала тестироваться в поездах РЖД в Подмосковье.
Компания «Газпром Нефть» на протяжении всего года активно испытывала различную беспилотную спецтехнику: грузовики, вертолет, дроны. Также компания заключила соглашение с ХМАО — регионом, где находятся ее месторождения, — о развитии беспилотного транспорта.
Беспилотные прогнозы
Об ожиданиях от 2021 года эксперты говорят с осторожностью. Ярослав Федосеев рассказал ICT.Moscow, что массового коммерческого применения беспилотного транспорта в России в следующем году точно не ожидается.
Однако на рубеже следующих пяти лет мы можем говорить о коммерческом применении высокоавтоматизированных транспортных средств. В частности речь идет о начале использования беспилотных транспортных средств в пассажироперевозках, грузоперевозках и уборке территорий в качестве ЖКХ-техники.
пресс-секретарь рабочей группы НТИ Автонет
Управляющий директор Сбербанка Владимир Авербах утверждает, что технология фактически уже готова, и для массового выпуска беспилотников осталось сделать не так много. Но потребуется помощь государства как законодательного регулятора.
Технология в странах-лидерах — США, Китае, России, Израиле — на 99% готова, и оставшийся 1% — самый сложный. Скорость внедрения сейчас целиком и полностью зависит от тестирования в полевых условиях: чем больше самоуправляемых машин в как можно большем количестве населенных пунктов будут «учиться» и обмениваться информацией друг с другом, тем быстрее мы получим беспилотное такси. Сейчас беспилотники ездят, например в Москве, с инженером-испытателем за рулем, так что дело за «малым» — регуляторикой, «песочницами», сертификацией и так далее. Если законодательство будет хоть немного поспевать за технологиями, Россия может стать одним из лидеров в сфере беспилотного транспорта.
управляющий директор и начальник центра исследования данных для государственных органов Сбербанка
Однако у людей все же нет уверенности в том, что беспилотники все же появятся в коммерческой эксплуатации в ближайшее время. Большинство опрошенных полгода назад ICT.Moscow респондентов прогнозировали, что беспилотники будут доступны пользователям не ранее чем через 3-5 лет, а почти треть сочли, что ждать придется даже до 2030 года.
Главный конкурент Сбербанка в России — Яндекс — тем временем напоминает, что компания уже готова приступить к запуску беспилотных автомобилей без страхующего водителя, правда пока в условиях небольшого города. Например, компания еще два года назад начала тестировать бесплатное беспилотное такси в Иннополисе, в том числе без водителя за рулем. Основной барьер в Яндексе видят тот же — отсутствие необходимой регуляторики, которая во многом обуславливает невысокие позиции России на мировом ландшафте автономного транспорта.
На текущий момент, в отличие от Китая и США, в России для этого нет регуляторных механизмов. Сейчас идет разработка законодательства в области автономного транспорта, и мы рассчитываем, что в наступающем году будут приняты прогрессивные меры, создающие благоприятную среду для дальнейшего развития технологии.
Источник статьи: http://ict.moscow/news/itogi-2020-bespilotnye-avto/