- Жизнь без автомобиля: почему стоит отказаться от личного транспорта
- Как я экономлю 90 тысяч рублей в год без машины. Рассказ читателя
- Почему купил?
- Почему продал?
- Расходы
- Будущее без машин? Что случится, если в городах запретят автомобили
- Совсем без машин?
- Что нужно, чтобы освободить город от машин?
- Будущее — без автомобилей?
Жизнь без автомобиля: почему стоит отказаться от личного транспорта
Сложно представить современный город без авто. Выходишь утром издома ипробираешься через лабиринты личного транспорта, напешеходнике тебя чуть несбивает какой-то умница, азайти водвор офиса невозможно, потому что там три автомобилиста немогут разъехаться. Машины стали неотъемлемой частью жизни каждого— даже если утебя нет автомобиля итыникогда несидел зарулем, тывсе равно вовлечен вдорожные дела вроли пешехода. Ате, кто зарулем, вообще немогут представить себе жизни без своего «железного коня». Однако, мытут собрались, чтобы обсудить, почемуже все-таки нужно отказаться отличного автомобиля икак это повлияет навашу жизнь иокружающий мир.
Давайте начнем сочевидного: меньше машин— меньше вреда экологии. Обэтом уже говорено-переговорено, нопочему-то невидно движения всторону защиты матушки-природы. Покрайней мере, унас встране. Вэтой вашей Европе уже непервый год отказываются отдизеля впользу более экологичных электрокаров, развивают возможности для пешеходов ивелосипедистов ипридумывают вцелом много разных альтернатив привычным, ноэкологически небезопасным предметам иявлениям. Опятьже, уменьшая количество автомобилей, выизменяете городское пространство вокруг себя: становится больше воздуха— нетого, которым дышим, асвободного места,— становится легче дышать, ничего недавит, нераздражает. Ради интереса просто вспомните, как хорошо двигаться поглавной улице вовремя большого праздника, когда все движение перекрыто!
pixabay.com
Естественно, если отказываешься отличного транспорта, приходится пересесть натранспорт общественный. Есть унего иминусы вроде бабулек стележками, давки излых кондукторов, ноесть ибольшие плюсы. Во-первых, пробка, вкоторой стоишь (сидишь) всвоем автомобиле, больше нестрашна: вышел измаршрутки идобежал доработы пешком, есть даже вероятность того, что успеешь прийти вовремя. Во-вторых, уобщественного транспорта есть еще одно большое преимущество перед личным: даже если тынестоишь впробке иникуда неопаздываешь, утебя есть время почитать, что-то послушать, очем-то подумать, составить список покупок, сделать звонок, расслабиться, вконце концов. Поездка втрамвае нетребует сосредоточенности надороге, единственное, очем тут нужно думать— какбы непроехать свою остановку. Кстати, изокон большого транспорта часто открывается красивый вид— попробуй-ка полюбуйся нароскошный закат зарулем автомобиля.
Теперь подумаем вот очем. Владение автомобилем подразумевает, что отпунктаА допунктаБ выдоберетесь, невыходя измашины. Ночто, если нужно посетить какой-нибудь Старооскольский тупик, вкоторый незаехать иневыехать? Психология водителей такова, что этот факт сразуже выбьет изколеи. Машину придется бросить где-то занесколько дворов, идти пешком, аэто очень раздражает— ячто, автомобиль купил, чтобы пешком ходить?
Вообще, кстати, обилие машин водворах— больной вопрос идля водителей, идля пешеходов. Первым вечно негде припарковаться, вторым вечно негде пройти. Неточтобы кто-то изних был неправ, нораз ужпокупаешь транспорт, позаботься иотом, чтобы было где его оставить, разве нет? Дружить сплатной парковкой водитель нехочет, астоять полчаса наморозе иждать, пока выйдет хозяин заблокировавшей выезд тачки ивыпустит тебя, видимо, всем понраву. Неговоря уже отом, что чтобы зимой куда-нибудь добраться, нужно потратить время наочищение ипрогревание машины, тогда как такси квам приедет уже тепленькое ичистенькое.
vk.com/gorod_na_neve
Кслову опарковках водворе: пример изжизни. Жителям одного издомов вСмоленске настолько надоело бесконечное число машин, которые постоянно превращали дорогу под окнами вбеспардонное месиво, что они скинулись всем домом ипоставили навъезде знак: «Проезд ипарковка только для жильцов дома. Решение принято общедомовым собранием». Там даже суд был содной автоледи, инеудивительно, что жильцы проиграли, нопредставьте, насколькож сильно кипело, если даже незаконная установка знака посравнению савтобеспределом показалась приемлемой.
