- Важность рулевого управления в безопасности движения
- Устройство и виды рулевого управления автомобиля
- Устройство системы рулевого управления
- Виды рулевого управления
- Требования к рулевому управлению автомобиля
- Особенности правостороннего и левостороннего руля
- Топ-10 советов по безопасному вождению автомобиля.
Важность рулевого управления в безопасности движения
Автомобиль всегда считался средством повышенной опасности. Конечно, в последние десятилетия был сделан серьезнейший скачек вперед в обеспечении безопасности дорожного движения. Но объем мирового автомобильного парка растет такими фантастическими темпами, что число пострадавших в автомобильных происшествиях постоянно увеличивается. Это связано с целым рядом причин.
Одна из них – это пренебрежение правилами дорожного движения. Ведь во многих развивающихся странах водители не испытывают к ним должного уважения. А в таком случае даже самые современнейшие системы безопасности неспособны уберечь от беды.
Еще один фактор риска – это некачественное техническое обслуживание. Очень часто автомобилисты стремятся сэкономить деньги на качественном техническом обслуживании и предпочитают обращаться в различные сервисы гаражного типа, в которых квалификация персонала является весьма большой загадкой, ответ на которую вам вряд ли кто предоставит.
Сами владельцы тоже должны следить за техническим состоянием собственного железного друга. Особое внимание, конечно, необходимо уделять тем узлам и агрегатам, которые напрямую влияют на степень безопасности транспортного средства. Особенно это относится к деталям подвески и рулевого управления, а также к тормозной системе. С последним все понятно без лишних слов. Своевременная замена тормозных колодок гарантирует работоспособность всей тормозной системы на долгое время. А вот с рулевым управлением все не так просто. Верно, диагностировать неприятность под силу только профессионалу высокого уровня, т.к. даже самое современное диагностическое оборудование, которым располагают сегодня многие автосервисы, не способно вынести окончательного вердикта. А значит, решающую роль играет профессионализм исполнителя.
Но с учетом важности всех деталей для безопасности, многие технические специалисты при малейших сомнениях предпочитают подстраховаться и «прописывают» автомобилистам ремонт рулевых реек. Особенно это касается иномарок, где даже небольшие отклонения от заданных производителем норм могут в скором времени повлечь за собой появление новых, гораздо более серьезных технических проблем. Лучше всего произвести ее замену. По окончании работ добросовестные исполнители проводят необходимый набор тестов и испытаний на специальном диагностическом оборудовании. И только после получения положительных результатов автомобиль признается исправным.
Если вас не миновала такая участь и вам понадобились такие ремонтные работы, то очень внимательно отнеситесь к выбору будущего автоцентра, в котором предполагается проведение ремонта. Кроме того, в качестве запчастей лучше всего использовать оригинальные детали, рекомендованные соответствующим автопроизводителем. Хотя и будет огромный соблазн сэкономить довольно круглую денежную сумму за счет использования аналогов, изготовленных малоизвестными производителями. Обычно продавцы не несут никаких гарантийных обязательств по таким товарам. Учитывая критическую важность рулевого управления в безопасности движения, на такие компромиссы с совестью лучше не соглашаться.
Залогом качественного ремонта является использование оригинальных запчастей и труда профессионалов высокого уровня. В этом случае ваш автомобиль будет как новый и, управляя им вам не придется думать о том, что неприятный сюрприз может случиться в любой момент. Тем более что ценой такого «сюрприза» могут быть человеческие жизни. Т.е. это тот случай, когда качество действительно дороже любых денег.
Источник статьи: http://avtosreda.ru/info/services/vajnost_rulevogo_upravleniya_v_bezopasnosti_dvijeniya/
Устройство и виды рулевого управления автомобиля
Рулевое управление – одна из основных систем автомобиля, которая представляет собой совокупность узлов и механизмов, предназначенных для синхронизации положения рулевого колеса (руля) и угла поворота управляемых колес (в большинстве моделей автомобилей это передние колеса). Основное назначение рулевого управления для любых транспортных средств – это обеспечение поворота и поддержание заданного водителем направления движения.
Устройство системы рулевого управления
Конструктивно система рулевого управления состоит из следующих элементов:
- Рулевое колесо (руль) – предназначено для управления водителем с целью указания направления движения автомобиля. В современных моделях оно дополнительно оснащается кнопками управления мультимедийной системой. Также в рулевое колесо встраивается передняя подушка безопасности водителя.
- Рулевая колонка – выполняет передачу усилия от руля к рулевому механизму. Она представляет собой вал с шарнирными соединениями. Для обеспечения безопасности и защиты от угона колонка может быть оснащена электрическими или механическими системами складывания и блокировки. Дополнительно на рулевой колонке устанавливается замок зажигания, органы управления светотехникой и стеклоочистителем ветрового стекла автомобиля.