Втомже Смоленске несколько человек подошли квопросу более продуманно, итеперь вгороде есть сообщество «Среда почетвергам», которое поднимает важные вопросы урбанистики— вчастности говорят иотом, что касается комфортного перемещения погороду.
Жизнь без автомобиля— это нетолько свобода передвижения нанебольших дистанциях, ноиэкономия. Ктобы что ниговорил, отсутствие машины дешевле его наличия, особенно, если дело касается моделей, которым больше 10лет. Почитайте любую историю того, кто отказался отсобственного авто, ипосмотрите, какие деньги фигурируют вихисториях. Если хочется посмотреть намногацифер, посмотрите вот здесь, нонасамом деле, это обойдется дешевле, даже если периодически ездить натакси. Ктомуже, инаштрафах пару тысяч рублей сэкономите.
Знаете, почему многие бросают автошколу или неездят после получения прав? Потому что дорога— это стресс. Этот козел невключил поворотники, эта обезьяна проехала накрасный, этот ***акрезко затормозил, витоге уровень напряжения растет ирастет. Безопаснее всего вэтом плане ходить пешком. Кстати, физическая активность всегда полезна— полчаса туда иполчаса обратно, ивыуже выполняете половину или даже целую дневную норму. Разумеется, недействует, если работа находится за20км отдома, нодаже общественный транспорт нетребует постоянного вовлечения инапряжения. Многие изтех, кто отказались отавтомобиля, замечают, что стали спокойнее. Совпадение? Недумаю.
Вот иполучается, что единственный плюс собственного автомобиля втом, что тынезависимо отвнешних обстоятельств можешь передвигаться налюбые расстояния, при этом страдает как окружающая среда, так исам водитель— стрессы, опоздания понезависимым отнего причинам, экономическая невыгодность. Стоитли оно того?
Рассказывайте вкомментариях, как появление автомобиля или отказ отнего изменил вашу жизнь.
Источник статьи: http://1000sovetov.ru/article_zhizn-bez-avtomobilya-pochemu-stoit-otkazatsya-ot-lichnogo-transporta
Как я экономлю 90 тысяч рублей в год без машины. Рассказ читателя
Эта история началась три года назад, когда, получив последовательно сначала права, а потом щедрый бонус от работодателя, я решил купить машину: добираться на метро и автобусе до офиса уже не хотелось, а водить как раз наоборот — еще нравилось. И тогда же у знакомых обнаружилась почти новая (пара тысяч километров пробега) рыжая Opel Mokka в топовой комплектации. Совпадение? Ммм… Ну, вы поняли. Однако год назад мы с Моккой расстались — без сожаления с моей стороны. И вот почему.
Почему купил?
Помимо сдержанного интереса к обладанию и управлению автомобилем для покупки Мокки была практическая причина. Когда живешь на юге Москвы в десяти минутах от МКАД, а работаешь с девяти утра на юго-западе на том же расстоянии от МКАД и в дополнение к этому регулярно бываешь в логистической черной дыре по имени Бирюлево, без машины делается как минимум трудно.
Почему продал?
Что изменилось спустя два года? Во-первых, место работы: в центре, куда я перебрался зарабатывать, с парковкой непросто — если вы не депутат или силовик. Да и на метро до офиса оказалось всего на десять минут дольше, чем на машине без пробок, и в разы быстрее, когда пробки.
Во-вторых, после нескольких автопробегов до моря и обратно страсть к автопутешествиям поутихла: оказалось, что на самолете или поезде куда комфортнее.
В-третьих, за время затянувшегося ремонта Мокки после небольшой, но чувствительной аварии (детали ехали из Европы месяц) выяснилось, что каршеринг и прокат полностью снимают нужду в автомобиле в тех случаях, когда общественным транспортом не обойтись, а затраты на круг выходят меньше. Проще говоря, пока я работал пять-шесть дней в неделю, машина стояла у подъезда и собирала на себя то снег, то опавшую листву, то птичий помет, а пользовался я ею от силы пять раз за месяц. При этом платить за нее все равно приходилось.
Расходы
Ежегодные расходы на владение Моккой выглядели примерно так:
- бензин (АИ-95 на заправках «Роснефти»): примерно 48 000 руб. (из расчета ок. 4000 руб./мес.)
- страховка: каско — 35 000 руб., ОСАГО — 20 000 руб. (стаж — неделя)
- техобслуживание, ремонт, расходные материалы (в год): замена масла — 1200 руб. (раз в полгода), ТО — 2500 руб. (раз в год), масло, фильтры, жидкости — 10 000 руб., замена резины и балансировка — 1500 руб. (раз в полгода)
- чистка и мойка (комплексная: кузов, коврики, уборка салона — два раза в месяц): 11 000 руб.
- налог (140 л. с.): 4500 руб.
- прочие расходы: 5000 руб.
Итого без стоимости парковки и без, собственно, затрат на покупку машины: около 139 000 руб. в год.
Источник статьи: http://www.zr.ru/content/articles/911390-bez-mashiny-ya-ehkonomlyu-90-tysyach/
Будущее без машин? Что случится, если в городах запретят автомобили
Автор фото, Getty Images
Современный город без машин? Звучит заманчиво, но не для всех. Возможно ли вообще такое и действительно ли мы этого хотим?
Представьте себе детей, играющих в футбол на улицах города. Представьте туристов, беспечно фотографирующихся посреди дороги. Рестораны, которые расставляют свои столики прямо на улице. И вокруг — ни машин, ни мотоциклов, ни автобусов.
Примерно такой мне запомнилась Венеция, единственный город без автомобилей, который я видел. Мы были там с друзьями во время летних каникул в университете. Мы тогда передвигались по Италии на попутках.
Венеция, конечно, уникальна тем, что построена на маленьких островах. Но все равно это было очень приятно — оказаться в городе, по которому можно бродить, не уворачиваясь от автомобилей.
За последние 100 лет автомашины превратились в доминирующую силу в городском пейзаже. Улицы специально расширяют, чтобы по ним можно было свободней и быстрее проехать, чтобы было больше места для парковки.
Частные автомобили совершили революцию в том, как мы передвигаемся, но в то же время принесли с собой много проблем — от загрязненного воздуха до дорожных происшествий.
И сегодня пока небольшое, но растущее количество городов пытается избавиться от автомашин.
В последние несколько лет Осло и Мадрид не раз попадали в заголовки СМИ по поводу планов их властей запретить автомобильное движение в центре этих столиц. Планы, правда, пока не осуществились до конца.
Однако эти намерения представляют собой более широкую тенденцию: как можно более затруднить движение по крупным городам.
Тут и Лондон со своей оплатой въезда в центральные районы города, и Мехико с инициативой «pico y placa» (когда ваше право ездить по определенным городским маршрутам зависит от того, четным или нечетным числом заканчивается номер вашего автомобиля), и несколько небольших городов, решивших совсем запретить автомобильное движение (например, Понтеведра в Испании).
«Наша главная цель — вернуть улицы людям, — говорит Ханна Маркуссен, заместитель мэра Осло по вопросам городского развития. — Тут важно понимать, как мы хотим пользоваться нашими улицами, и для чего они вообще. Мы считаем, что улицы — это то место, где вы встречаетесь с людьми, где вы едите в ресторанах на открытом воздухе, где играют дети, где показывают свои работы художники».
Чтобы достичь такого, в Осло совсем закрыли для машин часть улиц в центре города, убрали почти все парковочные места, заменив их велодорожками, скамейками и миниатюрными парками.