- Рулевой механизм – выполняет преобразование усилия, создаваемого водителем через поворот рулевого колеса и передает его приводу колес. Конструктивно представляет собой редуктор с некоторым передаточным отношением. Сам механизм соединяет с рулевой колонкой карданный вал рулевого управления.
- Рулевой привод – состоит из рулевых тяг, наконечников и рычагов, выполняющих передачу усилия от рулевого механизма к поворотным кулакам ведущих колес.
- Усилитель рулевого управления – повышает усилие, которое передается от руля к приводу.
- Дополнительные элементы (амортизатор рулевого управления или “демпфер”, электронные системы).
Стоит также отметить, что подвеска и рулевое управление автомобиля имеют тесную взаимосвязь. Жесткость и высота первой определяют степень отклика автомобиля на вращение рулевого колеса.
Виды рулевого управления
В зависимости от типа редуктора системы, рулевой механизм (система рулевого управления) может быть следующих видов:
- Реечный – самый распространенный вид, используемый в легковых автомобилях. Этот вид рулевого механизма имеет простую конструкцию и отличается высоким КПД. Недостатки заключаются в том, что этот тип механизма чувствителен к возникающим ударным нагрузкам при эксплуатации в сложных дорожных условиях.
- Червячный – обеспечивает хорошую маневренность автомобиля и достаточно большой угол поворота колес. Этот вид механизма меньше подвержен влиянию ударной нагрузки, но более дорогостоящий в изготовлении.
- Винтовой – принцип работы похож на червячный механизм, однако он имеет более высокий КПД и позволяет создавать большие усилия.
В зависимости от вида усилителя, который предусматривает устройство рулевого управления, различают системы:
- С гидравлическим усилителем (ГУР). Его основным достоинством является компактность и простота конструкции. Гидравлическое рулевое управление среди современных транспортных средств является одним из наиболее распространенных. Недостатком такой системы является необходимость контроля уровня рабочей жидкости.
- С электрическим усилителем (ЭУР). Такая система рулевого управления с усилителем считается наиболее прогрессивной. Он обеспечивает простоту регулировки настроек управления, высокую надежность работы, экономный расход топлива и возможность управления автомобилем без участия водителя.
- С электрогидравлическим усилителем (ЭГУР). Принцип действия данной системы аналогичен системе с гидравлическим усилителем. Главное отличие заключается в том, что насос усилителя приводится в действие электродвигателем, а не ДВС.
Рулевое управление современного автомобиля может быть дополнено следующими системами:
- Активного рулевого управления (AFS) – система изменяет величину передаточного отношения в зависимости от текущей скорости. Она позволяет корректировать угол поворота колес и обеспечивает более безопасное и устойчивое движение на скользких поверхностях.
- Динамического рулевого управления – работает аналогично активной системе, однако в конструкции в этом случае вместо планетарного редуктора используется электродвигатель.
- Адаптивного рулевого управления для транспортных средств – главной особенностью является отсутствие жесткой связи между рулем автомобиля и его колесами.
Требования к рулевому управлению автомобиля
Согласно стандарту, к рулевому управлению применяются следующие основные требования:
- Обеспечение заданной траектории движения с необходимыми параметрами поворотливости, поворачиваемости и устойчивости.
- Усилие на рулевом колесе для осуществления маневра не должно превышать нормированного значения.
- Суммарное число оборотов руля от среднего положения до каждого из крайних не должно превышать установленного значения.
- При выходе из строя усилителя должна сохраняться возможность управления автомобилем.
Существует еще один стандартный параметр, определяющий нормальное функционирование рулевого управления – это суммарный люфт. Данный параметр представляет собой величину угла поворота руля до начала поворота управляемых колес.
Значение допустимого суммарного люфта в рулевом управлении должно быть в пределах:
- 10° для легковых автомобилей и микроавтобусов;
- 20° для автобусов и подобных транспортных средств;
- 25° для грузовых автомобилей.
Особенности правостороннего и левостороннего руля
В современных автомобилях может быть предусмотрено правостороннее или левостороннее рулевое управление, что зависит от вида транспортного средства и законодательства отдельных стран. В зависимости от этого руль может располагаться справа (при левостороннем движении) или слева (при правостороннем).
В большинстве стран левостороннее рулевое управление (или правостороннее движение). Основное отличие механизмов не только в позиции руля, но и в рулевом редукторе, который адаптирован под различные стороны подключения. С другой стороны, переоборудование правостороннего руля на левостороннее рулевое управление все же возможно.
В некоторых видах спецтехники, например, в тракторах, предусматривается гидрообъемное рулевое управление, которое обеспечивает независимость положения руля от компоновки других элементов. В этой системе отсутствует механическая связь привода и рулевого колеса. Для выполнения поворота колес гидрообъемное рулевое управление предусматривает силовой цилиндр, которым управляет насос-дозатор.
Основные достоинства, которые имеет гидрообъемное рулевое управление для транспортных средств в сравнении с классическим рулевым механизмом с гидравлическим усилителем: необходимость приложения меньших усилий для выполнения поворота, отсутствие люфта, а также возможность произвольного расположения узлов системы.
Таким образом, ГОРУ может обеспечивать и правостороннее, и левостороннее рулевое управление. Это позволяет его устанавливать в транспортных средствах с особыми режимами эксплуатации (дорожно-строительные машины, уборщики).
Источник статьи: http://techautoport.ru/hodovaya-chast/rulevoe-upravlenie/rulevoe-upravlenie-avtomobilya.html
Топ-10 советов по безопасному вождению автомобиля.
Автомобиль прочно вошёл в нашу жизнь и необходимо помнить, что его задача не только комфорт и скорость передвижения, но и обеспечение нашей безопасности и безопасности пешеходов. В статье представлены 10 советов по безопасному вождению.
1.Регулярное техническое обслуживание.
Для того чтобы автомобиль не являлся угрозой для участников движения, необходимо регулярное прохождение техосмотров, притом не в гараже у дяди Васи, а в сертифицированных центрах. Но осмотра раз в год недостаточно, поэтому некоторые действия должны проводиться самим водителем.
Перед каждой поездкой целесообразно провести визуальный осмотр автомобиля, во время которого обратить внимание на уровень давления в шинах и их целостность, наличие под машиной следов подтекания жидкостей и работа приборов освещения.
В начале движения необходимо протестировать работу тормозной системы (резко притормозить) и рулевого управления (дёрнуть руль в сторону). Естественно, эти манипуляции необходимо выполнять в безопасных, для остальных участников движения, условиях.
Один раз в одну-две недели следует проверить при помощи манометра уровень давления в шинах, уровень рабочих жидкостей в системах двигателя, целостность трубок и шлангов в подкапотном пространстве, наличие подтеканий и потёртостей оплёток электропроводов.
Во время движения необходимо внимательно прислушиваться к звукам, издаваемым автомобилем, и оценивать его поведение на дороге. При любом отклонении от стандартной нормы конкретного автомобиля необходимо обратиться к специалисту для выявления и устранения возможной неисправности.
2.Практика безопасного вождения.
Для безопасного вождения только соблюдать ПДД недостаточно. Управлять автомобилем необходимо с учётом движения других авто и пешеходов.
3.Хладнокровие при встрече с неадекватными участниками движения.
При встрече с неадекватным водителем или пешеходом не следует поддаваться на провокацию, выказывать раздражение или агрессию. Необходимо оставаться хладнокровным. Даже если оппонент полностью не прав, лучше руководствоваться правилом трёх Д (дай дорогу дураку).
4.Соблюдение безопасной дистанции.
Во время движения стоит предполагать, что перед впереди идущим автомобилем может произойти непредвиденная ситуация и он приступит к экстренному торможению. Второй неприятной неожиданностью может стать неисправность осветительных приборов, нелюбовь водителя обозначать манёвр указателем поворота или привычка к резкому перестроению. Поэтому дистанция должна быть не просто безопасной, но и с запасом.
5.Учёт погодных условий.
При движении в плохих погодных условиях и их изменений необходимо учитывать целый ряд факторов – при первых каплях дождя дорога становится более скользкой, при наличии большого количества воды на дороге возможно аквапланирование и прочее. Туман, гололёд, снежный накат, снегопад, гроза и ураганный ветер так же могут создать массу неприятностей.
6.Использование ремней безопасности.
Процесс пристёгивания ремнями безопасности занимает мало времени, но они помогут избежать больших неприятностей в случае столкновения.
7.Учёт здоровья и сонного состояния.
При плохом самочувствии лучше отказаться от управления автомобилем. Если в дороге клонит на сон, достаточно небольшой разминки рядом с автомобилем или 10-15 минут сна. За городом следует делать остановку для отдыха в районе автозаправок, кемпингов и постов ГИБДД.
8.Концентрация внимания на руле и дороге.
Телефон, гаджеты, отвлечение внимания на симпатичных девушек за окном автомобиля и рекламные щиты также могут доставить массу неприятностей. Всё внимание дороге и рулю.
Необходимо учитывать то, что скорость убивает, а правила написаны кровью. Поэтому лучше ухать немного медленней, чем немного быстрей.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/mehanik/top10-sovetov-po-bezopasnomu-vojdeniiu-avtomobilia-5f1f22ee6da601585490efd0