Автор фото, Getty Images
Столица Норвегии Осло приложила согласованные усилия к тому, чтобы убрать автомобили со своих центральных улиц
Есть и аспект окружающей среды. Осло был построен в геологической котловине, из-за чего город (особенно зимой) страдает от сильного загрязнения воздуха. По данным местных властей, за прошедшие десять лет степень загрязнения значительно уменьшилась.
Жители Осло стали реже пользоваться автомобилем для поездок по городу (с 35% поездок в 2009-м до 27% в 2018-м), а число людей, пользующихся для этого велосипедом, общественным транспортом или просто передвигающихся пешком, выросло.
Дж. Х. Кроуфорд — возможно, самый известный в мире представитель тех, кто выступает за города без машин, он автор двух книг на эту тему.
«Кроме давно доказанных проблем, связанных с загрязнением окружающей среды и миллионами смертей в автокатастрофах, самыми неприятными последствиями влияния автомобилей на общество следует признать невероятный ущерб, который они наносят социальному пространству», — подчеркивает он.
Суть в том, что автомобили значительно сокращают социальное взаимодействие. «Самые популярные у жителей места в городах — места без автомобилей», — говорит Кроуфорд. Это парки, скверы или улицы, отданные пешеходам.
По его словам, в таких американских городах, как Хьюстон и Даллас, до 70% городских земель отдано под парковки. «Нынешний жилищный кризис — из-за нехватки земли. Избавьтесь от машин, и проблема тут же решится».
Совсем без машин?
Город, в котором нет автомобилей? Звучит привлекательно. Но возможно ли такое? И все ли этого хотят? Как насчет аварийно-спасательных служб?
А что будут делать люди, которым трудно передвигаться пешком? И что будет с разрастающимися пригородами мегаполисов, с так называемыми спальными районами?
Не пытаемся ли мы навязать всем горожанам идею, популярную в основном только у представителей молодого поколения, стремящихся жить и работать в центре города?
«Самый быстрый способ убить городской центр — не дать людям туда приезжать», — заявляет Хью Блейден из Ассоциации британских водителей.
Угасающей торговле, бизнесу на центральных улицах многих британских городов никак не помогут ограничения в автомобильном движении, подчеркивает он, и центры городов быстро превратятся в прибежище наркоманов и пьянчуг.
Он согласен с тем, что многие города слишком переполнены автомобилями, но, по его мнению, это из-за плохой планировки. Нужно просто больше парковок в правильных местах.
Автор фото, Getty Images
Центр города умрет, если не позволить людям туда приезжать, но если обеспечить правильную альтернативу в виде общественного транспорта, то все будет в порядке
Рэнсфорд Ачимпонг, исследователь проблем городской планировки из Манчестерского университета, говорит, что запрет автомашин поможет сделать воздух чище и улучшить здоровье людей, но если вы отнимаете автомобиль, предоставьте альтернативу.
Даже в Европе, где общественный транспорт работает довольно неплохо, для многих жизнь совсем без машины невозможна.
Есть такая концепция «последней мили», «пешеходного плеча» от остановки транспорта до дома. Это заключительная часть нашего ежедневного маршрута, и если общественный транспорт не сделает эту часть минимальной, мы все равно будем ездить на машинах.
И хотя вице-мэр Осло Маркуссен отдает должное аргументу о вторжении в права человека, когда у него отбирают возможность путешествовать на автомобиле, она подчеркивает: «Во многих случаях не ограничивать автомобильное движение означает ограничивать свободы других людей. Машины мешают детям играть на улицах, а пожилым людям — переходить дорогу».
«У Осло еще и проблема с загрязнением воздуха. Можно сказать, что автомобили нарушают права жителей с астмой, заставляя их сидеть дома и никуда не выходить, когда степень загрязненности особенно высока», — говорит она.
Что нужно, чтобы освободить город от машин?
В генеральном плане Большого города (пригорода Чэнду, Китай) до любого места можно дойти пешком. Нет тупиков, много перекрестков, так что здесь приятно гулять или ездить на велосипеде. Предусмотрена также «вертикальная связь»: небоскребы соединены воздушными мостами.
Большой город, спланированный для жизни 100 тыс. человек, занимает площадь всего в один квадратный километр. Максимальное количество времени, которое надо потратить при передвижении от одной его точки до другой — 10 минут.
К сожалению, этот пригород пока остается в планах. Его разработку власти Чэнду заказали еще в 2012 году американской архитектурной фирме SmithGill, но он так и не построен. Тем не менее понятно, что этот городской район вполне готов обойтись без машин.
«Мы хотели, чтобы детям там можно было ходить в школу пешком, а взрослым не нужно было преодолевать до места работы огромные расстояния», — говорит представитель фирмы Крис Дрю.
С остальными районами города этот пригород соединяли бы две железнодорожные линии, так что и тут в машине не было бы необходимости.
Автор фото, Getty Images
Масдар-сити в Абу-Даби поначалу не предусматривал использования автомобилей
Есть еще пара примеров новых городов, которые собирались стать более или менее свободными от автомобилей.
Еще ранее Дрю работал над проектом Масдар-сити (Объединенные Арабские Эмираты), который поначалу планировали полностью избавить от машин, но сейчас автомобили порой встречаются на его улицах.
SmithGill также помогала работе над генпланом Всемирной ярмарки в Дубае (2020 г.), территорию которой намерены сделать полностью пешеходной и заселить после окончания World Expo.
Передвижению по ней будет помогать множество взаимосвязанных пересадочных узлов, в каждом из которых будет остановка трамвая или легкой железной дороги, окруженная магазинами, офисами и жилой застройкой. Жителям понадобится не более пяти минут, чтобы дойти до остановки общественного транспорта.
В теории, для того чтобы пересечь этот новый город, понадобится чуть больше получаса.
Это все планы, но как переделать уже существующие города, в которых сегодня живет большинство людей?
Ханна Маркуссен так объясняет подход властей Осло: «Мы начали с пробных проектов, чтобы люди сами увидели, как все будет, мы вводили изменения очень постепенно».
«Например, одна из самых красивых площадей Осло рядом с городским советом раньше была полностью заставлена машинами, — говорит она. — Год назад мы запретили там парковаться, закрыли туда въезд, и поначалу людям это казалось странным. Но сейчас они уже считают, что странным было то, что мы позволяли ездить там автомобилям».
Будущее — без автомобилей?
«Если смотреть в будущее с оптимизмом, то эта тенденция будет только укрепляться, — говорит Ачимпонг. — Взгляните на статистику — по-видимому, мы прошли пик популярности обладания собственным авто и ездим сейчас меньше. Существует и большая разница в привычках между миллениалами и бебибумерами, между разными поколениями».
Он считает, что молодежь все чаще отказывается от владения автомобилем.
Все это указывает на то, что доминирование автомашин в наших городах постепенно будет сходить на нет естественным образом.
Автор фото, Getty Images
Далеко не все города могут быть такими свободными от автомобилей, как Венеция, но если отдавать приоритет интересам пешеходов и велосипедистов, то кое-что получится
С другой стороны, указывает он, есть растущий запрос на новые транспортные услуги — такие как Uber или Lyft, или беспилотные такси. «А ведь это тоже автомобили», — подчеркивает он.
Ачимпонг отмечает, что в большинстве развивающихся стран популярность владения автомобилем как раз переживает бум, и их правительства учитывают это, развивая инфраструктуру с учетом интересов автовладельцев.
Именно на автомобилях совершается большинство поездок в муниципальных районах, далеких от центра мегаполиса — возьмите, к примеру, лондонскую трассу M25 или Пекин, где целых семь кольцевых дорог.
Отказаться от автомобилей было бы относительно легко для старых европейских городов, которые на протяжении веков существовали без них. А вот мегаполисам, выросшим одновременно с автотрассами и большими парковками, сделать это будет гораздо сложнее.
Пока трудно сказать, насколько далеко нас заведет эта тенденция. Во всяком случае, я не забываю, что единственным способом уехать из свободной от машин Венеции было стоять на обочине дороги, голосовать и ждать, пока остановится какой-нибудь автомобиль.
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future .
Источник статьи: http://www.bbc.com/russian/vert-fut-50183672